Он был искушаем также тщеславием по подобию нашему, когда Ему было сказано: «если Ты Сын Божий, то бросься вниз» ( Мф.4:6 ). Но Он не был уловлен лукавым внушением дьявола и, опровергая тщеславного обольстителя изречением Св. Писания, ответил: «не искушайте Господа, Бога вашего» ( Мф.4:7 ; Втор.6:16 ). Он был искушаем и гордостью по подобию нашему, когда дьявол обещал Ему все царства мира и славу их; но злое искушение отвергнуто и посрамлено, ибо Он ответил ему: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 , Втор.6:13 ). Из этих свидетельств научаемся, что и мы также словами Св. Писания должны противиться лукавым внушениям врага. Опять, Спаситель был искушаем гордостью по подобию нашему, когда тот же хитрый клеветник через людей старался предложить Ему царство, которое Он прежде отверг; но он без греха посрамил наветы искусителя. Ибо когда Иисус узнал, что хотят прийти, взять Его и сделать Его царем, опять ушел на гору один ( Ин.6:15 ). Был Он искушаем по подобию нашему, когда били Его бичами, рукою по ланитам, плевали, когда до конца претерпел чрезвычайные мучения на кресте; но никогда никакими, не говорю, поношениями, даже и мучениями Он не был возбужден и к самому легкому негодованию; напротив, вися на кресте, умилительно взывал: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Глава 11. Один Христос пришел в подобии плоти греха Как же тогда понимать и то, что апостол говорит об Иисусе Христе, что Он пришел в подобии плоти греховной, если бы и мы могли иметь плоть, не оскверняемую никаким грехом ( Рим.8:3 )? Ибо и это о Том, кто Один есть без греха, упоминается как нечто единственное. Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной; потому что Спаситель, принимая истинное и целое существо человеческой плоти, принял не сам грех в ней, но подобие греха. Подобие должно относиться не к истинности плоти, по превратному понятию некоторых еретиков, а к образу греха. Ибо в Нем была хотя и истинная плоть, но без греха, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

До сего пятидесятого дня Христос бывал с ними и пред ними, а теперь Он, будет в них через Святого Духа, Который освятил и просветил их. Посему и говорил Ап. Павел: «не я живу, но живет во мне Христос» ( Галат.2:20 ). – Впрочем, мы обещали прежде выяснить действия Св. Духа в жизни общественной, в жизни общецерковной, участие Его силы, Его Божественной Личности в той борьбе добра со злом, веры с неверием и противлением Богу, в которой проходит жизнь мира и будет проходить до последнего конца. Сам Господь в Своих предсказаниях о ниспослании Святого Духа, упомянув кратко о том, что Утешитель пребудет с Его последователями вовек и напомнит им все, о чем говорил им Христос ( Ин.14:17,26 ) вскоре же переходит к выяснению Его действий в мире, в мире, враждебном Христу и Его ученикам. «Он, пришедши обличить мир о грехе, о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден есть» ( Ин.16:8–11 ). Слова не сразу понятны читателю, как и первоначальным Его слушателям, что видно из дальнейшей речи Христовой ( Ин.12:13 ). На этих словах необходимо остановиться. Хотя Христос Спаситель даёт и Сам некоторое им разъяснение, но, всё-таки, для понимания нашего недостаточное и нуждающееся в дополнении. – Каким же способом Св. Дух обличает мир? Кто этот мир? Очевидно, что мир, враждебный Христу и обществу Его проповедников и вообще Его последователей. – В каком же смысле Дух обличил его в грехе неверия во Христа? В том, конечно, что неверие было посрамлено и безответно и могло противопоставить проповеди учеников Христовых только грубое насилие, но не действительное возражение. Сие сказалось с особенной силой в повествовании о мученичестве св. Стефана. Его противники «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» ( Деян.6:10 ). Они тогда его оклеветали, повлекли на суд Синедриона, где согласно закону потребовались свидетели; но на этот раз выступили лжесвидетели-клеветники, а когда Стефан произносил пространную речь в своё оправдание, в которой исповедал себя истинным иудеем и чтителем закона, то, все «сидящие в Синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» ( Деян.6:15 ); но когда он в заключение своей речи, начал обличать их, в том, что они всегда противились Святому Духу, как отцы их, так и они сами ( Деян.7:51 ), то они «разрывались сердцами своими и скрежетали на него зубами» ( Ин.7:54 ) – явление – обнаруживающее всегда бессильную злобу) и забыв требование о суде ( Втор.13:14 ) и о свидетелях ( Втор.19:15–19 ), устремились на Стефана и избили его камнями, подвергнув сами себя ( Ин.18:31 ) судебной ответственности за самовольную расправу, ибо в порыве злобы оставили вещественные доказательства своего преступления у ног юноши Савла ( Деян.7:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

2 А вы. В противовес тому, что сделал Господь («Я избирал в пророки», 2,11), народ Израиля стремился разрушить Его планы, не позволяя посланцам Бога пророчествовать и заставляя назореев пить вино. Таким образом, они проявляли свое неуважение и к Господу, и к закону. 2:13 Господь собирается раздавить Израиль, уподобив Себя колеснице, все сокрушающей на своем пути. 2 у проворного... крепкий. Ни скорость того, кто надеялся убежать, ни сила того, кто рассчитывал выстоять, не спасут их от гнева Божиего. храбрый. Иначе: «герой», т.е. тот, кто по своим физическим данным и выучке соответствовал ипостаси могучего воина. Голиаф был одним из таких ( 1Цар. 17,51 ). Этот же термин применим и к Давиду ( 1Цар. 16,18 ), и к Мессии («Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», Ис. 9,6 ). 2 не спасет своей жизни. Иначе: «спасти голову». 2 убежит нагой. Ср. Быт. 2,25 . Здесь речь идет о том, что даже самый отважный воин отбросит в панике не только доспехи и оружие, но и одежду: только бегство его не спасет. в тот день. Указание на судный день. В данном случае оно предвещает грядущее завоевание царства Ассирией. Глава 3 36,14 Эти пророчества с обвинениями против Израиля развивают и дополняют сказанное в 2,6–16. 3:1–15 Бог устами пророка Амоса изрекает обвинение на сынов Израиля. 3:1–8 Господь изрекает слово на сынов Израиля. Усиленное предостережение, особенно правящим кругам. 3 Слушайте слово сие. Эти торжественные слова приказа повторяются в 4,1 и 5,1 и перекликаются с повелением слушать и повиноваться Господу в текстах завета ( Втор. 4,1; 5,1; 6,3.4 ). См. также Ис. 1,2 ; Иер. 2,4 ; Ос. 4,1 . 3 только вас признал Я. Слова Амоса здесь перекликаются со Втор. 7,7.8 : «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас... но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим». потому. Милость Господа и всепрощение народу Израиля были неотделимы от наказания за грехи именно потому, что Он слишком любил Свой народ, чтобы позволить ему безнаказанно и безответственно грешить (ср. Притч. 3,11.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

При всем том исполнение левиратного долга всегда неизбежно было немалой жертвой со стороны деверя. Вступая в левиратный брак с невесткой, он должен был отказаться от продолжения рода своего через первого сына ( Быт.38:9 ), а вместе с тем подвергнуть некоторому расстройству свой наследственный удел, свое материальное благосостояние ( Руф.4:6 ). Сюда могли присоединяться другие соображения, не располагавшие к выполнению левиратного долга; желание деверя самому сделаться наследником имущества брата (в случае выхода невестки замуж за человека другого Израильского колена, ср. Чис.36:3–9 ), отвращение (horror naturalis) к бракам в родстве (ср. Лев.18:16, 20:21 ), наконец, самая принудительность или некоторая фатальность левиратного брака, столь несвойственная и чуждая существу брачного союза. Нередки, поэтому, бывали случаи отказа деверя от левирата с невесткой ( Быт.38 ; Руф.3:13, 4:6 ). Но такой отказ, по господствовавшим тогда воззрениям, почитался делом крайне грубого эгоизма и жестокосердия, поступком не гуманным и противообщественным: отказывавшийся от левиратнаго брака, как нравственного долга, совершал некоторое вероломство в отношении своего умершего брата, родной семьи и всего Израиля, поскольку отрекался увековечить имя умершего брата, члена общего с ним родословного корня, в Израиле; являлся, некоторым образом, врагом и заповеди Божией о размножении человечества и обетований Божиих об умножении семени Авраамова. Общественное древнееврейское мнение клеймило такой поступок пятном позора. Виновный в этом деверь должен был подвергаться общественному позору и посрамлению в виде обряда так называемой «Халицы» или «разувания». Относящееся сюда постановление закона находится во ( Втор.25:7–10 ), служа непосредственным продолжением и дополнением статьи о левиратном браке (там же, ст. 5–6). Читается оно так. " Если деверь не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается ( ο θλει) восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне». Тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его и если он станет и скажет: «не хочу взять ее», то невестка его пусть подойдет к нему в глазах старейшин и снимет сапог его с ноги его, ( πολσει τ π δημα ατο π το ποδς ατο) и плюнет в лицо его и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему (у Израиля)». И нарекут имя ему в Израиле: дом разутого» ( Втор.25:7–10 ; ср. Руф.4:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

«Кто не послушает слов Моих, которые пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:19 ). Смысл и значение пророчества, или точнее профетизма, как выражений целого явления в его деятелях и деятельности, особенно уясняется из показаний его отношения к закону Моисея и места, занимаемого им в истории теократии; но прежде, чем перейти к этому, постараемся уяснить само понятие о пророке и показать противоположность пророчества языческой мантике. Из всех наименований, встречающихся в Ветхом Завете для обозначения пророка, наиболее характерно для уяснения понятия о нем слово (nabi) 2 . Корень этого слова , неупотребительный в библейском языке, родственен по своему значению с одинаковым с ним по произношению , означающим: «выкипать, выбивать, вытекать, изливаться» 3 , и употребляемым в Библии по отношению к воде, пробивающейся из недр земли и затем текущей в виде ручья. В применении к человеческой речи этот глагол означает: «выбрасывать, извергать слова, говорить, изливаться вдохновенной речью» и указывает на речь, льющуюся из глубины души свободно, с энергией, речь, уясняющую что либо 4 . Отсюда, родственное с слово как наименование лица, действующего известным образом, означает лицо, говорящее с одушевлением, оратора ( Ам.3:8 , Иез.11:13 ), истолкователя, стремящегося уяснить что-либо для других ( Втор.13:2 ) 5 , хотя и с побочным понятием определения в речи через движущую и исполняющую его силу духа, вносящую некоторым образом пассивный элемент в состояние духа такого истолкователя 6 . Далее, значение евр. слова определяется из слов Господа к Моисею, где Бог Сам первый раз употребляет его в Своем откровении. Господь, посылая Моисея к Фараону, говорит ему; «смотри, я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком (). Ты будешь говорить ему (Аарону) все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону» ( Исх.7:1,2 ). Из этого места ясно, что «пророк» означает человека, передающего мысли и слова другого. Сопоставление его с другим местом из книги Исход ( Исх.4:15–16 ) – специальнее определяет значение слова .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Пс.68:21             Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемогаю 377 ;                         и жду сетующего 378 , и нет [его],                         и утешающих, – и не нахожу. «Поношение сокрушило сердце» – поношение, которое человек терпит «ради Бога» (ст.8), может «сокрушить сердце». Таково же покаяние о грехе: «жертвы Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно» (см. Пс.51 /50:19). И терпящий напраслину ради Бога, и кающийся о грехе должны знать: Бог «врачует сокрушенным сердцем» ( Пс.147 /146:3). «Блаженны вы, когда будут поносить вас ради Меня» ( Мф.5:11 ) – это блаженство такое же, как у совершенно покаявшегося. «Сетующего нет… утешающих не нахожу» – ученики рассеялись при Голгофе, как сказал им Иисус: «все вы соблазнитесь о Мне в ту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада " » ( Мф.26:31 ; Зах.13:17 ). Пс.68:22             И подают в пищу Мне горечь,                         и в жажде Моей напоили Меня уксусом. «Пищу» – hap.leg.; слова того же корня редки и обозначают еду, которую дают или больному ( 2Цар.13:5 ), или во время голода ( Плч.4:10 ). Предложить вместо такой пищи «горечь» – это глумление. " Горечь» рош – либо ядовитая трава (упоминается вместе с полынью; Плч.3:19 ), либо яд змей ( Втор.32:33 ); Иов.20:16 ). В символическом значении – отрава, которая растет на полях Содома и Гоморры ( Втор.32:32 ), также горечь, в которую превращают неправый суд ( Ам.6:12 ). Можно представить себе состав зелья, куда внесли горечь от трав, от яда змей, от «Содома», от продажного суда… Следовательно, не первую попавшуюся «горечь» дали Изнуренному: Христу дали приготовленный состав горечи в глумление и муку. И сверх того, как всякому распинаемому, Христу давали «оцет» – напиток на «уксусе» 379 , как одурманивающее средство, своего рода гуманный акт обезболивания: «дали Ему пить вина, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» ( Мф.27:34 ). О смеси с «желчью» говорит только евангелист Матфей, об «уксусе» (оцте) – все евангелисты ( Мф.27:48 ; Мк.15:36 ; Лк.23:36 ; Ин.19:29,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

То есть требовать с людей то, что ты сам не исполняешь, – верх ханжества и лицемерия. Блаженный Иероним так истолковал рассматриваемый стих: «Это против всех вообще учителей, которые приказывают [исполнять] трудные действия, а не делают более легких (minora). Но при этом должно заметить, что и плечи, и персты, и тяжесть, и связки, которыми обвязывается тяжесть, необходимо понимать в духовном смысле » 355 . Речь идет о духовном закабалении, разновидность «церковного» крепостничества. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Этими словами Он обнаруживает двоякое зло в их действиях: именно то, что они от подчиненных без всякого снисхождения требуют полной и совершенной исправности в жизни, а сами себе предоставляют полную свободу действия, между тем как доброму начальнику надлежало бы поступать иначе, то есть к самому себе быть судьей строгим и взыскательным, а к подчиненным – кротким и снисходительным. Фарисеи же поступали наоборот. Таковы и все любомудрствующие на словах. Они без милости строги и взыскательны, потому что не испытали, как трудно учить делами» 356 . И далее мы читаем: Мф.23:5 . «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих». Слова « расширяют хранилища » – имеется в виду филактерии (теффилин). Представляли из себя кожаные коробочки, которые закреплялись кожаными ремнями на лбу или левой руке. По мнению законоучителей, обязанность ношения филактерия возложена на евреев самим Моисеем; они ссылаются на следующие четыре цитаты из Библии: «и навяжи их (слова Божии) в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» ( Втор.6:8 ); «положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими» ( Втор.11:18 ); «И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими» ( Исх.13:9 ) и «и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими» ( Исх.13:16 ). Скорее всего, так как обрезание прообразовывало собой крещение ( Кол.2:11 ), то ношение теффилин (филактерия) могло прообразовывать собой ношение креста на груди.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

9. Мы же, согласно истинному учению, не называем Сына ни «подобным», ни «неподобным» Отцу, ибо и то, и другое [определение] равным образом не подходит к Ним. Ведь «подобное» и «неподобное» являются высказываниями, относящимися к качеству, а Бог свободен от [всякого] качества. Мы исповедуем тождество природы и признаем единосущие, но избегаем [понятия] «сложное», поскольку Тот, Кто есть по сущности Бог и Отец, породил Того, Кто есть по сущности Бог и Сын. Ведь этим делается очевидным единосущие. Потому что Бог по сущности единосущен Богу по сущности. Правда, и человек называется «богом», как [написано]: «Аз рех: бози есте» ( Пс 81.6 ). Также и бес [называется] «богом», [согласно словам]: «Бози язык бесове» ( Пс 95.5 ). Но [люди] называются «богами» по благодати, а бесы – ложно. И только единый Бог есть [подлинно] Бог по сущности. 10. Когда я говорю «единый», то подразумеваю святую и нетварную сущность Божию. Ибо [слово] «единый» бывает высказыванием и о каком-либо [отдельном] человеке, и вообще о природе. О каком-либо [отдельном] человеке, например, говорится, когда сообщается, что один [человек] «восхищен был до третьего неба. ...и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:2, 4 ). О природе же вообще высказывается, например, Давид: «Человек, яко трава дние его» ( Пс. 102:15 ). Здесь он обозначает не какого-либо [конкретного] человека, но общую [человеческую] природу, поскольку всякий человек преходящ и смертен. Также об [общей] природе, как мы думаем, говорится: «единый имеющий бессмертие» ( 1Тим. 6:16 ); «Единому Премудрому Богу» ( Рим. 14:26 ); «никто не благ, как только один Бог» ( Лк. 18:19 ). Ибо здесь «единый» тождественен «одному». Также: «прострый един небо» ( Иов. 9:8 ). Еще: «Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши» ( Втор. 6:13 ) и «несть Бог разве Мене» ( Втор. 32:39 ). 11. Ведь слова «один» и «единый» употребляются в [Священном] Писании относительно Бога [Отца] не для того, чтобы противопоставить Его Сыну или Святому Духу, но для противопоставления [истинного] Бога богам несуществующим, ложно именуемым «богами». Например, «Господь един вождаше их, и не бе с ними бог чуждь» ( Втор 32.12 ); «отвергоша сынове Израилевы Ваалима, и дубравы Астарофа, и поработаша Господу единому» ( 1Цар 7.4 ). Также и Павел говорит: «Ибо, хотя и есть так называемые боги..., но у нас один Бог Отец, из Которого все... и один Господь Иисус Христос , Которым все» ( 1Кор 8.5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Это божественные законы, ниспосланные с неба для нашего спасения».    «Заметь и то, что знать Писания весьма полезно; ибо и Господь поразил сатану Писаниями. «Не хлебом единым будет жить человек», это — Моисеево изречение о манне (Втор. 8:3); ибо хотя манна была не хлебом, однако же питала народ. Равным образом Моисеевы изречения и сии: «Господу Богу твоему поклоняйся и не искушай» (Втор. 6:13, 16)».    Читай же от этих божественных законов. Устремись к соблюдению их.    Будь усердна в церковных службах — только пусть усердие твое будет не внешним, не показным, пусть церковная молитва твоя украшает внутренняя твоя, самую тайну твою, в коей заключены образ и подобие Божии, а не внешность твою, чтоб не оказаться тебе подобной «гробам повапленным» (Мф.23:27; Лк. 11:44), о коих с великим гневом и сожалением говорил Господь. Ведь не зря уставщики остерегают тебя: «Аще ли же кто мощен, и от произволения или усердия своего к Богу, хощет вящше уставного повеления поклоны творити, или молитвы, и се не в церковных собраниях и службах исправляет, но в келии особне. Келия бо устава не имеет».    Пусть усердие твое останется тайной — между тобою и Богом. Пусть сила молитв твоих испытана будет не теми, кто стоит в церкви плечом к плечу с тобой, но — лишь стенами дома твоего, келлии твоей. Не всуе же сказано отцами: «Седи в келлии твоей, и та всему тя научит».    Пусть такой же тайной останется и милосердие твое — да сбудется обетование Господне: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3—4).    Почитай наставников твоих — не за премудрость их, а ради той мудрости святых отец, которую они передают тебе. Помни, как учит тебя апостол: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. ...Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Достойно замечания, что все исчисленные проклятия Божия должны остаться на отверженном Израиле и семени его «во век», как знамение и указание для прочих народов (46 стих). 13. Обещание помилования народа в случае его раскаяния и указание на исполнимость закона Божия (Втор. 30) В том случае, когда Израиль образумится бедствиями, раскается и обратится к Богу, Господь помилует народ и вновь ниспошлет Свои блага (1–9 стихи). Для Израиля не трудно исполнять заповедь, данную ему, которая, заключая в себе мудрость и счастье, недалеко от него и доступна ему, она не на небе, не за морем, но на устах и в сердце человека, чтобы последний мог исполнять её. Моисей этим говорит, что вечные вложенные в сердце человека вместе с образом Божиим заповеди добра и истины выражены для Израиля в форме человеческого слова и ему не требуется даже усилий, чтобы понять тайный голос души человеческой. Так заключает Моисей свои речи к народу. Израилю предложены жизнь и смерть, добро и зло, благословение и проклятие (15–19 стихи). Исполняя заповеди, народ будет благоденствовать, при их нарушении его постигнут страшные бедствия (16–20 стихи). 14. Наставления Моисея Израилю, и Иисусу Навину (Втор. 31) Моисей объявил народу, что по преклонности лет и Господнему определению, он слагает с себя звание вождя израильского. Но при этом Господь, по словам Моисея, не оставит народ Своей помощью, под предводительством Иисуса Навина Израиль вступил в землю обетования и истребит своих врагов, как были истреблены амморейские цари Сигон и Ог (1–5 стихи). Поэтому, обращаясь к народу, Моисей увещает его быть мужественным и не страшиться предстоящих столкновений с врагами (6). Затем перед лицом всего народа, обратившись к будущему вождю Иисусу Навину, Моисей убеждает его быть твердым и мужественным в надежде на Господа, при помощи Которого он войдет в землю обетования и разделит её народу на уделы (7–8 стихи). Написав далее в книгу свои речи, Моисей передал её священникам и старейшинам, заповедав, чтобы они читали эту книгу каждый субботний год (слав. «лето оставления») в праздник Кущей перед народом, когда весь Израиль будет являться к указанному Самим Господом месту законного богослужения. Это чтение закона должно научить народ бояться Господа и исполнять Его заповеди (9–1З стихи).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010