Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 2-ю Великого поста в Покровском Хотькове монастыре 11 марта 2012 г. 17:30 11 марта 2012 года, в неделю 2-ю Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка игумения Олимпиада! Дорогие сестры, отцы, братья! В этот замечательный день, второе воскресенье Великого поста, мы совершаем Божественную литургию в Покровском Хотьковом монастыре при большом стечении паломников, сопровождая богослужение великим таинством рукоположения нового епископа. Каждый, кто восходит на свещницу архипастырского служения, несет особую ответственность, в первую очередь, за исцеление человеческих душ. Мы забываем о том, что Церковь, продолжая служение Спасителя, призвана нести исцеление людям. С первых дней существования христианская община была общиной исцеления. И сегодняшнее чтение из Евангелия от Марка (Мк. 2:1-12) помогает нам понять, почему Церковь продолжает это великое служение. Апостол Марк повествует о том, как Господь исцелил парализованного человека, которого принесли к дому, где Он проповедовал. Его близкие, не имея возможности войти в помещение, разобрали крышу (ибо крыши на востоке в то время, да и поныне делают плоскими) и, опустив носилки с этим несчастным человеком в комнату, где был Спаситель, просили Его об исцелении. Господь не просто исцеляет этого парализованного человека. Он говорит удивительные слова: «Прощаются тебе грехи твои». Присутствовавшие фарисеи, призванные улавливать каждое слово Спасителя, чтобы обвинить Его в нарушении закона, тут же вознегодовали и сказали: «Как этот человек может прощать грехи?» Но Господь разрушает это лицемерное благочестие одной фразой: «Что легче: сказать " прощаются тебе грехи " или сказать " встань, возьми постель твою и иди " ? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, говорю тебе: встань, возьми постель твою и иди». И исцелился парализованный, видимым образом доказав силу Божию исцелять людей, а значит, и прощать грехи.

http://patriarchia.ru/db/text/2067614.ht...

В странах, где сосуществуют Православные Церкви различных юрисдикций (в частности, в Западной Европе), в день Торжества Православия, как правило, совершается межправославная литургия или вечерня. Такое богослужение является видимым свидетельством молитвенного и евхаристического единства Православной Церкви. Второе воскресенье Великого поста называется Неделей светотворных постов. В этот день совершается память святителя Григория Паламы . О жизни и учении этого великого святителя XIV века мы уже неоднократно говорили. Празднование памяти святого Григория приурочено к Великому посту, поскольку его учение напоминает о созерцании Божественного света и обожении как об увенчании аскетического подвига. Служба святителю составлена его учеником патриархом Константинопольским Филофеем (XIV в.), а канон – патриархом Геннадием Схоларием (XV в.). В богослужебных текстах он назван «столпом веры», «поборником Церкви», органом Премудрости, светильником, показавшим солнце, сыном божественного и невечернего Света. О Григории Паламе говорится как о человеке, победившем страсти и соединившемся с Богом: Триодь постная. Неделя 2-я Великого поста. Утреня. Канон 2-й. Песнь 9.  Зерцало Божие был еси Григорие: еже бо по образу нескверное соблюл еси, ум же владыку на страсти плотския мужески поставив, еже по подобию восприял еси. Отонудуже дом был еси Святыя Троицы светлейший.  Зеркалом Божиим ты был, Григорий, ибо сохранил неоскверненным то, что по образу, ум же мужественно сделав владыкой над страстями, воспринял то, что по подобию. Благодаря этому ты стал светлейшим домом Святой Троицы. Третье воскресенье Великого поста называется Неделей крестопоклонной. Богослужебные тексты этого праздника сосредоточены на осмыслении значения Креста Христова как орудия спасения. Церковь напоминает о подвиге поста как о подготовке к Страстной седмице и подражании крестоношению Господа Иисуса Христа. На утрени исполняется гимн, принадлежащий преподобному Роману Сладкопевцу и повествующий о сошествии Христа во ад: Триодь постная. Неделя 3-я Великого поста. Утреня. Икос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как совершается восхождение к благодатному свету 11.03.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского , Седмица 2-я Великого Поста Слово в Неделю 2-ю Великого поста Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы — великого богослова XIV beka, который учил о нетварном Фаворском свете. Эта неделя называется Неделей светотворных постов. Постом, молитвой и покаянием мы должны узнать о том, что Господь призывает нас к жизни, где свет и радость и где мы делаемся причастниками Божественного естества. Мы призваны вкусить и увидеть, что Господь благ. Мы призваны узнать, что эта благодать дается в Церкви Христовой не только для великих святых, но и для каждого без исключения христианина, и что все мы, приходящие в храм и молящиеся Господу в течение Поста молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», молимся именно в этом благодатном свете. Мы молимся о том, чтобы Господь избавил нас не просто от праздности, уныния и празднословия, а от духа зла, которым живы эти грехи. И чтобы он даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви — тот свет, который нам дано было ощутить как новую жизнь, ради которой создан человек; как жизнь, ради которой Бог воплотился и принял все, что есть в нашей человеческой судьбе. Жизнь, ради которой Он постился сорок дней, чтобы через этот пост мы соединялись с Ним и приобщались Его Кресту и Воскресению. Этот свет, эта благодать дают нам понять, почему в нашей главной молитве Великим постом Церковь молится словами, которые являются печатью всех прошений: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Чтобы понимать, что каждый человек призван Господом к вечности, и ради каждого из нас Господь воплотился и принял страдания. В духовной жизни существует порядок, и мы понимаем, что начинаем видеть свои грехи, только когда в нашей жизни появляется хоть капля благодатного нетварного света. Если этого света нет, нам кажется, что у нас все благополучно. Мы не видим грехов, не потому что их нет, а потому что так темно, что мы не отличаем уже свет от тьмы, и только по мере нашего приближения к этому свету начинаем видеть в себе ту страшную тьму, которая присутствует в каждом из нас. Порядок духовной жизни заключается в том, чтобы прежде чем стремиться достигнуть благодати, мы научились противостоять всякому греху. Чтобы мы старались изо всех сил стяжать те главные качества, о которых напоминает нам Церковь. И только после этого можем мы надеяться, что нам будет дано приобщиться духу, стоящему за красотой нашей внутренней жизни.

http://moral.ru/voshozhdenie/

Во второе воскресенье Великого поста в Алма-Ате молитвенно прославили Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы 28 марта 2016 г. 10:03 27 марта 2016 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день празднования в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию святителя Василия Великого в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: епископы Талдыкорганский Нектарий , Карагандинский и Шахтинский Севастиан , Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , Петропавловский и Булаевский Владимир ; благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, благочинный храмов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), руководители епархиальных отделов и комиссий в священном сане; настоятели и духовенство храмов Алма-Атинской епархии , священнослужители, прибывшие с гостями архипастырями. Песнопения исполняли: хор Митрополичьего округа под управлением заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова и хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич. За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; исполняющая обязанности настоятельницы Богородице-Рождественского монастыря города Караганды монахиня Антония; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления; студенты Алма-Атинской духовной семинарии ; благотворители епархии; учащиеся воскресных школ алма-атинских приходов. Гостями праздника стали: представитель Россотрудничества в Алма-Ате, консул Генконсульства России И.В. Переверзева, представители общественных организаций и этнокультурных центров. После сугубой ектении была вознесена молитва о мире и преодолении междоусобной брани на украинской земле. Проповедь после запричастного стиха произнес руководитель информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов. Литургия завершилась славлением перед Алма-Атинской Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы — точным списком с чудотворного Феодоровского образа Богородицы. Копия «мера в меру» была освящена пред явленной иконой в Костроме в 2010 году. Данный образ выполнен изографом, заслуженным художником Российской Федерации С.Н. Соколовым. Икону украшает оклад, изготовленный в художественной мастерской им. Александра Невского в г. Москве ювелиром А.И. Анискиным. Оклад в точности воспроизводит украшенную драгоценными камнями золотую ризу на явленной Феодоровской иконе в Костроме, изготовленную в 1891 году на добровольные пожертвования жителей российских губерний, при личном участии императора Александра III, сообщает сайт Митрополичьего округа . Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

На вечерне, прокимен, гл. 8: «Дал мне достояние боящихся имени Твоего, Господи». Стихи: 1. «От конца земли взываю к Тебе». 2. «Покоюсь под кровом крыл Твоих». 3. «И я буду петь имени Твоему во век». (Пс. 60; 6. 3. 5. 9). Во второе воскресенье Великого поста. Память Святителя Григория, архиепископа Фессалоникскога чудотворца. Тропарь, гл. 8: «Светило православия, Григорий чудотворец, опора и учитель Церкви, красота монахов, неодолимый защитник богословов, слава Фессалоник,. проповедник благодати, молись о вечном спасении наших душ». Кондак, гл. 8: «Учитель веры, отче Григорий, священное и божественное орудие мудрости, мы стройно воспеваем тебя, громкую трубу богословия, Как разум, близко стоящий к Высшему Разуму, направь к Нему ум наш и мы будем восклицать: проповедник благодати». В третье воскресенье Великого поста. Поклонение Святому Кресту. Тропарь, гл. 2: «Спаси, Господи, людей Твоих к благослови достояние Твое, даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй; Твой народ». Кондак, гл. у: «Пламенный меч уже не охраняет врат Едема, он чудесно угашен древом креста; жало смерти и победа ада уничтожена, ибо явился Ты, Спаситель мой, с призывом к находящимся в аду: «Идите опять в рай». В четвертое воскресенье Великого поста. Память преп. Иоанна Лествичника. Тропарь, гл. 2: «Пустынным жителем, по плоти Ангелом и чудотворцем был ты, отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою приобретши небесные дарования, ты исцеляешь болезни и души, прибегающих к тебе с верою. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Действующему через тебя и Подающему всем исцеление». Кондак, гл. 4: «Господь поставил тебя, наставник и отец наш Иоанн, на высоте воздержания, как истинную неподвижную звезду, светящую отдаленным концам земли». В четверг 5 недели Великого поста читается покаянный канон Святого Андрея Критского (см. 1 неделя). В субботу, на утрени. Тропарь, гл. 8: «Тебе, Высшей Военачальннце, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как Имеющая силу непобедимую, освобождай вас от всяких бед, чтобы мы. взывали к Тебе: «Радуйся, Невеста Вечнодевственная».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

О том, как распределялись службы на Пасху, были ли особые последования для Великой пятницы и утра Великой субботы, неясно. Источники говорят в основном лишь об особой службе пасхальной ночи. У ирландцев также существовал обычай благословения нового огня на Пасху (вероятно, с ним связано благословение свечи в Бангорском Антифонарии; см.: McLoughlin. 1969). В «Плавании Брендана» упоминаются особые периоды года - от Рождества Христова до Епифании (в одном месте называется Теофанией, как в нек-рых Сакраментариях Gelasiana Mixta) или ее Октавы и от Пасхи до Пятидесятницы. Выделение этих периодов было, видимо, связано с изменениями в дисциплине поста. Пост среды и пятницы соблюдался строго ( Columban. Regula monachorum. 13// Sancti Columbani Opera/Ed. G. S. M. Walker. Dublin, 1970. P. 160; см. также: D " Arbois de Jubainville. 1888). Сторонние наблюдатели считали даже, что ирл. монахи и аскеты постятся постоянно, кроме воскресных и праздничных дней, летом до 9-го часа, а зимой до вечерни ( Ratramn. Contr. Graec. 4. 3//PL. 121. Col. 315-316). Но в указанные периоды пост мог отменяться (см.: Beda. Hist. eccl. 3. 5; др. основанием для отмены поста в мон-ре могло быть принятие важных гостей - Adamn. Vita Columb. 1. 26). Помимо поста среды и пятницы в К. о. существовало 3 продолжительных поста, называемых часто «зимний» (Адвент, или пост Илии), «весенний» (Великий пост, или пост Иисуса Христа) и «летний» (пост Моисея, к-рый начинался перед памятью Иоанна Крестителя (24 июня); по мнению Беды Достопочтенного, его отсчет начинается у ирландцев с Пятидесятницы ( Beda. Hist. eccl. 3. 27; ср.: «Второе видение Адомнана», главы 22-24). Каждый из них продолжался 40 дней (tres quadragesimae - одно из часто встречающихся выражений в ирл. Пенитенциалах) или 6 недель (об этих постах см.: Bieler L., ed. The Patrician Texts in the Book of Armagh. P. 152; Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 42-43; Vitae Sanctorum Hiberniae/Ed. Ch. Plummer. Oxf., 1910. Vol. 1. P. CXX. N 1). Ирландцы начинали поститься с вечера воскресного дня и поэтому сталкивались с проблемой расчета постных дней (в Риме, а потом повсеместно на континенте Великий пост начинался со среды, чтобы исключить из счета постных дней воскресенья, в которые пост запрещен; о проблемах расчета см.: Ó N é ill. 2000).

http://pravenc.ru/text/1684161.html

Надеемся, что наш земной опыт, который мы здесь переживаем в дни Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи станет предвкушением того опыта, который уготован для каждого человека в Царстве Небесном, когда Сам Господь будет встречать человека на пороге жизни и смерти для того, чтобы человек не умер, но из одной жизни перешел в другую. Аминь». Проповедь в Неделю 2ю Великого поста: Благодать Божия позволяет людям уже здесь, на земле, быть причастниками Царствия Небесного 31 марта 2013 года, в неделю вторую Великого поста и день памяти святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского, митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к присутствующим с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Во второе воскресенье Великого поста Церковь торжествует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Это празднование связано с событиями XIV века, когда разгорелись споры о возможности человеку приобщиться к Богу. Были богословы, которые говорили, что это невозможно, что между Богом и человеком такая непроходимая бездна, которую преодолеть никакими силами, средствами и способами невозможно. Были богословы, которые говорили, что человек может видеть Бога, познавать Бога и Его сущность. Святитель Григорий Палама, который долгие годы был афонским монахом, а затем стал архиепископом Фессалоникийским, на основе учения предшествующих святых отцов сформулировал учение о том, что Бог невидим и непознаваем в Своей сущности, но может быть видимым, познаваемым и приобщимым в Своих действиях или энергиях. Когда это учение восторжествовало на Соборах в Константинополе, Церковь постановила праздновать память святителя Григория Паламы и совершать воспоминание об этих Соборах во вторую неделю поста — еще раз совершать празднование Торжества Православия. В чем значение этого учения для нас? Мы знаем из истории Церкви, из истории монашества, из святоотеческого учения, что были люди, которые в своей земной жизни достигали вершин боговидения; они не просто узнавали о Боге через книги, не просто ощущали присутствие Божие благодаря молитве и участию в богослужениях – перед ними разверзались небеса, и они восхищались Духом Божиим, подобно апостолу Павлу, на третье небо, где слышали неизреченные глаголы, которые невозможно пересказать человеку (см. 2 Кор.12:2–4). Такие люди вновь и вновь появлялись и вновь и вновь свидетельствовали о своем опыте.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

в расстоянии только 10 фарсахов от Багдада по Abû-1-Fida), в соседний с Укбарою городок Катраббуль (qrbl= Νικατορπολις?) прибыл «в ночь на шестое воскресенье поста мар Элии», а на следующий день «утром в воскресенье» вступил в Багдад. Чрез несколько дней Авдишо посетил могилу покойного католикоса Савришо III и «келлию» католикосов в Багдаде, а «на другой день, – это была среда первый день тешрина первого», – опять возвратился в свою прежнюю квартиру. 1-е октября 1074 г., день нового года сирийцев (1386 г. селевкидов), действительно, было в среду. Следовательно, в конце сентября Авдишо был уже в Багдаде. – Нареченному католикосу приходилось теперь думать о представлении в «великий диван», al-dîwânu-l-ъazîz u . Но встретились какие-то проволочки, и дело «замедлилось до воскресенья недели св. Моисея, aly al-ad mn sabu mar mušy», когда в церкви св. Фетиона блюститель кафедры епископ Хормизд кашкарский торжественно возгласил эктению «о святом отце нашем мар-Авдишо, епископе-митрополите совском и месопотамском, d-çôb h â, wa-d h -bêt h -nahrîn, избранном от Духа Святого на великое дело патриаршества, и о всех его сослужителях». Спустя несколько дней после этого торжества Авдишо в сопровождении митрополитов и епископов являлся в великий диван, и отдан был приказ о написании подлежащей грамоты о хиротонии нареченного католикоса. – Эта бездна подробностей – я привел только некоторую часть их – не позволяет думать, что Маре плохо знает дело и излагает события хронологически неправильно. Но в 1074 г. пасха – неоспоримо – была 20 апреля, следовательно, первое воскресенье седьмицы (или поста) св. Илии должно было приходиться на 14-е сентября, 6-е воскресенье – на 19-е октября, и потому никакой седьмицы мар-Муше не должно было быть: 26-е октября – 7-е и последнее воскресенье св. Илии, а 2-е ноября – бесспорно, 1-е воскресенье обновления храма. И сургада под 2449 годом селевкидов (этот год в 15-м 532-летнем круге соответствует 1385-му году в 13-м круге) графу «Муше " оставляет незаполненною. – Предполагаю, что в XI в. был обычай – первое воскресенье после 13 сентября считать первым воскресеньем по кресте и – ipso facto, без всяких околичностей, – четвертым воскресеньем св. Илии. По этому счету 1-е воскресенье по кресте в 1074 г. по р. Хр. было 14-го сентября, следовательно, 6-е воскресенье св. Илии 28 сентября: в этот день Авдишо – до 1-го октября – прибыл в Багдад. Воскресенья 12, 19 и 26 октября приходились на «седьмицу мар-Муше». Прибавлю, что единственная подходящая инстанция (Саргис, 54-й католикос, † 21 сент. 872 α, по Мааре, – «в воскресенье второе праздника креста» yum al-ad al- θany mn ъyd al-çlyb) не вносит никакого света в занимающий нас вопрос – по той диковинной случайности, что в 872 г. пасха была 30 марта, а потому 1-е воскресенье праздника креста в этом году и по сургаде приходится на 14-е сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Отделение второе. Богослужение от недели мытаря и фарисея до недели всех святых В этот период времени в Богослужение вводятся книги подвижных дней: триодь постная и цветная. По первой совершается Богослужение в приготовительные недели и седмицы к Великому посту и в самый пост, и обннмает период времени в 70 дней; по второй – Богослужение от дня Пасхи до недели всех святых и обнимает период времени в 57-мь дней. А. Богослужение по триоди постной § 41. В приготовительные недели и седмицы к Великому посту Приготовительные к посту недели суть: а) неделя мытаря и фарисея, седмицы и недели – б) о блудном сыне, в) мясопустная и г) сыропустная. а) Неделя мытаря и фарисея названа так по евангельской притче о мытаре и фарисее, которую положено читать на литургии в эту неделю (воскресенье). В Богослужении своем, именно, в песнопениях триоди, Церковь прославляет смирение мытаря и осуждает и порицает гордость фарисея и наружное благочестие. С этого воскресенья до 5-й недели (включительно) Великого поста на воскресных утренях после Евангелия и песни: «Воскресение Христово видевшее», вместо «молитвами Апостолов и Богородицы» и вместо «Воскрес Иисус от гроба», поют покаянные песнопения: слава – Покаяния отверзи ми двери... и ныне – На спасения стези... Помилуй мя Боже... «Множества содеянных мною лютых». На всех чинопоследованиях, как в это воскресенье, так и в другия, приготовительные к посту, песни и молитвы минеи заменяются песнями триоди постной. Если в это воскресенье случится праздник Сретения Господня, то пение: покаяния отверзи ми двери, не оставляется. После этого воскресенья во всю седмицу не бывает поста, как бы в обличение тех людей, которые, подобно фарисею, хвалятся наружным исполнением поста, не заботясь о чистоте сердца. б) Неделя о блудном сыне названа также по евангельской причте о блудном сыне, которую положено читать в это воскресенье. Представляя милосердие Божие, явленное к кающемуся блудному сыну, св. Церковь внушает нам, что Господь милосерд к самому великому грешнику, если он принесет искреннее покаяние во грехах. На утрени в сие воскресенье (и следующие два: мясопустное и сырное) после «Хвалите имя Господне» поется псалом: «На реках Вавилонских» с аллилуиею красною. Псалом сей, выражая скорбные чувствования иудеев, находящихся в плену Вавилонском, и их желания возвратиться в родную землю, напоминает нам о нашем обращении на путь покаяния и молитвы. Песнопения: Покаяния отверзи ми дверзи... поются в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Теперь назовем дни, когда Устав назначает совершать каждый из трех видов литургии. Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается большую часть дней года. Это настолько распространенный вид литургии, что в церковной практике обычно называется просто «литургией» (то есть когда мы говорим «литургия», без пояснений и уточнений, то подразумеваем литургию Иоанна Златоуста ). Дни ее совершения можно классифицировать следующим образом: – от Пасхи до Недели сыропустной литургия святителя Иоанна Златоуста совершается каждый день, кроме тех случаев, когда совершается литургия Василия Великого или не положено литургии вовсе; – в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю субботы Великого поста, а также в Неделю ваий; – на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, случившийся в седмичный день Великого поста. Литургия святителя Василия Великого совершается ровно 10 раз в году в следующие дни: – в навечерие Рождества Христова и Богоявления (однако если 24 декабря или 5 января случится в субботу или воскресенье, тогда в навечерие праздника совершается литургия святителя Иоанна Златоуста , а литургия Василия Великого – на сам праздник); – 1 января (память святителя Василия Великого ); – в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю Недели Великого поста; – в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста в следующих случаях: – в каждую среду и пятницу периода Святой Четыредесятницы; – в четверг 5-й седмицы (ради Великого канона) 250 ; – 24 февраля (Первое и второе обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), а также в храмовый праздник и в праздник чтимого святого, случившиеся в понедельник, вторник или четверг в период Святой Четыредесятницы; – в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду. Литургии не положено в следующие дни года: – в среду и пятницу сырной седмицы (если не случится Сретение Господне или храмовый праздник); – в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы (если не случится полиелейного, храмового праздника или Благовещения Пресвятой Богородицы); – в Великую Пятницу (однако если в этот день случится праздник Благовещения, то совершается литургия святителя Иоанна Златоуста ); – в седмичные дни Рождественского и Петрова постов в случае аллилуйных служб (однако в настоящее время аллилуйные службы почти не совершаются, несмотря на их наличие в Уставе (Типиконе) и пожелание Поместного Собора 1917–1918 годов относительно их возрождения); – если навечерие Рождества Христова или Богоявления случится в субботу или воскресенье, то накануне в пятницу литургия отменяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010