К компетенции Синода было отнесено все, что прямо не восходило к полномочиям Всероссийского Церковного Собора. Даже подготовка к такому Собору, в том числе предварительное рассмотрение тем, вынесенных в соборную повестку, а также исполнение соборных решений относилось к ведению Синода. Совещание, сформулировав компетенцию органа высшего церковного управления, тем самым восполнило пробел в работе Присутствия. Коллегиальный орган проектировался состоящим из председателя — Патриарха и двенадцати членов в архиерейском сане. На постоянной основе в Синоде присутствуют митрополиты Санкт-Петербургский (он же Местоблюститель Патриаршего Престола) и Киевский, а также архиереи, возглавляющие синодальные учреждения (на время председательствования они увольнялись от службы в своих епархиях) 10 . Четыре архиерея вызывались в Синод по очереди на один год. Для этого все епархии Российской Церкви разбивались на четыре округа: Петербургский, Киевский, Московский и Сибирский. Каждый округ состоял из четырех групп епархий. Любопытно, что временно присутствующие в Синоде епископы не освобождались от управления своими епархиями. Однако было непонятно, как они могли в течение года управлять епархиальными делами, когда им дозволялся Синодом отпуск лишь на два месяца, и то по уважительной причине и с высочайшего разрешения. Разве что пользуясь кратковременными отлучками в свободное от синодальных заседаний время 11 . Совещание, равно как и Присутствие, настаивало на исключительно иерархическом составе Синода, не предполагая включать в него протопресвитеров. (В то время протопресвитер военного и морского духовенства и протопресвитер придворного духовенства участвовали в работе Синода.) Интересно, что Предстоятель, именуемый «митрополитом Московским и всея России Патриархом» 12 , титуловался Святейшим, что, по всей видимости, по представлениям экспертов Совещания, не противоречило такому же титулу Синода. Его Святейшество, подобно июньским 1906 года положениям Предсоборного Присутствия о правах Патриарха, наделялся правомочиями председателя Синода, Первоиерарха Русской Церкви, а также епархиального архиерея.

http://e-vestnik.ru/analytics/keleynyy_t...

Обратив внимание на этот вопрос, наши публицисты и общественные деятели должны были заметить то ненормальное и крайне вредное явление, что у нас нет свода постановлений для церковного управления вообще, и духовные власти во всем, что прямо не определено ни каноническим правом, ни общими законами гражданскими и государственными, руководствуются на практике примерными делами, прежними решениями и указами Св. Синода 126 . Нет надобности пояснять, что такое отсутствие кодификации церковных законом дает перевес личному началу пред правовым, обусловливает существование друг другу противоречащих правил, порождает забвение прав и обязанностей, временно затемненных вследствие исторических причин, и, в конце концов, способствует появлению среди светских членов церкви равнодушия к церковным делам, а среди духовных членов церкви поселяет излишнюю робость и неуверенность при исполнении своих служебных обязанностей. Обозревая систему высшего духовного управления и усматривая, что оно сосредоточивается в руках монашеского класса )кстати сказать, не исполняемого лицами высших сословий), публицисты шестидесятых годов подняли вопрос о возможности избрания епископов не из монашества, а из белого духовенства, и пытались разрешить этот вопрос в утвердительном смысле. Высказывалось даже мнение, будто по церковным постановлениям вовсе нельзя монаху быть епископом, и указывалось, что монашество образовалось только в IV веке. В защиту такого мнения были сделаны ссылки на 5 апостольское правило, на 12 шестого вселенского собора, на 2 правила собора, бывшего в храме премудрости, и на пример греческой церкви. Наконец, со ссылкой на практику древней новгородской церкви и на примеры избрания епископов из священников, делался вывод, что «судьба русских архиереев, ни исторически, ни канонически, не связана с монашеством» 127 . Обсуждая связь современного положения православного монашества с вопросом об улучшении быта духовенства, газета «День» (в статьях помещ. в 23, 35 и 36 за 1865 г.), между прочим, указывала, что монашество сосредоточило в своих руках и главное руководство воспитание будущих служителей церкви, и верховную правительственную власть над лицами, посвятившими себя столь высокому служению, а посему всякое преобразование в быту православного духовенства может быть приведено к успешному окончанию, когда наперед будет предпослана ему реформа монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Согласно епархиальному справочнику на 1895 год при храме должны были состоять священник и два псаломщика ; не позднее 1897 года была открыта вакансия диакона, до 1913 года упразднена вторая псаломщическая вакансия. Постановлением Высшего Временного Церковного Управления Сибири от 23 января (5 февраля) 1919 года, согласно представлению Тобольского епархиального управления, была закрыта диаконская вакансия . Священники Диаконы Псаломщики Приписные храмы Литература Использованные материалы   Сведения о церквах, причтах и приходов/Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897. - Тобольск, 1897, с. 208-209.   Тобольский епархиальный адрес-календарь, изданный по распоряжению Тобольского епархиального начальства на 1895 г. - Тобольск: Типография Тобольского епархиального братства, б/г, с. 204.   Сведения о церквах, причтах и приходов/Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897. - Тобольск, 1897, с. 209.   Сведения о церквах, причтах и приходах/Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. - Тобольск, 1900-1901, п. 303.   Приходы и церкви Тобольской епархии/Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. – Тобольск : Тип. Епарх. Братства, 1913, с. 50.   Тобольские епархиальные ведомости, 1919, 6, с. 89.   Рукоположен во священника в приход Слободчиковский Тарского округа. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1889, 10, отдел офиц., с. 97.   Из Сретенской церкви села Моршихинского . См. Тобольские епархиальные ведомости, 1913, 17, отдел офиц., с. 201.   Отрешен от места и запрещен в священнослужении. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1913, 25, отдел офиц., с. 280.   Тобольский епархиальный адрес-календарь, изданный по распоряжению Тобольского епархиального начальства на 1895 г. - Тобольск: Типография Тобольского епархиального братства, б/г, с. 203-204.   Сведения о церквах и причтах/Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1903 г. - Тобольск, 1903, с. 83.   Из прихода Свистовского Ишимского уезда. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1896, 15, отдел офиц., с. 187.

http://drevo-info.ru/articles/26937.html

Более ранний, собственно учредительный, указ 1921 года гласил «считать русские церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом, под управлением Вашего Преосвященства» . При этом в справке к указу 1921 года цитировался указ Высшего Русского Церковного Управления за границей 1920 года (возможно именно поэтому, в контексте конфликта с Карловацким синодом, указ 1921 года не упоминается на Епархиальном собрании 1927 года), согласно которому управление упомянутыми приходами поручалось митрополиту Евлогию «на правах епархиального архиерея». Следует заметить, что, как видно из аргументов митрополита Сергия в более поздней полемике с митрополитом Евлогием, до революции западноевропейские (и другие заграничные) приходы не составляли епархии, но существовали  на правах ставропигии , будучи управляемы митрополитом Санкт-Петербургским (Петроградским). Ничто не позволяет нам понимать поручение митрополиту Евлогию управлять западноевропейскими приходами расширительно, в смысле учреждения отдельной епархии в Западной Европе. Однако помимо ясной ссылки на указ 1922 года, в документах Епархиального собрания 1927 года содержится имплицитная ссылка на другой указ, а именно: на указ от 20 ноября 1920 года, в котором давались указания епархиальным архиереям «на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или прекращения деятельности последнего» . Мы видим негласную ссылку на этот указ в ст. 5-й упомянутых выше «Правил»: «Управление Западно-Европейскими русскими православными церквами, не усваивая себе прав и объема Высшей Церковной власти... пользуется всей полнотой власти, как она предуказана Епархиальным епископам этой властью Патриаршего престола на все время существования в России особых условий церковной жизни » . «Объяснительная записка», со своей стороны, уточняет, что особый характер «Правил» вызван, в частности, тем, что западноевропейские приходы находятся « во временной невозможности регулярной связи с Всероссийской центральной властью » . Куда уж яснее ссылка на указ Вместе с тем, примечательно, что этот указ нигде не упоминается. Действительно, это было бы не очень удобно, поскольку именно на него в отстаивание своего противодействия Заместителю местоблюстителя ссылались архиереи в Сремских Карловцах, точку зрения которых на отношения с Высшей церковной властью оспаривал митрополит Евлогий.

http://bogoslov.ru/article/288318

профессор Леонид Иванович Писарев (04.06.1865 – не ранее 1920) профессор Леонид Иванович Писарев Профессор Казанской духовной академии. Биография Родился в 1865 году в Нижегородской губернии. В 1880 году окончил Нижегородское духовное училище первым учеником, в 1886 году - Нижегородскую духовную семинарию. В 1890 году завершил образование в Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания. В 1890-1891 годах - профессорский стипендиат, с 21 сентября 1891 - преподаватель Казанской духовной семинарии. С 1895 года - исполняющий должность доцента Казанской духовной академии, магистр богословия. С 1896 - доцент. С 1899 года - экстраординарный профессор. В 1904-1906 годах - редактор академического журнала " Православный собеседник " . Основатель, редактор и издатель еженедельника " Церковно-общественная жизнь " , выходившего с 1906 года. С 1910 года - экстраординарный профессор по первой кафедре патрологии. С 1915 года - доктор церковной истории и ординарный профессор по той же кафедре. Член Поместного Собора 1917-1918 по избранию как мирянин от Казанской епархии. 8 октября 1917 года был избран гласным Казанской городской думы. По своим политическим взглядом был близок к народным социалистам. В сентябре 1918 года бежал вместе с белочехами из Казани. В белых войсках Восточного фронта. Между 14 ноября и 3 декабря 1918 года на Сибирском соборном совещании в Томске был избран членом постоянного присутствия Временного Высшего Церковного Управления Сибири. По поручению Томского Соборного совещания стал редактором газеты " Сибирский благовестник " 7 февраля 1919 года был назначен товарищем главноуправляющего Главного управления по делам исповеданий правительства администрации А. В. Колчака. 30 мая 1920 года чрезвычайный революционный трибунал Сибири приговорил подсудимого Л. И. Писарева, ввиду недоказанности его душевной болезни и наличия основательных сомнений в его психическом расстройстве, поместить на испытание в психиатрическую лечебницу Дальнейшая судьба неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

1 февраля 2010 г. возведен в сан архиепископа. В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы (Успенское благочиние). С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы и Северным викариатством в границах Северного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 8 апреля 2013 г. назначен и.о. настоятеля храма св. прпмц. Елисаветы — Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе г. Москвы. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал 93) назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал 64) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с временным сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла назначен председателем правления Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 августа, 2022 7 июня, 2022 17 июня, 2021 13 апреля, 2021 20 ноября, 2020 25 августа, 2020 30 августа, 2019 30 августа, 2019 30 августа, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/arhiepiskop-egorevskiy...

4) Принято предложение поднести адрес арх[иепископу] Агафодору. Принят текст адреса и дано поручение Временному высшему церковному управлению при открытии возможных сношений с Св[ятейшим] Патриархом возбудить ходатайство о награждении арх[иепископа] Агафодора клобуком митрополита. 5) Заслушан доклад отдела о духовно-учебных заведениях, постановления которого о принятии всецело на казенные средства содержания всех дух[овно]-учебных заведений, как мужских, так и женских, о введении преподавания церковного красноречия и отчизноведения, об обеспечении учащих в церковно-приходских школах, о возвращении в ведомство Церкви отобранных школ, о принятии мер к освобождению реквизированных в[оенны]м ведомством зданий дух[овно]-учебных заведений, – передать во Временное высшее церковное управление для возможного осуществления их. 6) Принято предложение представителя Владикавказской епархии принять меры к возвращению в ведение Церкви здания Ардонской семинарии или возмещению стоимости этого здания для епархии. 7) Заслушаны доклады отдела о Временном высшем церковном управлении: 1 . По поводу послания заместителя экзарха Грузии о бедственном положении православных русских в Закавказье постановлено, в согласии с отделом, принять меры к защите интересов православного русского населения в Закавказье и оказать немедленно денежную помощь путем сбора пожертвований, самообложений и ассигнований епархиальными собратьями. 2 . Об отказе представителя Донской епархии от внесения предложения об образовании нового викариатства на севере Донской области постановили снять вопрос с очереди. 3 . О мерах помощи беженцам-священнослужителям постановлено принять постановление отдела о сборах пошлин и о предоставлении беженцам-священнослужителям вакантных мест или обязанностей помощников или заместителей приходского духовенства, а также и военного. 4 . Принято постановление отдела об установлении 100-р[ублевого] сбора от истца по бракоразводным процессам и направлении этих денег: 25 руб. на содержание Временного высшего церковного управления, а остальные в распоряжение епархиальных советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь, приняв избрание на должность Походного атамана, Болховитинов боялся, что пережитое им помешает установлению искренних и добрых отношений между ним и Деникиным, какие необходимы для пользы общего дела. Болховитинов несколько раз заезжал ко мне, стараясь уверить меня, что всё недоброе старое им забыто, что он сейчас одушевлен одним желанием – всецело отдать себя общему делу. Он убежден, что только в согласии с Добровольческой Армией, под водительством Деникина, можно спасти и Кубань, и всё дело. Он не останется ни минуты у власти, как только увидит, что самостийные Кубанские стремления начнут принимать реальную и опасную форму. Он просил меня уверить в этом и Деникина. Сначала я написал об этом Деникину. А потом, в половине января 1920 г., поехал в Тихорецкую, где тогда жил Деникин, и доложил ему всё слышанное мною от Болховитинова. Поверил ли мне Деникин, – не знаю. Как и в других редких случаях, он выслушал меня, молча, не проронив ни слова. Но отношения между ним и Болховитиновым после этого были внешне приличными. Деятельность Временного Высшего Церковного Управления на ю. в. России Как уже сказано, В.В.Ц.У. должно было иметь своим местопребыванием Ставку, хотя не исключалась возможность заседаний, если председатель найдет нужным, и в других местах. Первые заседания В.В.Ц.У. и происходили в Екатеринодаре, с переходом же Ставки в Таганрог – иногда в Таганроге, чаще же в Новочеркасске. Новочеркасск оказался наиболее удобным пунктом для таких заседаний. Тут – одни в прекрасном архиепископском доме, другие в женском монастыре – члены В.В.Ц.У. находили не только приют, но и уют, которых не могли предоставить загроможденные Екатеринодар и Таганрог. Опасение же, что Донцы используют для своих целей фактическое перемещение к ним В.В.Ц.У. совершенно отпало, когда члены В.В.Ц.У. присмотрелись к своему председателю, архиеп. Митрофану. Когда эти строки увидят свет, архиеп. Митрофана, наверно, уже не будет в живых. Поэтому я могу говорить о нем совершенно откровенно, не опасаясь, что меня обвинят в лести.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Ф. 493. Оп. 1. Д. 53. Л. 32–34 копия рукописи. 40 Полный текст циркуляра следующий: “Преподавание Закона Божия в силу декретов советской власти в некоторых учебных заведениях было прекращено, а во многих школах признано необязательным. Считая целесообразным и справедливым удовлетворить по возможности всесторонне духовные запросы детей, заботясь и стремясь к повышению общеобразовательного уровня, выработке устойчивых понятий нравственности как одного из главных элементов более полного и стройного мировоззрения — предлагаю: 1) преподавание Закона Божия сделать обязательным во всех школах; 2) принять меры к постановке преподавания Закона Божия на должную высоту в интересах достижения указанных выше целей; 3) устраивать, при наличности благоприятных условий, кружки учащихся для собеседований по религиозно-философским вопросам, ответа на которые жаждет пытливый юношеский ум”. — Циркуляр управляющего отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского В. Светозарова 1252 от 2 августа 1918 г.//ГАВО. Ф. 98. Оп. 1. Д. 309. Л. 17; О преподавании Закона Божия Циркулярное распоряжение управляющего отделом народного просвещения от 2 августа 1918 г. 1252//Педагогическая мысль (Ростов-на-Дону). 1918. 2 (декабрь). С. 40. 41 Циркуляр управляющего отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского 3498 от 5 октября 1918 г.//ГАРО. Ф. 493. Оп. 1. Д. 15. Л. 59. 42 Циркуляр управляющего отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского В. Светозарова 4132 от 12 октября 1918 г.//ГАРО. Ф. 493. Оп. 1. Д. 15. Л. 13; О Донском войсковом гимне Циркулярное распоряжение управляющего отделом народного просвещения от 12 октября 1918 г. 4132//Педагогическая мысль (Ростов-на-Дону). 1919. 1 (январь). С. 38–39. 43 Протокол заседания педагогического совета Урюпинского реального училища 22/8 от 16 октября 1918 г.//ГАВО. Ф. 98. Оп. 1. Д. 288. Л. 71 об. 44 Основываясь на указе Временного Высшего церковного управления от 31 июля 1919 г. “о мерах к наилучшей постановке преподавания Закона Божия” и “признавая необходимым предоставить большую возможность оо.

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

  ЖУРНАЛ 18 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о необходимости упорядочить систему экспертной оценки искусствоведческих, архитектурных и реставрационных проектов общецерковного и епархиального масштаба. Справка: Высший Церковный Совет в своем заседании от 10 декабря 2015 года обсудил представленное к его рассмотрению Положение о созданной Священным Синодом Общецерковной комиссии по церковному искусству, архитектуре и реставрации (журнал 46 от 13 июля 2015 года). Члены Высшего Церковного Совета отметили, что предлагаемые к передаче указанной Комиссии функции по экспертизе проектов в области архитектуры и реставрации требуют оперативной экспертной работы, выполнение которых может быть затруднительно в рамках деятельности представительной Общецерковной комиссии. Кроме того, эти функции в настоящее время осуществляются в различных учреждениях: Финансово-хозяйственном управлении, Патриаршем совете по культуре и других. В связи с этим Высший Церковный Совет постановил предложить Священному Синоду упразднить Общецерковную комиссию по церковному искусству, архитектуре и реставрации и учредить вместо нее межведомственный Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации. В своем заседании от 13 апреля 2016 года Высший Церковный Совет одобрил для представления Священному Синоду проект Временного положения об Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации и проект Регламента работы указанного органа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Упразднить Общецерковную комиссию по церковному искусству, архитектуре и реставрации. 2. Учредить Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации. 3. Утвердить: а) Временное положение об Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации ; б) Временный регламент работы Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации. 4. Председателем Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации назначить протоиерея Леонида Калинина, епархиального древлехранителя епархии города Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4434244.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010