Епископ Горазд (Павлик) После возвращения на родину владыка Горазд столкнулся с оппозицией со стороны Карла Фарского, возглавившего радикальное крыло Чехословацкой Церкви. Если святитель Горазд выступал за православную ориентацию чехословацкого религиозного движения, то доктор Карл Фарский стремился к рационалистическому пересмотру традиционного христианского вероучения и церковной организации. Последнего поддерживал президент республики Томаш Масарик. Спор между этими двумя течениями разгорелся в 1922 г., когда во время поездки епископа Горазда в Америку Карл Фарский издал " Катехизис " , написанный им вместе с Ф.Калоусом. Эта книга, проникнутая радикальными протестантскими идеями, была одобрена Пражским диоцезом Чехословацкой Церкви, что привело к разрыву с Сербской Православной Церковью. После этого Фарский вел переговоры о его возможной епископской хиротонии с Англиканской церковью, а также со шведскими церквями, но они не увенчались успехом. Тогда он пошел на еще более радикальный шаг. В 1924 г. духовенство и миряне Чехословацкой Церкви " посвятили " Карла Фарского в сан епископа и объявили его своим " патриархом " . Епископ Горазд вышел из Чехословацкой Церкви и организовал независимую от нее православную общину в составе Сербской Церкви. В 1929 г. была создана автономная Чешская епархия. Святитель Горазд с необычайной энергией принялся за церковное строительство. На средства верующих строились в разных местах Чехословацкой республики храмы и часовни. Планировалось широкое строительство приходских домов, а также монастыря. Как талантливый музыкант владыка составил нотный сборник молитв и песнопений для народа. Им был написан Катехизис, ряд книг и статей на церковные темы. В 1920 г. из бывшей " Православной беседы " в Праге была создана Чешская православная община, которая пригласила к себе для совершения богослужений архимандрита Савватия (Врабеца, 1880-1959), этнического чеха, выпускника Уфимской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии, в 1920 г. назначенного заместителем Волынского епископа и ректором Холмской Духовной Семинарии. В 1921 г. он приехал в Прагу. Сначала община признавала юрисдикцию Сербской Церкви, но в 1923 г. архимандрит Савватий отправился в Стамбул, где 4 марта Патриархом Константинопольским Мелетием (Метаксакисом) был рукоположен в сан епископа и назначен " Архиепископом Пражским и всея Чехословакии " . Сербский Патриарх Димитрий отправил в Стамбул телеграмму, в которой сообщал, что на территории Чехословакии уже существуют приходы сербской юрисдикции. Он просил не рукополагать архимандрита Савватия, так как это может повредить делу православной проповеди в Чехословацкой республике. Но эта телеграмма была получена уже после совершения хиротонии. Появление в Чехословакии епископа еще одной юрисдикции не позволило объединить всех православных в единую церковную структуру.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Тем временем, с начала XX века Константинопольский патриарх стал стремиться восполнить свои потери посредством распространения своего влияния на области мира где не было устоявшейся православной иерархии и на страны с неправославными правительствами. Идеей выдвинутой в поддержку этого курса стало истолкование 28-го правила IV Вселенского Собора в смысле главенства над всеми " варварскими землями, " - т.е. над всей землей вне пределов формально закрепленных за одной из поместных Православных Церквей. Ключевой фигурой в этом новом направлении деятельности Патриархата стал Мелетий (Метаксакис) , один из виднейших деятелей греческой церковной элиты начала века и Константинопольский патриарх в 1921 - 1923 годах. Вехами этого расширения Патриархата стали организация Американской архиепископии ; учреждение Фиатирского экзархата для Западной и Центральной Европы (5 апреля 1922 ); поставление Савватия (Врабеца) архиепископом Пражским и всея Чехословакии (4 марта 1923 ); принятие Финской епархии на началах автономии (9 июня 1923 ); принятие Эстонской Церкви таким же образом (23 августа 1923 ); основание Венгерской и Центрально-Европейской митрополии (15 апреля 1924 ); объявление автокефалии " под надзором Вселенского Патриархата " для Польской Церкви (13 ноября 1924 ); учреждение Австралийской кафедры в Синдее ( 1924 ); принятие русской архиепископии Западной Европы (17 февраля 1931 ); принятие Латвийской Церкви (март 1936 ); рукоположение епископа Феодора-Богдана (Шпилко) для украинцев в Северной Америке (28 февраля 1937 ); включение Индии в ведение Австралийского архиепископа ( 1938 ) . Стремления Константинопольского престола с 1920-х годов доходили до претензий на Украину , ввиду отказа признать каноничность присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату . Все эти действия были произведены односторонне и во многих случаях представляли попытку отторжения частей в первую очередь Русской , а также Сербской Церквей. Хотя реальная роль Константинопольской Церкви в ее подразделениях в диаспоре оставалось во многом номинальной, в результате действий 1920-1930 года ее ведение распространилась на огромные пространства. Однако, в рассеянии под омофор Константинопольского патриарха в основном вошли лишь эмигранты греческого происхождения. Последовавшее затем развитие параллельных православных иерархий разных поместных Церквей в " диаспоре " стало одной из существенных проблем Православной Церкви XX века.

http://drevo-info.ru/articles/13.html

Горазда в США. В авг. 1922 г. он посетил Подкарпатскую Русь и рукоположил в священный сан неск. местных жителей, а главой Епархиального совета Карпаторосской епархии назначил игум. Алексия (Кабалюка). После издания в кон. авг. 1922 г. т. н. Чехословацкого катехизиса, отступившего от правосл. вероучения, и его одобрения советами Западночешской и Восточночешской епархий ЧСЦ, Д. приехал в Прагу и 12 окт. того же года опубликовал в ж. «За правдой» заявление о несоответствии катехизиса «всем вообще христианским исповеданиям». 16 окт. совет Моравско-Силезской епархии поддержал Д. и осудил катехизис. В кон. окт. Д. встретился с одним из авторов катехизиса, К. Фарским, но не смог убедить его отказаться от своих взглядов. В результате Д. заявил, что его миссия в ЧСР окончена, и вскоре покинул республику. 13 февр. 1923 г. на основании его доклада Синод СПЦ принял решение о прекращении переговоров с руководством ЧСЦ. После поддержки со стороны МИД ЧСР стремления части правосл. чеш. верующих перейти в юрисдикцию К-польского Патриархата и хиротонии 4 марта 1923 г. в К-поле во архиепископа Пражского и всей Чехословакии Савватия (Врабеца) гос. органы ЧСР стали препятствовать продолжению миссионерской деятельности СПЦ в республике. Д. смог приехать в Подкарпатскую Русь лишь в июне 1924 г., он проживал в Николаевском мон-ре в Изе и посетил неск. приходов. В июле того же года Д. по поручению Синода СПЦ прибыл в Прагу для участия в переговорах между еп. Гораздом и архиеп. Савватием. Переговоры не принесли результатов. В авг. 1924 г. Д. приехал в Подкарпатскую Русь и 2 окт. в Хусте провел собрание правосл. духовенства, на к-ром было принято решение о создании духовной консистории. Помощниками Д. в Подкарпатской Руси были игум. Алексий (Кабалюк) и А. Ю. Геровский (см. ст. Геровские ). Из-за резких античеш. высказываний последнего власти ЧСР заподозрили Д. в поощрении античеш. пропаганды, а глава МИД ЧСР Э. Бенеш заявил, что серб. представитель должен как можно быстрее завершить свою деятельность в ЧСР.

http://pravenc.ru/text/180315.html

Вернувшись из заключения, отец Алексий (Кабалюк) до конца жизни оставался в основанном им Св. Никольском монастыре села Иза., созданном возле храма, в котором служил отец Иоанн Раковский. И продолжил свою миссионерскую деятельность. Уже в 1920-м году в Марморошском округе в селах Иза, Быстрый, Горинчево, Уйбарово, Липча, Селище, Теребля, Кошелево в православие перешло все население. В 1921 году, 19 августа, отец Алексий открывает собор Карпаторусской Православной Церкви. На него съехались делегаты (более 400 человек) со всех православных сел края. Делегаты приняли Устав и официальное название " Карпаторусская Восточная Православная Церковь " . Еще со времен Австро-Венгрии Подкарпатская Русь находилась в юрисдикции Сербской Церкви, Из-за гонений на Православие в России съезд решил остаться в сербской юрисдикции, к тому же Сербская Церковь наиболее близка Русской, ее тогдашнее руководство - выпускники российских духовных школ, в Сербии также располагался центр русской церковной эмиграции. Ее лидер, митрополит Антоний (Храповицкий), серьезно помогал карпатороссам, на Пряшевскую Русь был отправлен знаменитый миссионер архимандрит Виталий (Максименко), бывший до революции начальником типографии Почаевской лавры. Он основал монастырь св. Иова Почаевского на Пряшевщине, пригласил туда старцев с Валаамского монастыря, начал издавать газету " Православная Карпатская Русь " , ставшую потом официальным изданием Русской Зарубежной Церкви " Православная Русь " . Также Подкарпатской Руси помогала знаменитая Битольская духовная семинария в Сербии, в частность такие ее выдающиеся представители, как святитель Иоанн Максимович и преподобный Иустин Попович, который некоторое время служил на Пряшевщине. Подкарпатская Русь приняла у себя около 11 тыс. русских белых эмигрантов, среди которых отец Василий Пронин, ставший старцем-схиархимандритом и написавший уникальный труд по истории Карпаторусского Православия (скончался в 1996 г.). Тем не менеее, возрожденное в Карпатах Православие получило еще одно испытание - попытку раскола. Константинопольский патриарх - обновленец и экуменист Мелетий (Метаксакис), " прославившийся " поддержкой советских обновленцев и жестокими гонениями на Валаамских монахов, державшихся старого стиля и не признававших обновленчества, в противовес Сербской Церкви назначает на Карпатскую Русь епископа Савватия (Врабеца). Делается это при поддержке чехословацкого правительства, И вновь отец Алексий Кабалюк стоит на страже церковных канонов. Карпаторусскую Церковь удалось отстоять от претензий Константинополя, однако окончательно эта проблема была решена только в 1946 году, когда отец Алексий возглавил движение за присоединение обеих юрисдикций к Русской Православной Церкви, которое увенчалось успехом, и таким способом разделение было преодолено.

http://pravoslavie.ru/put/podvizhnik/apk...

По завершении Лозаннской конференции К-польский Патриархат стал готовиться к легализации на территории Турции, одним из условий которого было удаление Мелетия IV: турки принципиально отказывались иметь с ним дело. Понимая, что дни его сочтены, патриарх постарался спешно реализовать свои инициативы. 3 февр. 1923 г. он обратился к предстоятелям всех автокефальных Церквей с посланием, в котором просил направить в К-поль делегации из 1-2 представителей для обсуждения календарного вопроса и «иных всеправославных вопросов, требующих безотлагательного рассмотрения» (Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1923. Σ. 49-50). На повестке дня стояло 2 вопроса: согласование церковного и гражданского календарей и переход на единый христ. календарь. 15 февр. 1923 г. КПЦ, сохранив юлианский календарь только для месяцеслова, перешла в «светских сношениях» на григорианский календарь (Ibid. Σ. 54). 4 марта Мелетий IV рукоположил в сан епископа архим. Савватия (Врабеца) для служения в Чехословакии. На заседании Синода КПЦ 8 марта был утвержден томос об образовании в юрисдикции К-польского Патриархата автономной Православной Архиепископии Чехословакии (документ датирован 6 марта). Согласно томосу, учреждение новой церковной области осуществлено не только на основании исторических связей с К-польским Патриархатом, но и по праву управления территориями, не входящими в юрисдикции др. автокефальных Церквей (Ibid. 1923. Σ. 69-71). Главная проблема состояла в том, что ко времени возникновения новой автономной Церкви на территории Чехословакии с 1921 г. уже существовала Моравская епархия в юрисдикции Сербской Православной Церкви, а также действовали приходы РПЦ. Этот факт был проигнорирован К-польским Патриархатом. Позже Синод КПЦ направил письмо митр. Евлогию (Георгиевскому) о том, что рус. приходы на территории Чехословакии должны перейти в юрисдикцию нового Пражского архиепископа (Ibid. Σ. 130). 13 марта 1923 г. патриарх Мелетий «утвердил» избрание митр. Варшавским епископа Дионисия (Валединского) , формально находившегося на тот момент в юрисдикции РПЦ. В качестве основания для вторжения во внутренние дела др. Церкви К-польский Патриархат указал на присутствие подобного требования в новом Уставе Польской Церкви, не утвержденном канонической церковной властью (Ibid. Σ. 137). Свт. Тихон , патриарх Московский и всея России, впосл. опротестовал эти действия в письме к митр. Дионисию от 5 июня 1924 г. (Акты свт. Тихона. 1994. С. 320-321).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

С первых же слов Митрополит Христофор фактически признает именно Константинопольский Патриархат Матерью-Церковью для ПЦЧЗС, а далее произносит фразу, которая для всех знакомых с чешской историей звучит издевательски: " За прошедшее тысячелетие наши предки познали на себе бескорыстную заботу Матери-Церкви " . Дело в том, что с момента смерти святого равноапостольного Мефодия Константинопольский Патриархат практически никак не проявлял себя в истории чешского и словацкого православия, поскольку эти " северные варвары " были от него слишком далеки, и ему еле-еле приходилось разбираться хотя бы с балканскими епархиями. Из православных Церквей здесь гораздо большее значение имела Сербская и Русская, а Константинополь иногда даже мешал. Так, например, у Константинопольского Патриархата была возможность обратить первое поколение гуситов в православие, тем более, что они сами прибыли для переговоров в Новый Рим за год до его падения, в 1452 году, но никаких шагов в эту сторону со стороны " Вселенского Патриархата " не последовало. А ведь если бы это произошло, то вся история христианской Европы пошла по совершенно другому пути и Чехия была бы безальтернативно православной. Если обратиться только к XX веку, то можно вспомнить как Мелетий IV, возмущенный нежеланием Сербской Церкви принимать введенный им Григорианский календарь и другие нововведения, в противовес сербскому влиянию направил в Подкарпатье епископа Савватия (Врабеца), ставшего в 1923 году архиепископом Пражским и всея Чехословакии. Это была провокация раскола со стороны Фанара и об этом пишет профессор церковной истории К.Е.Скурат в своей " Истории Поместных Православных Церквей " (IX.5): " В Чехии и Моравии возникла печальной памяти " савватиевщина " под покровительством Константинополя, принесшая немало вреда делу Святого Православия " . Когда же Московский Патриархат в 1951 году предоставил автокефалию Чехословацкой Церкви, то Константинопольский Патриархат отказывался признавать её без малого пол века (!). Спрашивается, о какой " тысячелетней бескорыстной заботе " Фанара идет речь?

http://religare.ru/2_94406.html

До 1922 г. братия была малочисленной. Митрополит Вениамин был настоятелем этого монастыря в 1922–1923 гг., основав там братство русских иноков, которое объединяло более 20 монахов. (См. рассказ «На Троицу» (часть 2 «Из другого мира», глава «Из моей жизни – чудеса»). Владыка удалился в Петковицу после того, как Патриарх Московский и всея Руси Тихон издал Указ об упразднении Всезаграничного Высшего Церковного Управления. Владыка был единственным членом ВЦУ, который подчинился Указу Патриарха. Недолгое время митрополит Вениамин жил в обители и в 1924 г. В 1927 г., когда не получилось вновь поселиться в «Петковице», он отправился в скит свт. Саввы при Студеницком монастыре. В 1929 г. владыка снова в течение непродолжительного срока был настоятелем монастыря святой Петки. Владыка Вениамин приехал в Сербию в 1921 г. Участвовал в организации Русского Всезаграничного Церковного Собора в Карловцах. В 1923–1924 гг. окормлял православные приходы в Карпатской Руси и был викарием архиепископа Пражского и всея Чехословакии Савватия (Врабеца). Осенью 1924 г. был назначен законоучителем в Донской кадетский корпус в сербском городе Билече (см. об этом прим. 117), в 1925–1926 гг. был инспектором Православного богословского института в Париже. 127 В 1893–1918 гг. Юрьевским официально назывался Тартуский университет. Юрьев – русское название Тарту. 128 Ленинградский вокзал Москвы с 1855 по 1923 г. именовался Николаевским в честь российского императора Николая I. 129 Спасо-Вифанский мужской монастырь был основан в 1783–1787 гг. как скит Троице-Сергиевой Лавры. Название скиту дал придел Преображенского храма во имя праведного Лазаря, который был воскрешен в Вифании Палестинской. В 1797 г. скит получил статус монастыря. При обители была учреждена духовная семинария. В сер. XIX в. был построен пятиглавый собор с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже и во имя Сошествия Святого Духа – на втором. В 1918 г. монастырь был преобразован в сельхозартель, в 1925 г. – закрыт, помещения переданы детскому дому, в 1930–1931 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Реально же православие в Чехии было восстановлено в ΧΙΧ–ХХ вв. трудами русской иерархии, русских и сербских священнослужителей. Отправной точкой является 1870 год, когда к православию митрополитом Исидором были присоединены первые двенадцать чехов, а в Праге создан православный храм свт. Николая. Перед Первой мировой войной в Подкарпатской Руси активизируется движение русинов, направленное на воссоединение с православием и соединение с Россией. После Первой мировой войны создается православная Мукачевская епархия под руководством епископа, принадлежавшего к Сербской Церкви. Именно Сербская Церковь сыграла ключевую роль в создании Православной Чешской Церкви, поскольку Сербский Патриарх Димитрий в 1921 г. посвятил первого чешского православного епископа — Горазда (Павлика), будущего священномученика . И надобно отметить сомнительную роль Константинополя в событиях, связанных с образованием Чешской Православной Церкви: Патриарх Мелетий (Метаксакис), известный как проводник нового стиля и сторонник русских обновленцев, в 1923 г. посвящает архимандрита Савватия (Врабеца) в параллельные епископы Чехии и дарует ему автономию. Естественно, это породило т. н. «савватиевский» раскол, немало затруднивший чешскую церковную жизнь. Таков акт автономии, на который любит ссылаться Константинопольский Патриарх и его сторонники! Реальная же каноническая Православная Церковь под омофором владыки Горазда принадлежала Сербской Православной Церкви. К сожалению, она подверглась разгрому после убийства рейхскомиссара Богемии Г. Гейдриха и беззаконной расправы с владыкой Гораздом. Основная заслуга в ее воссоздании принадлежит Русской Православной Церкви и лично Святейшему Патриарху Алексию Ι, которому удалось достигнуть воссоединения русских приходов в Чехословакии с Матерью-Церковью и включить их в Чехословацкий Экзархат, который стал основой возрожденной Православной Чешской Церкви . Сербская Православная Церковь, не имевшая сил для восстановления православия в Чехословакии, совершенно добровольно отпустила Чехословацкую Православную Церковь в юрисдикцию Московского Патриархата решением своего Священного Архиерейского Собора от 15 (2) мая 1948 г. В связи с этим Экзарший Совет на своем заседании, состоявшемся 2 октября 1951 г., принял определение Священного Синода Православной Церкви в Чехословакии от 1 октября 1951 г. по вопросу осуществления автокефалии. Государственное управление по церковным делам своим решением от 19 октября 1951 г. сообщило, что чехословацкое правительство не возражает против того, чтобы Православная Церковь в Чехословакии была объявлена автокефальной.

http://pravoslavie.ru/53419.html

После захвата Крыма Красной Армией в нояб. 1920 г. В. вместе с частями Русской Армии и беженцами эмигрировал в Стамбул, где занимался организацией помощи рус. эмигрантам, посещал лагеря на о-ве Лемнос и в Галлиполи, принимал участие в работе Русского совета при ген. Врангеле. По предложению и при активном участии В. в нояб. 1920 г. было создано Высшее церковное управление, в задачу к-рого входила организация деятельности рус. духовенства в Югославии, Турции и Греции. После переговоров митр. Антония (Храповицкого) и В. с представителями К-польского Патриархата 2 дек. 1920 г. была учреждена эпитропия, или Временное высшее церковное управление за границей в юрисдикции К-польского Патриархата. В кон. 20-х - нач. 1921 г. В. жил в Болгарии, окормлял рус. эмигрантские приходы и кадетские военно-образовательные учреждения, возглавлял комиссию «по организации церковной жизни русского зарубежья», итогом работы к-рой стало проведение в Стамбуле «епархиального съезда», подготовившего созыв Русского всезарубежного Собора. После перемещения в февр. 1921 г. ВВЦУ из Стамбула в г. Сремски-Карловци (Югославия) В. активно участвовал в подготовке Карловацкого Собора , открывшегося 21 нояб. 1921 г. и образовавшего Всезаграничное ВЦУ. В. отказался подписать принятую от имени Собора резолюцию о необходимости восстановления в России монархии в лице Дома Романовых. В мае 1922 г., после издания Патриархом св. Тихоном указа об упразднении Всезаграничного ВЦУ, В. оказался единственным епископом в его составе, принявшим указ к исполнению. После выхода из состава ВЦУ он удалился в серб. мон-рь Петковица в честь мц. Параскевы близ г. Шабац, где собрал насельников из числа рус. эмигрантов. 3 июня 1923 г. решением зарубежного Архиерейского Синода В. был освобожден от обязанностей управляющего военным и морским духовенством. В авг. 1923 г. по приглашению Пражского архиеп. Савватия (Врабеца) (К-польский Патриархат) В. в качестве викарного епископа принял окормление рус. приходов в Карпатской Руси, занимался миссионерской деятельностью среди греко-католиков , его стараниями был обращен в Православие 21 униатский приход. Из-за разногласий по вопросу юрисдикции над карпаторосскими приходами 8 мая 1924 г. В. был выслан из Чехословакии и вновь поселился в мон-ре Петковица, где посвятил себя монашескому деланию и лит. работе. Осенью того же года митр. Антоний (Храповицкий) назначил В. на должность законоучителя и духовника рус. Донского кадетского корпуса, располагавшегося в г. Билеча. Летом 1925 г. по приглашению архиеп. Евлогия (Георгиевского) В. приехал в Париж, исполнял обязанности инспектора и преподавателя в Православном богословском ин-те прп . Сергия Радонежского . В 1926 г., после неудачной попытки вернуться в Россию, В. получил от митр. Антония назначение на должность начальника богословско-пастырских курсов, настоятеля рус. прихода в г. Бела-Црква (Югославия) и законоучителя рус. кадетского корпуса.

http://pravenc.ru/text/150325.html

Еще со времен Австро-Венгрии Подкарпатская Русь находилась в юрисдикции Сербской Церкви. Известные тогда политические условия -погром Православия в России, не позволили тогда ставить вопрос о переходе в подчинение Русской Церкви и съезд решил остаться в сербской юрисдикции, ибо Сербская Церковь наиболее близка Русской, ее тогдашнее руководство - выпускники российских духовных школ, в Сербии также располагалася центр русской церковной эмиграции. Ее лидер митрополит Антоний (Храповицкий) серьезно помогал карпатороссам - на Пряшевскую Русь был отправлен знаменитый миссионер архимандрит Виталий (Максименко), бывший до революции руководителем типографии Почаевской лавры. Он основал монастырь св. Иова Почаевского на Пряшевщине, пригласил туда старцев с Валаамского монастыря, начал издавать газету " Православная Карпатская Русь " , ставшую потом официальным изданием Русской Зарубежной Церкви " Православная Русь " . Также Подкарпатской Руси помогала знаменитая Битольская духовная семинария в Сербии, в частность такие ее выдающиеся представители, как архиепископ Иоанн Максимович и знаменитый сербский богослов Иустин Попович, который некоторое время миссионерствовал на Пряшевщине. Подкарпатская Русь приняла у себя около 11 тыс. русских белых эмигрантов. Естественно, возрождение Православия вызвало недовольство его противников и ими был инспирирован раскол. Его организатором выступил Константинопольский патриархат, который после внутрицерковного переворота, организованного откровенно антихристианскими политическими силами в начале 1920-х годов, стали называть не иначе как " троянским конем православного мира " . Иерархи, пришедшие к власти в этом патриархате в результате этого переворота - Мелетий (Метаксакис) и его последователи, сторонники реформации и экуменизма, прославившиеся поддержкой советских " обновленцев " и жестокими гонениями на Валаамских монахов, не признававших катастрофических для Церкви нововведений, в противовес Сербской Церкви назначает на Карпатскую Русь епископа Савватия (Врабеца).

http://pravoslavie.ru/put/sv/archimalexi...

  001     002