Число сорок многократно встречается в Библии и символизирует полноту. Образуется оно путем умножения двух других символических чисел: четыре(символ пространственной законченности видимого мира) и десять (символ относительной завершенности). Последнее число в свою очередь может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: три и семь. В результате число сорок выражает собой совершенную полноту. Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп ( Быт. 7:17 . По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды ( Быт.8:6–7 ). Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жену Ревекку ( Быт. 25:20 . Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет ( Исх.16:35 ; Чис.14:33 ; Втор.8:2 ). Число сорок было значимо в жизни пророка Моисея. На три сорокалетия делится его жизнь, продолжавшаяся 120 лет. Сорок дней он провел на горе Синай: Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей ( Исх.24:18; 34.28 ; Втор. 9:9,18; 10:10 ). После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение ( Лев. 12:2,4 . Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения продолжалось восемьдесят дней (40 40). Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю(Иис. Нав.14:7 ). После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом покоилась земля сорок лет ( Суд.3:10–11 ). Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок ( 1Цар. 17:16 . Давид и Соломон правили по сорок лет ( 2Цар. 5:4; 15:7 ; 3Цар. 2:11 ; 3Цар.11:42 ). Передняя часть Иерусалимского храма, построенного Соломоном, имела ширину в сорок локтей ( 3Цар. 6:17 . Сорок дней продолжался путь Илии до горы Божией Хорива ( 3Цар. 19:8 . Это же число дней встречается в книге пророка Ионы. Этот срок был дан жителем Ниневии на покаяние: И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! ( Ион. 3:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4) В чем состояло идолопоклонство? 4) Идолопоклонство состояло в том, что люди: а) идолов считали за Бога: «Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» ( Исх. 32:8–3 ; Цар. 12:28–30; Ис. 44:17 ; Иер. 2:27 ). б) приносили идолам человеческие жертвы, сожигая или закалая перед ними людей. «Они (Самария и Иерусалим) закалали детей своих для идолов своих и в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернить его: вот как поступали они в доме Моем» ( Иез. 23:39 ). «Смешались (Израильтяне) с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» ( Псал. 105:35–38 ; Иер. 7:31 ; Иез. 16:20–22; 20:31 ; Втор. 12:31 ). в) совершали перед идолами гнусное прелюбодеяние и распутничали: «ибо они (Самария и Иерусалим) прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали» ( Иез. 23:37 ). Вот в чем состояло идолопоклонство. Итак, разница между иконопочитанием и идолопоклонством опять такая же, как между светом и тьмой. Как слепой человек не различает света от тьмы, и для него все – темнота, так человек неразумный не различает иконы от идола, для него всякое изображение – идол, в то время, когда само слово Божье велит нам «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» ( Лев. 10:10 ; Иер. 44:23 ). 5) Для чего нужны святые иконы? 5) Святыя иконы нужны нам, во–первых, для возбуждения нашей веры, для напоминания нам о великих делах Божьих ( Втор. 6:5–10 ) и святых Его, чтобы, смотря на их изображения, мы возбуждались подражать жизни их ( Евр. 13:7 ). Во–вторых, иконы нужны для выражения любви к Богу: если мы по любви имеем у себя изображения родных и близких нам людей или изображения Царя земного, то тем более должны, по любви же, иметь изображение Царя Небесного. В–третьих, между дарами Бога, отличающими человека от животного, существуют не только дар слова, дар разумного пения, дар музыки, которыми человек должен прославлять своего Творца: ( Псал. 12:6; 46:7–8; 56:8; 104:1–3; 149:1–3 ; 1Кор. 14:15 ; Кол. 3:16 ; Евр. 2:12 ), но и дар художества, или живописи, который тоже должен служить к прославлению Бога ( Исх. 35:30–35; 36:1–2; 38:22–23 ). Отказываться от этого дара для прославления Творца, – значит низводить себя на степень неразумного животного. В–четвертых, св. икона для неграмотных людей и детей – то же, что Библия : что в Библии напечатано буквами, то на иконе нарисовано в лицах красками. Напр., о страданиях Спасителя неграмотный по Библии не прочтет, а, глядя на икону страданий Христа, поймет умом, что на ней нарисовано, и почувствует это сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Втор.7:25–26 . «Кумиры богов их сожгите огнём; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью: ибо это мерзость для Господа Бога твоего. И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она. Отвращайся сего и гнушайся сего; ибо это заклятое». Объясн. Здесь, как и во всех подобных местах, говорится о кумирах и богах языческих, и к святым иконам слова этого места не могут относиться, тем более что благоговейное внесение святых икон в дом сопровождалось благословением Божиим ещё и в ветхом завете: 2Цар.6:11–12 ; ср. Чис.21:8 , а в Новом Завете и невозможно исчислить всех благодеяний Божиих, явленных через святые иконы (Чит. Историю Церкви). 4Цар.17:33:41 . «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их... Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их». Объясн. Самаряне с чествованием Господа истинного соединяли чествования «истуканов», т.е. ложных богов и ложных изображений; православные же христиане поклоняются Господу и чествуют истинные изображения Господа. Богопоклонение православное и самарянское такое же имеет сходство, как, например, богопоклонение Соломона во дни юности его, за которое он был удостоен особых милостей Божиих: 3Цар.6:23–35:9:13 , и богопоклонение во дни его старости, за которое Соломон навлёк на себя гнев Божий: 3Цар.11:4–11 . Православные христиане за поклонение Богу чрез посредство священных изображений получали и получают не гнев, а благословение Божие, свидетельствуемое множеством чудес, описанных в истории Церкви. 4Цар.18:4 . «Он (царь Езекия) отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей; потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан». Объясн. Истребление медного змея сделано было не потому, что Господу неугодно было употребление и чествование фигурных изображений, тем более что змей сделан был по повелению Божию: Чис.21:8–9 , и по Его же повелению было воскурение фимиама пред изображениями на занавеси и на крышке Ковчега: Исх.30:8 . Из слов этого места видно, что сыны Израилевы кадили «ему», т.е. честь относили к самому медному изображению, а не к Тому, Кого прообразовала медная фигура: ср. Ин.3:14 ; Прем.16:7 . Наконец, для исправления недостатков в Новом Завете установлен совсем иной порядок, чем какой существовал и практиковался в Ветхом Завете, в котором по закону обязательно было истреблять каждую женщину-прелюбодейку, и их действительно убивали: Втор.22:22 , но так ли в Новом Завете поступил Господь с женщиной, приведённой фарисеями? – Ин.8:3:11 . Равным образом, когда некоторые еретики извращают Писания: 2Пет.3:16 , то неужели нужно истреблять Священное Писание для того, чтобы поправить зло?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

( Ис.45:9 )? Скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет ( Ис.29:16 )? Как ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: путь мой скрыт от Господа и дело мое забыто у Бога моего? Разве ты не знаешь, разве ты не слышал, что Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает, и что разум Его не исследим (Там же, Ис.40:27,28 )? Ответ, какой дают св. писатели Ветхого Завета на такой трудный для новейшей философии вопрос о личности божества очень прост по мысли и высказан с поразительной и для всех понятной простотой. Но здесь сказано в сущности все то, что говорили и говорят теисты в борьбе своей с новейшими пантеистами от времени Лейбница до Фихте младшего. Все и в области философии сводится к мысли, что бессознательное не может быть ни творческой силой вообще, ни в частности источником сознания и разумности в человеке, что присутствие разума и сознания в твари необходимо ведет к заключению о высшем разуме в Творце, что существу всесовершенному необходимо должна быть приписана сознательность, потому что она есть совершеннейшая форма жизни в тварях. Впрочем, истина всегда проста и только школьная диалектика затемняет ее сложными и запутанными, искусственными комбинациями. Правда, Иегова есть Бог страха для своего народа, как и для отдельного человека. Огонь – Его преимущественный символ. В громе и молнии является Он на Синае, как и прежде являлся Аврааму в огне и дыме ( Быт.15:12,17 ). Он называется прямо огнем поядающим ( Втор.4:24 ). Из среды огня говорил Он к народу, и народ боялся, чтобы огонь не пожрал его ( Втор.5:5, 24, 25 ). Исходящий от Него огонь действительно губил виновных ( Чис.16:35 . Лев.10:2 ). Приближение к Нему угрожало смертью , а лица Его никому нельзя было видеть без того, чтобы не умереть. ( Исх.33:20 ). Мы видели Бога и должны умереть, говорил Маное своей жене по явлении ангела ( Суд.13:22 ). Но и символ огня и страх пред Иеговою у евреев имели свое особое, характерное и высокое значение. Поядающая сила огня указывала на чистоту божественного существа, в сравнении с которым все не чисто, все примрачно; даже, как говорила книга Иова, решающая вопрос о человеческой добродетели и о награде за нее, – само небесное воинство, представителем которого служило звездное небо ( Иов.4:18 ) (IV,18).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Священник : Апостол говорит об изменении, которое должны претерпеть все тела для перехода в вечность, то есть для приготовления к ней, что и происходит вследствие смерти. Но есть, как мы видим, исключения из этого правила, ибо Енох и Илия изменились телом, не пройдя через смерть. А о том, что так будет со всеми достигшими кончины века, сказано у святого Павла в другом месте: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе ( 1Кор.15:51–52 ; см.: 1Фес.4:15–17 ). Отсюда ясно, что у Бога есть и иные средства изменить наши тела, не проводя их через смерть и истление. Сектант : Все мертвые тела должны предаваться земле, ибо и в Ветхом Завете всех праведников погребали, и места погребения их Бог часто оставлял неизвестными с той именно целью, чтобы не допустить поклонения телам. Так, об останках Моисеевых читаем в Писании: И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня ( Втор.34:5–6 ). Ибо иудеи тогда склонны были к идолослужению и легко могли впасть в него, начав поклоняться телу такого праведника, как Моисей. Но Бог скрыл его останки от их глаз. Священник : Не только в ветхозаветные времена, но и с пришествием Нового Завета тела святых предаются погребению, которое ничем не отличается от погребения прочих христиан. И лишь те из них, что отмечены чудесами, изымаются из земли и удостаиваются особого почитания (но не поклонения, подобающего одному Богу!), однако почитание это не превращает их в идолы. В Ветхом Завете Бог утаил мощи Моисея и, возможно, других праведников, потому что иудеи, в самом деле склонные к идолослужению, обоготворили бы их, как до этого золотого тельца (см.: Исх.32:1–35 ; Втор.9:16 ) или медного змия (см.: 4Цар.18:4 ). О теле Моисеевом мы знаем, впрочем, что сам архангел Михаил позаботился не отдать его в обладание диаволу (см.: Иуд.1:9 ). Ибо до пришествия Христа и Его освящающей благодати тело человеческое не было искуплено от власти диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

( Ис.40:27–28 ). Правда, есть несколько мест, где Иегова называется огнем поядающим ( Втор.4:24 ), где говорится, что лицезрение Его сопровождается смертью ( Суд.13:22 ), и что исходивший из Него огонь действительно наказывал виновных ( Чис.16:35 ), но ни одно из этих мест не может давать право на объединение Иеговы с тою всепоглощающею силою, какою признавалось божество финикийское, известное под именем Ваал-Молоха 260 . Во всех этих и других подобных местах только символически изображается та безусловная святость Божества, по которой все нечистое, греховное не может и не должно иметь с Ним общения. Почему Иегова есть огнь поядающий? Потому что Он есть, как говорится далее, Бог ревнитель ( Втор.4:24 ). Почему Маной боится смерти, увидав Ангела Иеговы? Потому что чувствует свое недостоинство ( Суд.13:23 ). Почему Корей, Дафан и Авирон наказываются смертью ? Потому что они люди грешные ( Чис.16:22 ). Что касается указания на жертву Авраама и Иеффая, то оно скорее может опровергать, чем доказывать сопоставление Иеговы с Молохом. Все такие обстоятельства, как повеление Аврааму принесть сына в жертву, удержание со стороны Ангела от принесения ее и награда Аврааму за намерение, ясно свидетельствуют, что подобные жертвы не были в обычае. А о жертве Иеффая довольно выразительно замечено, что она состояла в обречении дочери его на безбрачие ( Суд.11:39 ). В чем состоит существо Духа Божия, это есть, по ветхозаветному учению, тайна, сокрытая даже от таких, как Пророк Моисей, избранников Божиих. Лица Моего, говорит ему Господь, не можно тебе видеть ( Исх.33:20 ). Единственное, что было доступно для него и что, действительно, благоволил Бог открыть ему, это созерцание славы Божией, созерцание Бога сзади. Я проведу пред тобою, говорит ему Господь, всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою... Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду, и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе ( Исх.33:19, 22:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Часто говорится о священниках, левитах (которые вообще не упом. в относящихся к той же эпохе Книгах пророков Аггея и Захарии), музыкантах, певцах, привратниках (последние 3 разряда не упом. в др. книгах ВЗ - Curtis, Madsen. 1910. P. 5). В этих библейских книгах в отличие от других книг ВЗ левиты имеют большое значение. Царь Давид говорит, что, поскольку ковчег Божий носили не левиты, Бог поразил Израиль (1 Пар 15. 13, 15); в связи с этим он приказывает, чтобы никто не носил «ковчега Божия, кроме левитов» (1 Пар 15. 2; в 2 Цар говорится лишь о «несших ковчег Господень» (    ) и не уточняется, кем именно они были - 2 Цар 6. 13). Иодай начинает свою деятельность против нечестивой Гофолии с собирания в Иерусалим «левитов из всех городов Иудеи» (2 Пар 23. 2; в пар. месте 4 Цар 11. 4 про левитов ничего не сказано). Важность левитов для Е. п. к. очевидна из рассказа о том, как путешествие репатриантов в Иерусалим было прервано, когда среди них не нашлось «сынов Левия» (1 Езд 8. 15). В Книге Неемии левиты упоминаются наравне с главами народа и священниками (Неем 8. 9), а после покаяния народа и его отделения «от всех инородных» сообщается, что именно левиты возглавляют торжественное восхваление Бога (Неем 9). Они упоминаются в 10-й гл. Книги Неемии среди «приложивших печати», а в конце этой книги сообщается, что и для освящения городской стены было необходимо их участие: «При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест их, приказывая им прийти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звуке кимвалов, псалтирей и гуслей» (Неем 12. 27). 6. В этих библейских книгах присутствуют подробные описания религ. празднований и церемоний, самые многочисленные во всем ВЗ ( Sorgwe. 1991. P. 68). В 1-й и 2-й Книгах Паралипоменон - принесение ковчега Божия в Иерусалим (1 Пар 15-16), празднование после совершения пожертвований на строительство храма (1 Пар 29), освящение храма (2 Пар 5-7), празднование пасхи при Езекии (2 Пар 29-31) и Иосии (2 Пар 35); в Е. п. к. и в Книге Неемии: сооружение жертвенника и основание второго храма (1 Езд 3), освящение второго храма (1 Езд 6), праздник кущей (Неем 8) и освящение стен Иерусалима (Неем 12). 7. Многочисленные парафразы более ранних библейских текстов (подробнее см.: Sorgwe. 1991. P. 68-71), например слова израильтян Давиду: «...когда еще Саул был царем, ты выводил и вводил Израиля, и Господь, Бог твой, сказал тебе: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождем народа Моего, Израиля»» (1 Пар 11. 2), к-рые можно считать исполнением грозного пророчества Самуила Саулу: «Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего» (1 Цар 13. 14). В той части молитвы Ездры, где приводится запрет израильтянам смешиваться с др. народами (1 Езд 9. 10-12), он, как принято считать, использует тексты из книг Левит и Второзаконие (Лев 18. 24; Втор 7. 3-5). Также и в молитве Неемии (Неем 1. 8-9) парафраз отрывка Втор 29. 16-30. 5.

http://pravenc.ru/text/189575.html

Исполнителям законов о благотворении сиротам Господь обещает свое благословение во всех делах рук их ( Втор.14:29 ). Когда Иудеям угрожала опасность пленения от Халдеев, Господь обещал избавить их от сей опасности под тем между прочим условием, чтобы они вперед не обижали сирот, вдов и пришельцев ( Иер.7:6, 22:3 ). «Будь сиротам вместо отца, – учит сын Сирахов, – и ты будешь сыном Вышнего; Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя» ( Сир.4:10–11 ). Но горе притеснителям сирот, горе судиям, которые «подписывают жестокие решения, чтобы сирот ограбить» ( Ис.10:2 ). «Проклят, кто превратно судит сироту и вдову» ( Втор.27:19 ). Это одно из тех преступлений, за которые Господь грозил Иудеям опустошением государства и рассеянием их по лицу земли ( Ис.10:4 ; Иез.22:7, 15 ), и исполнил угрозу. Вопль обиженных сирот слышит Господь и детей обидчика делает сиротами: «если ты притеснишь вдову и сироту, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» ( Исх.22:23–24 ); ибо сам «Бог сироте помощник» ( Пс.9:35, 145:9 ), сам «отец сирот» ( Пс.67:6 ). Притеснители сирот наказываются иногда Богом в лице потомков до третьего и четвертого рода. На вопрос: отчего на этих потомках, иногда людях честных, тяготеет гнев Божий, отчего они живут в нищете и унижении, во многих случаях может быть дан справедливый ответ: отец, дед, прадед обидели сироту или вдову, и вот бедствуют их дети, внуки и правнуки, которые впрочем не столько несут ответственность за чужую вину, сколько получают предостережение сами и своим положением предостерегают других не впадать в ту же вину. Так, Господь не только устрояет, чрез добрых людей, внешнее благосостояние сирот, но нередко и в нравственном отношении обращает к их благу сиротство. Велико несчастье для детей, если они в лице отца с матерью лишились руководителей к небесному отечеству, честных и благочестивых воспитателей. Но ведь не все таковы родители. Не все родители понимают и исполняют свою обязанность учить детей благочестию с ранних лет, не все подают детям добрый пример жизнью своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

25). У Лукиана в шуточном диалоге Мениппа, попавшего на небо, и Зевса последний говорит: «Ведь было время, когда я был для них [людей] и пророком, и целителем...» (Икароменипп, или Заоблачный полет 24). Это было характерно не только по отношению к богам: философ Эмпедокл из Акраганта (имевший прозвище «запретитель ветров») в сохранившемся только во фрагментах сочинении «Очищения» замечает, что в какой бы город он ни пришел, всюду за ним следуют мужчины и женщины: «Одним нужны предсказания, другие по поводу болезней всевозможных спрашивают, что бы услышать целительное слово, давно уже терзаемые тяжкими муками» ( Климент Александрийский . Строматы 6. 30). Философы, пророки и колдуны не сильно отличались друг от друга не только в народном сознании, но и в римском праве. Но если магия всегда подвергалась запретам 456 , то на философов и пророков гонения устраивались время от времени. Тем не менее даже императоры часто не делали различия между магией и философским образом жизни. Про императора Нерона было известно, что он «не терпел философов: ему казалось, будто они рассуждают о пустяках, а втихомолку занимаются волхвованием» (Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского 4. 35). Что касается Ветхого Завета, то маги причислялись к одной категории с лжепророками, а потому исключались из народа Божиего ( Втор. 13; 18:10–14 ). Однако отношение к магической технике было сложнее 457 . Скажем, описание исцеления в Книге Товит выглядит как изгнание демона магическими средствами ( Тов. 6:8 : «Если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться»; Тов. 8:2–3 : «[Товия] взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил. Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел»). В Ветхом Завете, как уже говорилось, именно Бог описан как Тот, Кто исцеляет от болезней ( Быт. 20:17 ; Исх. 15:26 ; Втор. 32:39 ; Иов. 5:18 ; Пс. 102:3; 145:8 ; Ис. 57:18–19 ; Ос. 6:1 ), хотя чудесные исцеления часто подаются через Его слуг – «людей Божиих» (пророков и др.: Числ. 21:4–9 ; 3Цар. 17:17–23 ; 4Цар. 5:1–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Глава 32 1–14. Золотой телец и гнев Господа. 15–20. Моисей разбивает скрижали; уничтожение золотого тельца. 21–28. Наказание идолопоклонников. 29–35. Возвращение Моисея на гору и его моление. Исх.32:1 .  Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. Как видно из Втор. 9.9 и д., требование народа «сделай нам бога, который бы шел пред нами», имело место незадолго до окончания 40-дневного пребывания Моисея на Синае и было вызвано его продолжительным отсутствием, наводящим на мысль, что он больше не возвратится с горы. Так как Моисей был для евреев представителем Бога ( Исх. 20.1–2 ), то его невозвращение к народу служило для последнего ручательством за то, что он оставлен Всевышним ( Втор. 31.1–6 ). Прямое указание на существование подобного взгляда имеется в словах «сделай бога, который бы шел пред нами». Народ не верит, что впереди него пойдет, как прежде, столб облачный, служивший видимым знаком присутствия и откровения Сущего Израилю, и просит заменить Его изображением другого бога. Стоящее в данном случае еврейское выражение «elohim» со сказуемым во множественном числе, каковое сочетание употребляется для обозначения богов языческих, дает понять, что евреи просят сделать изображение не Всевышнего, а бога языческого. Справедливость подобного понимания подтверждается словами Пс.105 : «и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте» ( Пс. 105:20–21 ). Исх.32:2 .  И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. Исх.32:3 .  И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. По собственному признанию Аарон, к которому, как заместителю Моисея ( Исх. 24.14 ), обратились евреи с просьбой, уступил их требованию в виду того, что этот народ «зол» ( Исх.32:22 ), т.е. опасение за собственную жизнь ( Исх. 17.4 ) заставило его исполнить народное требование. Что касается предложения принести «золотые серьги, которые в ушах жен», то, по мнению Ефрема Сирина и блаженного Феодорита , оно было сделано с надеждой, что жены, жалея свои драгоценности, отклонят мужей от слияния тельца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010