Борисов. Кафедральный собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На площади им. 900-летия Борисова возвышается величественный памятник церковной архитектуры XIX века — Свято-Воскресенский кафедральный собор. Он придает особый колорит и своеобразию всему комплексу окружающих его зданий, а сама площадь является любимым местом борисовчан. В нынешнем году исполняется 140 лет с того времени как был заложен первый камень в основание храма. Собору с тех пор пришлось многое пережить — революции, изъятие большевиками церковных ценностей, войны, воздействие природных явлений, бездушное отношение к нему атеистических властей в послевоенные годы. Сейчас в нем ведутся ремонтно-реставрационные работы, а службы проводятся в крестильном храме. Но даже и спустя много лет после возведения он поражает своей красотой и величием. Фасады собора привлекают богатым оформлением, многообразными декоративными элементами, подчеркнутыми белым окрасом, профилированными карнизами, живописной объемной композицией. По материалам сайта Борисовское благочиние В г. Борисове в Белоруссии в старой его части, на бывшей рыночной площади, находится восхитительный памятник церковной архитектуры XIX века - Свято-Воскресенский кафедральный собор. Автор проекта петербургский инженер М.П. Меркулов. Строительство грандиозного проекта с чертами эклектизма велось в период с 5 сен. 1871 г. по 15 окт. 1874 г. В 1907 г. рядом была построена кирпичная звонница, повторяющая черты храма - вместе они создают единый ансамбль. В 1930 г. собор был закрыт, кресты с куполов спилены. Разграбленный храм превратили в зернохранилище. Открытие отремонтированного храма произошло во время фашистской оккупации, за что позднее, после освобождения города, пострадал настоятель храма, получив 5 лет лагерей. Повторно звонница была освящена в 1997 г., во времена Хрущева она была закрыта. В 2002 г. собор стал кафедральным, а в 2014 г. вошел в созданную самостоятельную Борисовскую епархию. Красивейший храм кубовидного объема с девятипольем, в завершении имеет три апсиды и с трех сторон притворы, украшенные каскадом головок-луковиц, которые являются важнейшими элементами. Большой световой барабан с величественной главой и двумя рядами кокошников по низу завершает сложное строение. Богатый декор и цветовое контрастное решение фасадов, красные стены из кирпича и белый декор, встречающийся на оконных наличниках, карнизах и т.д., создают величие и нарядность одновременно. В Воскресенском Соборе хранятся древнейшие иконы с частицами мощей: Иоанна Кормянского, прп. Манефы Гомельской, свт. Спиридона Тримифунтского - чудотворца (с острова Корфу из Греции).

http://sobory.ru/article/?object=11460

Строительство Воскресенского собора совпало по времени с переводом в Новохопёрск из Михайловской станицы Хоперского округа области Войска Донского Богоявленской ярмарки – одной из самых крупных тогда в России. Это решение сыграло особую роль в архитектурно-планировочном развитии города, так как для ярмарки потребовалось обширное пространство с торговыми павильонами. Первая ярмарка состоялась в январе 1866 года, длилась около четырех недель и продолжалась до 1871 года, а торговые площади начинались от Воскресенского собора «лавки устроены были временно из досок, на той площади, где была прежде земляная крепость, а потом предполагалось построить каменные корпуса, но это не осуществилось». Прибывшие со всей России купцы нуждались в сдаваемых внаем домах, поэтому многие граждане активно занялись устройством новых жилищ, переделкой и обновлением старых. На протяжении пяти лет до 1871 года в Новохопёрске ежегодно проходила Богоявленская ярмарка, дававшая городу доход в размере 50 тысяч рублей в год. За эти годы Новохопёрск «преобразился настолько, что тот, кто был в нём несколько лет тому назад, теперь решительно не узнал бы его». Мирное существование прихода было прервано Октябрьской революцией и последующими декретами о фактическом запрещении деятельности церкви. Сначала штат священников и церковнослужителей уменьшился с трех человек до двух. А затем в ходе кампании по реквизиции церковных ценностей 1922 годамногие предметы культа и частные пожертвования прихожан были изъяты в фонд голодающих. В эти годы вплоть до 1927 года в Соборном храме располагалась вторая кафедра викарного архиерея – епископа Богучарского и Новохоперского. В 1920-х годах поддерживаемый советской властью раскол, получивший название обновленческого, заметно ослабил приход Воскресенского собора. Такое положение сохранялось приблизительно до 1937 года. Согласно архивно-следственным делам, в подчинении (юрисдикции) Борисоглебской обновленческой кафедры находились церкви многих близлежащих сел, но храмов г. Новохоперска в этом списке не значилось. По-видимому, последний настоятель храма протоиерей Федор Федорович Балабанов до конца сохранял чистоту веры. Однако 18 сентября 1937 года он был арестован, а 10 октября 1937 года, как и многие священники в то время, приговорен к расстрелу Особой Тройкой НКВД.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Воскресе...

предстает как первый агиограф патриарха, не сомневавшийся в святости своего духовного отца. Эпитафии были высечены на белокаменных плитах в 2 столбца и имеют акростихи. В 1-й эпитафии акростих читается по начальным буквам левого и концевым буквам правого столбца («Герман написа/в славу си отца»), во 2-й эпитафии - по первым буквам левого столбца («Аз Герман в памят отца се писах»). Плита с 1-й, краткой, эпитафией лежала первоначально на месте погребения бывш. патриарха. Вероятно, во 2-й пол. XVIII в., когда могила оформлялась заново, плита была вынесена из храма. Столетие спустя архим. Амфилохий (Казанский) обнаружил ее в одной из монастырских башен и опубликовал текст. Дальнейшая судьба этой плиты неизвестна, в 1998 г. в хранилище керамики музея «Новый Иерусалим» была обнаружена ее левая нижняя часть, расколотая на 5 фрагментов, с 3 полными по высоте строками. 2-я плита с текстом эпитафии в 50 строк и ныне стоит в изножии гробницы Никона. Г. положил начало монастырским записям о чудесах, связанных с патриархом Никоном, в частности записям об исцелениях, происходивших на его гробнице, самое раннее из к-рых датируется 28 янв. 1682 г. Вероятно, Г. принадлежит замысел (а может быть, и авторство) стихотворной надписи на изразцовом поясе барабана большой главы Воскресенского собора, исполненной уже после его кончины - в 1683 г. Изд.: Бессонов П. А. Калики перехожие. М., 1863. Вып. 3, 187; Вып. 4, 229, 278, 346; Летопись имп. Археол. об-ва//Изв. Археол. об-ва. СПб., 1863. Т. 4. Вып. 6. Стб. 614 [Надпись на камне над гробом патр. Никона в башне Воскресенского мон-ря]; Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII вв. Л., 1970. C. 96-103, 367-368; ПЛДР. XVII век. М., 1994. Кн. 3. С. 46-52; Русская стихотворная эпитафия. СПб., 1998. С. 52-54. (Новая б-ка поэта). Ист.: Шушерин И. К. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, патр. Московского и всея России. М., 1871. С. 54, 96, 100-102, 107, 111; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря.

http://pravenc.ru/text/164753.html

В „Чтениях Общества Ист. и Древн. Росс.“ 1871, I напечатан труд архим. Леонида: „Описание славянорусских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря и заметки о старопечатных церковно-славянских книгах того же книгохранилища“, (стр. 1­71). Описание составлено на основании данных, заключающихся в монастырских актах. Начало монастырской библиотеки относится к 1661 году, когда было отделено в пользу её значительное число рукописей и книг из собственной (Верховой) библиотеки патр. Никона. К этому году относятся собственноручные надписи патр. Ннкона на многих рукописях (Опис. стр. 2­3). По сохранившимся монастырским описям показаны приращения и убыли из монастырского книгохранилища рукописей от первой описи 1680 г. до описи 1846 г. и предложена таблица, показывающая, какие именно из числа пергаминных и бумажных рукописей, значившихся по описи 1680 г. убыли и какие уцелели до настоящего времени. В самом описании рукописей о. Леонид придерживался того распредкления их, которому следовали составители описи 1680 г., „чтобы сохранить видимую связь с этою первоначальною описью“ (стр. 15). Этим объясняется своеобразное распределение рукописей, не отличающееся особенным порядком и системой. Из архивных рукописей заслуживают внимании: 1) Опись 1680 г. полная всему монастырскому имуществу и 2) Две книги актов: жалованные, правил, купчия, дарственные, закладные и меновные грамоты на владения Воскресенского монастыря в XVII столетии. Любопытны примечания о. Леонида к описанию отдела рукописей. 1) Из монастырских актов видно, что в Воскресенской обители было намерение завести свою собственную типографию, для чего были приготовлены „книжные заводы“ и „слова отлитая“, но этому предприятию не суждено было осуществиться. 2) Из рукописей „Златоуст“ и „Торжественник“ приведены сполна оглавления восьми слов Кирилла епископа Туровского. 3) Описано пергаминное евангелие окладное, хранящееся в ризнице, в сребропозлащенной оправе, богато украшенной драгоценными камнями. Писано в лист 1468 г., с четырьмя изображениями евангелистов; заставки и заглавные слова расписаны золотомъ. Старопечатные книги Воскресенского книгохранилища распределены в описании по типографиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Толстого) уведомил А.В., что Ференс, как не имеющий степени доктора русского Университета или Духовной Академии, не может быть, по смыслу академического устава, сделан ординарным профессором последней (как просил А.В. Горский). Столь же неудачным было и приглашение на эту кафедру и кандидата Московского Университета М. Дринова (как не имеющий еще степени магистра, он должен был довольствоваться окладом жалования приват-доцента, но не согласился на это). Таким образом, и к концу 1870–1871 учебного года Совет Московской Духовной Академии по-прежнему не имел кандидата на кафедру русского языка и славянских наречий. В виду этого А.В. Горский в заседании Совета 25 июля 1871 г., изложив историю неудачных попыток своих отыскать преподавателя этих наук на стороне, предложил Совету предназначить на эту кафедру перешедшего с отличным успехом на IV курс и состоявшего на учрежденной при Академии ломоносовской стипендии воспитанника Академии Воскресенского (Г.А.), занимавшего потом эту кафедру до введения новейшего (1884 года) академического устава (в настоящее время экстра-ординарного профессора Академии по кафедре русского и церковно-славянского языка с палеографией и истории русской литературы), на след. условиях: освободить Воскресенского от дальнейших занятий в Академии в продолжение IV года академического курса, с тем, чтобы этот год он посвятил специальному изучению славянских наречий в каком-либо из русских университетов, под частным руководством кого-либо из известных ученых преподавателей этих наречий в означенных университетах, и следующие затем два года посвятил заграничному путешествию для ознакомления со славянскими наречиями из уст самых народов, ими говорящих, с их литературою, учеными преподавателями и их методами. Совет, согласившись с предложением А.В. Горского, постановил ходатайствовать об этом, чрез Высокопреосвященного Иннокентия пред Св. Синодом. Св. Синод, найдя это ходатайство «вполне основательным», утвердил его, с тем лишь изменением, предложенным Учебным Комитетом при Св. Синоде, что для лучшего теоретического изучения славянских наречий (при котором практическое изучение их дастся гораздо скорее и легче, тогда как недостаточное теоретическое их изучение не может быть ни заменено ни восполнено практическими занятиями во время путешествия) Воскресенскому удобнее провести два первых года в изучении славянских наречий в одном из русских университетов и лишь один последний год посвятить заграничному путешествию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—243— Святейшего Синода на 1893 год; при чем сообщить Совету Московской Духовной Академии, что если им признано будет необходимым отправить на упомянутый съезд более одного представителя, то расход на этот предмет должен быть отнесен на счет 1300 р., разрешаемых по § 94 академического устава на сверхсметные из остаточных сумм расходы; для чего и послать Преосвященному Митрополиту С.-Петербургскому и Вашему Преосвященству указы». Определили: Отправить (и отправлен) на археологический съезд в г. Вильну представителя от Академии, доцента по кафедре церковной археологии и литургики Александра Голубцова . VIII. Сданный Его Преосвященством с надписью: «1893 г. 28 июля. В Совет Академии к руководству» указ на имя Его Преосвященства из Святейшего Синода от 27 июля за 3232: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 8 сего июля за 3787, коим объявляет Святейшему Синоду, для зависящих распоряжений, о том, что Государь Император, по всеподданнейшему докладу Синодального определения 18 / 28 марта текущего года, в 1-й день сего июля, Высочайше соизволил на зачисление экстраординарному профессору Московской Духовной Академии Григорию Воскресенскому в действительную службу времени, проведенного им с 15 Ноября 1871 г. по 13 Июня 1875 г. в Императорском С.-Петербургском Университете и заграничной командировке, с предоставлением Святейшему Синоду права и на будущее время зачислять в подобных настоящему случаях, преподавателям духовных академий в действительную службу время, проведенное ими в подобных командировках с ученою целью. Приказали: Об изъясненном Высочайшем соизволении уведомить Ваше Преосвященство указом». Определили: 1) Указ Святейшего Синода принять к руководству. 2) О зачислении экстраординарному профессору Григорию Воскресенскому в действительную службу времени, проведенного им с 15 ноября 1871 года по 13 июня 1875 г. в Императорском С.-Петербургском Университете и заграничной командировке внести в формулярный о службе его список.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Леонид 1871 – Леонид (Кавелин), архимандрит. Описание славяно-русских рукописей книгохранилища ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря и заметки старопечатных церковнославянских книгах того же книгохранилища//ЧОИДР. М., 1871. Кн. 1. Отд. 5. Леонид 1873 – А. Л-ъ. Переписка святейшего патриарха Никона с митрополитом Иконийским Афанасием и грамотоносцем Иерусалимского патриарха Нектария Севастьяном или Саввой Дмитриевым//РА. М., 1873. 9. С. 1601–1640. Леонид 1876 – Леонид (Кавелин), архимандрит. Историческое описание ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря. М., 1876. Леонид 1878 – Леонид (Кавелин), архимандрит. Исторический очерк Иверской Святоозерской обители в её патриарший период (с 1653 по конец 1666 г.)//РИБ. Т. 5 (Акты Иверского Святоозерского монастыря; 1582–1706). СПб., 1878. Леонид 1883 – Леонид (Кавелин), архимандрит. Рассказ о святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина). 1663–1666. СПб., 1883 (ПДПИ. Т. 40). Лидов 2004 – Лидов А.М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования//Иеротопия 2004, С. 15–31. Лидов 2006 – Лидов А.М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования//Иеротопия 2006. С. 9–31. Лихачёв 1973 – Лихачёв Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков: Эпоха и стили. Л., 1973. Лихачёв 1986 – Лихачёв Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. Лихачёв 1987 – Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы//Лихачёв Д.С. Избранные работы: В 3 т. Л., 1987. Т. 1. С. 261–654. Лихачёва 1966 – Лихачёва Л.Д. Миниатюристы – читатели новгородских литературных произведений//ТОДРЛ. М.; Л., 1966. Т. 22. С. 337–341. Лихачёва 1980 – Сказание об Евстафии Плакиде/Подг. текста, пер. и коммент. О.П. Лихачёвой//ПЛДР. XII век. 1980. С. 226–245, 654–656. Лихачёва 1999 – Сказание об Евстафии Плакиде/Подг. текста, пер. и коммент. О.П. Лихачёвой//БЛДР. СПб., 1999. Т. 3 (XI–XII вв.). С. 10–27 (текст). 361–362 (комментарии).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

[О нем именно и упоминает А.Ф. Лавров в одном из предыдущих своих писем к А.В. Горскому (примечание к Письму 11-му, см. «Богословский Вестник», июнь). В письме была обозначена полностью и фамилия Майкова, но настолько неразборчиво, что, верно, прочитать ее не представлялось возможности, восстанавливать же ее по догадкам составитель примечаний не счел удобным, вследствие чего фамилия эта была напечатана под точками. Теперь выяснилось, что А.Ф. говорил именно об Ап.Ал. Майкове.] Потом открылась возможность пригласить на эту кафедру профессора этих наречий в Пештском Университете Ференса (о нем именно говорит в настоящем письме А.Ф.), но на предварительное ходатайство об этом А.В. Горского пред обер-прокурором Св. Синода гр. Д.А. Толстым, этот последний письмом от 31 декабря 1870 г. (архив А.В. Горского, отд. I 3-й, письма гр. Д.А. Толстого) уведомил А.В., что Ференс, как не имеющий степени доктора русского Университета или Духовной Академии, не может быть, по смыслу академического устава, сделан ординарным профессором последней (как просил А.В. Горский). Столь же неудачным было и приглашение на эту кафедру и кандидата Московского Университета М. Дринова (как не имеющий еще степени магистра, он должен был довольствоваться окладом жалованья приват-доцента, но не согласился на это). Таким образом и к концу 1870–1871 учебного года Совет Московской Духовной Академии по-прежнему не имел кандидата на кафедру русского языка и славянских наречий. В виду этого А.В. Горский в заседании Совета 25 июля 1871 г., изложив историю неудачных попыток своих отыскать преподавателя этих наук на стороне, предложил Совету предназначить на эту кафедру перешедшего с отличным успехом на IV курс и состоявшего на учрежденной при Академии ломоносовской стипендии воспитанника Академии Воскресенского (Г.А., занимавшего потом эту кафедру до введения новейшего (1884 года) академического устава (в настоящее время экстра-ординарного профессора Академии по кафедре русского и церковно-славянского языка с палеографией и истории русской литературы), на следующих условиях: освободить Воскресенского от дальнейших занятий в Академии в продолжение IV года академического курса, с тем, чтобы этот год он посвятил специальному изучению славянских наречий в каком-либо из русских университетов, под частным руководством кого-либо из известных ученых преподавателей этих наречий в означенных университетах, и следующие за тем два года посвятил заграничному путешествию для ознакомления с славянскими наречиями из уст самых народов, ими говорящих, с их литературою, учеными преподавателями и их методами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

80). 579 Рукоп. Имп. Публ. биб. из древнехранилища Погодина, куда она поступила из собрания Строева, 1567, л. 55–74. 581 Рукоп. Румянцевского Музея в Москве, 89. 101. Здесь послание десятое не имеет указания своего числа в ряду других посланий. – л.109–111. Здесь оказалось два XII послания и ни одного одиннадцатого. 584 Чтен. в Общ. Ист. и Древ. рос. 1874 г. кн. I; статья, начатая Голохвастовым и оконченная архимандр. Леонидом: «Благовещенский иерей Сильвестр и его писания», 1–110. 586 Жур. М. Народ. Просвещ. 1876 г., кн. 4, ч. CLXXXVI, 74, в статье: «Материалы для истории Стоглавого собора». 589 Сборник Археологического института, кн. IV, изд. под редакциею Калачева, СПб. 1880 г. Статья «Об авторе послания к царю Ивану Васильевичу». 592 Описание славянских и русских, рукописных сборников Императорской Публ. библ. А. Ф. Бычкова. СПб. 1878 г. 57–58. 594 Рукоп. Новгор. Соф. Библ 1281, л. 283. 289. 291. Рукоп. Импер. Публ. Библ. из древнехранилища Погодина 1149, л. 216–217. 596 Собрание Кормчей м. Даниила, хотя и не в полном его составе, сохранилось в рукоп. Новоиерусалимского Воскресенского монаст.; рукоп. 28. Об этом можно судить на основании приписки, находящейся в рукописи, на 558 л. об., которая читается: «доселе с суздальских правил, а се собрание и припись того же Данила игумена, потом бывшего митрополита, лета 1522, мес. февраля». См. описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки архиманд. Амфилохия, Москва 1876 г., 105–106. См. также в Чт. в Общ. Ист. в Древн. Росс, за 1874 г., кн. IV, отд. I, История Воскресенского Новоиерусалимского мон. архим. Леонида, 343. 597 Том I, СПб., 1841 г., 139. 1537 г. мая, 201. Здесь название памятника несколько отличное от указанного выше. 598 Собран. государ. грамот и договоров., ч. II, Москва, 1819 л., 32 40–41. Основанием для сего издания послужила рукопись главного Ар. Минист. Иностр. дел в Москве (см. Акты, собранные Малиновским, портфель 3. 4). 599 Горчаков, О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода, СПб. 1871 г. 9. Здесь изложена и судьба этого сборника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

—210— списков Воскресенского и Введенского, а Ваше Преосвященство уведомить о сём указом“. Определил и: Об утверждении экстраординарного профессора Г. Воскресенского и доцента А. Введенского в звании: первого – ординарного профессора академии, второго – экстраординарного внести в формулярные о службе их списки и сообщить правлению академии для зависящих распоряжений. V. Отношение Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода от 17 апреля за 2596: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 11 текущего апреля докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Леонид Грандилевский, состоявший доселе учителем в Вологодском епархиальном женском училище, перемещён на должность преподавателя латинского языка в Костромскую духовную семинарию. Канцелярия Обер Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сём совету академии для сведения и зависящего распоряжения, присовокупляя, что об ассигновании следующих упомянутому лицу, по положению, денег ныне же сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде. Справк а: По распоряжению о. ректора академии кандидату Л. Грандилевскому дано знать о состоявшемся назначении его на духовно-учебную службу. Определил и: Принять к сведению. VI. Предложение о. ректора академии, архимандрита Лаврентия: „18 января текущего 1896 года исполнилось 25 лет со времени вступления на штатную преподавательскую должность при Московской духовной академии ординарного профессора по кафедре латинского языка и его словесности Петра Цветкова На основании § 57 устава духовных академий долгом считаю предложить совету академии просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об удостоении профессора П. Цветкова звания заслуженного ординарного профессора академии“. Справк а: 1) Преподаватель Московской духовной семинарии Пётр Цветков избран советом Московской духовной академии 6 ноября 1870 года, по прочтении двух —211— пробных лекций, в должность доцента академии по кафедре латинского языка и его словесности и допущен к исправлению этой должности по указу Святейшего Синода от 18 января 1871 года за 170. – 2) По § 57 устава духовных академий: „профессор ординарный или экстраординарный по выслуге 25 лет в должности штатного преподавателя в академии, удостаивается звания заслуженного ординарного или экстраординарного профессора“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010