Ибо закон, как святой и праведный по своей природе (–, ст. 12), в себе самом содержал все, что нужно было человеку для оправдания ( Рим.2:13 ). На этом основании Ап. Павел именует его «духовным» (νευξατιξ – Рим.7:14 ). Но действительное оправдание от закона можно было получить лишь под условием его всецелого, совершенного исполнения ( Втор.5:32,12:32 ; Иов.23:6 ). А это исполнение, в свою очередь, предполагает верность не одной внешней стороне моисеевых постановлений, но и внутреннюю расположенность, любовь человека к Закону Божию ( Рим.2:28,29 ). Короче: чтобы оправдаться от закона, люди должны были собственными силами, своей волей войти на высоту законных требований и установить между собой и Богом надлежащие отношения. – Таков был прямой и буквальный смысл Моисеева закона; так очевидно, сразу же поняли его и евреи, при заключении завета с Богом, когда они говорили: «всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» ( Исх.24:7 ), В этих словах, как видим, слышится ещё юношеская самоуверенность народа, не знавшего пока ни настоящей глубины и высоты правды Божией, ни действительной цены себе и своей нравственной природе. Долгий душевный (психологический) и исторический опыт научил однако евреев скромнее думать о своих силах. Уже устами пр. Давида он возвестил им, что пред Богом не оправдается ни один человек ( Пс.142:2 ; ср. Иов.9:2,3,20 ). А св. Ап. Павел окончательно раскрыл людям всё, что дал им в действительности закон Моисеев, и насколько через него возможно было оправдание. – Оказалось, что через букву закона не спасся ни один ветхозаветный праведник ( Гал.3:11 ); ибо закон не принёс человеку ни любви к добру, ни сил для его осуществления. Он лишь обнаружил живущий в людях грех (ξεα): «законом познание греха» ( Рим.3:20 ). Произошло это таким образом. Пока не было закона, человек находился как бы в нравственной дремоте. В глубине души его жило греховное начало. Обнаруживаясь, оно порождало злые дела. Но человек отчётливо не понимал природы этого зла; потому оно особенно и не беспокоило его. «Я жил – говорить Ап. Павел – некогда без закона»... ( Рим.7:9 ). «Жил» – ξων... Слово это указывает не просто на животную (физиологическую) сторону нашего существования; оно определяет главным образом свойство духовного настроения человека до закона. Именно, – не зная точно природы зла, не ощущая в себе его гнетущего давления, человек был спокоен, счастлив духом. Зло и добро не стояли ещё в нем друг против друга в качестве непримиримых врагов. То и другое проявлялось по частям и греха, как греха, человек ещё не знал. Ибо «где нет закона, там нет и преступления» ( Рим.4:15 ). Конечно, это не значит, чтобы до закона грех вовсе не существовал: мы уже сказали, что в природе человека жило зло, как греховное начало ( Быт.8:21,6:14 ; Иов.15:14 ; Пс.50:5 ; Иер.18:12 и др.). Но до закона не было общеобязательных постановлений, а, следовательно, – не могло быть и сознательного преступления, по крайней мере в лучших людях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Направленность Божиего суда — от того, кто более всех виновен, к тому, кто последним был вовлечен во грех. “Ты проклят”, — сказано змею. Это именно констатация. Здесь нет императива “да будешь проклят”. Кстати, та же грамматическая форма будет применена ко Христу: “проклят ( всяк повешенный на дереве” (см. Втор 21:23 и Гал 3:13). Кроме того, важно, что ни жена, ни человек не прокляты. Формула “ты проклят” сказана только змею, — и еще она касается земли. Эти две формулы представляют немало затруднений для истолкования. Что значит, что земля проклята; и что означает, что змей проклят “пред всеми скотами” (Быт 3:14)? Если змей уже был проклят — значит, у Бога были какие-то прежние отношения с духом зла, сложившиеся еще до трагедии в Эдеме. Характерно, что Бог не спрашивает змея тогда, когда Он спрашивает мужчину и женщину, побуждая их произнести не слова оправдания, но слова раскаяния. Бог знает, что от этого духа покаяния не дождаться, и что тот, будучи “человекоубийцей искони”, пребудет таким вовеки. То, что Бог не расспрашивает змея вместе с людьми, есть косвенное свидетельство в пользу того христианского убеждения, что “первородный грех”, будучи первым грехом на земле, не был первым грехом вообще в мироздании. Однако сцена с проклятием змия содержит другую сложность. Что означает, что змей “проклят пред всеми скотами”? В славянском переводе — “паче всех скотов”; аналогично и некоторые современные переводы говорят о том, что змей был проклят “более чем остальные животные”. Но почему остальные животные прокляты, и в чем их проклятие? Можно предположить, что проклятие уже было в мире животных до греха человека, и их смерть как раз была таким древнейшим проклятием. Но я не могу признать такую интерпретацию Быт 3:14. У меня ответа пока нет. Но возможный ответ должен учитывать четыре библейских обстоятельства. Первое: прокляты не только животные, но и земля. Второе: человек, непосредственный виновник проклятия, наложенного на остальной мир, не подпадает под проклятие. Третье: проклятие Каину предполагает запрет на его преследование другими людьми (Быт 4:15).

http://pravmir.ru/muzhchina-i-zhenshhina...

И голос Божией справедливости зазвучал. Это не столько суд, изрекающий возмездие за преступление, сколько уяснение того, что поскольку человек изменился, то и мир не может оставаться прежним, и отношения человека с Богом будут теперь также иными. Направленность Божиего суда – от того, кто более всех виновен, к тому, кто последним был вовлечен во грех. «Ты проклят», – сказано змею. Это именно констатация. Здесь нет императива «да будешь проклят». Кстати, та же грамматическая форма будет применена ко Христу: «проклят всяк повешенный на дереве» (см. Втор. 21:23 и Гал. 3:13 ). Кроме того, важно, что ни жена, ни человек не прокляты. Формула «ты проклят» сказана только змею, – и еще она касается земли. Эти две формулы представляют немало затруднений для истолкования. Что значит, что земля проклята; и что означает, что змей проклят «пред всеми скотами» ( Быт. 3:14 )? Если змей уже был проклят – значит, у Бога были какие-то прежние отношения с духом зла, сложившиеся еще до трагедии в Эдеме. Характерно, что Бог не спрашивает змея тогда, когда Он спрашивает мужчину и женщину, побуждая их произнести не слова оправдания, но слова раскаяния. Бог знает, что от этого духа покаяния не дождаться, и что тот, будучи «человекоубийцей искони», пребудет таким вовеки. То, что Бог не расспрашивает змея вместе с людьми, есть косвенное свидетельство в пользу того христианского убеждения, что «первородный грех», будучи первым грехом на земле, не был первым грехом вообще в мироздании. Однако сцена с проклятием змия содержит другую сложность. Что означает, что змей «проклят пред всеми скотами»? В славянском переводе – «паче всех скотов»; аналогично и некоторые современные переводы говорят о том, что змей был проклят «более чем остальные животные». Но почему остальные животные прокляты, и в чем их проклятие? Можно предположить, что проклятие уже было в мире животных до греха человека, и их смерть как раз была таким древнейшим проклятием. Но я не могу признать такую интерпретацию Быт. 3:14 . У меня ответа пока нет.

http://azbyka.ru/muzhchina-i-zhenshhina-...

Ко времени Христа Спасителя, подобный обычай, возможно, существовал у римлян, потому что Пилат, чтобы засвидетельствовать свою невиновность в убиении Иисуса Христа «умыл руки перед народом» (Мф. 27:24). Указанный в 21:1–8 Закон Моисея был направлен к тому, чтобы внушить уважение к человеческой жизни в страх ко греху убийства. Но ожесточение евреев явилось причиною того, что этот закон стал основанием их осуждения. В ослеплении злобою к ненавистному Праведнику, они ответили Пилату; «Кровь Его на нас и на чадах наших» (Мф. 28,25). Другой закон, излагаемый в ст. 22–23 рассматриваемой главы, говорит о погребении казненных и также имеет отношение к искупительному подвиге Христа Спасителя. По смыслу этого закона, тела повешенных преступников должны быть погребены в день казни и не оставаться на ночь, дабы не осквернялась ими земля обетованная, ибо проклят перед Богом всяк повешенный на дереве. Поэтому и Господь наш Иисус Христос, искупая человека от законной клятвы, Сам был «по нас клятва» (Гал. 3:13) и повешен на древе крестном, приняв на Себя грехи мира. Наставления Моисея Израилю и Иисусу Навину (Втор. 31) Моисей объявил народу, что по преклонности лет и Господнему определению, он слагает с себя звание вождя израильского. Но при этом Господь, по словам Моисея, не оставит народ Своей помощью, под предводительством Иисуса Навина Израиль вступает в землю обетования и истребит своих врагов, как были истреблены аморрейские цари Сигон и Ог (1–5). Поэтому, обращаясь к народу, Моисей увещает его быть мужественным и не страшиться предстоящих столкновений с врагами (6). Затем перед лицом всего народа, обратившись к будущему вождю Иисусу Навину, Моисей убеждает его быть мужественным и не страшиться предстоящих столкновений с врагами (6). Затем перед лицом всего народа, обратившись к будущему вождю Иисусу Навину, Моисей убеждает его быть твердым и мужественным в надежде на Господа, при помощи Которого он войдет в землю обетования и разделит ее народу на уделы (7–8). Написав далее в книгу свои речи, Моисей передал ее священникам и старейшинам, заповедав, чтобы они читали эту книгу каждый субботний год (слав, «лето оставления») в праздник Кущей перед народом, когда весь Израиль будет являться к указанному Самим Господом месту законного богослужения. Это чтение закона должно научить народ бояться Господа и исполнять Его заповеди (9-13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Но так как никто из подзаконных, даже великих праведников, не мог исполнить всех предписаний закона в совершенстве, то, очевидно, проклятие закона падало на всех, для кого он дан. Посему-то и говорится о законе, что он «гнев соделовает» ( Рим.4:15 ), то есть гневу Божию подвергает, что он есть «буква убивающая» ( 2Кор.3:6 ). Как же в таком случае можно было избавиться от проклятия? Не иначе как посредством веры в милосердие Божие. Закон мог дать познание греха ( Римл.3:20 ). С познанием же греха, возникающим в человеке при свете закона, неразлучно признание виновности и безответности перед Богом. Оставалась одна надежда – на милосердие Божие. Оно одно могло избавить человека от проклятия закона. Но Господь не только милосерд, но и праведен. Если бы Он поступал с людьми по одному милосердию, то это было бы для них не добро, а зло. Это значило бы потворствовать греху, возбуждать в грешнике надежду безнаказанности и этой надеждой поощрять его к беспечности о своем спасении. «Господь милостив, – стал бы рассуждать грешник, – сколько ни греши, Он не взыщет, все простит». Но если недостаточно для спасения человека одного милосердия и надлежало вместе удовлетворить правосудию Божию, то каким образом можно было достигнуть этого? Каким образом можно было умилостивить Бога, не оскорбляя Его правосудия? Одна премудрость Божия могла решить этот вопрос. И мы знаем, каково было это решение. Христос избавил нас от клятвы законной, приняв эту клятву на Себя одного. Он был распят за нас на крестном древе, но по закону «проклят всяк висяй на древе ( Гал.3:13 ; Втор.21:23 ). Взявши на Себя это проклятие или осуждение на погибель, Он снял его с людей, ибо пострадал за них, будучи ни в чем не виноват. И не по этой только причине спасительна для нас Его крестная жертва, но и по тому, что принесший ее был Бог во плоти. Вследствие этого Его жертва имела бесконечную цену перед правдой Божией и потому была вполне достаточна для умилостивления небесного правосудия. Ветхозаветные верующие без сомнения не знали всего этого в той мере, как мы знаем; но когда они приносили кровавые жертвы для умилостивления Бога, то не могли не знать, что животные, приносимые в жертву, сами по себе не были виноваты перед Богом, виновен был перед Богом только человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

112 В оригинале игра слов: «...incerta, certe...». 113 ...indeterminabiles quaestiones, quas apostolus non amat. Ср.: 1 Тим. 1:4. Тертуллиан неоднократно ссылается на это место из Первого послания Тимофею. Ср.: infinitas enim quaestiones apostolus prohibet «Ведь бесконечные прения запрещает апостол» (Tert. De an., 2, 7). 114 Вставка Кройманна. 115 Интерполяция, по мнению Кройманна. 116 Ср.: Tert. De test., 2. 117 Намек на Маркиона. 118 Интерполяция, по мнению Кройманна. 119 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Прими». 120 Возможно иное понимание текста: «Ведь кто благодаря своим свойствам известен не так, как благодаря чужим?» 121 Т. е. в этом пространстве нет этого божества. 122 Вставка Кройманна. 123 Здесь Тертуллиан излагает евгемеровский взгляд на богов. 124 Cicercula. Чина — Lathyrus Cicera, травянистое растение семейства бобовых. 125 Триптолем — сын легендарного царя Келея (или Элевсина), получивший от Деметры запряженную крылатыми драконами змеями колесницу (Ps.-Apoll. I, 5, 2; ср.: Hyg. 147; Met., V, 642—649), чтобы он распространял злаки по всему миру. Считалось, что Триптолем первым стал пахать, сеять и получать урожай (Ov. Fast., IV, 559—560). 126 Вставка Кройманна. 127 Конъектура Кройманна. В рукописи: «что» («Почему он так сильно заботился о своей известности, что даже оказался явленным в позоре плоти, позоре тем большем, если плоть — ложная? Ведь более отвратительно, если тот, кто принял на себя проклятие Творца, будучи повешенным на древе, лишь симулировал телесную сущность»). 128 Ср.: Втор. 21:23; Гал. 3:13. 129 Ср.: Ис. 45:22—23. 130 Интерполяция, по мнению Кройманна. 131 Интерполяция, по мнению Кройманна. 132 Или: «верить в Бога, ставшего явным благодаря Своим деяниям». 133 Лакуна, по мнению Кройманна. Могли выпастьслова: «Я предпочел бы, чтобы он сделал». 134 Т. е. κσμος. 135 В другом месте Тертуллиан называет философов «патриархами еретиков» (Tert. De an., 3,1; Tert. Adv. Herm., 8,3). 136 Подобные «каталоги» философских мнений были очень распространенными в рассматриваемую эпоху. Ср.: «Философы дали нам элементы в качестве первоначал, прославив: Фалес-милетец — воду, Анаксимен, который тоже был из Милета, — воздух... Парменид же из Элеи сделал богами огонь и землю, из которых Гиппас-метапонтиец и Гераклит Эфесский считали богом только огонь» (Cl. Protr., 64, 2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

VIII. Надобно подавлять гнев, чтобы он не довел нас до греха    У Соломона в Притчах: «лучше муж долготерпелив паче крепкаго, удержаваяй же гнев паче вземлющаго град» (Притч.16:32). И в другом месте: «безумный абие исповесть гнев свой; крыет же свое безчестие хитрый» (Притч.12:16). О том же пишет Павел к Ефесеям: «гневайтеся и не согрешайте, солнце да не зайдет в гневе вашем» (Еф.4:26). Также в Евангелии от Матфея: «слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши; иже бо аще убиет, повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк, гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду» (Мф.5:21—22). IX. Братья должны взаимно поддерживать друг друга    Павел пишет к Галатам: «блюдый (буди) себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал.6:1—2). X. Должно уповать на одного Бога и о Нем одном хвалиться    У Иеремии: «да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим; но о сем да хвалится хваляйся: еже разумети и знати, яко Аз есмь Господь творяй милость и суд и правду на земли, яко в сих воля Моя, глаголет Господь» (Иер.9:23—24). О том же в псалме 55: «на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек?» (Пс.55:12). И в псалме 61: «не Богу ли повинуется душа моя?» (Пс.61:2). И в псалме 117: «Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек... Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека; благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи» (Пс.117:6, 8—9). О том же у Даниила: «и отвещаша Седрах, Мисах и Авденаго, глаголюще царю Навуходоносору: не требе нам о глаголе сем отвещати тебе. Есть бо Бог наш на небесех, Емуже мы служим, силен изъяти нас от пещи огнем горящия и от руку твоею избавит нас, царю. Аще ли ни, ведомо да будет тебе, царю, яко богом твоим не служим и телу златому, еже поставил еси, не кланяемся» (Дан.3:16—18). Опять у Иеремии: «проклят человек, иже надеется на человека..., и благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его» (Иер.17:5, 7). Также во Второзаконии: «Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши» (Втор.6:13). В Послании к Римлянам: «и почтоша и послужиша твари паче Творца...; сего ради предаде их Бог в страсти безчестия» (Рим.1:25—26). И в Первом послании Иоанновом: «болий есть, Иже в вас, нежели, иже в мире» (1Ин.4:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

е. счастливое и благоприятное, верует, а во время напасти отпадает ( Лк.8:13 ). Изгнала ли из него вера все скверное и нечистое, все недостойное жилища Агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Пет.1:19 ) и все несовместимое с Его пречистым телом и чистейшею кровию? Искоренила ли она в сердце его семя греха и беззакония – зародыш нечистых и богопротивных чувств и помышлений, желаний и намерений? Внемли себе, говорил еще древле Бог устами Пророка Боговидца древнему Израилю, внемли себе: да не будет в сердце твоем слово тайно беззакония ( Втор.15:9 ). Наконец, Сам Спаситель, питающий нас Своим пречистым телом и Своею животворящею кровию, обращает наше внимание еще на один предмет, могущий нас соделать недостойными причастниками Его Божественных таин и который потому мы должны удалять от себя и всегда, а особенно готовясь принять Самого Христа Спасителя в свою душу. Внемлите себе, говорит Он, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми, или заботами, житейскими ( Лк.21:34 ). Сими словами Он ясно заповедует нам обуздание своих страстей, ограничение чувственных пожеланий, самоумерщвление плоти, воюющей и похотствующей на дух ( Гал.5:17 ; Рим.7:23 ), соблюдение поста и воздержание во всех его видах. И это потому особенно, братия, что несоблюдение поста в раю, невоздержание и сластолюбие наших прародителей, было причиною их падения и всех гибельных и для нас его последствий. И в обыкновенных телесных болезнях искусные врачи предписывают больному воздержание в пище и питии, потому что иначе предписываемые ими врачевства не будут иметь надлежащего действия. Тем паче совершенное воздержание от всего изнеживающего плоть необходимо во дни св. поста, собственно, на то и посвящаемые св. Церковию, во дни говения и покаяния, сокрушения о грехах и причастия св. Христовых Таин. Ибо может ли достойно и всецело вселиться Божественный Спаситель в сердцах тех, имже, по слову Апостола, Бог чрево ( Флп.3:19 ), которые только земная мудрствуют и живут только по внушению плоти, которых занимают одни роскошные яства и пития и которые, погрузившись в чувственные удовольствия, не возносятся умом и сердцем к единому истинному брашну и истинному питию, которое есть тело и кровь Христа Спасителя? Итак, да искушает себе человек и с сей стороны и потом уже от хлеба да яст, и от чаши да пиет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

179. Sicut igitur non propter se, sed pro nobis peccatum adque maledictum factus est, ita non pro se sed per nos erit subiectus in nobis, non in natura subiectus aetema, neque enim in natura maledictus aeterna. Maledictus enim omnis qui pendet in ligno, maledictus, quia nostra maledicta suscepit, subiectus quoque, quia subiectionem nostram ipse suscepit, sed in seruitutis formae adsumptione, non in dei maiestate, ut dum file nostrae fragilitatis se praebet in carne consortem, nos in uirtute sua diuinae faceret consortes naturae. Non quo aut hoc nobiscum superna Christi generatione naturale consortium aut diuinitatis in Christo sit ilia subiectio, sed sicut in illo per carnem illam, quae est pignus nostrae salutis, sedere nos in caelestibus apostolus dixit, utique non sedentes, sic et ille per nostrae adsumptionem naturae dicitur subiectus in nobis. Как не ради Себя, но ради нас Он стал грехом и клятвой, так Он обитает в нас не ради Себя и покорится не в вечной природе, как и проклят не в вечной природе. Проклят всяк, висящий на древе ( Гал.3:13 ; Втор.21:23 ), но Он проклят, приняв наше проклятье, и покорился, восприняв нашу покорность в образе раба, а не в величии Бога, чтобы, став соучастником нашей тленности по плоти, Своей силой сделать нас причастниками божественной природы 679 . Как у нас нет естественного соучастия в небесном рождении Христа, так и подчинение во Христе не распространяется на божественную природу, но как в Нём по плоти, каковая есть залог нашего спасения, мы, как сказал апостол, восседаем на небесах 680 , хотя и не сидим в прямом смысле, так и о Нём сказано, что восприятием нашей природы Он покорится в нас Он. 180. Quis enim tarn demens, qui putet, ut supra diximus, quod ad dexteram dei patris sedes sibi uenerabilis debeatur, cum, licet etiam secundum carnem Christo ea a patre, generationis tamen supernae et aequalitatis potentia deferatur? Angeli adorant, et tu tibi praesumptione sacrilega «solium dei sternis»? Какой безумец сочтёт себя достойным сидеть одесную Бога Отца? По плоти, как мы уже сказали 681 , это позволено и дано Отцом только Христу по силе небесного рождения и равенства. Ангелы поклоняются, а ты престол Божий готовишь для себя 682 в святотатственном чаянии?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Он совершил свою литургию (ты ведь помнишь: литургия по-гречески, в первоначальном смысле, означает общественную работу, работу для блага всего общества!). Отчего же ты всё болезнуешь? Отцы-пустынники учат телесные недуги врачевать подвигом телесным, а не телесным покоем 547 , дабы насильством смертного сего телесе 548 не возобладал над нами демон лукавый. Ведь как «движение души не иное что есть, как жизнь ее», так «без сомнения и о теле говорим, что тогда оно живет, когда движется, и тогда бывает смерть его, когда прекращается в нем движение» 549 . Почему же ты так ищешь покоя до того, как в присносущный достигнешь покой 550 ? Добро бы, ревновал ты житию блаженного аввы Филимона, который «издавна пресвитерства сподобився, и небесных житием и разумом коснувся, сице божественных священнодействий убегаше времене, яко во множайших его подвигов летех не изволяти к священней поне приближатися трапезе, и Божественных причащению Таин сподобитися» 551 , – но разве такая ревность снедает тебя? «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» ( Иер.48:10 ). Проси же, душа моя, проси Того, Кто проклят был по закону иудейскому (ибо сказано: «Проклят всяк висяй на древе» ( Гал.3:13 ; Втор.21:23 )), Того, Кто «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» ( Евр.9:26 ) и «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» ( 1Пет.2:24 ) 552 и пригвоздил их там, на древе Крестном, где Он волею распялся «за вся младенцы и старцы» 553 , – проси Его, разрушившего клятву излиянием Крове Своея 554 , и о тебе клятву разрушить, даровать тебе сердце умиленное, укрепить силы твои, вразумить тебя на путях пастырского служения твоего и помиловать тебя, овча Свое заблуждшее. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся. «Всех бо есть притруднейше управляти душами» 555 , – говорит блаженный Нил Синайский . «Это раньше чистый источник бил из-под каждого куста. А теперь – пей, где дают», – сказал лет пятьдесят тому назад безвестный лаврский монах. Где научиться тебе, душа моя, дороге, на которой ты встретишь Спаса нашего, Господа Иисуса Христа Сладчайшего, и в нем оправдаешься от грехов своих? «Всякое художество времене и учения требует многаго ко исправлению. Едино ли художество художеств без учения снискивается? И к земледелию не дерзнет приступити неискусный, ниже врачебной хитрости ненаучен приступит ко врачебным делам. Обличится бо сей, яко не токмо ничтоже пользовавый болящих, но и тяжшую устроивый болезнь. Той же оримую землю оляденевшею и былием заростшею соделавый. К единому же Богочестию яко всех легчайшему делу дерзновенно приступают тому не обучившиеся, и неудобь исправляемое удобно возмнеся быти многим. ... Кто бо не посмеется, вчера в корчемнице видя воду носяща, днесь яко учителя добродетели, от ученик окружаема» и «торжников паче, неже учителей образ показующе»? 556

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010