Реализация данного проекта — уникальный и единственный случай в российской музейной практике, так как музей с таким большим и разнообразным коллекционным собранием выведен и размещен в новом здании в короткий срок с одновременным его строительством (до настоящего времени прецедентами являются выводы отдельных частей государственных музеев в уже имеющиеся здания, либо их совместное использование с Церковью). Новое здание музея располагается на земельном участке площадью 4,28 га в непосредственной близи монастыря (350 м). Первые эскизные проработки предполагали строительство семиэтажного здания музея. Однако в основу проектного решения нового здания музея было положено сохранение доминирующей композиционной роли уникального архитектурного ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в окружающем историческом и природном ландшафте. Здание удачно вписано в природный и культурный ландшафт. Оно принимает  внешний вид зеленого кургана, как бы продлевает естественный холм и придвигает его ближе к реке, подчеркнув природные особенности местности. Крыша музея выполнена по технологии «зеленая кровля» (естественный газон) и предполагает использование ее для прогулок, видовой площадки и проведениямероприятий. Проект отмечен Дипломом Всероссийского конкурса по экологическому девелопменту и энергоэффективности Green Awards за победу в номинации «Объекты социальной сферы» и Дипломом Совета Союза архитекторов России (САР) по экоустойчивой архитектуре, НП Совета по «зеленому» строительству (номинация «Проекты»). На сегодняшний день это практически единственный крупномасштабный проект в России, который решил проблему сохранения и развития музея в связи с его полным выводом из культового комплекса. Площадь нового здания (28,0 тыс. кв.м.) обусловлена концепцией развития музея с учетом современных музейных технологий. Экспозиционная площадь составляет 10 тыс. кв. м, что позволит принимать до 500,0 тысяч посетителей в год. Учитывая, что открытие нового современного комплекса расширяет сферу деятельности музея и сможет позиционировать его как центр культурного наследия Московской области, соответствующий лучшим мировым музейным стандартам, решением Правительства Московской области музей переименован и реорганизован в Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим».

http://patriarchia.ru/db/text/3832109.ht...

На прошлом заседании мы также рассматривали вопрос, связанный с содержанием Ново-Иерусалимской обители. Действительно, суммы не космические, но тем не менее значительные нужно инвестировать каждый год для поддержания всего того, что было приведено в порядок. Это в первую очередь, конечно, отопление этих объектов и, я бы сказал, также очень важная тема охраны памятников. Речь идет даже о физической охране, потому что это место должно быть безопасным. Естественно, что в нынешних экономических условиях два наших ответственных за экономику министерства — Минфин и Минэкономразвития — отказывают во всех просьбах, направленных на то, чтобы заложить какие-то средства в бюджет на поддержание монастыря. Но полагаю, что, может быть, следует все-таки подумать о том, чтобы смягчилась позиция двух уважаемых министерств и какие-то средства были заложены в бюджет. И в любом случае, даже если это ни при каких условиях будет невозможно, это вызовет сожаление, но тогда надо искать альтернативный способ поддержания этого памятника. Я хотел бы еще отметить очень важную работу, которую необходимо и дальше продолжать, — это вопрос музеефикации памятников, связанных с археологическими раскопками. Вот мы сегодня видели замечательные образцы археологические, и здесь будет развернут музей реставрации и восстановления монастыря, и вот эти экспонаты должны занять достойное место. Поэтому полагаю, что нужно продолжать всю ту деятельность, которая связана с отысканием соответствующих артефактов и музеефикацией. Вот у нас у южной части монастыря имеются колокололитейный комплекс (мы там были сегодня с Вами), основание надкладезной часовни с ангелом, подвалы государева двора XVIII века, и эти объекты тоже нужно продолжать реставрировать и с целью их музеефикации. Еще один важный вопрос. Я думаю, что кто-то более квалифицированно его представит, но я только скажу о том, что меня беспокоит. Меня беспокоит экологическая ситуация, связанная с пролеганием рядом с обителью очень напряженной трассы с большим потоком автомобилей. Жалко, если результаты реставрационных трудов будут погибать из-за того, что здесь будет складываться неблагоприятная экологическая обстановка. Кроме того, конечно, затруднения, связанные с перемещением паломников, потому что постоянные пробки на этих трассах и огромный поток грузовых автомобилей. Поэтому, может быть, кто-то из присутствующих, как я уже сказал, более квалифицированно представит эту тему.

http://patriarchia.ru/db/text/3832146.ht...

Вопреки его желанию тронуть его не смели, и он мирно окончил жизнь свою 12 мая 1877 года, на 85 году от рождения. Но кем же заменить этого человека, почитавшегося незаменимым? Те личности, которые добивались его места, как ни усиливались доставить им оное услужливые советники митрополита, были таковые, что владыка, невзирая на все домогательства, не решался и представлять их, должно быть, и сам сознавая всю их несостоятельность для столь видного и значительного места и опасаясь отказа. Митрополит неоднократно говорил с отцом Пименом и убеждал его принять наместничество Лавры. Отец Пимен отвечал владыке, что «как монах он ни от чего не смеет и не может отказываться, но чувствует, что не по летам его, не по силам и не с его характером занять это место, где потребуется много ломки, так как в последние годы отца наместника многое запустили и трудно будет все опять привести в порядок. – Если сами не желаете и говорите, что вам не по силам это место, назовите мне человека, которого считаете способным, – говорил митрополит. Отец Пимен указал на архимандрита Леонида, настоятеля Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, и прибавил: – Он моложе меня, он опытен в монашестве, он человек с образованием – не то, что я, имеет силу воли, что и доказал уже в Новом Иерусалиме, а по его характеру и с его здоровьем ему скорее там быть, чем мне... – Но согласится ли он, пожелает ли? – допрашивал митрополит. – Как вы думаете? – Если на то непременная ваша воля и другого, кроме меня, неугодно вам представить, не могу противиться и вторым в представлении быть не опасаюсь. Это все происходило на Угреше, куда приехал митрополит в скором времени после кончины отца Антония и провел несколько дней. Это было его последнее посещение. На место отца наместника Антония были представлены три кандидата: 1) Ново-Иерусалимский настоятель, архимандрит Леонид; 2) Николо-Угрешский настоятель, архимандрит Пимен; 3) наместник московского Чудова монастыря, архимандрит Вениамин. В июне последовало утверждение Святейшего Синода: утвержден был отец архимандрит Леонид Кавелин , давно уже известный своими прекрасными историческо-археологическими исследованиями и другими статьями и монографиями преимущественно церковно-исторического содержания. Когда это утверждение сделалось известным, отец Пимен вполне успокоился. Он говорил своим приближенным:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Очевидно, что это сегодня не только особое место для православных людей, вообще для людей, которые интересуются нашей историей, но теперь это и весьма сложное инженерное сооружение, которое нужно будет поддерживать, скажем прямо, финансировать. В общем, это будет довольно важным и серьезным делом. Здесь работает неподалеку уже одна из крупнейших выставочных площадок Московской области, обновленный музей. Мы только что его посмотрели, поэтому надеюсь, что вот такой взаимодополняющий эффект будет достигнут. По нашему с вами решению разработана концепция туристского кластера «Русская Палестина». Сегодня мы об этом поговорим. Андрей Юрьевич Воробьёв как губернатор (Московской области) об этой работе нас проинформирует.  Вообще за все эти годы, которые прошли с момента начала восстановления монастыря, то есть с 2009 по 2014 год, на восстановление Правительством было направлено более 7,5 млрд рублей, более 1 млрд рублей пожертвовано крупными компаниями и обычными людьми, и нет сомнения, что это финансирование необходимо продолжить, даже несмотря на те сложности, которые сегодня стоят перед нашими финансами. В следующем году предстоит выполнить достаточный объем работ, в том числе завершить реставрацию и самого Воскресенского собора, и Трапезных палат. Наряду с этим должны быть восстановлены два новых объекта, которые были обнаружены во время археологических раскопок и включены уже специальным распоряжением Правительства в состав ансамбля монастыря — это Южный корпус братских келий и Обходной мост над оврагом у башни Ефремовой. Также будет продолжена работа по созданию музея монастыря. Сегодня нам показали первые экспонаты, в том числе коллекцию археологических находок, которые были обнаружены во время реставрации. Эта коллекция очень значительна, порядка 200 тыс. объектов хранения, экземпляров, некоторые из них уникальны, и, конечно, мы обязаны сделать все, чтобы обеспечить их сохранность. Мы обсудим и целый ряд организационных вопросов, которые стоят перед нашим попечительским советом.

http://patriarchia.ru/db/text/3832146.ht...

«По наказам 1680 и 1684 гг. писцам велено было отмежёвывать ко всем церквям от 30 до 50 десятин во всех трёх полях(или 20- 10 четей пашни в поле) и сенокосных лугов мерой по копне на 10 четей.(четь-полдесятины. – Прим. авт.) По такому наделу священник делался хозяином мелким, обрабатывал сам землю, от мужика не отличался(…) Государство следило за тем, чтобы церкви имели указанную пропорцию земли – по указам Синода 1805-1806 гг. это были 33 десятины». До образования Синода в 1721 г. действовал Патриарший Казённый приказ (Большакова Н. В. История села Аргуново и Никольской церкви, Москва, 2003 г. С. 175). Виды пошлин с церквей в 17-18 вв.: дань, десятильничьи, заезда, по наказу. «До 1692/1693 гг. во времена патриаршества Переславль-Залесский уезд вместе с Александровским уездом составляли одну Переславскую десятину. В данном случае десятина – это понятие церковного управления, церковный округ, включающий определённое количество церквей и монастырей; такое деление имеет значение для сбора податей с церкви. Место, куда привозили подати церковные старосты, а также где держали тех, кто не платил, называлось десятильничим двором». «Александровская десятина образовалась в 1692/1693 гг. с центром Александровской слободе, куда вошли церкви Борисоглебского стана Переславль-Залесского уезда». Церкви в допетровской Руси: «древяна вверх» (шатровая) и «древяна клетцки» - рубленая изба клети «с двускатной крышей и одной главкой». Было «строение мирское» и «строение вотчинниково». «В 1913 г. в Покровском уезде значились следующие сёла (приходы), принадлежащие в старину к Переславль-Залесскому уезду: Алексино, Андреевское, Аргуново, Архангелькое на Утроке, Богородское, Борисоглебское, Вастильевское, Воинова Гора, Воскресенское, Головино, Данутино, Елец, Житенино (Жегулино), Заболотье, Заречье, Ивановское-Прозоровское, Ильинское, Козлятьево, Коробовщино, Кумашь, Ново-Сергиевское, Ново-Спасское, Овчинино, Паньково, Смольнево, Филипповское, Флорищи и др. с относящимися к ним деревнями». К сожалению, информации о Воспушке нет.

http://sobory.ru/article/?object=04412

описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря. М., 1876, 18862; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1380-1382; Т. 4. Стб. 837 (по указ.); Собрание памятников церк. старины в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых/Сост.: свящ. А. Речменский. М., 1913; Каталог Никоновского музея в Иверском мон-ре близ г. Валдая/Сост.: Д. Д. Франц. Новг., 1920. С. 22-23. 96, 97, 99; Постернак О. П. Иконография «Кийского креста» и его повторения XVIII в.//Оригинал и повторение в живописи: Экспертиза худож. произведений: Сб. науч. тр. ВХНРЦ. М., 1988. С. 47-60; Михайлова Н. М. Евфимий Чудовский и датировка парсуны «Патриарх Никон с клиром» 1662 г.//ПКНО, 1993. М., 1994. С. 148-151; Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного мон-ря//Научно-исслед. работа в худож. музее: Сб. ст. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14-32; Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. М., 2002; Патр. Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты из собр. ГИМ, ГММК, музея «Новый Иерусалим», КБМЗ, ГМЗК, РГАДА/Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2002; Кейн К. М. Образ патр. Никона в рос. культуре: Худож. источники и электр. технологии//Круг идей: Электр. ресурсы ист. информатики: Тр. 8-й конф. ассоциации «История и компьютер»/Ред.: Л. И. Бородкин, В. Н. Владимиров. М.; Барнаул, 2003. С. 61-114; Зеленская Г. М. Изображения и личные вещи патр. Никона в Воскресенском Ново-Иерусалимском мон-ре в XVII-XX вв.: (История бытования и вопросы атрибуции)//Патр. Никон и его время: Сб. науч. тр. М., 2004. С. 276-289. (Тр. ГИМ; 139); она же. Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского мон-ря»//Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим»: Сб. науч. ст. М., 2005. Вып. 2. С. 87-108; Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны: (Альб.-кат.)/ГИМ. М., 2004; Святейший патр. Никон: Кат. выст./КБМЗ. М., 2005; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 76. Кат. 118; Рус. ист. портрет: Эпоха парсуны: Мат-лы конф.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

рр. 307–808. рус. пер. стр. 111). 363. E. Tardieu, — Le cynisme: etude psychologique («Rev. philos.», 1904, 1 janv.). 364. Paulan, — L’amour du mal (id., 1887, 6). — Сат. Bos, — Du plaisir de la douleur (id., 1902, 7). 365. Эдг. По, — Демон извращенности («Собр. соч.» в перевод К. Бальмонта, М., Т. I, стр. 174 сл. и др. 366. Бл. Паскаль, — Мысли («О религии») 24, 39. Пер. Первова, стр. 235. 367. Ф. М. Дост., — братья Карамазовы, «Из бесед и поучений старца Зосимы», «Об аде и адском огне рассужд. мистич.». 368. Ириней Лион., — Пять книг обличения лжеименного знания, V 27, 2 («Соч.», рус. пер. П. Преображенского, 1871 г., стр. 656). 369. Намек на «бунт» Ив. Карамазова Различные ходы и выходы этого бунта во всевозможных разрезах изучены С. Н. Булгаковым, — От марксизма к идеализму, СПб., 1904; Два града, М., 1911; Философия хозяйства. Ч. I, М., 1912; Человекобог и человекозверь, М., 1913. 370. Так — у Канта, у Шопенгауэра; у Вейнингера и «Последние слова», изд. «Сфинкс». — См. Daniel Greiner, — Der Begriff der Persönlichkeit bei Kant («Arch. f. Gesch. d. Philos.» Bd. 10, N. F. Bd. 3, 1897, S. 40–84). 371. Речение «тьма кромешная» есть перевод греческого «то σκτος το ξτερον» (Мф. 25, 30). Древне–русское кромешныи или кромешьныи, равно как и кромьныи означает внешний, exterior. Так, напр., в Пандекте Антиоха по списку XI в. Воскресенской Ново–Иерусалимской Библ., М., 1880, 6 говорится: «паче же от кромешниих стран приходящиим на покланяние святых мест — απ των εξω χωρν». Со–коренны сим: крома — окрух хлеба; в русском — кромка; кром — arx, кремль, вышегородец и т. д. Предлог кроме или кръме означает «extra, опричь, кроме»; затем «без», «ξω, вон», «вне», «против», а наречие кроме — «прочь, в сторону, κεχωρισμνως», «встороне, вдали, πρρω», «странно, ξνου» (И. И. Срезневский, СПб., 1893, Т. I, столб. 1327–1329. — Тут же многочисл. прим. словоупотребления). 372. Ср.: Бог — «stabilis Veritas», по бл. Августину, т. е. неподвижная, устойчивая, крепкая Истина. Чтобы не быть без–опорным, необходимо укрепить «ум» свой, душу свою в этой крепкой Истине; иначе — неизбежно геенское кружение помыслов. На это–то и указывает бл. Августин: «… per animam in Deo stabilitam. Quae rursus non per se stabilitur, ser per Deum quo fruitur… ipse [vigebit] per incommutabilem Veritatem, qui Filius Dei unicus est — душою укрепленною в Боге. Она же укрепляется не собою, но Богом, которым наслаждается …; сама она будет сильна недвижной Истиной, это — единый Сын Божий» (бл. Августин, — Об истинной религии, 25. — S. Augustini Opera omnia, ed. parisina altera, Parisiis, 1837, T. VIII, 2, col. 960).

http://predanie.ru/book/183910-stolp-i-u...

21 Они появились во 2-м издании правленой триоди (1663 г.), но в виде особого прибавления в конце книги. 22 Bibliogrphie hellenique, I-II (XV et XVI ss.), 1885, I (XVII s.), 1894. 23 Первое издание, правленое Феофилактом, вышло в 1636 (Legrand, чит. соч., 338): быть может, издание 1644 г. — неудачная его перепечатка 24 Евгений, Словарь, I, стр. 180. 25 В киевском издании в данном седальне есть лишняя против греческих изданий фраза в конце: постом благоугождающему славе Твоей, да прииму богатно великую Твою милость. 26 Амфилохий архим., Описание Воскресенской Ново-Иерусалимской библиотеки, 1875, стр. 26. 27 Цит. ст. Николаевского, стр. 162. 28 Часть перепечатанных листов можно определить по подклейке. В выданных автором экземпляров триоди 1656 г. такими листами оказываются: 1—3, 46—47, 62, 76, 109—110, 113, 179, 208 (в правлен. экземпл. отметка: «справити») 255, 269, 279, 289, 336, 354, 373—75, 432—3, 448, 452, 459, 472, 475, 481—2, 487, 530, 544, 555 (575—578 нумерация сбита вследствие того, что цифра 576 поставлена на двух листах), 586, 628, 639, 647, 655, 683, 685. 29 По окончании печатания служебника (31 августа?) тот час же в нем перепечатали 80четверок (на это пошло бумаги 48 стоп). После этого исправления книга была выпущена (20 сент. 1655 г.) 26 октября 1655 по указу патриарха приступили к переделке новых 95 четверок: из печати они вышли только 3 января 1656 г. Этими переделками и объясняются разности в объеме, нумерации, тексте и проч. Отдельных экземпляров служебника 1655 г. — Все сведения о печатании триоди и служебника взяты из расходной книги типографского архива 57. 30 Постная триодь, стр. 231. 31 Язык справщика отличается стремлением к простоте, иногда даже впадает в вульгарность. В паримии из Быт. II (четверт. 1 седм.; л. 34 об.) переводчиков поместил в число райских рек. — Дунай. 32 См., например, триоди — U.N.Б.F. n.I, 68 (XIII в.) и 92 (XIII-XIV в.). 33 Рукоп. U.N.Б.F. n.I, 102, собр. Погодина 40. 34 Постная триодь, стр. 216—229. 35 Амфилохий, цит. изд., 32.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3472...

Ваше Святейшество, прошу Вас взять слово. Святейший Патриарх Кирилл: Благодарю Вас, Дмитрий Анатольевич. Дорогие участники заседания Попечительского совета! Хотел бы сердечно всех вас поприветствовать и выразить благодарность. Прежде всего — Вам, Дмитрий Анатольевич, за Ваше непосредственное участие в этой большой работе, за то, как она была организована. Конечно, положительные результаты во многом были определены именно работой нашего совета под Вашим руководством. Хотел бы также выразить искреннюю признательность Виктору Алексеевичу Зубкову, который весь свой огромный опыт организатора, политика, если хотите, человека, умеющего управлять большими системами, направил на возрождение этого замечательного монастыря. Благодарю Вас, Виктор Алексеевич. Хотел бы с удовлетворением засвидетельствовать, что за прошедшие годы замечаний от проверяющих органов, ревизионной комиссии фонда не поступало. Еще раз хотел бы выразить благодарность всем, кто принимал активное участие в осуществлении этой замечательной программы. Очень большой вклад в возрождение обители внесли специалисты, от профессиональных археологов до строителей. Все они разделяли общую ответственность за возвращение монастыря, его величия и культурного значения, его былого благолепия. За прошедшие годы удалось выполнить очень большой объем работы. В ее осуществлении участвовали археологи, строители, инженеры, рабочие — очень большой коллектив, от организации работы которого во многом зависел результат. За прошедшие годы удалось выполнить большой комплекс научно-реставрационных работ, отреставрировано 29 объектов культурного значения, начиная от укрепления фундаментов и заканчивая возрождением интерьеров и художественных полотен. Создана мощная инженерная инфраструктура, построена газовая котельная, электрическая подстанция, проложены инженерные коммуникации. В настоящее время при поддержке фонда проводятся мероприятия духовно-просветительской направленности, создан музей, посвященный Патриарху Никону, — единственный музей, который посвящен этой выдающейся церковно-государственной личности.

http://patriarchia.ru/db/text/5538277.ht...

Во время своего визита в Армению Святейший Патриарх на заседании президиума Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств отметил: «Мы говорим об экономических и политических кризисах, забывая, что все эти кризисы имеют своей причиной душу человека. Если грех внутри человека, то будет и разлад внутри человеческой личности, будет и разлад в семье, обществе, государстве, во всем роде человеческом. Верующие люди чувствуют, что действительно исчезает понятие греха. Современный человек не знает и не хочет знать, что такое грех, а значит, с легкостью творит дела беззакония». Своими международными визитами Первосвятитель создает атмосферу сотрудничества, дружбы, доверия и здоровых межконфессиональных отношений, которая позволяет Русской Православной Церкви успешно нести свое свидетельство перед миром. Вместе с тем это не что иное, как проповедь о Христе: ведь в основу своих выступлений, слов, действий и призывов Святейший Патриарх кладет евангельское миросозерцание. Богословие в камне, или Хроника храмостроительства Одна из неустанных забот Святейшего Патриарха — храмостроительство, которое в масштабах страны разделилось на три направления: восстановление монастырей — памятников архитектуры и культуры, возведение кафедральных соборов, а с весны 2011 года еще и реализация московской «Программы-200». Благодаря авторитету Церкви и Святейшего Патриарха в решении задач храмостроительства задействованы мощные материальные и административные ресурсы. Предстоятель регулярно встречается с политическими лидерами страны, министрами, военными, руководителями регионов и городов, благотворителями и директорами строительных компаний, стремясь придать этой работе дополнительный импульс. Только совместными усилиями можно осуществить такие крупные проекты, как восстановление и благоукрашение древних русских монастырей: Соловецкого, Валаамского, Воскресенского Ново-Иерусалимского, Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Новоспасского, Иосифо-Волоцкого и др. И здесь важно в каждом конкретном случае правильно расставить приоритеты, оценить имеющиеся ресурсы и капиталоемкость проекта, определить его правовой статус. Если проследить новостную хронику восстановления, становится видно, что попечительские советы и рабочие совещания фондов, взявших на себя обязательства по реставрации, собираются под председательством Святейшего Патриарха ежегодно, а то и чаще.

http://patriarchia.ru/db/text/4685455.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010