Глава 13 1–3. Отделение от иноплеменников. 4–9. Изгнание Товии 10–14. Меры, предпринятые Неемией к обеспечению содержания клира. 15–22. Охранение субботнего покоя. 23–28. Меры против браков с иноплеменницами. 29–31. Другие распоряжения Неемии. Неем.13:1 .  В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие во веки, Отделение от иноплеменников, которого стремился достигнуть Ездра ( 1Езд. 9:12 ), оказалось только кратковременным. Браки с иноплеменницами опять сделались обычным явлением в иудейской общине (ст. 4, 23 и д.), и Неемия должен был вести борьбу с ними. – «В тот день» – замечание, имеющее, как и в ( Неем. 12:44 ), смысл неопределенности. Указывает оно, по-видимому, на время между первым и вторым прибытием Неемии (ср. ст. 4–6). Читано было из книги Моисеевой: из дальнейшего видно, что писатель имеет в виду место ( Втор. 23:3–6 ), которое не приводит полностью. Неем.13:3 .  Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля. «Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля». В чем именно состояло в этот раз отделение иноплеменного, не указывается: это было или отпущение жен иноплеменниц (Робинсон), или устранение иноплеменников от участия в культе и празднествах (Рейсс). Неем.13:4 .  А прежде того священник Елиашив, приставленный к комнатам при доме Бога нашего, близкий родственник Товии, Под упоминаемым в ст. 4 " священником Елиашивом» нужно разуметь первосвященника Елиашива ( Неем. 3:1, 12:10–22 ), который сверх обычных своих обязанностей, имел еще наблюдение над комнатами при храме. Пользуясь своей властью, Елиашив предоставил большую комнату, или, как можно заключить из ст. 9, ряд комнат своему родственнику Товии, – без сомнения, Товии аммонитянину, одному из врагов Неемии. Каким образом Товия приходился родственником Елиашиву, писатель не указывает. Из ( Неем. 6:18 ) видно, что сын Товии Иоханан был женат на дочери Мешуллама, сына Берехии. Можно думать, что последний ( Неем. 3:30 ) был в родственных отношениях с Елиашивом, откуда и возникло родство Елиашива с Товией.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Наставь юношу при начале пути его» (Притч. 22: 6) Священное Писание большое внимание уделяет теме воспитания и правильного развития личности. Прежде всего, детей Библия именует даром от Бога: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1); «Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему» (Быт. 33: 5); «И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь» (Быт. 48: 9). Этот дар подается человеку в знак Божественного благоволения: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс. 126: 3). Детскую чистоту, целомудренность и кротость нрава Христос ставит в пример как благоприятные Богу: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 14), и также: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). В библейском контексте обязанностью родителей по отношению к своим детям является их образование: пророк Моисей, говоря о заповедях, постановлениях и законах, велел сохранять эти слова в сердцах и «и внушать их детям», «говорить о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6: 7). Наряду с этим непременной составляющей правильного процесса развития личности Библия называет воспитание: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6), причем воспитание должно быть духовно ориентировано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4). Важную роль в воспитательном процессе играет наказание за провинность: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13: 25). Более того, в ветхозаветной практике дети, злословящие родителей, должны были быть преданы смерти: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21: 17); этот же закон подтверждает и Христос: «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф. 15: 4; Мк. 7: 10).

http://pravoslavie.ru/31258.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Свобода, свободный I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ Дать определение С., можно исходя из ее противоположности. Раб, как и пленный, не может распоряжаться собой – ни своим временем, ни своими поступками, – им распоряжаются другие. Следовательно, быть свободным – значит не быть рабом, никому не подчиняться и ни от кого не зависеть. С. – это особое отличие, которое дается либо от рождения, либо приобретается заслугами (так было, напр., у римлян). В странах греко-рим. культуры С. являлась неотъемлемым правом каждого гражданина, отличавшим его от представителей низших социальных слоев и порабощ. народов, которые гражданами не считались. Некоторые философы, напр. стоики и киники (циники), придавали понятию С. особое значение. Их наивысшей целью было достижение абсолютной независимости, освобождение даже от страха смерти. Однако лишь немногие, как, напр., Диоген и Сократ, действительно достигли состояния полного душевного спокойствия и внутр. уравновешенности, т.е. обрели ту самую С., которую провозгласили своей философией. II. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ Согласно Библии, освобождение от греха делает человека свободным для служения Богу ( Рим. 6:7.18.20.22 ; Рим. 7:6 ). А. ВНЕШНЯЯ СВОБОДА 1) лишь немногие страницы истории Израиля рассказывают о днях независимости. Гораздо чаще народ находился под гнетом чужеземных правителей. В эти тяжелые времена евреи мечтали о С. ( Пс. 13:7 ), особенно это касается периода вавил. плена ( Пс. 125:1 ; Пс. 136:1 ). Народ ВЗ воспринимал С. как великий дар Божий, о котором можно и нужно просить Дарителя всех благ. Отношение израильтян к рабам и пришельцам свидетельствовало о том, сколь высоко они ценили С. Рабы-евреи не должны были оставаться рабами в течение всей жизни ( Иер. 34:9 ; ⇒ Раб ). Если Бог лишал человека или народ С., значит вершился суд Божий ( Втор. 28:58 ); 2) Иисус не осуждает стремления к С., Он отвергает лишь насильств. достижение ее. Иисус не отвергает и обостренное чувство С., заставлявшее смотреть на римлян как на поработителей. Он предостерегает от переоценки земной С. в ущерб истинной С., даруемой Им Самим ( Ин. 8:31 ; ср. 1Кор. 7:22 ). Хотя Благая Весть провозглашает принципы, необходимые для создания такого гос. устройства, при котором, на основании всеобщего подобия Богу, каждый может быть свободным, тем не менее НЗ отражает весьма реалистичный взгляд на отношения между рабами и свободными людьми (см. Флм). Поскольку, в ожидании скорого Второго пришествия, социальные вопросы представлялись малозначительными, то и вопрос о реальной форме гос. устройства, более всего соответствующей библ. представлению о человеке, является в НЗ второстепенным. Центральное место занимает вопрос об отношениях между Богом и человеком, т.е. о свободе от греха и спасении. Из этого, однако, не следует, что человек, живя на земле, не должен добиваться справедливости в обществ. отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Последний благочестивый царь иудейский (по счету 16-й), Иосия, «направивший к Господу сердце свое и во дни беззаконных утвердиший благочестие» и прославляемый наряду с Давидом и Езекиею за праведность и ревность по законе ( Сир.49:3–5 ), вступил на царство восьмилетним отроком (LXX: ις κτ τν, слав.: «сын осьмилет» – буквальная передача евр. бен, имеющего в соединении с числительным лет значение возраста) в 641 или 640 году. Отец его Амон, умерший в 24-летнем возрасте, имел сына 16 лет, равно и Иосия, умерший после 31-летнего царствования – 39-ти лет, оставил старшего сына Иоакима 25-ти лет ( 4Цар.23:36 ), следовательно, имел сына на 15-м году жизни: при ранней половой зрелости на востоке эти цифры не должны удивлять нас. Мать его происходила из Боцкафы, LXX: Βαβηδθ, Vulg.: Baschath, слав.: «Васуроф», (Onomasticon, 199, 225) – города в Иудином колене близ Лахиша ( Нав.15:39 ). Общая характеристика царствования Иосии (ст. 2), в которой поставляется на вид идеальная верность этого царя закону (ср. 4Цар.23:25 ), превосходит отзывы о всех других царях: только Иосии усвояется «неуклонение ни направо ни налево» (ср. Втор.5:32,17:11,20,28:14 ) от пути Давида. Эта характеристика служит вместе и переходом к изображению теократической деятельности Иосии. Для сравнения повествования ( 4Цар.22:1–23 ) – о царствовании Иосии с параллельным повествованием о том же книги ( 2Пар.34–35 ), открывается то различие между ними, что 4 книге Царств рассматривает деятельность Иосии с теократически прагматической точки зрения и соответственно с тем отводит более всего места, ( 4Цар.23:4–20 ), изображению искоренения Иосиею идолопоклоннических культов и незаконного служения Иегове и вообще представляет Иосию единственным по религиозной ревности и строгому проведению теократических принципов царем ( 4Цар.23:24–25 ), между тем священный писатель 2 книги Паралипоменон смотрит на царствование и деятельность Иосии преимущественно с ритуальной точки зрения и потому преимущественное внимание обращает на совершение при Иосии (в 18-й год его царствования) праздника Пасхи при исключительно точном соблюдении всех обрядовых предписаний закона, при исключительной торжественности, ( 2Пар.35:1–19 ). В связи с этим стоит неодинаковый хронологический порядок событий и той и другой редакции священного повествования, причем 4 книга Царств берет исходным пунктом факт открытия книги закона в храме в 18-й год царствования Иосии и затем последовательно переходит к вызванным этим фактом мероприятиям Иосии, каковы: возобновление всенародного завета с Богом, искоренение противозаконных культов, совершение Пасхи и др., а 2 книга Паралипоменон излагает эти же события, по-видимому, не в столь естественной последовательности. В целом оба повествования не только подтверждают, но и восполняют одно другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Небо (небеса) — 1) область воздушного пространства, окружающего землю; 2) вообще пространство, охватывающее землю; космическое пространство; 3) особое место присутствия Божия; область, изначально населенная ангелами, а после совершения Искупления — и душами святых; 4) Представители Небесного Царства. 1) На небо, как на область воздушного пространства, Священное Писание указывает, когда сообщает о птицах небесных ( Быт.1:20 ), небесных ветрах, тучах, дожде ( 3Цар.18:45 ), молниях ( 2Цар.22:15 ), о безоблачном небе ( 2Цар.23:4 ). В тех случаях, когда говорится о городах или отдельных строениях высотой до небес ( Втор.9:1 ), подразумевается именно эта небесная сфера. 2) О небе в более широком значении, включающем понятие «звёздное пространство», или же в значении исключительно звёздного пространства, как правило упоминается в связи с повествованием о небесных светилах: солнце, луне, далеких звездах: «И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратиться во тьму и луна — в кровь…» ( Иоил.2:30-31 ). Несмотря на то, что в традиционно светском представлении атмосферная оболочка земли, а тем более межзвёздный вакуум по физическим свойствам не является твёрдым, небо, по слову Божию, называется твердью: «птицы да полетят над землею, по тверди небесной» ( Быт.1:20 ); «да будут светила на тверди небесной» ( Быт.1:14 ). Объяснение этого кажущегося несоответствия заключается в том, что твёрдым небо называется не в сравнении, скажем, с алмазом, металлом или даже текучим веществом, а в сравнении с невещественным миром, горним Небом, Небесами небес. Имея это в виду, понимаем, что слова одного ветхозаветного мыслителя о сопоставимости твёрдости неба с твёрдостью зеркала следует считать поэтической гиперболой: «Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?.. Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало» ( Иов.37:16,18 ). Тем не менее, небо всё же ассоциируется библейскими праведниками с твёрдым сооружением, например, с величественным куполом или сводом, утверждённым на могучих столпах ( Иов.26:11 ); с гигантским шатром, растянутым над поверхностью земли ( Пс.103:2 ).

http://azbyka.ru/nebo

В своем указании, по которому можно отличить лжепророков, Иисус Христос говорит о том, что лжепророки имеют очень характерный признак. Их слова расходятся с делом. В Ветхом завете сказано о том, что их предсказания не сбываются. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей» ( Втор.18:22 ). Поэтому не следует слушать их лицемерные слова, а нужно посмотреть на их поступки. И как бы не были красивы слова лжепророков, их поступки выдадут их грязные намерения и их греховную суть. Лжепророки ложно объявляют себя праведниками. Прикрываясь именем Иисуса Христа, они на самом деле творят беззаконие и грех. «Они в устах своих делают из этого (из слова Божьего) забаву, сердце их увлекается за корыстью их» ( Иез.33:31 ). Возвещающий слово Божие «для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их» ( Иез.33,32 ). Лжепророки прикрываются именем Спасителя, хвалят Его учение, а сами его не выполняют, приучая людей, таким образом, на словах чтить Бога, но на деле попирать Его заповеди. «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Иоан.2:4 ). Такие лжепроповедники и лжеучителя на словах могут быть за Бога и утверждать, что только одни они на свете правильно трактуют учение Божье, а на деле при пояснении Божьего слова искажают его. Например, ложно говоря людям: «верьте, и вы спасетесь и вам не зачем делами подтверждать заповеди Божии». Когда вопреки этому ложному утверждению сказано в Писании: «Вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ). Или утверждают, что посты не нужны, когда Иисус Христос соблюдал пост и Своим примером показал необходимость поста. «Иисус ... постившись сорок дней и сорок ночей» ( Матф.4:1–2 ). Такие проповедники также являются лжепророками, потому что на словах хвалят Бога и охотно берутся пояснять Его учение. А на деле сами нарушают заповеди Божьи и при пояснении фальсифицируют Божьи истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Внимание к себе Сказано: внемли себе ( Втор. 15:9 ) 22 . Всякое живое существо от устроившего все Бога имеет в себе побуждения к охранению своего собственного состава. И если прилежно станешь изучать, то найдешь, что большая часть бессловесных, не учась, имеют отвращение от вредного, и опять, по какому-то естественному влечению, стремятся к наслаждению полезным. Потому и нам обучающий нас Бог дал эту великую заповедь, чтобы в пособии разума находили мы то, что у них есть от природы, и чтобы то, что бессловесными делается без размышления, у нас совершалось со вниманием, при непрестанном напряжении рассудка, и чтобы мы были исправными хранителями данных нам от Бога побуждений, бегая греха, как бессловесные избегают ядовитого в снедях, и гонясь за правдой, как и они отыскивают в траве питательное. Поэтому внемли себе, чтобы мог ты различать вредное от спасительного. Но поскольку внимать можешь двояко: или телесными очами всматриваться в предметы видимые, или умной силой души погружаться в созерцание бесплотного, то если скажем, что заповедь эта ограничивается действием очей, тотчас обличим ее невозможность. Ибо как человеку всего себя обнять глазом? Глаз не может устремить своего зрения сам на себя; он не досязает до темени, не знает ни хребта, ни лица, ни расположения внутренностей в утробе. Но нечестиво утверждать, что заповеди Духа невозможны. Потому остается разуметь заповедь эту об умственном действовании. Итак, внемли себе, то есть осмотри себя со всех сторон; для охранения себя содержи неусыпным душевное око. Посреди сетей идешь ( Сир. 9:18 ); врагом во многих местах поставлены сокрытые тенета 23 . Поэтому все осматривай, да спасешися, аки серна от тенет и яко птица от сети ( Притч. 6:5 ) 24 . Серна неуловима тенетами по остроте зрения, почему и имя получила от свойственной ей острозрительности 25 . А птица, когда она внимательна, по легкости крыльев становится выше ухищрения ловцов. Поэтому смотри, не окажись худшим бессловесных в охранении себя самого и, запутавшись в сетях, не сделайся добычей диавола, будучи живьем уловлен им в свою волю ( 2Тим. 2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Глава 13 1–16. Объявление народу законов о посвящении первенцев и о празднике опресноков. 17–22. Путешествие к Чермному морю и столп облачный днем и огненный ночью. Исх.13:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.13:2 .  освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они. Первенцы евреев и первенцы их скота были спасены Господом от смерти в ночь изведения Израиля из Египта ( Исх. 11:7, 12:23 ). Спасенные Богом, они составляли Его собственность: «Мои суть», принадлежали Ему ( Чис. 3:13, 8:17 ). Поэтому они должны быть освящены, выделены ( Исх.13:12 ); первенцы людей отданы на служение Богу, что с несомненностью следует из состоявшейся впоследствии замены служения первенцев служением левитов ( Чис. 3:41, 45, 8:16–18 ), а первородные чистых животных приносимы в жертву Богу ( Исх.13:15 ). Исх.13:3 .  И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: Исх.13:4 .  сегодня выходите вы, [в месяце Авиве] . Исх.13:5 .  И когда введет тебя Господь [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце; Исх.13:6 .  семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день – праздник Господу; Исх.13:7 .  пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. Исх.13:8 .  И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь [Бог] сделал со мною, когда я вышел из Египта. Исх.13:9 .  И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь [Бог] из Египта. Исх.13:10 .  Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год. Исполнение закона об опресноках относится ко времени прочного поселения в земле обетованной. Согласно с этим и в другом месте Моисей говорит: «там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным» ( Втор. 12:8 ). И действительно, если в течение всего периода странствования до границ земли обетованной у евреев не было муки, хлебом служила манна ( Исх. 16:35 , Нав. 5:11–12 ), то само собой понятно, что до времени поселения в Ханаане евреи не имели материала для приготовления опресноков, не могли исполнять и закон о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010