Пришельцами, о которых говорится в этом стихе, назывались иноплеменники, жившие среди Израильтян в качестве свободных граждан, или невольников, также чужеземцы-путешественники, или временно проживавшие по каким-нибудь делам в Израильской земле. Господь, отделив в Свое особенное достояние сынов Израиля от других народов, отнюдь не хотел, чтоб это преимущество избранного народа пред другими давало ему повод презирать их и всячески чуждаться их. Нет, любя Свой народ и особенно покровительствуя ему, Он не давал ему в обиду чужестранцев. Он есть Бог творяй суд пришелцу. «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так для туземца» ( Лев. 24:22 ), гласил закон Господень. Города-убежища, – так называвшиеся потому, что в них до произведения формального суда могли находить безопасное пристанище совершившие неумышленное убийство, – были открыты одинаково для туземцев и для пришельцев ( Чис. 35:15 ). – Вещественное довольство было уделом в земле Израильской не одних туземцев, но и пришельцев. Господь любит пришельца, дати ему хлеб и ризу. Пришельцы не могли иметь недвижимой собственности в среде Израильтян, но они снискивали средства жизни торговлею, промышленностью, ремесленными занятиями, военною службою и т.п. Кроме того закон Моисеев вменяет в обязанность сынам Израиля чрез каждые три года допускать пришельцев до участия в десятой части произведений земли своей ( Втор. 14:28–29 ), во время жатвы хлеба, собирания маслин и винограда – оставлять в пользу пришельцев снопы на поле, ветви с неснятыми плодами в садах ( Втор. 24:19–21 ). При этом требовалось от живших с Израильтянами чужеземцев одно, – чтобы они чтили истинного Бога, приносили Ему жертвы в храме ( Лев. 17:8 ), соблюдали закон о субботе ( Исх. 20:10, 23:12 ), а невольники должны были даже обрезаться. В ряду чужеземцев особенное благоволение Господь являл к Идумеям и Египтянам. По закону Моисееву, дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне ( Втор. 23:8 ), т.е. совершенно слиться с избранным народом, если только, как само собою разумеется, примут обрезание. – Покровительствуя пришельцам, Господь Бог Израилев есть вместе заступник вдов и сирот творяй суд сиру и вдовице. Жалко положение этих беспомощных существ, с утратою главы семейства лишившихся главной земной опоры. Но об них печется Отец небесный, и потому никому нельзя безнаказанно обижать их. Он заповедал о них в законе Своем: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» ( Исх. 22:22–24 ). Закон Моисеев повелевает торжественно проклинать того, кто превратно судить пришельца, сироту и вдову ( Втор. 27:19 ). Это одно из тех преступлений, за которые Господь грозил Иудеям опустошением государства их и рассеянием их по лицу земли ( Ис. 10:4 ; Иез. 22:7–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Пришельцем» () назывался иностранец, проживающий в чужой стране и пользующийся покровительством ее законов, – в отличие от или , бесправного чужеземца (ср. Втор.14:21 ; 2Цар.1:13 ; Быт.23:4 ). Изредка называются этим именем путешественники, останавливающиеся на ночлег в изв. месте ( Иер.14:8 ; Иов.31:32 ). Обычно же это – название живших среди израильтян лиц не-израильского происхождения ( Исх.12:48; 22:20; 23:9 ; Лев.16:29; 17:8; 19:38 сл.; Чис.9:14; 15:14 ; Втор.10:19 ; Иер.7:6 ; Зах.7:10 ; Иез.14:7; 47:28 ; ψ.93:6; 2Пар.2:16 ). В законе даже есть специальное выражение – «пришелец, который в воротах (==«в жилищах») твоих» (ср. Исх.20:10 ; Втор.5:14; 14:21; 24:14 ). Они обязаны били соблюдать субботу, но могли есть и запрещенную евреям мертвечину. Закон о пришельцах: «пришельца не обижай; вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх.28:9 ; ср.22:21); «не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха... не суди превратно пришельца ( ), сироту и у вдовы не бери одежды в залог; помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие» ( Втор.24:14–15, 17–18 ); повелевалось оставлять им часть жатвы, масличного и виноградного урожая (ib. ст. 19–21). Превратный суд пришельца состоял, вероятно, ближайшим образом в третировании его, как бесправного чужака – , а затем – в отказе ему в юридической защите его интересов или в пристрастном решении его тяжб с иудеями. § 136. ==«и Меня не боятся» (==3 л. мн. ч. perf. каль от +суф. 1 л. ед. ч.). Вместо причастия мы имеем здесь verbum finitum, – случай довольно обычный: причастная конструкция речи весьма нередко продолжается в форме verb. fin. с или без оного, при чем пред гл. приходится в переводе вставлять местоимение «который ( – ая, – ое и т. п.)», входящее в понятие предшествующего причастия (ср. Ис.14:17 – ; 43:7; Иез.22:3 ; ψ.135:13 сл.; Притч.2:17 : Ис.5:8 – ; 5:23; 46:6; Притч.7:8 ) 1831 . Переводим: «и тех, которые Меня не боятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Сектанты говорят : 1) крест проклят (ср. Гал.3:13 ; Втор.21:23 ), почему не должно почитать его. В указанных местах говорится, что проклято не древо креста, а «всякий, висящий на древе». По закону проклятию подлежал, кроме висящего на древе, и всякий, «кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Гал.3:10 ; Втор.27:26 ). Господь Иисус Христос, как исполнивший закон, не мог подлежать этому последнему проклятию; поэтому Он вместо одного проклятия принял на Себя другое, будучи повешен на древе. По закону Моисееву тяжкий преступник умерщвлялся, а затем его вешали на древо ( Втор.21:22 ). Иисус Христос был безгрешен ( 1Пет.2:22 ; Евр.4:15, 7:26 и др.), поэтому «мы освящены единократным принесением Тела Его» ( Евр.10:10 ); «но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» ( Исайи 53:5 379 ). Следовательно, причина, по которой Он благоволил подвергнуться проклятию, заключалась не в кресте, а в грехах человечества, вызвавших крестную смерть Иисуса Христа. Величие искупительной жертвы, принесенной на кресте, освятило крест, бывшее орудие казни, и соделало его орудием нашего спасения и Божией славы, достойным религиозного почитания. «Народ подлежал проклятию ( Втор.27:26 ), потому что», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «он не исполнял постоянно, да и не было никого, кто бы мог исполнить весь закон; но Христос заменил это проклятие другим, которое говорит: «проклят всяк, висящий на древе». Α так как и тот, кто висит на древе, проклят, и кто преступает закон, находится под клятвою; между тем желающий разрушить эту клятву должен быть свободен от нее и должен принять на себя эту клятву (незаслуженную) вместо той (заслуженной), то Христос и принял на Себя таковую клятву, и ею уничтожил заслуженную... Так как Христос не подлежал проклятию за преступление закона, то и принял на Себя вместо заслуженного нами незаслуженное Им проклятие, чтобы освободить всех от заслуженного». 380 2) Крест Христов осквернен грехами: «взял его (рукописание) от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Семейное право Израиля допускало развод, «если кто возьмет жену... и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» (Втор 24. 1). Но в отдельных случаях развод был невозможен. Если муж клеветнически обвинял новобрачную в добрачном нецеломудрии, он платил отцу ее штраф в 100 сиклей серебра и никогда уже не мог развестись с ней (Втор 22. 123). Кроме того, если мужчина обесчестил девицу, он обязан был заплатить отцу ее штраф в 50 сиклей серебра, жениться на ней и никогда уже не разводиться с ней (Втор 22. 28-29). Но в одном случае В. п. признавало развод обязательным: если господин давал в жены своему рабу еврею рабыню, то по прошествии 6 лет, когда раб получал свободу, он обязан был возвратить свою жену и детей хозяину, а если не хотел расстаться с ними, то должен был уже остаться рабом навсегда (Исх 21. 4-6). Разведенная жена имела право на вторичное замужество. Но если ее второй муж умирал или разводился с ней, ее первый муж, давший ей разводное письмо, лишался права вторично взять ее в жены (Втор 24. 1-4). В ВЗ не упоминается явным образом право жены на развод, но есть косвенные основания считать, что при определенных условиях и жена обладала таким правом. Поскольку право оставить своего господина и сожителя имела наложница, лишенная «пищи, одежды и общения» (Исх 21. 10-11), тем более таким правом должна была обладать законная жена. Слова Христа Спасителя, «если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого» (Мк 10. 12), вероятно, предполагают не жену, к-рая оказалась в разводе по инициативе ее мужа, но разведенную по собственному желанию. Во всяком случае в соответствии с талмудическим правом жена может инициировать развод по ряду причин: в случае отказа мужа от супружеского общения, ввиду бесплодия мужа после 10-летнего сожительства с ним, в случае заразной болезни супруга и при нек-рых др. обстоятельствах (Вавилонский Талмуд, Иевамот 65а-б; Кэтуббот 77а).

http://pravenc.ru/text/158294.html

Явление Ангела Господня Валааму. Роспись римских катакомб. IV в. Явление Ангела Господня Валааму. Роспись римских катакомб. IV в. В др. местах ВЗ личность В. оценивается преимущественно негативно. Единственный библейский текст, в к-ром говорится о В. в положительном смысле,- это Мих 6. 5, где есть напоминание о правильном ответе В. на злой замысел Валака (ср. Числ 22. 38). В. здесь упоминается в одном ряду с Моисеем , Аароном и Мариам (Мих 6. 4), названными в Свящ. Писании пророками прежде В. История с В., т. о., служит доказательством того, что Бог может использовать и языческого провидца для спасения Израиля. В др. местах Библии В. упоминается явно отрицательно: во Втор 23. 4-6 говорится, что В., нанятый моавитянами и амонитянами, действительно проклинал Израиль, но Бог «не восхотел слушать Валаама и обратил... проклятие его в благословение» (ст. 5); почти дословно слова из Втор 23. 5 приводятся в Нав 24. 9-10. В Книге Иисуса Навина (13. 22) сообщается, что В. был убит вместе с царем Сигоном и мадиамскими вождями. Виной В., очевидно, было то, что он был «прорицателем» (  ,  ), ибо, согласно Втор 18. 12, «мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (ср. Числ 23. 23). Только факт того, что В. занимался предсказанием, ставит его в один ряд с врагами, к-рых уничтожают. Последнее в ВЗ упоминание В., нанятого чужеземцами, встречается в Неем 13. 2 (цитата из Втор 23. 5-6). Чтение этого текста перед народом становится достаточным основанием для того, чтобы отделить «все иноплеменное от Израиля» (Неем 13. 3) и позднее очиститься «от всего чужеземного» (Неем 13. 30). В. здесь становится прототипом опасного чужеземца. Негативная оценка В. присутствует и в НЗ, где он понимается как ветхозаветный прототип лжеучителей, чьи слова опасны для христ. общин: как В. соблазнил израильтян своим советом к отпадению от Господа, так еретики николаиты соблазняют христиан к идолослужению (употреблению мяса животных, принесенных в жертву) и распущенности (Откр 2. 14); лжеучители распространяют свое разрушительное учение, одержимые, подобно В., жаждой наживы (Иуд 11; 2 Петр 2. 15-16).

http://pravenc.ru/text/153883.html

«Лучше жить в земле пустынной, нежели с женой сварливой и сердитой» (21:19). «Лучше жить в углу на кровле, нежели с сварливой женой в пространном доме». (25:24; ср. Сир.25:21 ). Своему сыну мудрый и благожелательный отец делает такое наставление и увещание: «не внимай льстивой женщине». ( Прит.5:2 ). «Остерегай себя от негодной женщины, от льстивого языка чужой» (6:24). «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту. Многие совратились с пути чрез красоту женскую: от нее как огонь загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель». ( Сир.9:8–11 ). Ветхий Завет , если так можно выразиться, не только не покровительствует страстям, но и строго преследует обнаружение их всюду. Пусть увлечение достигнет самых последних пределов, пусть оно будет окрашено в самые яркие, чарующие, розовые краски, пусть оно имеет массу извинений с современной всё прощающей точки зрения, – это безразлично. Худо было тогда жить всем, которые были особенно внимательны к страстям, «страстям и пороху» которых приходилось «соткать» где-либо другую семью, «уйти» из своей семьи на «страну далече». Нарушивший супружескую верность и чистоту брака ( Лев.20:10–17 сл. Втор.22:22 сл. Ср. Исх.20:14, 17 ), опорочивший обрученную другому, не сохранившая своего девства ( Лев.22:21, 23–26 ), – все подлежали смерти. Одних побивали камнями пред воротами города в присутствии народа ( Втор.22:23–25 ), других предавали сожжению ( Лев.20:14 ), третьих просто лишали жизни различными способами ( Лев.20:13 и др.). Наказывал закон и за другие различные случаи фактического обнаружения страсти ( Втор.22:28–29 . Ср. Исх.22:16–17 и др.), за которые ныне у нас обыкновенно снисходительно прощают почти всех. В Новом Завете эта истина подтверждается еще с боль- —314— шею силою и раскрывается с большею ясностью и глубиною. Спаситель говорит, что даже один взгляд, брошенный на женщину «ко еже вожделети ей» ( Мф.5:28 ), является уже преступлением против седьмой заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13 . Сие я не сам от себя говорю, но свидетельствует о сем Божественное Писание: «И рече Господь Бог к Ною: тя единаго видех праведна предо Мною в роде сем» ( Быт.7:1 ). К Аврааму же: «Благоугождай предо Мною и буди непорочен. И положу завет Мой между Мною и между тобой» ( Быт.17:1–2 ). И Исаак, благословляя сына своего Иакова, сказал: «Бог же мой да благословит тя и умножит тя» ( Быт.28:3 ). И в книге Числ сказано: «Иже аще обещается зело обетом, еже очиститися чистотою Господу, да воздержится от вина и сикера, и оцта винна и оцта от сикера да не пиет» ( Чис.6:2–3 ). И во Второзаконии: «Аще же изыдеши ополчитися на враги твоя, и да сохранишися от всякаго слова зла, доколе враги твои не будут преданы в руки твои» ( Втор.23:9, 14 ). «От сих седьми народов да не оставите жива всякаго дыхания, да не научат вас согрешать пред Господем Богом вашим» ( Втор.20:16, 18 ). Научая же нас не малодушествовать при виде врагов, когда спрашиваем, как можем уничтожить тех, которые столь многочисленны, говорит: «Не возможеши погубити их вскоре, да не будет земля пуста, и умножатся зверие дивии на тя; но помалу малу, доколе умножишься числом, и погубит Господь Бог твой языки сия от лица твоего» ( Втор.7:22 ). Также часто заповедует им Бог: «Да не завещаеши завета с хананеями. Которых я погублю от лица твоего» ( Втор.7:2 ). Когда Иисус, сын Навин, осадил Иерихон с намерением разрушить его, тогда Бог сказал: «И будет град сей проклят, и вся, елика суть в нем» ( Нав.6:16 ). Когда он хотел сразиться с жителями Гая, то Израиль не мог противостоять ему, но бежал от лица его, по причине украденных Ахаром вещей, находившихся под клятвою. Иисус, падши на лицо свое пред Богом, воззвал, говоря: «Отврати Израиль выю свою пред враги своими» ( Нав.7:8 ), и я что сделаю? И сказал ему Архистратиг силы Господней: «На тебе клятва, Израиль, потому не можешь ты устоять против врагов твоих» ( Нав.7:13 ). Посему не прежде Иисус вступил в сражение, как удалив Ахара из среды народа. Притом видим, что Бог отъял у Саула царство за то, что он, вопреки клятвы, присвоил добычу, приобретенную в войне с Амаликом.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

3. Почему же Господь не положил завета отцам? Потому что «закон положен не для праведных» ( 1Тим.1:9 ); а отцы (были) праведны, имее силу Десятисловия, написанную в их сердцах и душах, ибо они любили создавшего их Бога и воздерживались от несправедливости к ближнему; почему не было нужды вразумлять их запретительными письменами, так как они в себе самих имели правду Закона. Но когда эта правда и любовь к Богу пришла в забвение и исчезла в Египте, то необходимо Бог по многому благоволению Своему к людям явил Себя посредством голоса и с силою вывел народ из Египта, дабы человек опять стал учеником и последователем Божиим; и поражал непослушных, дабы не презирали Создавшаго их, и питал манною, дабы принимали разумную пищу; как и Моисей говорит во Второзаконии: «и питал тебя манною, которой не знали отцы твои, чтобы ты познал, что человек живет не одним хлебом, но всяким Словом Божиим, исходящим из Его уст, живет человек» ( Втор.8:3 ). Он заповедал любовь к Богу и внушал справедливость к ближним, чтобы человек не был несправедлив и недостоин Бога, а предустроил человека посредством Десятисловия в дружбу Свою и в согласие с ближним: это, конечно, было полезно для самого человека, так как Бог ни в чем не нуждается от человека. 4. Поэтому, Писание говорить: «сии слова Господь изрек ко всему собранию сынов Израилевых на горе и ничего не прибавил» ( Втор.5:22 ); ибо Он, как я выше сказал, ни в чем не нуждался от них. И еще Моисей говорить: «и ныне Израиль, что Господь Бог твой требует от тебя, кроме того, чтобы ты боялся Господа Бога твоего, ходил во всех путях Его и любил Его, и служил Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душою твоею»? ( Втор.10:12 ). Это доставляло славу человеку восполняя то, чего у него не доставало, т. е. дружбу Божию; а Богу ничего не доставляло, ибо Бог не нуждался в любви человека. У человека же не доставало славы Божией, которой он никак не мог получить иначе, как чрез повиновение Богу. И посему опять Моисей говорить им: «избери жизнь, чтобы тебе жить и семени твоему: люби Господа Бога твоего, слушайся Его голоса и держись Его, ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» ( Втор.30:19–20 ). Приготовляя человека к этой жизни, Господь Сам изрек ко всем одинаково слова Десятисловия; и потому они остаются также и у нас, получив чрез плотское пришествие Его расширение и приращение, а не разрушение.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

7.10. Поставление Иисуса Навина После того как Моисей сделал всё, чтобы израильтяне вошли в землю обетованную, он поставляет Иисуса Навина, который прежде был военным вождем среди израильтян и служителем Моисея ( Исх. 24:13 ), не отходившим от скинии ( Исх. 33:11 ). Заметим, что не сыновьям своим передает он власть. Моисей просит Господа, чтобы после его смерти не остался народ, «как овцы, у которых нет пастыря» ( Числ. 27:17 , ср. Мф. 9:36 ). В ответ Господь повелевает ему поставить Иисуса Навина, «человека, в котором есть Дух» ( Числ. 27:18 ). Через возложение рук Моисей пред всем народом ставит Иисуса Навина вождем над израильтянами ( Числ. 27:22–23 ). Здесь можно увидеть двойное пророчество. С одной стороны, Иисус Навин прообразует Христа, поскольку он вводит иудеев, приняв их от Моисея, в Землю Обетованную. С другой стороны, в Евангелии сказано: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф. 9:36–38 ). Апостолы призываются к служению Христом, как Иисус Навин – Моисеем. Глава 8. Второзаконие В книге Второзаконие пророк Моисей кратко напоминает историю странствия новому поколению израильтян, тем, кому во время Исхода было меньше 20 лет. Кроме того, он напоминает им заповеди, данные на Синае. Это происходит в 40-й год по выходе евреев из Египта ( Втор. 1:3 ). В связи с предстоящим вступлением в землю обетованную израильтяне получают ряд новых заповедей. 8.1. Повторение Закона и новые заповеди В нашем курсе заповедям посвящен особый раздел, поэтому сейчас они подробно рассматриваться не будут. Напомню только, что все три ответа на искусительные вопросы, которые диавол задавал Спасителю в пустыне, были цитатами из книги Второзаконие ( Втор. 8:3; 6:16; 6:13; 10:20 ). И первая часть двуединой заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» взята тоже из этой книги Второзаконие ( Втор. 6:5 ). Израильтяне должны были эту заповедь написать на правой руке и на лбу, в результате чего и возник обычай изготовлять «хранилища», о расширении которых фарисеями говорит Господь в Евангелии ( Мф. 23:5 ) (во время молитвы иудеи привязывали себе на лоб и на руку коробочки, где была написана заповедь «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор. 6:4 ). Кроме того, для напоминания о заповеди Божией через Моисея Бог повелевает всем сделать себе на краях одежд кисти и вставлять в них нити из голубой шерсти, глядя на которые израильтяне могли бы вспоминать о заповедях Божиих ( Числ. 15:38–40 ). Эти кисти – «воскрилия риз» – Господь тоже упоминает, когда обличает фарисеев, поскольку изготовление этих коробочек и кистей стало некой самодовлеющей ценностью с забвением того, ради чего это всё делается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

8 праздник. Соломон, очевидно, ожидал одиннадцать месяцев (6,38), дабы приурочить посвящение храма к новогоднему празднику Кущей, справляемому в седьмом месяце ( Лев. 23,34 ; Втор. 16,13–15 ). в месяце Афаниме. Афаним то же, что месяц Тисри, соответствующий сентябрю-октябрю. 8 скинию собрания. Скиния со всеми принадлежностями была перенесена, по всей видимости, из Гаваона (3,4) священниками и левитами. 8 под крылья херувима. См. ком. к 6,23. 8 шесты. На этих шестах переносили ковчег. до сего дня. См. Введение: Автор. 8 кроме двух каменных скрижалей. Т.е. кроме двух таблиц с текстом завета, заключенного Богом со Своим народом на горе Синай (ст. 21; Исх. 25,16.21; 40,20 ). 8 облако наполнило дом Господень. После исхода из Египта Господь вел Свой народ через пустыню, идя перед ним днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном ( Исх. 13,21; 14,24; 16,10; 33,10 ; Лев. 16,2 ; Втор. 4,11; 5,22 ; Пс. 17,11.12 ). На горе Синай Господь явился Моисею сокрытым в облаке ( Исх. 19,9; 24,15–18 ). По завершении сооружения скинии Господь выказал одобрение сделанному, покрыв ее облаком Своей славы. Теперь Господь сходным образом явил Свое одобрение постройке святилища. 8 благоволит обитать во мгле. Т.е. не может быть увиденным. Никто не может увидеть Господа и остаться живым. 8 место, чтобы пребывать Тебе во веки. Храм, как угодное Богу место для совершения молитвы и жертвоприношений, воплощал присутствие Господа среди Его народа ( Ис.8,18 ; Ам. 1,2 ; Пс.75,3; 131,13.14 ). 8 сказал Своими устами Давиду, отцу моему. См. 2Цар. 7,1–16 . 8 нет подобного Тебе Бога. См. Исх. 15,11 ; Втор. 4,39 ; Пс. 85,8 ; Мк. 12,29 ; Еф. 4,6 ; Откр. 19,6 ). Верность Господа завету непреходяща (3,6; 8,16; Втор. 7,9.12 ; Пс. 51,10 ; Евр. 13,8 ), могущество же Его простирается не только над народом Израиля (ст. 41–43). 8 если только сыновья твои будут держаться пути своего. Соломон повторяет условие, при соблюдении которого исполнится обетование Господа Давиду о том, что род его вовеки будет царствовать над Израилем (2,2–4; 6,11–13; 9,9; 11,11–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010