– Отче, о чем говорит третья заповедь Божия? – Если первые две заповеди учат нас истинному богопочитанию и предостерегают от идолопоклонства, неразумного преклонения перед кумирами, то следующие две научают, что такое благоговение и страх Божий. Третья заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Мы прямо нарушаем эту заповедь, когда в обычных наших разговорах начинаем божиться или много раз без надобности, лишь для связки слов, а не для того, чтобы молиться, употребляем имя Божие. Страшно грешат против этой заповеди также те, кто употребляет нецензурные слова. Еще больше мы виновны против третьей заповеди, когда совершаем молитву лишь устами, а ум и сердце у нас заняты совершенно другими вещами, и при этом мы совсем не раскаиваемся. Например, есть люди, которые во время богослужения позволяют себе вычитывать из айфона последние новости или вести переписку с друзьями. Кто-то, стоя на молитве, переживает, как он сегодня выглядит, или ревниво смотрит на своего соседа и всю службу думает: почему он стал на мое место в храме? Жёны часто на службе обеспокоены тем, что приготовить на обед. Или бывает, что христианин, вместо того чтобы в воскресный день идти в храм Божий на литургию, занимается какими-то своими, кажущимися ему неотложными делами. Однако всякое наше пренебрежение богослужением является грехом против третьей заповеди, ибо мы вместо благодарения и славословия Бога выбираем суету. Тем не менее, рано или поздно вся эта наша житейская суета закончится, настанет Страшный суд Божий и Господь скажет: «Не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21). То есть, если мы даже старались усердно молиться, но за словами нашей молитвы не следовали конкретные добрые поступки, тогда она была напрасной и суетной, ибо мы не исполнили воли Божией. – Получается, что эта заповедь подразумевает не только благоговейное отношение к Богу, но и внимательное — к людям?

http://pravoslavie.ru/97477.html

А из старшего поколения? Бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек. Чаще всего наша современная родовая память на этом обрывается. Мы не помним имен наших предков даже до 4-5 колена. А если вспомнить, что нашей Церкви почти 2000 лет? Сколько имен ныне никто никогда не вспоминает? Миллиарды! А сколько людей гибнет, будучи неизвестными даже своим современникам: путники в пустыне, в горах, мореплаватели, неизвестные солдаты забытых сражений, или те, кто умирает в больших городах в нищете. Над ними не совершалось отпевание, многие из них даже не были погребены – их тела стали добычей диких зверей и птиц. Поэтому в мудрости своей еще апостолы установили совершать общую память «верою почивших благочестно» во все времена. Мы не знаем обстоятельств жизни и смерти этих людей, даже их имен. Но в мясопустную субботу на Богослужении Церковь имеет дерзновение петь: «От века мертвых днесь всех по имени память сотворяюще…» Вспомним слова Христа: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.» (Лк 12:6-7) Господь знает все о каждом, и ни одно имя не забыто. В Церкви мы все, живые и мертвые, составляем единое Тело Христово, и в церковной молитве мы все вместе предстоим пред Богом. Почему Церковь говорит нам о едином предстоянии живых с мертвыми именно в мясопусную субботу? Потому что на следующий день, в воскресенье, вспоминается славное Второе пришествие Христово и Страшный Суд, на котором предстанет «весь человеческий род» перед «Судией Праведнейшим, на престоле Славы Своей сидящим», «возгласят трубы, и истощатся гробы, и воскреснет человеческое все естество трепещущее». «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеков». «Что сотворим тогда, во многих гресех повиннии человецы?» Думая об этом, остается только воскликнуть: «Едине Человеколюбче Спасе покаянием обратив, помилуй мя». Об этом, не упуская ни одной леденящей кровь подробности, нам повествуют богослужебные песнопения.

http://pravmir.ru/preddveriya-otverzosha...

– Авва! Тебе ли плакать? Ты ведь ещё при жизни подвизался и вёл жизнь добродетельную. Старец же отвечал: – Увы мне, грешному! Я не знаю, положил ли хоть начало покаянию. Каждый святой видит и знает свои грехи. Апостол Иоанн разделяет грехи на «смертные» и «не к смерти»: «Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех , но есть грех не к смерти» ( 1Ин.5:16–17 ). Такие «повседневные» или «не смертные» грехи не должны становиться для нас причиной отказа от Причастия или исповеди. Разумеется, мы не должны успокаиваться на том, что мы не можем побороть эти грехи. Дорогу осилит идущий. Наш путь должен привести нас в Царство Божие – и только там мы сможем стать безгрешными, когда Христос восстановит и преобразит наше естество, когда наша человеческая природа станет такой же, как человеческая природа Христа после Его Воскресения. А пока – жить, не ожидая, что сможем стать в этой жизни безгрешными, не стыдиться каяться, не бояться подходить к Чаше Жизни, но вкушать Тело Христово и видеть, «яко благ Господь». Христиане – «народ святой» Каждый христианин, принявший Таинство Крещения, становится частью нового народа – народа Божия, который избрал Господь для служения Себе. Апостол Пётр в своем Первом Соборном послании пишет об этом народе так: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:9–10 ). Мы, христиане – народ святой, цари и священники. Посмотрим на наши храмы во время воскресной литургии. Городские церкви, как правило, переполнены. Совершается важнейшее богослужение, без которого Церковь немыслима как Церковь , – Евхаристия, Таинство таинств, где верные имеют возможность участвовать в Трапезе Господней, вкушать пречистые Тело и Кровь Христовы. Но сколько людей участвует в этом Таинстве? Из всего святого народа царей и священников, предстоящего в храме, едва ли наберётся половина тех, кто причащается. Как правило, большая часть «святого народа» не приступает к Чаше жизни на большинстве литургий, которые посещает.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Аллилуиа, глас 2: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне.  Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Аллилуия, глас 2 Стих: Взошёл Бог при восклицании, Господь – при звуке трубном.  Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости.    Пс 46:6, 2 Евангелие от Луки, зачало 114 Во время оно, воскрес Иисус от мертвых, и ста посреде ученик Своих, и глагола им: мир вам. Убоявшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видяще. И рече им: что смущени есте; и почто помышления входят в сердца ваша? Видите руце Мои и нозе Мои, яко Сам Аз есмь. Осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща. И сие рек, показа им руце и нозе. Еще же не верующим им от радости и чудящимся, рече им: имате ли что снедно зде? Они же даша Ему рыбы печены часть, и от пчел сот. И взем, пред ними яде. Рече же им: сия суть словеса, яже глаголах к вам еще сый с вами, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове и пророцех и псалмех о Мне. Тогда отверзе им ум разумети Писания. И рече им: яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима. Вы же есте свидетелие сим. И се, Аз послю обетование Отца Моего на вы: вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше. Извед же их вон до Вифании, и воздвиг руце Свои, и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему и возвратишася во Иерусалим с радостию великою: И бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога. Аминь. В те дни воскрес Иисус из мертвых, стал посреди учеников Своих и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozneseni...

Антифон второй из псалма LXVI. 1) «Боже! буди милосерд к нам и благословляй нас»; 2) «Боже! буди милосерд к нам и благословляй нас, освещай нас лицем Твоим»; 3) «Дабы знаем был на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое»; 4) «да славят Тебя народы, Боже, да славят Тебя все народы». Антифон третий из псалма LXVII: «Да воскреснет Бог и пр.» Апостол из «Деяний», зачало первое ( Деян. 1:1–8 ); с этого дня, первого и единственного в году, начинается, так называемый, ряд – порядок чтений апостольских и евангельских на весь год. В этом первом чтении из апостола ев. Лука (писатель книги «Деяний апостольских) напоминает Феофилу содержание своего Евангелия: «Первую книгу (Евангелие) я написал к тебе, Феофил, о всем, что делал и чему учил Иисус, сначала до того дня, в который Он вознесся и пр.» Евангелие Иоанна, зачало первое ( Ин. 1:1–17 ). Это Евангелие, по-своему содержанию таково, что не относясь прямо к событию воскресения Христа Спасителя, тем не менее должно читаться именно в этот великий и чудный день. В нем вся сущность учения о Христе Спасителе, как Боге и человеке. Лишь после того, как Дух Святой открыл святому апостолу Иоанну значение лица Господа Иисуса, открылось все величие совершенного им дела, и все значение крестной смерти, и вся необъятная, невыразимая словом человеческим сила Его воскресения. Здесь-то вся тайна спасения человечества. За это учение св. апостол и назван богословом, как высказавший слово о божестве Спасителя. Вот сущность этого учения. Господь Иисус есть Сын Божий, совечный, соприсносущный Богу Отцу, единый с Ним и нераздельный: «В начале было Слово (Сын Божий, второе лицо пресвятой Троицы) и Слово было у Бога (Отца, первого лица пр. Троицы) и Слово было Бог (Сын Божий также истинный Бог, как Бог-Отец). Сын Божий, вместе с Богом Отцом, есть Творец всего видимого и невидимого: «все произошло через Него и без Него не начало быть ничто, что произошло». Сын Божий для спасения человечества принял на Себя естество человеческое (душу и тело человека); был на земле истинным человеком, не преставая быть в то же время Богом: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

б) В промысле . Промысел не только не меньше творения, но, в некотором смысле, важнее его, потому что есть как бы постоянно продолжающееся творение. Не обязаны ли мы Богу за то, что Он промышляет о нас столько же, как если бы Он сотворил нас или как если бы Он сотворил новый мир в одно мгновение? и т. д. Но нельзя ли и ныне сделать упрека, как некогда он сделан был Богом одному гордецу: “ говоришь: “моя река, и я создал ее для себя ”” (Езек. 29:3–6 )? Не верх ли слепоты и безумия отвергать Творца и Промыслителя? Но не так ли поступают те, которые говорят, что весь этот прекрасный мир есть произведение одной необходимой, бессознательной природы, которая не требует от людей никакой признательности и т. д. в) В искуплении . Чтобы еще более убедиться в несправедливости людей, пренебрегающих служением Богу, обратим внимание на плоды искупления . Здесь довольно припомнить, что мы куплены ценой крови Сына Божьего. Какие блага нам дарованы? От каких зол мы освобождены?… 3. Наше благо и счастье. Ни один господин не награждает своих слуг так щедро, как Господь Бог награждает своих на земле и на небе . а) На земле . Бог говорит через Моисея: “ служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и вино твое и воду твою ” (Исх. 23:25. 22; Псал. 143:15 ). Только те люди могут быть истинно счастливы, которые служат Богу. б) Н а небе. “ Не видел того глаз, не слышало ухо… ” (1Кор. 2:9 ) и т. д. Заключение. Вы конечно, не отвергаете обязанности служить Богу и, может быть, убеждены, что исполняете ее; но так ли на самом деле? Все ваше благопочитание не ограничивается ли только урочным молитвословием, посещением Богослужения в дни воскресные и праздничные? Не соединяете ли вы служение Богу со служением мамоне? и т. д. (Осии 10:2; Нав. 24:14–16. 24 ). Почему мы всегда должны служить Богу с радостью? “ Никто не может служить двум господам ” (ст.24). Мы не должны отдаваться всецело служению миру, потому что это служение скоро ослабляет и устраняет служение Богу. Мы обязаны служить Богу с радостью и от всего сердца. Есть много побуждений, заставляющих нас служить Богу и неизменно пребывать в этом служении. Здесь мы укажем только два побуждения , которые основываются на Божией благости и щедрости.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

бб) Высокая торжественность выражается и в пасхальных антифонах, заимствованных из псалмов (65,66 и 67-го). Вся земля и все народы возбуждаются славить и чтить Господа Спасителя. «Воскликните Господеви вся земля! Вся земля да поклонится и поет Тебе! Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси!» Здесь же слышим и песнь победы над врагами спасения нашего: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» Лик к пророческому пению славословия весьма прилично присовокупляет молитвенные песни новозаветные: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых поющия Ти: аллилуия!» А к победной песни пророческой – победную песнь воскресения: «Христос воскресе из мертвых!» вв) Апостол читается ныне из книги Деяний. Церковь предположила с первого дня Пасхи начинать круг чтений апостольских а вследствие того 1-ое зачало (начало книги Деяний апостольских) и надлежало усвоить 1-ому дню Пасхи. Но не трудно видеть, что повествование, доставшееся настоящему празднику, соответствует его величию. Это – описание последнего явления воскресшего Господа ученикам, когда Он обещал им даровать силу для возвещения Его воскресения по всей Иудее и Самарии и даже до последних земли. Что иное есть настоящее торжество наше, как не произведение сей Божественной силы, распространившей веру в Воскресшего до последних земли? гг) Еще приличнее торжеству читаемое ныне Евангелие, – начальное благовестие сына громова, Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Где яснее и возвышеннее изображено Божество Спасителя нашего? Иоанн указывает на славу Его, которую Он имел прежде мир не бысть: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Он видел и поведает нам и славу Его воскресения: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Чтение столь высокого Евангелия в соборных церквах бывает на разных языках, для означения того, что слава Господа нашего прошла во все народы и поведается на всех языках мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Библейские встречи при храме святого благоверного князя Вячеслава Чешского в Барвихе настоятель о. Василий Лосев проводит с 2011 года. Целью библейских встреч является изучение Священного Писания, общение и размышление над Словом Божьим, чтение толкований святых отцов. Библейские встречи проводятся регулярно по воскресениям после Литургии. На них приглашаются все желающие — верующие и неверующие, крещеные и некрещеные. Отец Василий старается отвечать на любые вопросы. Чтение Священного Писания происходит в приходской трапезной. Обсуждение происходит в непринужденной обстановке. Перед чтением все поют «Царю Небесный». Ветхий Завет и Евангелие читаются вместе. За встречу прочитываются две главы Ветхого Завета и одна глава Евангелия. Глава Евангелия распределяется между всеми участниками по тематическим отрывкам. Каждый участник готовит «домашнее задание». Дома он читает всю главу и толкование. На встрече он будет рассказывать толкование на небольшой тематический отрывок, который достался именно ему. Если человек хочет высказать свое отношение, мнение, дополнение, задать вопрос, это приветствуется. Если у кого-то из участников возникает вопрос, то ответить на него могут и другие участники. В конце встречи все благодарят Бога и Богородицу, поется «Достойно есть». Библейские встречи строятся на основе диалога всех участников. Все участвующие во встрече — сомолитвенники и совопросники. На встречи приходят все желающие даже и с детьми. Приход небольшой, поэтому активных участников около 12 человек. На встречу может прийти от 10 до 25 человек. Группа дает возможность общения, познания, позволяет получить ответы на насущные и волнующие вопросы. Создает общность на основе веры. Когда: после воскресной Литургии. Адрес: Московская область, Одинцовский район, д. Барвиха, д. 95а, ДСК «Новь», Православный приход храма Вячеслава Чешского в Барвихе. Сайт прихода Мы в ВК Многие люди приходят сегодня в Церковь за решением своих повседневных забот. Скорбящие и нуждающиеся ищут утешения. Больные — исцеления. Они ждут разрешение этих проблем. Но их ожидает нечто гораздо большее, чем просто решение житейских вопросов. Бог призывает всех через слова Священного Писания: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28). «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:31–33). Главным письменным источником знаний о Боге, о Царствии Божием и руководством в жизни для любого христианина является Священное Писание. И взрослым, и детям нужно посещать богослужения, изучать Священное Писание. Без этого невозможна полноценная христианская жизнь.

http://bible.predanie.ru/bibleyskie-vstr...

Блажен муж иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа. Блажени вси надеющийся нань. Аллилуиа. Воскресни Господи спаси моя Боже мой. Аллилуиа. Господне есть спасение и на людех Троих благословение Твое. Аллилуиа. Перевод Блажен муж который не ходит на совет нечестивых. Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Служите Господу с страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. 16. Молитва Сподоби Господи в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси Господи Боже отец наших и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Буди Господи милость Твоя на нас яко же уповахом на Тя. Благословен еси Господи научи мя оправданием Твоим. Благословен еси Владыко вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси. Святый просвети мя оправдании Твоими. Господи милость Твоя во век дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки. Аминь. 17. Стихи из 134 и 135 псалмов Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа. 18. Воскресные тропари Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же Спасе, крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша. Почто мира с милостивыми слезами о ученицы растворяете; блистаяйся во гробе Ангел, мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во единем существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят, еси Господи. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

«Братие, говорит апостол Павел, не хочу оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисуса Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе и так всегда с Господом будем.» ( 1Сол.4:13–17 ). Вникнем глубже в слова этого глубокопоучительного апостола. Братие, не хочу оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды (13 ст.). Солуняне, к которым апостол писал это послание, заблуждались касательно участи умерших. Они думали, что Христос явится с неба и составит из верующих, которые доживут до дня Его пришествия, земное царство; а те, которые умерли прежде, лишены будут участия в этом царстве и потому плакали о них, как о несчастных. Такой взгляд их на умерших был сходен со взглядом язычников, которые в смерти видели одно тление и разрушение и за смертью не допускали никакой жизни. Апостол, обличая их заблуждение, восхотел выяснить светлое состояние умерших по смерти их, чтобы они не печалились о них, как язычники, не признающие жизни по смерти. Апостол, впрочем не воспрещает плакать об умерших, он воспрещает только те слезы отчаяния, которые льются без веры и упования на будущую бессмертную жизнь, как плакали язычники. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших во Иисусе Бог приведет с Ним (14 ст.). Основанием для блаженнаго воскресения умерших апостол полагает веру в воскресение Христово. Господь Иисус Христос для того и приобщился плоти нашей и крови, чтобы в человеческом естестве умереть и воскреснуть и тем положить начало нашему воскресению и избавить от страха смерти тех, которые прежде Его воскресения были подвержены рабству ея без надежды и упования на лучшую жизнь по смерти ( Ebp. II, 25 ст.). Вера во Христа воскресшего, совершенного Бога и человека, вводит верующих в тесное общение со Христом и служит верным залогом их воскресения. Не может быть, чтобы соединенные со Христом Богочеловеком в духе веры, усвоив дух Его, как члены своей Главы, остались в узах смерти. Так как умершие, во время жизни своей, жили верой во Христе, отображали в деятельности своей дух Христов и умерли с верою во Христа воскресшего, то и Бог умерших, таким образом во Христе приведёт с Ним в Его царство к вечной жизни. Сказав, что Бог умерших в Иисусе приведет с Ним, апостол имел в виду человеческое естество во Христе; ибо по Божеству Своему Он Сам имеет власть и силу приводить верующих, умерших в вере в Него, в Свое царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010