Сколько всенощных бдений в год предполагает Типикон? 3. Из какого устава в современном Типиконе происходит традиция совершения всенощного бдения? 4. В каком случае Типикон предусматривает совершение малой вечерни? Почему? 5. Что, согласно Типикону, должно происходить после чина малой вечерни? 6. Совершается ли «царская» часть утрени на всенощном бдении? 7. Откуда происходит начальный возглас всенощного бдения, произносимый священником? 8. От какого молитвословия этот возглас происходит? 9. В какие моменты всенощного бдения совершается каждение? 10. Откуда происходит каждение, совершаемое в начале всенощного бдения? 11. Сколько стихир на «Господи, воззвах» может быть на всенощном бдении? 12. Какие приложения Минеи используются на всенощном бдении? 13. Сколько диаконских прошений на литии? Сколько раз в ответ им поётся «Господи, помилуй»? 14. Чем отличается порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» на всенощном бдении в седмичный день от такого же порядка в воскресный день? 29. Вопросы к теме «Всенощное бдение» (2) 1. Структура какой утрени почти полностью соответствует структуре утрени на всенощном бдении? 2. Какие богослужебные книги с изменяемыми молитвословиями используются на седмичном и воскресном всенощном бдении? 3. Что исполняется и возглашается на вечерне седмичного и воскресного бдения между мирной ектеньей и «Господи, воззвах»? 4. Особенности воскресного бдения от полиелея до канона. 5. Что такое тропари на благословении хлебов? Каковы их особенности на седмичном и воскресном бдении? 6. Когда, согласно Типикону, на воскресном всенощном бдении должен петься полиелей? 7. Что поется во время каждения по полиелее на седмичном и на воскресном всенощном бдении? 8. О чем свидетельствует наличие седальна перед степенными антифонами? 9. Остатком чего является возглас «Яко свят еси…», который произносится священником между прокимном и «Всяким дыханием»? 10. Сколько канонов воскресной утрени в Октоихе? Что это за каноны? 11. Что на воскресном всенощном бдении поется между малой ектеньей по 9й песне канона и эксапостиларием? 12.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Каждый прокимен имеет за собой стих, который составляет как бы его продолжение и находится с ним в тесной логической связи. Лик повторяет за чтецом или диаконом слова прокимна и, наконец, чтец произносит первую половину прокимна, а лик допевает вторую половину. Кроме обычных прокимнов, поемых два с половиной раза, имеются еще так называемые великие прокимны, которые имеют три стиха, а потому поются четыре с половиной раза. На всенощном бдении под воскресение (в субботу вечера) поется всегда неизменно прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся»; четыре с половиной раза, заимствованный из 92-го псалма. На бдениях под великие и иные праздники поется прокимен дне (для каждого дня седмицы имеется как на литургии, так и на вечерни, свой особый прокимен). Если Господский праздник придется в субботу, то на бдении ему поется не прокимен дне, а тот великий прокимен, который должен бы был петься на вечерни в самый день праздника, потому что прокимен «Господь воцарися» никогда не отменяется и не заменяется другим, а непременно поется на каждой воскресной вечерне (в субботу вечера). После прокимна на всенощном бдении под великие и иные праздники в честь святых бывают так называемые «чтения», по большей части заимствованные из Ветхого Завета. Они называются также «паремиями» с греческого: παροιμια, что значит: «притча» (proverbium, parabola). Эти чтения, или паремии, содержат в себе пророчества о воспоминаемом событии или похвалу празднуемому святому. В праздники в честь свв. Апостолов читаются отрывки из их посланий. На всенощных бдениях под воскресение паремий, по большей части, не бывает, исключая те воскресные дни, когда вспоминается память святых отец: пред Рождеством Христовым; свв. отцов 1-го Вселенского собора в 7-ю неделю по Пасхе; свв. отцов первых 6-ти вселенских соборов в ближайший воскресный день к 16 июля; и свв. отцов 7-го Вселенского Собора в ближайший воскресный день к 11 октября, а также в те воскресные дни, в которые приходится память какогонибудь святого, которому по уставу положены паремии. На всенощном бдении обычно читается только три паремии и лишь в очень редких случаях, при совпадении двух празднеств, шесть паремий. Перед чтением каждой паремии диакон возбуждает внимание молящихся к ним возгласами «Премудрость» и «Вонмем». Во время чтения паремий царские врата закрываются, а иерей сидит на горнем месте одесную страну престола. Ектении и «Сподоби, Господи» После прокимна сразу, если нет паремий (как на обычном воскресном бдении, когда нет иного празднества, или после паремий, когда они есть), диакон выходит на амвон и произносит так называемую «Сугубую ектению», в богослужебных книгах она называется «прилежным молением». Эта ектения не во всех местах богослужения, где она произносится, имеет одинаковое начало. На великой вечерне в бдении она имеет полное начало, состоящее из двух предварительных воззваний:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Все материалы - Православное богослужение - Всенощное бдение с пояснением Всенощное бдение с пояснением Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). О Всенощном бдении. Часть 6. О Великом славословии Мы напоминаем миру о смысле его существования. Мы, разные и далеко не совершенные, собираемся в храмах, чтобы славословить Бога, и это единственное, неоценимо важное послание наше миру. Миру, теряющему без Бога разум. 12.01.2017 О Всенощном бдении. Часть 5. О каноне на утрени Кто-то торопится уехать домой, кто-то по другим причинам спешит поскорее подойти к елеопомазанию. И часто за суетой и толкучкой совершенно выпадает из внимания то, что поется и читается. До прихожан, занятых подходом к иконе и помазанием, доносятся отрывки читаемых фраз и красивые мелодии хора. А зря. Потому что во время елеопомазания совершается одна из важнейших частей утрени 03.01.2017 О Всенощном бдении. Часть 4. О шестопсалмии и чтении Евангелия Как ни торжественен полиелей, но кульминацией всей праздничной утрени является не он, а чтение Евангелия. 29.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 3. Благословение Поэтому мы благословляем Бога и благословляем нашу жизнь от имени Бога и именем Бога. И это наполняет нашу жизнь высоким смыслом. 22.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 2. О псалмах В первые века первого тысячелетия, Всенощное бдение совершалось не так, как сегодня. В нашем виде Всенощная появляются только около XI века, и веку к XIV по тексту (но не вполне по обрядам) стало напоминать современное нам богослужение. Впрочем, одна особенность ночной молитвы объединяет все христианские бдения всех времен и народов. Это – пение псалмов. 15.12.2016 О Всенощном бдении. Часть 1. «Востаните!» Всенощное бдение, или Всенощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великой вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). 08.12.2016 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/stati/pravoslavnoe-bogosl...

После малой ектении и возгласа иерея на воскресном бдении диакон возглашает во глас Октоиха: Свят Господь Бог наш; что поется ликом трижды при произнесении диаконом стихов: — Яко свят Господь Бог наш; и — Над всеми людьми Бог наш. Ексапостиларий, или Светилен На воскресном всенощном бдении после канона и пения «Свят Господь Бог наш» следует «Ексапостиларий», который называется так оттого, что в древности для пения его певец высылался на середину храма. Название это происходит от греческого «ексапостелло» — εξαποστελλω, что значит «высылать», «посылать». Они называются так, быть может, еще и потому, что в воскресных ексапостилариях говорится о послании Господом по воскресении Апостолов на проповедь. Воскресных ексапостилариев всего 11 по числу утренних воскресных Евангелий. Содержание их представляет собою как бы краткое изложение каждого из этих воскресных Евангелий, а потому на воскресном бдении всегда поется или читается ексапостиларий, соответствующий прочитанному Евангелию. Все они помещаются в конце Октоиха вместе со своими богородичными, непосредственно после таблицы «Евангельских столпов». Воскресные екзапостиларии составлены (вероятно, с их Богородичными), как показывает надписание их в Октоихе, византийским императором Константином VII Порфирородным (912—959), сыном императора Льва VI Мудрого, автора Евангельских стихир. В греческих богослужебных книгах имеется только название «ексапостиларий», а в славянских тоже употребляется ексапостиларий или светилен. Такое название, по–видимому, происходит от того, что, как в постной триоди, так и будничные светильны, говорят и воспевают Бога как свет, как подателя света. Например, светилен постной утрени 8–го гласа: «Свет сый Христе, просвети мя тобою». Хвалительные псалмы и Стихиры на Хвалитех После пения ексапостилария, или светильна, поются на воскресном бдении в рядовой глас, а на праздничном бдении во глас следующих за тем стихир, так называемые хвалитные псалмы, Пс. 148: — Хвалите Господа с небес; Пс. 149: — Воспойте Господеви; и Пс. 150: — Хвалите Бога во святых Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

После каждой кафизмы на всенощном бдении непременно произносится Малая ектения, которую, согласно 2–ой гл. устава «Священник глаголет отшед пред святыя двери». Каждая малая ектения заканчивается особым возгласом священника. После первой кафизмы малая ектения имеет возглас: Яко твоя держава, и твое есть царство, и сила, и слава:, после второй кафизмы Яко благ и человеколюбец Бог еси: Здесь надо заметить, что в те воскресные дни, когда по Уставу не положен полиелей (об этом см. ниже), вместо полиелея стихословится 17–ая кафизма: Блажени непорочнии:, после которой малой ектении не бывает, а сразу поются воскресные тропари: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися: Эти тропари так и называются: «Тропари воскресные, поемые по Непорочнах». В таком случае малая ектения произносится уже после этих тропарей. Вообще надо знать, что устав о малых ектениях после кафизм имеет связь с большей или меньшей торжественностью богослужения. После каждой кафизмы положен так называемый седален. Если этот седален праздничного содержания, то перед ним произносится малая ектения, если же он покаянно–умилительнаго содержания, как бывает в будничные дни и в дни св. Четыредесятницы, то перед ним малой ектении не произносится. Вот почему на бдении под Благовещение, которое в большинстве случаев приходится в дни св. Четыредесятницы и на котором поэтому, если оно придется в седмичные дни, бывает не две кафизмы, как обычно на бдении, а три, малая ектения произносится не после каждой кафизмы. Согласно уставу, на бдении под Благовещение, если оно случится во св. Четыредесятницу до Страстной седмицы, после 1–ой кафизмы не бывает ектении, по 2–ой же и 3–ей кафизмах положены ектении. Но если Благовещение случится в Страстную седмицу то не полагается ектений после первых двух кафизм, после 3–ей же кафизмы ектения бывает. Седальны на воскресном бдении поются или читаются после каждой кафизмы и следующей за ней малой ектении из Октоиха, в двунадесятые же праздники и святых из Минеи или, соответственно, из Постной или Цветной Триоди, когда праздники цикла Триоди. Особое положение у праздника Благовещения, когда он придется в седмичные дни Св. Четыредесятницы: 1–ый седален тогда бывает не праздничный, а Триоди. Полиелей, Воскресные Тропари, Величание

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

В-к 1897 г. Позволительно ли, для помазыванию предстоящих на всенощном бдении, употреблять елей, освещенный в предшествующий праздник? Существует обыкновение некоторых священников пользоваться преждеосвященным елеем для помазывания предстоящих в храме. В этом обыкновении нет ничего противного учению веры, но оно может казаться отступлением от церковной практики. В Служебнике сделано на счет употребления благословенного елея указание — «на целование образа люди знаменай», и потом прибавлено: «можем и в брашнах снести». Это последнее замечание сделано, очевидно, про случай остатка елея после помазывания: вот назначение оставшемуся елею. Если же у нас нет обыкновения употреблять в пищу елей, зато не редко прихожане обращаются к священнику с просьбой уделить им оставшийся освященный елей для больных. Но. Кроме того, в указанном обыкновении есть погрешность против церковного устава довольно крупного свойства. Помазывание преждеосвященным елеем показывает, что на всенощном бдении не было литии и благословения хлебов, что не согласно с правилами устав, и не может быть оправдано никаким расчетом. Недостаток елея не может служить причиной к опущению литии и благословения хлебов: устав дозволяет «вельми мало» предлагает для благословения. Если же елея для благословения наливается в таком количестве (при соразмерной величине хлебов) что он остается до следующего праздника, то причиною опущения литии и благословения хлебов будет уже не отсутствие потребного для этой цели вещества в церкви. А леность ее служителей (Р.д.С.П. 1877 г. т. 1). Можно ли помазывать елеем молящихся на утрене, когда не бывает всенощного бдения, или когда всенощное бдение совершается без благословения хлебов и освещения елея? Из устава церковного мы узнаем, что елеопомазание надобно совершать 1) «святым елеем от святого кандила, еже пред праздничною иконою», и при том 2) по окончании всенощного бдения, «поющим нам стихиру самогласну праздника и час первый». В Служебнике же говорится, что для елеопомазания надобно употреблять «елей», благословенный на всенощном бдении, при чем, согласно принятому обычаю, самое елеопомазание это совершается на каноне, после возгласа: «милостию и щедротами»… Первый способ древнее и проще обставлен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Всенощное бдение» Рахманинов посвятил памяти С.В. Смоленского. Именно Смоленский был одним из тех, кто пробудил в Рахманинове интерес к изучению древнего церковного пения. Другим человеком, оказавшим благотворное влияние на композитора, был Кастальский. Рахманинов вспоминает: Я сочинял «Всенощное бдение» очень быстро: оно было закончено меньше чем за две недели... Еще в детстве меня пленили великолепные мелодии Обихода. Я всегда чувствовал, что их особый характер требует хоровой обработки, и надеялся, что мне удастся достичь этого во «Всенощной». Не стану отрицать, что первое исполнение «Всенощной» Московским синодальным хором подарило мне счастливый час удовлетворения... В то время Синодальным училищем руководил композитор, создатель духовной музыки Кастальский... Его произведения и беседы с ним многому научили меня 272 . В основе большинства номеров «Всенощной» лежат обиходные напевы 273 , которые Рахманинов гармонизовал с беспрецедентным мастерством и оригинальностью. Никому из русских церковных композиторов ни до, ни после Рахманинова не удалось добиться такого естественного сочетания древних мелодий с гармонией, основанной на терцовых созвучиях. По сути, Рахманинов во «Всенощном бдении» решил задачу, над которой безуспешно бились Ломакин, Чайковский и Римский-Корсаков: задачу освобождения русской духовной музыки от «европеизма», придания ей подлинно национального звучания. Разумеется, вся музыка Рахманинова – как духовная, так и светская – принадлежит европейской традиции, и во «Всенощном бдении» присутствуют все основные элементы западноевропейского музыкального мышления: гомофонно-гармонический склад, тактированная мелодия, мажорно-минорная ладовая структура, октавный звукоряд. Но Рахманинову удалось достичь столь гармоничного синтеза между русской певческой традицией и западным музыкальным мышлением, что его сочинение стало вершиной всего русского церковно-композиторского и гармонизаторского творчества. Во «Всенощном бдении» композитор максимально использовал возможности хора, раздвинув до предела диапазон хоровых партий. В «Благослови душе моя Господа», например, басы опускаются до до большой октавы, а в «Ныне отпущаеши» – до си-бемоль контроктавы:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Потому, если иметь в виду буквальное соблюдение заповеди о седьмом дне, то время действия этой заповеди в переводе на нашу традицию праздновать воскресный день вместо субботы – с вечера субботы по вечер воскресенья. Так что участие во всенощном бдении и в литургии – это не службы двух дней, но одного дня. Если же порассуждать относительно второго Вашего вопроса – можно ли причащаться в воскресение на литургии, если не был на бдении, то здесь надо принимать в расчет обстоятельства. Если у человека реально уважительная, не зависящая от него причина, по которой он не смог принять участие во всенощном бдении, то причащаться можно (с благословения духовника). Важно при этом, что такой вариант надо воспринимать как исключение, стараться, чтобы подобная практика на вошла в привычку. Спасибо за ответ, Алексей, тоже очень подробно разъяснили. Не просты обязанности христианина, однако) И правда, не зря говорят, что не реально исполнить все заповеди. Ну будем стараться хоть частично, надеясь на милость Божью… Юрий, действительно, существует такая древняя традиция, происходящая из особенностей церковного устава, о котором выше рассказал Алексей. Мне хочется отметить вот какие моменты. Строго говоря, заповеди о посещении всех служб суточного круга нет. Христос заповедал совершать евхаристию, что и происходит каждый раз во время литургии. Есть правило, основанное на требованиях церковного устава. Богослужебный устав, на основании которого выведено это правило, в полной мере сейчас исполняется разве что в монастырях, где совершаются все службы суточного круга. Да и то совершаются не как в древности, в течение всего дня, а в собраны в утреннее и вечернее богослужение. А в древности устав также появился не сразу, а сложился со временем в монастырях. Там, где люди, подвизаясь в монашеском подвиге, посвящали молитве большую часть времени. В целом, церковный устав — это устав монастырский, поэтому местами довольно сложен для исполнения мирянами. Если благочестивый мирянин может в полной мере исполнять данное правило — честь ему и хвала. Если нет возможности, то имеет смысл обсудить это с духовником, чтобы получить конкретный совет после детального разбора ситуации. Понятное дело, если человек работает в субботу, то требовать от него посещения храма просто бессмысленно. Но если он хочет поехать на шашлыки, то это совсем другое дело.

http://azbyka.ru/vopros/objazatelno-li-u...

Евгения 13 июня 2023, 21:24 Продолжение.В общем эмоции переполняли меня , и мне хотелось всем говорить о том, что вот у хорошей православной писательницы,многодетной мамы выходит новая книга, что это про всенощное бдение! Но я сдерживала себя, потому что эту книгу нужно просто принести на службу также как когда- то моя дочь принесла Вашу " Литургию " , и книга сразу найдёт своего читателя не в одном экземпляре) Дочкам, конечно же ,я показала фотографии из будущей книги.Книга действительно очень красивая и чётко прорисованная. Ждём с нетерпением и будем молиться тоже о скором выходе книги.Спасибо Вам, Анна, труд невероятный! Евгения 13 июня 2023, 21:16 Анна,сколько эмоций Вы подарили мне новостью о скором выходе книги " Всенощная " !Сутки уже хожу в приподнятом настроении,это что-то невероятное,не передать словами. Вчера я узнала о том,что книга будет , что она в типографии, а сегодня прочла статью. Это просто исполнение моей мечты:всенощная с картинками и разъяснениями.После Вашей чудесной книги " Литургия " ,о которой писала много раз комментарии ,и которую заказывала своим детям ,крестнице,знакомым ,своей маме , мне так хотелось именно Вашу книгу о всенощном бдении. И тут такая новость! Сегодня стояла на всенощном бдении накануне престольного праздника в нашем храме и представляла как покажу книгу нашему регенту, подарю всем родным и знакомым Валентина 13 июня 2023, 16:43 Анна, какую радость вы приносите! Я даже и мечтать не могла, что будет ещё и Всенощное бдение выпущено, это просто необыкновенно нужная и такая любимая книга! Я настолько люблю Всенощное бдение и мне всегда так жаль, что так мало людей чувствуют и слышат всю эту красоту, все эти необыкновенные тексты и такие красивые песнопения, а шестопсалмие, когда так хочется сказать - остановись мгновение, ты прекрасно! Уверена с помощью Вашей книжки появятся чуть больше людей и на вечерних богослужениях! Спаси Господи Вас, всю Вашу команду и Вашу семью, всех, принимал участие в этом непростом деле! Юлия 13 июня 2023, 15:43

http://pravoslavie.ru/154182.html

– если на всенощном бдении предполагается лития, то приготовляется лучший литийный прибор. Нужно заранее позаботиться о хлебах, вине, пшенице, елее для литии. Перед службой литийный прибор со всеми веществами уже должен быть готов! Необходимо, чтобы было достаточно хлебов для раздачи народу. На полиелее духовенству раздаются новые свечи. В лучший ручной подсвечник вставляется новая свеча для Архиерея. Приготовляется сосуд с елеем и кисточка для помазания верующих. Желательно продумать, в каких местах и кто из священников будет наряду с Архиереем совершать помазание после полиелея. Архиерей помазывает у главной иконы праздника на кафедре. При большом стечении народа надо будет поставить в храме еще аналои с иконой праздника и приготовить дополнительные сосуды с елеем и кисточки; – в алтаре, справа от предстоятельского места у внутренней стороны иконостаса, поставляется седалище. Это может быть хорошее кресло со спинкой, или, если таковое отсутствует, то хороший стул. Седалище ставится на небольшой ковер, если алтарь не сплошь застлан коврами (указание касается в первую очередь всенощного бдения, но желательно это организовать и на Литургию); – приготовить две диаконские свечи; – на Литургию приготовить в алтаре книгу Апостол, заложить положенное зачало; – если кроме протодиакона на службе присутствует еще один или более диаконов, то готовятся два кадила. Следует проследить за тем, чтобы имелся запас угля и ладана, достаточный для всей службы; – следует заготовить воду для омовения рук Архиерея и духовенства (и на Литургии, и на всенощном бдении), а также для теплоты и запивки. Если в алтаре нет возможности нагревать воду, то хорошо заготовить горячую воду в термосах (с запасом на теплоту и на запивку). В случае, если в алтаре можно нагревать воду, надо иметь чайник и запас воды; – необходимо иметь в наличии чистые полотенца; – следует иметь ковшики, нож для раздробления антидора и просфор (на Литургии) или освященного хлеба (на всенощном бдении), и, по возможности, малые просфоры (на Литургии для запивки духовенства);

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010