Ис.64:3 . Когда Ты совершал страшные дела, нами неожидан­ные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. Ис.64:4 . Ибо от века не слы­хали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. «Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего.» То, что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия, действительно, говорит неоднократно ( Втор.10:21 ; Пс.105:22 и др.). Подтверждает она и тот образ, что Господь есть «огонь поядающий» ( Втор.4:24 ). «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал». Мысль эта совершенно в духе того отдела, который обнимает собой 40–45 гл. кн. пророка Исаии (см. напр., Ис.40:12–13, 17, 22–23, 28 ; Ис.41:22–24 ; Ис.43:9 ; Ис.44:11, 25 ; Ис.45:21 и др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения, которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и является откровением высочайшей любви Бога к людям ( 1Кор.2:9 ). Ис.64:5 . Ты милостиво встречал раду­ю­щегося и дела­ю­щего правду, по­мина­ю­щего Тебя на путях Тво­их. Но вот, Ты про­гневал­ся, по­тому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?: С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности. «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду». Действительно, всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских праведников ( Исх.33:17 ; Исх.34:9 ; Пс.4:8 ; Пс.36:25 ). Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии ( Ис.1:4, 6, 11–15, 21–23 ; Ис.3:9 ; Ис.58:2–5 ; Ис.59:2–3, 12–13 и др.), то нам не покажется особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: «сего ради заблудихом»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(См. также: Ос.12:1 ). (е) Разрушив города земли Обетованной, Евреи не вдруг перешли потом к оседлой жизни в постоянных жилищах; к тому же, с другой стороны, их оседлому поселению мешали соседние враждебные народы: «Сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры» ( Суд.6:2 ). Еще долгое время большая часть Израильтян жила «в шатрах своих, как вчера и третьего дня» ( 4Цар.13:5 ). Полагаем не излишним привести здесь находящиеся в Библии немногие сведения об устройстве городов и домов, в которых жили Евреи, когда уже прочно утвердились в Палестине. Города были обнесены стенами и располагались на возвышенностях. Улицы, вероятно, были узки, как и в настоящее время на всем востоке. В Библии упоминается только одна улица под собственным названием – улица хлебопеков в Иерусалиме ( Иер.30:21 ); быть может, улицы вообще носили названия, заимствованные от ремесла и занятия жителей своих. У городских порот находились площади, где происходили народные собрания, совещания старейшин и рынки ( Неем.8:1, 6 ). Отсюда – метафорическое выражение «врата ада» ( Мф.16:18 ). Ворота города прикрывались башнями (2Πар.26:9). Каждый город имел общественные цистерны и колодези; большие города имели водопроводы ( Ис.7:3 ). Об устройстве домов древних Евреев можно судить отчасти по современным постройкам в Палестине, так как климатические условия, влиявшие на быт древних Евреев, существуют в Палестине и в настоящее время. Евреи строили дома из глины ( Иов.4:19 ), из обожженных кирпичей ( Ис.9:10 ) или из камней ( Лев.14:40 ). Цементом для этих построек употреблялась известь ( Ис.27:9 ; Втор.27:4 ); она же употреблялась и для штукатурки ( Иез.13:10 ). Из деревьев строительным материалом служила сикомора ( Ис.9:10 ). Крыши домов делались плоские и только к средине имели незначительную выпуклость, чтобы могла стекать дождевая вода ( Прит.19:13 ). Кровля огораживалась перилами; это предписывалось законом: «Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него» ( Втор.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Глава 3 Руфь просит у Вооза брака во имя закона ужичества. Руф.3:1 .  И сказала ей Ноеминь, свекровь ее: дочь моя, не поискать ли тебе пристанища, чтобы тебе хорошо было? Ноеминь начинает хлопотать об устроении судьбы Руфи, о доставлении ей того «покоя» (евр. manoach), которого она давно желала обеим невесткам ( Руф. 1:9 , menuchah), – супружества и жизни под защитой мужа. Руф.3:2 .  Вот, Вооз, со служанками которого ты была, родственник наш; вот, он в эту ночь веет на гумне ячмень; Руф.3:3 .  умойся, помажься, надень на себя [нарядные] одежды твои и пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить; Руф.3:4 .  когда же он ляжет спать, узнай место, где он ляжет; тогда придешь и откроешь у ног его и ляжешь; он скажет тебе, что тебе делать. Ноеминь намерена устроить брак Руфи с Воозом на основании закона родства, или ужичества (ср. Чис. 27:1–11, 36:1–9 ), – так называемый брак левиратный (ср. Втор. 25:5–10 ), от которого, по ее мнению, Вооз не должен был отказываться (юридически) и не мог сделать этого (нравственно) ввиду известного обращения с Руфью (гл. II). Мера для сближения с Воозом, указанная ею Руфи, всецело отвечает правовым и нравственным понятиям древнееврейского уклада жизни, санкционированным законом, и никоим образом не может быть оцениваема с точки зрения европейских христианских понятий. (Ср. блаженного Феодорита , вопр. 2 на кн. Руфь: «Иные порицают и Ноеминь и Руфь, первую за то, что внушила, а последнюю за то, что послушалась и исполнила, т.е. спала у ног Воозовых»). Хотя буква закона ( Втор. 25:5–10 ) не говорит прямо об обязанности других родственников – не братьев – восстанавливать семя бездетно умершему путем левиратного брака, однако дух закона, без сомнения, налагал эту обязанность и на них, хотя позднейший буквализм раввинов не распространял этой обязанности даже на брата, родившегося после смерти умершего бездетным брата его (Мишна, Иевамот II, 1–2). Веяние хлеба в Палестине (ст. 2) в древности и теперь происходит перед вечером, так как около 4-х часов пополудни обычно дует благоприятный для сего ветер с Средиземного моря (W. Nowack, Hebraische ArshaoIogie, Bd, I, leipzig. 1894, S. 233–234). Омовение, умащение тела и возложение торжественных одежд (вместо, вероятно, «одежды вдовства» (ср. Быт. 38:14 ); по Мидрашу, S. 44, Руфь надела одежды субботние или праздничные) – эти действия Руфи по совету Ноемини аналогичны приготовлениям невесты к браку (ср. Иез. 16:9–13 ) и в данном случае были расчитаны произвести наиболее выгодное впечатление на Вооза. Той же цели имело служить, по мысли Ноемини, свидание Руфи с Воозом после трапезы последнего, когда «развеселится сердце его» (ст. 7), т.е. в хорошем расположении его духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что касается собрания животных к Ною, как потоп и относящееся к тому действие естественных сил происходили по непосредственному действию изволения Божия: то по тому же действию и самые дикие животные могли собраться к Ною, который в непорочности своей представлял образ первобытного совершенства, могли собраться, как к своему домовладыке и блюстителю. В Писании не нет примеров, где в известных случаях, по воле Божией, являются те или другие животные для пользы ( Ис.1:16,13 ; Чис.11:31 ) или наказания человека ( Чис.21:6 ; 4Цар.17:25–26 ; Ин.2:25 ). 2-я Паремья 160 на Веч. Втор. 3-й Н. В. П. Прит. 8:32–36, 9:1 –11 «32. И так дети, послушайте Меня, и блаженны те, которые будут следовать по путям моим. 33. Слушайте мое наставление, будьте разумны, и не преступайте его. 34. Блажен тот человек, который слушает меня, бодрствуя у ворот моих всякий день и наблюдая вход дверей моих. 35. Ибо кто находит меня, тот находит жизнь и приобретает благоволение у Иеговы. 36. А кто противится мне, тот делает зло душе своей, те, которые не любят меня, любят смерть. Гл. 9-я 1. Премудрость построила себе дом, вытесала к нему семь столпов. 2. Заколола у себя скота, растворила вина и приготовила стол свой. 3. Потом, пославши рабынь своих звать, возглашает с высоких мест города. 4. Ступай сюда всякий необразованный и всякому неразумному говорит. 5. Ступайте, ешьте мой хлеб и пейте вино, которое я растворила. 6. Оставьте безумие, живите и ходите право путем разума. 7. Кто учит наглого, тот принимает бесчестие, и кто обличает развратного, тот навлекает на себя поношение. 8. Не обличай наглого, чтобы он не возненавидел тебя. Дай наставление умному, и он полюбит тебя. 9. Дай совет умному, и он будет еще умнее; поучи человека правдивого, и он вдвое будет разумнее. 10. Начало премудрости есть благоговение пред Иеговой, и разумение Святейшего 161 есть животворное ведение. 11. Ибо чрез меня умножатся дни твои и прибавится тебе лет жизни». Первая половина ( Прит.8:32–36 ) Паремьи содержит заключение предыдущей; в ней делается увещание учащимся мудрости, чтобы слушали и хранили наставления Мудрости и приобретали счастье жизни и благоволение Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Когда говорится, что у Бога есть руки, это означает Его деятельную силу, могущество, сокрушающее всякого врага. Сказано: «Его крепкую руку и высокую мышцу его» ( Втор.11:2 ). Гнев означает то, что Бог ненавидит зло, что Он его отторгает, не приемлет ни в каком виде. В этом смысле можно сказать, что у Бога есть бесстрастный гнев – не как страсть, а как отторжение и неприятие, нежелание примиряться в каком-то случае со злом. Сидение означает Его постоянство, движение – Его проявляющееся действие. Сон означает, что мы не видим, как Бог нам помогает. Пробуждение – что Бог явил свою мощь так, что мы почувствовали ее. Это же означает воспоминание, что Бог не забыл о нас, а явил Свою силу понятным для нас образом. Крылья означают заботливый покров Бога о нас. И Слово Божие говорит: «Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих: так Господь один водил его [народ Его]» ( Втор.32:11–12 ); «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья» ( Мф.23:37 ). Именно в этом смысл антропоморфизмов. Они очень хороши, но их нельзя понимать буквально. Это символы, делающие понятным необъяснимое. Молитвенное созерцание Божественных имен Существует особый вид духовного делания – созерцание Божественных имен, которое очень советует святитель Феофан Затворник . Его практиковали многие древние святые: Дионисий Ареопагит , Максим Исповедник . Это – использование Божественных имен в молитве. Обращаясь к Богу по имени во время молитвы, мы обращаемся к Нему, как к Богу, Который явил Себя именно таким образом. Если вы помните эпизод с Савлом, когда он шел в Дамаск, чтобы преследовать христиан, то он увидел с неба свет ярче полуденного солнца и услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 ). Савл пал ниц и сказал: «Кто Ты, Господи?» ( Деян.9:5 ), то есть он поинтересовался, с каким именем Господь ему явился. Савл не был многобожником, и он знал, что боги других народов – это бесы, и обращать на них внимание нельзя. Он понял, что ему явился истинный Бог, и интересовался о Его имени, чтобы узнать Откровение Бога. Бог ответил: «Я Иисус, которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). Он открывает Себя с именем Иисус, что в переводе с еврейского означает: «Яхве, пришедший спасти», т.е. это тот Бог, который являлся в терновом кусте, а теперь пришел людей спасти. Впоследствии Савл стал Павлом, стал апостолом и написал, что «перед именем Иисуса всякое колено преклонится небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык исповедует, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» ( Фил.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Возвещение Иоиля исполнилось в день Пятидесятницы и отражено в проповеди Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян. 2,38 ). Содержание I. Вступление (1,1) II. Бедствия, порождающие необходимость покаяния (1,2 2,17) А. Опустошения, произведенные саранчой и засухой (1,2–20) Б. Будущее нашествие воинства Господня (2,1–17) III. Деяния Бога, совершаемые Им в ответ на покаяние народа (2,18 3,21) А. Обновление земли (2,18–27) Б. Возрождение народа Господня (2,28–32) В. Суд над народами и благословение народа Божия (3,1–21) Пророки Израиля и Иудеи. 12,17 Иудею за грехи народа должны постигнуть два бедствия: опустошение земли вследствие нашествия саранчи (1,4–8) и засухи (1,10–12.16–20) и грядущий день Господень (2,1–17). Только покаяние может спасти Израиль от «многочисленных полчищ» воинства Господа. 1 старцы. Т.е. духовные вожди общины завета. все жители земли сей. Пророк обращается ко всем живущим в Иудее и Иерусалиме. Слушайте... внимайте. Иоиль настоятельно призывает народ осмыслить и духовно осознать религиозное значение нашествия саранчи. 1:3 Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду. О Божественном правосудии и милосердии надлежит возвещать всем последующим поколениям (ср. Втор. 4,9; 6,7; 32,7 ; Пс. 77,1–8 ). 1 саранча. Образ повторяющихся нашествий вредителей говорит о беспредельности произведенного ими опустошения. Ассоциация саранчи с орудием Божественного наказания влечет за собой необходимость покаяния ( Втор. 28,38 ; Ам. 7,1 ; Ис. 33,4 ). 1 Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте. Людям, погрязшим в грехе пьянства, свойственно пренебрегать духовными ценностями в окружающей их жизни. Только пробудившиеся способны воспринять значение правосудия Божия. 1 Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него зубы львиные, и челюсти у него как у львицы. Саранча сравнивается с народом-завоевателем, беспощадность которого уподобляется силе и ярости льва (ср. 2,4–9; Откр. 9,7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ибо часто близкие к пострадавшему от самаго себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быти, яко соделал сие от обиды человеческия, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает быти приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению.” Тим.14). В житии св. Пахомия (15 мая) сказано о том, как по недосмотру в одном монастыре покончили жизнь самоубийством две монахини и как св. Пахомий отлучил от св. Причастия весь монастырь на 7 лет. Сегодня гибнут миллионы от табака ежегодно, и кто отлучил этих самоубийц и убийц, отнимающих здоровье и жизнь у тех, кто с ними живёт? Табакур не должен и в храм входить с этой мерзостью (“Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его” – Сир. 15:13 , “Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость” – Сир.17:23 , “он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога” – Прем. 2:16 ) . Люди вменяют себе во славу то, что делают мерзость (“…вменяет себе в славу, что делает мерзости” – Прем. 15:9 , “не ешь никакой мерзости” – Втор. 14:3 ). И хотя никакая трава не запрещена человеку в пищу, но, как Василий Великий говорит, не объелись же мы белены, чтобы есть белену; добавим: и табак, и все наркотическое, токсикоманию (“Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии” – Втор. 18:9 , “Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников” – 2Пар. 36:14 ). В царствование Алексея Михайловича по строгости нравов, греков, завозивших табак, и курящих, отправляли в Сибирь “ловить соболей”, а в иных странах резали губы, нюхавшим табак – носы, трубку продевали в нос и возили по городу на осле лицом к хвосту (“и возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда ещё имели свободу и когда ещё отверсто было им место для покаяния, те познают Меня по смерти в мучении” – 3Ездр.9:11 , “нечестие – мерзость для уст моих” – Пр.8:7).

http://azbyka.ru/polyubil-tabak-vperedi-...

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания — возможно, Иисус использует римский обычай вначале записывать, а потом объявлять приговор, но при этом использует поверхность земли, на которой приговор долго сохраниться не может, символически показывая этим цену решениям земного суда. Многие комментаторы думают, что написанное Им на земле могло быть цитатой из Писания. В качестве “кандидатов” предлагают, например, Исх 23:1 (Не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды); Исх 23:7 (Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного); Втор 9:10 (и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим); Иер 17:13 (Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой). Не имеет смысла задаваться вопросом о том, что именно Он писал на земле — так Он выразил Свой отказ произносить осуждение, см. 8:15 Я не сужу никого. Первый брось на нее камень — рука свидетеля должна была быть прежде всех “на осуждённом” (Втор 13:9). Будучи обличаемы совестью — эти слова есть не во всех рукописях. Слово совесть больше не встречается в Евангелиях, но используется апостолом Павлом. Остался один Иисус и женщина, стоящая посреди — женщина больше не стоит посреди в том же смысле, что и в ст. 3, но по-прежнему находится в центре происходящего. Женщина! — как видно из 2:4 и 19:26 (два обращения к Матери [в Синодальном переводе Жено, по-гречески одинаково gЪnai — Реф.]), в таком обращении не было ничего непочтительного. Впредь не греши — ср. 5:14. 19. Кто Иисус? (первая часть спора) (8:12–59) Спор, начатый в предыдущей главе, сосредотачивается теперь на Личности Иисуса, и к прежнему вопросу — откуда Он пришёл и куда уйдёт, добавляется несколько новых тем. Отрывок начинается с того, что Иисус называет Себя Светом миру — тема, которая будет развёрнута в гл. 9. Ему отвечают, что свидетельство человека о самом себе недействительно. Иисус отвечает двояким возражением: во-первых, Он, как всякий человек, знает о Своём происхождении и Своей жизни, и во-вторых, несмотря на то, что по наружности Иисус свидетельствует и судит Один, Он неотделим от Отца, а свидетельство Двоих по иудейскому закону признаётся достаточным.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор архангелов. Икона. Ок. 1643 г. (НХГ) [евр.      ,    ], библейское выражение, употребляемое для обозначения ангелов: «...выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» (3 Цар 22. 19; ср.: 2 Пар 18. 18; ср.: Лк 2. 13), в т. ч. падших: «И будет в тот день, посетит Господь воинство выспреннее (евр.    , букв.- воинство высоты) на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме…» (Ис 24. 21-23), и небесных светил: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор 4. 19). Также это выражение может служить указанием на множественность, напр., когда обетованное Давиду потомство сравнивается с В. Н. (Иер 33. 22; ср.: Иов 25. 3, также   в значении «множество», LXX: ριθμς, в Ис 34. 2). Однако контекст далеко не всегда позволяет указать его точное значение. Попытку провести различение и закрепить его филологически, по-видимому, представляют собой различные греч. эквиваленты евр.    , предложенные в переводе Семидесяти, где данное выражение может передаваться как στρατι το ορανο (букв.- воинство неба, напр., в 3 Цар 22. 19; Неем 9. 6b - α στρατια τν ορανν (букв.- воинства небес); ср.: Лк 2. 13; Откр 19. 14) или δναμις το ορανο (букв.- сила неба, напр., в 4 Цар 17. 16; 2 Пар 18. 18; ср.: Пс 32. 6; Мф 24. 29 и пар.; 26. 64 и пар.; Рим 8. 38; Еф 1. 21; 2 Фес 1. 7; 1 Петр 3. 22); κσμος το ορανο (букв.- устройство, мир, украшение неба, напр., во Втор 4. 19; 17. 3; ср.: Быт 2. 1); ο στροι το ορανο (букв.- звезды неба, напр., в Дан 8. 10; ср. τ στρα в Ис 34. 4; 45. 12).

http://pravenc.ru/text/155128.html

§3. В чем заключается критерий различия между пророками и лжепророками? Каким образом можно отличать лжепророков от пророков? Можно ли найти критерий, который позволил бы установить это различие? Вопрос этот так же сложен, как и вопрос о причастности Бога к деятельности ложных пророков. Иногда лжепророки представляются в текстах, как предвещатели благополучия, тогда как истинные пророки всегда предостерегают народ или царей о грозящих им опасностях. Это вытекает, например, из рассказа 3Цар.22 о борьбе Михея, сына Иемвлаева, с лжепророком Седекией (ср. Мих.3:11 и Иер.23:17, 28:2 и сл.). Но в Мих.3:5 Ягве угрожает своею карою пророкам, «вводящим в заблуждение народ Его», «которые грызут зубами своими и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну». В Иер.23:13 лжепророки обвиняются в призывании имени Ваала, но не в возвещении о наступлении мира и благополучия. Иеремия же в 28:9 уточняет: «Если какой пророк предсказывал мир, то только тогда он признаваем был за пророка, которого истинно послал Ягве, когда сбывалось слово того пророка», Иезекииль же в 13:5 обвиняет лжепророков в отсутствии жертвенности и твердости в борьбе с разложением в народе: «в проломы вы не входите и не ограждайте стеною дома Израилева, чтобы крепко стоять в сражении в день Ягве». Такого же рода обвинения можно найти тоже в Иез.3:17–21, 33:2–9 , Иер.23:22 . Из этого может следовать, что лжепророками являются те небиим, которые не зовут народ к покаянию и не борются с нравственным и религиозным упадком. К этому можно прибавить, что, по Втор.13:2–6 , эти небиим могут увести народ к служению чужим богам, а в Втор.18 утверждается, что они говорят по дерзости своей (ст. 22) или именем богов иных (ст. 20). §4. Выводы Все вышеизложенные свидетельства о лжепророках позволяют заключить, что лжепрофетизм в Израиле, будучи явлением широко распространенным, есть в то же время явление очень сложное. Какова причина этой сложности? Несомненно, эта сложность объясняется человеческой греховностью во всем многообразии ее проявлений; а греховность же человеческая способна сосуществовать с подлинным призванием и уклонять его к недолжным путям. И, потому, естественно, что пророки могли добросовестно а, иногда, и злостно ошибаться в отношении и своего служения, и своего призвания, они могли заблуждаться относительно положения Израиля перед Богом и судеб его в качестве народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010