Евр. 1:5, 5:5 ; Деян. 13:33 ) и Ис. 11:2, 42:1–2 15 . За внешним откровением призвания Мессии следует внутренний подвиг Его подготовления к спасительному служению человечеству – искушение от духа зла, дабы Он, Сам быв искушен, мог искушаемым помочь ( Евр. 2:18 ). Постившись, подобно Моисею ( Исх. 34:28 ) и Илие ( 3Цар. 19:8 ), сорок дней и сорок ночей. Господь напоследок взалкал, и этой естественно-человеческой потребностью Спасителя искуситель воспользовался для предложения своих трех искушений, отражавших в себе чувственно-эгоистичные вожделения фарисеизма. В первом предложении дьявола Спаситель искушается как Пророк и Учитель истины и слова Божия. Искуситель пользуется совершенно естественным для человеческой природы и самим по себе вполне безгрешным стремлением ее высшей богоподобной стороны к освобождению от пота лица и страды при добывании хлеба для низшей чувственно-телесной ее стороны, как следствий недолжного состояния ее по вине греха и проклятия земли за преслушание воли Творца, – вообще стремлением богоподобного духа человеческого к предназначенному ему освобождению от страданий плоти, как следствия греха ( Быт. 3:16–19 ), каковое освобождение и было целью спасительного служения Господа. Слова ответа Господа взяты из того места Второзакония ( Втор. 8:3 ). где пророк Моисей, прототип Мессии, внушает израильтянам исполнять заповеди Божии и помнить испытания, которым подвергал их Господь, как томление голодом и питание манной, дабы показать им, что не о хлебе одном будет (должен) жить человек, но о всяком глаголе, исходящем чрез уста Бога 16 , будет (должен) жить человек. Спаситель утверждает законность стремления человека к освобождению от назойливых нужд питания тела и к совершенно беспрепятственному служению высшим призваниям духа, но средство к достижению этого не должно быть таким, какое предлагает искуситель и какого желали фарисеи, т.е. внешне чудесным, подобным манне небесной. Сама эта манна научала грубо-чувственных иудеев тому, что не из-за хлеба одного должен жить человек, но из-за всего, исходящего из уст Иеговы: одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла вот уже сорок лет; и знай в сердце твоем, что Господь Бог твой учит тебя, как человек учит сына своего; итак, храни заповеди Господа Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его ( Втор. 8:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

И одно, и другое упирается в первоначальную традицию, восходящую к самому Христу: «Он говорил о храме тела своего» (Ин. 2, 21). Учение о царственном священстве членов Церкви вытекает из учения о Церкви в двух его аспектах, как народе Божьем и как теле Христа  . 3. «Пресвитеров ваших умоляю я, сопресвитер и свидетель страданий Христовых… пасите Божье стадо, какое у вас…, не господствуя над клирами, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 1–3). В каждой местной церкви Дух Святый поставил пресвитеров (или епископов), чтобы они пасли стадо Божье (Деян. 20, 28). Божье стадо, которое пасут пресвитеры, является их клирами, которые они получили от Бога  . Народ Божий — один, стадо Божье — одно, и клир — один. Принадлежа к стаду Божьему, каждый член Церкви принадлежит клиру пресвитеров, который им вверен, а через них к клиру Божьему. Поэтому каждый верный является клириком епископа–пресвитера, а это указывает на его принадлежность к местной церкви под предстоятель–ством епископа. " Он — клирик еще и потому, что уделом всего народа Божьего, в котором он состоит, является Господь. В Ветхом Завете Господь был уделом одного колена Израилева. «Дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог Твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь и вывел из печи железной из Египта, дабы вы были народом Его удела» (Втор. 4, 19–20). Весь Израиль — народ Божий, народ удела, но это лишь сень нового Израиля, где настоящее и будущее еще слиты воедино. В настоящем и в собственном смысле только одно колено Левиино имеет уделом Бога. «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег Завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему…» (Втор. 10, 8). Если весь народ Израиля выделен из всех народов, то Левиино колено выделено из всех остальных колен и поставлено вне всего народа и над ним, так как ему одному в икономии Ветхого Завета принадлежало священство. В Новом Завете весь народ составляет священство, а потому никакая часть в нем не может быть отделена от остального народа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Другое важное разночтение касается текста Господней молитвы. Ряд списков Евангелия в Лк.11:2 вместо слов: да приидет Царство Твое, содержат: да приидет Дух Твой Святый на нас и очистит нас. Такого чтения придерживались Тертуллиан и святитель Григорий Нисский . Первому следовали Ориген и Кирилл Александрийский . На древность этого разночтения косвенно указывает Маркион, попытавшийся в своей редакции Евангелия учесть обе традиции: да приидет Святой Дух Твой, да приидет Царство Твое. Аутентичность этого варианта подтверждается стихом из этой же главы: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). Подателем Духа является Бог-Отец. То, что в тексте молитвы, данной Сыном, на втором месте после прославления Отца стоит прошение о ниспослании Святого Духа, раскрывает суть этой молитвы, как молитвы Троичной. Прошение о ниспослании Духа Святого встречается и в Ветхом Завете ( 3Ездр.14:22 ), но обязательность этого прошения для всех верующих подразумевает наступление новой реальности, когда обладание Духом Святым является уже не уделом немногих пророков, но необходимым духовным опытом каждого верующего. Дух Святой очищает человека, готовя его к вхождению в божественную жизнь. Только евангелист Лука называет Дух Святой перстом Божиим, что видно из сопоставления параллельных с ев. Матфеем мест: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие ( Мф.12:28 ); Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие ( Лк.11:20 ). Таким образом читатель отсылается к ветхозаветным параллелям, прежде всего Исх.8:19 , где сказано, что Моисей творил чудеса “перстом Божиим”. Тем самым Господь указывает на Себя как на Того, пришествие Которого предсказывал Моисей как “подобного мне” ( Втор.18:15 ). “Перст Божий” упоминается в Ветхом Завете еще трижды: в Исх.31:18 и Втор.9:10 , где говорится, что скрижали Завета были написаны перстом Божиим, и в Пс.8:4 (небеса были сотворены перстами Божиими). По толкованию блаженного Феофилакта, евангелист “Духа называет «перстом» для того, чтобы ты знал, что как перст одного существа с целым телом, так и Дух Святой единосущен со Отцом и Сыном” 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Слышал теперь, что дом Израиля оказывается у Бога «домом огорчающим» и спереди и позади у него «плач, стон и горе»? Иеремия же говорит: «Господь сил, судящий праведно, испытующий почки и сердца, да увижу месть Твою им, ибо я открыл Тебе оправдание мое. Потому так говорит Господь сил: вот, Я посещу их: юноши их от оружия умрут, а сыновья и дочери их скончаются от голода, и остатка не будет у них» (ср. Иер.11:20–23 ). И законодатель Моисей говорит о Иерусалиме в Законе: «Юная и нежная, чья нога не привыкла ходить по земле по причине нежности и молодости, приступит к беззаконной трапезе» (ср. Втор.28:56 ). А не известно ли всем, что, когда Тит осадил город Иерусалим, женщины, испекши, ели своих детей, не будучи в силах вытерпеть сильный голод, как повествует еврей Иосип? Согласуется с Моисеем и Иеремия, говоря: «Руки милосердных женщин сварили детей своих» ( Плач.4:10 ). Еще Моисей говорит: «Я раздражу вас не народом, народом неразумным прогневаю вас» (ср. Втор.32:21 ). Они были оставлены Богом за дерзость по отношению ко Христу. Конечно, много и другого ведущего к погибели сделали они, и не самое худшее то, что они восстали против римлян, вследствие чего естественным образом все они были теми пленены и подвергнуты всякому виду бедствий. Ведь если бы они ни в чем не поступали несправедливо, римляне, вероятно, смилостивились бы после победы. Поскольку же, когда римляне по отношению к ним успокоились, они напали на них, то и испытали всевозможные беды, каких никому не доводилось испытать от другого. Поэтому-то Моисей и сказал: «Народом неразумным прогневаю вас», т. е. народом жестоким истреблю вас. И Давид в тридцать четвертом псалме говорит: «Суди, Господи, обижающих меня, побори борющихся со мной. Возьми оружие и щит и встань на помощь мне. Вынь меч и выйди против гонящих меня. Скажи душе моей: спасение твое есть Я. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся замышляющие против меня зло. Да будут как прах перед лицом ветра, и ангел Господень оскорбляющим их» ( Пс.34:1–6 ). Еще говорит он же в шестьдесят седьмом псалме: «Да восстанет Бог и да расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как исчезает дым, да исчезнут; как тает воск вблизи огня, так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся» ( Пс.67:1–3 ). И вновь он же в шестьдесят восьмом: «Дали в пищу мне желчь и в жажду мою напоили меня уксусом. Да будет трапеза их в сеть, в воздаяние и в соблазн. Да помрачатся очи их, чтобы не видели, и хребет их совершенно согни», т. е. заставь их страдать во всегдашнем рабстве. «Пролей на них гнев Свой, и ярость гнева Твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живущего. Потому что кого Ты поразил, те преследовали и болезнь ран моих преумножили. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою. Да исчезнут из книги живых и с праведными да не напишутся» ( Пс.68:22–29 ). Вот сколько сказано о Божьем гневе на сынов Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Средствами для получения О. являются ковчег («ковчег откровения» - Исх 26. 33-34; 30. 6, 36; Лев 16. 13; Числ 17. 4): «...там Я буду открываться (  ) тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения (     π τς κιβωτο το μαρτυρου)» (Исх 25. 22); скиния (Исх 28. 43; 29. 4; 30. 26; Числ 17. 7): «Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения (    ) между двух херувимов, и он говорил ему» (Числ 7. 89). Кроме того, важным местом для получения О. являлся Иерусалимский храм, инструментами О. были особые ритуальные предметы иудейских первосвященников - урим и туммим (Исх 28. 30; Числ 27. 21; 1 Цар 28. 6). Бог открывал Себя праотцам как     (в синодальном переводе «Бог Всемогущий» - см., напр.: Быт 17. 1), а со времени Моисея Он открылся народу Израиля со Своим именем Яхве: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» ( YHWH ) не открылся им» (Исх 6. 3). Именно О. Имени Божия стало одним из главных событий в религ. становлении народа Израиля: Яхве стал их Богом и их единственным спасителем (ср.: Ос 14. 4). Открыв Израилю Свое Имя, Бог избрал его, поклялся вывести его из земли Египетской и дать ему землю Ханаана (ср.: Иез 20. 5-7). Вслед за О. Имени Бог выводит Израиль в пустыню и там дарует ему через прор. Моисея Свои заповеди и закон. Бог открыл (   YHWH  ) прор. Самуилу, что он должен помазать царем Саула (1 Цар 9. 15-16; позже Бог указывает Самуилу на Давида, при этом приказ передан просто словами «И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он» - 1 Цар 16. 12). Бывшее «в третий год Кира, царя Персидского» прор. Даниилу явление описывается словосочетанием     («открылось слово» - Дан 10. 1); это откровение было истинным (     ληθινς λγος) «и великой силы» (Дан 10. 1; ср.: Пс 80. 6; 118. 14; 131. 12). В ветхозаветный период израильтяне, несмотря на все Божественные запреты, обращались за получением откровений и к языческим жрецам, колдунам, лжепророкам, чьи ответы однозначно характеризуются как ложные (Плач 2. 14; в евр. тексте используется словоформа   букв. «изречения»). Они могли даже исполниться, но, согласно Свящ. Писанию, осуществление предсказаний языческих жрецов - это испытание на верность Богу: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»,- то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор 13. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

Ис.49:8 . Так говорит Го­с­по­дь: во время бла­го­приятное Я услы­шал Тебя, и в день спасе­ния по­мог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы воз­вратить наследникам наследия опустошен­ные, «Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе». Содержание 8-го стиха дает прямой ответ и разрешает сомнение, изложенное в 4-м стихе: «напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою». Нет, все это было сделано отнюдь не напрасно, а дошло до Бога и получило от Него соответствующий повод. Хотя глаголы «услышал» и «помог» и стоят, по-видимому, в прошедших формах, но в действительности они относятся к будущему времени, к моменту имеющего наступить прославления Сына Божия после Его добровольного уничижения. Это – так называемое – praeteritum propheticum – «прошедшее пророческое», которое для выражения несомненности будущего говорит о нем языком прошедшего. Хотя та помощь Господа Своему Рабу и была, как известно, оказываема Ему во все продолжение Его мессианского служения ( Лк.2:40, 52 ; Ин.3:2 ; Ин.8:28 ; Ин.12:28 ; Ин.14 и др.), но преимущественным и для всех очевидным моментом ее ниспослания здесь указывается особое время благоприятное ( καιρω– δεκτω), день спасения. Апостол Павел, приводя это место из пророка Исаии, относит его к своему времени, т. е. к торжеству церкви христианской, и в частности, видит исполнение данного пророчества в универсальности христианства и в его всепобеждающей силе ( 2Кор.6:2–10 ). Все это красноречивее всяких слов говорило, что дело Мессии далеко не было тщетным. «И сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные». Раскрывая еще определеннее и яснее объем и характер мессианского служения Своего Посланника, Господь говорит, что главной ролью Его будет роль учредителя, или восстановителя завета между Богом и людьми. До известной степени, она будет аналогична с ролью посредников Ветхого Завета (Моисея и Иисуса Навина – Втор.3:28 ; Нав.1:6 , которые восстанавливали завет еврейского народа с Богом и делили Ханаанскую землю между коленами Израиля), но и бесконечно будет их превосходить, по своей широте и всеобъемлемости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но взглянем внимательно в Священную Библию и здесь увидим, что ещё в раю был установлен брак Самим Господом Богом: «и благословил их (Адама и Еву) Бог – читаем в 1 главе Книги Бытия, – и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (ст.28). Перед сотворением жены «сказал Господь Бог не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. И сказано: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт.2:18:22–24 ). Также и после потопа «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт.9:1 ). Сам Господь Бог помогал устроению брака Исаака с Ревеккою ( Быт.24 ) и Товии с Саррой ( Тов.5 ). Спаситель, освятивший брак своим личным присутствием на браке в Кане ( Ин.2:1 ), сказал: «не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мф.19:4–6 ), значит, брак есть таинство. Апостол Павел учит: «в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» ( 1Кор.7:2 ). «Если женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит» ( 1Кор.7:28 ). «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (т.е., значит в церкви чрез известное священнодействие) ( 1Кор.7:39 ; ср. 1Тим.5:14 ). И так было ещё при апостолах! Тот же апостол брак прямо называет таинством великим: «тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ); а союз Христа с Церковью «исполнен благодати и истины» ( Ин.1:14 ); значит, и брачный союз благодатен, а потому-то он и совершается в Церкви чрез пастырей для преподания брачущимся благодати Господней. В посл. к Фессал. апостол Павел пишет: «вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса (и далее прибавляет, о каких именно заповедях он говорит): ибо воля Божия есть освящение ваше (в брак), чтобы вы воздерживались от блуда» ( 1Фес.4:2–3 ); ясно, что апостол брак называет заповедью Самого Господа нашего Иисуса Христа; и кто восстаёт против таинства брака, тех он именует «лицемерными лжесловесниками, сожжёнными в совести своей» ( 1Тим.4:2–3 ), Наконец, в послании к евреям брак он называет «честным и ложе (в браке) непорочным» ( Евр.13:4 ). Эта святость брака и потом его нерасторжимость неоднократно подтверждается и ограждается в Слове Божием (чит. Исх.20:17 ; Лев.20:10 ; Втор.22:22 ; Мф.5:32:19:6 ; 1Кор.7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

10, ´νοπλοι, слав.: «вооружение» – что более удобоприемлиемо, чем чтение еврейского текста: «бегадим бегорен» – «одетые, на гумне»; Gratz читает вместо этого: " ширейон» – «панцирь»; Vulg.: vestiti culto regio; рус. синод. и проф. Гуляева: «одетые в царские одежды»), может быть, делая смотр союзным войскам своим; а сонм пророков широковещательно предсказывал и воспевал грядущую победу союзников (ст. 10). Один же из этих пророков, Седекия, употребляет (ст. 11), подобно символике истинных пророков Божиих ( 3Цар.11:29–32 ; Иер.28:12–14 и др.), выразительный символ предстоящей победы Ахава: он делает себе железные рога – символ силы израильского царя, в таком смысле рог, евр.: керен, употребляется в Библии весьма часто, напр. ( Пс.74:11,88:25 ; Иер.48:25 ; Мих.4:13 ) – образ весьма понятый и глубоко симпатичный израильтянину, поскольку он напоминал пророчество Моисея о судьбе Ефремова колена (главенствовавшего в Израильском царстве): «крепость его, как первородного тельца, и рога его, как роги буйвола» ( Втор.33:17 ) 24 . 3Цар.22:13 .  Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе. 3Цар.22:14 .  И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь. Из просьбы посланца к пророку Михею говорить согласное с другими пророками (ст. 13), просьбы, вероятно, исходившей от Ахава, видно и то, как глубоко было у Ахава и его приближенных воззрение на пророчество, как на магию, и то, что прорицания 400 своих пророков Ахав ценил ниже пророчества одного Михея, видимо, чувствуя в нем действительного пророка. Как истинный пророк Бога Истинного, Михей обещает говорить лишь то, что откроет ему Иегова (ст. 14); ср. ( Иер.23:28,42:4 ; 1Пет.4:11 ). 3Цар.22:15 .  И пришел он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя. 3Цар.22:16 .  И сказал ему царь: еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Знамения и чудеса были поразительны: хромой от рождения, доживший до сорока лет с лишним, по слову Апостола Петра и поднятии его рукою, вскочил и начал ходить и скакать, хваля Бога, и это на глазах народа, много лет знавшего его беспомощность (хромого всегда носили посторонние) (Деян. 3, 2–10). Сам синедрион, враждебный христианам, признавал это: «Что нам делать с этими людьми? Ибо всем живущим в Иерусалиме известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего» (Деян. 4, 16). А вслед за этим первым чудом, привлекшим к Церкви пять тысяч вновь уверовавших, «руками же Апостолов совершались… многие (иные) знамения и чудеса» (Деян. 5, 12). Так что уже из окрестных городов стали сходиться в Иерусалим, «неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (Деян. 5, 16). Апостолы «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» и Его Воскресении (Деян. 5, 42). Воскресший Христос озарил светом Своего Воскресения всю жизнь первых христиан. Поистине достигло земли Царствие Божие (Мф. 12, 28) — Дух Святой посредством апостолов (Мф. 12, 28) исцелял тела и души верующих. Исцеление душ было не менее поразительно, чем чудесное врачевание болезней телесных. Вчера еще равнодушная и грешная, толпа мгновенно воспламенялась новою жизнью Духа. Род строптивый и развращенный (Втор. 32, 5), предавший и распявший Христа, уверовав силою и помощью нисшедшего Духа, не только продавал имения и всякую собственность, приносил добровольно к ногам Апостолов свое достояние, которое распределялось всем, смотря по нужде каждого, но обрел единое, веселое и простое сердце, единую душу (Деян. 4, 32–35). Ибо вчерашние грешники каялись и получали прощение грехов, уходили из–под власти греха и сатаны и в крещении получали единую и новую жизнь: исполнялись Духа Святого, служа Богу день и ночь. Чуждые и посторонние друг другу, очищенные воспринятою благодатью, делались между собою ближе родных. Вот почему «у множества верующих было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32). Единый Дух, воспринятый ими в крещении, собирал их в один организм Истины и Любви под руководством Апостолов, под главенство Христово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Вечность – 1) Вечность Божия — свойство Божественной сущности , состоящее в том, что Бог абсолютно независим от условий времени , Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца; 2) тварная вечность — форма существования тварных существ (ангелов, святых душ…), выражаемая в их особой обусловленности временем; 3) непрестанное бытие; 4) будущий век, имеющий наступить после второго Пришествия Христа . В православном богословии принято различать Божественную и тварную вечность как вечность безначальную и вечность имеющую начало. Божественная вечность есть вечность безусловная, вечность в точном смысле этого слова, в то время как вечность тварная есть вечность условная, вечность в силу дара Божьего и причастия Божественной жизни. Вечность Божественная Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есть ( Ин.8:58 ). Гораздо логичнее в подобной конструкции использовать прошедшее время этого же глагола: прежде, нежели был Авраам, Я был . Однако Спаситель указывает на то, что для Него вся человеческая история от начала до конца – вечное сейчас . митрополит Макарий (Булгаков) Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала , ни конца своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени. В Священном Писании это качество – а) многократно усвояет Себе сам Бог: живу Я вовек ( Втор.32:40 ); Я тот же, Я первый и Я последний ( Ис.48:12 ; срав. Ис.41:4, 44:6 ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.1:8, 17 ); прежде Меня не было Бога и после Меня не будет ( Ис.43:10 ); Я есмь Сущий ( Исх.3:14 ); б) приписывали Ему пророки, например, Давид: в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся ( Пс.101:26-28 ); прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ); пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний ( Пс.89:5 ); Исаия: Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим ( Ис.40:28 ; срав. Ис.57:15 ); Иеремия: Он есть Бог живый и Царь вечный ( Иер.10:10 );

http://azbyka.ru/vechnost

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010