Ирмос 3й песни: “ Приидите, пиво [то есть питье] пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа…”  — здесь древнее чудо, когда во время странствия израильтян по пустыне Бог по молитве Моисея извел воду из скалы — “неплодна камене”  ( Исх.17:1–7 ), — сравнивается с тем, как из каменного гроба Христа истекает, словно дождь, источник нетления. Стоит отметить, что темам дождя и странствия по пустыне соответствует, вообще говоря, не 3я, а 2я библейская песнь ( Втор.32:1-43 ) 8 . Ирмос 4й песни:  “На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: Днесь… воскресе Христос…” , прямо отсылает к пророку Аввакуму, автору 4й библейской песни ( Авв.3:2–19 ). Ср. Авв.2:1:  “На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, что скажет Он во мне…”  Пророческое видение Аввакума отнесено в ирмосе к ангелу, возвещающему весть о Воскресении Христовом. Ирмос 5й песни:  “Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце…” , содержит парафраз 5й библейской песни, пророка Исаии ( Ис.26:9-19 ):  “От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже…”  Славянское слово “утреневати” буквально означает “пристально вглядываться [во время предрассветных сумерек]”. Тем самым ночное исполнение пасхального канона (по строгому уставу, утреня всегда должна служиться еще ночью, до рассвета) соотносится с тем, как мироносицы рано-рано утром спешили ко гробу Христа:  “вместо мира песнь принесем”. Ирмос 6й песни:  “Снизшел еси в преисподняя земли… и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси…” —  упоминает пророка Иону, поскольку именно ему принадлежит 6я библейская песнь ( Ион.2:3-10 ). Согласно Священному Писанию, Иона воспел ее, находясь глубоко под водой во чреве кита. Пасхальный канон соотносит погружение Ионы на дно моря с сошествием Христа во ад, а освобождение из чрева кита спустя три дня — с тридневным Воскресением Христовым. Ирмос 7й песни: “ Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие…” —  ссылается на историю о трех еврейских отроках, которые были брошены вавилонским царем Навуходоносором в раскаленную печь, но были спасены Богом. Рассказ об этом событии, молитва и песнь отроков составляют 7ю библейскую песнь ( Дан.3:26-56 ). В ирмосе подчеркивается, что Тот, Кто некогда спас отроков от неминуемой гибели, Сам принял страдания, чтобы облечь смертную природу красотой нетления ( “в нетления облачит благолепие” ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/kratkij-kom...

Ис.46:3 . Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, при­нятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: Ис.46:4 . и до старости вашей Я Тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддержи­вать и охранять вас. Печальная участь божеств покоренного Вавилона (какую пророк вправе был ожидать, хотя действительность и не оправдала его ожиданий) дает пророку удобный повод воспользоваться ею как благодарным материалом для нового развития и доказательства его излюбленной мысли – о неизмеримом превосходстве Бога Израилева, по сравнению с ничтожеством языческих богов. «Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева». На вопрос, к кому относится это обращение и кто разумеется здесь под «остатком», самым правильным ответом, основанным на сравнении параллелей, будет тот, что это относится ко всем, вообще, представителям богоизбранного племени, без различия его колен, которые ко времени падения Вавилона останутся или, точнее, будут находиться в нем ( Ис.1:9 ; Ис.10:20–22 ; Ис.11:16 ; Ис.40:27 ; Ис.41:8, 14 ; Ис.43:24 ; Ис.44:1, 21, 23 ; Ис.45 и др.). «Принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней и до старости вашей Я тот же буду... Я же буду носить вас... поддерживать и охранять». Сильная и выдержанная антитеза языческим богам. Относительно последних неизвестно когда они записаны в покровители людей; но хорошо известно, что при первой же надобности в этом, они оказались бессильными оказать действительную помощь. Истинный же Бог Израилев оказывает свою всесильную помощь избранному Им народу во все периоды его исторической жизни, значит с самого его появления и до конца его исторического существования. Языческие боги нуждаются в том, чтобы люди их носили, поддерживали и охраняли; истинный же Бог Израилев поступает как раз наоборот: Он сам, как орел птенцов, носит Свой народ, его поддерживает и охраняет ( Исх.19:4 ; Втор.32:11–12 ; Ис.44:2, 24 ; Ос.11:3 ; Лк.13:34 ). Ис.46:5 . Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На этой картине остановился вниманием Своим Господь: как непосредственно ясен и глубоко-знаменателен в тоже время был её смысл!.. Жизнь всегда торжествует, – конечной гибели подлежит всё, к ней неспособное. Торжество не может принадлежать тому, что уже умерло, в чём иссякли жизни силы, – но вечно с необходимостью будет торжествовать всё, имеющее в себе пребывающим неумирающий дух жизни. – «Аз есмь путь, истина и живот», – говорил Господь Апостолам ранее. – Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой – делатель есть, говорит Он им теперь, возобновляя к ним речь Свою под впечатлением прекрасного образа и туже мысль об источнике жизни неумирающей раскрывая применительно к этому образу. 366 II. Притча о лозе истинной Аз есмь лоза истинная... Дивное начало возобновляемой речи!.. Сколько простоты, величия и силы в этом, открывающем её возглашении: Аз есмь!.. Кому-или чему-же противопоставлял Себя Господь, именуя Себя лозой истинной?.. В ветхом завете под образом лозы виноградной или виноградника часто изображался богоизбранный еврейский народ (напр., Пс. 79:9–16 , Ис. 5:1–8 , Иер. 2:21 , Иез. 17: 6, 19:10 , Ос. 9:10, 10:1 , Иоил. 1:7 етс.), – и часто при том в речах пророческих виноградник, как образ еврейского народа, изображался приносящим, напр., вместо добрых гроздов, дикие ягоды ( Ис. 5: 2 ), а лоза – засохшею (напр. Иез. 19:12 ). Но нельзя предполагать, чтобы Господь назвал Себя лозой истинною, противополагая Себя еврейскому народу 367 . Как ни часто образ лозы виноградной служил у пророков к изображению народа еврейского, – всё-же он не может почитаться исключительно усвоенным этому народу, специально к нему относящимся, так чтобы всегда, при повторении его, без дальнейших объяснений можно было уже разуметь еврейский народ, ибо – с одной стороны – и другие народы изображались под тем же образом (напр. Втор. 32:32 ), а с другой – не всегда под ним изображался еврейский народ (напр. Ос. 9:10 и Иоил. 1:7 наряду с образом виноградной лозы для обозначения того-же народа употреблён и образ смоковницы). Поэтому, если бы действительно народу еврейскому, как лозе неплодной и в этом смысле неистинной, желал противопоставить Себя Господь, как истинную лозу, – в Его речи необходимо тогда должно было-бы находиться соответствующее указание, без особого-же по этому предмету указания принять такое мнение – нет оснований. К тому-же, самое слово «истинный» тогда пришлось-бы понимать в каком-либо несобственном смысле, – напр.: плодоносный, живой, лучший 368 и т.п., – первое же значение слова не было-бы удержано.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Но насытишася до исполнения, вознесошася сердца их, сего ради забыша Мя. Подобно сему говорил о них и божественный Моисей: «и яде Иаков и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, разшире и остави Господа сотворшаго его» ( Втор.32:15 ). Но не оставлю его, говорит Бог, ненаказанным. Ос.13:7 . Буду ими яко панфирь и яко рысь на пути Ассириев. Восставлю на него зверонравных врагов, которые поступят с ним подобно пантере и рыси. И поскольку Бог, как всем управляющий, Сам насылает врагов; то Себя уподобляет пантере и рыси. Присовокупляет же и следующее: Ос.13:8 . Срящу их яко медведица лишаема, и разрушу соключение сердец их. Как медведица, стесненная и не имеющая возможности бежать, с великим неистовством бросается на приближающихся; так им враги не дадут никакой пощады, но покажут на них свой жестокий и лютый нрав. Поступлю же так с ними на тот конец, чтобы отверзть заключенное их сердце, которое не хочет открыться, но пребывает жестоким и непреклонным, и привести в сокрушение и сознание долга. И поядят я скимни дубравнии, и зверие польстии расторгнут я. Одно и тоже выразил различно, чтобы множеством страшных изображений поразить и устрашить недугующих бесчувственностью. Потом Пророк оплакивает, укоряет их, и напоминает им прежнее неразумие. Ос.13:9 . В погибели твоей Исраилю кто поможет тебе? Ос.13:10 . Где царь твой сей? Той да спасет тя во всех градех твоих: и да судит ти, о нем же глаголал еси: даждь ми царя и князя. Кто достойным образом оплачет твое растление, Израиль? Остался ты без всякой помощи, хотя ты под властью царя, и живешь под его управлением; потому что, презрев Мое правление, говорит Бог, возжелал ты иметь царем человека. Ос.13:11 . И дах тебе царя во гневе Моем, но паки утвержахся в ярости Моей. Прогневавшись на безрассудное прошение, дал Я тебе Саула; но, водясь снова незлопамятностью и долготерпением, поставил вместо него Давида. Ибо таков смысл слов: «утвержахся в ярости Моей», то есть, водился Я долготерпением. Ос.13:12 . Согромаждение неправды Ефрем, сокровен грех его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Отвечая пред Господом на такое обвинение, он говорит, что, по сознанию своей совести, он никогда не вступал и не вступит в общение с лживыми, коварными людьми; – что напротив он всегда ненавидел общество злонамеренных и не станет сидеть с нечестивыми, т. е. вообще не вступит с ними в сношения, никогда заведомо не приблизить их к своему престолу и не попустит от его имени и под его покровительством совершать в народе преступные даяния. – Устранение от себя коварных, преступных и злонамеренных людей и вообще удаление от общения с такими людьми всегда было правилом жизни и царственной деятельности Давида ( Пс.100:4–8 ), которое он своими песнями старался проводить и в жизнь народа (ср. Пс.1:1 и Пс.36 ). Единственное, указываемое историей, исключение в этом отношении допущено было им для военачальника Иоава, которого он, не смотря на его злобный, коварный нрав, все-таки терпел в числе приближенных к престолу лиц за его опытность в военном деле и за то влияние, каким он пользовался в народе ( 2Цар.3:39; 3 Ц. 2:5–6). 6 . Оумыю въ неповинныхъ рц мо. – Умовение рук служило знаконом нравственной чистоты и невинности ( Пс.72:18 ; Иов.9:29–30 ; Втор.21:6 ; Мф.27:24 ), почему, для напоминания о необходимости таковой чистоты приступающим к совершению богослужения и для выражения благоговения к святыне, по закону Моисееву оно строго требовалось от священников пред совершением священнодействий ( Исх.30:18–21; 40:30–32 ), а впоследствии признано было обязательным перед молитвою и для всех вообще израильтян, так как все они, по слову Божию ( Исх.19:6 ), должны быть царством священников, народом святым (Аристей – de Septuag.; R. Levi de Kiddusch jadaim). Посему и Давид, выражая намерение приступить к жертвеннику Божию, хочет умыть свой руки «в доказательство того, что он невинен» в взводимых на него обвинениях, «что не сообщался с злыми“ (Зигабен). Слав.-грек.-лат. въ неповинныхъ=«вместе с неповинными» (Зигабен), среди людей благочестивых, в противоположность нечестивцам, от которых он отвращается.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Под убийством разумеется не только лишение жизни себя или кого-либо другого, но если и допускаем других до убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием. Воспрещается этой заповедью также необуздание своего гнева и оскорбление ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также кротко обращаться с животными. VII. Не прелюбы сотвори. 7 . Не прелюбодействуй. Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью. VIII. Не укради. 8 . Не воруй. Ничего чужого не бери без спроса ни явно, ни тайно; не обманывай при продаже; при всякой сделке рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу оканчивай к обещанному сроку и делай ее по совести. IX. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 9 . Не произноси на другого ложного свидетельства. Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно. X. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. 10 . Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему. Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – и все недобрые злые дела. Закон Божий каждый должен знать и исполнять. Соблюдающий заповеди создает себе, кроме временного благополучия, вечное спасение. В память Синайского законодательства Моисеем был установлен праздник пятидесятницы . ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. «Исход» ( Исх.19–20 ; Исх.24 , Исх.32–34 ) и в кн. «Второзаконие» ( Втор.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Приблизительно 8 тысяч лет назад в Междуречье на Среднем Востоке начался постепенный процесс смены образа человеческой жизни от кочевого охотника до оседлого земледельца. Рядом с человеком прочно занимают свое место животные. Домашние, сельскохозяйственные, вьючные животные сопровождают человека при переходе от одного образа жизни к другому, При новом образе жизни, например, незаменимые помощники скотоводов — рабочие собаки должны были цениться все больше. Приблизительно в это время кошки также стали свободными спутниками человека, Дома, хлева и зернохранилища создали новую экологическую нишу, которая быстро была занята мышами и прочими мелкими грызунами — любимой добычей небольших диких представителей семейства кошачьих. Кошек, которые появились в человеческих поселениях вслед за этими грызунами, люди, должно быть, не просто терпели, но и поощряли. Ведь кошки оказались столь незаменимыми в избавлении дома от назойливых вредителей. В некоторых древних цивилизациях собаки тоже имели культовое значение, как правило, связанное со смертью и погребальными ритуалами. В некоторых случаях умершие отдавались на съедение собакам, поскольку для достижения жизни после смерти считалось необходимым, чтобы душа покойника прошла через собаку. Такие ранние ассоциации между собакой и смертью постепенно трансформировались в верования о том, что собака может уберечь от смерти или предотвратить ее. В Древней Греции собак держали в целительных храмах — считалось, что они помогают лекарям исцелять заболевания . Жители Древнего Востока, в частности израильтяне-скотоводы, ценили домашних животных, которые были критерием достатка и благополучия, однако, следуя Закону, не обожествляли их. Кто-то может указать на то, что «даже в Библии сохранились» следы подобного отношения к ним. При этом, в основном, указывают на известный эпизод поклонения золотому тельцу ( Втор.9:16 ) или медному змею ( 4Цар.18:4 ), а также на хранение некоторыми представителями израильского племени маленьких домашних идолов ( Быт.31:19, 32 ). Однако все эти сюжеты описаны в Библии как примеры неподобающего поклонения твари вместо Творца. Тем более это относилось к человеку из избранного Богом народа. «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» ( Исх.20:2–5 ). За исполнением этой божественной заповеди следили строго, отчего в среде израильского народа не получила распространения традиция наделения животных божественными свойствами, хорошо известная в древнем мире .

http://sueverie.net/ob-otnoshenii-k-zhiv...

Стих 4-й, обращенный к язычникам, и оканчивается этим возгласом, который есть священное имя, что особенно ярко выступает в греческом тексте, где последние слова стиха 4-го суть: εγ ειμι. В этом же стихе преподается сущность учения о едином Боге, который есть „Альфа и Омега, начаток и конец, первый и последний“ ( Откр. 22:13 ). „Живу Я в век“, говорится во Втор. 22:40 ; „Ты тот же и лета Твои не кончатся“, восклицает начертатель 101 Пс. (ст. 27) мысль, которую повторяет Исаия ниже в Ис. 43:13 . Не для одного Израиля проповедывал Исаия, провозглашая слова Божии, как в настоящей главе, так и в последующих, напр. в гл. 45, обращенной к Киру (ст. 5, 21–22), в гл. 46-й (ст. 9–10); в гл. 48 (ст. 12). Эти слова обращены ко всем людям и должны были дойти до язычников, как для них предназначенные. И мы убеждены, что они и дошли по назначению. Нам кажется, что можно доказать, что именно с 8-го века до Р. Хр. безумие язычества начало ослабевать во всем мире. Ко времени развития и преобладающего умственного влияния Греции и потом Рима оставался от древнего тупого язычества лишь его скелет. Уже в шестом столетии Пифагор выносит свои неязыческие взгляды из Азии; даже Геродота мы колеблемся признавать чистым язычником; чем далее мы подвигаемся, тем все более светлеют умы. Пророчества уже подготовили почву, на которой могут сеять будущие посланники Христа Спасителя. В гл. 32-й, четвертой книги (под им. Мессениака), Павзаний знает, что учение о бессмертии души почерпнуто с востока 1359 ; но Страбон (XVI, fol. Caus. 760–761) уже прямо указывает на Евреев и Моисея, говоря о догмате Единого Бога Творца мира. Страбон уже почерпал многие указания из Гекатея Милетского (соврем. Ездры). Несомненно, что этот древний летописец, как и другие, напр. Фересид, Гелланик, Кадм Милетский, а в особенности древние мудрецы, широко черпали свои взгляды и убеждения в сокровищнице мыслей пророческих, начавших распространяться среди язычников, которые выразились в вдохновенных поэтических произведениях древних сивилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2Пар.5:7 .  И принесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма – во Святое Святых, под крылья херувимов. 2Пар.5:8 .  И херувимы распростирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы ковчег и шесты его сверху. 2Пар.5:9 .  И выдвинулись шесты, так что головки шестов ковчега видны были пред давиром, но не выказывались наружу, и они там до сего дня. 2Пар.5:10 .  Не было в ковчеге ничего кроме двух скрижалей, которые положил Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исходе их из Египта. Замечание о шестах ковчега и о присутствии их при последнем до сего дня (стих 9, ср. ( 3Цар.8:8 )) принадлежит современному Соломону составителю церковно-государственных летописных известий, а не самому свящ. писателю книг Паралипоменон, предположительно Ездре: уже при Ровоаме драгоценная утварь храма была похищена фараоном египетским Сусакимом ( 3Цар.14:25–26 ; 2Пар.12:9 ), а после плена, в храме Зоровавеля не было и самого ковчега. Таким образом, данное замечание, подобно другим чертам повествования, указывает на документальный характер известий кн. Паралипоменон (Cornelius a Lapide ad hoc locum. проф. А.А. Олесницкий , «Государственная Летопись царей иудейских», Труды Киевской Духовной Академии, 8, с. 420–421; проф. П.А. Юнгеров , «Происхождение и историчность кн. Паралипоменон», 1905, сентябрь, с. 15–16; Ср. «Толковая Библия», т. II, с. 461). Из замечания ст. 10: «не было в ковчеге (храма Соломонова) ничего, кроме двух скрижалей» (ср. ( 3Цар.8:9 )) можно уже заключать, что в скинии Моисеевой ковчег заключал и еще нечто: именно по ( Евр.9:4 ) там были, кроме скрижалей завета (ср. Втор.10:1 ), еще золотой сосуд с манною ( Исх.16:32–34 ) и жезл Ааронов расцветший (( Чис.17:10 ); см. «Толковую Библию», I, с. 328 и 546; проф. Олесницкого, «Ветхозаветный храм», с. 151). 2Пар.5:11 .  Когда священники вышли из святилища, ибо все священники, находившиеся там, освятились без различия отделов; 2Пар.5:12 .  и левиты певцы, – все они, то есть Асаф, Еман, Идифун и сыновья их, и братья их, – одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11. ОБНОВЛЕНИЕ ЗАВЕТА В СИХЕМЕ, Иисуса Навина 24 В конце жизни ( Нав.23:1–2, 14 ) Иисус Навин собрал израильтян в Сихеме на церемонию обновления завета. Он напомнил об истории взаимоотношении Израиля с Богом и затем обратился к людям с призывом: «Изберите себе ныне, кому служить, ... а я и дом мой будем служить Господу» (24:15). Израильтяне подтвердили свои заветные взаимоотношения с Господом. Как свидетельство и напоминание об этом факте Иисусом Навином был установлен камень ( Нав.24:25–27 ). И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю ( Нав.24:31 ). К сожалению, в следующий период истории Израиля, в период Судей, этого не случится. Незавоеванные территории: период Судей Израильтяне не добились успеха в заселении всей земли, в которую привёл их Бог . Как и предупреждал Бог, по причине религиозного отступничества в поколениях, следующих за Иисусом Навином, они не смогли победить своих врагов. Территории оставались незавоё- ванными. [Они] оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять перед врагами своими. Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно ( Суд. 2:13–15 ; ср. Втор. 28:15–68, 30:17–30 ). Готовность Израиля идти на компромисс с жизнью и обычаями хананеев принесла проблемы. Всего лишь одно поколение прожило в Обетованной Земле, а люди уже забыли Господа, Который вывел их из Египта. ТЕРРИТОРИЯ, Судей 1:27–3:6 В Суд. 1:27–36 названы города и земли, которые израильтяне не смогли заселить. Манассия не смог изгнать хананеев из важных городов долины Изреель Беф-Сана, Фаанаха, Ивлеама и Мегиддо, а также из прибрежного Дора. Хананеи также оставались в городах долины Изреель, принадлежавших колену Завулона (напр., Наглол). Асир жил на северном побережье «среди хананеев, жителей земли той» (1:32). Неффалим не смог изгнать местные племена из некоторых городов в Верхней Галилее (Вефсамис, Беф-Анаф). Возле моря Галилейского и Го- лана «сыны Израилевы не выгнали жителей Гессура и Маахи, и живёт Гессур и Мааха среди Израиля до сего дня» ( Нав.13:13 ). На Прибрежной равнине Ефрем не смог изгнать хананеев, живших в стратегическом городе Газере. Аморреи вытеснили сынов Дановых из Прибрежной равнины и городов Шефелы, вынудив некоторых из них переселиться на север. Хотя вначале Иуда одержал несколько побед на Прибрежной равнине, он не смог удержать и заселить эту территорию ( Суд. 1:18–19 ). В нагорной местности вокруг Иерусалима евеи заключили стратегический союз с Израилем ( Нав.9 ) и жили в городах Гаваон и Кириаф-Иарим. Хотя Иуда захватил и сжёг Иерусалим (Иевус), иевусеи снова заселили город и жили в нём ( Суд. 1:8, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010