Иак.3:9–10 . «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию; из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть». Объясн. Под проклятием разумеется зложелательство, ругательство, вызванное необдуманностью, страстью, гневом, а не «анафема» – от «анатифими», т.е. откладываю, отделяю: Гал.1:8 ; Мф.18:17 ; 1Кор.5:5, 13 ; 1Тим.1:20 . Но в последний день Самим Господом будет произнесено и проклятие над теми, кто его будет достоин: Мф.25:41 . Гал.1:9 . «Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю; кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Объясн. В этих словах усматривается, что апостол, ещё раньше послания к Галатам, непосредственным распоряжением установил суд над смущающими христиан лжеучителями и повелел таковых предавать во власть сатаны: 1Кор.5:5 ; 1Тим.1:20 . Кому возглашается анафема «Отрицающим бытие Божие и промысел Божий, называющим Бога не Духом, а веществом, не признающим равночестности лиц Пресвятой Троицы, отвергающим необходимость для людей искупления Христова. Хулителям приснодевства Божией Матери, не верующим в богодухновенность Священного Писания и в благодать Всесвятого Духа; отрицающим загробную жизнь, кончину мира, страшный суд, вечные награды праведникам и вечные же мучения грешникам; не принимающим спасительных Таинств Церкви; не признающим вселенских соборов и вселенских Преданий». Таким образом анафеме подвергаются собственно грехи неверия и богохульства (См. «Последов. в неделю Православия»). По свидетельству Священного Писания, отлучение установил Сам Господь Иисус Христос: Мф.18:17 . «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Посему и апостолы, предавая некоторых сатане, тем самым отлучали от союза Церкви: 1Кор.5:5:13 . Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа... Внешних же судит Бог . Итак, извергните развращённого из среды вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Имеются ли в Слове Божием указания на существование св. Предания? Имеются. Св. Апостол Павел писал в послании к Фессалоникийцам: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2, 15 ). И в другом месте: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 2, 2 ). Где ныне сохраняется св. Предание? Оно сохраняется в Церкви, которая по слову апостола «столп и утверждение истины». Изложила ли Церковь впоследствии св. Предание письменно? Да, например, в постановлениях Вселенских Соборов, в 85-ти правилах св. апостолов, и в тех отеческих творениях, которые одобрены на Вселенских Соборах. А не может ли св. Предание через устное распространение забыться пли затемниться? Нет, не может. Церковь Христова находится под водительством Духа Святого, о котором Спаситель сказал: «Утешитель Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14,25 ). XXII. О св. Писании. Чем еще объясняется причина заблуждений сектантов? Причина заблуждений сектантов объясняется еще тем, что они не понимают многих мест св. Писания и толкуют их неправильно. Разве есть в св. Писании места неудобовразумительные? Есть. Св. апостол Петр писал, что в посланиях апостола Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невеждый и не утвержденные к собственной своей погибели превращают» ( 2Пет. 3, 16 ). Кто же может толковать непонятные места св. Писания? Толковать Писание могут только те люди, которые получили на это особый дар св. Духа. Откуда это видно? Это видно из того, что даже апостолы не прежде научились понимать Писание, как Господь, по сказанию Евангелиста: «отверз им ум к у разумению писаний» ( Лк. 24, 45 ). Почему люди простые, не богопросвещенные не могут толковать св. Писания? Премудрый Сирах пишет: «Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом, и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах» ( Сир. 38, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Надежда 12 февраля 2019, 16:58 Батюшка Владимир доходчиво и грамотно доносит до людей суть православного учения, его проповеди реально помогают!!! Не в каждой церкви встретишь таких батюшек! Мне вообще в местном храме Батюшка сказал как я могла такая старая в 33 забеременеть! И оскорбил и расстроил на исповеди прям. Хотя я замужем и живу в венчанном браке! Почему вот всегда перепадает людям, которые так добросовестно помогают другим! Это несправедливо. Никто никого не заставляет и не принуждает к соборной молитве. Люди сами на это решаются. Вместе легче молиться. Елена 11 февраля 2019, 13:05 Вообще молиться нельзя никого заставлять, всё от желания самого человека. Разве можно молиться " из под палки " . У человека видимо тяжелая депрессия после смерти близкого человека, что неудивительно. Обыкновенно, в таких ситуациях, говорят, что надо бы в церкви или лучше в монастыре помолиться, поисповедоваться, причаститься. Мы же не можем Бога заставить Его помочь нам, остается только надеяться и стремиться жить в мире и любви с ближними и с самим собой, потому что " Бог есть Любовь " (1Ин.4;8). " Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме " (1Ин.2;9). " На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим " (Ис.66;2). Елена 11 февраля 2019, 11:54 Игорь, о каком новом учении Вы говорите. Какое новое учение, несогласное с постановлениями Вселенских Соборов??? Вы вообще отдаете отчет своим словам? Игорь 10 февраля 2019, 18:17 Здравствуйте! Хорошая статья и коментарии. К сожалению не все понимают чем отличается православие от других христианских церквей и сект. Я не говорю о внешней обрядовой стороне но о едином духе православия, о предании нашей церкви, о догматах постановленых на вселенских соборах. Так вот одна из целей православия это хранение всего этого от ересей новых учений, чтоб сохранить дух который был передан Господом нашим Иисусом Христом апостолам, а через них в последствии и всей церкви. А о том что вы говорите молитвы, проповеди, реальная помощь в проблемах и так далее все это есть и в новых христианских сектак. Знаю об этом не по наслышке, но сам пришел к Богу через секту в которой пребывал год.

http://pravoslavie.ru/110552.html

Священный Синод выразил надежду, что УАПЦ и УПЦ КП со своей стороны обнаружат добрую волю в этом благом намерении, поддержал это решение и счел возможным немедленное начало ведения такого диалога при следующих условиях: 1. Прекращение насилия со стороны сторонников «Украинской Православной Церкви — Киевский Патриархат» относительно Украинской Православной Церкви. (К сожалению, насилие сегодня возобновилось в Сумской, Херсонской, Харьковской, Тернопольской и проч. областях). 2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений. 3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви. 4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко), которого, по высказыванию Константинопольского Патриарха Варфоломея, «никто не признает как архиерея». Эти четыре, необходимые для нормального ведения диалога, условия остаются базовыми и на сегодня. Невмешательство государства и политических сил в диалог между православными даст надежду, что он будет строиться на настоящем краеугольном камне, которым является Христос, а также согласно с канонами и правилами Святой Православной Церкви. Тогда это будет здание, которому не навредит наводнение этого лукавого мира. Обращаемся к нашим православным братьям и сестрам, которые находятся вне единства со Вселенским Православием, словами апостола Павла: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11: 16). Вспомним вместе слова Священного Писания: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А настоящая христианская «любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4-7). Именно к нам обращается апостол Павел: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор.1: 10).

http://pravoslavie.ru/5270.html

Соборы. Поучение в неделю св.отец, иже в Никее Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их ( Мф.18:20 ) Какие утешительные слова для каждого христианина! Хотя и вознесся Иисус Христос от нас на небо; но стоит нам, двоим или троим, собраться во имя Христово, т.е. собраться в единении духа и в союзе мира ( Еф.4:3 ), и Спаситель наш ту есмь, посреди нас. И какова, братие, сила единомыслия и братского единения и общения! Чрез них мы в состоянии не только привлекать к себе благоволение Божие, а и с Богом вступать в единение. Потому, как Иисус Христос пред страданиями Своими молился Отцу небесному об учениках своих: «Отче святый! соблюди их, чтобы они были едино. Но не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (слова ныне чтенного евангелия – Ин.17:11, 20 и 21); так и святая Церковь , вслед за Иисусом Христом, тоже не престает поднесь молить Господа о том, да будет единение духа в чадах ее и единение у них с Господом. И как Иисус Христос в важный минуты своей жизни приглашал (поучительный для нас пример) к участию в своей молитве потрое учеников, на Фаворе, например, и пред страданиями в саду Гефсиманском ( Лк.9:28 . Мф.26:37 ); так и св. Церковь в важных случаях всегда же искала и ищет себе силы в соборных молитвах и совещаниях. Коль скоро ей нужно было когда узнать волю Божию о чем либо, она немедленно созывала соборы, и единогласное решение соборов принимала за голос самого Бога. Так было при апостолах, так и после них, на соборе, ныне воспоминаемом Церковью, первом Вселенском; так и на всех последующих соборах, которых, кстати скажу вам, было всех – семь Вселенских и девять поместных, т.е. семь таких, на которые собирались пастыри Христова стада со всей вселенной, и девять таких, на которые собирались пастыри только известной местности, но которых постановления однако признаны на Вселенских соборах для всей Церкви обязательными. Изволися Духу Святому и нам: так сами апостолы выразились, а за тем и отцы соборные выражались, о своих постановлениях ( Деян.15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Сохранились ли в Церкви Христовой все книги, написанные свв. Апостолами?   Нет, не все сохранились. Погибло послание Ап. Павла к Лаодикийцам, о котором упоминает Апостол в своем послании к Колоссянам, говоря (Кол. 4:16): «Когда это послание прочитано будет у вас (Колоссян), то распорядитесь, чтобы оно было прочитано в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Не составлялись ли и ложные Писания?   Составлялись, и очень нередко. Ап. Лука пишет в начале своего Евангелия: «Как уже многие начали составлять повествования, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего с начала по порядку описать» (Лук. 1:1—3).    Значит, было много писаний. Были и поддельные, выдававшиеся за Апостольские, составленные и выпущенные для смущения христиан; об этом пишет Ап. Павел: «не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного» (2 Фес. 2:2) Ясное дело, что в Апостольские времена появлялись и поддельные послания. Поэтому Ап. Павел не только предупреждает христиан об этом, но вместе с тем указывает и признак, по которому можно бы распознавать его послания от подложных: «приветствую моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании, пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса со всеми вами. Аминь» (2 Фес. 3:17, 18). Кто разобрался, в конце концов, в том, какие из многочисленных писаний, появившихся при Апостолах, суть истинно апостольские, и какие ложные?   В этом разобралась Православная Церковь Христова на своих Поместных и Вселенских Соборах: одни книги она признала и постановила считать истинными, боговдохновенными, а другие простыми, не боговдохновенными или подложными. Где можно найти указания на эти церковные постановления?   В «Книге правил свв. Апостолов, святых соборов Вселенских и поместных, и святых отец». Признают ли эти постановления сектанты?   Нет, не признают На каком же основании они принимают книги Священного Писания?   Они принимают их без всяких оснований, потому что сектанты никого и никогда не спрашивали об истинности Писаний, и им никто об этом рассказать не мог без соборных постановлений Церкви Православной. Церковь Православная отличала истинные апостольские писания от ложных и сохранила истинное слово Божие, а сектанты прямо-таки украли Писания у Церкви Православной и пользуются ими с целью развращения простодушных христиан (2 Кор. 11:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так что же такое история Церкви? Это история спасения человека – каждого в отдельности и одновременно всех людей – как единого организма. На пути этого спасения, конечно, случались и взлеты, и падения. Даже первые христиане, в рядах которых были очевидцы земного пути Спасителя нашего, так же оступались на своем пути. Апостол Иуда пишет в своем послании: « Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа » ( Иуд. 1:4 ). Также апостол Иоанн Богослов: « Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист » ( 2Ин. 1:7 ). Апостол Павел предостерегает первых христиан держаться спасительного пути по принципу « все мне позволительно, но не все полезно » ( 1Кор. 6:12 ). II и III век во времена гонений на Церковь дали нам сонмы небесных заступников, перечислить которых нет возможности как в следствие их многочисленности, так и оттого, что многих мучеников мы не знаем по именам. Однако и в те времена известно немало свидетельств и печального признания фактов падения отдельных членов Церкви. Казалось бы, с прекращением гонений Церковь должна была начать расцветать. Но это время, называемое периодом Вселенских соборов, было временем не менее сложным, чем гонения. Для того чтобы отстоять самое главное в учении Церкви – ее догматы о Боге, о спасении человека собирались Вселенские соборы. Чем же закончились Вселенские соборы, Торжеством ли Православия? Если брать хронологию, то, увы, не только торжеством, но и разделением Церкви. В то время многие забыли слова Спасителя « кесарево кесарю, а Божие Богу » ( Мф. 22:21 ). Нельзя подчинить жизнь Церкви человеческим законам, даже и с самыми благими намерениями. Последствия не заставили себя ждать. Но и это тоже история Церкви. Нет для Церкви времени покоя, и нет времени отдохновения. Вот и сейчас – как и на протяжении прошедших веков, она так же стоит на передовой фронта войны за спасение человека. Как и прежде, она есть непоколебимая основа для Евангельской проповеди. Возникает вопрос: «Кто же сегодня творит ее историю?» А кто иной, как не мы? Прошлого изменить нельзя, а сегодня именно нам дано сделать хоть чуточку для Церкви. Иван Ерпылев, 20 лет, г. Оренбург, Россия

http://azbyka.ru/way/prostye-ljudi-o-bog...

Тако бо было писано: " Воздается комуждо по делам его " о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь " . Завещание Преподобного Феодосия Киево-Печерского (отошёл ко Господу в 1074 году) В заключение хотел бы привести две ссылки на святых отцов: первая принадлежит святителю Кириллу Александрийскому. Он писал, что если кто пребудет верным правилам Вселенских Соборов - спасен будет, а кто дерзко отступит от них - погибнет во веки. Вторая - прп. Серафиму Саровскому: «Что Св. Церковь положила на семи Вселенских Соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит». Православный 2017/09/26, 18:39:34 (автор Борис Шварев) Позвольте мне выделить из данного материала несколько определений особо указующих на происходящее в настоящее время. 1. Помните предсказанное апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. [Это люди, отделяющие себя (от единства веры).] Сам Господь предрекал, что при конце мира многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Матф. 24, 11-12), так что, когда придет Сын Человеческий, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8). 2. Евангелие будет всем известно, но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать, следуя не богопреданному учению, а [строя себе свою веру своим измышлением,] хоть и на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам и конца не будет. 3. И все такие будут присваивать себе имя христиан. Будет часть и содержащих истинную веру, как она предана святыми апостолами и хранится в Церкви Православной, [но и из этих немалая часть будет только по имени православными,] в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, ибо возлюбят нынешний век. 4. [Самое главное бедствие эпохи перед всемирным воцарением антихриста будет заключаться в исключительной духовной слепоте людей. «Аще и услышат слово (предупреждения об антихристе), то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия»]

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=261...

10) И потом: „Я, которого вы видите, ничего не могу делать силою своего естества; так как я – человек; а делаю потому, что «Отец во мне пребываяй, той творит дела» ( Ин. 14, 10 ). Ибо так как и «Аз во Отце и Отец во мне» ( Ин. 14, 11 ), а также Бог Слово единородный – во мне: то ясно, что и Отец вместе с Ним во мне пребывает и творит дела. И нисколько не должно казаться удивительным такое мнение о Христе, когда он сам ясно говорит о прочих людях: «аще кто любит мя, слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим» ( Ин. 14, 23 ). Ибо если у каждого из таких людей устрояют обитель и Отец и Сын, то что удивительного в мнении, что в Господе, по плоти Христе, вместе оба пребывают; с общением Их по существу, быть может нераздельно и общение пребывания“? 11) И потом: „И душу сначала получает именно человеческую и одаренную бессмертием и разумом, и уже чрез воскресение сообщает ей неизменяемость: так чрез воскресение сообщил это и нам. Посему до воскресения из мертвых он укоряет Петра за то, что этот соблазняет его своими словами ( Матф. 16, 23 ), и объятый во время страданий сильным страхом нуждается в явлении ангела, укрепляющего его для перенесения и преодоления угрожающих зол ( Лук. 22, 43 ); а по воскресении из мертвых и по вознесении на небеса, став бесстрастным и совершенно неизменяемым и сидя одесную Отца, судит всей вселенной, – потому именно, что божеское естество творит в нем суд“. 12) И потом: «Итак ты, умнейший всех и здесь учишь, что мы имеем ум Христов; так как имеем Святого Духа, – того Духа, который восполнял Христу некую силу (ума), сообщая ему разумение к совершению всего того, что должен был он совершить; подобно тому, как и выше мы показали, что он Духом водим был в пустыню на сражение против диавола; ибо чрез помазание Духа он получил и разумение и силу к исполнению того, что должен был сделать, и сделавшись причастным Ему, он не только творил чудеса, но и знал отчетливо каким образом следует пользоваться чудесами, чтобы возвестить народам благочестие, понести слабости труждающихся и таким образом привести свое намерение в исполнение; поэтому он и оправдался и явился непорочным, частию чрез удаление от худшего и стремление к лучшему, частию чрез постепенное усовершенствование“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

127 Это послание св. Лев (память которого Церковь празднует 18 февраля) написал св. Флавиану Константинопольскому против монофизитов. Рассказывают, что после того как Лев составил послание, он положил его на гробницу св. ап. Петра и с постом, бдением и молитвой умолял апостола исправить послание, если в нем есть какая-то ошибка. Апостол явился ему и сказал: «Я исправил его». Отрывок из этого послания, содержащий точное и возвышенное богословие о двух природах и одной ипостаси Христа, дословно звучит так: «Та и другая форма действует в общении с другой, как каждой свойственно: Слово совершает то, что свойственно Слову, а тело исполняет то, что свойственно телу. Одно из них блистает чудесами, другое подверглось поруганиям. Как Слово неотделимо от славы Отчей, так тело не утратило естества нашего рода. Ибо один и тот же истинно и Сын Божий, и истинно Сын Человеческий. Бог, потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин. 1:1 ), а человек, потому что Слово стало плотию, и обитало с нами ( Ин. 1:14 )» (ACO//TLG 5000/003. 2. 1. 1, 14. 27–15. 6). Вот почему после прочтения этого послания на настоящем Соборе отцы воскликнули: «Это вера отцов! Это вера апостолов! Петр возгласил сие через Льва» (Ibid.//TLG 5000/003. 2. 1. 2, 81. 24, 26). По этой причине послание назвали даже оплотом православия. Об этом послании еще пишет Софроний Иерусалимский : еп. Феодор (чья епископская область находилась в Ливии), будучи кувикуларием Александрийского патриарха Евлогия, увидел во сне высокого человека, вызывающего большое уважение и благоговение. Этот человек сказал ему: «Извести патриарха Евлогия, что пришел папа Римский Лев, дабы с ним встретиться». Феодор тотчас побежал к патриарху и передал ему сказанное. И вот, встретившись, они поприветствовали друг друга, и спустя немного Лев сказал Евлогию: «Знаешь, зачем я пришел? Я пришел поблагодарить тебя за то, что ты весьма хорошо уразумел мое послание и отстоял его. Теперь знай, что ты оказал великое благодеяние не только мне, но и верховному Петру». Сказав это, он стал невидим. Утром Феодор рассказал об этом Евлогию, а тот со слезами возблагодарил Бога, соделавшего его проповедником истины (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 527). Названный же Евлогий жил при императоре Маврикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010