Известны единоличные (в рост или погрудно) изображения святого и вместе с избранными святыми: со святителями в составе святительского чина в росписи алтарной зоны храма; с Римским папой Сильвестром, с к-рым, по преданию, он состоял в переписке и к-рого по его приглашению посетил вместе с царем Армении Трдатом III; с ап. Фаддеем, принесшим евангельскую весть в Армению; со св. Иоанном Крестителем; а также в памятниках, созданных в среде армян-халкидонитов: с груз. святыми, в частности с равноап. Ниной; с царем Трдатом III, представленным в человеческом облике или свиноголовым (как напоминание о наказании царя за гонения на святителя и св. жен Рипсимию и Гаианию, о раскаянии царя, о крещении и исцелении Г. П.); в отдельных сценах, самые распространенные из к-рых - заточение в яме со змеями (с изображением вдовицы, кормившей святого, и 2 львов и змей по аналогии с прор. Даниилом, также заключенным в ров (пещеру) со львами, освобожденным и исцелившим своего мучителя, в безумии получившего звериный облик) и крещение царя Трдата. В армянском искусстве образ Г. П., самого чтимого святого Армянской Апостольской Церкви, широко распространен. Ранние его изображения (или прор. Даниила во рву львином), единоличные, со свиноголовым Трдатом в царской одежде (или одного свиноголового Трдата), встречаются на арм. 4-гранных рельефных стелах IV-VII вв., вероятнее всего носивших мемориальный характер ( Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ереван, 1949. С. 50-51 (на арм. яз.); Мнацаканян С. С. Композиции двухъярусных мартириумов в арм. раннесредневек. зодчестве//ИФЖ. 1976. 4. С. 213-230; Степанян Н. Искусство Армении: Черты ист.-худож. развития. М., 1989. С. 21). О существовании в церковной роспис и изображения Г. П. упоминает Вртанес Кертог, местоблюститель престола католикоса в Двине (604-607), в соч. «Против иконоборцев» ( Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 201. Примеч. 59; Der-Nersessian S. Une apologie des images du septième siècle//Byz. 1944/1945. Vol.

http://pravenc.ru/text/168061.html

«Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении». Основные сведения о жизни святого собраны в т.н. цикле Жития Григория Просветителя. Армянский текст сохранился в составе «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Тиридата III Великого (287–330) Агафангел. В этой книге рассказывается о путешествии царя Тиридата и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, о Никейском Соборе. Именно они и были теми «двумя делегатами из Армении» на первом Вселенском соборе. Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, поэтому эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»). «История Армении» Агафангела была переведена на греческий язык. Согласно последним исследованиям, перевод греческой, сирийской и арабской версий Жития Григория Просветителя восходит к VI – началу VII в. В V в. культ святого еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским, но уже в VI в. он объявляется общекавкавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армянской, Грузинской и Албанской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория, и святитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими Владыками, относящаяся к 604–609 гг., сохранившаяся в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что святой Георгий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог также пишет о нем как о просветителе Армении и Грузии. Учреждение христианской веры Григорием Просветителем подтверждает также и грузинский каталикос (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132, 136, 138, 169). Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци , указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения святителя Григория: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982.С.18). В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

http://bogoslov.ru/article/2041545

католикоса Кириона I с арм. духовными и светскими владыками, относящаяся к 604-609 гг. (сохр. в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса), где сообщается, что Г. П. насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях» (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132 (на арм. яз.)); Вртанес Кертог пишет о нем как о Просветителе Армении и Грузии (Там же. С. 136, 138); груз. католикос также подтверждает учреждение христ. веры Г. П. (Там же. С. 169); его оппонент арм. католикос Авраам I Албатанеци указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четв. IX в. груз. католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения Г. П.: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» ( Мурадян. 1982. С. 18). В сир. тексте Жития Г. П. представлен продолжателем дела ап. Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии. Переработка Жития Г. П. в арм. версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами ( Абегян. История. С. 102-103), окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Г. П. в христианство соседних народов и его проповедь ограничивается 15 областями Вел. Армении. В Житии Г. П. предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с Самим Единородным Сыном Божиим - Христом. Свт. Григорий Просветитель. Роспись ц. Богоматери Одигитрии в Мистре. 1-я четв. XIV в. Свт. Григорий Просветитель. Роспись ц. Богоматери Одигитрии в Мистре. 1-я четв. XIV в. Ок. 314 г. Г. П. был рукоположен во епископа на Соборе в Кесарии Каппадокийской еп. Леонтием ( Ananian. 1961; Мурадян.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Одним из древнейших памятников богословской лит-ры явился составленный в VI в. сборник, известный как «Книга посланий» ( ). В него вошла обильная переписка арм. католикосов и богословов. В этом важнейшем догматическом сборнике были объединены сочинения различных авторов, в т. ч. Ованнеса Габелеанци, Мовсеса Елвардеци, Григора Кертога. Под именем католикоса Ованнеса I Мандакуни (кон. V в.) сохранились 25 проповедей о церковной дисциплине. Сейчас предполагают, что эти проповеди восходят к писателю VII в. Ованнесу Цахнатци. Вртанес Кертог (ок. 550-620) написал трактат против иконоборцев. Мамбрэ Верканол (Верканог; VII в.) считается создателем 3 гомилий. Автором Похвальных слов Св. Кресту и Богородице традиционно называли католикоса Ованнеса III Одзнеци по прозванию Имастасер (Философ) (ок. 650-729). Ему принадлежат трактаты против «фантасиастов» и павликиан , а также приписывается составление канонического сб. «Армянская книга канонов». Степанос Сюнеци (VII в.), переводчик Немесия Эмесского, также потрудился в создании антихалкидонитских полемических произведений и экзегетических трудов. В VII в. был создан святоотеческий флорилегий «Печать веры» ( (?) [Кник‘ наватой]), составление к-рого приписывалось католикосу Комитасу (560/15-628). Он пользовался особым авторитетом и считался автором мн. др. произведений. Однако результаты совр. исследований позволяют предположить, что большинство их, по-видимому, принадлежит его современнику Ованнесу Майраванеци (или, как его называли противники, Майрагомеци), видному богослову крайнего монофизитского направления, убежденного антихалкидонита и противника католикоса Езра. Как сообщает груз. полемист Арсен Сапарели , он перевел на арм. язык сочинения Петра Гнафевса, Севира Антиохийского и Тимофея Элура. С учениками Майраванеци полемизировал Теодорос (Феодор) Кртнавор, настоятель мон-ря Богородицы. Григор Аршаруни (650-729) составил комментарий на литургический лекционарий для Великого поста. На рубеже VII и VIII вв. Соломон Макеноцаци написал первый «Тонакан» (сборник гомилий на праздники).

http://pravenc.ru/text/76104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВТАК КЕРТОГ Давтак Кертог [Кертол; арм. ] (VII в.), арм. поэт. Известен по единственному дошедшему до нас произведению, «Плач на смерть великого князя Джеваншира», сохранившемуся в 35-й гл. 2-й ч. «Истории страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци. Произведение было написано по случаю гибели правителя Албании Кавказской кн. Джеваншира (637-683), коварно убитого в саду собственного дворца одним из приближенных. Мовсес Каланкатуаци пишет, что в день убийства Джеваншира в его дворце гостил некий ритор по имени Давтак, к-рый периодически навещал князя. Когда распространилась весть об убийстве Джеваншира, Давтак «начал петь этот плач на смерть Джеваншира, написанный по порядку букв армянского алфавита». Действительно, произведение Д. К. состоит из 36 строф, первые буквы первой строки к-рых составляют акростих в виде арм. алфавита. Это обстоятельство свидетельствует, что «Плач...» изначально был написан по-армянски, а не переведен Мовсесом на арм. язык. Акростих обычно используется для передачи имени автора. Алфавитный акростих известен по ветхозаветным произведениям («Книга Плач Иеремии»). Армяне считали свои письмена Божиим даром и восторженно восхваляли их. Такое отношение становится особенно заметным в лит-ре с VII в., когда появляются алфавитные акростихи, начальные буквы строк к-рых воспроизводят последовательно весь арм. алфавит. «Плач...» Д. К. является вторым известным нам произведением такого типа после шаракана католикоса Комитаса Ахцеци († 628) «Души, посвятившие себя любви Христовой...». Восхваляя Д. К. как искусного поэта, Каланкатуаци, к сожалению, не сообщает о нем никаких биографических сведений; ясно лишь, что он прибыл ко двору албан. князя из др. мест. Прозвище Кертог (древнеарм.- творец, поэт; ср. греч. ποιητς) дано поэту не самим Мовсесом Каланкатуаци, а арм. авторами последующего периода. По мировоззрению в поэтике он гл. обр. следует античным лит. традициям. «Плач...» - христ. произведение, при этом художественные средства выражения взяты из народной поэзии. Вначале автор уповает на могущество Св. Духа, чтобы довести до конца свое произведение. В последующих строфах восхваляет коварно убитого Джеваншира.

http://pravenc.ru/text/168598.html

Я там же ответил и сказал ему: «Отправляясь туда, я заеду к вам, ибо ваша вера и их вера одно и то же. Что же касается написанного им мне: «Он был изгнан за его дурные дела», то никто не грешен внутренне более меня. Только один Бог и я знаем грехи мои, он же не может сделать их явными. Что я изменил литургию, об этом уже известно. Что же касается несторианского епископа, поставленного им, то он не знает грузинских письмен настолько, насколько того требуется, не говоря уже о письменах армянских: это также уже доказанный факт. Пусть будет между тем известно вашему величию, что он слишком хорошо знаком со всей силой злости и что он только желает убедить вас и приостановить ваше рвение. Но ради Бога и вашей души употребите все возможные усилия. Кто знает? Может быть, Господь через посредство вашего величия ниспошлет избавление этой несчастной стране и вы получите благодарность от Господа и поздравление от людей.    Я же, недостойный, в продолжение всей своей жизни не перестану молить Божественного Учителя о спасении души и тела вашей милости, его дорогом сыне, как бы о моем собственном. Будьте здоровы».   Сумбат, успокоенный оправдательным посланием Моисея, не замедлил прислать ему ответ, которым Моисей был ободрен в дальнейшем ведении дела.   «Получение вашего послания, — пишет Сумбат, — и приветствие вашей святости в ответ на наше послание обрадовало нас во Христе, так же как послание католикоса иверского удивило нас. Более всего нас поразили два рассуждения: во-первых, как может он писать нам такие непримиримые и такие ужасные слова лжи и противоречия относительно вас и меня. Как мо-жет он доверять вам так в соседстве, а в то же время подстрекать меня, заставлять меня писать, между тем как он сам не согласен с вами? Есть вещи, касающиеся вас, о которых мы узнали от мирян страны, прежде этого Вартан-Кертог уведомил нас о событиях вашего изгнания и отъезда и еще о делах духовных, о которых его преподобию католикосу 184 было известно, после чего он вас и принял; нет никакой необходимости делать новые дознания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

155 Мхитар Айриванеци, видимо, соединил два имени одного и того же халифа Хешма, который известен по армянским источникам как Шам, или Шал. В тексте употреблена искаженная форма Шалахешм. У Гевонда об этом же халифе говорится: «После них властвует Шам, или Хешм» (История халифов вардапета Гевонда. Пер. на русск. К. Патканова. СПб., 1862, с. 711), Хешм стал халифом после Язида I (720–724) и правил в 724–743 гг. 159 Бибек – перс Бабан армянских источников, возглавил восстание, вспыхнувшее в Атрпатакане и Агванке (831 г.) против Арабского халифата. В этой борьбе огромный урон был нанесен Армении. Историк Вардан пишет о нем: «Он проник до Гехаркуни, предавая мечу больших и малых» (Всемирная история Вардана Великого, с. 101). Мхитар Айриванеци ошибочно считает Степаноса Сюнеци и Бабека современниками. Степанос жил в первой половине VIII в., а Бабек в первой половине IX. 161 Нахичеван – один из древнейших городов Армении. Ныне город с тем же названием, административный центр Нахичеванской республики. 164 Согомон – настоятель монастыря Макенис. Первый армянский Тонакан (Торжественник) составлен Согомоном. Житие святых он доводит до 747–750 гг. 165 Мовсес Сюнеци – епископ Сюникский, преемник Иоанна. Р. Ачарян предполагает, что этот Мовсес и есть Мовсес Кертог, толкователь «Грамматики» Дионисия Фракийского (Р. Ачарян. Словарь армянских собственных имен, т. III. Ереван, 1946, с. 436). 166 Айриванк – известный монастырь XIII в., построен князем Прошем. В монастырский комплекс входят знаменитые внутрискальные церкви. 167 У армянских историков Ованеса Драсханакертци и Вардана Аревелци имеются свидетельства о том, что в Гегарде с первых веков принятня христианства имелись молельни и часовни. Как видим, Мхитар Айриванеци также располагал такими свидетельствами. 169 Дионисий Ареопагит – христианский мученик, один из судей Афинского ареопага. Жил в I в. н. э. Принял христианство и в 95 г. был казнен. В средние века под его именем широкое распространение нашли сочинения «О небесной иерархии», «О божественных именах» и др., которые, как установлено, написаны в конце V – начале VI века. Автор их неизвестен.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Състоя се среща на Предстоятеля на Руската Православна Църква с Върховния Патриарх и Католикос на всички арменци На 12 октомври 2021 година в Патриаршеската резиденция в московския Данилов ставропигиален манастир Светейшият Патриарх Московски и на цяла Русия Кирил се срещна с Върховния Патриарх и Католикос на всички арменци Гарегин II. В срещата взеха участие председателят на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия Волоколамският митрополит Иларион, заместник председателят на ОВЦС Калинински архиепископ Леонид, заместник председателят на ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), секретарят на ОВЦС по междухристиянските отношения йеромонах Стефан (Игумнов), сътрудникът на Секретариата на ОВЦС по междухристиянските отношения Д. Аракелян. Високият гост бе съпровождан от главата на Руската и Ново-Нахичеванската епархия на Арменската Апостолическа Църква архиепископ Езрас Нерсисян, завеждащия отдела за външни отношения и протокол архиепископ Натан Оганисян, главата на Арцахската епархия епископ Вртанес Абрамян, завеждащия отдела за външни църковни отношения и ректор на Светогеоргиевската духовна академия протоархимандрит Шаге Ананян, члена на Върховния духовен съвет Геворг Даниелян. Светейшият Патриарх Кирил приветства Върховния Патриарх и Католикос Гарегин II и съпровождащата го делегация. Засягайки темите за двустранните отношения между Руската Православна Църква и Арменската Апостолическа Църква, Негово Светейшество подчерта: «Между Руската Църква и Арменската Църква съществуват многовековни връзки, и за щастие добрите отношения между Русия и Армения се запазиха. Смятам, че това е обусловено и от добрите отношения между нашите Църкви». Светейшият Владика отбеляза, че мнозинството граждани на Русия смятат себе си за православни и принадлежат към Руската Православна Църква, така както и към Арменската Апостолическа Църква принадлежи мнозинството арменци, както жители на Република Армения, така и живеещите в диаспора в много страни от света. «Върху Църквите, които имат тясна връзка с мнозинството от народа, е възложена особена отговорност за благополучието на хората. Когато аз говоря за благополучие, то имам предвид не само материалното благополучие (с това по принцип се занимават светските власти), а и нравственото, духовното благополучие. Надявам се, че Вашата визита ще ни даде възможност да поговорим за нашите двустранни отношения, да анализираме това, което в последно време се е случило в тази сфера и да набележим планове за бъдещето. Надявам се също тази среща да помогне и занапред на нашите Църкви и нашите народи да си взаимодействат, съдействайки на братските им отношения», – каза Предстоятелят на Руската Църква.

http://mospat.ru/bg/news/88232/

На место Аристакеса вступил его старший брат Вертанес (Вртанес, Урданес). Вертанес, во свидетельству древних историков, представлял в своей жизни образец мудрости и святости. При нем пределы армянской церкви еще больше расширились: последовало обращение агван (кавказские албанцы), который Вертанес дал в епископы своего сына Григориса 6 . На четвертом году правления Вертанеса умер царь Тиридат. Это была великая потеря для армянского христианства и вообще для Армении, так как авторитет Тиридата сдерживал и своеволие высших классов и языческую партию. Говорят, что под конец своей жизни Тиридат стал тяготиться делами управления и время от времени удалялся в уединение. «Он убеждал, – говорит историк, – великих нахараров и все множество народа сделаться действительно Христовыми, дабы дела всех свидетельствовали о их вере». Но вельможи в народ не сразу могли бросить привычки, нажитые в язычестве, и вполне проникнуться христианскими понятиями; и потому они не внимали голосу благочестивого царя, а следовали больше «внушениям своих жен и наложниц». He вынося разлада между нравственными требованиями своей христианской души и окружавшей его жизнию общества, Тиридат намеревался было совсем отказаться от престола, во по просьбе вельмож, обещавших исправиться, управлял Арменией до своей смерти. Народная любовь никак не хотела допустить, чтобы Тиридат мог умереть естественною смертию; поэтому сложилось сказание о насильственной его смерти. Моисей Хоренский так характеризует заслуги Тиридата пред армянской церковью: «Повествуя, – говорит он, – о святом, великом я втором ратоборце, о просвещенном виновнике нашего просвещения, о истинном царе, бывшем со времен Христа, надлежало бы говорить языком дивным и говорить как о сподвижнике, о муже, в строгой жизни равном вашему первопутеводителю и первоначальнику нашего просвещения. Святому Духу угодно было облечь просветителя моего саном иерея и исповедника, прибавлю также и апостола; во за тем царь является равным св. Григорию и в слове и в деле. Скажу даже, что преимущество было на стороне царя: ибо в созерцании Бога и в строгой жизни оба они были равны; во касательно покорения кого-нибудь словом, преимущество дара было на стороне царя: ибо у него вера рука об руку шла с его действиями. Поэтому и называю его первым путем и вторым отцом нашего просвещения» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Католикос всех армян Гарегин II поздравил военных с Днем армии 29 января 2008 г. 20:19 28 января в Армении отметили День армии и 16-летие Вооруженных сил независимой республики. По случаю праздника высшей наградой Армянской Церкви — орденом «Сурб Нерсес Шнорали» — Католикос всех армян Гарегин II отметил заместителей министра обороны Армении, генерал-лейтенантов Алика Мирзабекяна и Гургена Мелконяна, а также министра обороны Нагорно-Карабахской Республики генерал-лейтенанта Мовсеса Акопяна. Церемония награждения прошла в кафедральном соборе Первопрестольного Эчмиадзина. На праздничной литургии присутствовал высший офицерский состав Вооруженных сил Армении во главе с министром обороны Микаэлом Арутюняном. Обращаясь к присутствующим, член монастырской братии Святого Эчмиадзина епископ Анушаван Жамкочян подчеркнул, что «все победы совершаются с верой в бессмертие, верой в воскресение, где духовным или моральным сверхоружием также остается вера». В своем напутствии он вновь озвучил имена героев, победивших в битвах при Аварайре, Сардарапате и в Арцахе. «Христианская вера помогала нам победить врага, и она же теперь помогает жить с миром», — сказал епископ. Благословение воинам преподал также глава войскового духовенства Вооруженных сил Армении архимандрит Вртанес Абрамян, напомнивший, что по армянским традициям военнослужащие дают военную присягу у врат церкви. «Эта традиция дает нам силы сражаться и веру в победу», — подчеркнул архимандрит. Высшее духовенство Армении посетило также Пантеон погибших героев Карабахской войны «Ераблур», воздав дань уважения воинам, погибшим в арцахской войне. После заупокойной службы в церкви на «Ераблур» архимандрит сказал: «Мужество и стойкость питали вас верой в освобождение, а защита Родины — это и есть часть вашей веры». Формирование армянской армии проходило в 1988-1992 годы, когда в условиях активизации карабахского движения и обострения армяно-азербайджанских отношений стал актуальным вопрос обеспечения безопасности населения Армении и Карабаха. Эту трудную миссию взяли на себя первые добровольческие отряды, однако было очевидно, что вопросы охраны границ и обеспечения безопасности населения требуют государственного подхода. В сентябре 1990 года Верховный Совет Армении принял решение о создании «Специального полка» в структуре МВД, состоящего из 26 рот, сформированных в Ереване и районах республики. 4 мая 1991 года по решению правительства был создан комитет обороны. Аналогичная структура уже действовала в Нагорном Карабахе. Это облегчило координацию оборонных мероприятий в Армении и Нагорном Карабахе. Однако Днем создания армянской армии считается 28 января 1992 года, когда правительство Армении приняло решение «О министерстве обороны Республики Армения», и был опубликован первый приказ министра обороны. «Благовест-инфо»/«Новости-Армения» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/357929.htm...

  001     002    003