2. Когда же проповедь Христова была возвещена [по всему миру] и Апостолы, научая, крестили нас, то послушай, что Христос говорит им: В какой бы город ни вошли вы, и не послушают слов ваших, то, выходя, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф 10:15) 23 . 3. А в таком случае как может быть приятен Богу тот, кто не почитает проповеди Сына Его и не верует в неё. Ведь таковой и Бога не боится, и поступает не по правде. В подобном смысле и понимай сказанное [апостолом] Павлом, что до проповеди [Христовой] слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину (Рим 2:10), а после [этой] проповеди если бы даже Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал 1:8). Вопрос 9 Вопрос . Мы желаем [услышать] слово о том, где окажутся невинные пятилетние или четырёхлетние дети иудеев и некрещеных: [пойдут ли они] на Суд [Божий] или в рай? Ответ . Поскольку Господь, упраздняя Своё высказывание о том, что переходят грехи отцов на чада (Втор 5:9; Исх 20:5), говорит через пророка, что дети не умирают за грехи своих отцов (Втор 24:16), то мне кажется, что чада иудеев и некрещёных не посылаются в геенну. Впрочем, нехорошо исследовать суды Божии. Вопрос 10 Вопрос . Можно ли, [совершив какое-либо] одно благое дело, получить отпущение грехов? Ответ . Да, ибо и блудница Раав была спасена через то, что приняла [двух израильских] соглядатаев (Нав 2; 6:24), как [спасён был] разбойник [на кресте] через веру [свою] (Лк 23:40–43) и блудница через плач [свой] (Лк 7:37–50). Вопрос 11 Вопрос . Если человек соделал грех и ему было позволено за этот грех сотворить некую мзду 24 , а затем он, после таковой мзды, опять согрешил, то гибнет ли эта мзда его? Ответ . Есть прегрешение, которое упраздняет благие [дела, совершённые прежде], и есть прегрешение, не упраздняющее их. Впрочем, вам следует рассмотреть величину мзды соотносительно с тяжестью прегрешения. Кроме того, если [грешник] не отстал от греха, но в нём и умер, то трудно [ему] получить прощение. Однако, таковые суды ведает один только Бог. Вопрос 12

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

8:3). Замечательно же, что слово: “собери” в первый раз употреблено в Писании в сем настоящем случае, когда Господь поставляет Аарона на первосвященство. И во Второзаконии говорит Бог к Моисею: “собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня” (Втор. 4:10). Имя — Церковь упоминает также, когда говорит о скрижалях: “на них [написаны были] все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания” (Втор. 9:10), яснее сказать, — в день, который собрались вы, призванные Богом. И Псалмопевец говорит: “Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя” (Пс. 34:18). Как воспевал прежде Псалмопевец: “в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!” (Пс. 67:27). Но и после того, как иудеи за злоумышление против Спасителя отринуты от благодати, Спаситель создал из язычников вторую, нашу христианскую, святую Церковь, о которой сказал Петру: “на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф. 16:18). Пророчествуя же о сих обеих Церквах, Давид ясно сказал, и как о первой отверженной: “возненавидел я сборище злонамеренных” (Пс. 25:5), так и о второй созидаемой в том же псалме говорит: “Господи! возлюбил я обитель дома Твоего” (25:8); и вскоре за сим: “в собраниях благословлю Господа” (12). Ибо, как скоро отвержена единая в Иудеи Церковь, в целой уже вселенной множатся Церкви Христовы, о которых говорится в псалмах: “Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых” (Пс. 149:1). А согласно с сим, и Пророк сказал иудеям: “нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф” (Мал. 1:10); и вскоре после сего: “ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами” (Мал. 1:11). О сей святой соборной Церкви пишет к Тимофею Павел: “ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины” (Тим. 3:15). Поелику же именование: (церковь — собрание) употребляется различно, как то и о народном множестве на Ефесском зрелище написано: “Сказав это, он распустил собрание” (Деян.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Обращу на них очи Мои, на беду им, а не во благо. Ср. Иер. 21,10; 39,16 . Противоположный смысл содержится в словах Пс. 32,18; 33,16 . 9:5–6 Описание величия Божия. Бог предстает здесь как высший Судия. 9 Ибо Господь. Этими словами начинается прославление Бога. коснется... растает. См. Пс. 45,7; 103,32 ; Наум 1,5 . 9 чертоги. Букв.: «ступени», возможен перевод: «храм» (ср. Откр. 11,19 ), если при этом иметь в виду те ступени, которые ведут в храм, и, в особенности, в эсхатологический небесный Храм (ср. Иез. 40,6.22.26.31.34 ). призывает... имя Ему. Прославление величия Божия. См. 5,8. 9:7–16 Израиль, нарушивший завет с Богом, будет осужден и погибнет, но остаток его спасется и будет сохранен. 9 Не таковы ли... Не Я ли..? Эти риторические вопросы явно подразумевают ответ: «Да». сыны Ефиоплян. Букв.: «сыны Хушитов». Хуш был сыном Хама ( Быт. 10,6.7 ). Таким образом, Господь приравнивает здесь Свой народ к проклятому потомству Хама ( Быт. 9,20–25 ). Израиля из земли Египетской. Господь вывел народ Израиля из Египта. Но теперь Израиль ставится в один ряд с другими народами: Господь говорит Израилю, что он не лучше язычников. из Кафтора. Вероятно, это остров Крит. Арамлян из Кира. См. ком. к 1,5. 9 очи. См. ком. к 9,4. грешное царство. Т.е. Израиль. Я истреблю... земли. Заключая завет с Израилем, Господь грозил именно таким наказанием, если Его народ обратится к другим богам ( Втор. 6,15 ). не совсем. Остаток, сохранивший свою чистоту, спасется. 9 рассыплю дом Израилев по всем народам. Господь рассеет Свой народ среди других народов. Он сделает это руками ассирийцев, которые расселяли завоеванные народы в различных частях Ассирийской державы. как рассыпают зерна в решете. Как при просеивании зерно просыпается через решето, а высевки остаются в нем, так и Господом будет сохранен лишь благочестивый остаток (ср. «не совсем истреблю», ст. 8), а нечестивых грешников Он настигнет и истребит (ср. ст. 10). 9 От меча... грешники. Дом Иеровоамов погибнет от меча. См. ком. к 7,11. которые говорят. Ср. 4,1; 6,13; 7,16. Речь идет о грешниках, слова которых выражают их безбожную натуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9 нижний Бефорон. Город приблизительно в восемнадцати километрах к северо-западу от Иерусалима ( Нав. 10,10 ). 9 Ваалаф. Ваалаф располагался приблизительно в тринадцати километрах к северо-востоку от Азота, недалеко от средиземноморского побережья ( Нав. 15,24.29; 19,44 ). Фадмор. Город приблизительно в двадцати пяти километрах к юго-западу от Мертвого моря. 9 Весь народ, оставшийся от Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, Иевусеев. Когда Израиль вступил в землю ханаанскую, ему предстояло истребить народы, обитавшие на этой территории ( Втор. 7,1; 20,17 ; Нав. 3,10; 9,1 ; Суд. 3,5 ). Поскольку израильтяне так и не довершили этого дела, Соломон нацелил свои усилия на то, чтобы поработить эти народы (ст. 21). 9 Сынов же Израилевых Соломон не делал работниками. Соломон привлекал израильтян к подневольному труду лишь по необходимости и на короткое время (5,13; 12,4–16 и ком.). 9 Дочь фараонова перешла из города Давидова в свой дом. См. 3,1; 7,8. 9 в Ецион-Гавере. Чтобы не зависеть от иностранных торговых флотов и портов, Соломон построил корабль в Ецион-Гавере собственном новоустроенном порту. В этом, совсем новом для Израиля предприятии, Соломон прибег к содействию своего союзника Хирама, царя тирского, который прислал в помощь израильтянам своих мореходов (ст. 27). 9 и отправились они в Офир. Местоположение Офира спорно ( Иов 28,16 ; Пс. 44,10 ; Ис. 13,12 ). Высказываются предположения в пользу западной Аравии, северной Африки и Индии. Глава 10 10 Царица Савская. Относительно местоположения «Савей» существует две теории: согласно одной, она находилась в юго-западной Аравии (на территории современного Йемена), по другой в северной Аравии, в стране Савеев ( Иов. 1,15; 6,19 ; Пс. 71,10 ). услышав о славе Соломона во имя Господа. Царица Савская пришла в Иерусалим не просто привлеченная славой Соломона, но узнав, что своей славой он обязан Господу. пришла испытать его загадками. Желая узнать, достоин ли Соломон своей славы, она решила испытать его ( Суд. 14,12 ). 10 И пищу за столом его. См. ком. к 2,7 и 4,22.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

( Ис.45:9 )? Скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет ( Ис.29:16 )? Как ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: путь мой скрыт от Господа и дело мое забыто у Бога моего? Разве ты не знаешь, разве ты не слышал, что Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает, и что разум Его не исследим (Там же, Ис.40:27,28 )? Ответ, какой дают св. писатели Ветхого Завета на такой трудный для новейшей философии вопрос о личности божества очень прост по мысли и высказан с поразительной и для всех понятной простотой. Но здесь сказано в сущности все то, что говорили и говорят теисты в борьбе своей с новейшими пантеистами от времени Лейбница до Фихте младшего. Все и в области философии сводится к мысли, что бессознательное не может быть ни творческой силой вообще, ни в частности источником сознания и разумности в человеке, что присутствие разума и сознания в твари необходимо ведет к заключению о высшем разуме в Творце, что существу всесовершенному необходимо должна быть приписана сознательность, потому что она есть совершеннейшая форма жизни в тварях. Впрочем, истина всегда проста и только школьная диалектика затемняет ее сложными и запутанными, искусственными комбинациями. Правда, Иегова есть Бог страха для своего народа, как и для отдельного человека. Огонь – Его преимущественный символ. В громе и молнии является Он на Синае, как и прежде являлся Аврааму в огне и дыме ( Быт.15:12,17 ). Он называется прямо огнем поядающим ( Втор.4:24 ). Из среды огня говорил Он к народу, и народ боялся, чтобы огонь не пожрал его ( Втор.5:5, 24, 25 ). Исходящий от Него огонь действительно губил виновных ( Чис.16:35 . Лев.10:2 ). Приближение к Нему угрожало смертью , а лица Его никому нельзя было видеть без того, чтобы не умереть. ( Исх.33:20 ). Мы видели Бога и должны умереть, говорил Маное своей жене по явлении ангела ( Суд.13:22 ). Но и символ огня и страх пред Иеговою у евреев имели свое особое, характерное и высокое значение. Поядающая сила огня указывала на чистоту божественного существа, в сравнении с которым все не чисто, все примрачно; даже, как говорила книга Иова, решающая вопрос о человеческой добродетели и о награде за нее, – само небесное воинство, представителем которого служило звездное небо ( Иов.4:18 ) (IV,18).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Низвержение сатаны и ангелов его. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса. 2-я пол. XVI в. (РГБ. Собр. В. В. Егерева. Ф. 466. 6. Л. 68 об.) Господь предостерегает Израиль от религ. поклонения В. Н. (Втор 4. 19). Законодательство Моисея решительно противостоит ему, предусматривая суровые наказания для тех, кто его совершает: кто «пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному», будет предан смерти (Втор 17. 2-5). Однако Израиль не избежал служения В. Н. Оставив «все заповеди Господа Бога своего», израильтяне «сделали себе литые изображения двух тельцов и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали…» (4 Цар 17. 16). Царь Манассия «соорудил жертвенники всему воинству небесному» даже «в доме Господнем». Там же он «поставил истукан Астарты» (4 Цар 21. 1-7; ср.: 2 Пар 33. 3, 5). Живописную картину приготовления к совершению астрального культа рисует прор. Иеремия: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам» (Иер 7. 18). Астральные обольщения приводили к тому, что народ попадал в магическую зависимость от «знамений небесных», следил за ними и определял по ним свою судьбу, боялся их и использовал для предсказания будущего (Иер 10. 2; Ис 47. 13). Благочестивые цари и пророки осуждают подобные обычаи и борются с ними (4 Цар 23. 4-5; Иер 19. 13). В видении прор. Иезекииля эти культы характеризуются как «мерзости»: «...видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости. И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток и кланяются на восток солнцу» (Иез 8. 15-16). Согласно эсхатологическим представлениям, отраженным в книгах пророков, в конце времен это В. Н. будет уничтожено (Ис 34. 4; ср.: Мф 24. 29 и пар.), составляющие его силы будут заключены в темницу и наказаны (Ис 24. 21-22), Бог истребит поклоняющихся им (Соф 1. 2-5). В апокалиптическом видении прор. Даниила часть В. Н. будет низринута на землю «царем наглым и искусным в коварстве», к-рый придет в конце времен «на две тысячи триста вечеров и утр » (Дан 8. 9-11, 14, 23-25).

http://pravenc.ru/text/155128.html

Рассмотрим кратко некоторые аспекты ветхозаветного представления о пище, которые могут иметь значение в перспективе новозаветной Евхаристии. Библейские данные Пища и творение Первое, на что мы должны обратить наше внимание, – это то, что указания относительно пищи обнаруживаются уже в самом начале книги Бытия и помещены в Шестоднев, то есть составляют неотъемлемую часть повествования о творении. Сразу по сотворении живых существ и человека Бог дает распоряжение относительно пищи: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам [сие] будет в пищу... ( Быт.1:29 ). Бог не только творит, вычленяет (именно такова семантика глагола br – «отделять, вычленять») мир из небытия и приводит его в бытие, но и питает его, то есть не оставляет мир Своим благим промыслом (любопытно, что каузативная форма от того же корня br’ – имеет значение «питать, кормить, утучнять»). Образ Бога, заботящегося о пропитании Своих творений, постоянно обнаруживается на страницах Библии: Очи всех на Тебя уповают, И Ты даешь им пищу их в свое время, Открываешь Ты руку Твою И насыщаешь все живущее по благоволению. ( Пс.145:15–16 ) В наиболее общем виде эта идея представлена в описании творения из книги Иисуса, сына Сирахова: Навек устроил Он дела Свои, И начала их – в роды их. Они не алчут, не утомляются, И не прекращают своих действий. ( Сир.16:27 ) Благодарение за особую непрестанную заботу о Своем народе, за Провидение Божие предписывалось совершать во время специального приношения и вкушения «начатков» (первых плодов): И поставь это [начатки плодов. – Авт.] пред Господом, Богом твоим, и поклонись пред Господом, Богом твоим. И веселись о всех благах, которые Господь, Бог твой дал тебе... ( Втор.26:10–11 ). Пища и Завет Другой очень важный момент: в центре творения стоит Завет – союз Бога и человека. Бог – Творец, и Он же – «Бог верный, Который хранит завет» ( Втор.7:9 ). Всякий раз, когда заключается или обновляется Завет, обновляется всё творение. Какие события, сопровождавшие Синайский завет, наиболее глубоко врезались в память древних евреев? Первое – что Бог разделил воды Красного моря, отделив сыновей Израиля от египтян, и второе – что Бог питал народ Свой в пустыне. В Новом Завете все эти библейские образы находят свое предельное и окончательное исполнение: во Христе человек именуется новою тварью ( 2Кор.5:17 ; Гал.6:15 ) – это новое творение, которое Господь изымает из власти смерти и питает Своей Собственной Плотью и Кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

17 будут обитать под ним всякие птицы. «Величественному кедру» больше не будут угрожать другие царства (птицы наподобие орлов). Более того, он сам стане прибежищем для всевозможных птиц. Глава 18 18:1–32 Вавилонское пленение не только наказание за грехи одного поколения. Напротив, непокорство Израиля продолжалось при жизни многих поколений, «с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня» ( 4Цар. 21,15 ), пока, наконец, не начался над ним суд. Накопившаяся общая вина народа привела к разрушению Иерусалима. В ответ уведенные в плен стали сомневаться в правосудии Божием. Но Иезекииль настаивает на том, что Господь наказывает за грехи как предшествующих поколений, так и данного конкретного человека. 18 на горах жертвенного не ест. О трапезах идолопоклонников на высотах (6,13; 20,28; Исх. 32,5.6 ). к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается. Закон запрещает половые сношения с женщиной во время менструации (22,10; 36,17; Лев. 18,19 ). 18 должнику возвращает залог его. См. также ст. 12,16; Исх. 22,26 ; Ам. 2,8 . На обломке исписанной глиняной таблички, найденной в Иавне-яме и восходящей в концу VII в. до Р.Х., полевой батрак подает жалобу деревенскому чиновнику на своего работодателя за то, что тот взял в залог его одежду и теперь не возвращает. 18 лихвы не берет. См. ст. 13 и 17; Исх. 22,25 ; Лев. 25,35–37 ; Втор. 23,19.20 . 18 сын, который, видя все грехи отца своего... не делает подобного. Праведный сын не должен отвечать за грехи нечестивого отца (см. ком. к ст. 10; Втор. 24,16 ; 4Цар. 14,6 ). 18 праведник, если отступит от правды своей. Бог не только прибежище во времена печали. Его нельзя считать лишь Спасителем, одновременно не признавая Господом. 18:30–32 Предостерегая от совершения беззаконий и неизбежности наказания, Господь не желает смерти грешника ( 2Пет. 3,9 ). Покаяние это путь к жизни (59,20; Иер. 18,8 ; Мф. 3,2.8; 4,17 ; Деян. 3,19 ; 2Кор. 7,10 ). 18 сотворите в себе новое сердце и новый дух. Новое сердце и новый дух это дар Божий (36,26), а не человека (ср. Еф. 2,8.9 ). Вот почему пророк призывает к покаянию. Глава 19

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2. Когда же проповедь Христова была возвещена [по всему миру] и апостолы, научая, крестили нас, то послушай, что Христос говорит им: В какой бы город ни вошли вы, и не послушают слов ваших, то, выходя, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому ( Мф. 10:15 ). 53 3. А в таком случае, как может быть приятен Богу тот, кто не почитает проповеди Сына Его и не верует в нее? Ведь таковой и Бога не боится, и поступает не по правде. В подобном смысле и понимай сказанное [апостолом] Павлом, что до проповеди [Христовой] слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину ( Рим. 2:10 ), а после [этой] проповеди если бы даже... Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1:8 ).   Вопрос 9. Мы желаем [услышать] слово о том, где окажутся невинные пятилетние или четырехлетние дети иудеев и некрещеных: [пойдут ли они] на Суд [Божий] или в рай? Ответ Поскольку Господь, упраздняя Свое высказывание о том, что переходят грехи отцов на чада ( Втор. 5:9 ; Исх. 20:15 ), говорит через пророка, что дети не умирают за грехи своих отцов ( Втор. 24:16 ), то мне кажется, что чада иудеев и некрещеных не посылаются в геенну. Впрочем, нехорошо исследовать суды Божии.   Вопрос 11. Если человек соделал грех и ему было позволено за этот грех сотворить некую мзду, 54 а затем он, после таковой мзды, опять согрешил, то гибнет ли эта мзда его? Ответ Есть прегрешение, которое упраздняет благие [дела, совершённые прежде], и есть прегрешение, не упраздняющее их. Впрочем, вам следует рассмотреть величину мзды соотносительно с тяжестью прегрешения. Кроме того, если [грешник] не отстал от греха, но в нем и умер, то трудно [ему] получить прощение. Однако таковые суды ведает один только Бог.   Вопрос 12. Начиная с какого возраста судятся Богом прегрешения человека? Ответ И в отношении этого у Бога много различий. Ведь каждый судится в соответствии с ведением и разумением, [полученными им]: одни судятся начиная с двенадцатилетнего возраста, а другие – с более старшего. Вопрос 13. Если еретическое кощунство подвергается большему осуждению, чем блуд, то почему, когда оба и еретик, и блудник – обращаются к покаянию, Церковь сразу же принимает еретика в общение, а блудника она на [достаточно продолжительное] время отделяет от такого общения?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

3Цар.8:31 .  Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей, 3Цар.8:32 .  тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его. (ср. 2Пар.6:22–23 ). Первый случай, когда имеет быть нужда в милостивом принятии Иеговой молитв в храме, касается случаев проступков с недостаточно ясными уликами. По закону, обличаемый в подобного рода проступке приходил вместе с потерпевшим к жертвеннику Иеговы и клятвой свидетельствовал свою невинность, причем присутствовавший здесь священник изрекал проклятия, имевшие постигнуть его в случае виновности и нераскаянности ( Исх.22:8,11 ; Чис.5:19–21 , ср. у проф. Гуляева, цит. соч., с. 222). Эти клятвы включены здесь в число молитв, ибо клятва, по существу своему, есть благоговейное, подобное молитвенному, призывание имени Иеговы ( Лев.19:12 ; Втор.6:13,10:20 ; Ис.48:1 ; Иер.12:16 и др.), которому был посвящен храм, и даже поставлены на первом месте как выражение ревности Израиля о святости имени Иеговы, каковая ревность составляла долг Израиля ( Сир.23:9 ). Поэтому первое прошение Соломона (ст. 31–32) можно сопоставить с первым прошением молитвы Господней: «да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ). 3Цар.8:33 .  Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме, 3Цар.8:34 .  тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. (ср. 2Пар.6:24–25 ). Второй случай: пораженный за грехи свои нашествием неприятеля и отведением некоторой части своей в плен, Израиль будет умолять Иегову в храме Соломоновом. Боязнь быть удаленным из священной, избранной Богом страны более всего смущала древнего израильтянина (ср. Божеств. угрозы ( Лев.26:17 ; Втор.28:25 ) ). Здесь, однако, не имеется в виду плен вавилонский, с которым был разрушен храм Соломонов, между тем в ст. 33 говорится о молитве Израиля именно в храме; вероятно, разумеется одно из нередких нападений на Израиля со стороны соседних племен, причем возможно было и пленение некоторых евреев (ср. ( Суд.2:14–15 ) и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010