А за что еще Он прогневался на царя Охозию, как не за то, что тот послал своих людей к прорицательнице Аккаронской, о чем уже упоминалось выше? Почему я говорю только о нескольких случаях? Ведь огромные толпы народа и великие города подверглись голоду, мечу, рабству и уничтожению за магию. Так, Господь голодом и смертью наказал лжепророков и чародеев в Иерусалиме, а также всех, кто верил их лжепророчествам: «Пророки пророчествуют ложное именем Моим... они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое, и мечты сердца своего. Поэтому: так говорит Господь мечом и голодом будут истреблены эти пророки, и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусстима от голода и меча, и некому будет хоронить их» ( Иер.14:14–16 ). Так Иерусалим, этот царский город, возлюбленный Богом, был уничтожен за всякие волхвования и чародейства, которыми занимались его жители. Поэтому и сказал Соломон: «Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхований и нечестивые жертвоприношения» ( Прем.12:3–4 ). Так, царствующий город Ниневия тоже был уничтожен со всеми его жителями за магию, которой там занимались жители. Как говорит пророк Наум, горе «городу кровей!., развратницы... искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими – племена» ( Наум.3:1,4 ). Великий город Вавилон внезапно подвергся бесплодию, вдовству и разрушению за насаждение магии и колдовства, как предупреждает нас Исаия, дочь Вавилона... внезапно, в один день, придет к тебе и то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих... и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь ( Ис. 47:1,9,11 ). Какую епитимью налагают каноны на магов Таковы наказания, которым Бог подвергает магов и их поклонников. Каноны Святых Соборов и отцов Церкви тоже предписывают различные епитимии за магию. Шестой святой Вселенский Собор в 61-м правиле назначает в течение шести лет не допускать до Святых Таин тех, кто ходит к гадателям, чтобы узнать нечто тайное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

А кто сектантам повелел пасти? Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). Сектанты отвергаются тех, которым апостолы доверили святое дело. Они не слушают нас, и, по слову Божию, они не нас отвергаются, а Самого Господа Иисуса Христа. А кто отвергается Его Самого, тот отвергается Пославшего Его. Нет более тяжкого греха, чем расколы и разделение Церкви Христовой. Так говорили все великие святители, так говорил Иоанн Златоустый , Василий Великий , почти теми же словами, которыми сказал священномученик Киприан: «Люди, не хранящие союза и преискреннего общения с Церковью , хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже кровию». Видите, какой ужасный грех – раскол и сектантство, как страшно уклоняться от Церкви Христовой и идти за еретиками. Святые апостолы многократно предупреждали нас об этом. В послании к Римлянам ап. Павел говорит: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим.16:17 ). Господь Иисус Христос сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» ( Мф.7:15 ). Знайте, люди Божии, что сектанты вкрадчивы, что они приходят под личиной любви и смирения. Они хитры чрезвычайно. Особенно хитры и особенно тонко льстят слуху вашему баптисты. Они прикидываются святыми, пленяют любовью, вниманием к вам, завлекают в сети, и в этих сетях вы погибаете. Св. ап. Павел в послании к Фессалоникийцам и Галатам говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). Всех тех, кто состоит в сектах, кто соблазняет людей своими лжеучениями, ап. Павел предаёт анафеме. И следуя словам его, Св. Церковь в этот день анафематствует всех еретиков, всех не признающих Вселенских Соборов и Священного Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

А. Понятие лица (πρσωπον) в православной триадологии XX века// Церковь и время. – 2008. – 2 (43) . – С. 21–44. Чурсанов С. А. Понятие лица (πρσωπον) в Священном Писании и в философско-терминологическом контексте начала эпохи Вселенских Соборов// Церковь и время. – 2007. – 2 (39) . – С. 92–112. Чурсанов С. А. Понятие лица (πρσωπον) в сотериологической перспективе триадологии Великих Каппадокийцев// Церковь и время. – 2007. – 4 (41). – С. 46–73. Чурсанов С. А. Христианский образ человека: основные линии православного вероучения// Церковь и время. – 2009. – 4 (49). – С.165–204. Шёнборн К. Бог послал Сына Своего: Христология/пер. с нем. Е. Верещагина; под ред. Е. Гейнрихса. – М.: Христианская Россия, 2003. Шмеман А. , прот. Евхаристия: Таинство Царства. – М.: Паломник, 2001. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. – М.: Центр по изучению религий, 1992. 1 У самого Аристотеля богословие – это раздел его философии, «первая философия», в которой излагалось «учение о божественном» (Метафизика, кн. XI, гл. 7) 19 Точное значение этого имени неизвестно. Его переводят как «князь Ваал», «высокий господин», «господин небесного жилища», «господин мух» или даже как «бог нечистот, навоза». 27 Греч. γνμη – «мысль, суждение, изречение», в переносном смысле – выбор, предпочтение. Гномическая воля по-другому – «избирающая» воля, воля суждений, колеблющегося выбора. 28 Например, в Кн. Даниила ( Дан.7:13–14 ) это выражение относится к Мессии: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». 31 Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 107–108. 41 В современной экзегетике три направления толкования тысячелетнего царства 20-й главы Апокалипсиса принято обозначать следующим образом: постмиллениализм – означает Второе пришествие после тысячелетнего царства, – такое понимание отвергнуто большинством богословов; амиллениализм – отрицает тысячелетнее царство, а точнее, считает его уже начавшимся, – это можно назвать церковным пониманием миллениума; премиллениализм – означает Второе пришествие перед тысячелетним царством, – это и есть хилиазм.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

А смерть есть оброк греха, а грех от диавола. Вот куда привело двуперстие старообрядцев. Апостол Павел, избранный сосуд Божий, чтобы приобресть Христа, чтобы уверовать в Него как в пришедшего Мессию, чтобы соделаться членом созданной Им Церкви, все ветхозаветные обряды и обычаи почел за тщету ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа нашего. Обрезание, субботу, фарисейское учение в лучшем виде, непорочность по правде законной – одним словом, все преимущества избранного Божьего народа апостол Павел не предпочел вере во Христа, а все оставил, все сменил, все почел за тщету, чтобы быть только учеником Христа ( Флп.3:48 ). Апостол не говорил, что обрезание и суббота имеют происхождение божественное и, как таковые, сменить их не могу на веру во Христа, хотя бы как и в Бога. Поведение обрядоверов во всем противоположно поведению апостола Павла. Свое двуперстие, не имеющее ни божественного происхождения, не составляющее определения ни Вселенских, ни Поместных Соборов, а только когдато введшееся в Церкви, считают выше и крепче Христовой Церкви, спасительнее Тела и Крови Христа. Хотя они сего словами и не выражают, но без слов, крепче слов, делом то проповедуют и умирают вечною смертию. Неужели это не проповедь, не упорство, не гордость диавола? Господь устами пророка Исаии так обличал народ Израильский: «(Беззаконник же), заколающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, – так и Я... наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что Неугодно Мне» ( Ис.66:34 ). Вот как у беззаконников, избравших свои собственные пути вместо путей Господних, не слушавших повелений Господних, избиравших что им угодно, а не Господу, вот как представлялись жертвы Богу, вот как они были угодны Ему! Кажется, без применения, без толкования, без приложения к обрядоверам все понятно теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

А теперь внимай всему, что говорит этот учитель. Поклоняемся, – говорит он, – образу Креста, не веществу, то есть, почитая не вещество, но образ Креста, как символ распятия Христова. Этот же святой учитель в той же Книге говорит (глава 17): «Видя образ Христова распятия, вспоминая спасительные страдания Христа, пав ниц, поклоняемся не вещи, но образу, в ней заключенному, так же, как и не веществу Евангелия или Креста поклоняемся, но изображению». Здесь каждый внимай этому славословию: не вещи, но образу, то есть, не веществу, из которого сделан Крест, но образу распятия Христа. Такова наша вера Православная, в согласии с решениями Вселенских Соборов и текстами святых Отцов, тогда как ваша раскольничья вера в Крестное восьмиконечие и поклонение веществу, как Богу, прокляты Вселенскими Соборами. Претыкание второе Крест четвероконечный есть печать антихриста, о которой говорится в Апокалипсисе: положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр. 13, 16–17 ).   Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ и я из Апокалипсиса: И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам ( Откр. 16, 13 ). Вот если бы и из раскольничьих лжепророков, как из звериных (между зверями скитающихся) уст вышли нечистые духи! Но горе им, что не выходят, но гнездятся в них хулы, точь-в-точь, как мерзкие жабы выходят из их уст. Но неудивительно, ведь Сам Христос говорит о таковых: Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста ( Мф. 12, 34 ). А добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек от злого сокровища сердца своего выносит злое ( Лк. 6, 45 ). Но послушайте, треокаянные крестохульники, если четвероконечный Крест есть антихристова печать, то вы, ограждающие себя четвероконечным знамением, есть рабы антихриста. Или перестаньте налагать на себя Крестное знамение, раз это печать антихриста, или, если принимаете один только восьмиконечный Крест, то ограждайте себя этим одним и, двигая от чела руку, полагайте ее на пупе, в знамение длины Крестного древа, потом от уха до уха в знамение титла Христа, после этого от плеча до плеча, в знамение поперечного Крестного древа. Также на животе изобразите рукой косое древо, в знамение косого подножия. И кто не посмеется такому юродству с вашей стороны!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

А чтобы не недоумевать о свойстве сего семени, пусть последовал бы апостолу, который сказал: «Но Аврааму даны были обетования о семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос» ( Гал.3:16 ). Пусть также внял бы внутренним слухом своим пророчеству Исайи, который говорит: «...се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ); прочитал бы с верою и сии слова того же пророка: «...Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Тогда не стал бы говорить пустословия, будто Слово стало плотью так, что Христос, рожденный из девической утробы, имел образ человека, а не имел истинного тела (такого же, как и тело Матери). Не потому ли, может быть, он признает Господа нашего Иисуса Христа не имеющим нашего естества, что ангел, посланный к благословенной Марии, говорил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое (от Тебя) Святое, наречется Сын Божий» ( Лк.1:35 ), т. е. так как зачатие Девы было действие божественное, то и плоть Зачатого не была от естества Зачавшей? Но это рождение, исключительно удивительное и удивительно исключительное, должно быть понимаемо не так, чтобы необыкновенностью рождения уничтожалось свойство рода. Плодотворность Деве дарована Духом Святым, а истинное тело заимствовано от Ее тела. И когда, таким образом, Премудрость созидала Себе дом, «Слово стало плотию и обитало с нами» ( Ин.1:14 ), т. е. в той плоти, которую Оно заимствовало от человека и которую одушевило духом жизни разумной. Таким образом, при сохранении свойств того и другого естества и при сочетании их в одно лицо, воспринято величием уничижение, могуществом немощь, вечностью смертность. Для уплаты долга естества нашего бесстрастное естество соединилось со страстною природою, дабы один и тот же «Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ) и мог умереть по одному (естеству), и не мог умереть по другому, как того и требовало свойство нашего врачевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Авраам знал закон о десятинах, сказано: «[Авраам] дал ему (священнику Мелхиседеку) десятую часть из всего» ( Быт. 14, 20 ). Иаков тоже знал закон о десятинах по обету, он говорил: «…и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт. 28, 22 ) и т. д. По этому вопросу святитель Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно» 89 . Сам авторитет Священного Писания подтверждается авторитетом Священного Предания. Кто нам сказал, что «Евангелие от Матфея» написал Матфей, а «Евангелие от Марка» – Марк? Кто установил число посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла? Канон Новозаветных и Ветхозаветных книг Библии есть дело Церкви, а значит, и Предания. С другой стороны, все слова Божии не вмещаются в библейский свод. Сказано: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21, 25 ). Не все пророческие книги и апостольские послания сохранились. В Послании апостола Иуды цитируется фрагмент из Книги Еноха: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих»» ( Иуд. 1, 14 ); а в Первом Послании к Коринфянам мы находим такие слова: «Я писал вам в послании…» ( 1Кор. 5, 9 ), то есть ранее писал. Так и хочется задать вопрос г-ну Фурули: что имеет в виду апостол Павел, когда пишет: «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит» ( Евр. 6, 1–3 ). Где, в каком послании даются эти начатки учения «о крещениях, о возложении рук»? Многие детали: как крестить в одно погружение или в три, порядок рукоположения диаконов, пресвитеров и епископов – все это сохраняется на уровне Предания и не детализируется в Писании. Завершая рассуждения о значимости Священного Предания, хочется снова обратить внимание на учение апостола Павла о Предании: «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес. 3, 6 ). Здесь опять встречается слово – paradosin (предание), которое нельзя перевести иначе, как это сделано в синодальном переводе. В греческо-русском словаре Вейсмана это слово переводится как «передача (учения)», именно передача , а не искажение. Причем это не что-то аморфное и неопределенное. Священное Предание имеет конкретное выражение в древних символах христианской веры, правилах святых апостолов, актах Вселенских и Поместных соборов, древних литургиях, в актах или сказаниях о мучениках, творениях святых отцов и учителей Церкви – все это составные части единого Предания Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Адам умер, и я умер, как Адам. Христос воскрес, и я воскрес, как Христос. «Умираем, как Адам – неправильно, умерли в Адаме. Воскреснем, как Христос – хула. Если кто воскреснет, то не как Христос, а во Христе» – замечает Пр. М. М. Филарет), или: вот здесь Христос, или там, – Он в потаенных комнатах, Он в ученых книгах немецких богословов ( Мф.24:23, 26 ). Мы должны твердо помнить слово Господа нашего Иисуса Христа: не верьте (там же). Кто вместо того, чтобы поклоняться Господу Иисусу Христу, благодарить, славословить и величать Его, как Господа благодетеля и Спаса душ наших, как учит православная Церковь , станет, опираясь на какие-либо документы исторические, или археологические, строить свои догадки, свои соображение о Иисусе Христе, тот повторит работу сынов Израилевых, описанную в 32 гл. кн. Исход. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел пред нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось (ст. 1 и дал.). Неведение о судьбе человека, своего благодетеля, в какую бездну нечестие повергло сынов Израилевых! Вместо Иеговы, именем и силою Которого Моисей вывел их из Египта, они слили из золотых серег жен своих и дочерей тельца и вознесли ему всесожжение и принесли жертву спасения. А между тем Моисей, сей человек, о котором Израильтяне не знали что бысть ему, беседовал на горе с Иеговою о том, как устроить счастие народа Израильского. He тоже ли самое слышится в ученых трудах реформаторов? He так ли и они говорят: что это за Церковь , которую создал Иисус Христос , так что и врата адовы не одолеют ее? Что это за обетование Иисуса Христа быть с верующими во все дни до скончания века? He знаем, что сталось с этой Церковью, верно она рушилась; измыслим же себе новую церковь. Вы – последователи Лютера говорите, что вы не слышите нигде голоса Церкви – ни в папских декреталиях, ни даже в определениях вселенских соборов. Что вы не слышите в декреталиях папских голоса Церкви, это для православного сына Церкви очень понятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Александр III, со своей стороны, созвал III Латеранский собор, на первой сессии которого епископ Ассизский Руфин подчеркнул главенство Св. престола и настаивал на том, что только папа Римский обладает властью созывать Вселенские соборы, утверждать новые каноны или отменять старые. В противоположность собору в Павии, III Латеранский собор не оставил никакого сомнения в церковном главенстве римского епископа и в его исключительном праве созывать на соборы представителей всей Церкви. Патриархи, находившиеся в юрисдикции Западной церкви (патриархи Аквилеи и Градо и, во время Крестовых походов, латинские патриархи Иерусалима, Антиохии и Константинополя), потеряли властные преимущества; их сан стал лишь почетным титулом. Власть архиепископов и митрополитов, которые занимали «первый» престол в стране, уже не являлась проблемой. Их особая юрисдикция над другими епископами страны устанавливалась только властью Св. престола – после папской конфирмации выборов и вручения паллия. Еще задолго до собора, в 1136 г. посол германского императора Лотаря III в Константинополе епископ Ансельм Гавельбергский на публичном диспуте систематически изложил основные идеи новой папской экклезиологии. Ссылаясь на евангельский текст ( Мф. 16:18–19 : Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах), как на решающий и неоспоримый аргумент божественного происхождения власти и прав римского первосвятительства, Ансельм проповедовал, что спастись можно только в «лодке Петра» – в единственной Церкви, которой Божьим велением доверено сохранение веры, а византийская концепция поместных первосвятителей, основанная на решениях соборов, противоречит божественному установлению. Ансельм признавал правомочность всего трех патриарших кафедр – Римской, Антиохийской и Александрийской, как основанных «князем апостолов» и его учеником Марком, но римская гегемония при этом является окончательной в силу своей богоданности. Непослушание Риму – матери всех церквей – недопустимо и немыслимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алкать, жаждать, утруждаться и спать, очевидно, свойственно человеку, но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но жене самарянской дать воду живую, от которой пьющий не будет уже более жаждать, но не мокрыми ногами ходить по поверхности моря и утишением бури укрощать возмущение волн, без сомнения, есть дело божественное. И как не одного и того же естества дело – плакать из сострадания по умершем друге и его же, по удалении камня от четверодневной могилы, воскрешать к жизни силою одного слова; или висеть на дереве и в то же время превратить день в ночь и поколебать все стихии, или быть пригвожденным (ко кресту) и в то же время отверзать вере разбойника двери рая (о многом умалчиваем), так не одному и тому же естеству свойственно говорить «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ), и – «Отец Мой более меня» ( Ин.14:28 ). Ибо хотя в Господе Иисусе одно лицо Бога и человека, однако иное то, откуда происходит общее того и другого уничижение, и иное то, откуда проистекает общее их прославление. От нашего (в Нем естества) у Него есть меньшее Отца человечество, а от Отца у Него есть равное с Отцом Божество. По причине этого-то единства лица, которое должно разуметь по отношению к тому и другому естеству, и о Сыне Человеческом читаем, что Он сшел с неба, тогда как Сын Божий восприял плоть от Девы, от Которой родился, и обратно о Сыне Божием говорится, что Он распят и погребен, тогда как Он претерпел сие не божеством, по которому Единородный совечен и единосущен Отцу, а немощным человеческим естеством Отсюда все мы и в символе (веры) исповедуем Единородного Сына Божия распятым и погребенным, сообразно с сими словами апостола «...ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( 1Кор.2:8 ). А когда Сам Господь наш и Спаситель, научая Своих учеников вере посредством вопросов, спросил «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» и когда на их ответ, что различно об этом думают, Он сказал: «...а вы за кого почитаете Меня?» Меня, т. е. Сына Человеческого, Которого вы видите в образе раба и в истинном теле, за кого вы Меня принимаете? Тогда блаженный Петр, по вдохновению свыше и на пользу от своего исповедания всем народам отвечал «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16:13–16 ). И достойно назван блаженным от Господа и от Сего первообразного Камня стяжал твердость и силы и имя свое тот, который по откровению Отца исповедал одного и того же и Сыном Божиим и Христом, потому что одно из сих (наименований), взятое отдельно от другого, не служило во спасение, напротив, одинаково было опасно исповедать Господа Иисуса Христа только Богом, и не человеком или признавать Его только простым человеком и не Богом!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010