16, 17 и 18) и если кто-либо из ненависти толкнет другого или с умыслом бросит на него что-нибудь или по вражде ударит его рукою, и он умрет (ст. 20 и 21.)... Во всех этих случаях уголовное преступление основывается на замысле умертвить, но определяется по смертному исходу удара. 1171 Еще яснее этот случай характеризуется во Втор.19:5 так: «кто пойдет с ближним своим в лес рубить дрова и размахнется рука его с топором, чтобы срубить дерево и соскочит железо с топорища и попадет в ближнего его, так что он умрет». 1173 Следует обратить внимание на то, что при первом из этих случаев прибавлено, что кровомститель несет вину крови. Другой случай, что убийца, прежде чем достигнет города убежища, догоняется и умерщвляется, во Втор.19:6 представляется только возможным и общество получает увещание назначить известные города не только потому, что путь к ним не был длинен, но также что путь туда был удобен для бегства, след. давал возможность избегать пролития невинной крови. Здесь ясно указывается, что умерщвление убийцы, незаслуживающего смерти, есть уголовное преступление, хотя за него не назначается никакого наказания, потому что с одной стороны увлечение кровомстителя было извинительно, с другой причиною убийства была медлительность убийцы. 1174 Слич. с этим мои исследования в Comment. Zu. los. 20, 6 и Елера в Герцог. Realencykl. 11. стр. 262. Убежище, которое таким образом открывалось неумышленному смертоубийце, не только для обеспечения его жизни, но и для заглаждения находящейся на каждом убийстве нравственной вины, существенно отлично от натурального права убежища других народов, о котором слич. Винера R. W. 1, стр. 379 и Авг. Булмеринка das Asylrecht и die Auslieferung fluchtiger Verbrecher, Дерпт. 1853. 1175 Светский суд в большей части случаев относительно этого почти не мог ничего решать, потому что он не мог открыть был ли вор простым вором, или разбойником. 1176 Этого выражения с Заальшутцем (Mos. R. стр. 539) нельзя понимать, как кровавое возмездие, хотя уже раввины с Ионафаном во главе понимают его, как смертное наказание мечем (слич.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1Тим.5:17 .  Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. «Прилежащии же добре пресвитери сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении». Так достохвально дело учения. Апостол же употребил слово «сугубыя» вместо: большей чести. Подтверждает же слово свое свидетельством Писания. 1Тим.5:18 .  Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. «Глаголет бо Писание: «да не обротиши вола молотяща» ( Втор. 25, 4 ); и: «достоин делатель мзды своея» ( Мф. 10, 10 ). Одно свидетельство привел Апостол из ветхозаветного, а другое из новозаветного Писания. 1Тим.5:19 .  Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. «На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех». Закон повелевает это о всех. Ибо сказано: «при двою или триех» свидетелях «да станет всяк глагол» ( Втор. 19, 15 ). Наипаче же надлежит так поступать в рассуждении пресвитера. Ибо случается, что он, так как вверено ему предстоятельство в церкви, оскорбит кого-либо из согрешающих, и те, будучи за сие расположены к нему неприязненно, соплетают клеветы. Посему должно представиться это число свидетелей. 1Тим.5:20 .  Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. «Согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут». Не осуждай прежде обличений, явно обличенных в каких-либо беззакониях не удостаивай пощады; а на уличенных произноси приговор в присутствии всех, чтобы из страха наказания избегали греха. Потом Апостол и самого Тимофея устрашает грозным свидетельством. 1Тим.5:21 .  Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. «Засвидетелствую пред Богом и Господем Иисус Христом, и избранными Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению». Два дает повеления: не осуждать, положившись на достоверность обвинителей, или не делать сего по враждебному расположению прежде личного исследования; и после явных обличений не откладывать приговора, из милости к судимому нарушая справедливость. В ряду с Богом и со Христом Апостол поставил Ангелов, не как равночестных, но как рабов, потому что и мы нередко в один ряд с высшими ставим низших; в присутствии вместе рабов, и господ, и иереев, и мирян говорим: «Всеми ими свидетельствуюсь тебе». Так и блаженный Павел говорит: «Свидетельствую тебе при Боге, и Сыне Его, и при служителях Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

3Цар.8:31 .  Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей, 3Цар.8:32 .  тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его. (ср. 2Пар.6:22–23 ). Первый случай, когда имеет быть нужда в милостивом принятии Иеговой молитв в храме, касается случаев проступков с недостаточно ясными уликами. По закону, обличаемый в подобного рода проступке приходил вместе с потерпевшим к жертвеннику Иеговы и клятвой свидетельствовал свою невинность, причем присутствовавший здесь священник изрекал проклятия, имевшие постигнуть его в случае виновности и нераскаянности ( Исх.22:8,11 ; Чис.5:19–21 , ср. у проф. Гуляева, цит. соч., с. 222). Эти клятвы включены здесь в число молитв, ибо клятва, по существу своему, есть благоговейное, подобное молитвенному, призывание имени Иеговы ( Лев.19:12 ; Втор.6:13,10:20 ; Ис.48:1 ; Иер.12:16 и др.), которому был посвящен храм, и даже поставлены на первом месте как выражение ревности Израиля о святости имени Иеговы, каковая ревность составляла долг Израиля ( Сир.23:9 ). Поэтому первое прошение Соломона (ст. 31–32) можно сопоставить с первым прошением молитвы Господней: «да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ). 3Цар.8:33 .  Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме, 3Цар.8:34 .  тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. (ср. 2Пар.6:24–25 ). Второй случай: пораженный за грехи свои нашествием неприятеля и отведением некоторой части своей в плен, Израиль будет умолять Иегову в храме Соломоновом. Боязнь быть удаленным из священной, избранной Богом страны более всего смущала древнего израильтянина (ср. Божеств. угрозы ( Лев.26:17 ; Втор.28:25 ) ). Здесь, однако, не имеется в виду плен вавилонский, с которым был разрушен храм Соломонов, между тем в ст. 33 говорится о молитве Израиля именно в храме; вероятно, разумеется одно из нередких нападений на Израиля со стороны соседних племен, причем возможно было и пленение некоторых евреев (ср. ( Суд.2:14–15 ) и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4 Некоторые люди, называющие себя христианами и утверждающие, что Бог является их Отцом, хвалятся, что они ходят только с Богом, что он направляет их стопы лично. Такие лица не только забывают наставление или закон матери, они буквально выбросили жену Бога на улицу ! У них нет света Божьей истины. Иегова повелел, чтобы в израильском народе послушание родителям было обязательным. Пятой заповедью из десяти были слова: «Почитай отца твоего и мать твою» ( Исх. 20:2–17 ; Втор. 5:16 , НМ ). Наградой за послушание была долгая жизнь, возмездием за неповиновение – смерть. «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали [исправляли, НМ ] его, но он не слушает их,… тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти» ( Втор. 21:18–21 ). Такое почитание и послушание требовалось проявлять не только по отношению к родителям по плоти, но и по справедливости к влиятельным старшим мужчинам Израиля . За то, что банда бесчинных подростков проявила неуважение к пророку Иеговы Елисею, их ждало справедливое и быстрое возмездие (4 Цв. 2:24). Также и сегодня, Бог настоятельно требует от своих детей послушания, почитания и уважения, которые нужно проявлять не только к самому живому Богу, но и к его жене–организации. В этом материале множество бездоказательных утверждений. Рисуется картина, совершенно непохожая на те взаимоотношения, которые, по свидетельству христианских Писаний, действительно были в христианском собрании. В Писании показано, что одни христиане могут помогать другим расти в знании и понимании, но нигде не говорится, что без кого–либо из людей, или без какой–нибудь группы людей, знания и понимания получить невозможно . Это противоречит учению о том, что Иисус Христос – и он один – является незаменимым Учителем. 122 Отраженная в «Сторожевой башне» позиция соответствует скорее не Писанию, а словам жившего в третьем веке Киприана, который о «матери Церкви» написал следующее: …От нее рождаемся мы, питаемся ее млеком, одушевляемся ее духом… Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Protr., 12, 119, 1). В пассаже, напоминающем первый фрагмент из трактата Тертуллиана «О стыдливости», читаем: «В самом деле, место не делает из жертвы убийства жертвенное животное. Если кто-нибудь Артемиде и Зевсу на жертвеннике, в священном месте, а не на большой дороге Гневу и Сребролюбию, другим похожим на этих демонам, заколет человека, объявив его жертвенным животным, – не священнодействие такая жертва, но душегубство и человекоубийство» (Cl. Protr., 3,42,9). Здесь опасным местом оказывается не лес, а дорога. Рассказывая о звуковых природных явлениях, Климент замечает, что в лесах при движении листьев от порыва ветра часто получается звук, похожий на пение птиц (Cl. Strom., VI, 3, 33, 3). Если у Тертуллиана в лесу живут хищники, то у Климента – нимфы (Cl. Protr., 4, 58, 2). Последний оказывается в некотором отношении наследником античной культуры с ее обожествлением природы, в то время как первый – наследником Ветхого Завета, где достаточно часто встречаются высказывания, в которых содержится вполне понятное негативное отношение к рощам, посвященным языческим богам: «Вырубите священные рощи их» ( Исх. 34:13 ). « и рощи их вырубите» ( Втор. 7:5 ). «Не сади себе рощи из каких-либо дерев при жертвеннике Господа, Бога твоего» ( Втор. 16:21 ). « срубил дубраву» ( 4Цар. 18:4 ). «Израильтяне срубили посвященные дерева» ( 2Пар. 31:1 ). Лес в Ветхом Завете часто выступает как символ опустошения и смерти: «И лес погубил народа больше, чем истребил меч, в тот день» ( 2Цар. 18:8 ). «В тот день укрепленные города его будут как развалины в лесах и на вершинах гор» ( Ис. 17:9 ). «От шума всадников и стрелков разбегутся все города; они уйдут в густые леса и влезут на скалы» ( Иер. 4:29 ). «И Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего – лесистым холмом» ( Иер. 26:18 ). «И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее и Я превращу их в лес» ( Ос. 2:12 ). См. также: «И будет свет Израиля огнем и освятит его огнем сжигающим, и он пожрет лес (tn huln) как сено» ( Ис. 10:17 , цитата по Септуагинте).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

А тут, еще слишком очевидно, они действовали под влиянием фарисеев: «услышали фарисеи; послали фарисеи и – первосвященники». Попытка схватить Иисуса оказалась неудачной. Посланные за этим служители возвратились ни с чем, и заявили: «никогда человек не говорил так, как этот Человек». Этого мало, в самой среде фарисейства нашелся человек (Никодим), который высказал, что поступить так, как они хотели, значило идти прямо против закона: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» Оскорбительную насмешку за то кинули ему в лицо фарисеи: «и ты не из Галилеи ли»? Тем не менее, случай этот не остался без последствий. После, когда неодолимая правда слов Иисусовых победно торжествовала над словесными ухищрениями Его врагов, когда они должны были отходить от Него – посрамляемые на каждом шагу, в них мелькала мысль, опять-таки употребить против Него открытое насилие; но они уже не осмелились привести ее в исполнение ( Мф.21:46 ). К этому времени относятся два случая, которые не могли остаться без сильного влияния на исход событий. Господь Иисус учил во храме; его окружал народ 27 . Книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, указав на закон Моисеев, по которому таких должно побивать камнями (Моисей, впрочем, не определил рода смерти – Лев.20:10 ; Втор.22:22 ), спросили Его мнения об этом. Это было «искушение», и хитро поставленное, из которого, казалось, нет выхода: или Господь Иисус и этой блуднице объявить прощение, как он уже сказал одной – «отпущаются грехи ея многие» и пр., и тогда будет преступником против закона Моисеева, или согласится с этим законом, и тогда поставит самого себя в противоречие, явившись к наличной более строгим, чем к прежде прощенной. Известен чудный ответ Господа Иисуса. В основании его именно лежал закон Моисеев, по которому доносчики или свидетели должны были первые поднять свою руку на убийство осужденного преступника ( Втор.17:6–7 ). Но, вместе с тем, он был таким полным и глубоким поражением, какое едва ли когда терпело лицемерие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В Книге Левит мы читаем: «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» ( Лев.18:21 ). Молох – это мерзкий идол огня, в жертву которому приносили маленьких детей. Иногда их только проводили через «молохов» огонь ( 4Цар.23:10 ). Так и в нашей стране до недавнего времени почти всех детей протаскивали чрез поклонение «вечному огню». Под видом почитания памяти погибших воинов был возрожден этот языческий культ, ничего общего не имеющий с христианским поминовением павших. И многие поклонялись этому «вечному огню», очень многие. А ведь нам, православным, известно, что такое «вечный огонь» – «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Из Писания мы знаем, что бесы обитают в идолах, и поэтому те люди, которые поклонялись богам чуждым, «приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы наши» ( Втор.32:17 ). И сейчас наши заморские «соседи» с Востока и Запада тоже хотят, чтобы русские дети поклонялись богам чуждым и приносили жертвы бесам. Но можем ли мы отдавать наших детей Молоху, этому духу растления? Да не будет так! Новые «боги» сегодняшнего мира – это «сидящие на игле» блудливые рок-музыканты, кинозвезды, секс, наркотики, компьютерные игры, порно-видео-индустрия, алкоголь, азартные игры и прочая и прочая. Что делает с моло­дежью рок- и поп-музыка, в своих метаморфозах являющая миру все новые и новые бесовские гримасы музыкального фиглярства? Современные направления музыки – такие, как «техно», «рэйв», «транс», «хеви-металл» и другие – все глубже и глубже погружают сознание наших детей в чувственные дебри непристойных звуков, калечащих их сознание и подсознание. О современных молодежных кумирах можно сказать словами законодателя Моисея: «все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим» ( Втор.12:31 ). Наши дети действительно находятся в очень опасном положении, и книга Даниила может подсказать нам, какими они должны быть, чтобы успешно противостоять языческому духу «современного Вавилона». Часть 2

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В настоящее время паломники иногда заходят в эту мечеть, но сейчас в Хеврон стараются никого не возить, потому что там напряженная ситуация. Но принято, что именно в этом месте христианские и иудейские женщины, у которых нет детей, молятся, чтобы родился ребенок. Или мужчина приезжает туда, молится, потому что у него нет наследника. Два таких места есть в Палестине: это как раз пещера Махпела и могила Рахили, которая умерла от родов между Вифлеемом и Иерусалимом. Именно в этих местах молятся о чадородии. Погребение Сарры. Гюстав Доре И говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения. Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых … (Быт. 23, 8–10). Что означает выражение: Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых ? Оно означает, что Ефрон был очень важным человеком. Ефрон же сидел… во вратах города (Быт. 23, 10). Вот здесь упоминаются врата города, то есть он не просто восседал – он был судья Хетский. Врата города в древности – это то место, где совершались судебные акты (Втор. 21, 19; 22, 15). Почему у врат города? Если человека приговаривали к изгнанию, его сразу через эти врата и прогоняли, а если его миловали – его оставляли. А если к казни приговаривали – выводили из города и совершали казнь, по другую сторону ворот и пред глазами судии (Втор. 17, 5). Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых; и отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою (Быт. 23, 10–11).– Казалось бы, Ефрон предлагает бесплатно отдать погребальное место этому уважаемому человеку, Аврааму, которого называют князем Божиим, царем среди племен Ханаана. Но Авраам отказывается. Он отказывается получить бесплатно эту землю, потому что у язычников, у безбожников, как правило, короткая память.

http://pravoslavie.ru/109964.html

В ряде библейских текстов говорится о том, что Яхве бросает вызов «иным богам», вступает с ними в спор. Это описывается таким образом, как будто они могут защищаться: «Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. ...И мы будем знать, что вы боги... Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас» ( Ис.41:21–24 ). «Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои» ( Пс.85:8 ). С течением времени упоминание о «иных богах» не только не исчезло, но они были низведены до уровня узурпаторов и демонов ( Пс.105:35–37 ; Втор.32:17 ). В Новом Завете эта тема вновь прозвучит в писаниях апостола Павла и в Апокалипсисе, когда речь будет идти о полном подчинении этих сил владычеству Христа. в. Близкий Бог Библейские утверждения о том, что Бог един и надмирен, приводят к учению о Его всемогуществе. Тварь предстоит пред лицом Божьим в священном трепете, ибо Его нельзя увидеть и не умереть. Взирая на Его святость и славу херувимы и пламенные серафимы, закрывают крыльями свои лица: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:2–3 ). Рудольф Отто в своём размышлении о «священном» 7 , комментируя этот библейский отрывок, говорит о mysterium tremendum 8 . В последние века своего религиозного развития, к концу эпохи Ветхого Завета, Израиль постарался максимально усилить выражения, говорящие об абсолютной трансцендентности Бога, не только по отношению к человеку, но и, если так можно выразиться, по отношению к Себе Самому. Но всесвятость Бога переживается в интимной тайне личной встречи. Слово Божие проникает в глубину человеческого сердца. В Ветхом Завете Бог mysterium tremendum одновременно открывает Себя как Бога любви и милости. Библейский монотеизм не есть философское понятие. Он говорит о Живом Боге, Боге Авраама, Исаака и Иакова, то есть о Боге отцов. Еще прежде, чем Бог называется Отцом, именование Его Богом отцов вводит понятие отцовства, нежности не только отеческой, но и материнской: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив... Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его» ( Пс.102:8–11 ). Удивительные слова, в которых подчёркивается без какой-либо идеи разделения неизмеримость величия Божественной любви: «...Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» ( Пс.102:13 ); «Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» ( Втор.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

В те дни сказал Моисей сынам Израилевым: Смотрите, я предал пред вами землю: войдите, возьмите в наследие землю, о которой Господь поклялся отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать ее им и потомству их после них”. И сказал я вам в то время, говоря: не смогу один водить вас: Господь, Бог ваш, умножил вас, и вот, вы сегодня – как звезды небесные множеством. Господь, Бог отцов ваших, да прибавит вам тысячекратно к тому, сколько вас есть, и да благословит вас, как Он изрек вам. И взял я из вас мужей мудрых, сведущих и разумных, и назначил их начальствовать над вами: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и письмоводителями судьям вашим. И приказал я судьям вашим в то время, говоря: “Выслушивайте тяжбы между братьями вашими и судите справедливо, между человеком и братом его, и между пришельцем, который у него. Не уважь лица на суде: малого, великого ли будешь судить. Не устрашись лица человеческого, ибо это – суд Божий”. Втор 1:8–11; 15–17 Втораго закона чтение (глава 10): 3. Второзакония чтение Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: се Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся, елика суть на ней. Обаче отцы ваша произволи Господь любити их и избра семя их по них, вас, паче всех язык, в день сей. И обрежите жестокосердие ваше, и выя ваша не ожесточите ктому. Ибо Господь Бог ваш, Сей Бог богов и Господь господей, Бог великий, и крепкий, и страшный, Иже не дивится лицу, ниже вземлет дар. Творяй суд пришельцу, и сиру, и вдовице и любит пришельца, дати ему хлеб и ризу. И возлюбите пришельца, пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и Именем Его кленешися. Той хвала твоя, и Той Бог твой, иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои. В те дни сказал Моисей сынам Израилевым: “Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и всё, что на ней. Однако отцов твоих предпочел Господь, возлюбив их, и избрал вас, семя их, после них из всех народов, по сей день. И вы обрежьте жестокое сердце ваше и шеи вашей не ожесточайте более; ибо Господь, Бог ваш – он Бог богов и Господь господствующих, Бог великий, и сильный и страшный, Который не почитает лица и не возьмет дара, совершая суд пришельцу, и сироте, и вдове; и любит пришельца, давая ему хлеб и одежду. И вы любите пришельца, ибо были пришельцами в земле Египетской. Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и именем Его клянись: Он – хвала твоя, и Он – Бог твой, Который сделал с тобою те великие и славные дела, какие видели глаза твои. Втор 10:14–18, 20–21

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatyh-o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010