Втор. 4:12 . И глагола Господь Бог к вам на горе из среды огня. Глас словес Его вы слушасте, и образа не видесте, токмо глас. Образа не видесте. На Синае Господь не явил Себя народу в образе живого существа, хотя слышны были из уст Его звуки человеческого голоса. Вид славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огнь поядающий ( Исх. 24:17 ). О старейшинах, вызванных на вершину Синая при заключении завета, хотя говорится, что они видели здесь Бога, – но отнюдь не живой образ Бога, а только место, ознаменованное стоянием Бога Израилева ( Исх. 24:10–11 ). Одному Моисею дано было то преимущество, что он, беседуя устами к устам с Самим Господом, созерцал Его в образе ( Чис. 12:8 ). Это по всей вероятности был образ обыкновенного, ничем особенным по наружности отличающегося от других людей человека. В этом образе Господь легко мог быть доступен простому зрению Моисея. Но когда Моисей дерзнул просить Господа, чтобы Господь показал ему славу Свою, т.е., чтобы показал Свой человеческий образ во всей его славе, то Господь сказал Моисею: Лица Моего не можно тебе видеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых, ты увидишь Меня только сзади ( Исх. 33:20, 23 ). И действительно, когда Господь явился пред Моисеем в преславном человеческом образе, соответственном величию Своего Божества, то Моисей мог видеть только заднюю, а не лицевую сторону этого образа 1 . Но всему народу Господь не являлся ни в каком чувственном образе, и это для того, чтобы народ не дерзал думать, будто истинный Бог , подобно языческим богам, имеет телесную природу, и чтобы не стал творить подобных языческим изображений Его, вопреки второй заповеди. Втор. 4:13 . И возвести вам (Господь) завет Свой, иже заповеда вам творити. Под заветом, который Сам Господь гласом Своим возвестил сынам Израиля, разумеется Десятословие, как условие завета или союза их с Богом, которое они свято должны были блюсти, чтобы быть достойными преимущества называться народом Божиим. Втор. 4:14 . И мне заповеда Господь во время оно, научити вас оправданием и судам, творити вам та на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Значение покоя и отдыха имели также для раба и годы – субботний и юбилейный, когда прекращалась полевая работа, бывшая главным тяжелым трудом для рабов ( Лев.25:4 ). Наконец, для поднятия нравственного сознания рабов Моисей допускает их к участию как в общих праздничных торжествах народа, так и в частных семейных радостях, выражавшихся в жертвенных обедах. “И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее. А всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее“ ( Исх.12:44 ). Такое же участие раба допускается и в других праздничных торжествах, в праздновании седмиц и кущей. “Совершай праздник седмиц Господу, Богу Твоему. И веселись ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя“ ( Втор.16:11 ). “Праздник кущей совершай у себя семь дней, и веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя“ и т. д. ( Втор.16:13–14 ). Такое участие рабов в народных и семейных торжествах еще более могло сближать господ с рабами и приучать их смотреть на последних, не как на низшую по существу породу, а как на равных себе людей, только случайно обделенных судьбой, – следовательно людей, достойных не презрения, а сожаления, людей нуждающихся в помощи и защите. Такое сознание законодатель старается поддерживать в народе частым напоминанием ему бедствий его собственного рабского состояния в Египте. Перечислив лиц, имевших право участвовать в праздничных торжествах народа, лиц беспомощных, несчастных, обездоленных, каковы раб и раба, вдова, сирота, пришелец и левит, не получивший земельного надела, законодатель обыкновенно так заключает свое постановление: “помни, что ты был рабом в Египте“ ( Втор.16:12 ), указывая этим на близкий фактический пример тяжести рабского, бесправного, беспомощного состояния. И мотивированный таким образом закон имел сильное влияние на практику. В библейской литературе есть несколько указаний, обрисовывающих отношения господ к рабам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Как сектанты понимают слово свящ. Писания, что Церковь Христова свята?   Они думают, что святость Церкви Христовой в том заключается, что Церковь состоит из людей безгрешных, а того не видят, что на свете нет ни одного безгрешного человека. «Все мы много согрешаем», говорит Апостол Иаков (Иак. 3:2), и Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). Да и Спаситель научил молиться каждодневно Отцу Небесному: «прости нам грехи наши» (Лук. 11:4). В чем можно легко обвинить лжемудрствование сектантов и доказать им, что Церковь, хотя и свята, но не из безгрешных людей состоит?   Нужно показать сектантам, что не только новозаветная, но даже ветхозаветная Церковь называется в Писании святою.    Когда Господь выделил для Себя израильский народ, то назвал его «народом Божиим» (Суд. 20:2). и народом святым. Господь говорил обществу Израильскому так: «если будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов», то есть, израильтяне выделяются из всех народов, ибо, продолжает Господь: «Моя вся земля» (Исх. 19:5). Как же за эту выделяемость Израиля называет Господь общество Свое?    «Вы будете у Меня царством священников и народом святым», — сказал Господь (Исх. 19:6) Также и в другом случае Бог подтверждает: «будете у меня людьми святыми» (Исх. 22:31).    Поэтому-то читаем об израильтянах и во Второзаконии (Втор. 7:6): «ты народ святой у Господа, Бога твоего, и вот почему: тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле» (ср. Втор. 14:2, 28:9).     «И увидят народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя» (Втор. 28:10). Не говорится, что народы будут удивляться безгрешности Израиля, но свидетельствуя, что они будут бояться выделенности и принадлежности израильтян Богу, имя Которого на Израиле, называющемся Божиим народом, святым обществом. В смысле выделенности израильского общества говорит и псалмопевец: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его.» (Пс. 113:1, 2). Также и пророк Иеремия говорит: «Израиль был святынею Господа» (Иерем. 2:3), и св. Иоанн Златоуст, объясняя это место, говорит: «Свят Израиль Господу», то есть отделен для Господа (Злат. XII, 1147)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда ты будешь есть и насыщаться и построишь хорошие домы и будешь жить (в них); и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много: то смотри, чтобы не надмилось сердце твое, и не забыл ты Господа, Бога твоего, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» ( Втор.8:11–14 ). От чего предостерегал Моисей, то и случилось " как они (израильтяне) имели свою пажить, так и насытились». Насытились соответственно своему тучному пастбищу, соответственно своей обильной своими благами, дарованной Богом земле, – «насытились и возгордилось сердце их, потому и забыли Меня» ( Ос.13:6 ; ср. Втор.31:20, 32:15–18 ). А потому и исполнится над ними то, чем угрожал Израилю Моисей, в случае непоследования его предостережению его Законодателя. От имени Иеговы Моисей угрожал, между прочим, что Господь пошлет на своих ослушников все роды казней с тем, чтобы наказать их, – Он будет их губителем (см. Втор.32:21–25 ); и теперь Иегова свою угрозу исполнил. Предсказаное наказание уже вошло в свою силу. Народ – это стадо, пасшееся на тучном пастбище, подвергается уже лютости гнева Божия, которая как дикий зверь уже пожирает стада: «и Я был для них, говорит Господь, как лев, как барс у дороги караулю их», – вследствие неблагодарного отношения к Богу народа моего Он стал губить его, как лев губит свою добычу или как барс, при дороге подстерегающий эту добычу и с жадностью хватающий ее, как скоро она попадается. «Я встречаюсь с ними», говорит Господь, Я нападаю на них так же свирепо и люто, «как свирепо и люто нападает медведица, лишенная детей, и раздираю покрывало сердца их», раздираю грудь их, как делает это зверь (повсюду выражения образные, обозначающие собой вообще истребление народа), «и так пожираю их, как львица». Господь продолжит и на будущее время эти губительные действия, продолжит с тем, чтобы вконец наказать свой народ: «полевой зверь растерзает их» ( Ос.13:7–8 ). Но прежде, чем окончить обвинение народа и возвещение ему наказания, пророк еще раз от имени Иеговы раскрывает перед народом главную причину нравственного падения народа, падения, ведущего за собой погибель, как достойное воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Нав.1:2 .  Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Нав.1:3 .  Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: Нав.1:4 .  от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Границы страны, которую имели занять израильтяне, определены здесь сходно с тем, как они указаны во Втор. 11:24 : южной границей служит Аравийская пустыня, северной – Ливанские горы, восточной – река Евфрат и западной – великое море, называемое ныне Средиземным. Присоединенное к названию Ливана слово «сей» показывает, что с того места, на котором последовало откровение, видна была эта гора 14 . Кроме границ указана и определяемая ими страна, названная землею хеттеев, одного из сильных племен, живших в Ханаане, имя которого ставится нередко на первом месте ( Втор.7:1 ; Нав.9:1 и др. м.). Соответствующее этому названию в славянской Библии выражение: «всю землю Ефеоню» – обязано своим происхождением тому, что оно заимствовано из Комплютенской Палиглотты (где читается πσαν γν υαων), а заимствование это из указанного издания вызвано тем, что в большинстве древнейших греческих списков, не исключая и Александрийского 15 , слов еврейского текста «всю землю хеттеев» не находится; в настоящее время из древних списков известен только Амвросианский, IV-V вв., в котором читаются эти слова. Заботясь о полноте славянского текста, наши справщики воспользовались Комплютенским изданием и взяли из него указанное выражение; вследствие этого название хеттеев явилось в необычном начертании, не соответствующем тому, как называется этот народ в других местах славянской Библии, например Быт.10:15 и мн. др. и в частности в кн. Иисуса Навина ( Нав.9:1,12:8 ). Нав.1:5 .  Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Соответствует сказанному во Втор.11:25, 31:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но различие между людьми в трудолюбии и бережливости, в способностях и нравственности, образе жизни, наконец, многие непредвиденные случаи – болезнь или преждевременная смерть главы семьи, неизбежно должны были создавать экономическое неравенство – обогащение одних и обеднение других; и богодухновенный законодатель понимал это. Но не думая устранить то, что является естественным, неизбежным и неотвратимым следствием греховной природы нашей, он установил закон, по крайней мере предупреждающий развитие обогащения на счет других с одной стороны и обеднения других, с другой, до чрезвычайной крайности. Наследственный участок земли или дом в деревне могли быть проданы только на время; продавец всегда мог выкупить их на основании самого законного расчета, а в юбилейный год они должны были отходить к прежним владельцам без всякого выкупа: в юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое ( Лев.25:13 ). Если некому выкупить наследственное имение, то пусть проданное останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно ( Лев.25:28 ); дома в селениях должно считать наравне с полем; выкупать их всегда можно, а в юбилейный год они отходят ( Лев.25:31 ). К этому основному социальному закону присоединяются еще многие другие, как бы вспомогательные, в тех же видах предотвращения усиления пролетариата: это, во-первых, обязательное прощение долгов в седьмой и юбилейный годы ( Втор.15:1–2 ), во-вторых, освобождение на свободу единоплеменника, продавшегося в рабство, и не с пустыми руками, а снабженного плодами от полей и садов и прочее, снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему чем благословил тебя Господ Бог твой ( Втор.15:13–14 ). Но бедность, несмотря на какие бы то ни было мероприятия против неё, неизбежна и неотвратима на земле; это закон греховного мира, пока он существует: нищие всегда будут среди земли твоей ( Втор.15:11 ). И вот целый ряд самых гуманнейших, можно сказать, трогательных законоположений направлен Моисеем к обеспечению горькой участи бедняков.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obs...

Однако военное право в Израиле было более мягким, чем у других народов. Врагу, добровольно открывшему свой город и сдавшемуся полагалась только определенная дань (Втор.2, 10—11). В случае отказа сдаться и взятия города штурмом, детей и женщин щадили (Втор. 10, 14). Уважается женская стыдливость (Втор.21, 9). При осаде вражеского города, как повелел законодатель, полагается щадить фруктовые сады в окрестностях, что говорит об умеренности, которая была совершено чужда тому времени. Палестина в эпоху Христа представляла собой цветущий сад, а что она представляла собой в конце 1-го века? Почти полная пустыня, потому что римляне прошлись по всему беспощадно и все было уничтожено: растения, сады, виноградники, деревья. Многие растения, что культивировались столетиями, были истреблены. Это жестокий образ ведения войны. Только в одном случае закон соответствовал восточному праву со всей его жестокостью, когда дело касалось семи народов, живших в Палестине до Израиля. В этом случае после разрушения города истреблялись все его жители и весь скот, уничтожались все идолы, а все предметы, сделанные из драгоценных металлов, посвящались Богу. Это называлось «херем», в переводе греческих толковников — «проклятие, заклятие, анафема», т.е. дар по обету. Впоследствии этот термин перешел в религиозный язык Нового Завета. Хананеи своими преступлениями заслужили такие наказания и евреи были орудием Божественной кары. Вот как говорит книга Бытие: «В четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззакония аммореев доселе еще не наполнилась». Беззакония обитателей Палестины были наиболее гнусные и унижающие человека. Кроме всего перечисленного, было кровосмешение, прелюбодеяние, скотоложство, развратные отношения между полами (гомосексуализм) и все прочее присутствовало в том обществе, куда вторгся Израиль. И поэтому ему было сказано: «не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас. И осквернилась земля и Я накажу беззаконие и свергнет с себя земля живущих на ней» (книга Левит). Вот такой взгляд на эти народы и на военные отношения между этими народами и Израилем господствуют в современной экзегезе.

http://sedmitza.ru/lib/text/432117/

Посему страх Господень — сильнейший и славный. И те, которые боятся Господа и будут соблюдать заповеди Его, будут жить с Богом. Потому что всякая тварь боится Его, хотя и не все соблюдают Его заповеди. Посему у боящихся Его и соблюдающих заповеди Его — жизнь от Бога». Ибо страх Божий заставляет нас бороться с пороком. И когда мы боремся, то благодать Господня истребляет его. Но не может кто-либо прийти в страх Господень, если не окажется вне всех житейских забот. Потому что когда ум окажется в безмолвии и беспопечительности, тогда не дает ему покоя страх Божий, ведя его ко многой любви и благости Божией. Страх для подвизающихся — это своего рода очищение, ибо страх Господень чист, пребываяй в век века (Пс. 18:10). Страх Господень — родитель разумения. И кто Одного опасается — не испугается многих. Скорее же его из-за Одного многие будут бояться. «Если будешь бояться Господа Бога вашего [Col. 1832] и слушать гласа Его (Исх. 23:22),никто не устоит против вас: Господь, Бог ваш, наведет страх и трепет пред вами на всякий народ» (Втор. 11:25). И вновь увещевает, говоря: Господа Бога твоего бойся… и к Нему прилепись (Втор. 10:20); Кто даст еже тако быти сердцу в народе, яко боятися заповеди Моя… да благо будет им? (Втор. 5:29). И это что касается Закона. Говорит же и пророк Михей: И возсияет вам, боящимся имене Моего, Солнце правды… и изыдите и взыграете, якоже телцы от уз разрешени (Мал. 4:2). Приточник же: Начало премудрости страх Господень (Притч. 1:7) и: утверждение преподобному (Притч. 10:29), страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти (Притч. 14:27). Блажен тот, кому дарован страх Господень; страх Господень в живот мужеви (Притч. 19:23); страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость (Сир. 1:12), страх Господень — даяние от Господа. Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение… Полнота премудрости — бояться Господа; она напояет их от плодов своих… Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе (Сир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Признавая Св. Писание единственным источником Богопознания, молокане, в противоположность духоборцам, с решительностью отвергают всякое значение Св. Предания в деле приобретения познания о Боге и Его святой воле, необходимого для нашего спасения. Насколько можно судить по их обрядникам и их возражениям на миссионерских собеседованиях, они ссылаются, в свое оправдание, на следующие места Св. Писания: Втор. 4:2 ; Нав. 1:7–8 ; Пс. 118:5 ; Мф. 15:9 ; Лк. 16:29–31 ; Ин. 5:30; 20:31 ; Деян. 1:1–2; 17:11 ; 2Пет. 1:19 ; Рим. 1:16; 3:21 ; 1Кор. 4:6; 14:37 ; Гал. 1:6 ; Кол. 2:8 ; 1Тим. 1:3–4, 6 ; 2Тим. 3:15–17 ; Тит. 1:14 ; Откр. 22:18 . Итого – 21 место: три – из Ветхого Завета и 18 из Нового. Ссылок на какие-либо иные места не приходилось встречать не только у молокан, но и у всех других рационалистических сектантов. По понятным причинам мы можем уделить здесь для рассмотрения этих текстов только ограниченное место, а потому, и речь наша будет кратка. 1 . Втор. 4:2 : «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую». Мы можем подсказать сектантам, что это повеление Божие почти буквально повторяется и в другом месте: Втор. 12:32 . Но, при чем тут отрицание церковно-христианского предания? Заповедь Господня касается не всего ветхозаветного закона, а только того, что заповедал Господь тот день, когда дана была заповедь (сегодня). Но Сам Господь дальше разъясняет, что Он заповедал (ст. 3 и 4): Он повелел прилепляться только к нему одному и не поклоняться идолам, вроде Ваал-Фегора; а разве есть церковно-христианское предание, изменяющее эту заповедь Божию? 2 . Нав. 1:7–8 : «будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано». Иного повеления Иисусу Навину и не могло быть дано, потому что тогда, кроме книг Моисеевых, других богодухновенных книг не было. Но весь закон Моисея, по изъяснению Спасителя, состоит в двух заповедях: о любви к Богу и ближним, и в этом смысле повеление Божие, данное Иисусу Навину, сохраняет свое вечное значение. Если же принять толкование сектантов, что Господь повелел буквально придерживаться только пяти книг Моисеевых и ветхозаветного закона, то тогда нужно отрицать не только церковно-христианское Предание, но и все книги Св. Писания, как Нового, так и Ветхого заветов, за исключением Пятикнижия Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Соберу на них бедствия, говорит Господь, и истощу на них стрелы Мои: будут истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою; и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле; извне будет губить их меч, а в домах ужас – и юношу, и девицу, и грудного младенца, и покрытого сединою старца» ( Втор.32:23–25 ). «Зубы зверей и яд ползающих по земле» – это образные выражения для диких животных и ядовитых змей. Бедствия войны состоят в том, что отвне, т. е. в битвах, будут погибать от меча взрослые мужчины, могущие носить оружие, а в домах будут объяты ужасом юноши и девицы, грудные младенцы и покрытые сединою старцы, которые не в состоянии отправиться на сражение. На объяснении этих стихов мы более не будем останавливаться, так как смысл их очевиден сам собою. В следующих двух стихах указывается на то, что израильский народ за свое отступление от Бога заслуживал бы совершенного уничтожения, но Бог не желает допустить этого ради озлобления врагов его, которые могли подумать, что это уничтожение от них произошло, а не от Бога. «Я сказал бы: рассею их и изглажу из среды людей память о них; но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: наша рука высока, и не Господь сделал все сие» ( Втор.32:26–27 ). Слова: «рассею их», по-еврейски , форма Hif. от – веять, указывают на совершенное уничтожение израильтян, как можно заключать из следующих слов, в которых говорится, что память о них должна исчезнуть с лица земли. «Наша рука высока». Эти слова указывают на могущество и силу. Скрытым побуждением к тому, чтобы не допустить совершенного уничтожения Израиля, кроме озлобления его врагов, как видимого основания, служит, как можно заключать из некоторых библейских мест ( Втор.9:28 ; Исх.30:11–12 ; Числ.14:13 ) слава самого Бога, которая могла бы помрачиться, если бы Бог не довел израильский народ до той цели, для которой избрал его из всех народов. Кроме того, история израильского народа служила для самого Бога средством откровения Его истинного Божества для всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pesn-m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010