«Его меч насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага». Выражению «головами начальников врага» в подлинном тексте соответствуют слова . Слово происходит от и собственно означает нестриженные волосы, распущенные кудри. Поэтому выражение значит – волосатая голова. Волосатая голова, по объяснению Кейля 20 , служит образом необузданного высокомерия врага, который, утучнев и разжирев, позабыл своего Творца (ст. 15). Это обяснение он подтверждает указанием на Пс.67:22 , где сказано: «Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях». В переводе LXX слово переведено словом ρχν­των также и в нашем русском переводе, согласно с переводом LXX, оно переведено словом «начальников». Этот перевод мы считаем более правильным, так как он имеет для себя основание во 2 стихе 5 главы книги Судей, где указанное, слово имеет то же значение, какое ему придано греческими переводчиками и нашими русскими в рассматриваемом нами месте. Справедливость этого перевода подтверждают и многие экзегеты, как-то: Фатер, Гезентиус, де Ветте, Винер, Маурер, Баумгартен, Евальд, Фюрст. При этом переводе слова «меч насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага» указывают на совершенное истребление врагов. Стих 43 представляет собою заключение рассматриваемой нами песни. В заключение песни писатель призывает к торжеству небеса и ангелов, язычников и народ Господа и указывает причину этого торжества. «[Веселитесь, небеса, вместе с Ним, и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.] Веселитесь, язычники, с народом Его [и да укрепятся все сыны Божии]! ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздаст,] и очистит [Господь] землю Свою и народ Свой!» ( Втор.32:43 ). Этот стих, сообразно с переводом LXX, в нашем русском переводе представляет собою относительно содержания большую полноту сравнительно с подлинным текстом, в котором призываются к торжеству только язычники с народом Его. Как произошло распространение греческого текста в данном случае, довольно трудно объяснить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pesn-m...

Итак, если Сын сам сотворил времена и сроки [потому что « Все чрез Него начало быть » (Ин. 1:3)], то каким образом осмеливаемся говорить, что было время, когда Сына не было? По твоему слову, время — больше, чем Бог–Слово, так как то, что прежде, по необходимости — и больше. 2. Но хочешь ли узнать, что Сын — совечен Отцу? Исаия говорит: « Я Бог первый и Я последний, прежде Меня не было иного Бога и после Меня не будет » (Ис. 44:6; 43:10). Итак, если ты говоришь, что Сын — позже Отца, то каким образом Отец говорит, что « после Меня не будет » иного Бога? Если же ты поймешь это о Сыне, то каким образом Он говорит: « прежде Меня не было иного Бога »? Чрез это усматривай, что Сын — совечен Отцу. Слушай же свидетельства, произнесенные о Сыне, и избегай бесчестить Его: « пролил Господь дождем огонь от Господа », и огонь на Содом (Быт. 19:24). Господом называет Отца, Господом — Сына, Господом — Святого Духа, так как говорит: « Господь есть Дух » (2 Кор. 3:17); и не сказал: Господь меньший возле Господа великого. И Моисей говорит: « и да поклонятся Ему все ангелы   Божии » (Втор. 32:43); ангел же творению не поклоняется. И чтобы ты понял, что это сказано о Сыне, послушай, что говорит Павел: « когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии » (Евр. 1:6). А также и Давид взывал: « сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих » (Пс. 109:1). И не сказал: Господь Господа моего; но сказал: « Господь Господу моему ». « Се », говорит Исаия, « Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил » (Ис. 7:14; Мф. 1:23), « что значит: с нами Бог » (Мф. 1:23). Да, называю Его Сыном, однакож, подчиненным и меньшим Отца. Снова изобличает тебя Исаия, говоря, что « младенец родился нам — Сын дан нам, и нарекут имя Ему: Великого совета Ангел, Чудный Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец вечности » (Ис. 9:6). Пророк провозглашает Властелином, Богом крепким; а ты называешь Его подчиненным? Тот называет Великого совета Ангелом; а ты называешь малым? Смотри же, прошу, что о Нем взывает также и Иеремия: « Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним » (Варух.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

  § 515. Спаситель наш Господь Иисус Христос, ведая, что рабы Его верные, истинные христиане, в мире скорбны будут, как и предрек им: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33), – того ради обещал с ними, по Своему человеколюбию, всегда неотлучно быть, хотя видимо и отлучился; чего ради во утешение им это слово сказал: Се, Я с вами во все дни до скончания века. Эту надежду имея, верные с Церковью радостно к Нему восклицают: «О Божественного! о любезного! о сладчайшего Твоего гласа! с нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе. Егоже вернии утверждение надежды имуще, радуемся» (Песнь 9-я канона св. Пасхи). Это дорогое и сладчайшее Свое с верными присутствие и в Ветхом Завете объявлял Бог. Иакову, святому патриарху говорил Бог: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя (Быт. 26:24). И далее: Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно (Быт. 46:4). И еще к избранному Израилю говорит: Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и прочее (Ис. 41:10). И еще: Ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (Ис. 43:1-2). Так пишется о святом Иосифе, что Бог был с ним (Деян. 7:9), пишется о Израиле: Господь Бог твой Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя и не оставит тебя (Втор. 31:6). Это присутствие Божие с верными Своими рабами не такое, как с прочими людьми и тварями, поскольку Бог, как вездесущий, везде и во всяком месте есть, разумеется, но благодатное и утешительное и хранящее их, как чад Своих, как о том Моисей святой в песне своей говорит: ограждал его (Израиля), смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, и прочее (Втор. 32:10-11). Этим благодатным Божиим присутствием ободряемы, верные дерзают и говорят Богу с пророком: Если я пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла; ибо Ты, Боже, со мною (Пс. 22:4). Дерзают в узах, темницах, изгнаниях, пленениях, бранях, страданиях и самых смертях, ибо Господь близ них есть, сохраняя и спасая их, и говорят с пророком: С нами Бог (Ис. 8:10); – говорят с Псалмопевцем: Господь пасет нас, и ничего нас не лишит (Пс. 22:1); – восклицают с апостолом: Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8:31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Человечество после потопа развивается также под законом греха. Уже в самом семействе Ноя обнаруживается нечестие: Хам за неповиновение отцу проклинается со всем своим потомством. В истории столпотворения Вавилонского снова проявилось хотение быть «яко бози», вызвавшее суд смешения и разделения языков. Хотя после этого наказания люди не могли уже совершить общечеловеческого зла, но они все продолжали грешить. Даже и в Симово потомство проникло нечестие, так что ему грозила опасность потери веры, идолопоклонства. В богоизбранном семействе, из которого произошёл отец верующих Авраам, Фарра, отец Авраама, имел идолов. Праведность самого Авраама была относительной, так как и сам отец верующих не был свободен от греха ( Быт.12:11, 13, 20:2 ; Ис.43:27 ). Избрание Авраама и Израиля указывает на всеобщую силу греха в роде человеческом, если нужно было обособить отдельное лицо и племя из всего рода, на которых должны были сосредоточиться все чаяния. Сам Иегова становится руководителем народа, открывает ему Свою волю, даёт чрез Моисея закон, определяющей религиозный, гражданский и домашний быт его; ему принадлежали: «всыновление и слава, и заветы и законоположение, и служение и обетования» ( Рим.9:4 ) – и тем не менее в продолжение всей своей истории начиная с Египта, народ оставался жестоковыйным, непокорным и непослушным, с крепким лбом и жестоким сердцем ( Исх.32:9 ; Втор.9:6 ; 4Цар.17:14 ; Ис.48:4 ; Иер.5:3 ; Иез.2:4, 3:7:9 ), часто отпадал от Иеговы, чтил идолов языческих народов и ходил во всех грехах и пороках. «От юности», с раннего утра сыновья Израилевы и сыновья Иудины зло делали пред очами Иеговы ( Иер.32:30, 7:25–26 . Иез.16:22–23 ), «от чрева матери были беззаконниками». ( Ис.48:8 ). Наконец, последним, тягчайшим преступлением Израиля было отвержение и распятие Спасителя грешников. «Непрерывная смена форм греха, замечаемая во всей ветхозаветной истории, предполагает для себя никогда не прекращающееся, общее всему человечеству, внутреннее тяготение ко греху» 92 , от которого не свободны даже праведники. Пророк Исаия говорит о себе: «я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами» ( Ис.6:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

43 Philo Judaeus. Quod deus sit immutabilis 180:3–4 (P. Wendland. B., 1897 (1962). Vol. 2. S. 93). 44 Втор. 2:27 : «позволь пройти мне землею твоею; я пойду дорогою, не сойду ни направо, ни налево»; 1Цар. (1 Самуила) 6:12: «И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису; одною дорогою шли, шли и мычали, но не уклонялись ни направо, ни налево»; 4Цар. (2Цар. в Масоретском тексте) 22:2: «И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево»; 1Мак. 5:46 : «И дошли они до Ефрона. Это был большой город, весьма укрепленный, на пути; невозможно было уклониться от него ни вправо, ни влево; надобно было пройти посреди него»; 2Пар. 34:2 : «и делал он угодное в очах Господних, и ходил путями Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево»; Притч. 4:26–27 : «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла». 45 См.: Ps-Gregorius. Commentarius in Ecclesiasten 6, 19:33–42 (G. H. Ettlinger, J. Noret. Turnhout, 2007 (CCSG 56). P. 222). Ср.: Gregorius Nazianzenus. Apologetica (orat. 2)//PG 35, 441:32–35. «Но должно действительно идти царским путем и размышлять, не уклоняясь, как говорят Притчи, ни вправо, ни влево». Isidorus Pelusiota. Epistula 1358:4–7 (P. Évieux. P., 1997. Vol. 1 (SC 422). P. 412). «...и мне в достижении всех добродетелей самый средний путь кажется наилучшим. И это то, что ты хотел понять: «Не уклоняйся ни направо, ни налево». Иди царским путем». 47 Theodoretus. Commentaria in Isaiam 7:520–523 (J.-N. Guinot. P., 1982. Vol. 2. (SC 295). P. 208). 48 В толковании на Псалмы блж. Феодорит писал: «Блаженны непорочные на пути. Ублажает идущих прямо царским путем и не уклоняющихся, согласно предписаниям закона, ни направо, ни налево» (Theodoretus. Interpretatio in Psalmos. In Ps. 118, 1 //PG 80, 1821:10–13). 49 Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate dialogi 389:22–29 (G.-M. de Durand. P., 1976 (SC 231). P. 142). 50 Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Joannem (P. E. Pusey. Oxford, 1872. Vol. 1. P. 549:10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Звучащее необыкновенно весомо и содержательно введение сразу возвышает Христа над всей огромной и богатой панорамой Ветхого Завета как цепи непрерывных богоявлений и пророчеств. Перед нами один из самых ярких текстов, говорящих об устремленности Ветхого Завета ко Христу. Православная Церковь издревле верно оценила высокий стиль этих строк, сделав их Апостольским чтением на Литургии в Навечерие Рождества Христова. Далее все Послание утверждает превосходство и исключительность Иисуса Сына Божия. Превосходство и величие Иисуса Христа Превосходство Иисуса над ангелами и всей тварью 1-я глава Евр. — мощный каскад ветхозаветных цитат (их семь в 1, 5-14), который обрушивает на читателя автор Послания с одной лишь целью: показать через Писание, что Иисус есть Сын Божий, чьи божественные полномочия превосходят силу и величие кого угодно, будь то ангелы или человеки. Цитаты связаны предельно лаконичными фразами: «И еще:», «Об Ангелах сказано:», «А о Сыне:», «И:» (ср. также во 2-й главе). Например: 5 ... кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (//Пс. 2, 7)? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном (//2 Цар. 7, 14)? 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (//Втор. 32, 43). 7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь (//Пс. 103, 4). 8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. 9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (//Пс. 44, 6-7) (Евр. 1, 5-9). Последняя цитата (из Пс. 44, 6-7), кстати, — одно из важнейших новозаветных мест, где Иисус Христос именуется Богом (к Нему в этом смысле применяется строчка Псалма). Иисус — Сын Божий, причастный к человеку Об искуплении человечества в Иисусе Христе автор Евр. говорит очень последовательно. Надмирное, превосходящее величие Иисуса, о котором говорилось в 1-й главе, простирается до того, что Он приобщился человека. Так мы вновь встречаемся с главной новозаветной вестью, выражаемой по-разному в разных Писаниях — вестью о Боговоплощении (Иоаннов термин) как уничижении, самоумалении Бога (Павлов термин, ср. Флп. 2, 7; § 20. 2). В Евр. 2, 11-18 об этом говорится (опять-таки при обильном цитировании Ветхого Завета) так:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИЙ [Древнеевр.  ], 3-й сын патриарха Иакова от его старшей жены Лии . В ветхозаветной традиции Л. считается предком левитов и священников (см. Колена Израилевы ). Имя Левий употреблено в ВЗ 58 раз (см.: BDB. P. 532), чаще всего - в перечнях и родословных списках (Быт 35. 23; 46. 11; Исх 1. 2; 6. 16; Числ 16. 1; 1 Пар 2. 1; 6. 1, 16, 38, 43, 47), а также в выражениях     - «потомок Левия» (букв.- сын/дочь Левия; Исх 2. 1; 32. 26, 28; Числ 3. 15, 17; 4. 2; 16. 7, 8, 10; 18. 21; 26. 59; Втор 21. 5; 31. 9; Нав 21. 10; 3 Цар 12. 31; Иез 40. 46; Мал 3. 3; 1 Езд 8. 15, 18; Неем 12. 23; 1 Пар 9. 18; 23. 24, 27; 24. 20; ср.: 1 Пар 23. 6),     - «колено Левия» (Числ 1. 49; 3. 6; 18. 2). Несмотря на исключительную роль, к-рую левиты и священники играют в ветхозаветном повествовании и особенно в нормативных текстах Пятикнижия Моисеева, о Л. не сообщается преданий, как-либо связывающих его с ветхозаветным культом. Сведения о Л. сводятся к 3 текстам. Согласно Быт 29. 34, Лия назвала сына Левием, надеясь, что ее муж «прилепится» (  ) к ней, после того как она родила ему 3 сыновей. Данная этимология, возможно, вторична по отношению к Числ 18. 2, 4, где поставлены в соответствие те же слова: представители колена Л. (    ) будут находиться (    ) при Аароне. Согласно Быт 34. 25-31, Л. и его брат Симеон напали на г. Сихем , «умертвили» в нем «весь мужеский пол» и разграбили его, отомстив за бесчестие, нанесенное их сестре Дине Сихемом, сыном местного правителя (Быт 34. 1-2). Поступок Л. и Симеона был осужден патриархом Иаковом (Быт 34. 30). Праотец Левий. Фрагмент росписи храма мц. Параскевы мон-ря Гура-Мотрулуй, Румыния. Нач. XVIII в. Праотец Левий. Фрагмент росписи храма мц. Параскевы мон-ря Гура-Мотрулуй, Румыния. Нач. XVIII в. Данное предание получило отражение в составе т. н. благословений Иакова: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт 49.

http://pravenc.ru/text/2463311.html

И обитало с нами — буквально ™sk»nwsen ‘жило в шатре’, то есть ‘сделало местом пребывания’. С нами означает ‘среди нас’, а не ‘в нас, внутри нас’. Ср. Сир 24:8–9,11: Создатель всех повелел мне, и Произведший меня указал мне покойное жилище ( skhn»n ‘шатер’) и сказал: поселись в Иакове и прими наследие в Израиле Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе. Мы видели славу Его — эти слова не обязательно принадлежит очевидцу, так как в лице Евангелиста говорит апостольская Церковь. В словаре Иоанна dTxa ‘слава’ и ‘прославлять’ занимают важное место. В классическом и эллинистическом гре­ческом языке dTxa означает обычно ‘мнение’ или ‘репута­ция’, а — ‘думать’ или ‘воображать’. В переводе Семидесяти, в некоторых эллинистических религиозных текстах и в НЗ эти два слова значат соответственно ‘слава’ и ‘прославлять’. У Семидесяти слово dTxa часто соответствует евр. и обозначает зримую, обычно связанную со светом, составляющую Богоявления (Исх 33:22; Втор 5:24; 3 Цар 8:11). В ВЗ оно приобретает эсхатологическое значение (Ис 60:1; Авв 2:14), которое сохраняет и в НЗ (Мк 8:38; 13:26; Рим 8:18; 1 Пет 4:13), причем явление эсхатологической славы иногда относится и к настоящему времени (2 Кор 3:18; Еф 3:21), наиболее явно — в эпизоде Преображения (Мк 9:2–8 и параллели у других синоптиков). Слава Божия открывается в Иисусе Христе (Ин 1:14) и Его чудесах (2:11; 11:4,40). Слава была присуща Ему до воплощения, и по Воскресении Он возвращается в нее (17:5,24). Иисус прославляется, потому что в то время как другие ищут собственной славы (5:44; 12:43), Он ищет только славы Отца (5:41; 7:18; 8:50) в послушании Ему, поэтому прославлением называется смерть Иисуса (7:39; 12:16,23; 13:31–32). Полное благодати и истины — выражение повторяется еще раз в ст. 17. Слово ‘благодать’ только четыре раза встречается в Ин, ‘истина’ — несравненно более частое слово. Здесь надо заметить, что, когда Иоанн говорит о Воплощении Слова, его язык приобретает более библейский и менее эллинистический характер.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько, хотя в Них нет счета, – так учат святые отцы. Обратите внимание на следующий библейский стих: «…дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол. 2: 2). Некоторые считают, что счет в Лицах есть, так как сказано: «Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Ин. 14: 28). Подобный текст надо сопоставлять с другими и путем смысловых совмещений находить золотую середину. Давайте проведем подобное сравнение: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14: 28), и: «Я и Отец – одно» (Ин. 10: 30), и следующий стих: «Я не один, но Я и Отец» (Ин. 8: 16). Здесь явно говорится о двух природах во Христе – Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существует, подтверждают и показывают два следующих текста: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин. 14: 9); и другой текст: «…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9). Об отсутствии счета в Лицах Святой Троицы (1+1+1) святой Иларий пишет: «Если мы допустим сотоварищество – то есть множественность, – мы исключим идею единичности и одиночества». Святитель Амвросий добавляет: «Когда мы говорим, что Бог один, то единство исключает множественность богов и не предполагает количества в Боге». То есть схема: 1+1+1 – недопустима; схема: 1-й, 2-й, 3-й – еще более недопустима. Приемлемо только: 1=3 или 3=1. Следовательно, когда Сын Божий страдал, возрастал, алкал и жаждал, то здесь проявлялась Его истинная Человеческая природа. А когда мы читаем: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8: 24 – сравните с Втор. 32: 39; Ис. 43: 10), – по-гречески «это Я» звучит как «Я есть». Речь идет о Том, в руках Которого и жизнь, и смерть. Он Сам говорил о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Откр. 1: 8). Есть подобное свидетельство о Христе и в Ветхом Завете: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: “Господь – оправдание наше!”» (Иер. 23: 5–6). Здесь имя Христа предлагается четырехбуквенным именем Ягве . Вы можете проверить это по любому изданию еврейского текста Библии.

http://pravoslavie.ru/93462.html

Начало же этому восстановлению положено первым пришествием Христа и основанием христианской Церкви. Так учит об этом святоотеческая традиция понимания мессианско-эсхатологических ветхозаветных пророчеств. Блаженный Иероним, объясняя Ос 2:18, цитирует Ис 11:6-7 и говорит, что и то, и другое пророчества Осии и Исайи уже исполнились: «Когда Петру было открыто, чтобы он принял Корнилия из язычников, то повелено было ему ничего не считать нечистым, что принимается с благодарностью и относительно чего он впоследствии услышал: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян 10:9). Таким образом, по пришествии Господа, после торжественного воскресения Его и вознесения к Отцу, две стены соединены посредством краеугольного камня чрез Того, Кто из обоих соделал одно (Еф 2). И ту, которая называлась непомилованною, он назвал помилованною, и того, кто назывался не Моим народом [назвал] Своим народом, и, по примирении всего, будут истреблены лук и меч и война. Ибо не будет нужды в орудиях для воюющих, когда не будет воюющих. Израиль соединится с язычниками, и исполнятся слова Второзакония: «Веселитесь, язычники, с народом Его» (Втор 32:43). Ибо «ведом в Иудее Бог, у Израиля велико имя Его. И было в мире жилище Его и пребывание Его на Сионе» (Пс 75:2-3), то есть в Церкви, в которой Он сокрушил силу луков, щит, меч и войну, и, по сокрушении и истреблении их, верующие будут спать безопасно и покоиться при одном пастыре» . Видит пророческие слова исполнившимися и святитель Кирилл: «Древле, когда мы пребывали в заблуждении и назывались чадами гнева, лукавые и сопротивные силы, подобно некоторым злым зверям, или плотоядным птицам и весьма опасным драконам, губили нас. Когда же во Христе мы познали истинного Бога и чрез веру и первоначальную любовь очистились от преступлений, тогда мы получили спасение и «власть наступать не змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк 10:19). Тогда мы наступили на аспида и василиска, попрали льва и змия (ср. Пс 90:13), потому что Христос защищает и ограждает Своих непобедимою силою и посылает нам в душу Свой мир» .

http://bogoslov.ru/article/4784932

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010