поиск:   разделы   рассылка Алексей Осипов Семья и монашество Источник:  Интернет-журнал " Русская неделя " Как вы понимаете мысль митрополита Сурожского Антония, что монашество и семейная жизнь духовно схожи? – Действительно, здесь много есть подобного. Нужно только понять, что монашество по самой своей идее есть отречение от всех связей с окружающим миром насколько это возможно. Именно по этой причине принимаются безбрачие, нестяжание и послушание: чтобы ни о чем не заботиться. Как написано: " Многая имения умножает печаль " , то есть чем больше человек имеет, тем больше у него забот. Имеешь дом – заботься, имеешь три – караул кричи. Поэтому монах максимально от всего отказывается, и тогда энергию души, ума и само освобождающееся время направляет на то, ради чего принял монашество. Можно больше читать святых Отцов, больше находиться в храме, меньше болтать, меньше читать всякой дребедени. Монашество – это особый образ жизни. Вы, конечно, понимаете, что сейчас это редкость. Монашество сегодня превратилось в безбрачие и жизнь в общине. Правилом номер один мужского монастыря раньше было: чтобы в нем не находились женщины. Не знаю, найдете ли вы сегодня такие монастыри. Поэтому я всегда спрашиваю: " Это мужской монастырь или женский? " Сейчас человеку, который искренне хочет монашества, находиться в таких условиях очень трудно, трудно достичь такого духовного развития, которого достигали древние, находясь в пустыне, не общаясь ни с кем. А теперь о семье. Что требуется от человека для спасения? Если кратко говорить, вся суть христианской жизни на первых ее порах сводится к тому, чтобы человек увидел, что ему нужен Христос-Спаситель. А для этого он должен увидеть, что его что-то мучает, приносит страдание, а он сам не может от этого избавиться. Только тогда человек взвоет: " Господи, помоги мне! " И когда ощутит помощь, тогда скажет: " Оказывается, Христос – действительно Спаситель " . Если мы не видим этого, считаем, что мы хорошие, и Спаситель нам не нужен, тогда нам нужен антихрист, который наградит, даст славу, богатство за наши добродетели.

http://religare.ru/2_46965.html

профессор А.А.Царевский Второе издание 1901 г. Прошедшая неделя 1 в церковном православном году отмечена некоторыми весьма знаменательными и дорогими для христианина воспоминаниями. Так, 6-го декабря праздновалась память св. Николая Чудотворца, этого великого святителя, столпа веры православной, защитника и покровителя всех прибегающих к нему. Имя его столь славно, что не только чтится достойно всем миром христианским, но даже и некоторыми племенами, не просвещенными верою христианскою, каковы, например, чуваши, черемисы, также сибирские инородцы язычники. Днем ранее, т.е. 5 декабря, праздновалась память нашего апостола, первого просветителя верою Христовою страны казанской, святителя Гурия, одно имя которого уже так много говорит и уму и сердцу православных казанцев: вся церковь наша казанская, все наше просвещение начались от него, и сам он доселе среди нас, нетленно почивает в нашем соборном храме. Еще днем ранее, 4-го декабря, мы праздновали память Великомученицы Варвары, этой великой подвижницы Христовой, которая, будучи рождена и воспитана в язычестве, сама, без всякого учителя, познала и оценила истину веры Христовой, крестилась и, несмотря на страшные мучения, истязания, не отреклась от Христа, мученически умерла за Него, беспощадно убитая родным отцом своим, закоренелым язычником. Господу угодно было, чтобы и эта славная подвижница Христова пребывала среди нас: пречестные мощи ея, принесенные впоследствии из Греции в наш Киев, и теперь составляют одну из самых драгоценнейших святынь этого святого в России города. Названные угодники Божии, таким образом, всем нам особенно близки, и все мы более или менее их знаем: к ним постоянно мы молитвенно обращаемся, их имена многие из нас носят, в честь их между нами нередко воздвигаются храмы Божии, престолы церковные, поставляются честные их иконы. Так достойно чтя память одних, незабвенных в истории христианской святых, благоугодивших Богу и благодетельствующих нам, мы, христиане, к стыду нашему должны сознаться, что часто непростительно и греховно забываем других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Разделы портала «Азбука веры» Русский В СУББОТУ ВЕЧЕРА, НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ, В СУББОТУ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ на Господи воззвах:  поставим стихи 4. И поем стихиры воскресны, 4, глас 8: На “Господи воззвах:” стихиры воскресные на 4, глас 8 Вечернюю песнь,/и словесную службу,/Тебе, Христе, приносим,/яко благоволил еси/помиловати нас Воскресением. Вечернюю песнь/и разумное служение/Тебе, Христе приносим;/ибо Ты благоволил помиловать нас воскресением. Господи, Господи,/не отвержи нас от Твоего лица,/но благоволи помиловати нас Воскресением. Господи, Господи!/Не отринь нас от Твоего лица,/но благоволи помиловать нас воскресением. Радуйся, Сионе Святый,/мати церквей, Божие жилище,/Ты бо приял еси первый,/оставление грехов, Воскресением. Радуйся, святой Сион,/матерь церквей, Божие жилище!/Ибо ты первым получил/отпущение грехов чрез воскресение. Еже от Бога Отца Слово,/прежде век Рождшееся,/в последняя же времена,/Тоежде от Неискусобрачныя воплощшееся волею,/распятие смертное претерпе:/и древле умерщвленнаго человека спасе/Своим Воскресением. Слово, прежде веков/родившееся от Бога Отца,/и Оно же в последние времена/от не познавшей брака Девы воплотившееся,/по Своей воле смерть через распятие претерпело/и некогда умерщвленного человека спасло/Своим воскресением. Слава, глас 6:  Мученик божественный лик,/Церкви основание,/благовестию скончание,/вы делом Спасова глаголания исполнисте:/вами бо врата адова, на Церковь отверзшаяся, заключишася,/крове вашея литие идольския жертвы изсуши,/заклание ваше породи Церковное исполнение,/безплотных удивисте,/Богу венценосцы предстоите:/Егоже непрестанно молите о душах наших. Слава, глас 6:  Мучеников божественный сонм,/Церкви основание, благовестия завершение!/Вы слова Спасителя делом исполнили:/ибо вами врата ада, против Церкви открывшиеся, затворились;/крови вашей поток/идольские возлияния иссушил;/заклание ваше породило верных полноту./Бесплотных вы удивили,/Богу венценосцами предстоите;/ходатайствуйте пред Ним непрестанно/о душах наших. И ныне, Богородичен догматик, глас 8:  Како Тя ублажим, Богородице?/Како же воспоем, Преблагословенная,/непостижимое таинство рождения Твоего?/Веков бо Творец, и нашего Содетель естества,/Свой образ ущедрив,/низведе Самого Себе во истощание неизследимое:/сый в невещественных недрех Отчих,/во утробе Твоей, Чистая, вселися,/и плоть непреложно бысть, от Тебе Неискусобрачная,/пребыв убо еже бе естеством Бог./Темже Ему покланяемся Богу совершенну, и Человеку совершенну,/Тому во обоем зраце:/ибо оба естества в Нем суть воистинну./Сугуба же вся проповедуем естественная Его свойства, по сугубому существу,/два почитающе действа и хотения:/единосущен бо сый Богу и Отцу,/самовластно хощет и действует, яко Бог:/единосущен же сый и нам,/самовластно хощет, и действует яко Человек./Того моли, Чистая, Всеблаженная,/спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов,  — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста 6 мин., 24.03.2023 В четвертое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. О важности этого святого для Церкви, об актуальности его главного труда «Лествицы» и о том, стоит ли мирянину думать о монашеском подвиге «Фоме» рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. Нет мощей, но есть память Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря, не изобилует лишними подробностями. Он родился в Константинополе, получил хорошее образование, в шестнадцать лет принял постриг на Синае, был послушен своему духовному отцу авве Мартирию, после смерти последнего жил в уединении, через сорок лет был призван к игуменству в Синайской обители Неопалимой Купины, ныне известной как монастырь святой великомученицы Екатерины . Управлял обителью столь успешно в духовном отношении, что еще при жизни получил прозвание «нового Моисея ». Незадолго до своей блаженной кончины, преподобный отошел от дел и вновь удалился в пустыню. Преставился ко Господу 30 марта, год точно не известен — то ли конец VI века, то ли середина VII. Даже мощей преподобного не осталось. А память осталась, и какая! Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти (30 марта) выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» Вторая половина XIII века, Новгород В житии преподобного Иоанна есть одна настолько важная деталь, что она вошла в синаксарь — чтение о дне, совершаемое во время Всенощного бдения.

http://foma.ru/svyatoy-ioann-lestvichnik...

Содержание Предисловие. Памяти епископа Митрофана (Зноско-Боровского) Воспоминания Глава I. Ранние годы Глава II. Начальная школа. Гимназия. Семинария Глава III. Богословский факультет. Варшава Глава IV. Богословский факультет. Белград Глава V. В поисках невесты. Женитьба Глава VI. На пути к рукоположению Глава VII. Педагогическая деятельность Глава VIII. Рукоположение во иерея Глава IX. Собратья. Сослуживцы Глава X. Первые пастырские шаги Глава XI. Настоятельство в Брест-Литовске Глава XII. «Варвары» с Запада Глава XIII. «Знакомство» с НКВД Глава XIV. Во время оккупации Глава XV. Проблемы национальные и церковные Глава XVI. Вена. Польша. Германия Глава XVII. Северная Африка. Марокко Глава XVIII. Церковно-общественная жизнь в Марокко Глава XIX. Письма, размышления относящиеся к периоду жизни в Марокко Дорогой М.Т. Во Христе дорогие А.М. и Е.А. Во Христе дорогая Ж. Дорогой о. Протоиерей, Христос Воскресе! Добрейшая М.Н. Дорогой о. протоиерей А. Дорогой В.П. Глубокоуважаемая О.А. Дорогой В.К. Дорогой В.К. Дорогие во Христе Д. Ф. и М. Г. Дорогие во Христе И. И. и М. И. Во Христе дорогая М. К. Дорогой Н.Н. Г-ну И.П. Якоби Дорогая Е.Д.! Редактору газеты «Русская мысль» Дорогая Н.И. Дорогая Н.И. Дорогой И.Н. Дорогие Г. О доброделании О возмущении Издательству «Посев» Дорогие мои Родная и любимая О.В. Дорогие Дорогая Дорогие мои Глубокоуважаемый Н. Ф. Дорогой отченька о. В. Дорогая Дорогой Б.А. Дорогой батюшка Глава XX. В Соединенных Штатах Америки Глава XXI. Скорби... скорби... скорби... Глава XXII. Призвание к архиерейскому служению Проповеди Неделя по Рождестве Христовом Неделя по Рождестве Христовом Новый Год. Слово перед молебном Прощеное воскресенье Неделя Православия Неделя Крестопоклонная Вербное воскресенье Неделя 5-я по Пасхе. (Деян. 11,26) Неделя 6-я по Пасхе. О слепом Неделя 7-я по Пасхе Вознесение Господне Неделя Всех Святых Неделя 3-я по Пятидесятнице Неделя 4-я по Пятидесятнице Неделя 5-я по Пятидесятнице Неделя 5-я по Пятидесятнице Неделя 6-я по Пятидесятнице Неделя 7-я по Пятидесятнице Неделя 13-я по Пятидесятнице Неделя 15-я по Пятидесятнице Неделя 20-я по Пятидесятнице Беседа на неделю 20-ю по Пятидесятнице Неделя 21-я.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Закрыть Слово в день памяти Всех Святых, в земле Российской просиявших 18 июня - Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших 17.06.2023 1773 Время на чтение 12 минут Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившаго и святых сродников наших сонм велий в ней прославльшаго. Сегодня, други мои, на Руси День Ангела - день памяти всех святых нашей Русской земли, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа мы с вами теперь - православные христиане. Этот день мы отмечаем ежегодно. Но ныне празднование памяти русских святых угодников Божиих особенно величаво еще и тем, что 1000 лет прошло с тех пор, как началось духовное рождение русского народа в Святом Крещении, когда призрел на Русь Господь и вдохнул в нее дух жизни. Этот 1000-летний юбилей заставляет оглянуться на пройденный путь, на историю и особо оценить событие, которое случилось так давно, но которым по сию пору живет Россия. Этого не могут не признать, не могут не оценить все, независимо от своего мировоззрения и вероисповедания. И единодушно празднуется торжество и религиозное, и национальное, и государственное, и культурное. " С Крещения Руси вообще можно начать историю Руси и историю русской культуры " ,- говорят современные ученые. Именно поэтому весь мир " от восток солнца до запад " отмечает сегодня 1000-летний юбилей Крещения Руси. " ...без Мене не можете творити ничесоже " ,- сказал Господь (Ин.15,5). Сколько племен и народов ушли в небытие, а россы, вскормленные благодатию Святого Духа, данного Господом им как дар в Святом Крещении, стали Великой Русью, Россией. Великие ценности дара Божия Русь приняла не формально, но потрудилась, пленивши ум и сердце заповедям Божиим. " Люби ближнего своего, как самого себя - в этом весь закон и пророки " (ср.:Мф.22,39-40). Как просто слово Божие, как благо, но скольких жертв и трудов требуется, чтобы воплотить его в жизнь. 1000-летняя история Руси показала всему миру, что только этим можно жить и только это слово родит к жизни, и вскармливает, и выращивает, и хранит. Хранит и нас Господь, пока мы храним слово жизни - любовь.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/09/...

Грядет первая подготовительная неделя к Великому посту – неделя о мытаре и фарисее . Многие из нас не раз слышали эту притчу, кто-то и проповеди слушал, и толкования святых отцов читал. Однако тяжкая болезнь «воинствующего мытарства» продолжает чинить серьезный урон всем нам, православным братьям и сестрам. Что же это за болезнь такая, результатом которой стало рождение целого пласта несгибаемых мытарей и гордящихся своей греховностью «кающихся» грешников? В основании этой болезни положены все те же два тяжелых недуга и агрессивных идола современного мира – «бог в душе» и «бог, который всех простит». А корень, благодаря которому эти два идола прочно закрепляются в человеке, есть крайнее себялюбие, которое постепенно, если с ним не бороться, превращает человека из иконы – образа Божиего – в кумира, и в извращенном пространстве эгоизма на верху иерархической пирамиды встает сам человек как некий пуп Земли или даже всей Вселенной. И так как там, на вершине, места для двоих не находится, то Бога, как Существо до времени бесполезное, низвергают вниз: сейчас пожить надо в собственное удовольствие, а по смерти Бог, Который всех любит, все равно спасет. И оправдывают это положение некоторые люди как раз притчей о мытаре и фарисее. «Смотри, – говорят они, – Господь нам явно показывает, что ваши богослужения, посты, бдения и аскеза Ему противны. Все это исполнял фарисей, однако был осужден. Поэтому надо быть всем как мытари и отвергнуть эти ваши обряды и условности… Надо жить, как живешь, – Бог всех любит!» Дела фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь Сам заповедал исполнять их Увы, подобное убеждение необыкновенно живуче. Однако притча-то вовсе не о том, что вынес из нее подобный «толкователь». Для начала вспомним, что дела фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь и Сам проповедовал о необходимости исполнения подобных дел для того, чтобы человек мог наследовать Царство Небесное. На вопрос молодого иудея, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь отвечает:

http://pravoslavie.ru/110192.html

Разделы портала «Азбука веры» Творение епископа Афанасия НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры воскресны на 4, глас 1: Вечерния наша молитвы/приими, Святый Господи,/и подаждь нам оставление грехов,/яко Един еси/явлей в мире Воскресение.  [Дважды] Обыдите людие Сион,/и обымите его,/и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых:/яко Той есть Бог наш,/избавлей нас от беззаконий наших. Приидите людие,/воспоим, и поклонимся Христу,/славяще Его из мертвых Воскресение:/яко Той есть Бог наш,/от прелести вражия мip избавлей. Слава, святых, глас 4: Божественнии отцы,/бысте цвети духовнии Русския земли,/похвала наша и утверждение/и всем благоутишное пристанище:/о вас бо земля наша хвалится,/стяжавши вас, яко неистощимое сокровище,/и ныне, аще телесне язык ваш умолче,/но чудеса свидетельствуют прославльшаго вас Господа./Емуже молитеся/даровати душам нашим велию милость. И ныне, Богородичен догматик, глас 1: Девственное торжество днесь братие,/да взыграется тварь, да ликовствует человечество:/созва бо нас святая Богородица,/нескверное сокровище девства;/словесный втораго Адама рай;/хранилище соединения дву естеству;/торжество спасительнаго примирения;/чертог, в немже Слово уневестивый плоть воистинну;/легкий облак, Иже над херувимы Сущаго, с телом носивший./Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша. На стиховне едина стихира воскресна, глас 1: Страстию Твоею, Христе,/от страстей свободихомся,/и воскресением Твоим из истления избавихомся,/Господи, слава Тебе. Стихиры святых на стиховне, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Стих:  Бог нам прибежище и сила,/Помощник в скорбех, обретших ны зело. О, преславнаго чудесе!/На небеси и на земли радость/днесь возсия в память всех русских святых:/от Ангел хвалами венчаются/и от человек пения приемлют./О, како в стране нашей подвизашася,/како Богу угодиша,/имиже враг паде лукавый,/Христу побеждшу того. Стих:  Господь сил с нами,/Заступник наш, Бог Иаковль. О, преславнаго чудесе!/Чудес светлостьми/солнца светлейше/присно святии сродницы наши/светят концем Русския земли,/от невечерняго Света облистаеми,/ихже сиянии/облацы от страны нашея отгоняются варварстии/и демони побеждаются. Слава, святых, глас тойже:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Иконы являются каналами, а не источниками энергии Святого Духа Вспоминая историческое событие «Торжества православия», инокиня Васса (Ларина) рассуждает об иконоборчестве и иконопочитании. Приветствую вас. Меня зовут сестра Васса, и я сейчас здесь, в Вене, в Австрии, пью кофе. Начинается 2-я неделя Великого поста, и мой кофе сегодня забелен миндальным молоком, так как в нем высокое содержание белка, и совсем немного калорий. Видите, если вы поститесь согласно правилам византийского поста, строго вегетарианскими, без масла в будни, то должны позаботиться, чтобы у вас в рационе было достаточно белков, чтобы не начинять себя только хлебом и различными формами сахара, и при том постоянно чувствовать себя голодными, — возможно даже набирая вес! Поэтому позаботьтесь о белках, потребляя фасоль и чечевицу, и оставайтесь здоровыми и красивыми, в силе завершить период поста. Я решила начать с красоты, потому что меня постоянно засыпают просьбами дать совет по красоте, можете себе это легко представить. Говоря о красоте, в это воскресенье — первое воскресенье Великого поста, известное как «Неделя Торжества Православия», вспоминаем византийскую традицию почитания святых образов — «икон», как эта позади меня. В частности, в это воскресенье мы вспоминаем историческое событие «Торжества Православия», когда в 843 году в Византийской Империи наконец осудили «иконоборчество» или преследование иконопочитания. Сегодня мы поговорим сначала об иконоборчестве, а затем об иконопочитании, и о том как оно относится к нашей жизни во Христе. Иконоборчество проходило в двух периодах, в которых епископы и императоры Византийской империи выбросили иконы из всех церквей, и преследовали их почитателей. Первый иконоборческий период (726-787) начался при императоре Льве Исавре и закончился решениями 7- го Вселенского собора 787 г. Второй иконоборческий период (814-843) закончился как раз тем событием, которое мы отмечаем в первое воскресенье Великого поста: императрица созвала синод в Константинополе, который навсегда положил конец иконоборчеству. Однако, обратите внимание на тот факт, что большинство образованных епископов того времени на самом деле относились к иконоборчеству благосклонно. Какие богословские аспекты так влияли на них и делали иконы неприемлемыми?

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroj-vassoj-...

ЧАСТЬ III. Святоотеческое Учение о Сотворении Мира ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА: Следующее письмо было написано отцом Серафимом доктору Александру Каломиросу, православному греку, медику, церковному писателю и «христианскому эволюционисту» Это ответ отца Серафима на письмо доктора Каломироса, в котором последний пытался показать, что Священное Писание и учение святых Отцов совместимы с современной эволюционной теорией. Согласно док­тору Каломиросу, Адам был «эволюционировавшим зверем», кото­рый на определенной стадии своего эволюционного развития полу­чил благодать Божию и таким образом стал человеком. Доктор Каломирос писал: «Когда Господь Бог вдунул в лице Адама дыхание жизни, тогда эволюционировавший зверь становится умным со­зданием... Я не удивлюсь, если тело Адама было во всех отношени­ях телом обезьяны... Биологически Адам находился, вероятно, на стадии ниже по эволюционному развитию, чем современный чело­век... Он является продолжением вершины лестницы эволюцион­ного развития антропоидов. Человек происходит не от обезьяны, но от иной ветви антропоидов с параллельным эволюционным раз­витием. Мы не располагаем никакими доказательствами, кото­рые позволили бы нам сделать вывод о том, на какой стадии эволюции Божие дыхание жизни было дано животному». Ответ отца Серафима доктору Каломиросу, опубликованный посмертно в Журнале Богоявления (осень 1989 – зима 1990), а позднее в сокращенном виде в Деятельном христианине (весна/зима 1998), становится своего рода введением в святоотеческое учение о сотворении мира и определенным опровержением совре­менной теории эволюции. Здесь письмо разделено на главы, им даны заголовки редактором данного издания. Дополнительно о переписке отца Серафима с доктором Каломиросом см.: Предисловие Редактора и избранные письма отца Серафима в Части V. Неделя 5-ая Великого поста, 1974 Дорогой доктор Каломирос, Господь наш Иисус Христос да будет с Вами. Наконец пишу ответ на Ваше письмо об эволюции. В ответе отражен взгляд нашего Братства на этот вопрос. Повторяю, что я даю ответ не как «эксперт» по святым Отцам, а как человек, любящий святых Отцов, – надеюсь, как и Вы. Большая часть приведенных мною здесь цитат из святых Отцов переведена мной из русских святоотеческих изданий XIX века, а частично из английских переводов XIX века, напечатанных в эрдмановой серии «Никейские Отцы». Даю источники как можно полнее, чтобы Вы могли прочесть их по-гречески. Если у Вас есть воп­росы по этим иди другим отеческим цитатам, буду рад обсудить их с Вами. Я вовсе не стараюсь выискивать цитаты «в подтвер­ждение моей точки зрения», и Вы сможете убедиться, что я вклю­чаю и цитаты, которые не «подтверждают моей точки зрения», так как я прежде всего и всего лишь заинтересован в том, чтобы выяснить, что думали святые Отцы по этим вопросам, ибо я считаю, что и нам следует думать так же. Христос Бог да благо­словит меня говорить правдиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010