690 Мф 4, 23. По новому Синодальному русскому переводу: И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях — ред. 691 По новому Синодальному русскому переводу: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься — ред. 692 Мф. 10, 5. 693 Иез 16, 50–53. 694 По новому Синодальному русскому переводу: В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли — ред. 695 т. е. приобрел — ред. 696 У пер.: должно разуметь — ред. 697 У пер.: должно 698 3ах 5. разуметь — ред. 699 Пс 37, 5. 700 Деян 15, 10. 701 Мк 2, 23; Лк 6, 1. 702 1 Цар 21, 1–6. 1 703 Ос 6, 6. 704 1 Цар 20. 705 Ин 7, 22. 706 Ос 6, 6. 707 У пер.: Милосердия — ред. 708 По старому Синодальному русскому переводу: Никогда не осудили бы невинных — ред. 709 Эта нумерация — по старому Синодальному русскому переводу Евангелия. По новому переводу — стих 9, начало 10–го — ред. 710 Стих 10 — по новому Синодальному русскому переводу — ред. 711 Стихи 11–12 — по новому Синодальному русскому переводу — ред. 712 Конец 14–го (стиха) и далее — по новому Синодальному русскому переводу — ред. 713 Ис 42, 1–2 — По новому Синодальному русскому переводу: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах — ред. 714 Мф 7, 13. 715 По новому Синодальному русскому переводу Евангелия: И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. — ред. 716 У пер.: разумеет — peд.V 717 По новому Синодальному русскому переводу: бесов — ред. 718 По новому Синодальному русскому переводу: бесов — ред. 719 По новому Синодальному русскому переводу: бесам — ред. 720 Мф 19, 28; Лк22, 30. 721 Лк 11,20. 722 Исх 8, 19. Дана ссылка на: Исх 4, 29 — ред. 723 Втор 9. 724 Лк 17,21. 725 Ин 1,26. 726 Мф 3,2. 727 МФ 21.43. 728 Ин 5, 19. 729 У пер.: Евангелия Марка — ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Во 2-й Паремье 80 ( Прит.3:19–33 ) на вечерне Пятка показывается Божественное величие Мудрости, что она содействовала Богу в сотворении мира. Посему Мудрость, как содейственница Богу, во всяком состоянии, не только бодрственном, деятельном, но и во сне, сохранит держащегося от всякого зла невредимым. «19) Бог мудростью основал землю, разумом утвердил небеса. 20) По Его Мудрости разверзлись бездны (произошли моря), и облака окропляют росою. 21) Сын мой! Не выпускай из твоих очей, твердо держись мудрости и рассудительности. 22) Они дадут жизнь душе твоей, будут украшением для выи твоей. 23) Тогда безопасно пойдешь путем твоим, и нога твоя не споткнется. 24) Когда пойдешь ко сну, ничего не будешь бояться, и когда уснешь, приятен будет сон твой. 25) Не будешь страшиться внезапного ужаса, ни зла, какое будут тебе расставлять люди порочные. 26) Ибо Господь будет подле тебя и сохранит ногу твою от сети. 27) Не отказывай в благотворении требующим, когда в руке твоей есть возможность сделать добро. 28) Не говори просящему: поди, придешь опять, завтра дам тебе, тогда как есть у тебя, что дать. 29) Не измышляй зла на друга твоего, когда он благонадежно живет с тобою. 30) Не заводи с человеком ссоры без причины, когда он не сделал тебе зла. 31) Не завидуй человеку живущему неправдою, и не подражай путям его. 32) Ибо Господь гнушается нечестивыми, а к добродетельным благоволит. 33) Клятва Господня на домах нечестивых, а жилища праведных Он благословляет. 34) Надменных унижает, а смиренным дает благодать». Наставник, дабы одушевить наставляемого любовью и благоговением к исканию мудрости, показывает важность и величие первообразной Мудрости, что Мудростью основал Бог землю и небеса, короче сказать: вселенную ( Прит.3:19–20 ); отселе переходит к наставлению, – твердо, неуклонно, неослабно держаться мудрости; она любящего ее сохранит не только в бодрственном состоянии, но и во сне, который под кровом и охранением мудрости будет сладок и безопасен от всякого смущения ( Прит.3:21–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

И далее мы читаем: Мф.20:5–6 . «Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?». Стоящие праздно, как мы видели выше, по истолкованию отцов, – языческие народы, которые позже всех приняли Свет Евангелия. Но, похоже, что к ним и применимы слова: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» ( Мф.19:30 ); и еще: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ). Хотя народы, произошедшие от Иафета и Хама, позже семитов вошли в Народ Божий, теперь они составляют его мощное ядро. А о пришедших ранее, иудеях, сказано: «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:12 ). Теперь мы – «сыны Царства», новый Израиль, и осознание этого должно делать нас более ответственными в том служении, которое каждый из нас совершает пред лицом Бога. И далее мы читаем: Мф.20:7 . «Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите». Здесь мы устанавливаем, что в Церкви как в винограднике Господнем должны действовать законы справедливости. Она ( Церковь ) должна являть пример всему человечеству, дабы многие народы, увидев в ней пример праведности и святости, спешили бы присоединится к ней, подчинившись ее законам. Сказано: «итак храните и исполняйте их (то есть заповеди Божии. – О.С.), ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» ( Втор.4:6 ). То есть Церковь возвышает народы до понимания божественного Права (законодательства) и никак не наоборот ( Деян.4:19 ). Ибо назначение светских правовых институтов – охранять интересы богатого меньшинства, а церковных – провозглашать принципы высшей справедливости. Но, увы! Те акценты, которые делаются некоторыми младостарцами в современной миссионерской работе, предлагают нам совсем иные реалии. Мы скорее занимаемся маркетингом церковных программ, нежели трудимся на ниве Господней. Нам более нужны кризисные менеджеры, чем духовные наставники… И доминирование неопытных молодых людей во многих околоцерковных (и не только) программах ставит нас на грань того, что апостол Павел называл: «кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

б) Вторая заповедь (20,4) запрещает изображения Сущего. Делая идолов, люди верили, что в них пребывает сила божества. Тем самым они как бы получали богов в собственное владение. Кумир был магическим талисманом города, страны, народа. Он делал зримым и осязаемым Высшее. Не таков Бог, открывшийся Моисею. Превосходя все земное, Он не может и не должен иметь изображения: связывать Его с чувственным образом значило бы посягать на Него, пытаться умалить Его запредельную тайну и мощь. Насколько твердо держалась ветхозаветная Церковь этого принципа, показывают раскопки. Нигде и никогда археологи не находили в Палестине чего-либо подобного идолу Ягве. в) Третья заповедь (20,7) касается св. Имени Божия. Имя в библейские времена тесно связывалось с существом, его носящим. Поэтому, если Бог свят, то есть велик и непостижим, благоговение должно распространяться и на Его Имя (ср. евангельское «Да святится имя Твое»). Слово «лашав» (синод. пер. напрасно) имеет широкий смысл, включающий в себя и произнесение ложной клятвы и употребление св. Имени в суеверных целях (для ворожбы и т. д.). Позднее, около III века до Р.Х., благоговение к св. Имени вызвало запрет его произносить: его заменили словом Адонай — Господь. г) Четвертая заповедь (20,8-11) касается субботнего дня. В этот день должны отдыхать все люди — свободные и рабы, и даже скот. Именно этот отдых от трудов имел в виду Господь Иисус, когда сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2,27). В Новом Завете таким днем стал день Воскресный. Пояснение Элохиста к заповеди выводит ее из сказания о Шестодневе (см. §8,9), а Второзаконие связывает ее с исходом из Египта. I–IV заповеди говорят об отношении человека к Богу. Их объединяет великое завещание Моисея, оставленное им ветхозаветной Церкви незадолго до смерти: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6,4-5). Христос Спаситель, отвечая на вопрос: «Какая первая из всех заповедей?» — привел именно эту (Мк 12,28-30), но добавил: «Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19,18); иной, большей сих, заповеди нет» (Мк 12,31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Но одновременно всё сильнее звучал голос Церкви, которая, как и в древние времена, обращалась к каждому человеку: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, [дабы] любил Господа Бога твоего, слушал глас Его… ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле» (Втор. 30: 19–20). Те сильные духом и мужественные люди, которые отозвались на этот зов, приступили к делу: делу духовного, национального и государственного устроения. И тогда мы начали церковное обустройство родной земли, ибо не могли и не хотели мириться с тем, что земля нашего духовного родства может стать теперь всего лишь территорией ядерного бедствия, зоной отчуждения, безлюдным местом. Многие не захотели покидать родные места, среди таковых мы видим, естественно, и священнослужителей; многие со временем вернулись к своим очагам и начали в поте лица трудиться, чтобы жизнь вновь вступила в свои права. Труд и молитва стали опорой святого дела на оскорбленной земле. Вот почему нынешняя 20-летняя годовщина трагедии, которая произошла в Чернобыле, еще раз подтверждает истинность нашей извечной веры в победу Жизни над смертью. Не умерла наша земля, не погребальным звоном встретила она второе тысячелетие своей христианской истории! Она живет! — ибо ее возрождают к новой жизни такие люди, о которых сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, что они «вписаны в Книге Жизни Всемилостивого Господа и пребывают в новейшей истории зримым исполнением заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16)». В эти дни скорбь и радость идут рука об руку. И это — тоже проявление многосложности и противоречивости наших дней. Но радости у нас несравнимо больше, потому что Христос воистину воскрес! …Вечная память героям, которые ценою жизни заслонили нас от последствий катастрофы. Но они живы, потому что Бог наш «не есть Бог мертвых, но [Бог] живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38). …Вечная память страдальцам, окончившим свой земной путь в болезнях. Но мы увидим их вновь, ибо Христос воскрес, — и жизнь жительствует!

http://patriarchia.ru/db/text/108548.htm...

2Тим. 3:15–17 . «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Объясн. Апостол Тимофей родился в 30-й год по рожд. Христове. С 58 года он стал спутником апостола Павла. Писания последнего появились в период 53–67 года. Отсюда видно, что с детства апостол Тимофей не мог знать всех новозаветных писаний, а одни ветхозаветные не могли целиком умудрить во спасение: Мф.5:43–44 . Если принять во внимание ст.14 этой же главы, то увидим, что, по словам апостола Павла, источником научения в вере и жизни должны служить устные наставления апостола, о которых подробно не упоминается, но которые были и сохранились в Предании и Писании. Следовательно, ссылка на 2Тим.3:15–17 не только не оправдывает отвержение церковного Предания, но прямо обличает тех, кто не признаёт его: Ин.12:48 . Откр.22:18–19 . «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». Объяснение. Здесь говорится не о всей Библии , а только об Откровении, о Предании же и речи нет, между тем тот же апостол даже предпочитает устную передачу – Писанию: 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13–14 . Если понимать слова Тайновидца в смысле запрещения принимать всё то, чего нет в книге Откровения, то пришлось бы отвергать и Евангелие, и Послания того же апостола. Отсюда понятно, что эти слова апостола (в ст.18–19) относятся только к одной книге Откровения и к Священному Преданию никакого отношения не имеют, так как оно имеет свои основания во многих местах Священного Писания, например: Ин.20:20:21:25 ; 1Кор.11:2 ; 1Фес.2:13 ; 2Фес.2:15 . Втор.4:2 . «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам (сегодня) заповедую».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8, 16 ). «Господь, по вечной любви Своей» ( 3Цар.10:9 ), – «по воле Своей» ( Дан.4:32 ), «творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ) во вселенной. И воля Его есть «благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). «И нет никого, кто мог бы противиться руке Его» ( Дан.4:32 ). «Ибо кто противостанет воле Его?» ( Рим.9:19 ). А между тем «весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). Бог не сотворил зла; оно возникло вследствие злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям (92, 283). Живой носитель образа Божия – человек – наделяется Богом свободной волей и предназначается жить в саду Едема: жить свято в общении с Богом и в послушании Ему. Такова была воля Божия о человеке. Но уже первый человек, по гордости своей, возмечтал сам стать «как боги» и нарушил повеленное Богом – впал в грех , и с того времени вынужденно переживает его следствие: зло, болезнь, смерть. Опыт последующих поколений в человечестве свидетельствует о причастности всех ко греху и об умножении зла в мире. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Екк.7:20 ). Каждый человек свободен в своем действовании, а потому и ответственен за него. Сознанию человека всегда предлагается возможность добровольного избрания, как общей линии своего поведения, так и конкретных, самомалейших поступков в жизни. Человек волен склонять себя на путь жизни или на путь смерти (ср. Иер.21:8 ), на добро или на зло (ср. Втор.30:15, 19 ). 49 Будем, однако, помнить, что именно по воле Божией человек обладает способностью свободно действовать в жизни, то есть свободно поступать по своей воле. Потому, даже когда человек добровольно избирает злое – согрешает и творит зло, – Господь явно не препятствует этому злоупотреблению человека волей. Живя среди нас, Спаситель «не покорял людей очевидностью Своего могущества. Он не применял силу, а оставлял неприкосновенной свободу человека» (41, 139). И справедливо. Ибо если бы вдруг Бог стал явно препятствовать деланию человеком (по своеволью!) зла, то Он тем самым лишил бы этого человека свободы воли, которой Он Сам же и одарил его еще при сотворении. И тогда, воля Божия, препятствующая волеизъявлению (на зло!) человека, оказалась бы в противоречии с волей Божией, некогда (при сотворении) даровавшей свободу воли человека. Бог стал бы в противоречии с Самим Собою... Но – «верен Обещавший» ( Евр.10:23 ), «у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ; ср. Мал.3:6 ). Бог , конечно же, не благословляет зла, но лишь попускает его до времени, когда оно будет всецело истреблено (ср. 1Кор.15:26 ; 2Фес.2:8 ; Пс.36:9 и др.). «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» ( Сир.15:20 ). 50

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Быт. 49:14 Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; Быт. 49:15 и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани. Удел Иссахара лежал вдоль западного берега Иордана. Иссахар во Второзаконии в пророчестве Моисея ( Втор. 33:18–19 ) соединён с Завулоном, и ему – так же, как Завулону, – обещано обилие и веселие. Удел Иссахара, находясь в плодоносной долине Иордана, склонял народ к земледелию и к жизни, полной неги, которая заставляла его предпочитать рабство войне и независимости. Племя Иссахара в продолжение всей жизни народа израильского с незначительными исключениями ( Суд. 5:15 ; 1Пар. 12:32 ) не играло никакой роли, и при разных переменах, происходивших в его стране, долина Иорданская первая подпадала власти победителя, как, напр., при отпадении Иеровоама от царства Иуды, при нашествии Саргона и проч. Быт. 49:16 Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Быт. 49:17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. Дан значит «суд». Дан был сын наложницы Валлы, поэтому некоторые думают, что Иаков установил для детей наложницы право суда в своём племени наравне с другими племенами: «будет судить народ свой, как одно из колен Израиля». Онкелос думал видеть также предвидение власти судии Самсона из племени Данова ( Суд. 15:20 ). Весьма трудно объяснить, что значит выражение «Дан будет змеем и аспидом». Может быть (как думает м. Филарет), это намёк на хитрость потомков Дановых, выразившуюся в действиях Самсона в похищении идолов из дому Михи и завоевание Лаиса ( Суд. 18 ). Англ. Библия замечает, что первое идолослужение возникло в племени Дана ( Суд. 18 ) и что в VII главе Апокалипсиса племя Дана пропущено. Из этого многие отцы церкви заключали, что Антихрист восстанет из племени Дана (ссылка Англ. Библии на Иринея, V, 30–32; Амвросия De Benedict. Patriarch; Августина In Iosiam quaest. 22; Феодорита In Genes: quaest. 109 etc.). Быт. 49:18 На помощь твою надеюсь, Господи! О. Герлах думает, что это перерыв речи и общее восклицание Иакова, переводящего дух и собирающегося с силами для продолжения пророчества. Быт. 49:19 Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. Пророчество, которое относят к нападению аммонитян, отражённых судиёю из колена Гадова, Иеффаем ( Суд. 10:17–18; 11 ), и вообще к положению удела племени Гада, находившегося за Иорданом, на восточной стороне его, и подвергавшегося постоянным набегам кочевых из степи Аравийской. Быт. 49:20 Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Удел Асира по берегу Сидонскому от горы и мыса Кармелитского почти до гор Ливана представлял одно из лучших и плодоноснейших мест Палестины. Произведения его доставлялись не только ко двору царей Израильских, но и ко двору финикиян, которые занимали полосу, отделявшую Асира от моря, и через территорию Асира имели сообщение с Ливаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Бытие свободы – новый существенный признаки духовного начала в человеке. Душа человека свободна, т. е. имеет способность добровольно направлять свою деятельность на те или друге предметы, избирать тот или другой путь, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности (т. н. формальная или психологическая свобода). Бытие такой свободы в человеке св. Писание предполагает общеизвестным. Многочисленные заповеди, требующие от человека повиновение закону Божию, обещание наград за исполнение и наказаний за нарушение их были бы неуместны, если бы человек не был свободен. Утверждается бытие этой свободы в человеке и во многих частных изречениях Писания: Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, говорить Моисей от лица Божия в прощальном наставлении евреям, избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое ( Втор.30:15, 19 ). Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят ( Ис.1:19–20 ). Спаситель учит: Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. ( Мф.19:17 ; сп. 23:37; Ин.7:17 ). Апостол свидетельствует, что человек властен в своей воле ( 1Кор.7:37 : сн. Рим.1:21 ; Кол.5:21 ; Еф.5:10, 15–17 ). Но не в этой свободе особенно высокое достоинство разумной души человеческой, а в той свободе, которая делает человека существом нравственным. Об этой свободе души и говорится преимущественно в св. Писании. Эта свобода (т. н. нравственная свобода или свобода духа) состоит в добровольном стремление человека к указанному ему Богом назначению или к добру; ею исключается грех . И. Христос уверовавшим в Него говорил: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31–32 ), а неверовавшим говорит: всякий, делающий грех, есть раб греха.... Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин.8:34, 36 ст; сн. Рим.6:17 ). Ап. Павел учит: где Дух Господень, там свобода ( 2Кор.3:17 ), а о себе говорит: закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ; сн. Иак.1:25; 2:12 ; Рим.8:20 ). 218

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Изгнание из рая. Фреска. Мазаччо. Италия. 15 век века наставляет Бог , идти по этому пути помогают ему ангелы. На путь зла пытается столкнуть человека диавол и его приспешники – демоны. В Ветхом Завете об этих двух путях сказано так: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему» ( Втор.30:19–20 ). К каждому человеку, приходящему в мир, Бог обращает этот призыв. Но люди, каждый по-своему, повторяют ошибку Адама и Евы: слушают нашептывания врага рода человеческого вместо того, чтобы слушать голос Божий. Существуют философские течения, отрицающие греховность человека. Они полагают, что все проблемы человечества происходят от того, что люди плохо обучены: если им разъяснить, где добро, а где зло, они будут делать только добро 24 . Однако, с точки зрения христианства, зло укоренено в самой природе падшего человека, в его сердце ( Мк.7:21–22 ). Апостол Павел говорит, что грех живет внутри человека: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим.7:19–20 ). Изживание в себе греха, борьба с его проявлениями – важнейшая нравственная задача, стоящая перед каждым верующим. Но в этой борьбе человек не одинок: Сам Бог помогает ему. Ожидание Спасителя Бог всегда борется за душу человека , за его спасение. Древние люди знали об этом и со времен Адама жили надеждой на то, что один из его потомков победит зло и диавола. Именно в этом смысле в христианской традиции понимаются слова, которые Бог обратил к змию, соблазнившему Еву: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:14–15 ). «Семенем» Евы, то есть ее прямым потомком, одержавшим победу над диаволом и злом, навсегда искупившим человечество «от греха, проклятия и смерти» 25 , стал Иисус Христос. Ожиданием Его пришествия на протяжении веков жили древние люди, и Его приход предвозвестили пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010