Часто исламские апологеты в своих критических или сравнительных статьях разбирающих вопрос о положении женщины в христианстве, приводят выдержки древних отцов. При одном взгляде на эти внеконтекстные цитаты, взятые из древней (как правило, мужской монашеской) литературы, у читателя – неофита может создаться впечатление, что их авторы страдали женоненавистничеством в самой высшей форме. Такие сравнительные высказывания о женщинах, как: «источник зла», «врата к дьяволу », «опаснее змеи» 277 могут быть поняты только в контексте древней монашеской литературы, предназначенной для христиан, ведущих в высшей степени трезвенный образ жизни. Вступая в тяжелейший подвиг умного трезвения, когда прилоги и образы, создаваемые падшими духами в воображении подвижника, не дают ему ни минуты покоя, часто бывает крайне нужно руководство опытного наставника, уже познавшего этот путь. Таким руководством и являются писания авторитетных отцов, которые, сообразуясь с природой умной брани и освещая все возможные пути появления искушений, используют и соответственные образы, наиболее понятные подвижнику (как правило, мужского пола). А то, что древние писатели не страдали гинеофобией, свидетельствуют их же писания, предназначенные для более широкого круга читателей. «У Христа воинствует и женский пол... И многие жены отличились не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились» (свт. Василий Вел.) «Тебя (женщина) создал Бог благообразною, чтобы и через это возбудить в нас удивление к Себе... и для того, чтобы через это умножить для тебя подвиги скромности» 278 (свт. Иоанн Злт.) Но поскольку исламу неведомо, что такое умная брань и духовное трезвение, и вообще ненавистно монашество как таковое, естественно, сравнительные образы, увиденные им (исламом) в аскетической (монашеской) литературе, остаются непонятыми, но зато с радостью используются мусульманами в качестве (бездарных) аргументов против христианства. Иллюзия о равноправии женщины и мужчины в исламе не выдерживает даже элементарной критики, во – первых, «потому, что Аллах дал мужчинам преимущества перед женщинами» (К.4:34), а во – вторых, благодаря общеизвестному факту многоженства.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Митрополит Владимир поздравил клириков и мирян епархии с Рождеством Христовым января 2013 Вифлеем - в переводе означает " Дом хлеба " . Прийти к Вифлеему - значит обрести хлеб насущный, хлеб истинный. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии 2012/2013 год " Днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем… " (Из службы Рождества Христова) Рождество Христово - великий, светлый праздник, когда все мы, исполняясь Духом, устремляем свои мысли и чувства к спасительной Тайне Боговоплощения. Тайна же сия совершилась, как возвещает нам Евангелие, во граде Давидовом, называемом Вифлеем. Вифлеем - в переводе означает " Дом хлеба " . Прийти к Вифлеему - значит обрести хлеб насущный, хлеб истинный. А хлеб наш, Хлеб Истинный, сошедший с Небес, есть Слово Божие, Сын Человеческий, в Котором " обитает вся полнота Божества телесно " (Кол. 2,9). В Евангелии говорится о волхвах - языческих мудрецах - и о пастухах, пришедших поклониться Рожденному Младенцу. Различными путями идут люди к Вифлеему, к дому, где рождается Господь. Одни идут разумным, логичным, многодневным путем волхвов. Другие - простым, интуитивным, коротким путем пастухов. Но всех готов просветить Своим светом Новорожденный Богомладенец Христос-Спаситель! И нам, увидевшим святой Вифлеемский свет и напитавшимся Хлебом Жизни в праздник Рождества Христова, надлежит приобщать к сему бессмертному источнику ближних, дарить радостное слово спасения " всем людям " (Лк. 2,10), " утешать малодушных, поддерживать слабых " (1 Фес. 5,14). Вступая в новый, 2013й год и оглядываясь на год ушедший, мы благодарим Всещедрого Бога за счастье общения, за радость трудов, за испытания и скорби, ниспосланные нам для нашего же духовного возрастания. Предстоящий год станет для нас еще одним годом свидетельства об истине и красоте православия, годом знаменательных событий. Среди них важнейшим для нашей епархии станет празднование 300летия со дня основания Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Не много уступающая по возрасту Санкт-Петербургу, святая лавра была и остается для нашего города светочем православной веры, его духовным и культурным центром, поэтому и предстоящее празднование привлекает внимание широких кругов общественности. Дай Бог, чтобы и этот юбилей, и многие другие праздники, которым предстоит быть в наступающем году, обогатили нашу культуру, принесли всем духовную пользу.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=261...

Мы готовимся к Рождеству, ожидаем этот второй по значимости и торжественности православный праздник и будем помнить, что идут дни поста Рождественского, который мы приносим как наш скромный дар к яслям родившегося Спасителя мира. Хотя, конечно, всероссийская новогодняя феерия порядком отвлекает нас от поста, создает нам определенные трудности. Например, в последних числах декабря люди начинают сметать с прилавков мясо, другие скоромные продукты и выпивку. В магазинах и на рынках в это время лучше не появляться: потеряешь уйму времени и сил. Также в новогоднюю ночь почти нереально уснуть из-за взрывов и хлопков петард и криков празднующих соседей. А у кого-то и в семье есть любители отметить с шумом приход Нового года. Но мы знаем, что православным христианам всегда было непросто и им всегда мешали праздновать праздники и соблюдать посты. Вспомним недавнее время, когда в сам день Рождества далеко не все желающие могли пойти в храм, если только праздник не приходился на субботу или воскресение. А так 7 января по новому стилю было обычным рабочим днем. Так что грех жаловаться, потому что можем мы сейчас и поститься, и молиться, и ходить ночью на Рождественскую службу. Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год — праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством — об этом мы уже говорили. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. «Благословиши венец лета благости Твоея!» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вместе с тем жизнь приносит нам и огорчения. Во многих местах мира, включая нашу землю, в прошлом году лилась кровь, зло террора коснулось и моей паствы. Недруги Православной Церкви возводили на нее хулу, подвергали оскорблению народные святыни. Все это причиняло боль моему сердцу. Но одновременно я радовался, видя, как достойно наши иерархи, пастыри и миряне встречают вызовы лукавого века сего. Будем помнить: ничто и никто не поколеблет нас, если мы тверды в вере и преданы воле Божией. Возлюбленные! Святитель Иннокентий Херсонский говорит: чтобы достойно встретить Рождество Господа и Спасителя, нам «надобно соединиться с Ним всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, необходимо начать жить Его пресвятою жизнью». Вера должна стать центром всего нашего бытия. Благодать Божия, в истинной Церкви подаваемая, - главный источник силы для духовной брани с грехом и пороком, которая, по мысли святителя Феофана Затворника, «требует энергии, мужества и терпения». Просвещаемые Духом Христовым, мы можем преображать окружающий мир. Пусть наши молитвы, слова и дела помогут духовному возрождению народов, принесут мир и радость всем людям, соприкасающимся с нами. Будем возвещать истину Христову ближним и дальним. Исполним завет святого Апостола Петра: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4,10). Вступая в новый, 2004 год, будем молиться, чтобы наступающее лето благости Божией было мирным, созидательным и благополучным для Святой Церкви Христовой, Отечества нашего и для всех нас. Сердечно поздравляю каждого из вас, дорогие мои, с великим праздником Рождества Христова. Господь да ниспошлет вам всесовершенную радость, да благословит вас миром, здравием, благоденствием и Своей всесильной помощью. Вслед за святым Василием Великим ныне призываю: «Приидите, поклонимся вместе с волхвами, воздадим славу вместе с пастырями и будем ликовать вместе с Ангелами». Аминь. АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://pravoslavie.ru/8606.html

От Дмитрия Емельяновича Смышляева я никакой не получал комиссии касательно устроения панагии и креста для вашей ризницы. Верно, он на ярмарке вручил материалы какому-либо московскому купцу, для передачи мне; но купец или умер от холеры, или – уж не знаю, что тут такое. Но только я ни от кого никаких камней не получал. Пусть Дмитрий Емельянович чрез кого-либо отыщет материалы и доставит ко мне; а я готов послужить для пермской кафедры, тем еще охотнее, что на моем подворье живут и мастера сего дела. Деньги 500 р., посланные вами, для напечатания антиминсов, я получил исправно 21 числа текущего месяца. После праздников антиминсы неукоснительно будут напечатаны и отправлены в Пермь, если только разрешена будет начальством отправка посылок по тяжелой почте. Иначе надобно будет ожидать какого-либо попутчика. Всею душей сожалею я о продолжении припадков о. протоиерея Ивана Никитича. О-да прекратит их скорее Господь Бог всемощною своей благодатью! Он, по своим способностям, по своим познаниям, по своему характеру весьма бы мог быть полезен для церкви. Детей киргинского священника Матвея Словцова усерднейше прошу иметь в отеческом вашем внимании. С чувством глубочайшего уважения и совершенной преданности есмь и пребуду навсегда к особе вашей Иннокентий, епископ дмитровский 29 . 29 декабря 1830 года. Письмо 10. Получив от вас с чувством живейшей благодарности останки от рождественского вашего обеда – красноречивые и поучительные ваши слова, во всю сырную неделю я употребляю их вместо блинов, а при наступлении святой четыредесятницы хрен и редьку буду услаждать конфетами – драгоценными беседами вашими на Ефрема Сирина . Продолжайте, боголюбивый архипастырь, подвизайтесь добрым и славным подвигом проповедывания слова Божия, и тем нас немощных подкреплять, оживотворять, воскрылять к жизни божественной. Вступая с Богом в святую четыредесятницу, с которой вас искреннейшее поздравляю, прошу по соседству меня наградить вашими святительскими молитвами и благословением. С отличным почтением и преданностью имею честь быть

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Господь принес свет подлинного разума — разума, связанного с истинным откровением о Боге. Именно великая весть о Боге, Который полюбил мир настолько, что послал ради его спасения Сына Своего Единородного, действительно преобразила род человеческий. С пришествием в мир христианской мысли, христианского благочестия, христианского искусства, науки, развивавшихся на основе христианских ценностей, мир мало-помалу преобразился настолько, что его уже нельзя было и сравнить с античным миром, в нравственном отношении безумным, а в религиозном отношении — совершенно бессмысленным.  Господь принес свет истинного разума, веры, благочестия и страха Божия. Через Свое пришествие Он установил для всех нас систему ценностей, живя в которой, человек способен безгранично совершенствовать свой разум  и свое сердце. Последствия пришествия в мир Спасителя настолько велики, что их невозможно сравнить с какими бы то ни было важными цивилизационными изменениями, которые происходили до или после Спасителя.  Мы празднуем пришествие в мир света разума и молимся родившемуся Господу, чтобы каждого из нас Он сделал способным усваивать эти великие последствия Боговоплощения и самим проникаться разумом веры и благочестия — той силой разума, которая способна преобразить нашу жизнь в соответствии с божественным замыслом о мире и человеке. Пусть свет Рождества Христова прикоснется к нам, к нашим сердцам, к нашему разуму и поможет нам укрепиться в вере и в сознании правильности того пути, который мы избираем, причисляя себя к Церкви Христовой и вступая на путь истинного Богопознания.  С праздником Рождества Христова всех вас, мои дорогие, поздравляю!» В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Кирилл возглавит Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. На российских телеканалах и портале Патриархия.ru  состоится прямая трансляция  Патриаршего богослужения. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/5558818.ht...

Выступая за национальное деление Североамериканского экзархата, святитель Тихон не отвергал и географический принцип для тех регионов, где таковой был более удобен. Например, такой территориальной епархией должна была стать Аляска. Всего, согласно проекту, в Северной Америке предполагалось основать пять епархий: Нью-Йоркскую, в подчинении которой будут находиться русские жители США и Канады, Аляскинскую, включающую всех православных жителей Аляски (русских, алеутов, индейцев, эскимосов), Бруклинскую (сирийскую), Чикагскую (сербскую), а также греческую 983 . Гонения на Российскую Церковь жестоко перечеркнули эти планы. Приходы в Америке оказались вне связи с Москвой и без материальной помощи из России. Зарубежное ВЦУ в 1921 г. направило в Северную Америку митрополита Платона (Рождественского) 984 . Спустя год Патриарх Тихон подтвердил это назначение 985 . О независимой единой Американской Церкви говорил одно время и Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис). Вступая на Престол в январе 1922 г., он вполне определенно заявил: «Я собственными глазами видел большую и наиболее многочисленную из Православных Церквей в рассеянии, и я понял, как бы возвеличилось имя Православия, особенно в великой стране Соединенных Штатов Америки, если бы два миллиона тамошних православных христиан организовались бы в единое церковное тело, как «Американская Православная Церковь " " 986 . Однако уже через полтора года идею создания такой Церкви Вселенский Престол перевел на греческие рельсы, организовав в США четыре свои епархии. Действия Фанара, тяжелое положение Российской Церкви, а также претензии на Америку советских обновленцев привели к тому, что представители диаспор (румыны, сербы, сирийцы, болгары, албанцы) стали организовывать независимые епархии, подчиненные своим национальным Церквам. На этом крайне неблагоприятном для Православной Церкви фоне митрополит Платон приступил к созданию новой автокефальной структуры. В апреле 1924 г. Собор в Детройте объявил Североамериканскую епархию «самоуправляющейся Церковью» 987 , что, во-первых, привело к потере ею церковной недвижимости, которую американский суд передал обновленцам, а во-вторых, к конфликту с основной частью русской диаспоры, подчинявшейся Зарубежному Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Провожая 2006 год и вступая в новое лето - год 2007 от Рождества Христова, - мы с благодарностью вспоминаем все то замечательное, чем посетил нас Господь в ушедшем году и что послужило для нашего утверждения в вере, благочестии и церковном общении. Так, для верных чад нашей Епархии, а также для многочисленных гостей и паломников знаками милости Божией стали пребывание в нашем городе великих христианских святынь. В середине лета в Санкт-Петербурге находилась десница святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, принесение которой из Черногории было организовано Фондом святого апостола Андрея Первозванного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Святейшего Патриарха Сербского Павла и митрополита Черногорского Амфилохия. Тысячи людей смогли почтить святыню своей молитвой и поклонением. В сентябре мы вновь имели возможность прикоснуться к первоначальной христианской древности, когда в Воскресенском Новодевичьем монастыре пребывали частица Честного Животворящего Креста Господня и мощи равноапостольной Марии Магдалины и мучеников Кирика и Иулитты. Безусловно, заметным событием как для Санкт-Петербургской епархии, так и для всего города, стал визит к нам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в конце сентября. Главными деяниями Патриаршего визита стали рукоположение архимандрита Маркелла (Ветрова) во епископа Петергофского, еще одного викария Санкт-Петербургской епархии, а также участие Его Святейшества в праздновании 60-летия возрождения Санкт-Петербургских Духовных школ, освящение академического храма после ремонта и перезахоронение праха Государыни Императрицы Марии Феодоровны в соборе святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости рядом с её супругом Государем Императором Александром III. Отрадно сознавать, что нашими совместными трудами в Епархии неуклонно продолжает расти число приходов и монастырей. Восстанавливаются или строятся новые храмы, открываются или возрождаются монастыри. В 2006 году к числу обителей нашей Епархии прибавилась еще одна - Констатино-Еленинский женский монастырь в Выборгском районе Ленинградской области, учрежденный на основе уже действовавшего в течение нескольких лет прихода.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=189...

2017 год для нашей Республики был также ознаменован памятной датой 790 - летия массового крещения карелов. Благоверный новгородский князь Ярослав Всеволодович стал для нашего края тем, кем до него стал для всей Руси святой равноапостольный великий князь Владимир - крестителем и просветителем. Крещение народов Карельского края вывело их на стезю христианской цивилизации, сделало полноправными участниками мировой истории. В рамках праздничных мероприятий, приуроченных к юбилейным датам, епархия организовала международную просветительскую выставку «От покаяния к воскресению России». 2017 год был нелегким, но мы вступаем в новолетие благости Божией с хорошими переменами в жизни нашей епархии. Открываются приходы, восстанавливаться монастыри, строятся новые храмы - места просвещения людей Евангельским Светом Разума. В минувшем году нами освящены главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы Сяндемского женского монастыря, Никольский храм возрождающейся Клименецкой обители, а также храм Архистратига Божия Михаила в поселке Чална. Умножается количество епархиальных благотворительных начинаний, усиливается церковная работа по поддержке семьи, материнства и детства. Особую радость вызывают успехи в области работы с молодежью, в том числе развитие на приходах добровольчества, а также в приобщении детей к добру и вере через воскресные школы и иные церковные образовательные проекты, например, первая епархиальная рождественская елка для 450 - ти детей. Дорогие братья и сестры! Желаю Вам узреть свет Рождественской Звезды и через него увидеть Вечность Божию. Горит Твоя звезда - святая человечность, И мир идет к своей любви большой; И если кто ее увидел, значит, Вечность Остановилась над его душой. Вступая в новый 2018 год, будем молиться, чтобы наступающий год благости Божией был мирным, созидательным и благополучным для Святой Церкви Христовой и любимого Отечества нашего. Паки и паки поздравляю каждого из вас, дорогие мои, с великим праздником Рождества Христова. Господь да ниспошлет вам всесовершенную радость, да благословит вас миром, здравием, благоденствием и Своей всесильной помощью. Вслед за святым апостолом Павлом ныне призываю: « Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами » (2 Кор. 13:11).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/05/de...

Показательна история восприятия этих повестей русскими читателями. Ещё в 1845 году литературная критика отметила диккенсовский рождественский цикл среди так называемой массовой святочной литературы: «К нынешним Святкам неутомимый Диккенс опять написал повесть Имя Диккенса ручается уже за достоинство ея, и её действительно никак нельзя смешивать с остальною кучею изданий, которые родятся к празднику и умирают с праздником» . Журнал «Современник» писал в 1849 году о Диккенсе: «Он как будто пожелал быть ещё более народным, ещё более моральным, лет пять тому назад начал ряд народных сказок, избрав эпохой их появления Святки, самый народный праздник в Англии» . Лесков также выделил «Рождественские повести» из всего обширного круга святочной литературы: «они, конечно, прекрасны»; признал их «перлом создания» . Диккенс в совершенстве овладел тайной эстетического воспроизведения самого духа празднования Рождества Христова, которому сопутствует особенная, одухотворённо-приподнятая, ликующая атмосфера. Г.К. Честертон – автор одной из лучших книг о Диккенсе – увидел суть праздника Рождества «в соединении веры и веселья с земной, материальной стороны в нём больше уюта, чем блеска; со стороны духовной – больше милосердия, чем экстаза» . Ещё в Апостольских Постановлениях (Кн. V, гл. 12) сказано: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова». Следует отложить все житейские заботы и попечения, всецело посвятить себя празднику. Молитвенное настроение сочетается в этот святой день и с беззаботным весельем, и с размышлениями о великом событии Священной истории, и со служением тем душеспасительным истинам, которым учит людей Рождество. Святочная словесность в других странах, в том числе и в России, формировалась и существовала до Диккенса, отличаясь национально своеобразным колоритом, стилистикой, деталями и т.д. До диккенсовского рождественского цикла создал свою дивную «Ночь перед Рождеством» (1831) Гоголь. И всё же художественный опыт английского классика повлиял на дальнейшее развитие святочной литературы: в одних случаях вызвал целый шквал ученических подражаний, в других – был освоен и преобразован творчески. Во многом именно от диккенсовской традиции отталкивался Лесков, вступая с мэтром рождественской беллетристики в творческое состязание, создавая свой цикл  «Святочные рассказы» (1886).

http://bogoslov.ru/article/5237493

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010