Пуукко, повторяя Steurnagel’a 276 , пытается обосновать это мнение на выражении . В этом последнем он видит указание на Второзаконие поскольку во Второзаконии также встречается название 29, (28:61; 29:20; 30:0), 30, – „эта книга» ( Втор.28:58, 24:19, 26 ) и (1:5; 4:8, 44; 17:11, 18, 19; 17.10:3, 8, 26; 28:38; 29:28, 31:9, 11; 32:46). У Иисуса Навина (8:1, 34), равно как и в 4Цар.14:6 Второзаконие называется (книга закона Моисеева), а в 3Цар.2:3 просто (закон Моисея). „Из этих мест, особенно Втор.4:44, 28:58, 29:20 ” – пишет Puukko − можно заключить, что выражения , и во Второзаконии употребляются многократно, как равнозначные. А потому” – продолжает он – можно по связи названий установить тожество Второзакония с найденной при Иосии законодательной книгой, и именно в такой формуле: законодательная книга Иосии содержится во Второзаконии 277 . Критика отождествляет, следовательно, найденную книгу с Второзаконием, точнее, с законодательной его частью (1226), на основании сходства названия. Однако, название книги в 4Царств гораздо уместнее применить ко всему Пятикнижию 278 , потому что это название употреблялось обычно в применении ко всему закону Моисееву 279 . Оно было, так сказать, technicus terminus для всей совокупности писаний Моисеевых 280 , который – под общим названием „книги закона” – Моисей повелел левитам хранить при ковчеге завета ( Втор.31:2426 ). А раз так, то и в выражении нельзя видеть указания только на одну книгу Второзакония 281 . Равным, образом, нельзя усматривать указания на книгу Второзакония и в названии ( 4Цар.23:2, 21 ) найденной книги , 282 так как, во-первых, это название прилагалось ко всему закону Моисееву; а во-вторых, если в sefer habberith видеть указание на Второзаконие, то нельзя будет удовлетворительно объяснить Втор.28:69 , где говорится о словах завета ( ), данного в стране Моавитской. Единственно правильным нужно признать, думается, то объяснение, что „слова завета“ относятся к законодательству Моисея во Второзаконии, а „книгой завета“ может быть названо только всё 283 законодательство, имеющее своим предметом не только законы, данные чрез Моисея, но и обетования, данные патриархам ( Лев.26:42, 44 , Втор.4:31 ), так как завет Израиля с Богом чрез Моисея опирается на завет и обетования, полученные патриархами ( Исх.3:6 ). Без этого последнего завета завет Моисеев немыслим 284 , и естественнее предположить переход от завета к заветным условиям, т. е. закону, нежели от закона, как решения, – к завету 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Поэтому в Barberinus (fol. 115) иногда комментарий под заглавием Феодорита, Диодора и Геннадия представляет не что иное, как резюме целого ряда больших фрагментов тех же авторов, которые последовательно читаются в катенах Никифора. И это встречается не один раз – даже в тех манускриптах, в которых, казалось бы, это трудно ожидать 1119 . Таким путём научно критического исследования манускриптов греческого и, отчасти, латинского текста Деконэк издаёт 79 фрагментов автентичных комментариев Диодора, каковые относятся к следующим местам октатевха: Бытия 1(два фрагмента), 2 стих (два фрагмента), 8 стих, 14 стих, 17 стих, 22 стих, 26 стих; 2:5–6 стихи, 7 стих, 8 стих, 23 стих; 3стих (три фрагмента), 21 стих; 5стих; 6стих, 4 стих, 6 стих; 8:20, 21 стихи; 9:24–25 стихи, 26 стих, 27 стих; 11:32; 14:13 (два фрагмента); 15:8–12; 16:2; 17:14; 19:31; 20:12; 21:6; 21:9–14; 22 глава, 24:2; 25:22, 26, 33; 27:18, 41; 28:(видение Иаковом лестницы), 18, 19; 30:40; 31:7; 32:24–28; 37:2; 38:1, 18, 27; 39:2; 44:5; 47:31; 49:3–4, 8–12, 16–17; Исход 1:19; 3:5; 4:21, 24; 6:3; 12:18; 20:5, 25; 21:21; 23:26, 28; 31:16; 32:3–4; Левит 12:5; 12 и 13 главы; Числ 12:1–10; 22–24 главы; Второзакония 1:5; 33:6; Иисуса Навина 5:31. К этим фрагментам можно прибавить 17 фрагментов Диодора на книгу Исход, изданные на латинском языке Питрой и получившие в исследовании Деконэка совпадением указанных выше 6 из них с греческими манускриптами некоторую гарантию научной достоверности – 2:2; 3:22; 4:6, 10, 19; 7:11; 8:15; 9:18; 13:17–18, 19; 14:27; 16(два фрагмента); 19:18; 20:4, 18; 23:15. Вот и вся картина октатевхических фрагментов Диодора. Если сравнить результаты исследования Деконэка с фрагментами существовавшей коллекции Миня, то новым приобретением экзегетической науки, не известным Миню с именем Диодора, будут фрагменты толкований на кн. Бытия 1:8; 6:3; 8:21; 9:24–25; второй фрагмент толкования 14:13; 15:8–12; 16:2; 19:31; 20:12; 21:6; 27:18; 28:18, 19; 30:40; 31:7; 32:24–28; 44:5; 49:27; кн. Исхода 8:18; 20:25; 23:26, 28; Левит 12:5; 12 и 13 главы; Числ 12:1–10; 22–24 главы, Иисуса Навина 5:31 1123 . Фрагменты толкований Диодора, помещённые в коллекции Миня – Бытия 9:3–4; 11:17; Суд. 15исследованием Деконэка признаны сомнительными 1124 , а два фрагмента толкований на 2 главу 7 стих книги Бытия, два фрагмента толковании на 3:2; 22:29; 37той же книги, Второзакония 1:1 1125  – совсем не принадлежащими Диодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

В Синодальном переводе слова «радость» и «веселье», хотя между ними есть небольшая разница по значению (радость выражает внутреннее чувство, а веселье – его внешнее выражение), употребляются как синонимичные, что также понятно: для древнего человека внутреннее переживание радости было невозможно без внешнего проявления этого чувства. Завершив краткий анализ библейских терминов, перейдем к богословскому учению Второзакония о радости, которое включает в себя две основные идеи: радость служения Богу и радость человеческой жизни в мире с Богом. Кроме этого, Второзаконие выражает мысль, что Бог также может испытывать радость, если народ соблюдает Его завет (впрочем, об этом мы уже сказали при анализе глагола , так что далее повторяться не будем). Итак, радость служения Богу следует признать одной из основных тем Второзакония в связи с многократным отражением в книге этой идеи. Ощущение радости должно было стать доминирующей нотой в любом израильском богослужении 10 , а так как в древнем Израиле основной формой богослужения была жертва, то Моисей часто говорит о радости, которую человек испытывает во время жертвоприношений ( Втор.12:7 ), ( Втор.12:18 ), ( Втор.14:26 ), ( Втор.26:10 ), ( Втор.27:7 ), ( Втор.33:18 ). Эта радость должна переполнять человека и в случае принесения десятин ( Втор.14:26 ), и во время посвящения Богу начатков урожая ( Втор.26:10 ). Особое же проявление радость человека находит в случае принесения мирных жертв: Приноси жертвы мирные, и ешь [и насыщайся] там, и веселись пред Господом Богом твоим ( Втор.27:7 ) Акцент на мирных жертвах как радостных событиях связан с тем, что каждая такая жертва должна была стать доподлинным праздником и потому всегда завершаться торжественной трапезой, куда приглашались не только родственники приносителя, но и другие члены народа Божия ( Втор. 12:12 ), ( Втор.12:18 ). Именно поэтому призыв к радости нередко в тексте сопровождается оборотом есть пред Господом ( Втор.12:7 ), Втор.12:18 ), ( Втор.14:26 ), ( Втор.27:7 ), ибо совместная трапеза была кульминацией всего празднества 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Только очевидец событий мог считать интересным упоминание даже о днях событий. Например, через три дня евреи дошли от пустыни Сур до Мерры (Исх.15:22); на 15 день второго месяца, по исходе из Египта, евреи пришли в пустыню Син (Исх.16:1); на следующий день получили манну (Исх.16:13); в третий месяц, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую (Исх.19:1) и т.п. (ср. Исх.24:16; Числ.1:18). Такую же точность и интерес проявляет священный историк в сохранении имен лиц, по-видимому малозначительных для его истории, например; повивальных бабок, щадивших еврейских детей (Исх.1:15); сыновей Аарона — Надава и Авиуда и лиц, хоронивших их (Лев.10:1—5); строителей скинии (Исх.32 гл.); лиц исчислявших евреев (Числ.1:5—15); соглядатаев земли обетованной (Числ.13:5). — Перечисляются жертвы, принесенные евреями по освящении скинии, и даже подводы, потребные для перевозки скинии и ее утвари (Числ.4; 7 и др. глл.).    Как первые четыре книги Пятикнижия, можно сказать, наполнены очевидными указаниями на эпоху Моисея и его дела, так Второзаконие наполнено ясными же указаниями на время его происхождения — пребывание Моисея и евреев на моавитских полях в ожидании занятия обетованной земли. Начинаясь личными воспоминаниями Моисея о событиях 40-летнего странствования (1—3 глл.), Второзаконие наполнено заповедями, увещаниями и пророчествами Моисея, касающимися предстоявшего обладания обетованной землей и организовавшими оседлую в ней жизнь еврейского народа. При этом, как и в начальных своих речах, законодатель постоянно вспоминает прошлое: исход из Египта, синайское законодательство, 40-летнее странствование (4:10—15:35—36:45—49; 5:1—5:27—28; 6:21—24; 8:2—4:15—16; 9:8—29; 10:1—11:19, 22; 11:2—7; 24:9; 26:5—10; 29:2—8), указывает на настоящее (8:1, 5—10; 9:1—3; 11:1—2:8—11; 12:1; 25:17—29; 26:16—19; 29:1—2:9—15; 30:11—18; 31:1—2:7—10:30; 34:1—4) и предвозвещает скорое занятие обетованной земли, нравственные опасности, ожидающие при этом Израиля, и предохранительные постановления (6:10—12, 19; 7:1—5:16:18—26; 9:41; 11:13—17:22; 12:2—32; 13:1—8; 14:23—29; 16:1—22; 17:2—7:14—20; 18:9—22; 19:1—9; 21:1—10; 26:1—4; 27:1—26; 28 гл.; 31:3—5; 32—33 глл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

В Синодальном переводе слова «радость» и «веселье», хотя между ними есть небольшая разница по значению (радость обозначает само внутреннее чувство, а веселье – его внешнее выражение), употребляются как синонимичные, что также понятно: для древнего человека внутреннее переживание радости было невозможно без внешнего проявления этого чувства. Завершив краткий анализ библейских терминов, перейдём к богословскому учению Второзакония о радости, которое включает в себя две основные идеи: радость служения Богу и радость человеческой жизни в мире с Богом. Кроме этого, Второзаконие выражает мысль, что Бог также может испытывать радость, если народ соблюдает Его завет (впрочем, об этом мы уже сказали при анализе глагола , так что далее повторяться не будем). Итак, радость служения Богу следует признать одной из основных тем Второзакония в связи с многократным отражением в книге этой идеи. Ощущение радости должно было стать доминирующей нотой в любом израильском богослужении 127 , а так как в древнем Израиле основной формой богослужения была жертва, то Моисей часто говорит о радости, которую человек испытывает во время жертвоприношений (см.: 12:7, 12, 18; 14:26, 26:10, 27:7, 33:18). Эта радость должна переполнять человека и в случае принесения десятин (см.: 14:26), и во время посвящения Богу начатков урожая (см.: 26:10). Особенное же проявление радость человека находит в случае принесения мирных жертв: Приноси жертвы мирные, и ешь [и насыщайся] там, и веселись прей Господом Богом твоим (27:7). Акцент на мирных жертвах как на радостных событиях связан с тем, что каждая такая жертва должна была стать подлинным праздником и потому всегда завершалась торжественной трапезой, куда приглашались не только родственники приносителя, но и другие члены народа Божия (см.: 12:12, 18). Именно поэтому призыв к радости нередко в тексте сопровождается оборотом есть пред Господом (12:7, 18, 14:26, 27:7), ибо совместная трапеза была кульминацией всего празднества 128 . Естественно, что своего максимума такой вид человеческой радости обретает в дни праздников, когда следует отложить в сторону все житейские заботы и только веселиться 129 (16:15). В связи с этим праздник в Чис.10:10 называется днём веселия вашего ( ), то есть особо выделенным периодом, когда радость человека должна быть полной и совершенной. Второзаконие говорит о радости в праздники Пятидесятницы и Кущей (см.: 16:11, 14–15), исторические книги эту идею дополняют сообщениями о радостном праздновании Пасхи и праздника Опресноков (см.: 2Пар. 30:21–27 ; 1Ездр.6:22 ). Как и в случае принесения мирной жертвы, в праздники к веселью призываются все члены народа Божия; особое внимание при этом стоит обратить на упоминание наименее защищённых социальных категорий населения: рабов, вдов, сирот и пришельцев (см.: 16:11,14). Священный автор, по сути, вменяет обществу в обязанность приобщить к совместному ликованию всех слабых и бедных людей, приложив все возможные усилия для достижения этой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь необходимо остановиться и подробно проанализировать применение концепции гет’а в отношении ханаанского населения. Как видим, Второзаконие и в данном отрывке, и в других местах (особенно в 7, 2, 16) ясно говорит о необходимости уничтожения хананеев во время завоевания обетованной земли. Это требование является абсолютным и безапелляционным, не допускающим никаких исключений или послаблений. В еврейском тексте Втор.7:2 и Втор.20:17 отмеченная мысль выражается использованием сочетания абсолютного инфинитива и личной формы глагола . Эта синтаксическая конструкция обозначает усиленное действие, а её адекватный перевод осуществляется посредством добавления наречий «непременно» или «действительно» 144 . Это значит, что оборот используемый в обоих указанных местах, следует перевести как «непременно уничтожь их» или «совершенно уничтожь их» 145 . Исполняя это повеление, Иисус Навин при взятии каждого ханаанского города (Иерихон, Гай, Ливна, Лахис, Хеврон и др.) истреблял местное население. Причин такого решительного образа действий несколько. Во-первых, так как войну ведёт Сам Господь и именно Он дарует победу Израилю, то вся добыча должна быть посвящена (отдана) Богу 146 . Израиль не имеет права самостоятельно распоряжаться военной добычей, поскольку он одержал победу не собственными силами, а с помощью Яхве. Но как посвящение жертвы Богу предполагает её сожжение, то есть уничтожение, так и посвящение нечестивого связано с его умерщвлением (см.: Лев.27:29 ). Во-вторых, истребление хананеев необходимо было для того, чтобы спасти Израиль от возможного заражения языческими верованиями; эта причина уже названа нами выше, и именно она указывается в рассматриваемой нами главе (20:18) и в других местах Второзакония (см.: 7:1–4, 16, 12:29–31). Сама частота повторения этого предостережения свидетельствует, что именно в опасности языческих соблазнов Моисей видел главное основание егет’а. В-третьих, уничтожение хананеев есть проявление суда Божия над ними 147 , который осуществляется руками израильского народа. В Библии указана только часть тех мерзостей, которые творили хананеи: принесение в жертву своим богам детей (см.: Втор.12:31, 18:10 ), чародейство, гадание, спиритизм (см.: Втор.18:10–11 ), кровосмешение и другие многочисленные противоестественные грехи в половой сфере (см.: Лев.18:24–27 ). Важно отметить, что понятие о заклятии нечестивых в контексте суда над ними не имеет этнической окраски: хананеи подлежат уничтожению не потому, что не являются частью израильского народа, а исключительно за свои злодеяния и преступления. Эта мысль подтверждается наличием в Книге Второзаконие требования аналогичного образа действий в отношении израильтян, которые будут виновны в идолопоклонстве (см.: 13:1–17) 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12 . По Исх.21:1–6 и Βтор.25:12–18 еврейский раб должен быть выпущен на свободу в конце шести лет службы; напротив, по кн. Лев.25:39–41 , он обязан служить до юбилейного года. – Эти два законные распоряжения не противоположны; второе приходится в пользу раба: если юбилейный год падает раньше шести лет его службы, то он должен быть отпущен на свободу. 13 . Левит и Числа предписывают праздновать пять праздников, между тем как Исход и Второзаконие дают распоряжения липиь о трех ( Лeb. XXIII , Чucл. XXVIII–XXIX , Исх.23:14–17, 34:18–23 , Βтор.16:1–16). – Исход и Второзаконие говорят только о трех праздниках, в которые евреи были обязаны отправляться для путешествия в скинию или в храм Господа: это – праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей; Левит и Числа упоминают о двух других торжествах, которым можно дать название праздников: то были: праздники Труб и Очищения, во время которых народ не обязан был отправляться к месту, где находился ковчег ( Исх.23:17; 34:23 : Втор.16:16 ). 849 14 . Некоторые другие мнимые противоречия, выставляемые неверующими против книг Моисея, разрешаются сами собою и не имеют даже серьезной вероятности. Все аргументы, которые желали извлечь из этого пункта против подлинности Пятокнижия, не имеют, таким образом, основания. Четвертый класс возражений Мнимые повторения Пятокнижия Хотели выставить против Моисеева происхождения пяти первых книг Библии, и против их единства известные аналогические факты, которые много раз повторялись во время патриархов: каковы, например, двоякое похищение Сары в Египте ( Быт.12:10–19 ) и Гераре ( Быт. ХХ ); 850 двоякое похищение Сары в Гераре с одной стороны, и Ревекки с другой, в том же самом месте (XX, 26:1–11); двойное изгнание Агари (16:4–16 и XXI:9–21); 851 двукратный союз сначала Авраама (21:22–34), а затем Исаака (26:26–33) с Авимелехом; двоякое освящение Вефиля (28:18–22 и 35:14–15); двоякое установление Пасхи ( Исх.12:1–28, 43–51; 13:1–2 и 13:3–16); двукратное ниспослание перепелов ( Ucx. XVI и Чucл. XI ) и двукратное чудо истечения воды из камня ( Ucx. XVII и Числ. ХХ ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

От Синая через пустыню Указания, касающиеся обещание земли пустыню к Синаю к Моаву (на границе жизни в Земле Земли Обетованной) Обетованной --------------------------------------- Израиль в пути ------------------------------------------- «Земля Обетованная» формирует связующее звено мотивов, посредством которых Авраам и Моисей, оба предводителя на этом пути, связаны друг с другом и текстуально: Быт.12:1, 7 «Яхве сказал Аврааму: выйди из твоей земли... в «Моисей поднялся на Нево... и Яхве дал увидеть землю, которую Я дам увидеть тебе... Яхве явился ему всю землю... Яхве сказал ему: Это – та земля, Авраму и сказал: которую Я с клятвой обещал Аврааму, Исааку и Иакову: Твоим потомкам отдам Я эту землю» Твоим потомкам отдам я ее. Я дал увидеть тебе ее глазами твоими» Обещание земли как клятва, данная праотцам, является даже единственной темой, проходящей красной нитью и через все пять книг Быт – Втор ( , Исх.13:5, 11, 32:13, 33:1 , Лев.18:3, 19:23, 20:24, 23:10, 25:2, 38 , Числ.11:12, 14:16, 23, 32:11 , Втор.1:8, 35, 6:10, 18, 23, 7:13 ;, 8:1, 10:11, 11:9, 21, 19:8, 26:3, 15, 28:11, 30:20, 31:7, 20 слл.; 34:4). И наоборот, в Ис Нав – 4 Цар отсутствуют ссылки на обещание земли, данное с клятвой праотцам. Это также подтверждает тезис о том, что Пятикнижие является композиционно завершенным цельным произведением. (3) Пять книг расположены в хиастическом/зеркальном порядке вокруг книги Левит как богословского центра. Бытие и Второзаконие образуют внешнюю рамку: Бытие Второзаконие Творение мира и обещание земли Указания, касающиеся жизни в земле обетованной Поручение пойти в землю Поручение пойти в землю Заключение 49–50: Заключение 33–34: Иаков благословляет 12 сыновей Моисей благословляет 12 колен Смерть Иакова Смерть Моисея Погребение Иакова в земле обетованной Погребение Моисея через Яхве («в небе») Исход и Числа образуют внутреннюю рамку. Они параллельны друг другу благодаря многочисленным сходным историям; Синай является своеобразным водоразделом (крик о хлебе и воде перед Синаем «легитимен», но после Синая он ведет ко греху):

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Для писателя казалось достаточным сказать, от кого они произошли, где жили, и кто у них были правители. Прочие же события в их жизни служили выражением только одного удаления их от Бога и не интересны были писателю и читателям его. Поэтому и кратки его отделы об этих народах. Заметно, далее, что историю лиц и народов, которых писатель хочет обойти, он предпосылает истории современного им Богоизбранного потомства: потомство Каина (4:11–25) описывается ранее потомства Сифа (5гл.), – Измаила (25:12–18) ранее Исаака (26–35 гл.), – Исава (36) ранее Иакова (37–50 гл.). Что касается других частей Пятокнижия – книг Исход, Левит, Числа и Второзакония, то и в них виден подобный же план, хотя и нет упомянутых оглавлений. Так, и здесь писатель излагает только события, в которых и через которые проявлялось Божественное Промышление о спасении человеческого рода в истории Богоизбранного еврейского народа. И в этих книгах точно также кратки сведения о народах чуждых Евреям, например, Египтянах, Моавитянах и др., и пространно говорится о всех частных событиях в жизни Евреев и даже отдельных лиц – Моисея, Аарона. Перечислять примеров всего этого не будем, в виду дальнейшей о сем речи. Кроме того, эти книги (Исход, Левит, Числа и Второзаконие) в другом отношении обнаруживают строгое единство плана и систематичность изложения содержания. Так, книга Исход естественно разделяется на три части: 1) события, предшествовавшие исходу из Египта (1–12:36); 2) исход и прибытие к Синаю (12,37–18гл.) и 3) дарование Синайских законов и построение скинии (19–40). Книга Левит также разделяется на три части: 1) законы о жертвоприношениях (1–11 гл.); 2) о чистоте и нечистоте (12–22); о субботе и праздниках (23–27 гл.). Книга Чисел также разделяется на три части: 1) приготовления к отходу от Синая (1–10 гл.); 2) удаление от Синая, возмущение народа, обречение его на 40-летнее странствование и само странствование (11–19 гл.); 3) события случившиеся и законы, данные на 40-м году странствования (20–36). Второзаконие разделяется на 3 части и заключение: 1) речь Моисея, воспоминающая события у Синая и во время 40-летнего странствования (1–4 гл.); 2) речь Моисея, повторяющая Синайские законы и пополняющая их в применение к жизни в Палестине (5–26); 3) речь Моисея о клятвах и благословениях еврейскому народу (27–30); заключение – избрание преемника Моисею, прощальная его песнь, благословение Израильским коленам и смерть его (31–34 гл.) 64 . Таким образом, во всех частях Пятокнижия господствуют строгий план, единство внешнее и внутреннее, последовательность, все это возможно только при единстве писателя 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

15:3) не освобождались от обязанности возвращать кредиты, так как это были не столько долги, сколько торговые сделки. 15:1–6. Субботний год. Оставление земли под паром в знак признания деятельности Бога-Творца и как пример разумного землепользования впервые встречается в Исх. 23:10,11 . Это установление получает развитие в Лев. 25:2–7 , где правила соблюдения субботнего года и его влияние на землю и людей освещены более подробно. Законодательство Книги Второзаконие сосредоточено главным образом на прощении долгов, освобождении рабов (15:12– 18) и публичном чтении закона (31:10–13) на протяжении субботнего года. Несмотря на то что законодательство о субботе и субботнем годе не имеет параллелей, в угаритском эпосе о Ваале упоминается семилетний земледельческий цикл, сопоставимый с библейским. По закону Хаммурапи, детей и женщин, проданных в рабство, следовало освобождать через три года. 15:12. Еврей. Весьма вероятно, что первоначально понятие «еврей», как и «хабиру» аккадских текстов, использовалось для обозначения лиц, не имеющих земли и гражданства, которые служили наемниками или временными работниками. Это определение не обязательно употреблялось в уничижительном смысле. В нем, несомненно, присутствовал некий негативный оттенок, ибо в Древнем мире люди были склонны отождествлять себя с каким-либо сообществом или местом. То обстоятельство, что первый «еврей», Авраам, был безземельным иммигрантом, чем-то вроде «цыгана», хорошо передает значение этого понятия. Члены израильского общества считали себя свободными землевладельцами. Поэтому слово «еврей» могло относиться либо к обедневшему израильтянину (ср.: Иер. 34:9 ), либо к израильтянину, живущему на чужой земле ( Суд. 19:16 ). Чтобы вернуть отчужденную землю и статус землевладельца, еврей должен был отработать полных шесть лет. Таким образом, «евреи», о которых идет речь в Исх. 21:2 ; Втор. 15и Иер. 34:9 , – это израильтяне, которые, в отличие от чужеземцев, не могли быть проданы в вечное рабство. Право на освобождение – вот что отличало евреев от чужеземцев. 15:16,17. Церемония прокалывания уха. См. коммент. к Исх. 21:5,6 . Единственное отличие в описании этой церемонии состоит в том, что в Книге Второзаконие добавлены слова «Так поступай и с рабою твоею», поскольку этот вариант закона об освобождении рабов посвящен рабам как мужского, так и женского пола. 15:19–23 Первородное из скота

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010