Особенною твердостю и ревностию к чистоте православия и точному соблюдению канонов отличался Архиепископ Волынский Антоний, впоследствии Киевский Митрополит. Прогрессивное общество относилось к нему с предубеждением и весьма отрицательно и когда в 1911 году он был назначен членом Святейшего Синода, многие выражали по этому поводу свое негодование. К сожалению, некоторые члены правительства, бывшие по существу элементами консервативными, в церковных вопросах проявляли вредный либерализм и к Владыке Антонию относились не так, как бы то следовало. Граф В. Н. Коковцев, председатель Совета Министров, к Владыке Антонию относился определенно отрицательно, что он доказал спустя много лет уже во время эмиграции в Париже. Святейший Синод за несколько лет до начала первой мировой войны вел подготовительную работу по созыву Поместного Собора, для чего было образовано Предсоборное Совещание. В нем Владыка Антоний усиленно настаивал на возстановлении Патриаршества. В августе 1917 года, уже при Временном Правительстве, собрался Всероссийский Церковный Собор. Из деяний этого Собора следует отметить возстановление Патриаршества. Нельзя обойти молчанием, как Собором, другими словами всей Русской Церковию, Отмечен был Владыка Антоний. Несмотря на отрицательное к нему отношение всей прогрессивной интеллигенции, Собор избрал его первым кандидатом в Патриархи Всероссийские. Жребий, однако, пал на митрополита Московского Тихона, ставшего Патриархом. Святейшему Тихону суждено было перенести много страданий: началось страшное гонение на Церковь со стороны большевиков, и Патриарху много пришлось претерпеть, но он никогда не воздавал Божие кесарю, как бы ни было тяжело. Видя, что гонения усиливаются и что может наступить момент, когда центральная церковная власть окажется совершенно отделенной от местных церковных учреждений, Патриарх, совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом, издали указ 20 ноября 1920 года за ном. 362. Означенный указ гласит: «В случае, если епархия окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти...

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

5 . По этому то Указу Патриарха Тихона и объединились все свободные части Русской Православной Церкви за границами СССР под Высшим Руководством Русского Заграничного Собора и Синода. Это объединение завершилось окончательно в 1935 году. К этому времени в Америке существовали особо Митрополия и особо Соборная Епархия (хотя уже подчиненная Заграничному Собору и Синоду, но имеющая свой Американский чартер). 6 . В 1935 г. в Югославии под председательством Сербского Патриарха Варнавы собрались представители 4-х Русских Митрополичьих Округов Заграницей (Дальне-Восточного, Ближневосточного, Западно-Европейского и Американского), выработали и подписали так называемое «Временное Положение об Управлении Русской Православной Церкви Заграницей». От Американского Округа участвовал в совещаниях и подписал все акты, в том числе и «Временное Положение», митроп. Феофил. 7 . Согласно этим актам и «Положению» и объединилась Американская Митрополия со всей Русской Заграничной Церковью , а здесь в Америке – наша Соборная Епархия с Митрополией, что потом подтверждено было в 1937 г. на Всеамериканском Церковном Соборе. 8 . Такое объединение всей Русской Заграничной Церкви существовало до 1946 г. За это время Американская объединенная Митрополия аккуратно выполняла свои обязанности к Центру: ежегодно посылала своего делегата-Епископа на Заграничный Собор и в Синод (еп. Макарий, Вениамин, Алексий), представляла туда же на утверждение протоколы своих Американских Соборов, передавала на суд, как последней высшей апелляционной инстанции, спорные дела (напр., о хиротонии Сирийского епископа Самуила, суд во второй инстанции над архиеп. Адамом и др.), представляла к высшим наградам духовенство и епископов (напр., протопресв. И. Недзельницкого, архиеп. Леонтия, Тихона, Алексия, к посвящению во епископы – Иоанна Аляскинского и т.д.). Благодаря такому правильному каноническому устроению в Американской объединенной Митрополии возможна была мирная, созидательная работа и Митрополия за эти 12 лет, вместо тяжб и судов, много преуспела в своем благоустроении и христианском просвещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Этих расколов вначале не было. Да их и не должно бы было быть, ибо существование Русской Зарубежной Церкви, как единого цельного церковного организма в русском разсеянии, в современных условиях, и естественно и законно. В этом убеждает нас сама история возникновения Русской Зарубежной Церкви. Вот какова она! После захвата власти в России в 1917 году, лютыми гонителями Веры и Церкви – «большевиками», самоотверженно настроенное офицерство русское и молодежь начали героическую борьбу с ними «за Русь Святую», вылившуюся в так наз. «Белое Движение». Благодаря образовавшемуся военному фронту, целый ряд епархий был отрезан от Высшего Церковного управления в Москве. Да и само это Управление со Святейшим Патриархом Тихоном во главе, оказалось в порабощении у безбожной власти и лишено было свободного голоса. В основе канонического церковного управления лежит принцип соборности: Церковью управляет Собор Епископов – ни одна епархия не может существовать  сама по себе.   (См. 34 пр. Св. Апостолов). В силу этого на Юге России и образовалось особое церковное управление. 6 мая 1919 г. в г. Ставрополе Кавказском состоялся  Южно-Русский Церковный Собор,  на котором было создано временное  Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России.  Оно было признано Святейшим Патриархом Тихоном. Понимая всю необходимость существования такого  свободного  Управления в  свободной  части Русской Церкви, на основах канонической  соборности,  сам Святейший Патриарх Тихон издал постановление за 362 от 720 ноября 1920 года, в котором говорилось: «В случае, если епархия окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, Епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних Епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти. В случае невозможности этого, Епархиальный Архиерей принимает на себя всю полноту власти». На основе этого строго-канонического постановления и должна существовать заграницей Единая Соборная Русская Зарубежная Церковь , – до тех пор, пока не будет в России избрано законным путем Высшее Церковное Управление, свободное от всяких давлений врагов нашей веры и церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Когда предвиделось усиление гонения и когда большевизм обнаружил свои когти, вышло знаменитое, ставшее теперь документом громадной исторической важности, постановление Святейшего Патриарха, Священного синода и Высшего церковного совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г., 362. Оно очень характерно, приводим его полностью: «По благословению Святейшего Патриарха Священный Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии имели суждение о необходимости дополнительно к преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патриарха указаниям на случай прекращения деятельности епархиальных советов, преподать епархиальным архиереям такие же указания на случай разобщения епархии с Высшим церковным управлением или прекращения деятельности последнего и, на основании бывших суждений, постановили циркулярным письмом от имени Его Святейшества преподать епархиальным архиереям для руководства в потребных случаях нижеследующие указания: 1) В случае, если Священный синод и Высший церковный совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, епархиальный архиерей за руководственными по службе указаниями и за разрешением дел, по правилам восходящим к Высшему церковному управлению, обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано. 2) В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим церковным управлением или само Высшее церковное управление во главе со Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного высшего церковного правительства или митрополичьего округа или еще иначе). 3) Попечение об организации высшей церковной власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2, епархий, составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану архиерея.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Сборник положений уставов и законов Русской Православной Церкви Заграницей Предисловие Дорогие отцы и братия! Перед Вами «Сборник положений, уставов и законов Русской Православной Церкви Заграницей», который выпускается к IV Всезарубежному Собору. Надеюсь, что эти страницы помогут читателю лучше осмыслить исторический путь нашей Церкви и глубже понять законоположения, на которых основываются ея жизнь и устройство. Молитвенно желаю предстоящему IV Всезарубежному Собору благословенных успехов и помощи Божией в его деяниях. С любовью о Господе и просьбой о молитвах, † Митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Указ 362: Постановление Святейшего Патриарха, 1920 г. Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года за 362 По благословению Святейшего Патриарха (Тихона – ред.), Святейший Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии имели суждение о необходимости, к дополнительно преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патриарха указаниям на случай прекращения деятельности Епархиальных Советов, преподать Епархиальным Архиереям такие же указания на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или прекращения деятельности последнего и, на основании бывших суждений, постановили: Циркулярным письмом от имени его Святейшества преподать Епархиальным Архиереям для руководства в потребных случаях нижеследующие указания: 1) В случае, если Священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, Епархиальный Архиерей за руководственными по службе указаниями и за разрешением дел, по правилам, восходящим к Высшему Церковному управлению, обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано. 2) В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, Епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местоблюститель Патриаршего Константинопольского Престола 2-го декабря 1920 года ответил на имя Митрополита Антония: «что в целях управления множества и в целях более действительного предохранения и укрепления их Ваше Высокопреосвященство и прочие архиереи составили бы, под высшим покровительством Патриархии, Временное Церковное Управление, обязанное наблюдать и руководить церковной жизнью как находящихся за границей в неправославных странах русских общин, так и русских воинов и беженцев, пребывающих в странах православных». При этом самое положение о Церковном Управлении было признано патриархией с ограничениями. Ограничение это состояло в том, что церковно-судебные вопросы были изъяты из ведения Заграничного Церковного Управления и сохранены за патриархией. Итак, Константинопольская Патриархия дала согласие на деятельность не существовавшему органу, а вновь возникшему, а в выработанном статуте сделала изменения. Отсюда ясно, что патриархия смотрела на возникшее в Константинополе Церковное Управление, как на зависимое от нее учреждение, что и выражено в словах: «под высшим покровительством Патриархии». Канонически эта точка зрения патриархии опиралась на известное понимание ею правила 28 IV Вселенского Собора, якобы предоставляющего Константинопольскому Патриарху юрисдикцию над православными во всех варварских странах. Русские епископы, обратившиеся с таким ходатайством к Константинопольской патриархии и признавшие соответствующий акт, естественно, как бы соглашались с таким пониманием указанного канона. Однако, с таким пониманием дела не могла согласиться Всероссийская церковная власть, которая в течение столетия имела свои учреждения в Зап. Европе, Америке, Азии. В начале 1921 года Всероссийская церковная власть заявила себя компетентной в делах русских общин за границей и издала указ, которым предписывалось считать православные русские церкви в Зап. Европе находящимися в управлении арх. Евлогия, и в последующем продолжала считать его и русские западноевропейские церкви находящимися в подчинении Русскому Патриаршему Престолу, а не Константинопольскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принимая во внимание, что в заседании 21 мая Собором принято послание к православному народу объемлющему те же мысли гораздо полнее, постановили, что означенное обращение признать ненужным послание выражает те же мысли 162 . Председатель протоиерей Александр Рождественский Члены: профессор П. Верховской кн[язь] Григорий Трубецкой В. Оппоков ГАРФ. Ф. Р-3696. Οп. 1. Д. 1. Л. 92. Рукописный подлинник – автограф П. В. Верховского с рукописной вставкой протоиерея А. Рождественского . Чернила. Подписи – автографы. 18. Положение о Временном высшем церковном управлении на Юго-востоке России 22 мая 1919 г. 1) Высшая.церковная власть на Юго-востоке России до установления правильных со Св[ятейшим] Патриархом, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом сношений сосредотачивается в учреждаемом Юго-Восточным Русским Церковным Собором Высшем церковном управлении, которое именуется «Временное высшее церковное управление на Юго-востоке России». 2) Временное высшее церковное управление, возглавляемое епископом, состоит из трех епископов (включая Председателя), двух пресвитеров и двух мирян. 3) Председатель и члены Временного высшего церковного управления избираются на Юго-Восточном Церковном Соборе. 4) По числу членов Временного высшего церковного управления Собор избирает такое же число заместителей из епископов, пресвитеров и мирян. По исчерпании заместителей, избранных на Соборе, следующих заместителей, до созыва нового Собора, избирает само Временное высшее церковное управление. 5) В случае смерти или тяжкой продолжительной болезни избранного на Соборе Председателя Временного высшего церковного управления в последнем председательствует старейший епископ из членов означенного управления до созыва нового Собора. 6) Временное высшее церковное управление на Юго-востоке России простирает свои полномочия на все области России по мере освобождения их Вооруженными силами Юга России. 7) В эти области могут войти и епархии Украинской Церкви, автономия коей была признана Всероссийским Священным Собором, при том условии, что, как только военные обстоятельства не будут тому препятствовать, Украинская Церковь восстановится в правах, дарованных ей Всероссийским Поместным Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 мая 1924 г. решением Патриарха св. Тихона Д. был включен в расширенный состав Свящ. Синода, образовавшего Высшее Церковное Управление вместе с Высшим Церковным Советом (ВЦС), в состав к-рого должны были войти обновленческий прот. В. Красницкий и др. деятели «Живой церкви» при условии принесения ими покаяния. Поскольку Красницкий отказался выполнить это условие, 1 июля того же года Патриарх распорядился прекратить деятельность Синода расширенного состава, а резолюцией от 9 июля объявил ранее изданный акт об образовании Синода и ВЦС недействительным (Акты свт. Тихона. С. 318-319, 325, 326). Д. получил известия о возобновлении общения с В. Красницким и своем включении в Синод только в авг. 1924 г. Не зная об отмене этого решения, вошел в общение с обновленческой общиной Красноярска, начавшей поминовение за богослужением Патриарха Тихона, Синода и Д. (Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000. С. 758, 761). В период подготовки 2-го обновленческого собора («Третьего Поместного»), на котором обновленцы предполагали осуществить объединение с правосл. Церковью, Д. вступил в общение с обновленческими структурами. 27 июля 1925 г. он посетил заседание расширенного пленума обновленческого Томского епархиального управления, но уклонился от ответа на вопрос об участии в подготовке к Собору. 28 авг. Д. прибыл на епархиальный съезд обновленцев, где выразил несогласие с постановлениями обновленческого собора 1923 г. и предложил немедленно поставить вопрос о примирении с Патриаршей Церковью. Услышав, что прежде нужно обсудить участие архиерея в новом обновленческом соборе, на к-ром будет решаться этот вопрос, Д. покинул съезд ( Левитин, Шавров. С. 503-504). После образования в дек. 1925 г. Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), самочинно объявившего себя высшим органом церковного управления, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; в 1943-1944 Патриарх Московский и всея Руси) запретил в священнослужении предводителя григорианского раскола Свердловского архиеп. Григория (Яцковского) и др. организаторов ВВЦС. Пытаясь обосновать каноничность своих действий, члены ВВЦС обратились к находившемуся в заключении Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) . Неосведомленный о ходе церковных дел митр. Петр резолюцией на докладе ВВЦС от 1 февр. 1926 г. передал свои полномочия коллегии в составе Владимирского архиеп. сщмч. Николая (Добронравова) , Д. и архиеп. Григория, о запрещении к-рого Местоблюститель не знал. Митр. Петр также не знал, что др. члены назначенной им коллегии не имеют возможности принять участие в ее работе. Архиеп. Николай пребывал под арестом. Д. был арестован 6 февр. и 23 февр. освобожден без права покидать Томск. 22 апр. того же года митр. Петр подтвердил полномочия своего заместителя митр. Сергия, а 9 июня издал резолюцию об упразднении ранее учрежденной коллегии.

http://pravenc.ru/text/178145.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УКАЗ ПАТРИАРХА ТИХОНА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года за 362. По благословению Святейшего Патриарха , Святейший Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии имели суждение о необходимости, к дополнительно преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патриарха указаниям на случай прекращения деятельности епархиальных Советов, преподать епархиальным Архиереям такия же указания на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или прекращения деятельности последнего и, на основании бывших суждений, постановили: Циркулярным письмом от имени его Святейшества преподать епархиальным Архиереям для руководства в потребных случаях нижеследующие указания: 1) В случае, если Священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, епархиальный Архиерей за руководственными по службе указаниями и за разрешением дел, по правилам, восходящим к Высшему Церковному управлению, обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано. 2) В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе). 3) Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2 епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея.

http://drevo-info.ru/articles/6102.html

К концу этого учебного года положение Богословского института существенно упрочилось: его организация как высшего учебного заведения завершилась, все кафедры замещены, успешно действовали кружки, помимо лекций проводились практические занятия. Совет постановил принимать в институт без экзаменов только лиц с высшим образованием, остальные же должны были проходить испытания по пяти предметам. Кроме того, Совет принял решение ходатайствовать перед Высшим церковным управлением о даровании права присуждать ученую степень кандидата богословия, а на последних в учебном году заседаниях наметил образование при институте ученой богословской коллегии, куда бы вошли и все бывшие преподаватели Петроградской духовной академии. Также были устроены четырехнедельные курсы для подготовки руководителей детским церковным пением в Петрограде . Трагические события весны–лета 1922 г. – кампания изъятия церковных ценностей, массовые репрессии духовенства и обновленческий раскол – стали переломными в истории Петроградского Богословского института и Троицкого подворья. Хотя никаких эксцессов при изъятии церковных ценностей в храме подворья не произошло , его настоятель архимандрит Сергий (Шеин) был арестован 31 мая 1922 г. по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и 5 июля приговорен Петроградским губернским революционным трибуналом вместе с митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) и другими новомучениками к смертной казни . 13 августа о. Сергий, Владыка Вениамин, профессор Петроградского университета, член президиума правления Богословского института Ю. П. Новицкий и юрисконсульт Александро-Невской лавры И. М. Ковшаров были расстреляны и похоронены, предположительно, на территории Ржевского артиллерийского полигона на северо-восточной окраине города. В 1992 г. их причислили к лику святых. По этому же делу 30 мая 1922 г. арестовали и осудили ректора Богословского института протоиерея Николая Чукова. 5 июля Петроградский губревтрибунал приговорил его вместе с митрополитом Вениамином к смертной казни, но 3 августа 1922 г. постановлением Президиума ВЦИК высшая мера наказания в отношении пяти осужденных, в том числе о. Николая, была заменена пятью годами лишения свободы. Протоиерей отправился отбывать срок в Петроградской тюрьме . 18 июля 1922 г. временно исполняющим обязанности ректора Богословского института был избран профессор Л. П. Карсавин, но уже в августе он оказался под арестом . В результате 1 сентября 1922 г. к временному исполнению обязанностей ректора вместо уже осужденного протоиерея Николая Чукова приступил проректор И. П. Щербов.

http://sedmitza.ru/lib/text/10312287/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010