Явление Ангела Господня Валааму. Роспись римских катакомб. IV в. Явление Ангела Господня Валааму. Роспись римских катакомб. IV в. В др. местах ВЗ личность В. оценивается преимущественно негативно. Единственный библейский текст, в к-ром говорится о В. в положительном смысле,- это Мих 6. 5, где есть напоминание о правильном ответе В. на злой замысел Валака (ср. Числ 22. 38). В. здесь упоминается в одном ряду с Моисеем , Аароном и Мариам (Мих 6. 4), названными в Свящ. Писании пророками прежде В. История с В., т. о., служит доказательством того, что Бог может использовать и языческого провидца для спасения Израиля. В др. местах Библии В. упоминается явно отрицательно: во Втор 23. 4-6 говорится, что В., нанятый моавитянами и амонитянами, действительно проклинал Израиль, но Бог «не восхотел слушать Валаама и обратил... проклятие его в благословение» (ст. 5); почти дословно слова из Втор 23. 5 приводятся в Нав 24. 9-10. В Книге Иисуса Навина (13. 22) сообщается, что В. был убит вместе с царем Сигоном и мадиамскими вождями. Виной В., очевидно, было то, что он был «прорицателем» (  ,  ), ибо, согласно Втор 18. 12, «мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (ср. Числ 23. 23). Только факт того, что В. занимался предсказанием, ставит его в один ряд с врагами, к-рых уничтожают. Последнее в ВЗ упоминание В., нанятого чужеземцами, встречается в Неем 13. 2 (цитата из Втор 23. 5-6). Чтение этого текста перед народом становится достаточным основанием для того, чтобы отделить «все иноплеменное от Израиля» (Неем 13. 3) и позднее очиститься «от всего чужеземного» (Неем 13. 30). В. здесь становится прототипом опасного чужеземца. Негативная оценка В. присутствует и в НЗ, где он понимается как ветхозаветный прототип лжеучителей, чьи слова опасны для христ. общин: как В. соблазнил израильтян своим советом к отпадению от Господа, так еретики николаиты соблазняют христиан к идолослужению (употреблению мяса животных, принесенных в жертву) и распущенности (Откр 2. 14); лжеучители распространяют свое разрушительное учение, одержимые, подобно В., жаждой наживы (Иуд 11; 2 Петр 2. 15-16).

http://pravenc.ru/text/153883.html

Исх.21:12 .  Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; Стихи 12–32 содержат законы, разъясняющие заповедь «не убивай»: убийство сознательное и ненамеренное; различные случаи увечья, как нанесения вреда жизни ближнего. Сознательное убийство во всех его видах ( Чис. 35:16–21 ), будет ли оно совершено евреем или же пришельцем ( Лев.24:22 ), наказывается по общему праву кровавой мести смертью : «мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его» ( Чис. 35:19, 21 ). Исх.21:13 .  но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; Применяемое в случае сознательного убийства, право кровавой мести не имеет места при убийстве ненамеренном, заранее необдуманном ( Чис. 35:22–23 , Втор. 19:4–5 , 1Цар. 24:18 ). Невольный убийца не подлежит суждению на смерть ( Втор. 19:6 ), и само общество должно спасти его от руки мстителя за кровь ( Чис.35:25 ), предоставив право убежать в место, «назначенное Богом», в один из городов убежища ( Чис. 35:11 и др.). Закон о невольных убийцах, ограничивая право кровавой мести, смягчал грубость нравов. Исх.21:14 .  а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть. Коварный, сознательный убийца, лишенный права скрыться в одном из городов убежища ( Втор.19:11–12 ), не может спастись от смерти и у жертвенника ( 3Цар.2:28–34 ). Требуя от Израиля истреблять зло из своей среды ( Втор. 19:19–20 ), Господь тем более сам не может охранять его на месте Своего жилища, в скинии или храме, у жертвенника. Исх.21:15 .  Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Как видно из Втор. 21:18–21 , отец и мать сами отказываются от дурного сына. Нетерпимый член семьи, поругающий внушаемые природой чувства, он нетерпим и в обществе – исторгается из его среды, побивается камнями. Исх.21:16 .  Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В этой книге содержится одно из важнейших пророчеств о Христе Спасителе. Моисей говорит: «Сказал мне Господь: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор. 18, 17–19 ) Господь Иисус Христос, родившийся из среды евреев, стал воистину Пророком, подобным Моисею. Как Моисея преследовали при рождении, так и Христа хотел убить Ирод; как Моисей вывел народ из рабства египетского, так и Христос освободил всех людей от рабства дьяволу; как Моисей заключил Ветхий Завет между Богом и людьми, так и Христос заключил Новый Завет между Отцом Своим и Церковью в Своей Крови. Моисей дал Закон рабства, Господь дал Закон свободы. Лицо Моисея сияло, когда он сходил с горы, Иисус Христос сиял, преобразившись на Фаворе. Поэтому и апостолы прямо относили это пророчество к Господу Иисусу Христу ( Деян. 3, 20–24 ). Это важно помнить, учитывая, что мусульмане ложно относят это пророчество к Мухаммеду. Окончив свои пророчества, Моисей произнес благословения на тех, кто исполняет Закон, и проклятия на тех, кто разорвет Завет с Творцом. Эти благословения и проклятия оказались пророчествами, точно исполняющимися над еврейским народом и до сего дня (см. Втор. 28 –30 ). Произнеся эти предсказания, Моисей, по повелению Бога, поставил себе преемником Иисуса Навина, которому еще до этого через возложение рук дал дар Святого Духа ( Числ. 27, 15–23 ), и, наконец, он провозгласил обличительную речь против отступников, которая должна звучать как предупреждение во все века ( Втор. 32 ). Она поется и в наших церквах каждый вторник Великого Поста и на основании ее написаны вторые песни канона. Изрекши свои последние пророчества, Моисей благословил каждое колено Израиля, предсказывая участь каждого из них ( Втор. 33 ), и, по слову Господа, поднялся на гору Нево, чтобы там увидеть ту землю, куда войти он не может. Окинув взором образ вечной родины, Моисей, раб Господень, умер в возрасте 120 лет, по слову Господа. «И погребен в долине, в земле моавитской, против Веф-Фегора, и никто не знает место погребения его даже до сего дня» ( Втор. 34, 4–5 ). Произошло это 1-го адара (февраль-март).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, говорится в книге Левит, но люби ближнего твоего как самого себя ( Лев.19:18 ). По силе ее же, в нем предписывается заботливость о благе вдов и сирот ( Втор.27:19 , Исх.22:22 ), сострадание к несчастным, больным, слепым, глухим ( Втор.27:18 . Лев.19:14 ), помощь бедным ( Втор.15:7–9 . Лев.19:9–19 ), человеколюбие к рабам ( Втор.15:12–18 ), справедливость к иноплеменникам ( Втор.23:7 ) и великодушие к самым врагам. Если голоден враг твой, говорится в книге Притчей, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою ( Притч.25:21 ), Особенно много таких указаний у Пророков. Они говорят уже не об одном частичном применении закона о любви к ближнему, а о всецелой нравственной настроенности, о полном обновлении сердца человеческого. Самое исполнение обрядов и предписаний закона они признают только в том случае цену имеющим, когда с ним соединяется жертва духовная: дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное ( Пс.50:19 ). К чему Мне множество жертв ваших, говорит Господь по книге пророка Исаии, Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу... Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь ( Ис.1:11, 16–18 ). Нельзя, впрочем, сказать, что закон о любви к ближнему имел в Ветхом Завете такое же широкое применение для себя, какое дано ему в новозаветном Божественном откровении. Такое применение могло быть дано ему только со времени искупления всего человечества, со времени призвания всех народов в единое благодатное Царство Христово, а до тех пор важно было и то, что он раскрывал самый принцип любви к ближнему, укреплял любовь друг к другу, любовь в пределах самого народа и был, таким образом, действительно детоводителем ко Христу ( Гал.3:24 ). Часть III. Библейское новозаветное богословие §1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

В этих законах мы видим не холодное рассуждение государственного мужа, но теплое и любвеобильное сердце отца, пекущегося о своих несчастных детях среди более счастливых его братьев: когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; и виноградника твоего не обирай дочиста и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу ( Лев.19:9–10 ). Когда будешь жать на поле твоем и забудешь сноп, не возвращайся взять его; когда будешь обивать маслину, не пересматривай за собой ветвей; пуст останется пришельцу и сироте, и вдове ( Втор.24:20 ). Если здесь запрещается имущему убирать все безусловно с полей и садов своих и по уборке приходить снова за забытым или уроненным, чтобы и неимущие имели свою долю в плодах земли; то в другом месте еще более – всякому бедному предоставлено приходить в поле и виноградник, когда они полны еще плодов, и есть или брать в руки сколько угодно, только бы не класть в корзину или сосуд и не жать серпом ( Втор.23:24–25 ). И этого мало: в седьмой и юбилейный годы запрещено было обрабатывать землю, чтобы дать отдых самой земле, рабочим животным и рабам (какая гуманность!), и в то же время, по божественному законодательству, все, уродившееся в эти годы само собой в полях и садах, становилось собственностью не владельцев полей и садов, а бедняков или добычей скота и зверей ( Лев.25:1–7 ). Если бедняку будет необходимость занять деньги в долг, то с него не должно брать прибыли, а вещи необходимые для хозяйства, например, жернова, запрещалось принимать в заклад ( Исх.21:25 ; Втор.24:6 ). Для получения залога не следует заимодавцу идти в дом бедняка, а ждать, когда он сам вынесет его, и принятую в залог единственную одежду у бедного нужно возвратить к ночи, чтобы бедный имел чем прикрыться от ночного холода во время сна: возврати ему залог при захождении солнца, чтобы он мог спать в одежде своей и благословил тебя ( Втор.24:10–13 ). Несмотря на все эти предупредительные законы против распространения и усиления бедности среди еврейского народа; все же неизбежно должны были появиться в еврейском обществе не только люди недостаточные, но и положительно не имущие ничего своего и могшие жить только даровым пособием других, то есть милостынею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

5 . Енакимы получили свое имя от знаменитого предка своего, Енака, сына Арбы ( Нав.15:13 ). Они жили на юге земли Ханаанской ( Чис.13:23 ). Моисей говорит о них, как о народе весьма могущественном: «Слушай, Израиль, ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими с укреплениями до небес, народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: кто устоит против сынов Енаковых?» ( Втор.9:1–2 ). Кроме этих исполинских народов, в Библии упоминаются еще Хорреи, Аввеи, Кенеи, Кенезеи, Кедмонеи и Филистимляне. 1 . Хорреи жили в горах Сеир, на юге земли Ханаанской, между Мертвым морем и Еланитским заливом ( Втор.2:8 ; Быт.14:6 ). Они были покорены потомками Исава ( Втор.2:12, 22 ). Кажется, что Хорреи и Идумеяне слились впоследствии в один народ ( Быт.36:20 ). 2 . Аввеи сначала жили на юге Палестины, в землях Филистимских, по морскому берегу до Газы ( Втор.2:23 ), а по изгнании оттуда Кафторимами, занимали разные места Палестины ( Нав.13:3; 18:23 ). 3 . Кенеи жили на юге Палестины между Амаликитянами ( 1Цар.15:6 ). Валаам видит их с высоты около Амалика ( Чис.24:20–21 ). 4 . Кенезеи жили, вероятно, на юге Палестины, так как Халев, сын Иефонниин, Кенезеянин, жил на юге колена Иудина ( Чис.32:12 ) и Кеназ Идумеянин – на юге Палестины ( Быт.36:15–16 ). Думают, что Кеназ, внук Исава, заимствовал свое имя от Кенезеев, среди которых жил. 5 . Кедмонеи ; место жительства их не определено. О Кедмонеях упоминается в завете Бога с Авраамом ( Быт.15:19 ). 6 . Филистимляне. Пророк Амос говорит, что они переселились в Палестину из острова Кафтора ( Ам.9:7 ); пророк Иеремия называет их остатком острова Кафтора ( Иер.47:4 ). Филистимляне были в Палестине уже во времена Авраама ( Быт.21:32–34 ), и управлялись царями ( Быт.26:1 ). Они жили в равнине на юго-западе земли Ханаанской, от Иоппии до границы Египта. Иисус Навин отдал землю их колену Иудину ( Нав.15:45 и след.); но покорения Иисуса Навина были слабо защищаемы Израильтянами, и Филистимляне были очень могущественны уже во времена судей. § 7. Народы, жившие в соседстве с Палестиною

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

(Втор 23:2–6), потому что они занимаются идолопоклонством и нечестием. Но сказано: «не гнушайся Идумеянином. Идумеи потомки Исава, это брат твой, и не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его. Дети, которые у них родятся, … могут войти в общество Господне» (Втор 23:7–8).   Некоторые правила ветхозаветной этики, которые также надо было соблюдать. «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего… Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и блудника из сынов Израилевых… Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор 23:15, 17, 19).   Закон Моисея о разводе и другие постановления. «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, … и напишет ей разводное письмо и даст ей в руки и отпустит ее из дома своего» (Втор 24:1).     Глава 28 рассказывает нам о благословении Господнем над народом Израилевым, о тех духовных силах, которые будут в Израиле и которые затем, к сожалению, истощатся. И слава Израиля постепенно померкнет. В этой главе Моисей предвосхищает будущую судьбу Израиля, предсказывает различные бедствия, которые исполнились полностью при разрушении Иерусалима императором Титом в 70-м году по Р. Х.   31 глава повествует об избрании Иисуса Навина Моисеем и об особых постановлениях относительно хранения книги законов. Протоиерей Николай Соколов Ветхий Завет Курс лекций Часть вторая   ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА ЛЕКЦИЯ 17 Общий обзор Сегодня мы начинаем тему: «Исторические книги Ветхого Завета». Повествование о реальных событиях составляет значительную часть библейской истории. В самом деле, Библия — книга Божественного Откровения не является собранием абстрактных сведений и нравственных предписаний, вырванных из исторического контекста. Невидимый Бог по обилию любви Своей говорит к людям, как к друзьям, беседует, чтобы пригласить их к общению с Собой, принять их в это общение. Домостроительство откровения совершается действиями и словами, внутренне между собою связанными. Так что дела, совершаемые Богом в истории спасения, являются подтверждением учения и всего, что знаменуется словами, а слова открывают тайну, которая содержится в тех или иных делах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Из слов: «и ешь пред Иеговою десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего» ( Втор.14:23 ) некоторые толковники заключают, что к второй десятине присоединялись для отдачи еще вторые первенцы, под которыми Бонфрер разумеет тоже первородных животных но женского пола, а Михаэлис (Mos. R.. IV, стр. 108 и д.) и Ян (bibl. Archàol. ІІІ, стр. 415) второрожденных из крупного и мелкого скота. Такое объяснение стоит в связи с неправильным предположением, будто первенцы из скота обращались в полную собственность священников, между тем как последние брали себе только грудь и правое плечо; а остальное мясо возвращалось приносителям для употребления в жертвенном пире. Закон говорит об одном перворожденном крупного и мелкого скота, которого по Чис.18:17 и д. должно было приносить в жертву на жертвеннике по образцу шламим, и от которого священникам доставались только грудь и правое плечо. Это предполагает Моисей во Втор.12:6 и д. 14:23, где он заповедует народу доставлять все жертвы и дары на место, которое·Иегова изберет для пребывания своего имени и только там приносить жертвы и устроятъ жертвенные пиры; с этим предположением он во Втор.14:23 , говоря о назначении второй десятины для употребления на жертвенных пирах, упоминает также и о первородном из крупного и мелкого скота, потому только что доставление святилищу этих первенцев совпадало обыкновенно с доставкой второй десятины, и мясо первенцов, достававшееся приносителям, служило вместе со второю (только растительною) десятиною материалом жертвенных пиров, между тем как первая растительная десятина вся принадлежала левитам, так что из нее приносители ничего не могли употребить для себя для жертвенных пиров. Таков совершенно верный взгляд Винера R. W, I, стр. 342. Напротив Шаальшутц (Mos. Recht I, стр. 124 и д. и 354 и д.), держась ошибочного взгляда, что все мясо от жертвы первородных принадлежало священникам, хочет выйти из затруднения при помощи несостоятельного предположения, будто предписание Втор.14:22 и д. касалось не народа, только, но вместе с тем и священников, и будто оно имеет такой смысл: «вы должны приносить в одно освященное место, все дары и жертвы названных видов, чтобы здесь только употребить их в пишу, что кому досталось». По этому взгляду жертвенные пиры второй десятины состояли только из хлеба, молодого вина и масла; но это находится в очевидном противоречии с выраженьем ст. 24 и д., где говорится, что обращавший вторую, десятину в деньги, мог на месте святилища покупать для себя на эти деньги быков, овец, вина и крепких напитков.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

8и 9 глава) и оправдалось событиями. Слово шиккуц отличается от слова тоева тем, что оно не означает преступлений против нравственного закона, а означает исключительно извращения религиозного чувства и преступления против религии, предметы языческого богослужения и самое это богослужение; т. е. это слово означает исключительно то, что тоева означает преимущественно. Подобно тоева слово шиккуц почти постоянно употребляется во множественном числе, и оба слова по-русски обозначаются одинаково словом: мерзости, или гнусности. Так, Моисей говорит Евреям о народах языческих: вы видели мерзости их (шиккуцейгем) и кумиры их ( Втор. 29:17 ). Здесь словом мерзости обозначены, по-видимому, все вообще принадлежности и особенности языческих культов, отличавшие последние от служения Евреев истинному Богу. В Четвёртой книге Царств сказано, что все мерзости (гашшиккюцим) истребил царь Иосия (23:24), а из предшествующей речи видно, в чём состояли эти мерзости. Это – вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, находившиеся в храме Божием (23:4); помещавшийся там же идол Астарты (23:6); дома блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты (23:7); высоты, на которых совершали курения жрецы (23:8); места, где Евреи проводили своих сыновей и дочерей через огонь Молоху (23:10); кони, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень и колесницы солнца (23:11); жертвенники на кровле горницы Ахазовой, и жертвенники, которые сделал Манассия на обеих дворах дома Господня (23:12); высоты, которые устроил Соломон... Астарте, мерзости (шиккюц) Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской; статуи и посвящённые богам дубравы (23:14); жертвенник, который в Вефиле, и высота, устроенная Иеровоамом (23:15); все капища высот в городах Самарийских, которые построили цари Израильские (23:19); жрецы высот, которые кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному (23:5, 20); вызыватели мёртвых, и волшебники, и терафимы, и идолы (23:24). – Те же значения имеет слово шиккуцим и в пророческих книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Помимо десятины для помощи малоимущим, и в частности вдовам и сиротам, установлены были и иные меры. У вдов запрещено было брать в залог одежду (Втор 24. 17). Вдовам и сиротам предоставлялось право подбирать оставшиеся на поле после уборки урожая колосья, а также масличные ветви и виноград (Втор 24. 19; Руфь 2. 2-3). Правовые нормы, регулирующие рабовладельческие отношения, в В. п. в отличие от греко-рим. права и правовых систем ряда народов Ближ. Востока должны быть по своему содержанию, направленному на защиту рабов от неограниченного произвола их владельцев, отнесены скорее к публичному, чем к частному праву. Раб в законе Моисеевом в отличие от рим. права трактуется вовсе не как вещь, но как человек, права к-рого защищены законом. «Если купишь раба Еврея, пусть он работает (тебе) шесть лет, а в седьмой (год) пусть выйдет на волю даром; если он пришел один, пусть один и выйдет; а если женатый, пусть выйдет с ним и жена его» (Исх 21. 2-3); «когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего... помни, что (и) ты был рабом в земле Египетской» (Втор 15. 13-15). Господин, к-рый жестоко обращался со своим рабом, обязан был отпустить его на свободу (Исх 21. 26-27). Во Второзаконии содержится также запрет выдавать беглого раба его прежнему хозяину (Втор 23. 15), очевидно, чтобы уберечь раба от его жестокости и мщения. Значительное место в В. п. занимают нормы права, направленные на предотвращение эпидемий, своего рода карантинное право. В первую очередь это касается проказы. В кн. Левит неск. глав (13-15) содержат подробные инструкции относительно того, как надлежит ставить диагноз проказы и венерических заболеваний, отличая их он незаразных болезней, похожих симптоматикой на заразные, вроде лишая, и предписания относительно строгой изоляции заразных больных. У объявленного прокаженным в соответствии с этими предписаниями «должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть непокрыта, и до уст он должен быть закрыт, и кричать: «нечист! нечист!» (имеется в виду при возможной встрече со здоровым человеком, предостерегая его от опасности.- В. Ц.). Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев 13. 45-46).

http://pravenc.ru/text/158294.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010