30 июля 1968 г. А. был назначен епископом Филадельфийским, викарием Нью-Йоркской епархии. На этом посту помогал Патриаршему экзарху Сев. и Юж. Америки, архиеп. Нью-Йоркскому и Алеутскому Ионафану (Кополовичу) в управлении епархией и в осуществлении процесса восстановления канонических отношений между РПЦ и Русской Православной греко-кафолической Церковью в Америке ( Митрополичьим округом ) после дарования ей автокефалии. А. продолжал богословские и литургические исследования, чтение лекций, в т. ч. в католич. ун-тах Нью-Йорка и Вашингтона. 5 апр. 1970 г. Патриарх Алексий I возвел А. в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. 10 апр. 1970 г. Патриарх Алексий I и Свящ. Синод даровали автокефалию Православной Церкви в Америке . Был упразднен Патриарший экзархат Сев. и Юж. Америки и образован Патриарший экзархат Центр. и Юж. Америки. А. поручили временное управление приходами в Мексике. 11 авг. 1970 г. Свящ. Синод под председательством Патриаршего Местоблюстителя митр. Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) освободил А. от управления приходами в Мексике и поручил, изучив состояние церковных дел в Сев. Германии, представить доклад с предложениями об определении ему соответствующего титула и постоянной резиденции в Сев. Германии. По предложению А. 1 дек. 1970 г. ему был присвоен титул - архиепископ Северогерманский. 24 февр. 1971 г. Свящ. Синод образовал на территории ФРГ Дюссельдорфскую епархию и определил А. впредь именоваться архиепископом Дюссельдорфским. В мае - июне 1971 г. А. представлял свою епархию на Поместном Соборе РПЦ, избравшем Патриархом Московским и всея Руси Пимена (Извекова). 25 мая 1975 г. с участием Патриаршего экзарха Средней Европы архиеп. Берлинского и Германского Филарета (Вахромеева) А. открыл в Дюссельдорфе епархиальный центр, разместившийся в бывш. мон-ре, переданном РПЦ Кёльнской епархией Римско-католич. Церкви. По инициативе А. в его епархиальном центре в 1978-1980 гг. проходили межконфессиональные встречи, на к-рых обсуждались богословские, литургические, патрологические, экуменические и др. вопросы. Своей деятельностью в Дюссельдорфской епархии А. показал образец канонической принципиальности, имевшей особое значение для приходов РПЦ в странах, где существовал церковный раскол. Принимая деятельное участие в межправосл. и межконфессиональном сотрудничестве в ФРГ, А. продолжал богословские и литургические исследования. Вступив в управление епархией уже в преклонном возрасте, А. показал пример самоотверженного архипастырского служения. При образовании епархии на ее территории существовал 1 приход с единственным священником юрисдикции РПЦ, к кон. 70-х гг. существовало 4 прихода, в т. ч. в епархиальном центре, к-рые окормляли уже 3 священника и 1 диакон.

http://pravenc.ru/text/64648.html

30 окт. 1917 г., на 1-м этапе выборов на Поместном Соборе патриарха Московского и всея России, за К. было подано 27 голосов (2-е место). В последующих голосованиях для определения кандидатов для выбора патриарха по жребию (нужно было набрать не менее 155 голосов) за К. было подано соответственно 102 голоса (5-е место), 77 голосов (3-е место) и 35 голосов (3-е место). 5 нояб. К. сослужил с др. архиереями и иереями из числа членов Поместного Собора литургию в московском храме Христа Спасителя перед избранием с помощью жребия патриархом свт. Тихона . 7 дек. 1917 г. К. был избран на Соборе заместителем члена Свящ. Синода. 1 апр. 1918 г. постановлением патриарха и Свящ. Синода К. определено было быть митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Оставшиеся в Закавказье после восстановления автокефального управления Грузинской Православной Церкви рус. правосл. приходы уже длительное время были без архипастырского окормления. 19 мая того же года К. прибыл по морю в Баку, но доехать до Тифлиса (ныне Тбилиси) не представлялось возможным из-за ожесточенных боевых действий в Закавказье. В Баку, находившемся в то время под контролем советских властей, К. приступил к созданию местного церковного управления, положив начало организации самостоятельной Бакинской православной епархии. 22 мая под председательством К. было проведено общее собрание представителей приходов Баку. Собрание городских приходов вынужденно заменило епархиальное собрание, т. к. православные приходы в Ленкоранском, Джеватском и Кубинском уездах в янв.-марте 1918 г. были разгромлены, и духовенство с прихожанами бежали оттуда в Баку. На собрании были избраны члены Временного епархиального совета и делегаты на Поместный Собор. Рапортом от 14 июня 1918 г. К. известил патриарха Тихона об учреждении Временного епархиального совета для управления Бакинской епархией и попросил утвердить его членов. 5 июля 1918 г. патриарх Тихон и Свящ. Синод, согласно ходатайству К., утвердили состав Временного Бакинского епархиального совета (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 128. Л. 2-4).

http://pravenc.ru/text/1840285.html

По предложению Патриарха св. Тихона (от 27 янв.) Указом от 30 янв. 1922 г. Свящ. Синодом Е. возведен в сан митрополита с пожалованием белого клобука и креста на митру. 22 мая того же года Патриарх Тихон, Свящ. Синод и Высший Церковный Совет издали указ о том, что принятые Всезаграничным церковным Собором акты о восстановлении монархии не выражают офиц. голоса Русской Церкви и не имеют церковно-каноничного значения ввиду своего политического характера. Тем же указом за политические выступления от имени Русской Церкви ВЦУЗ упразднялось; временное управление правосл. рус. приходами за границей сохранялось за Е., к-рому предписывалось представить соображение о порядке управления ими. 16 июня Е. направил копию указа митр. Антонию (Храповицкому), отметив его вынужденный для Патриарха характер. Митр. Антоний ответил телеграммой о необходимости исполнения воли Патриарха. Однако 30 июня ВЦУЗ, сославшись на оказываемое на Патриарха Тихона со стороны большевистских властей давление, большинством голосов приняло постановление о невозможности самороспуска до представления Е. проекта дальнейшего управления заграничными приходами и его утверждения Патриархом и Синодом РПЦ. 31 авг. Е. подписал за председательствующего постановление о создании вместо ВЦУЗ временного заграничного Синода. 1 сент. 1922 г. принял участие в расширенном заседании ВЦУЗ, на котором выступил за немедленное исполнение указа Патриарха об упразднении ВЦУЗ. Открывшийся 2 сент. в Сремски-Карловци Архиерейский Собор РПЦЗ исполнил указ Патриарха, упразднив ВЦУЗ, и передал все его права и полномочия Временному Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем Синода был избран митр. Антоний. В кон. дек. 1922 г. Е. перенес центр своей епархии в Париж, где было создано ЕУ. 1 июня 1923 г., выполняя Патриарший Указ, Е. представил Архиерейскому Собору в Сремски-Карловци проект организации РПЦЗ. В нем предусматривалось образование 4 автономных церковно-адм. округов (митрополий-архиепископий): Западноевропейского, Восточноевропейского, Дальневосточного, Североамериканского. Все важнейшие вопросы должен был решать ежегодный Архиерейский Собор, Архиерейский Синод РПЦЗ как постоянный церковно-адм. орган был бы лишним и подлежал ликвидации. Однако одобрение на Архиерейском Соборе получил др. проект, по которому Синод сохранялся. Ему подчинялись все церкви на Балканах и на Дальн. Востоке. Западноевроп. автономный округ предоставлялся в ведение Е. По его мнению, предполагалось, что Синод не входит во внутренние дела митрополичьих округов, а только будет высказывать свои предложения. 11 мая 1924 г. Е. и Бельский еп. Сергий (Королёв) совершили в Берлине хиротонию проф. КДА архим. Тихона (Лященко) во епископа Берлинского. На открытии нового вик-ства настаивали рус. приходы в Германии.

http://pravenc.ru/text/187191.html

1949 г., а в нояб. 1950 г. в Будапешт прибыл митр. Пражский и всей Чехословакии Елевферий (Воронцов) , он совершил в В. неск. богослужений и рукоположил новых священнослужителей. В июле 1950 г. Временное высшее управление и находящееся в его подчинении благочиние приняли в свой состав 7 приходов, в дек. 1950 г. был создан еще один временный рус. приход, в 1953 г. присоединились 2 венг. прихода, в 1956 г.- один. С 10 по 31 авг. 1951 г. для священно- и церковнослужителей были организованы курсы, на к-рых проводились занятия по изучению Свящ. Писания, по богословию и литургике. В этот период в В. открылись новые правосл. храмы и приходы, улучшилось их материальное обеспечение. В 1952 г. было начато издание ежемесячного ж. на венг. языке «Эдьхази кроника» (Церковная летопись), продолжающееся и в наст. время. 21 марта 1996 г. Свящ. Синод РПЦ принял решение о назначении архиеп. Берлинского и Германского Феофана (Галинского) управляющим правосл. приходами в В. 29 дек. 1999 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ архиеп. Берлинский и Германский Феофан (Галинский) был освобожден от временного управления Венгерским благочинием, архипастырское окормление приходов было поручено еп. Павлу (Пономарёву) , назначенному на Венскую и Австрийскую кафедру. Решением Свящ. Синода от 19 апр. 2000 г. благочиние было преобразовано в Будапештскую и Венгерскую епархию , правящим архиереем к-рой был назначен еп. Павел (Пономарёв) с титулом «Венский и Будапештский». В 2003 г. епископом Венским и Австрийским и управляющим Венгерской епархией был назначен еп. Иларион (Алфеев). В наст. время Православие в В. объединяет верующих 6-7 национальностей, входящих в состав 5 юрисдикций. Ок. 40 серб. приходов и жен. мон-рь Грабовац по-прежнему входят в состав Будимской епархии Сербского Патриархата с центром в г. Сентендре. В состав Дьюльской епархии Бухарестского Патриархата входят 20 приходов, с центром в г. Дьюла, окормляющие верующих румын. национальности. Софийский Патриархат представлен в В. отдельным благочинием, в состав к-рого входят 2 прихода в Будапеште.

http://pravenc.ru/text/150197.html

В Пловдиве, Созополе, Анхиале, Месемврии и Варне наряду с иерархами БПЦ находились греч. митрополиты, подчиненные К-польскому Патриархату. Это противоречило 39-й ст. Конституции и вызывало раздражение болг. паствы, приводя к острым конфликтам. Греч. митрополиты оставались в Болгарии до 1906 г., когда местное население, возмущенное событиями в Македонии, захватило их храмы и добилось их высылки. Конфликтные ситуации возникали также между Свящ. Синодом и нек-рыми правительственными кабинетами. Так, в 1880-1881 гг. Д. Цанков, в то время министр иностранных дел и исповеданий, не поставив в известность Синод, попытался ввести «Временные правила» духовного управления христианами, мусульманами и евреями, что было расценено болг. архиереями во главе с экзархом Иосифом I как вмешательство светской власти в дела Церкви. Иосиф I был вынужден приехать в Софию, где оставался с 18 мая 1881 до 5 сент. 1882 г. В результате 4 февр. 1883 г. вступил в силу «Устав Экзархата, приспособленный для Княжества», выработанный на основе Устава 1871 г. В 1890 и 1891 гг. в него были внесены дополнения, а 13 янв. 1895 г. был утвержден новый Устав, дополненный в 1897 и 1900 гг. Согласно этим законам, Церковью в княжестве управлял Свящ. Синод, состоящий из всех митрополитов (на практике постоянно заседали только 4 архиерея, избиравшихся на 4 года). Экзарх Иосиф I управлял Церковью в княжестве через своего наместника («делегата») в Софии, к-рый должен избираться митрополитами княжества с одобрения экзарха. Первым наместником экзарха стал митр. Доростоло-Червенский Григорий, за к-рым последовали митрополиты Варненско-Преславский Симеон, Тырновский Климент , Доростоло-Червенский Григорий (повторно), Самоковский Досифей и Доростоло-Червенский Василий. До 1894 г. постоянные заседания Свящ. Синода княжества не проводились, затем он функционировал регулярно, рассматривая все текущие вопросы, касавшиеся управления Церковью в свободной Болгарии. Во время правления кн. Александра I Баттенберга (1879-1886) гос.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Противостояние в Никольском викариатстве приобрело крайние формы, когда еп. Софроний (Арефьев) решил посетить Никольск и совершить на Прощеное воскресенье вечернее богослужение в Сретенском соборе. Узнав о прибытии архиерея, более 100 прихожан Казанского храма ворвались в Сретенский собор и препятствовали богослужению; всячески оскорбляли еп. Софрония, пытались стащить с кафедры и избить. Архиерея защитили прихожане собора и вызванная милиция. 10 февраля 1928 года митр. Сергий и Временный Свящ. Синод приняли постановление " О раздорнической деятельности митрополита Одесского Иосифа и епископа бывшего Никольского Иерофея " . Еп. Иерофей был запрещен в священнослужении. Однако он не подчинился запрещению и продолжил управление Никольским викариатством и многими приходами Великоустюжской епархии, где его поминали как правящего архиерея. 29 марта заместитель патриаршего местоблюстителя и Временный Свящ. Патриарший Синод издали деяние, в котором извещали о появлении " новой смуты " в лице отделившихся от митр. Сергия архиереев. В их числе был назван Иерофей. 11 апреля вышло постановление митр. Сергия и Временного Свящ. Синода по " делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях " . Было указано предать Иерофея каноническому суду православных архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев . ОГПУ регулярно вызывало еп. Иерофея на допросы, угрожая арестом в случае активной религиозной деятельности. В конце Великого поста 1928 года около 3 тыс. верующих больше недели постоянно охраняли еп. Иерофея в Казанском храме. 10 апреля 1928 года он был задержан, но прихожанам удалось его освободить. Среди верующих начались волнения, они заявляли властям, что не допустят удаления своего владыки из Никольска. После этого уполномоченный ОГПУ взял у него подписку о явке 18 апреля в Великий Устюг. Однако еп. Иерофей принял решение не ехать в Великий Устюг, где его ждал неминуемый арест, а отправиться по сельским приходам под защиту крестьян. В проповедях он обосновывал свои действия ссылкой на декрет об отделении Церкви от государства, продолжая утверждать, что власть не должна вмешиваться во внутрицерковные дела, а советское законодательство он соблюдает.

http://drevo-info.ru/articles/13674455.h...

Таким же образом совершалось перемещение епископов с одной кафедры на другую или увольнение с кафедры. В синодальную эпоху избрание епископа, его перемещение или увольнение производил Святейший Синод, а на заключительном этапе - император, издававший соответствующий указ. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. выработал процедуру избрания и назначения епископов на К. е.: «Архиереи округа или, при отсутствии округов, Священный Синод составляют списки кандидатов, в которые после канонического одобрения включаются и кандидаты, указанные епархией» (Собор, 1918. Определения. Вып. 1. С. 18-19). Сами же выборы должны осуществляться архиереями округа или епископами, назначенными Синодом, совместно с клиром и народом епархии. Назначение и перемещение архиереев по инициативе высшей церковной власти допускалось лишь в исключительных случаях. Этот порядок избрания епископов по обстоятельствам времени фактически не действовал. Епископы избирались, назначались на кафедры, перемещались и увольнялись властью Свящ. Синода, затем Временного патриаршего Синода, либо даже за отсутствием Синода группой приглашенных на заседание Предстоятелем Церкви архиереев под председательством патриарха, патриаршего местоблюстителя или заместителя местоблюстителя. В исключительных случаях увольнения совершались единоличной властью Предстоятеля Русской Церкви. На основании «Положения об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. епископы избирались, назначались на кафедры, перемещались и увольнялись Свящ. Синодом под председательством патриарха, при этом патриарх на основании синодального определения издавал соответствующий указ. Подобный порядок сохранился в целом и в наст. время. Согласно ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви, принятому Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 13-16 августа 2000 г. , правящие и викарные епископы избираются Свящ. Синодом, затем получают указ патриарха о назначении на К. е. (Устав РПЦ, 2000. X 7, 8). Аналогичным образом они перемещаются и увольняются.

http://pravenc.ru/text/1683937.html

В кон. 1966 г. еп. Иоанн-Нектарий (Ковалевский) обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с просьбой о принятии ФПКЦ с сохранением Г. о. После неудачных переговоров с экзархом Московского Патриархата в Зап. Европе митр. Антонием (Блумом) в нач. 1967 г. готовность принять ФПКЦ в свою юрисдикцию выразил Румынский Патриарх Иустиниан . В апр. 1967 г. еп. Иоанн-Нектарий (Ковалевский) встретился с Патриархом Иустинианом, к-рый попросил подготовить отчет о жизни и деятельности ФПКЦ и даровал по просьбе еп. Иоанна-Нектария св. миро для западнообрядных общин. В 1968 г. литургическая комиссия при Свящ. Синоде Румынской Православной Церкви одобрила богослужебное употребление Г. о. После долгих переговоров, усугубленных кончиной еп. Иоанна-Нектария († 30 янв. 1970), в кон. апр. 1972 г. Свящ. Синод Румынского Патриархата объявил о принятии ФПКЦ. 11 июня того же года в Париже архиереями Румынской Церкви была совершена хиротония по визант. обряду нового главы ФПКЦ архим. Германа (Бертрана Арди) во епископа Сен-Дениского. Однако присоединение ФПКЦ к Румынской Православной Церкви было негативно воспринято К-польским Патриархатом, потребовавшим изменить наименование ФПКЦ на «французская епархия Румынского Патриархата» и ограничить служение по Г. о. в ее общинах с расширением богослужений по визант. обряду на франц. языке. Требования К-польского Патриархата были окончательно приняты Свящ. Синодом Румынской Церкви в марте 1988 г., когда еп. Герману было поручено внести соответствующие изменения в Устав ФПКЦ. Из-за отказа большинства общин ФПКЦ принять решение Синода к исполнению 10 мая 1991 г. Румынский Патриархат объявил о приостановлении канонического окормления приходов зап. обряда во Франции и о временном запрещении еп. Германа в священнослужении. После окончательного разрыва переговоров со стороны представителей ФПКЦ 23 янв. 1993 г. Свящ. Синод Румынской Церкви объявил об извержении еп. Германа из сана и об отлучении его последователей. В наст. время ФПКЦ продолжает оставаться вне общения с Поместными Православными Церквами.

http://pravenc.ru/text/161584.html

23 июля 1921 г. патриарх Тихон назначил в Киев «временным заместителем отсутствующего по нынешним обстоятельствам Киевского митрополита Высокопреосвященнейшего Антония» Гродненского архиеп. Михаила (Ермакова) «с званием Патриаршего экзарха на Украине, с возведением его в сан митрополита и с предоставлением ему прав, принадлежащих митрополиту Киевскому» (Обращение Патриарха Московского и всея России Тихона к чадам Православной Церкви на Украине от 23(10).07.1921//Перший Всеукраïнський правосл. церковний собор УАПЦ 14-30 жовтня 1921 р.: Док-ти i мат-ли. К.; Льbib, 1999. С. 504). Митр. Михаил получил полномочия Патриаршего экзарха для противодействия укреплявшемуся автокефалистскому движению и восстановления церковного мира; митр. Михаилу не был усвоен титул «Киевский и Галицкий», он остался Гродненским архиереем. В авг. 1921 г. митрополит прибыл в Киев. В связи с тем что автокефалисты уже назначили на 14 окт. 1921 г. проведение учредительного «Всеукраинского собора», епископы Украины также решили созвать Собор духовенства и мирян Украины. 18 авг. 1921 г. синод епископов Украины под председательством митр. Михаила принял обращение «К украинцам, которые отпадают от святой православной Церкви и от своих законных епископов» (ЦДАВО. Ф. 3984. Оп. 1. Д. 67. Л. 12-13). 28 авг. 1921 г. на расширенном заседании синода епископов Украины (в документах названо «епископским совещанием») было решено не выполнять пожелание автокефалистской «Всеукраинской рады» о назначении экстерриториального епископа «для украинцев». Вместо этого синод постановил созвать в мае 1922 г. Всеукраинский Собор, поручив его подготовку митр. Михаилу. 15 окт. 1921 г. митрополит обратился в Киевский губисполком с просьбой разрешить проведение Всеукраинского церковного Собора в Киеве 28 мая 1922 г. На Собор, как сообщалось в прошении, будут вынесены вопросы о языке богослужения, о переводе Свящ. Писания и богослужебных книг на укр. язык, о внесении изменений в организацию церковноприходской жизни (Там же. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2189. Л. 51-52). Киевский губисполком передал прошение во Всеукраинский ЦИК. 28 нояб. 1921 г. митр. Михаил подал аналогичное заявление в НКВД Украинской ССР. Ответы из ЦИК и НКВД были отрицательными. На заседании 5-10 сент. 1921 г. синод епископов Украины запретил клирикам и верным чадам Церкви принимать участие в автокефалистском съезде. Синод также утвердил устав нового правосл. высшего учебного заведения - Киевской православной богословской академии, к-рая должна была противостоять создававшейся тогда автокефалистской богословской школе.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

С нояб. 1950 г. исполнял в течение неск. месяцев обязанности управляющего делами Берлинской епархии РПЦ. В июне-авг. 1953 г. вновь временно исполнял обязанности управляющего делами Берлинской епархии, одновременно был настоятелем кафедрального собора в честь Воскресения Христова в Берлине. В мае 1955 г. назначен временно исполняющим обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1 нояб. 1956 г. член Хозяйственного управления МП, одновременно являлся благочинным подворий Поместных Православных Церквей в Москве, позднее был благочинным храмов Москворецкого благочиния. С кон. 1958 г. 10 месяцев был благочинным храмов Германской епархии. В марте 1961 г. назначен на должность благочинного патриарших приходов в Финляндии, стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата. 15 июля 1961 г. Свящ. Синод РПЦ определил прот. М. Зёрнова по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита назначить епископом Подольским, викарием Московской епархии, с оставлением в должности зам. председателя ОВЦС. 26 июля того же года он принял монашеский постриг с именем Киприан в честь свт. Киприана, митр. Московского. Архиерейскую хиротонию 6 авг. 1961 г. в Трапезном храме ТСЛ возглавил патриарх Алексий I. 14 ноября 1961 г. К. был назначен управляющим делами МП, постоянным членом Свящ. Синода по должности с наименованием его епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. 29 нояб. 1962 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Финляндии, ему было поручено архипастырское наблюдение за Японским благочинием. 3 авг. 1963 г. назначен помощником Крутицкого и Коломенского митр. Питирима (Свиридова ; † 10 авг. 1963) в управлении приходами Московской патриаршей области с возведением в сан архиепископа. В нач. 60-х гг. XX в. К. считался одним из наиболее влиятельных членов Свящ. Синода. Во время проходившей в правление Н. С. Хрущёва антицерковной кампании он немало сделал, чтобы уменьшить ущерб, причиняемый Церкви действиями советских властей. К нему часто обращались с просьбами о помощи в защите приходов, к-рым грозила ликвидация. Иногда его советы помогали уберечь храм от закрытия. Так, узнав о требовании представителя властей закрыть одну из 3 действующих в Костроме церквей, К. предложил заявить о согласии упразднить соборный храм с переносом собора в другой, но с тем, чтобы провести там ремонт, к-рый в свою очередь следовало затянуть до окончания кампании по закрытию храмов. В результате все 3 церкви в Костроме были сохранены. К. старался быстро устроить на приход священнослужителей, оказавшихся за штатом после закрытия храмов. После введения властями репрессивно высокого налога на средства, получаемые приходом, К. добился от председателя Совета по делам РПЦ В. А. Куроедова разрешения на реформирование денежного содержания приходских священнослужителей. Вместо прежней системы получения части приходского дохода священники стали получать ежемесячную зарплату в установленном размере.

http://pravenc.ru/text/1684752.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010