III. Св. Исаак сириянин говорит: «не отрекшись от имущества, душа не может освободиться от возмущения помыслов; без молчания чувств не ощутит она мира в уме; без тишины помыслов не может ум обращаться в сокровенных тайнах» – созерцания Бога. (Сл. об удал. от мира в «Хр. чт.», 1825 г., ч. 18; сн. «Доброт.», ч. 2, гл. 5, ч. 1, гл. 23 и ч. 1, гл. 105). Он же говорит: «если веришь, что Бог промышляет о тебе, то для чего печешься и заботишься о временном к о потребностях для плоти твоей? Если же не веришь, что Бог промышляет о тебе, и потому без Него заботишься о себе, то несчастнее ты всех людей. Для чего ты живешь и жить будешь? Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает ( Ncaл. LIV, 23 ), – и не убоишися страха нашедшего на тебя ( Npumч. III, 25 ). Кто однажды навсегда посвятил себя Богу, тот пребывает в покое ума. Без нестяжательности душа не может освободиться от смущения помыслов, и когда не безмолвствуют чувства, не может ощутить мира в уме». (Сл. 56, л. 119). в) Люди, исполняющие заповедь о совершенной нестяжательности, должны оберегать себя от самопревозношения. Они должны в этом случае подражать св. Павлину, епископу поланскому, о котором рассказывается, что он, раздав все свои богатства неимущим, в то же время думал, что он ничего еще не сделал для Бога и братий своих во Христе. «Я подобен бойцу, приготовляющемуся на сражение, или человеку, хотящему плыть чрез реку, обыкновенно говорил он о себе: они оба ничего еще не сделали чрез то, что скинули с себя одежду». (Житие св. Павлина). 2. Щедрость а) Библейские изречения о щедрости. Щедрость а) заповедуется: Я повелеваю тебе; отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему я нищему твоему в земле твоей ( Втор. 16, 11 ). Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся ( Пс. 58, 7 ). – Просящему у тебя дай и от хотящего занят у тебя не отвращайся ( Матф. 5, 42 ). – Продавайте имения ваши и давайте милостыню ( Лук. 12, 33 ). – Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах ( – 18, 22). – В нуждах принимайте участие ( Римл. 12, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   В своем указании, по которому можно отличить лжепророков, Иисус Христос говорит о том, что лжепророки имеют очень характерный признак. Их слова расходятся с делом. В Ветхом завете сказано о том, что их предсказания не сбываются. “Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей” (Втор.18:22). Поэтому не следует слушать их лицемерные слова, а нужно посмотреть на их поступки. И как бы не были красивы слова лжепророков, их поступки выдадут их грязные намерения и их греховную суть. Лжепророки ложно объявляют себя праведниками. Прикрываясь именем Иисуса Христа, они на самом деле творят беззаконие и грех. “Они в устах своих делают из этого (из слова Божьего) забаву, сердце их увлекается за корыстью их” (Иез.33:31). Возвещающий слово Божие “для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их” (Иез.33:32). Лжепророки прикрываются именем Спасителя, хвалят Его учение, а сами его не выполняют, приучая людей, таким образом, на словах чтить Бога, но на деле попирать Его заповеди. “Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины” (1Иоан.2:4). Такие лжепроповедники и лжеучителя на словах могут быть за Бога и утверждать, что только одни они на свете правильно трактуют учение Божье, а на деле при пояснении Божьего слова искажают его. Например, ложно говоря людям: “верьте, и вы спасетесь и вам не зачем делами подтверждать заповеди Божии”. Когда вопреки этому ложному утверждению сказано в Писании: “Вера без дел мертва” (Иак.2:26). Или утверждают, что посты не нужны, когда Иисус Христос соблюдал пост и Своим примером показал необходимость поста. “Иисус ... постившись сорок дней и сорок ночей” (Матф.4:1-2). Такие проповедники также являются лжепророками, потому что на словах хвалят Бога и охотно берутся пояснять Его учение. А на деле сами нарушают заповеди Божьи и при пояснении фальсифицируют Божьи истины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Во времена земной жизни Иисуса Христа наблюдался сильный упадок благосостояния народа. Поэтому прошение милостыни нищими, особенно на улицах Иерусалима, распространено было очень широко. Вследствие политических и экономических причин в те времена раздача милостыни сделалась обыкновенным делом, ставшим почти необходимой обязанностью для состоятельных евреев.    Однако нищие существовали не только в период земной жизни Иисуса Христа, но и намного раньше. Из Ветхого Завета видно, что древним евреям предписывалось терпимое, гуманное отношение к нищим. Согласно Закону Моисея, помощь нищим считалась полезным богоугодным делом. “Не сожми руки твоей пред нищим братом твоим” (Втор. 15:7).    В Новом Завете также предписывается в виде богоугодного дела творение милостыни. В качестве примера этой добродетели в Деяниях Апостолов указывается человек по имени Корнилий, который был сотником из полка, называемого Италийским. О нем, как о примере для подражания в его праведной жизни пишется так: “Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу” (Деян.10:2).    В тексте Нового Завета при описании добродетельных людей указывается на то, что одним из добрых дел и является творение милостыни. “В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: “серна”; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь” (Деян.9:36).    Согласно религиозно-нравственным представлениям истинных христиан, милостыня не отделима от поста и молитвы, и тесно связана с образом жизни христианина. Сам Иисус Христос поощрял творение милостыни и говорил о том, что за этот поступок люди будут помилованы. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Матф. 5:7).    Святой Иоанн Златоуст говорил о том, что если человек не совершает милостыни и не проявляет заботу о бедных, то такой человек не достигнет спасения. Святой Василий Великий настоятельно советовал помогать ближним и заботиться о нищих. Этот Святой говорит о том, что если человек имеет два плаща и две пары обуви, и не делится с соседом, у которого ничего нет, то такой богатый человек является просто вором. Эту мысль Святого Василия Великого нужно понимать в том смысле, что все земные богатства людей являются достоянием не человека, а Бога. “Господня земля и что наполняет её, вселенная и все живущее в ней” (Пс.23:1) есть собственность Божья. А люди всего лишь являются хранителями Божьей собственности, и поэтому должны делиться между собой дарами Господа Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Если верно то, что Иисус Навин прообразует Иисуса Христа (а от этого, похоже, никуда не деться, раз Сам Спаситель толковал применительно к Себе и манну, и скитание в пустыне, и медного змея), тогда в словах напутствия Иисусу Навину должен слышаться отзвук той заповеди, которую «получил от Отца» (Ин.10:18) Его единородный Сын. Сопоставление с Иисусом Навином освещает Евангелие с совершенно неожиданной стороны и объясняет некоторые малопонятные черты в облике Иисуса Христа. Максимализм Его требований к ученикам («Кто... не возненавидит отца своего, и матери... и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» — Лк.14:26), Его внезапная воинственность, столь странно контрастирующая с кротостью и миролюбием («продай одежду свою и купи меч» — Лк.22:36), его пугающая бескомпромиссность в борьбе с грехом («Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» — Матф.5:29) вполне оправданы и объяснимы, если не упускать из виду, что Ему предстояло в духовном плане совершить то, что сделал Иисус Навин: ввести Свой народ в обетованное Царство, сокрушив духом уст Своих (2 Фес.2:8) всю мощь мира, как некогда неопытные в войне и почти нецивилизованные скитальцы сокрушили дуновением в трубы оплот цивилизации хананеев с его исполинским народом (Числ. 13:34) и «укреплениями до небес» (Втор.1:28) — воплощенными обломками несбывшейся мечты строителей Вавилонской башни.    Господь пришел «не судить мир, но спасти» (Ин.12:47), но в самом спасении присутствует уже веяние суда: «На суд пришел Я в мир сей» (Ин.9:39), — слышится уже дыхание апокалиптической катастрофы — того страшного второго пришествия, которое будет сопровождаться невиданными кровопролитиями и бедствиями для всех живых. Царство Небесное вторгнется в бренный мир уже со всею своею властью, и это вторжение будет таким, каким было для незаконных обитателей святой земли вторжение Иисуса Навина.    Иисус Навин являет апокалиптический образ Спасителя, а этот образ разительно отличается от евангельского. Откровение Иоанна — единственная новозаветная книга, в которой Спаситель предстает в виде сверхъестественного ангелоподобного существа, человеческий образ которого едва угадывается за атрибутами могущества и славы («и увидел...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Совершением этого поступка человек (тем, что признал себя виновным) мирится со своим обвинителем и не дает вспыхнуть ссоре и предотвращает зло. Согласно другому пояснению этих слов Спасителя, подставлением второй щеки человек проявляет смирение, покорность и покаяние за неблаговидный поступок. И этим действием воздерживается от озлобления, раздражительности и вреда, точно так же как при непротивлении злу. Подставление щеки аллегорически может символизировать первый шаг покорности и согласия, направленный на дальнейшее примирение двух враждующих сторон. Ведь для того, чтобы прервать враждебные взаимные действия, одна из сторон должна отказаться от причинения вреда и благоразумно ответить добром на зло. “И кто захочет ... взять у тебя рубашку ...”...     “И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду” (Матф.5:40). Для того, чтобы понять смысл этих слов, нужно знать что у древних евреев закон, данный Богом через Моисея предписывал проявлять большое внимание и заботу к бедному человеку. Так, если бедняк под залог отдавал, например, свою одежду, то заимодавец не имел права войти в дом должника своего и должен был стоять на улице, дожидаясь пока вернут ему его залог. Причем заимодавец должен был возвратить залог (например одежду) своему должнику до того, как наступит ночь. “Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея [у себя] залог его: возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, — и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим” (Втор.24:10-13).    Однако во времена Христа и раньше это правило милосердия редко исполнялось евреями-заимодавцами, которые забирали себе не выкупленные в срок ценности, отданные под залог, в том числе и одежду, по решению суда. Спаситель советует человеку, не сумевшему выкупить свой залог у заимодавца, отдать не только рубашку, но и верхнюю одежду. В данной ситуации это делается для того, чтобы не обострять отношения с заимодавцем, избежать суда и выяснить все вопросы с миром, без применения зла. Так надлежит поступать даже если для сохранения мирных отношений и избежания конфликта и ссоры пришлось бы заплатить двойной ценой, отдав рубашку и верхнюю одежду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Просящему у тебя дай...» Свои поучения о непротивлении злу Иисус Христос поясняет примерами о подставлении второй щеки, об отдавании рубашки и одежды, о том, что нужно идти не одно, а два поприща и завершает фразой: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся» ( Матф.5:42 ). В древнееврейском государстве существовал закон, предписывающий евреям с заботой и вниманием относиться к ближним своим, в том числе и к тем, которые стали нищими. Имущему человеку надлежало проявлять заботу о нищих и не отказывать им в помощи. Однако евреи по жестокосердию своему очень часто нарушали этот закон и не исполняли этого гуманного морально-нравственного долга. Такое поведение евреев было обусловлено не только их жестокосердием, но и их эгоизмом, непомерной жадностью, стремлением удовлетворять только свои желания и обогащаться. Таким поведением древние евреи нарушали заповедь о любви к ближнему и заповедь о сострадании и заботливом отношении к нищим. А между тем закон, данный евреям Богом через Моисея, обращенный к заскорузлой совести евреев, провозглашает: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» ( Втор.15:7–8 ). Иисус Христос видел, что евреи не выполняют этого закона о сострадании и помощи нищим, а наоборот ожесточили сердца свои даже против не нищих своих ближних. Поэтому в Нагорной проповеди Иисус Христос вновь напомнил евреям об этом древнем морально-нравственном законе, провозгласив «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся». Этими словами Иисус Христос осудил поведение тех евреев, которые имеют что дать нищим, могут занять в долг нуждающимся, но от излишков своих не подают даже милостыню по жестокосердию своему, и не занимают в долг никому. Эти слова Иисуса Христа о том, чтобы дать просящему и хотящему, продолжают развивать мысль о непротивлении злому. Указав на то, что зло можно победить добром, в этих словах Иисус Христос под злом как раз и подразумевает жестокосердие евреев, связанное с тем, что они не дают просящему и отворачиваются от хотящего занять. А победить это зло жестокосердия евреев можно проявлением доброты в виде щедрости, сострадания и помощи к просящему нищему и человеку хотящему занять.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А самый высший и достойный предмет любви есть Бог. Но каким образом любовь к Богу можно делать предметом долга, когда она есть свободное чувство, независимое от чьих-либо распоряжений или от воли человека! Можно ли любить по приказанию, по заповеди? Можно в известном смысле, можно с сознанием долга направлять внимание на бесконечную доброту и красоту Божию и оживлять в себе те представления, от которых сама собой следует любовь к Богу ( Ин.3:16 ; 1Ин. 4и д. Рим. 5:8 ). И потому-то существует заповедь о любви к Богу, и при том названная главнейшей: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь ( Матф. 22:37–38 , ср. Втор. 6:5 ). Можно также молиться о возжжении и поддержании в нас любви к Богу, ибо любовь к Богу, по слову ап. Павла, изливается в сердце наше Духом Святым ( Рим. 5:5 ); и по слову ап. Иоанна: любовь от Бога ( 1Ин. 4:7 ). Вообще, как всякая добродетель (напр., вера), так и любовь возбуждается в нас прежде всего Богом; наша же любовь есть ответ на любовь Божию. Потому говорит ап. Иоанн: Будем любить Его потому что Он прежде возлюбил нас (ст. 19); и еще: в том есть любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас (ст.10). Спросит еще кто-нибудь: возможна ли любовь к Богу, Который есть существо невидимое? (Бога же никто никогда не видел, Ин. 1:18 ), и если возможна, то каким образом? Чтобы могла зародиться любовь к какому-либо существу, необходимо прежде всего конкретное представление этого существа, выраженное для нас в каком-либо чувственном образе. Потому говорит ап. Иоанн: не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (ст. 20). Следовательно, наглядное представление – есть первое необходимое условие любви. И мы учимся любить Бога прежде всего на людях, любя людей, которые есть образ Божий. Дитя, напр., прежде всего любит отца и мать, и затем любовь к родителям переносит к невидимому Богу. В то же время на основании Свящ. Писания, изображающего существо и свойства Божии, и особенно на основании евангельских сказаний, из которых мы узнаем жизнь и дела Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пожившего среди людей, мы составляем себе наглядное представление о Боге, как всеблагом и любвеобильном существе, и носим его в своем уме и сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

ап. Павел говорить: „какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не есть плодов его? Кто, пася стадо, не есть молока от стада? Не подумайте, впрочем, прибавляет апостол, что я по человеческому лишь рассуждению говорю это. Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего (Втор. 25:4). О волах ли печется Бог ( чтобы мы не препятствовали им во время молотьбы лакомиться тем, что молотится )? Или, конечно, для нас это говорится? Так, для нас сие написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотить, с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:7 — 14). Воля Божия требует от пасомых христиан, чтобы они ценили труды своих духовных наставников и заботились о них: знайте труждающихся у вас и настоятелей ваших о Гоподе и наказующих вы и имейте их попреизлиха в любви за дело их (1 Сол. 5:11). Мало того: слово Божие обязывает христиан не только с любовию внимать наставлениям своих пастырей, но и сообразовать с ними поведение: повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще, да с радостно сие творят, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие (Евр. 13:17). Кого же теперь слушаться: слова ли Божия, которое обязывает пастыря непременно учить духовное стадо их, а его руководствоваться учением своих наставников, или людей, которые ни во что ста-вят учительские труды священно-служителей и потому не считають нужным вознаграждать за них? 2)Св. отцы делают сильные увещания благотворить служителям алтаря. Напр. св. Иоанн Златоуст учит: «если кто простым и на торжище поверженным покажет какое-либо милосердие и соболезнование, оное присвояя себе, Господь обещается в царство ввесть и сказать: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

(Афон. пат. ч. II, стр. 47). 2. Воровство (кража, татьба) 197 а) Тяжесть греха воровства. Припомним один случай из писаний ветхого завета, ясно показывающий, как преступна кража, и какому наказанию подвергает иногда суд Божий виновных в ней. После чудесной осады города Иерихона Бог повелел израильтянам всю добычу – золото, серебро, медь и железо, вое принести в сокровище Господне, но некто Ахан украл часть из этой добычи. Господь по вине одного человека разгневался на всех сынов израилевых за то, что среди избранного Им народа нашелся такой преступник. Израильтяне, не зная о преступлении Ахана, двинулись к завоеванию другого города, но Господь едва не предал весь их отряд в руки врагов. Все израильтяне пришли в смятение, а предводитель их Иисус Навин, в скорби и ужасе от неожиданной неудачи, раздрал на себе одежды, посыпал голову прахом, вместе с старейшинами пал на землю пред ковчегом завета и молился до самого вечера. Господь от- крыл причину, по которой израильтяне лишились Его чудесной помощи. Какая же этому была причина? Причина общей неудачи в сражении была та, что один человек оказался вором; потом Сам Господь научил, как по жребию отыскать вора и как поступить с ним. Когда вора открыли, и он сознался во грехе своем, Иисус Навин сказал ему: «за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводить беду в день сей». И побили его все израильтяне камнями и сожгли огнем, и наметали камни. И набросали на него большую груду камней. После этого утихла ярость гнева Господня (Иисус. Hab. VII; 25, 26 ). б) Библейские изречения о воровстве. Воровство а) гнусно: как! вы крадете и клянетесь во лжи, и потом приходите, и становитесь пред лицом Моим в доме сем! И ныне, так как вы делаете эти дела, говорит Господь, Я отвергну вас от лица Моего ( Иер. 7, 9, 10, 13, 15 ). б) запрещено: не крал ( Исх. 20, 15 ; Втор. 5, 19 ; Матф. 19, 18 ). – Не крадите и не обманывайте друг друга. Я, Господь (Бог ваш) ( Лев. 19, 11, 12 ). – Не передвигай межи давней, и на поля сирот не заходи; потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою ( Притч. 13, 10, 11 ). – Кто врал, вперед не крад, а лучше трудись, делая своими руками полезное (ЕФ. 4, 28). в) запрещено особенно по отношению к бедным: не будь грабителем бедного, потому что Господь вступится, и исхитит душу грабителей ( Прит. 22, 22 ). Оказыват притеснение в уплате своим слугам есть воровство: не обижай ближнего твоего и не грабительствуй, Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра (Лев. И9, 13). – Прийду к вам для суда, и буду скорым обличителем тех, которые клянутся ложно, и удерживают плату у наемника, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф ( Малах. 3. 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа XXII. О первом члене символа веры. О промысле Божием Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимыми Вы знаете, братие, что, по свидетельству слова Божия, Бог есть наш Промыслитель. Промысл Божий простирается на все творения, особенно же на человека. Бог, говорили мы с вами, дарует ему все необходимое для жизни, оберегает его от всякого зла, особенно заботится Он о праведниках, Он же промышляет о всем роде человеческом, устрояет царства, возвышает или смиряет народы. Этот промысл Божий научает нас, братие, прежде всего славить и благодарить Бога, Который по благости Своей промышляет о нас. «Когда будешь есть и насыщаться», говорится в книгах Моисеевых, «тогда благословляй Господа Бога твоего за добрую землю, которую Он дал тебе» ( Втор.8:10 ). «За все благодарите Господа: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе», убеждает апостол Павел ( 2Сол.5:18 ). Если, братие, Господь промышляет о нас, то мы должны возлагать нашу надежду на Него в полной уверенности, что все, что с нами ни случается, Он устроит ко благу, и все бывает по воле Его. Не две ли птицы, говорил Иисус Христос, ценятся единым ассарием? И ни едина от них падет на земли, без Отца вашего. Вам же и власи главнии вси изочтени суть. Не убойтеся убо: мнозех птиц лучше есте вы ( Матф.1:29–31 ). «Все, живущии на земле, ничего не значат», говорится в книге пророка Даниила, «по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противится руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?» ( Пс.4:32 ). Царь Давид исповедует: «с небес смотрит Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает Он, взирает на всех живущих на земле. Он сотворил все сердца их; Он и вникает во все дела их» ( Пс.32:13–15 ). Надеясь на промысл Божий, мы должны, братие, обращаться к Богу с молитвою во всех наших нуждах, памятуя слова Спасителя: аще вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, колъми паче Отец ваш небесный дает блага просящим у Него ( Мф.7:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010