Глава 11 Благодарное памятование чудес благости Божьей, явленных Израилю, и добровольное исполнение богодарованного закона являются непременным условием благоденствия евреев в земле обетования. Втор.11:7 .  ибо глаза ваши видели все великие дела Господа, которые Он сделал. Многие из евреев, в возрасте от 50 лет и выше, могли ясно помнить обстоятельства выхода народа из Египта, а тем более – возмущение Корея и его сообщников (ср. однако Втор 2.14 ). Втор.11:10 .  Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад; Плодородие Египта обусловливалось напряженным трудом искусственного орошения, через посредство каналов и канав, проводящих воду из реки Нила. Раскрытие и закрытие маленьких канавок, орошавших плантации частных лиц, делалось примитивным способом – ногами, как это и теперь делается в некоторых азиатских странах. Втор.11:11 .  но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, – Ханаан имеет обильное естественное орошение через посредство дождей, а также источников, берущих свое начало в горах и струящихся в долинах. Втор.11:14 .  то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; Под именем «дождя раннего» разумеется осенний (в начале еврейского гражданского года) дождь, необходимый для всходов; под именем «дождя позднего» – весенний, способствующий наливанию зерна и плодов. Втор.11:29 .  Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал: Втор.11:30 .  вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море. Ср. Втор 27.12–26 . Горою Гаризим считают ту, на склоне которой построен Сихем (Неаполис, Кабулус), расположенный близ древней дубовой рощи Море ( Быт 12.6 ). Гора Гевал высится на северной стороне Сихемской долины. «Против Галгала» По мнению некоторых комментаторов, Галгал, упоминаемый в Втор. 11:30 , нужно отличать от Галгала, упоминаемого в Нав. 4:19–20, 5:9–10 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Второзакония. 768-846 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Традиц. для договоров идея верности вассала своему Господину выражается в требовании воздержания Израиля от общения с языческими народами Ханаана: «семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя» должны быть изгнаны (Втор 7. 1); Израиль не должен был вступать с ними ни в какие соглашения или проявлять пощаду; между Израилем и народами этой земли не должно быть брачного родства, т. к. это могло отклонить израильтян от Яхве к служению др. богам (Втор 7. 3-4). Однако автор В. не теряет из виду, что избрание Богом родоначальника израильского народа Авраама имело определенную цель - «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 3). Ревность Божия об Израиле основана на заботе о том, чтобы Израиль передал истину др. народам, что возможно только, если Израиль будет заботиться о том, чтобы сохранить истину, к-рую открыл народу Яхве. Поэтому во В. подчеркивается, что израильтяне в Ханаане должны строго соблюдать указания Божии и преодолевать влияние религии языческих народов. Это является причиной закона о «едином жертвеннике» (Втор 12. 1-14). Это место, где бы оно ни было - у горы Гевал, в Сихеме или в Иерусалиме,- должно быть единственным местом служения тех, кого Яхве избрал Своим народом. С идеей богоизбранного народа связана 3-я тема в богословии В.: завет между Богом и Израилем (и В. как документ этого завета). В основе библейского завета лежит любовь Бога к Своему народу (Втор 7. 8), поэтому, хотя народ и не выполнил своих обязательств - что произошло в период странствования по пустыне,- Бог не разрывает завета (Втор 4. 31). Сохраняя верность завету, Яхве не отменяет Своих обетований, данных Израилю. Он может покарать Израиль за неповиновение, однако Его завет остается в силе благодаря самой его природе. Израиль обязан придерживаться требований, потому что он является Его народом и должен жить соответствующим образом. Моисей обращается к основополагающему принципу, изложенному в кн. Левит: «...святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев 19. 2), когда он повторяет закон: «Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли, и завладели (доброю) землею, которую с клятвою обещал Господь (Бог) отцам вашим. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет... И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Итак, храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его» (Втор 8. 1-6).

http://pravenc.ru/text/160983.html

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

Исх.21:30 .  если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Исх.21:31 .  Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним. Исх.21:32 .  Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. Законы, разъясняющие заповедь – «не убий!», убийство сознательное и ненамеренное; различные случаи увечья, как нанесения вреда жизни ближнего. Сознательное убийство во всех его видах ( Чис. 35:16–21 ), будет ли оно совершено евреем или же пришельцем ( Лев.24:22 ), наказывается по общему праву кровавой мести смертью : «мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его» ( Чис. 35:19, 21 ). Исх.21:13 .  но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; Применяемое в случае сознательного убийства, право кровавой мести не имеет места при убийстве ненамеренном, заранее необдуманном ( Чис. 35:22–23 , Втор. 19:4–5 , 1Цар. 24:18 ). Невольный убийца не подлежит суждению на смерть ( Втор. 19:6 ), и само общество должно спасти его от руки мстителя за кровь ( Чис.35:25 ), предоставив право убежать в место, «назначенное Богом», в один из городов убежища ( Чис. 35:11 и др.). Закон о невольных убийцах, ограничивая право кровавой мести, смягчал грубость нравов. Исх.21:14 .  а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть. Коварный, сознательный убийца, лишенный права скрыться в одном из городов убежища ( Втор.19:11–12 ), не может спастись от смерти и у жертвенника ( 3Цар.2:28–34 ). Требуя от Израиля истреблять зло из своей среды ( Втор. 19:19–20 ), Господь тем более сам не может охранять его на месте Своего жилища, в скинии или храме, у жертвенника. Исх.21:15 .  Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Как видно из Втор. 21:18–21 , отец и мать сами отказываются от дурного сына. Нетерпимый член семьи, поругающий внушаемые природой чувства, он нетерпим и в обществе – исторгается из его среды, побивается камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рим. 8:7 ). Таким образом самолюбие, соединенное с враждой к Богу, составляет внутреннюю сторону, или внутренний принцип греха первых людей. В Ветхом Завете Господь дал чрез Моисея избранному народу Своему нравственный закон. Исполнение этого закона составляло нравственную обязанность израильского народа. Сыны Израилевы должны был исполнять все законы и постановления, данные им Господом чрез Моисея. «Мои законы, – говорит Господь сынам Израилевым чрез Моисея, – исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив» ( Лев. 18:4–5 . Ср. Лев. 18:26, 19:37, 20:22 . Втор.4:1, 5; 7:11–12, 30:10, 16 . 4Цар. 23:3 . 2Пар. 34:31 и особенно Пс. 118 ). Так как здесь законы и постановления, исполнение которых заповедуется сынам Израилевым, прямо называются законами и постановлениями Бога, то они были выражением божественной воли, следовательно, тот, кто исполнял эти законы и постановления, оказывал послушание божественной воле, и наоборот, кто преступал эти законы и постановления, тот оказывал непослушание божественной воле. Поэтому о добродетельном человеке в Ветхом Завете говорится, что он послушен ( Исх. 19:5, 24:7 ; Ис. 1:19 ) и верен ( Ис. 1:21 ) закону, соблюдает ( Втор. 33:9 ) завет Иеговы, исполняет и соблюдает законы и постановления Божии ( Лев. 18:4, 5, 26; 19:37; 20:22 и др.); между тем как о грешнике говорится, что он оставляет и нарушает закон Бога своего ( Ис. 58:2 ), завет Иеговы ( 3Цар. 19:14 ; Иер. 22:9 ), заповеди Его ( 1Ездр. 9:10 ); что он не слушает, не соблюдает слов завета, слов Иеговы ( Иер. 11:3 ; Втор. 18:19 ; Нав. 1:18 ; Пс. 118, 158 ), не слушает гласа Господа и не исполняет заповедей и постановлений Его ( Втор. 28:15 ; 1Цар. 12:15 ; Иер. 13:10 ), пренебрегает Его повелениями и непокорен Его слову ( Чис. 20:24 ; Втор. 1:26, 43, 9:24 ; Нав. 1:18 ; 1Цар. 12:15 ; 3Цар. 13:21 ; Иез. 5:6 и дал. 11:12). Из сказанного ясно, что грех с внешней стороны, по учению Ветхого Завета, представляет преступление нравственного закона, данного израильскому народу чрез Моисея. Но так как этот закон дан был чрез Моисея Самим Богом и таким образом был выражением Его воли, то грех с внешней стороны был вместе с тем преслушанием воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

История еврейского текста. Историю еврейского текста можно проследить, начиная с III в. до Р.Х. О периоде после окончания написания Ветхого Завета возможно узнать только из иудейского предания. Труднее проследить историю копирования текста во время написания Библии. Есть всего несколько косвенных упоминаний в самом Писании. Во-первых, можно указать на повеление для царя «когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов» ( Втор.17:18 ). Возможно, это повеление повлияло на талмудическое предписание иметь каждому еврею свиток Торы ( [Сэфэр Тора]). Талмуд трактует слово «песня» в стихе Втор.31:19 : «Итак напишите себе эту песню», – как всю Тора. Даже если еврей унаследовал свиток Торы от отца, он, тем не менее, обязан иметь свой собственный свиток (Санхедрин. 216). Еврей может заказать свиток Торы у писца или купить готовый свиток, однако «тот, кто пишет Тору сам, как бы получил ее на горе Синай» (Менахот. 30а). Согласно Талмуду, тот, кто исправил хотя бы одну букву в свитке Торы, как бы написал весь свиток, из чего развился обычай, который наделяет каждого еврея правом символически исполнить заповедь написания собственной свитка. Писец пишет первый и последний параграфы свитка только контуром, и работа завершается церемонией «Завершение Торы», на которой каждый из присутствующих удостаиваются чести обвести одну из букв по контуру или формально поручить писцу сделать это от своего имени 195 . Вторым указанием, еще более косвенным, служат указания на изучение Закона, которые предполагают наличие копий текста ( Втор.6:6–9, 17:19 ; Нав.1:8 ; Ис.34:16 ; Езд.7:10 ; Пс.1:5:18 ). В-третьих, это запрет на добавление или удаление чего-либо из библейского текста, а если это можно сделать, то только при копировании. Запрет виден в таких фрагментах, как Втор.4:2 («Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую») или Иер.26:2 («И скажи... все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова»). Нет никаких оснований полагать, что евреи когда-либо поступались этими принципами. Лучше всего отношение к священным книгам можно охарактеризовать словами Иосифа Флавия: «Нетрудно догадаться, насколько мы доверяем своим книгам, если в них на протяжении стольких лет никто не посмел ни прибавить, ни изъять, ни изменить ( Втор.4:2 ) что-либо. Каждому еврею от самого рождения полагается почитать единые для всех божественные предписания, быть верными им, и, если понадобится, с готовностью за них умереть.» (О древности еврейского народа. I, 7) 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

4. Внутренняя причина происхождение греха заключается в свободе воли человека Указание на происхождение греха из свободы человека 101 можно находить в Св. Писании а) Ветхого и б) Нового Завета и в) в учении св. отцов церкви. а) Так прежде всего в словах Моисея, обращенных к израильскому народу: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» ( Втор. 3:15 ). Из этих слов видно, что выбор между жизнию и добром, с одной стороны, и смертию и злом, с другой, зависит от самого человека, следовательно, если он избирает зло, то совершает его добровольно, а не вынужденно. Такие обращение Моисея к народу Израильскому, как: «Если ты... будешь слушать глас Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его» ( Втор. 28:1 ; ср. Втор. 30:10, 16 ), или: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановление Его» ( Втор. 28:15 ; ср. Втор. 30:17 ), могут служить также указанием на происхождение греха из свободы человека. Такие обращение показывают, что исполнять или не исполнять заповеди и постановление Божии зависит от самого человека, именно от его свободы. Все наказание, которым Бог подвергал за грехи отдельных лиц и целые народы, и в частности народ израильский, также могут служить свидетельством происхождение греха из свободы человека. В самом деле, если бы грехи были не свободны, если бы они происходили необходимо, под влиянием злого существа или другой какой-либо причины, то Бог не поставлял бы их в вину лицам согрешающим и не подвергал бы последних наказанию за эти грехи. Если же Бог вменяет грехи согрешающим лицам, то значит, что они имеют свою главную причину в самих этих лицах, в их свободе, вследствие чего и заслуживают вины и наказание. б) В Новом Завете Сам Иисус Христос весьма ясно признает, что внутренняя причина происхождение греха заключается в самом человеке, именно в его свободе, когда Он называет сердце человека, это средоточие внутренней жизни его, источником греховных действий. " Из сердца, – говорит Спаситель, – исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяние, любодеяние, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф. 15:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Благочестие и праведность от закона имели поэтому величайшее значение для веры. Оглавление всего закона – как нравственного, так и обрядового, призывная, так сказать, хартия закона, обнимающая собой все заповеди, отдельные правила и постановления, заключается, без сомнения, в следующих словах закона: Внимай и слушай, Израиль! Слушай гласа Господа, Бога твоего, и исполняй все заповеди Его и постановления Его ( Втор.28:9–10 ); «Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе» ( Втор.12:28 ): «Я Господь, Бог твой» ( Исх.20:2 ; Втор.5:6 ); «слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ). Иисус Христос на вопрос книжника: «Какая есть первая всех заповедий?» – ответил.: «...первейши всех заповедий : слыши, Израилю, Господь, Бог ваш, Господь един есть» ( Мк.12:28–29 ), т.е. вера в единого истинного Бога, как в Абсолют, в Верховную Первопричину, в Верховный Разум и в Верховную Волю, есть краеугольный камень, основа и оглавление закона, не первая, но первейшая заповедь. Разделение закона на две заповеди – на любовь к Богу и любовь к ближнему и сокращение закона в сих заповедях ( Мф.22:40 ) есть уже точнейшее определение того, что должно заключаться в словах: «слушай, внимай, прилепляйся Богу и исполняй Его волю!». «Во свидетели... призываю сегодня небо и землю, – говорил пророк Моисей народу еврейскому, – жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» ( Втор.30:19–20 ). Иисус Христос, сказав о первейшей заповеди, продолжает Свою речь: «...и возлюби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» ( Мк.12:30–31 ). Человеческая воля поэтому, в подлежащем исполнении закона, должна была и прежде всего быть утверждена в истине, что Бог един есть, в первых и в последних Он же: Абсолют, Сущий, Конечная Причина и Последнее Основание всего, – и насаждена в правде, что воля Божия и есть Верховный Разум для поведения человека: любовь же к Богу и любовь к ближнему есть, так сказать, реализация этих основных, изначальных и вечных истины и правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Далее писатель указывает причину этой радости. Она состоит в том, что Господь отмстит за кровь рабов Своих и воздаст мщение врагам Своим. Под «рабами Господа», как мы объяснили выше, разумеются истинные сыны Израилевы, т. е. верующие в Него. Врагами же Его, по противоположности, как мы и выше уже заметили, называются вообще неверующие в Него и отвергающие Его, следовательно, как отступившие от Него израильтяне, так и неверующие язычники. Вот этим врагам Своим Господь и отмстит за кровь рабов Своих, за то, что они преследуют и угнетают истинно верующих в Него. «И очистит [Господь] землю Свою и народ Свой!» Этого Господь и достигнет чрез наказание злодеев и нечестивых и истребление идолопоклонства, так что земля Его действительно будет Его землею, не оскверненною идолопоклонством, и Его народ действительно будет Его народом, не заключающим в себе злодеев и нечестивых. Уяснив смысл рассматриваемой нами песни, мы можем представить содержание ее в следующем сжатом очерке. После краткого введения ( Втор.32:1–3 ), в котором указывается на важность песни, писатель высказывает главное положение ее, что Господь во всех Своих путях и действиях справедлив и истинен ( Втор.32:4 ). И это положение он доказывает далее, раскрывая взаимные отношения Бога и израильского народа. Бог был Отцом израильского народа в смысле особенного избрания и усвоения его. Еще в глубокой древности, когда израильского народа еще не было, Господь уже заботился о нем. Когда же израильский народ, размножившись, находился в бедственном положении в Египте, то Господь освободил его из этого печального положения, вывел его из Египта и ввел в обетованную землю, где он, пользуясь благами этой богатой земли, стал вести самую счастливую жизнь ( Втор.32:6–14 ). Но так облагодетельствованный Богом израильский народ оказался крайне неблагодарным пред своим Благодетелем. Вместо того, чтобы благодарить Бога за оказанные ему благодеяния, он отступил от Него и обратился к служению ничтожным идолам ( Втор.32:15–18 ). Господь, видя это, определил отступивший от Него израильский народ подвергнуть наказанию, послать на него различного рода бедствия, но, тем не менее, не доводить его до совершенной гибели, хотя он и вполне заслуживал этого за свои пороки ( Втор.32:19–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pesn-m...

«Засвидетелствую вам днесь небесем и землею, яко пагубою погибнете» ( Втор.4:26 ) вскоре, если вступите в содружество с языческими народами. Поэтому не заключай договор с народами языческими, ибо они не покаялись, хотя и обещали тебе это; а между тем кончились уже четыреста лет испытания, которые даны им были на покаяние. Итак, знайте, что погибают они по правде. И о вас самих свидетельствую здесь, что если обратитесь к делам их, то «пагубою погибнете». Погибнете вы так же, как и народы эти, которых Господь погубил перед вами. Глава 7 «Требища их да разсыплете, и столпы их да сокрушите, и дубравы их да посечете» ( Втор.7:5 ). Повелевает разорить жертвенники ложных богов, сокрушить идолов, посечь их дубравы, чтобы народ, преданный идолопоклонству, смотря на красоту деревьев и изваяний, не подумал, что в них есть какая-либо сила. «И да у веси, яко Господь Бог твой сей: Бог верный, храняй завет Свой и милость любящым Его... в тысящы родов» ( Втор.7:9 ), или в том смысле, что сынам воздает обетованное отцам их, по сказанному: «в четвертем же роде возвратятся семо» ( Быт.15:16 ), – или в том, что Бог до тысячи родов простирает благость Свою на отдаленных потомков ради благочестивых отцов, по сказанному: «спасу Иерусалим Мене ради и Давида ради раба Моего» ( 4Цар.19:34 ). «И воздаяй ненавидящим Его в жизни их, потребити я, и не умедлит» ( Втор.7:10 ), во-первых, чтобы не умножилось число грехов их и, во-вторых, чтобы не послужили они худым примером для народа своего и для сынов своих и, наконец, чтобы их истребление обратилось в пользу другим, которые не хотели извлечь себе пользы из добрых дел. «Воздаяй ненавидящим Его в жизни их " . Это говорится не о здешней только жизни, но и о жизни будущей по воскресении, когда грешники преданы будут мучению. «Сохранит и Господь Бог твой тебе завет и милость, якоже клятся отцем вашым... и благословит... тя» ( Втор.7:12–13 ). Возлюбил Господь отцов за добрые дела их, и оставшееся после них семя избрал из всех народов, предостерегал сынов их, заповедовал им быть благочестивыми. Но если не будут они благочестивы, то, для исправления их, предаст их в плен. Когда же и этим не вразумятся они, тогда отринет их за неверие их, как отринул презревшие Его народы за идолослужение. Глава 8

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010