Искушение имеет целью смирить искушаемого, научить его, что Бог для него все во всем ( Ин. 15 , 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего; и приносит благо духовное, а с ним и телесное). Втор. 10–11 Втор. 10–11, 8 В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, [как это продолжается] до сего дня; 9 потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой. Господь Сам – благо для священноцерковнослужителей, а потому: Втор. 11 , 16 Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; 17 и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам; сердце и душа могут распространяться от пищи, а не о Господе. Особенно эта опасность бывает для нас, когда дух срастворится естеством души и тела. Тогда, служа своим страстям, богам иным, человек может думать, что он служит Богу. Тогда Господь очищает человека и выводит его из рабства греху чрез истощание плоти лишением земных благ. Подобное состояние оканчивает переживать теперь русский народ. Втор. 16 Втор. 16, 19 Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Взятки ослепляют ум и душу и лишают возможности и мужества говорить правду и поступать по правде. Втор. 23 Втор. 23, 1 У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне. Тело наше оскверняется через оскопление. Поэтому в Ветхом Завете скопцы считались нечистыми. А в Новом Завете они подвергаются и епитимии. Причина этой нечистоты следующая. Страсть плотская срослась и с душой человека. От нее он освобождается чрез борьбу с нею в истощании плоти. Возбуждаемая же в крови страстью плотская нечистота получает свой естественный выход, не оставаясь в теле. При оскоплении же, когда душевная страсть передается телу, последнее не может дать выхода возбуждаемой ею в крови нечистоте, которая и остается в ней. Одна лишь благодать Божия может даровать бесстрастие душе и телу. До получения же этого дара верному необходима борьба с плотскою страстию и естественный выход возбуждаемой ею в крови нечистоте, чтобы она не оставалась в ней. В этой борьбе ему нужно лишь хранить свое сердце непричастным мысленной скверне, от невольного заражения которою и установлены Святой Церковью молитвы от осквернения. Втор. 24

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

«Враги креста Христова» ( Флп. 3, 18 ) те, кто противится Кресту Христову. Как? Крест Христов учит идти тесным путем_ они идут просторным. Крест учит смиряться – они гордятся. Крест учит отсекать свои прихоти – они совершают. Крест учит терпеть – они гневаются и злобствуют. Крест учит распинать плоть со страстями и похотями ( Гал. 5, 24 ) – они мудрствуют по плоти. Крест учит умирать для греха, а жить для Бога – они живут для себя и греха. Крест учит Небесного искать – они мудрствуют о земном. Святитель Тихон Задонский ( 104, 881 ). Вне креста нет живого познания Христа ( 108, 357 ). Каждый человек, истративший свою жизнь неправильно, в противоположность назначению Божию, во вред своему спасению.... есть по отношению к самому себе и вор, и разбойник, и убийца. Этому злодею посылается крест как последнее средство к спасению, чтобы злодей, исповедав свои преступления и признав себя достойным казни, удержал за собой спасение, дарованное Богом ( 108, 330–331 ). Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте распят и повешен на Древе Крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека ( 108, 331 ). Смирение возвело Господа на Крест и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов ( 108, 332 ). Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если через последование Христу он не преобразится в Крест Христов ( 108, 355 ). Крест свой делается для ученика Христова Крестом Христовым, потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целью своей жизни. Эти все святые заповеди становятся для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстями и похотями его ( Гал. 5, 24 ) ( 108, 355–356 ). Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста ( 108, 87 ). Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание своего греха. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя ( 108, 356–357 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Это и сделали мы в Великий пост . Каждый приходил к Господу в слезах покаяния о грехах своих, и чем искреннее это делал, тем сильнее ощущал отраду помилования, исходящего от лица Господа, через руки и разрешительное слово иерея Божия. Теперь что нам остается делать? Беречься от новых падений, чтобы опять не впасть в вину распинания Господа. Апостол говорит, что Господа Иисуса Небо приняло только «до времен совершения всего» ( Деян. 3, 21 ). Потом Он опять придет и сотворит Суд. Какими глазами воззрят на Него те, кто Его распинал? А ведь и нам придется стоять в ряду их, если перестанем приносить плоды покаяния и возвратимся на старое. Святитель Феофан Затворник ( 107, 108–109 ). Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще ( 108, 97 ). Оттого окончательно гибнут христиане вечной смертью, что во все время земной жизни занимаются одним нарушением обетов Крещения... оттого, что не удостаивают ни малейшим вниманием Слово Божие, возвещающее им о покаянии ( 108, 101 ). Покаяние должно сопутствовать вере во Христа, предшествовать Крещению во Христа, а после Крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа ( 108, 101 ). Когда человек осознает грехи свои, решится на искреннее покаяние и исправление, то Бог решает суд Свой с человеком следующим образом: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Ис. 1, 18 ) ( 108, 103 ). (Господь. – Ред.) ожидает твоего покаяния и вместе предоставляет твоему свободному произволению избрание спасения или гибели твоей ( 108, 103 ). Не устремись безрассудно, не рассмотрев тщательно риз твоих, в ветхом, смрадном рубище, на брак к Сыну Божию, на соединение с Ним ( 108, 105 ). Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душой, целью молитвы ( 108, 233 ). Покаяние, сокрушение духа, плач – суть признаки...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Жестокое уничижение в наше время может сокрушить новоначального, расстроить его навсегда. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 89 ). Авва Даниил Скитский говорил: «Я жил и в общежитии, и в отшельничестве; испытав ту и другую жизнь, нахожу, что в общежитиях преуспевают скорее и больше, если проводят жительство правильное». Авва Даниил ( 82, 89 ). В общежитиях Пахомия Великого каждого вновь вступившего в монастырь, во-первых, занимали телесными трудами под руководством старца в течение трех лет. Телесными трудами, частыми o наставлениями старца, ежедневной исповедью внешней и внутренней деятельности, отсечением воли могущественно и быстро обуздывались страсти, очищались ум и сердце ( 108, 227 ). Опытные в монашеской жизни иноки... гораздо более опасаются прелести ... чем новоначальные, особенно те из новоначальных, которые объяты разгорячением к подвигу ( 108, 236 ). Новоначальные иноки нуждаются в продолжительном времени для обучения молитве... Нужны время и постепенность в подвиге, чтобы подвижник созрел для молитвы во всех отношениях ( 108, 261 ). Для новоначального искания сердечного места, то есть желание безвременно и преждевременно открыть в себе явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное... гордостное, безумное ( 108, 271–272 ). Новоначальные должны держаться при упражнении молитвой одного благоговейного внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтобы ум успевал заключаться в них, и дыша тихо, но свободно ( 108, 272 ). Жизнь в монастыре, особенно в общежительном, способствует успешному и прочному обучению молитве новоначального, если только он живет правильно. Живущему правильно в общежитии непрестанно представляются случаи к послушанию и смирению, а эти добродетели приготовляют и настраивают душу к истинной молитве ( 108, 275 ). Для новоначального святые отцы предлагают частые, но непродолжительные молитвы. Когда ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться ( 108, 299 ). Монаху предстоит борьба с естеством; наилучший возраст для вступления в эту борьбу – юношеский. Он еще не окован навыками, в нем произволение имеет много свободы ( 108, 481 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Когда стоишь, совершая молитвы, ум твой да внимает силе слов, и думай, что ты предстоишь Богу, истязающему сердца и утробы. Когда восстанешь от сна, прежде всего прославь Бога устами твоими, потом начни правило легко и тихо, вспоминая греховность твою и воздыхая о ней, вспоминая ожидающую тебя вечную муку. Авва Силуан ( 82, 354–355 ). Молитва, совершаемая с небрежением и леностью, – празднословие. Преподобный Антоний Великий ( 82, 27 ). Отцы наши прилежали внимательной молитве в безмолвии, а мы заботимся о приготовлении пищи и о рукоделии. Авва Афанасий ( 82, 72 ). Прилежная молитва скоро исправляет ум. Изречения безымянных старцев ( 82, 395 ). Чистота сердца доказывается нерассеянной молитвой. Преподобный авва Исаия ( 82, 216 ). Душа молитвы – внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва ( 108, 146 ). Произнося слова молитвы неспешно, не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы ( 108, 146 ). Ум во время молитвы должно со всею тщательностью сохранять безвидным... образы, если их допустит ум в молитве, сделаются непроницаемой завесой, стеной между умом и Богом ( 108, 147 ). Непарительность, доступная человеку, даруется Богом в свое время такому подвижнику молитвы, который постоянством и усердием в подвиге докажет искренность своего желания стяжать молитву ( 108, 262 ). Страсти – эти нравственные недуги человека – служат основной причиной развлечения при молитве ( 108, 262 ). Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие ( 108, 243 ). Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к Себе зрение ума и желание сердца ( 109, 166 ). От деятельности по своей воле и по своему разуму немедленно явится попечительность о себе, предстанут уму различные соображения... уничтожат внимательную молитву ( 108, 279 ). Свойственно молитве открывать в падшем естестве сокровенные признаки его падения и впечатления, произведенные произвольными согрешениями ( 108, 290 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Страсти есть мучащие душу болезни ( 104, 1985 ). От замедления в грехе или от многократного повторения греха возникает пристрастие или привычка ко греху. Так появляется пристрастие к пьянству, воровству, лихоимству, блуду, клевете, осуждению и прочим беззакониям. Пристрастие это или привычка бывают так сильны, как вторая природа человека... поскольку пристрастие глубоко укореняется в сердце. И чем больше человек творит какой грех и медлит в нем, тем более углубляется пристрастие в его сердце. Как дерево чем больше растет, тем более в землю прорастает корнями, так чем больше греховный обычай растет, тем глубже укореняется в человеческом сердце ( 104, 1985 ). Самое тяжелое рабство – это рабство страстям. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1987 ). Сласти и сладострастие прежде всего выступают на брань против воина Христова, вновь вписавшегося в иноческий полк ( 112, 443 ). Страсти, эти нравственные недуги человека, служат основной причиной развлечения при молитве ( 108, 262 ). Для самого преуспеяния в духовной жизни непременно нужно, чтобы возникли и таким образом обнаружились наши страсти. Когда страсти обнаружатся в подвижнике, тогда он вступает в борьбу с ними ( 108, 345 ). Вожделение, которому разум передает власть над человеком удовлетворением долговременным и постоянным, уже господствует, как тиран, и над телом, и над душою, губит и тело, и душу ( 108, 379 ). Сребролюбие, вспыльчивость, надменность, наглость – злокачественные недуги души, образующиеся от содействия порочным влечениям падшего естества. Они усиливаются, созревают, порабощают себе человека при посредстве навыка ( 108, 379 ). Страсти – злые навыки. Добродетели – навыки благие ( 108, 380 ). Не увлекающийся какой-либо страстью не должен думать, что нет в нем этой страсти: только не было случая к обнаружению ее ( 108, 527 ). Христианин видит в себе падение человеческое, потому что видит свои страсти. Страсти – знамение греховного смертоносного недуга, которым поражено все человечество ( 108, 528 ). Соответственно очищению покаянием уменьшаются увлечения, но, одновременно, они делаются утонченнее, неприметнее, обольщают и обманывают иногда мужей, исполненных Божественной благодати ( 108, 530 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Невозможно плавание корабля без воды, и блюдение ума не может состояться без трезвения, соединенного со смирением и с непрерывающейся молитвой Иисусовой ( 108, 209 ). Желающий успешно заняться молитвой Иисусовой должен оградить себя и извне, и внутри поведением самым благоразумным, самым осторожным: падшее естество наше готово ежечасно изменить нам, предать нас; падшие духи с особенным неистовством и коварством преследуют упражнение молитвой Иисусовой. Нередко из непримеченных... неосторожности, небрежности и самонадеянности возникает... последствие, имеющее влияние на жизнь, на вечную участь подвижника ( 108, 211 ). Правильное, благодатное действие молитвы Иисусовой может произрасти только из Духа Христова, и произрастает оно исключительно на одной этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтобы через них, как через врата, не ворвались в душу супостаты ( 108, 211–212 ). Справедливо называют отцы упражнение молитвой Иисусовой и тесным путем, и самоотвержением, и отречением от мира ( 108, 213 ). Установил и заповедал священнейшую молитву Иисусову Сам Господь наш Иисус Христос... Господь в прощальной беседе с учениками Своими... даровал позволение и заповедание молиться именем Его... ( 108, 214 ). Сила молитвы Иисусовой заключается в божественном имени Богочеловека, Господа и Бога нашего Иисуса Христа ( 108, 215 ). В упражнении молитвой Иисусовой есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать Упражнения с начала, а не с середины, и не с конца ( 108, 224 ). ... Начинают с середины те, которые без всякого предварительного приготовления усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве... ( 108, 225 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

9 Как напр. прибавка в надп. Пс. 72 в некот. греч. псалтирях: δ προ­ς τν Ασ­σριον, или надписания Пс. 92, 95 и 96. Мало доверия возбуждают к себе надписания некоторых псалмов в Таргуме, напр. 46, где говорится, будто бы этот Пс. воспет был сынами Корея, современника Моисеева, по случаю поглощения его землею во время его возмущения, или Пс. 89 и 92, из коих первый приписывается Аврааму, в последний первому человеку, т. е. Адаму. 10 Таков напр. греч., лат., слав. перевод слов в надписании Пс. 7 «Хусии, сына Иеминиина», и эфиопский: «Хусия, сына Аминадавова»; в надп. Пс. 62 , вм. «в пустыне иудейской» – ν τ ρμ τς δουμαας (сп. Ватик=вульг.); в надп. Псс. 87 и 88, вм. τ σραηλτ а по халдейскому переводу в первом из этих псалмов: (Яццива)=пришельца. Сюда же относятся явившиеся в надписаниях Псс. 49 и 81 по некоторым греч. спискам имя Давида вм. Асафа, также как по слав. переводу в надп. Пс. 54 имя Асафа вм. имени Давида, по арабскому в надп. Пс. 88 имя Нафана вм. Емана, и по эфиопскому в надп. Пс.38 имя Едакема вм. Идифума. 11 В остальных псалмах надписания этого перевода большею частью сходны с греческими, а в некоторых из них и совсем опущены. 12 Напр. в сирск. при Пс. 1о: «когда народ скорбел о том, что он с сынами своими будет отведен в плен; нам же торжество над врагом нашим»; Пс.23 : «Давидов, о его царской трапезе; нам же ныне духовно, новое вступление народа христианского»; Пс.33 : «Давидов, буквально о тех, которых он поставил на служение Господу; нам же духовно возвещается слово о славе Божества»; Пс. 4о: «Давидов, буквально, когда Самей сообщил ему имена служивших в доме Божием; в духовном же смысле – благодарение Богу от чтителей Его и церкви» и т. п. 13 Напр. в сирском надп. Пс. 41 : «Давидов, когда он поставил надзирателей для попечения о бедных, и пророчество о Христе и об Искариоте» (подобное же надписание того же псалма и в арабском); Пс. 46 : «сынов Кореевых, который воспел Давид о бедствии, имевшем постигнуть народ его; пророчески же, в таинственном смысле, говорится о проповеди Апостолов» (ср. также надписания Псс. 65 и 67); Пс. 71 : «составлен Давидом, когда Саул воевал против дома Давидова, и пророчество о страдании и воскресении Христовом» (Ср. надп. Пс. 69 и в арабском 9, 15 и 22); Пс. 74 : Асафов, когда Давид увидел Ангела Божия, угрожавшего народу, и плакал, и говорил: пусть будет это на мне и на доме моем, а не на этих невинных овцах. Кроме того, пророчество об осаде города иудеев (т. е. Иерусалима), сорок лет спустя после вознесения (Христова), Веспасианом и сыном его Титом, которые истребили десятки тысяч иудеев и разрушили Иерусалим, отчего иудеи доселе находятся в рассеянии»; – Пс. 107 : «Единородный Сын Божий Иисус Христос проповедью (Евангелия) от четырёх стран света созвал народы ко крещению» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

1 находит свою параллель в Пс. 17:35 ; ст. 2 – в Пс. 17:3 и 48; ст. 5 – в Пс. 17:10 ; ст. 6 – в Пс. 17:15 ). Точно так же, как Пс. 17 отмечает конец преследований Давида Саулом, Пс. 143 возвещает наступление долгожданного утра, пришедшего на смену сгущающейся тьме( Пс. 139–142 ). 1–4 Спасение. Давид, наконец, воссел на престоле (2: народ мой) и воздает славу Господу, дивясь Его необъятным щедротам и милости к простому смертному. Твердыня моя во веки веков ( Втор. 32:4 ; 2Цар. 22:42 ; Пс. 94:1 ; Пс. 61:3 ; Пс. 88:27 ; Пс. 30:3 ). Научающий (1) – Господь не просто определяет исход битвы, Он вникает во все детали сражения («руки… персты») и военное мастерство каждого солдата. Он приводит Свой народ к победе, в том числе и тем, что обучает его военному искусству ( Втор. 7:1, 2 ; Еф. 6:10 и дал.). Милость моя, т. е. неизменная любовь Господа, Его вечный атрибут. Ограждение… прибежище… щит – соответственно: облекающая нас сила Господня, неприступная крепость, защита в бою (ср.: 2Цар. 22:3 ). Позитивное утверждение (1–2): только Бог – Спаситель, – тесно сопряжено с негативным (3–4): человек своими силами не может заслужить или своими делами заработать себе спасение. 5–11 Избавление от врагов в настоящем. В Пс. 17:10–18 используется этот образный язык (5–6) для описания деяний Господа, спасшего Давида от Саула. Здесь снова звучит мольба об избавлении от врагов. Псалмопевец обещает воздать хвалу Господу, молитва же не должна прекращаться до тех пор, пока опасность не минует. Прошлые благодеяния Господа не должны порождать в нас самодовольства (типа: Господь все устроит). Надо, чтобы они снова и снова побуждали нас обращаться за неотложной помощью к Богу. Приклони (5) – раздвинь завесу в скинии, открой вход в святилище (ср.: Ис. 40:22 ). Сойди… и воздымятся – Исх. 19:18 . От вод многих (7) – спаси от страшной угрозы ( Пс. 123:4 ). Иноплеменных (7), т. е. враждебных народов, угрожавших Давиду после его восшествия на престол ( 2Цар. 5:17 и дал.; 10:1 и дал.). Десница (8) – рука, поднятая при произнесении клятвы ( Пс. 105:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Пс.78:9 . Помоги нам, Боже Спасителю наш. Ради славы имени Твоего, Господи, избавь нас, и очисти грехи наши ради имени Твоего, Пс.78:10 . да никогда не говорят язычники: где есть Бог их, – и да ведомо будет между язычниками, пред очами нашими отмщение за кровь рабов Твоих пролитую. Пс.78:11 . Да станет пред Тобою воздыхание окованных. По величию мышцы Твоей снабди сынов (которые остались после) умерщвленных. Пс.78:12 . Вложи соседам нашим седмицею в лоно их то поношение их, которым они поносили Тебя, Господи. Пс.78:13 . А мы народ Твой и овцы пажити Твоей. За то прославим Тебя вечно. В род и род возвестим хвалу Твою. Стихов 29. Псалом 100 Давиду. Пс.100:1 . Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пс.100:2 . Воспою. И размыслю о пути непорочном: когда придешь ко мне? Ходил я в незлобии сердца моего посреди дома моего; Пс.100:3 . не полагал пред очами моими вещи незаконной; делающих преступления ненавидел. Пс.100:4 . Не прильнуло ко мне сердце непрямое. Переметнаго от меня лукаваго не привечал. Пс.100:5 . Клевещущаго тайно на ближняго своего – изгонял его. С смотрящим гордо и с ненасытимым по сердцу – не ел с ним. Пс.100:6 . Очи мои обращены на верных земли, чтобы они сидели со мною. Ходящий путем непорочным, сей мне служил. Пс.100:7 . Не жил среди дома моего выказывающий гордыню. Говорящий несправедливое не управлял пред глазами моими. Пс.100:8 . По утрам умерщвлял всех грешников земли, дабы искоренить от града Господня всех делающих беззаконие. Стихов 16. 3-й антифон. Стихов 71, так-что в 13 кафизме стиховъ 234. Псалом 122 Песнь восхождений. Пс.122:1 . К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе. Пс.122:2 . Вот: как глаза рабов обращены на руки господ их, как глаза рабыни – на руки госпожи ея: так очи наши – к Господу Богу нашему, пока не ущедрит нас. Пс.122:3 . Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Ибо много мы наполнены уничижением. Пс.122:4 . Очень много наполнена душа наша поношением от благополучных и уничижением от гордых. Стихов 8. Псалом 126 Песнь восхождений. Пс.126:1 . Если не Господь созиждет дом, напрасно трудились строители. Если не Господь сохранит город, напрасно бодрствовал страж.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010