В известном описании синайской утрени VII в. указываются на ней «песни Моисеевы» (т. е. библейские, как и псалмы все наз. Давидовыми) и, несомненно, все 9 нынешних (там же, 295). В греч. Псалтири Имп. публ. библ. из собр. еп. Порфирия 862 г. после кафизм помещены рядом с важнейшими песнями и молитвами и библейские песни; 1–7 названы δι, 8-я – μνος, 9, 10 и 11 (Богородицы, Захарии и Симеона Богоприимца) – εχα. Из инославных коптская утреня не имеет библейских песней, несторианская имеет только 2 песни Моисея, абиссинская имеет песни Моисея, 3 отроков и Симеона Богоприимца 2519 . Армянская утреня (собственно полунощница) имеет песни 3 отроков, Богородицы и Захарии; имеют по одной песни у армян и час 3, вечерня и «служба пред сном» (после повечерия); последняя – части песней Аввакума, 3 отроков и Симеона Богоприимца. У маронитов утреня имеет 7 песен, вечерня 4, часы по 3 или 2, повечерие 2. Из западных римский чин уже при прп. Венедикте имел на последней, важнейшей, части утрени (Laudes) поочередно (с воскресенья) песни 3 отроков, Исаии (но 12 гл.), Езекии, Анны, Моисея 1, Аввакума, Моисея 2 (Богородицы – на вечерне); амвросианский чин – Захарии или Моисея 2-я, Моисея 1-я, трех отроков (только в воскресенье и праздники); мозарабский чин – одну песнь по очереди, но иначе, чем римский (Вступ. гл., 299–303:315–318). Способ исполнения Библейские песни на каноне употребляются в трояком объеме: в целом их виде в Великий пост (но не все ежедневно), в сокращенном в будни, и в еще более сокращенном в воскресенья, праздники, пред- и попразднства и в субботы. В первом и втором случае библейская песнь поется сначала по стихам попеременно двумя ликами без припевов до тех пор, пока из нее не останется достаточное число стихов, к которым имеют припеваться ирмос и тропари канонов (таких стихов большей частью нужно 12, со Слава и ныне 14, иногда же в пост только 2); в последнем же случае вся песнь поется с припевом тропарей канона. Чтобы судить о степени сокращения песен для будничного и праздничного употребления, нужно сравнить количество стихов каждой из них в ее целом виде, в каком песнь употребляется в Великий пост, с количеством стихов в ее сокращенных видах. При этом нужно заметить, что деление песен на стихи для богослужебного употребления большей частью не соответствует делению их на стихи в Библии: длинные библейские стихи разбиваются на две и более части.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

е. святые. Но Служебн. 1658 г. вообще «входит в церковь». Согласно со Служ. 1647 г. старообр. Служебник, но Устав – как наш. СТИХОВНЫ    Стихиры «на стиховне» (ες τον στχον, реже τα απστιχα), или «стиховны», представляют второй и заключительный ряд праздничных песней на вечерне, который поэтому уже должен быть выше предыдущего ряда – стихир на Господи воззвах. Как молитвы вечерни все усиливаются с ходом ее, так и песни. Действительно, стиховные стихиры полнее восхваляют празднуемое событие уже тем, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам (приспособленным к празднику), откуда и название их. Впрочем, они называются так и потому еще, что на литии стихиры без стихов. Они господствуют над псалмом (т. е. над этими стихами) тем, что открывают свой ряд без псалмического стиха. На многие праздники эти стихиры восторженнее «воззвахов», например, на Пасху ими служат известные стихиры «Пасха священная», поются на более изысканные гласы (3, 5, 7) и имеют наиболее художественные и трогательные напевы («Доме Евфрафов», «Егда от древа»). Потому-то и исполняются они обоими соединенными хорами на середине храма, что для воскресного бдения следует само собою из предыдущего описания (для обыкновенной вечерни это нарочито отмечается – см. 9 гл. Типикона). История их    Стиховная стихира, пока только одна, должно быть, имеется в виду в известном рассказе о посещении Нила Синайского Софронием и Мосхом (VII в.) под именем «тропаря на Свете тихий или на Сподоби Господи»: тропарями там названы и стихиры на Господи воззвах, термина же «стихира» еще нет в этом памятнике (Вступ. гл., 295). С нынешним именем и в количестве нескольких стиховные стихиры упоминаются Ипотипосисом (IX в.) под именем στιχηρα το στχου, древнейшими Студийскими уставами и Евергетидским; древнейшая греческая ркп. Иерусалимского устава называет их «стихиры το στχου». Стиховны воскресны    Стиховные стихиры на воскресной вечерне положены в количестве 4, большем на 1, чем для всех других праздников, даже двунадесятых, исключая Пасху.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Хвалитные стихиры    Стихиры на хвалитех (εις τους ανους) не необходимы при хвалитных псалмах, а составляют вообще принадлежность утрени полупраздничного типа, появляясь иногда у шестеричных святых (см., например, 6 и 24 сентября, 1 ноября, но 3 октября, 16, 18, 19 января) и отсутствуя в пред- и попразднства и субботы, за некоторыми исключениями; впрочем, хвалитные стихиры допускаются и на будничной утрене, если их нужно сюда перенести с Господи воззвах по недостатку там места (см. Тип., понедельник 1-й Великого поста, утреня). Обычное нормальное количество стихир на хвалитех - 4; так всегда, даже в великие праздники - Пасху, Рождество Христово (в субботу ваий - 6 по особым соображениям), исключая воскресенья, когда их 8 по особым обстоятельствам (см. ниже). Так мало назначено их (можно сказать - минимальное количество для антифонного пения: по 2 каждому лику), может быть, ввиду усталости к концу службы. История    Хвалитные стихиры под именем «тропарей» упоминаются изв. описанием синайской утрени VII b. (Вступ. гл., 295) и в Ипотипосисе некоторых редакций. В Студийском уставе нормальным количеством хвалитных стихир считалось, по-видимому, 6, но Иерус. с древнейших ркп. - 4. Воскресные хвалитные стихиры     Хвалитные стихиры воскресной утрени выделяются из ряда других своим количеством: их бывает 8, вдвое более, чем для самых великих праздников: 4 называемых прямо «воскресными» и 4 «восточны» (ср. с. 545). Припевами для них служат 6 стихов хвалитных псалмов, начиная с 9-го, последнего, стиха 149 пс, и, кроме того, два псалмических стиха, специально подобранные к событию воскресения и названные в Тип. (гл. 3, 4 и др.) «воскресными припевами» - те же, что служат припевами к седальнам: «Воскресни, Господи…» и «Исповемся Тебе, Господи» (Пс. 9:33, 2). Имея для себя специально-праздничные стихи, последние стихиры являются собственно уже не хвалитными, а стиховными, почему для пения их лики соединяются; это схождение делается еще на последним стихе хвалитных псалмов (на «Всякое дыхание»), чтобы стиховных стихир получилось три. По содержанию хвалитные стихиры, особенно восточны, несколько длиннее и сложнее стихир на Господи воззвах и стиховных; они нередко обращаются с упреком к иудеям, хотевшим скрыть воскресение Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отмена и сокращение    Ввиду особого значения стиховных стихир они ни при каких совпадениях не только не заменяются на воскресной службе другими, но и не сокращаются и не умножаются в числе присоединением других стихир. Исключение 24 декабря и Недели от Пасхи до Вознесения (см. там). НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ    Дав ряд псалмов и специально вечерних (103 и 140 с дальнейшими), рядовых (1 кафизма), и специально праздничных (стихи 92 пс.), присоединив к псалмам христианские гимны, приспособленные и к вечернему времени (Свете тихий, Сподоби Господи), и к празднику (стихиры), вечерня, однако, не исчерпала бы певческого материала, если бы не прибавила ко всему этому еще чего-либо из круга так называемых библейских песней, которые на утрене под видом канона занимают столь видное место.    Этот недостаток вечерня и восполняет молитвою-песнию св. Симеона Богоприимца из Лк. 2:29-32 «Ныне отпущаеши». Полная благодарности и спокойствия пред лицом смерти, происходящих от постоянной мысли не о себе, а о мире и народе, их просвещении и спасении, эта «молитва» Симеона подходит к вечеру, напоминающему нам о закате нашей жизни (подобно «Свете тихий», она называет Спасителя светом). Несмотря на высокопоэтический характер этой молитвы-песни, устав для нее назначает не пение, а чтение (как исполнил ее, вероятно, и сам прав. Симеон: «благослови Бога и рече»). Так поступает устав и с другими часто повторяющимися песнями (см. выше, с. 560). Зато ее «глаголет настоятель», тогда как последующее Трисвятое чтец (на будничной вечерне позволяется произносить ее и чтецу). По Симеону Солунскому, «один из служащих, как бы Симеон Богоприимец, с благоговением произносит» ее. История употребления    «Ныне отпущаеши» упоминается в числе вечерних песней непосредственно после «молитвы», близкой к нашему «Сподоби Господи», Апостольскими Постановлениями, а на нынешнем месте вечерни – в известном рассказе о посещении Нила Синайского VII в. и в Часословах VIII в. Его имеет вечерня коптская и абиссинская. Армянская вечерня, как и другие службы, имеет также библейскую песнь. Римско-католическая вечерня имеет эту песнь на повечерии с антифоном («Спаси нас»), на вечерне же имеет песнь Богородицы (Вступ. гл., с. 295, 300, 301, 317). Англиканское богослужение, не имеющее повечерия, поместило «Ныне отпущаеши» на вечерне. По Студийскому уставу Ныне отпущаеши пелось «вълы» (см. выше, с. 560). Древнейшие ркп. Иерусалимского устава не говорят ничего о способе исполнения Ныне отпущаеши; но судя по тому, что присоединяют эту песнь к предшествующей речи о пении стиховных стихир без всякого посредствующего замечания или с «таже» (ετα), может быть, предполагают пение ее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иератикон: «воскресный ексапостиларии, равно как Богородичен; если же празднуется святой, после воскресного поется святого, затем Богородицы из Минеи». ХВАЛИТНЫ Начинается 4-я и последняя часть утрени. Начинается она, как все службы и части их, псалмами. Естественно, что псалмы сюда взяты последние в Псалтири. Соответственно малой величине этой части утрени их требовалось здесь три (ср. часы и малое повечерие). Такими псалмами пришлись 148 «Хвалите Господа с небес», 149 «Воспойте Господеви песнь нову» и 150 «Хвалите Бога во святых Его». У всех этих псалмов одна общая тема — призыв к прославлению Бога, почему их группа называется в уставе «Хвалитны» (ο Ανοι): первый псалом приглашает к этому всю тварь, начиная с Ангелов, второй — Израиля, третий — храм, небесный и земной. Уместность здесь этих псалмов очевидна: в сознании недостаточности и недостоинства своей хвалы Богу, когда она уже близится к концу, верующие передают ее более достойным (между прочим и «церкви преподобных») и неумолкаемым исполнителям. Это одни из самых радостных и восторженных псалмов, составляя этим противоположность спокойно-рассудительным и часто печальным начальным псалмам Псалтири, почему тоже идут к концу службы, когда все растущее молитвенное одушевление достигает высшей точки. За свой радостный тон хвалитные псалмы, одни из всех утренних, не отменяются и в Пасху. История употребления Псалмы 148–150 заключают псалтирную часть утренней синагогальной молитвы [ 789 ]. Они входили в состав утрени, составляя конец ее, уже при прп. Иоанне Кассиане (V b.), притом одинаково на Востоке и Западе (Вступ. гл., 147). Они упоминаются на нынешнем месте утрени с нынешним именем изв. описанием синайского бдения VII b. (там же, 295); решительно все чины западного богослужения с древнейших времен начинают ими последнюю часть утрени, утреню в собственном смысле, называемую по ним Laudes (уже при прп. Венедикте — там же, 312–319); ими заключают утреню все восточные инославные чины: армянский, абиссинский, несторианский (там же, 299, 300, 303), иаковитский, при этом последний заключает ими и полунощницу [ 790 ]. Чин пения хвалитных псалмов

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Стиховная стихира, пока только одна, должно быть, имеется в виду в известном рассказе о посещении Нила Синайского Софронием и Мосхом (VII b.) под именем «тропаря на Свете тихий или на Сподоби Господи»: тропарями там названы и стихиры на Господи воззвах, термина же «стихира» еще нет в этом памятнике (Вступ. гл., 295). С нынешним именем и в количестве нескольких стиховные стихиры упоминаются Ипотипосисом (IX b.) под именем στιχηρ το στχου [ 510 ], древнейшими Студийскими уставами и Евергетидским; древнейшая греческая ркп. Иерусалимского устава называет их «стихиры το στχου» [ 511 ]. Стиховны воскресны Стиховные стихиры на воскресной вечерне положены в количестве 4, большем на 1, чем для всех других праздников, даже двунадесятых, исключая Пасху. Они имеют свои Богородичны, прославляющие воплощение Христа [ 512 ] или заключающие моления Богоматери об избавлении от напастей, — без отношения к событию воскресения, как и догматики, — почему они служат, как и последние, Богородичнами и для праздников святых — полиелейных и бденных; напевы для них полагаются более торжественные, чем для будничных Богородичное, близкие к напевам догматиков. Стихами к стиховным стихирам служат те же стихи 92 пс, из каких составлен вечерний воскресный прокимен, т. е. «Господь воцарися…», «Ибо утверди вселенную…», «Дому Твоему…» (см. выше, с. 567). В ряду воскресных стиховных стихир первые из них заметно обособляются от остальных: они однородны по строению и содержанию с первыми тремя стихирами на Господи воззвах и, во всяком случае, древнее прочих стиховных. Эти же последние, называемые «стихирами по алфавиту», как начинающиеся по порядку буквами алфавита, составляют благодаря этому для всех гласов одно цельное, разбитое на 8 отделов. Они несколько длиннее и обстоятельнее первых стихир. Древние рукописи уставов приписывают их св. Иоанну Дамаскину. История их Студийско-Алексиевский устав знает только одну воскресную стиховну, конечно, 1-ю из нынешних; для Недель Триоди он предписывает удвоять ее и после нее петь триодную стихиру; следовательно, в простые воскресенья она утроялась. Студийские Типиконы Калабрийской и Сицилийской редакций кроме этой стихиры называют и алфавитные стихиры 3, причем первый называет и автора: «Иоанн». Евергетидский устав указывает после 1-ой 2 алфавитных, обозначая их именем «Иоанна монаха Дамаскина». Грузинск. ркп. Иерусалимского устава указывает алфавитных стихир 3 с именем св. Иоанна, назначая 3-ю на Славу. Греч. ркп. Иерус. устава называют их «ανατολικ τ κατ αλφαβτου», давая к ним и нынешние стихи [ 513 ]. Алфавитное расположение стихир внушает мысль, что они предназначались сначала все для одной службы и, должно быть, играли в ней такую же роль, как кондаки. Богородичны их западные Студийские Типиконы называют το αλφαβτου, и Евергетидский — δευτεροθεοτκια. Отмена и сокращение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

О молящийся, помни, что к Богу подносишь ты приношение. Да не смутится Приносящий молитвы 279 приношением, на котором есть порок. Ведь ты молишься, чтобы тебе было оставлено, обещая, что ты оставишь 280 . Прежде подумай своим умом – оставишь ли ты – а затем обещай: «Я оставлю». Не обманывай Бога 281 , говоря: «Я оставляю», – если не оставляешь. Ибо Бог не человек, подобный тебе, чтобы мог ты солгать Ему 282 . Если согрешит человек против человека, то он молит Господа; если же он согрешит против Бога, то кого ему молить? 283 Да не станешь ты виновен через свою молитву. Слушай, что еще сказал наш Спаситель: Если ты, принося дар, вспомнишь, что имеешь нечто против брата своего, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой 284 . И если ты вспомнишь, молясь, что ты имеешь некий гнев 285 , то поразмысли своим умом о том, что твоя молитва останется перед жертвенни- —63— ком, и не захочет Приносящий молитвы 286 взять ее с земли. Ибо он проверяет 287 твою жертву: имеется ли на ней порок, – и если она чиста, то он поднимает ее к Богу. Итак, если Возносящий молитвы 288 найдет в твоей молитве [слова] – «оставь мне, и я оставлю» – то так он скажет молящемуся: «Прежде прости своему должнику, и затем я подниму твое [прошение] к твоему Заимодавцу. Оставь сто динариев 289 по своей бедности, а твой Заимодавец по Своему величию оставит тебе мириад, не принимая в расчет проценты и прибыль». Если ты пожелаешь простить 290 , то тогда Приносящий молитвы возьмет твой дар и поднимет его с собой. Но если ты не простишь, то так он скажет тебе: «Нечистый дар ко святому престолу я не принесу, но ты сам пойдешь туда, чтобы отдать по счету своему Заимодавцу, и также жертву свою ты с собой принесешь Ему». А он оставит твою жертву и уйдет. Послушай же, что сказал пророк: Проклят тот, кто имеет в своем стаде самца неиспорченного, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденного 291 . Ибо [выше] сказал он: Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? 292 Посему ты должен простить своему должнику до молитвы, и [только] затем молиться. И когда ты помолишься, то поднимется твоя молитва ввысь к Богу и не останется на земле. 14 . [Бог] сказал через пророка: Вот покой Мой – дайте покой утружденным 293 . Итак сотвори, человек, покой Божий, и не будет у тебя необходимости [говорить]: «Оставь мне». Дай покой утружденному, посети больных, позаботься о бедных – это и есть молитва 294 . Я разъясню тебе, возлюбленный мой, что вся- —65— кий раз, когда человек творит покой Божий – это и есть не что иное, как молитва . Ибо так написано: когда прелюбодействовал Зимри с мадианитянкой, увидел его Финеес, сын Елеазара, и, войдя в спальню, убил их обоих 295 . И это убийство вменилось ему в молитву. Ибо так сказал о нем Давид: Восстал Финеес, помолился, – и это вменено ему в праведность в роды и роды во веки 296 . И поскольку он убил их ради Бога, это вменено ему в молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2017. С. 63. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2017. С. 63. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2017. С. 63. Бернейс Э . Пропаганда. М.: Hippo Publishing LTD, 2010. С. 1. См.: Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: «ИСА», 1995. С. 294-295. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: «ИСА», 1995. С. 294. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: «ИСА», 1995. С. 295. Адорно Т. и др. Исследования авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001. С. 269. Адорно Т. и др. Исследования авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001. С. 26. Адорно Т. и др. Исследования авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001. С. 26. Адорно Т. и др. Исследования авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001. С. 26. Адорно Т. и др. Исследования авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001. С. 26. Адорно Т. и др. Исследования авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001. С. 26. Шендрик А.И. Субкультура молодёжная//Социология молодёжи: энциклопедический словарь. М.: Academia, 2008. С. 495-496. Шендрик А.И. Контркультура//Социология молодёжи: энциклопедический словарь. М.: Academia, 2008. С. 188. См.: Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 тт., Т. 9. Возрасты человеческой жизни. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 834-835. См.: Шендрик А.И. Субкультура молодёжная//Социология молодёжи: энциклопедический словарь. М.: Academia, 2008. С. 496. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 тт., Т. 9. Возрасты человеческой жизни. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 834. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 тт., Т. 9. Возрасты человеческой жизни. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 835. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология в 15 тт., Т. 9. Возрасты человеческой жизни. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 835. Бидуэлл Ч. Молодёжь в современном обществе/Американская социология. Перспективы, проблемы, методы/Пер.: Воронин В.В., Зиньковский Е.В.; Ред.: Осипов Г.В. (Вступ. ст.). М.: Прогресс, 1972. С. 297.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/18/...

< > < > < > < > < > 269 См.: Патрушева Н. Г. Главное управление по делам печати и организация надзора за периодикой в 1865–1905 годах//Известия Смоленского гос. ун-та. 2010. 4 (12). С. 274. < > < > < > < > < > < > 280 Заседание Совета Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел 3 от 6 марта 1884 г.//РГИА. Ф. 776. Оп. 2. Д. 24. Л. 28 об. Интересно, что Совет не предлагал в данном случае никак наказывать газету, а высказался за предупреждение редактору, что в будущем его «издание подвергнется строгому административному взысканию» (Там же. Л. 30 об.). Министр же гр. Д. А. Толстой, прочитав протоколы, поставил на верхнем поле свою резолюцию: «Исполнить, с запрещением розничной продажи «Современных известий». 10 марта» (Там же. Л. 28). < > < > < > < > < > < > 288 См.: Разумевающие верой. Например, в письме от 19 февраля 1872 г. Гиляров так отзывался об очередных цензурных взысканиях, обрушившихся на его газету: «Нужно иметь много самообладания, чтобы быть спокойным при распоряжениях, которые положительно безумны» (с. 82). < > < > < > 294 Историк и педагог Н. П. Розанов передает в своих мемуарах, что говорили в Москве о смерти Гилярова: «…получение доходного редакторского места в «Московских ведомостях» спасло бы его от окончательного краха, но петербургская консервативная бюрократия предпочла иметь на месте Каткова никому не ведомого профессора . И вот человек с пламенной любовью к родине, честный, даровитый публицист, так долго работавший на посту редактора, был отвергнут, что, как носились слухи, даже заставило его прибегнуть к сильнейшему приему морфия для успокоения расходившихся под влиянием полученного отказа нервов, а этот огромный прием опасного наркотика повел за собою смерть газетного бойца» ( Розанов Н. П. Воспоминания старого москвича. М.: Рус. мipъ, 2004. С. 199. (Большая моск. б-ка)). 295 См.: Письма К. П. Победоносцева к Е. М. Феоктистову/Вступ. ст. Б. Горева; публ. и коммент. И. Айзенштока//Литературное наследство. М.: Журн.-газ. об-ние, 1935. Т. 22/24. С. 533 (примеч. И. Я. Айзенштока). Однако версия суицида, как неопровержимо свидетельствует совокупность всех фактов, имевших место в день смерти Гилярова, совершенно безосновательна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

По естественному инстинкту он, вместо того, чтобы растравлять свои раны, тянулся к живой воде золотой поры нашей поэзии. Но никогда он не унижался до того, чтобы петь с чужого голоса. Никогда не молодился (или не старил себя) «под Александровскую эпоху». Крепкую, мужественную форму пушкинской плеяды он взял для выражения своего, только своего содержания. И под его пером классическая поэзия стала тем, что менее всего ей свойственно: мужественным голосом отчаяния. Стало быть, противоречие? Форма и содержание у Ходасевича не ладят между собой? Да, они находятся в борьбе, но не в расколе. Форма упрощает, смиряет его содержание, как всадник взбесившегося коня (Фальконетовский Петр), и совершается чудо. Из гноя язв, из разложения рождается жемчужина. Поэзия Ходасевича, такая горькая и больная, действует, как крепкое и укрепляющее вино. Она не лжет, когда говорит о своих недугах, но эти недуги перестают быть заразительными, и даже – вот чудо искусства – становятся источником духовного здоровья. Напрасно думать, что в искусстве форма должна послушно следовать за содержанием, тесно облекая его. Такая женская покорность возможна, но не обязательна. Там же, где содержанием является разложение (как нередко в искусстве современности), покорность формы, проведенная до конца, означала бы конец искусства. Ходасевич почувствовал это и нашел в себе достаточно жестокости, чтобы выездить своего коня. В этом, может быть, его урок для всех нас. Поэт, он завещал нам не жизнь отравленных грез, а опыт труда и мысли. Чего иного можем мы, прежде всего, пожелать и России после всех ее пьяных и буйных ночей? Ходасевич не для себя только избрал темный путь зерна: И ты, моя страна, и ты, ее народ, Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год. Когда он писал эти строки в 1917 году, он думал об исцеляющей силе страдания. Через двадцать лет своего чистилища он мог бы прибавить и совет аскетической дисциплины: труда борьбы с собой, самоограничения, меры. Читать далее Источник: Собрание сочинений : в 12 томах/Г. П. Федотов ; [сост., примеч., вступ. ст.: С. С. Бычков]. - Москва : Мартис : SAM and SAM, 1996-./Т. 7: Статьи из журналов " Новая Россия " , " Новый Град " , " Современные записки " , " Православное дело " , из альманаха " Круг " , " Владимирского сборника " . - 2014. - 486 с./Памяти В.Ф. Ходасевича. 295-298 с. ISBN 978-5-905999-43-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010