Воскресение мертвых есть плод освобождения человека от греха и примирения его с Богом по заслугам Искупителя. Поэтому со всею подробностью учение о воскресении мертвых предложено нам в Новом Завете, т. е. когда искупление совершилось. Однако, и ветхому завету не была совершенно чуждой мысль о воскресении человека. В древнейших ветхозаветных книгах учение о воскресении мертвых прикровенно выражается, как объяснил Спаситель саддукеям, в наименованиях Бога Богом Авраама, Исаака и Иакова: о мертвых же, яко восстают, – говорил Он, – несте ли чли в книгах Моисеовых, при купин е яко рече ему Бог, глаголя: Аз Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль? Несть Бог мертвых, но Бог живых ( Мк.12:26–27 ; сн. Мф.22:31–32 ). Страдалец Иов выражает исповедание воскресения мертвых и вместе явления Избавителя в таких словах: я знаю, что Искупитель (евр. Hoel – Защитник, Освободитель) мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающую кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его ( Иов.19:25–27 ст.). В книгах исторических повествуется о воскрешениях, совершенных пр. Илией и Елисеем ( 3Цар 17, 19 ; 4Цар 4, 29 ) и воскресении одного умершего от прикосновения его к костям пр. Елисея ( 4Цар 13, 21 ). Хотя эти воскрешения были только возвращением к земной жизни, тем не менее, они наглядно выражали ту глубокую истину, что смерть должна возвратить похищенное ею тело, когда этого непосредственно требует Бог. Псалмопевец Давид выражает убеждение: не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления ( Пс.15:10 ). Яснее выражена вера в воскресение в книгах пророческих. Так, в песни пр. Исаии говорится: воскреснут мертвии и восстанут, иже во гробех (26, 19). Пр. Даниилу открыто было в видении: многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (12, 2). У пр. Иезекииля образно представлено и то, как произойдет воскресение. Пророк духом был веден в долину, полную сухих костей. На вопрос Господа: сын человеческий! оживут ли сии кости? пророк ответил: Господи Боже! Ты знаешь это, т. е. что это выходит из пределов человеческого ведения. Тогда Господь повелел ему пророчествовать над костями, и, когда он произнес пророчество, то произошел шум, началось движение, и они стали сближаться кость с костью, потом на них явились жилы, выросла плоть, кожа покрыла их сверху, но для новой жизни не доставало духа. По новому повелению Господа пророк изрек новое пророчество о духе, который пришел от четырех ветров, вдохновил возродившиеся тела и они стали жить (37, 1–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Второе место, из которого Иларий выводит заключение об отношении Духа Святого к Отцу и Сыну, приводится им из послания апостола Павла к Римлянам: «Но вы не по плоти живете, а по духу, поскольку Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то хотя тело мертво по причине греха, но дух жив по причине праведности. Если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим. 8:9–11 ). Из этих слов видно, что обитающий в нас Дух Бога (Отца) есть и Дух Христов и Дух Христа, воскрешенного из мертвых, есть Дух Бога, воскресившего Его из мертвых 2393 . Но не одно и то же Бог и Дух Божий, Христос и Дух Христа, потому что нужно различать natura et res naturae – природу и принадлежность природы. Поэтому Дух Святой есть принадлежность природы Отца и природы Сына 2394 . Но природа Бога чужда всякой сложности, поэтому в Боге res naturae и natura тождественны 2395 . Из предшествующих положений Иларий делает общее заключение о единстве природы Отца и Сына, «Так как через вещь природы (per rem naturae) в нас обитает сама природа, то да будет признаваема безразличной природа Сына и Отца, раз Дух Святой, Который есть и Дух Христа, и Дух Бога, показуется вещью одной природы... От Отца исходит Дух истины, от Сына посылается и от Сына приемлет. Но все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, и потому Кто от Него приемлет, есть Дух Бога, но Он же есть и Дух Христа. Вещь природы Сына есть Дух, но та же вещь есть и природа Отца. Воскресивший из мертвых Христа есть Дух, но тот же Дух есть Дух Христа, воскрещенного из мертвых» 2396 . Цель анализа двух приведенных мест Св. Писания состояла в том, чтобы доказать единство природы Отца и Сына, и на это было устремлено внимание Илария, а потому вопросов о Духе Святом он касается здесь лишь косвенно, намечая их, но не разрешая или же давая на них ответ кратко и мимоходом. Поэтому вывести отсюда заключение о его взглядах на образ бытия Духа Святого невозможно. Но одно из этого анализа ясно, именно то, что при отсутствии различения происхождения Духа Святого от Его послания, слова Писания, в толкование которых он здесь углубляется, должны были внушать ему мысль о зависимости Духа по бытию и от Сына, раз Один и Тот же Дух мыслился им как принадлежность природы Отца и природы Сына. Перейдем теперь к выражениям Илария, в которых говорится специально о происхождении Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Но, с другой стороны, Воскресение Христа не есть простое «оживление», когда мертвый возрождается, чтобы впоследствии вновь умереть. Таким были воскрешения Лазаря и других, хотя и они имели прообразовательный смысл и, значит, связаны с Воскресением Христовым, и будущим всеобщим воскресением из мертвых. Воскресение же Христово – это преобразование тела душевного в тело духовное, принадлежащее будущему веку и видимое поэтому только очами, просвещенными светом веры. Тело духовное не отягощено материально, но способно проходить дверем заключенным. Это не другое тело, а тождественное распятому и пригвожденному ко Кресту, о чем Воскресший Господь засвидетельствовал апостолу Фоме, дав ему осязать на Своем воскресшем теле язвы гвоздинные и рану от копья. Воскресение Христово есть начало всеобщего воскресения мертвых, «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» ( 1Кор. 15:16 ), – говорит святой апостол Павел, проповедуя о Христе, как о Втором Адаме и небесном человеке, противопоставляющемся первому Адаму, согрешившему и умершему. Воскресением Своим Христос воздвизает падшего Адама: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:20–22 ). Преобразующей силой Воскресения Христова наши тела изменятся и из душевных сделаются духовными, и тленное облечется в нетление. Всеобщее изменение космоса и переход его из плана бытия материального в бытие духовное из тления в нетление, но отнюдь не развоплощенное, – вот основа нашего понимания силы Христова Воскресения. Святой апостол Павел пишет: «Так и при воскресении мертвых; сеется в тлении, восстает в нетлении. Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» ( 1Кор. 15:42–45 ). Несмотря на аналогии с миром естественным (прорастание зерна и т.д.), всеобщее воскресение мертвых остается непостижимой тайной, и сила Христова Воскресения выявится полностью в эсхатологической обстановке, когда Христос победит всех врагов Своих и будет Бог всё во всем ( 1Кор. 15:28 ). Говорю вам тайну, заключает апостол Павел свою главу о воскресении мертвых, не все мы умрем, но всё изменимся вдруг во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть навеки» ( 1Кор. 15:51–54 ; Ис. 25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Оно есть и утверждение христианской надежды. Благою надеждою каждого христианина в его жизни является то радостное упование, что после временных земных страданий, скорбей, лишений, несчастий, после телесной смерти в определенное Богом время люди, верующие во Христа, воскреснут из мертвых и войдут в вечность для нескончаемой блаженной жизни. Эта благая радостная надежда услаждает горечь земной жизни, помогает верующему человеку мужественно и терпеливо переносить все его скорби и, не падая под их бременем, мужественно нести возложенный на каждого из нас промыслом Божиим крест. Но что может быть твердым ручательством того, что эта надежда на будущее воскресение, на вечную блаженную жизнь не посрамит, что после смерти наступит воскресение, воссоединение души и тела? И в Ветхом и в Новом Заветах имеется много указаний на то, что кроме временной жизни есть вечная жизнь, что наступит всеобщее воскресение. Так, об этом говорили древние пророки: оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! ( Ис. 26, 19 ). Пророк Иезекииль своим пророческим оком зрел величайшее чудо, когда по повелению Божию кости сближались друг с другом, сходились, затем покрывались жилами, плотью, кровью и затем в них вошел дух, они встали на ноги — величайшее множество людей ( Ср.: Иез. 37, 1–10 ). В Евангелии Господь наш Иисус Христос говорит, что наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения ( Ин. 5, 28–29 ). Эти слова Божественного Писания окрыляют душу верующего человека и, конечно, вселяют надежду. Но для того, чтобы эту надежду сохранять, требуется сильная вера в слово Божие, потому что мы постоянно видим перед собою смерть, когда тело разрушается, но не видим никого воскресающим. Хотя мы имеем и примеры воскрешения мертвых — пророки Илия, Елисей воскрешали мертвых, и Господь наш Иисус Христос воскрешал мертвых, и ученики Его, но это воскресение не является тем всеобщим воскресением, которое будет в конце мира. Ибо здесь воскресшие люди воскресали в том же бренном виде, в котором и мы живем. И они потом снова умирали. А при всеобщем воскресении люди восстанут нетленными, духовными и бессмертными. Но вот есть более сильное свидетельство из жизни Христа Спасителя, которое полностью утверждает в надежде на всеобщее и наше собственное воскресение, и на вечную блаженную жизнь, — это воскресение из мертвых Самого Христа Спасителя. Христос воскрес из мертвых, поправ смерть, и смерть уже не имеет над Ним власти. Христос не умирает. Христос воскрес как первенец из умерших. И придет время, когда все, веровавшие во Христа, так же воскреснут, но воскреснут уже в новом, прославленном теле, подобно тому, как воскрес Господь наш Иисус Христос. Стало быть, воскресение Христово есть и утверждение, и торжество нашей христианской надежды.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/30/...

[перед Агриппой] 266 И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, 7 которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа [Богу] день и ночь. За сию–то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. 8 Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых (ei ho theos nekrous egeirei) … 22 Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, 23 [то есть] что Мессия имел пострадать и, восстав первый из мертвых (protos ex anastaseos nekrori), возвестить свет народу (иудейскому) и язычникам. Прочный корпус свидетельств, таким образом, показывает, что Деяния Апостолов, какие бы из ранних традиций они в себя ни вбирали, ставят воскресение Иисуса в центр своего богословия. Воскресение Иисуса из мертвых – начало «воскресения мертвых:». Как и в Первом Послании к Коринфянам (глава 15), в событии «воскресения» в Деяниях Апостолов выделяется два отдельных момента. Промежуток между ними следует понимать как время для исполнения пророчества, чтобы пришло, наконец, утешение Израиля и чтобы собрать язычников: [Речь Петра] 3:19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, 20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Мессию, 21 Которого небо должно было принять до времен совершения (apokatastasis) всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. 22 А Моисей сказал: Пророка вам воздвигнет (anastesei) Господь Бог из братьев ваших… Отметим тут мимоходом использование текста Второзакония (18:15), который, поскольку в Септуагинте содержится слово anastesei, легко использовать для доказательства воскресения пророка–Мессии Иисуса 1422 . Это также нечто новое в контексте иудейского предания: объяснение того, что свершилось с Иисусом, и значения этого события, можно дать только внутри иудаизма, но до первых христиан никто не думал об этом в таком ключе. А в промежутке между воскресением Иисуса и apokatastasis вступает в силу новая жизнь, с новыми возможностями исцеления для уверовавших 1423 . Воскрешение Богом Иисуса из мертвых – свидетельство того, что спасение обретается только в нем одном, что, в свою очередь, объясняет удивительное исцеление, совершенное Петром и Иоанном (4:5–12). Всю весть первых христиан можно выразить одной фразой – «эта жизнь» (5:20). Когда в этом контексте мы видим, что Петр воскрешает вдову из мертвых и что Павел подобным образом возвращает к жизни, без сомнения, умершего юношу, читатель Деяний Апостолов неизбежно чувствует, что эти происшествия связаны со стоящим за ними богословием – и с событиями, описанными в евангелиях 1424 . Это время жизни, восстановления, воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Рече же: молю тя убо, Аврааме отче, да послеши его в дом отца моего: имам бо пять братий, яко да засвидетельствует им, да не и тии приидут на место сие мучения ( Лк.16:27–28 ). Так как он не успел в просьбе за себя, то просит за других. Глагола ему Авраам: имут Моисея и пророки, многих учителей. Богач же сказал: ни, отче! потому что сам, слушая писание, не веровал и слова его считал за басни, и как сам не слушал писания, то по собственному опыту судил и о братьях, говоря: но аще кто от мертвых идет к ним покаются. Таковы ныне суть те, которые говорят: кто сказал о том, что во ад? кто оттуда пришел и сказал нам? Но послушаем слов Авраама: аще Моисея и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры ( Лк.16:31 ). Истину этого доказали иудеи: так как они не послушали писаний, то не уверовали и тогда, когда видели мертвых воскресшими, но искали убить и Лазаря, которого Христос воскресил из мертвых. И во время распятия, когда многие восстали из мертвых, они поступали еще лютее, потому что нападали на апостолов, проповедающих Христа. Ибо, если бы отсюда была польза для веры, то Господь творил бы часто; но теперь полезнее всего узнавать истину из писания. И если бы мертвые восставали, то диавол многих бы обольстил своими призраками. А нам Господь дал для уверения писание, как свет, просвещающий всякого. Диавол ничего такого не может вымыслить: писание обнаружит все сети врага, и слушая писания, мы получим спасение, не домогаясь воскрешения мертвых. Лоно же Авраама означает царствие небесное, в котором праведники водворяются в свете вечном, постоянной радости; жилища же грешных находятся в далеком расстоянии. Иоанна Златоустого слово о страхе Божии и о покаянии и о посте и о среде и о пятце 206 Братия, слушая сладкое учение Павла, раскройте сердца и уши и, восприняв на нивы души благоплодное духовное семя, насытимся духовной сладости, как он учит нас, говоря: Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера. И кто эту веру соблюдет, на таковых несть закона; ибо они Христу распяли плоть свою ( Гал.5:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Таким образом, когда Богочеловек проповедал Евангелие спасения, вера в Воскресение мертвых была общим убеждением Иудеев, так что Марфа уже могла сказать воскрешающему мертвых Господу о своем брате Лазаре: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» ( Ин.11:24 ) нынешнего века, после чего наступит жизнь в славе и вечности. Исключение составляли только саддукеи и, разумеется, язычники. Поэтому, когда Апостолы проповедовали воскресение мертвых, они натолкнулись на сопротивление этих людей. Святой Павел встретил не только иронию афинских философов, которые назвали его «суесловом», но и подобное же отношение со стороны правителей Феликса и Агриппы ( Деян.4:2; 17:18–32; 24:21; 26:8 ). 997 Господь всегда был ясен в Своей божественной проповеди и не оставлял никакого сомнения в Воскресении мертвых. Он сказал пораженным иудеям, что грядет час, в который все умершие и находящиеся в могиле услышат глас Сына Божьего, повелевающий им воскреснуть, и тогда все выйдут из могил. И те, кто прожил на земле согласно святой воле Божьей, воскреснут, чтобы насладиться вечной и блаженной жизнью; те же, кто прожил во грехе, воскреснут, чтобы быть судимыми и осужденными ( Ин.5:28–29 ). Тот факт, что именно тело и есть то, что будет воскрешено «в последний день», удостоверяется и следующим: везде, где Господь говорит о воскресении мертвых, Он имеет в виду воскресение тел. Кроме того, и славное Воскресение Самого Господа было воскресением пресвятого Его тела. Великая и важная истина Общего Воскресения была принята богодухновенными Апостолами, которые разнесли ее во все концы вселенной. Божественный Павел утверждает, что мы становимся едины со Христом в крещении, которое есть подобие Его смерти; естественным следствием этого является то, что мы будем соединены с Ним и в Воскресении Его ( Рим.6:5 ), ибо оно – предвестник и нашего собственного воскресения. Он писал: «...Мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим.8:23 ), окончательного и славного явления усыновления, которое обозначает избавление нашего тела от тления. Коринфянам он сообщал, что когда прозвучит не постижимая для нашего разумения труба Ангела, то мертвые воскреснут нетленными ( 1Кор.15:52 ; Фес.4:16–17). И добавлял: «Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» ( 2Кор.5:1 ), наше новое, нетленное тело. Ибо Господь и Спаситель наш во время Общего Воскресения даст новый, славный образ нашему уничиженному и униженному телу, которое сейчас тленно и подвластно страданиям и болезням ( Флп.3:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его (Ин. 11: 1-53). Тут надо особо отметить то, что архиереи-первосвященники и священники Иерусалимского Храма в те поры достаточно открыто исповедовали ересь саддукеев, они, собственно, и возглавляли религиозно-политическую партию саддукеев, в основе учения которых было и отрицание всеобщего воскресения человечества в последний день (Иов. 19: 25; Ин. 11: 24) времен, предсказанное Пророками Божьими (Ис. 26: 19; Дан. 12: 2), и в воскресение из мертвых как таковое. В Новом Завете о том говорится неоднократно: саддукеи, которые говорят, что нет воскресения (Мф. 22: 23; Деян. 23: 8), очевидно веруя, в переселение душ после смерти тел в другие - новорожденные тела. Случаи же воскрешения из мертвых, о которых свидетельствовалось в Ветхозаветных Книгах, они относили к глубокому болезненному сну, якобы который окружающие принимали за смерть. Воскрешение Лазаря Вифанского Но случай с Лазарем, разложение организма которого на четвертый день после смерти сопровождалось всеми замеченным смердением, был иным. Прилюдное воскрешение Лазаря Иисусом Христом прямо и наглядно обличало лжеучение саддукеев. И множество Иудеев тогда уверовало в истинность Самого Иисуса Христа как Сына Божия и Его учения о воскресении из мертвых. Такой ставший широко известным факт наглядного воскрешения уже разлагающегося трупа более всего вызвал злобу у архиереев-саддукеев. Их злоба выразилась в речи архиерея Каиафы, которую он сказал не от себя лично, а от имени всей саддукейской партии, признающей за Священное Писание только Пятикнижие Путевождя Моисея и отвергающей в Ветхом Завете Священное Достоинство Книг Пророков и Книг Исторических. Именно с этого дня они положили убить Его (Ин. 11: 53). Именно потому они решили принести Иисуса Христа в ритуальную, сатанинскую жертву за народ (Ин. 11: 51). Тут выражена главная суть евангельского вероучительного конфликта между Откровением Иисуса Христа и лжеучением первенствующих в храмовом культе саддукеев. Спустя шесть дней после воскрешения Лазаря по желанию саддукеев и примкнувших к ним фарисеев с книжниками было совершено принесение в сатанинскую жертву на Кресте вочеловечшегося Сына Божия.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/20/...

«Бог, – говорит Дееписатель, воспроизводящий речь ап. Петра в доме Корнилия сотника, – Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним» ( Деян. 10, 38 ). Будучи знамениями силы Божией, чудеса Господа являлись, в то же время, и предуказаниями того будущего благодатного преобразования мира и рода человеческого, которое последует за кончиной нынешнего века. Когда свершится исполнение времен и произойдет великий и последний суд над миром, тогда, по Слову Божию, явятся новое небо и новая земля, «на которых обитает правда» ( 2Петр. 3, 13 ), где не будет уже ни болезней, ни печалей, ни воздыхания (см. Ис. 35, 10 ; Откр. 21, 4 ). Чудеса, совершенные Господом, являются удостоверением или залогом того, что Он осуществит и будущие величайшие чудеса: обновление природы, воскрешение всех умерших, полную победу над всеми врагами Своего Царства, дабы ввести всех искупленных Им в вечную блаженную жизнь. Воскресение Иисуса Христа По разрушении Иисусом Христом ада последовало Его воскресение из мертвых, воссоединение Его человеческой души с пречистым телом, которое лежало во гробе, но восстало прославленным, светоносным и бессмертным. Воскресение Иисуса Христа – истина, на которой, как на глубочайшем основании, зиждутся все наши христианские верования и упования. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15, 14 ), – говорит св. ап. Павел. Воскресение Христово есть беспримерное чудо, выделяющееся из всех чудес, которые когда-либо видел и слышал мир. Конечно, велики и чудеса, совершенные Господом при Его земной жизни, но все эти чудеса, даже и самое дивное из них – воскрешение мертвых к временной жизни, творили и пророки (Илия, Елисей), и некоторые из апостолов (ап. Петр, воскресивший Тавифу, – см. Деян. 9, 36–42 ), хотя, конечно, и не своей силой, как Христос. Но невозможно было и представить себе, чтобы кто-либо воскресил себя к вечной жизни. Воскреснуть самому, своей собственной силой, как воскрес Христос, и воскреснуть в жизнь вечную – возможно только для Того, Кто, будучи человеком, в то же время есть истинный Бог, Владыка жизни и смерти. «Через воскресение из мертвых» Он открылся Сыном Божиим ( Рим. 1, 4 ), – говорит Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В жизни встречаются люди благообразные, с красивой внешностью, но с оскверненной душой. И, наоборот, бывают люди с заурядными или даже неприятными чертами лица, но душа у них святая. Внутреннее состояние отчасти отражается на внешности, но кардинально она не меняется. В будущей жизни будет не так: красоту тела определит красота души. У людей святых тело будет сиять благодатью в прямом смысле — своим сиянием оно уподобится солнцу, или луне, или звездам, оно станет прекрасным. Сейчас мы говорим в переносном смысле о том, что у человека светится лицо, когда он счастлив или переживает какое-то возвышенное молитвенное состояние, но в будущей жизни не только лица людей, но и их тела будут светиться в самом буквальном смысле слова. И, наоборот, лица и тела грешников будут темными и издающими смрад. Поэтому каждый день, читая Символ веры и повторяя слова: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», — мы должны произносить их не механически, а сознательно, понимая, что когда-то будущий век действительно наступит. В это мы не только верим, но, как сказано, «чаем» — то есть надеемся на это, ожидаем наступления этого времени. Празднуя сегодня воскрешение из мертвых праведного Лазаря, мы укрепляем свою веру воспоминанием этого чуда. Веру в будущее воскресение мы должны не просто содержать в уме как некое отвлеченное знание, но и жить ею, понимая, что благодаря нашей жизни, доброй или злой, наше воскрешение будет или «воскрешением живота», или «воскрешением суда» (см. Ин.5:29 ). Аминь. 7 апреля 2001 года Неделя 6я Великого поста, Ваий. Вход Господень в Иерусалим (Ин., 41 зач., XII, 1–18) За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010