антропологии и сформулированы важные общие позиции в области социальной этики, утверждающие незыблемость традиц. христ. принципов, особенно в сфере семейных отношений и воспитания молодежи. Многосторонние диалоги на всеправославном уровне С Древними Восточными (Дохалкидонскими) Церквами I Всеправославное совещание (1961) предложило, II Всеправославное совещание (1962) подтвердило предложение развивать взаимоотношения с Древними Восточными Церквами. Главным требованием к Древним Восточным Церквам было признание с их стороны IV Вселенского Собора в Халкидоне (451) вместе с томосом папы Льва I и принятие учения о двух естествах (волях) и действиях во Христе. ВСЦ активно участвовал в попытке объединения этих Церквей, организовав неофиц. консультации между богословами на темы «О Соборах» и «О Халкидонском Соборе». Консультации прошли в Орхусе (Дания, 1964), Бристоле (Великобритания, 1967), Женеве (Швейцария, 1970) и в Аддис-Абебе (Эфиопия, 1971). В Бристоле был выработан проект соглашения по доктринальным вопросам. В 1971 г., после заседания ЦК ВСЦ, была организована неофиц. встреча членов ЦК от этих конфессий по теме «Снятие анафем и канонизация святых». Затем правосл. Церкви создали Межправославную богословскую комиссию по диалогу с Древними Восточными Церквами, а те в свою очередь - Межориентальную комиссию. Встреча комиссий состоялась в 1979 г. в Шамбези. Обсуждались конкретные темы предстоящего диалога и его структура. 1-я офиц. встреча Смешанной комиссии по диалогу состоялась в 1985 г. в Шамбези, где подкомиссии было поручено подготовить общие тексты, к-рые должны быть представлены на пленум Смешанной комиссии для обсуждения и утверждения. В 1987 г. члены подкомиссии собрались в Коринфе (Греция) для изучения подтемы «К общей христологии» и констатировали, что, «хотя важнейшие термины употребляются и с различными оттенками, тем не менее обе ведущие диалог Церкви этими терминами выражают православное богословие» ( Скобей Г. На пути к единству: О богословском диалоге между Правосл.

http://pravenc.ru/text/171923.html

Всеправославное предсоборное совещание (1986 г.) в Женеве занималось четырьмя темами, по которым были подготовлены соответствующие тексты: 1) по перенесенной из предыдущего Совещания теме о посте, название которой было изменено на «Значимость учреждения поста и соблюдение его в наши дни»; 2) отношение Поместных Православных Церквей к остальному христианскому миру; 3) Православие и экуменическое движение и 4) вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и других дискриминаций. Таким образом, осталось четыре из десяти тем, которыми должно было заняться следующее IV Предсоборное Совещание и подготовить соответствующие тексты: 1) православная диаспора; 2) автокефалия и порядок ее провозглашения и 3) автономия и порядок ее провозглашения: 4) православные диптихи. IV Предсоборное Совещание, опять же, по причине трудностей и реорганизаций, связанных главным образом с падением коммунистических режимов в православных странах, состоялось в июне 2009 г., спустя целых двадцать три года после предыдущего, и из четырех тем обсудили только тему диаспоры, по которой был составлен соответствующий текст. Остальные три темы перед последним V Предсоборным Совещанием обсудила Межправославная Подготовительная Комиссия, которая дважды заседала в Женеве в декабре 2009 г. и феврале 2011 г. Последнее V Предсоборное Совещание состоялось в октябре 2015 г. и подготовило текст только по автономии, тогда как две другие темы - относительно автокефалии и диптихов, - поскольку не было достигнуто консенсуса на прошедших заседаниях Межправославных Подготовительных Комиссий, по общему решению Церквей исключаются из списка тем и не будут включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Таким образом, из десяти изначальных тем, определенных на Предсоборном Совещании, в конечном итоге на Соборе будут обсуждаться восемь. Поскольку две из них, а именно «Отношение Поместных Православных Церквей к прочему христианскому миру» и «Православие и экуменическое движение» были сведены в одну - «Отношение Поместных Православных Церквей к прочему христианскому миру», темы, в конечном счете, сводятся к семи, а именно: 1) православная диаспора; 2) автономия и порядок ее провозглашения; 3) календарь и Пасхалия; 4) препятствия к браку; 5) значимость учреждения поста и соблюдение его в наши дни; 6) отношение Поместных Православных Церквей к прочему христианскому миру и 7) вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и других дискриминаций.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/25/po...

  Взаимодействие с Поместными Православными Церквами Святейший Патриарх Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. — член Исполкома «Синдесмоса»; участник VIII (Бостон, 1971 г.), IX (Женева, 1977 г.), Х (Финляндия, 1980 г.) и XIV (Москва, 1992 г.) Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания (Шамбези, 1976 г.) и Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Шамбези, 1993, 1999 гг.); главный докладчик на православной консультации «Общее понимание и видение ВСЦ» (Шамбези, 1995 г.); участник Всеправославной консультации по вопросам экуменизма (Салоники, 1998 г.) и Собрания Глав Поместных Православных Церквей по уврачеванию болгарского церковного раскола (София, 1998 г.); участник Всеправославного празднования 2000 лет Христианства в Вифлееме 7.01.2000 г.; участник переговоров между Московским и Константинопольским Патриархатами (Стамбул, 1977 г., Женева, 1978 г., Стамбул 1990 г., Москва, 1991 г., Стамбул, 1993 г.) и регулярных консультаций по текущим проблемам между двумя Церквами; проводил переговоры с Константинопольской Православной Церковью по Эстонии и с Румынской Православной Церковью по проблеме Бессарабской митрополии в Молдове (дважды в 1997 г. в Женеве, Кишинев, 1999 г.). В 2005 г. в качестве главы делегации Русской Православной Церкви принимал участие в интронизации Патриарха Иерусалимского Фeoфuлa III . В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж.   Межхристианские отношения и сотрудничество Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

http://patriarchia.ru/db/text/547091.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Опубликован доклад Константинопольского патриарха на Всеправославном собрании в Шамбези 30.01.2016 1159 Время на чтение 8 минут " На нас лежит большая ответственность, ведь нам предстоит сократить время, которого итак уже осталось мало, и без дальнейших промедлений воплотить нашу зримую мечту в реальность " , - греческий портал Romfea опубликовал доклад Константинопольского патриарха, который был сделан 23 января (печатается с сокращениями). Доклад Патриарха Константинопольского Варфоломея на синаксе (совещании) Предстоятелей Православный Поместных Церквей Святейшие и возлюбленные о Господе братья, Предстоятели Поместных Православных Церквей, почтенные представители и делегаты Поместных Православных Церквей. Как хорошо, что мы собрались в этом священном месте нашей святой Константинопольской Церкви, в этом центре, который посвящен служению православному единству, и который оказывает гостеприимство на протяжении десяти лет множеству межправославных и всеправославных встреч, благодаря которым осуществляется и становится еще более тесным единство святой Православной Церкви. Я от всего сердца желаю, чтобы пребывание здесь для каждого из нас всегда было приятным и радостным, и тоже касается нашей деятельности, чтобы она всегда руководилась Святым Духом и приносила обильные плоды в любви и созидании Тела Церкви и во славу Божью. Как известно, синакс должен был пройти в нашей кафедре, но в связи с чрезвычайными объективными обстоятельствами для некоторых из наших братьев не представляется возможным собраться там. Поэтому мы были вынуждены переместить место нашей встречи сюда. Благодарю всех за полное понимание необходимости изменить место встречи и за то, что вы с радостью и готовностью согласились приехать сюда для осуществления священной цели - проведения синакса. На нас лежит большая ответственность, ведь нам предстоит сократить время, которого итак уже осталось мало, и без дальнейших промедлений воплотить нашу зримую мечту в реальность. Воплотить мечту, которую лелеяли наши предшественники в течение более чем пятидесяти лет - это одновременно и наш долг, исполнения которого требует от нас промысел Божий, и наша привилегия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Мы тогда " проглотили " , не среагировали должным образом на этот вопиюще антиканонический акт. Потом Варфоломей, тогда еще митрополит, бывая в Киеве, поговаривал, что " Константинопольский Патриархат несет Украине мир " . Опять не последовало должной реакции. Затем Патриарх Варфоломей вопреки канонам вмешивается в дела Иерусалимской Поместной Церкви, запрещая в священнослужении ее клирика митрополита Лиддского Тимофея (Маргаритис). Опять нет отпора. А коли нет отпора - началась эстонская история. А потом - украинская. Между тем, богословская мысль всей Русской Православной Церкви (это относится и к Киеву, и к Москве) молчит, когда в Константинопольском Патриархате утверждается " новая старая " ересь папизма. Ведь аргументы сторонников " первенства " Константинопольского Патриархата являются просто католическими, явно противоречат православной экклезиологии. В действительности, пресловутое " первенство чести " Константинопольского Патриарха напрямую зависит от чистоты православного исповедания: уклонился в ересь - нет ни первенства, ни чести (в противном случае весь православный мир должен был принять Ферраро-Флорентийскую унию). Кроме того, первенство чести ни при каких обстоятельствах не означает права юрисдикции. Любое вмешательство одной поместной Церкви на территорию другой является расколом, грех которого не смывается даже мученической кровью. Следует помнить, что первенство чести было дано Константинопольскому Патриархату как церковному центру Империи, " ойкумены " , Вселенной. Сейчас нет Византийской империи, Константинополь - даже не столица государства Турция, оккупировавшего Византию. Царское преемство Византии перешло к Москве - соответственно, " имперским " стал Московский Патриархат. Эти очевидные вещи и должны стать предметом размышления богословов-канонистов, но почему-то я не знаю столь необходимых современных богословских работ на эту тему, которые должны стать нашим " оружием правды " . Мало того, оказался замолчанным великий юбилей - в 1998 г. было 50-летие Всеправославного Совещания в Москве. Это был форум уровня Вселенского Собора, богословское наследие которого более чем актуально до сих пор, оно является образцом православной догматической мысли. Московское Совещание 1948 г. отвергло экуменизм и догматические компромиссы с латинством, фактически подтвердило центральную роль Московского Патриархата в православном мире. Если бы материалы Совещания были переизданы и легли в основу церковной политики, то по " варфоломеевщине " был бы нанесен серьезный удар. Надо честно признать, что идеи Всеправославного Совещания 1948 г. невыгодны сторонникам продолжения участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении. Однако не они составляют в ней большинство. Так где же были все наши консерваторы?! Не было проведено даже элементарной научно-богословской конференции посвященной юбилею, не говоря уже о более масштабных вещах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

– Многие верующие недоумевают, почему все Церкви мира совместно не выразили свое несогласие с действиями Патриарха Варфоломея. Многие пока медлят, но без всеправославной оценки произошедшего уже не обойтись – Дело в том, что для таких заявлений требуется внимательный и многогранный анализ ситуации. Это для нас – очевидные вещи, а внешним наблюдателям нужно время для углубленных рассмотрений и разбирательств. К тому же некоторые Поместные Церкви, как и Святая Гора Афон, находятся в прямой зависимости от Константинополя, они молятся за своего Патриарха, доверяют ему. А выступить с осуждением его действий – дело очень серьезное, ведь даже в простой семье осудить неправильные поступки отца его собственным детям очень непросто. Поэтому многие пока медлят, но без всеправославной оценки произошедшего на Украине вследствие действий Фанара уже не обойтись. – Бывают ли на упомянутых вами форумах представители Константинопольского Патриархата, и как они реагируют на ваши заявления? Так же скажите, был ли какой-либо резонанс на вмешательство Патриарха Варфоломея в церковную жизнь УПЦ, на рейдерские захваты храмов раскольниками, или они ограничиваются молчанием и «принятием к сведению»? Выступление епископа Виктора (Коцабы) на совещании ОБСЕ в Варшаве 14 сентября 2018 г. – Международная правозащитная система, в том числе такие организации, как ОБСЕ, СПЧ ООН и другие, оказывают положительное влияние на ситуацию тем, что в рамках их процедур мы можем заявлять официально о нарушениях прав верующих УПЦ и подавать в процедурном порядке оформленную в правовой форме информацию. Наши заявления, отчеты правозащитных организаций, а также достоверные факты, публикуемые СМИ, становятся материалом для работы дипломатических миссий, в результате чего происходит широкая международная огласка событий, о которых мы говорим. Очень важно, что УПЦ имеет возможность непосредственно «из первых рук» предоставить информацию о реальном положении наших общин в стране, ответить на вопросы дипломатов, политиков и правозащитников.

http://pravoslavie.ru/119582.html

«Как известно, РПЦ, получившая самостоятельность (автокефальность) в 1448 г., занимает среди всех Автокефальных Православных Церквей мира лишь пятое место. Между тем ее удельный вес в православном мире и возросший в последнее время (за годы войны) авторитет дают основание к тому, чтобы она заняла первое место. Разрешенное ещё ранее Правительством и намечаемое Патриархом Алексием на сентябрь 1947 года Предсоборное совещание в Москве глав или их представителей всех Автокефальных Православных Церквей и преследует, в качестве основной цели, подготовку созыва в 1948 году Вселенского Собора для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской». А 7 февраля 1948 года Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР, отправляет отчет о своей работе за предыдущий год в ЦК КПСС, и там значится следующий пункт: «Подготовка созыва в 1948 году Вселенского Собора для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской». Целью этого Вселенского Собора предполагалось не только провозглашение Московского Патриархата Вселенским, но и официальное объявление его Третьим Римом. Да, вряд ли сейчас, во время процветающей либеральной демократии, возможно в России проведение подобного антиэкуменического Всеправославного Собора, который проходил тогда в СССР и который, вне всякого сомнения, был одним из самых важных церковных событий ХХ века. Но события в мipe меняются крайне стремительно, и потому то, что сейчас кажется неосуществимым, завтра окажется вполне реальным. При этом главное не забывать эсхатологический характер идеи Москва – Третий Рим и его современную актуальность. Геополитический аспект возможного пересмотра диптиха в интересах Русской Церкви и Российского государства заключается в том, что Турция, в столице которой находится резиденция Константинопольского патриарха, является членом евроатлантического военного блока НАТО, являющегося много десятилетий агрессивной организацией по отношению к Российскому государству в разных его исторических проявлениях, а сама Константинопольская патриархия, жестко курируемая Госдепом США и финансируемая зарубежными фондами и представителями многочисленной диаспоры Константинополя в США, является уже на протяжении многих десятилетий агрессивным и сдерживающим фактором в отношении Русской Православной Церкви , окончательно превращаясь в некую религиозно-политическую структуру, служащую геополитическим интересам США.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/13/o_sozy...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на заседании Специальной межправославной комиссии. 3. Констатировать, что дискуссии вокруг Регламента Всеправославного Собора натолкнулись на трудности, которые не удалось преодолеть. 4. Выразить озабоченность в связи с тем, что в ходе переписки между Предстоятелями Константинопольской и Русской Православных Церквей не удается достичь согласия по важным вопросам подготовки Всеправославного Собора.   ЖУРНАЛ 93 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах изучения документа «Миссия Православной Церкви в современном мире», рассмотренного V Всеправославным предсоборным совещанием, состоявшимся с 10 по 17 октября 2015 года в Шамбези (Швейцария), и о предложениях Синодальной библейско-богословской комиссии по усовершенствованию данного документа. Справка: Священный Синод в заседании от 22 октября 2015 года (журнал 71) поручил Синодальной библейско-богословской комиссии дополнительно изучить проект данного документа с учетом состоявшегося обсуждения на V Всеправославном предсоборном совещании и представить выводы к следующему заседанию Священного Синода. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить предложения Синодальной библейско-богословской комиссии к документу «Миссия Православной Церкви в современном мире» и считать достижение консенсуса по соответствующим разделам документа необходимым условием его предварительного согласования в рамках подготовки к Всеправославному Собору.   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшемся в Софии заседании Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Справка: Во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 октября 2015 года (журнал 73) 3 и 4 декабря 2015 года в Софии состоялось заседание Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева).

http://patriarchia.ru/db/text/4304773.ht...

Первое Предсоборное Всеправославное Совещание (Шамбези, Женева 1976 г.), пересмотрело список вопросов, составленный Первым Всеправославным Совещанием и выбрало десять из них для будущего Святого и Великого Собора. Эти вопросы касаются: отношений Православных Церквей между собой и Вселенской Патриархией (Автокефалия, Автономия, Диаспора, Диптихи), практических проблем мирян и клира (Проблемы брака, Календарный Вопрос, Институт Поста), отношений к остальному христианскому миру (Многосторонние и двусторонние Богословские диалоги) и свидетельства Православия в современном мире (Христианские Идеалы). Второе Предсоборное Всеправославное Совещание, созванное также в Шамбези (1982 г.), работало на основе подготовленных Секретариатом досье, содержащих доклады поместных Церквей по вышеупомянутым вопросам, выводы симпозиумов, организованных Секретариатом, особенно по вопросу общего празднования Пасхи. Совещание изучило весь материал, касающийся вопросов повестки дня, сочло несвоевременным принять какое-либо решение по вопросу календаря, отправило вопрос применения предписаний о посте следующему Предсоборному Всеправославному Совещанию для более полной подготовки, приняло единогласно текст резолюции относительно проблем брака ad referendum к Святому и Великому Собору и составило повестку дня следующего Предсоборного Всеправославного Совещания. Третье Предсоборное Всеправославное Совещание, созванное в Шамбези в 1986 г., работало на основе проектов текстов по вопросам повестки дня, составленной Межправославной Подготовительной Комиссией (1986 г.), а также досье, составленных Секретариатом и содержащих доклады поместных Церквей и соответствующие доклады Секретариата. Таким образом, после обсуждения на Пленуме и в Комиссиях, были единогласно приняты четыре текста по вышеупомянутым вопросам с изменением их заглавий: а. Значение поста и его соблюдение сегодня, б. Отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру, в. Православие и экуменическое движение, и г. Вклад Православной Церкви в утверждение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и в устранение расовых и других дискриминаций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высокопреосвященный председатель, мы собрались ныне, чтобы продолжить разработку темы II Всеправославного Совещания на о. Родос, а именно проблемы отношений Православия и римо-католицизма. Если мы еще более конкретизируем тему нашей предстоящей работы, то ее можно будет определить, и мы уже об этом говорили выше, как углубленное рассмотрение и раскрытие решения нашего предыдущего Совещания о возможном православно-католическом богословском диалоге. Святейший Патриарх Афинагор в Послании своем Главам Поместных Православных Церквей от 15 июля 1964 г. в следующих словах сформулировал задачу настоящей нашей встречи: она должна быть совещанием «относительно способа сообщения принятого решения о предложении в направлении Римско-Католической Церкви диалога на равных правах, а также о ходе и содержании диалога, то есть о полях и секторах, вокруг которых с нашей православной точки зрения будет происходить диалог». Таким образом, исходя из этого определения, перед нами стоит задача обсудить и решить два вопроса: 1) о способе сообщения Римско-Католической Церкви решения II Всеправославного Совещания на о. Родос о предложении этой Церкви богословского диалога на равных началах и на одинаковом уровне и 2) о ходе и содержании диалога, то есть о полях и секторах, вокруг которых должен, по нашему мнению, происходить этот диалог. Каковы же соображения Русской Православной Церкви, которые Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и наш Священный Синод поручили нашей делегации высказать по первому из этих пунктов? Как нам всем известно, II Всеправославное Совещание на о. Родос (26–29 сентября 1963 г.) вынесло решение одобрить «предложение о начале богословского диалога с Римской Церковью на равных началах и на одинаковом уровне». Не случайно, что в этом решении подчеркиваются равные начала диалога и одинаковый уровень его осуществления, как важнейшие принципы и условия переговоров. Поместные Православные Церкви ни при каких обстоятельствах не могут допускать, чтобы в процессе подготовки, равно как и при самом осуществлении предлагаемого ими Римско-Католической Церкви диалога был бы нанесен какой-то ущерб достоинству и чести Святой Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010