и хиротонисанных в довоенные и военные годы. На смену им пришли архиереи, родившиеся в ХХ в. и хиротонисанные в послевоенные годы. Одним из ближайших помощников А. в эти годы был митр. Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) (с 1990 г. Патриарх Алексий II ), ставший в дек. 1964 г. постоянным членом Свящ. Синода и управляющим делами Московской Патриархии. Межправославные связи РПЦ в Патриаршество Алексия I Празднование 500-летия автокефалии РПЦ. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Москва. Июль 1948 г. Празднование 500-летия автокефалии РПЦ. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Москва. Июль 1948 г. Осенью 1944 г. А. начал переговоры с Патриархом К-польским Вениамином по вопросу снятия с Болгарской Православной Церкви схизмы, наложенной Патриархом К-польским Анфимом VII в 1872 г. (см. Схизма Болгарской Церкви ). Прибытие в Москву в янв. 1945 г. на Поместный Собор представителя Патриарха К-польского митр. Фиатирского Германа позволило благополучно закончить переговоры. В февр. 1945 г. этот вопрос был окончательно разрешен приездом в Стамбул митр. Софийского Стефана. В июне 1945 г. Экзарх Болгарии митр. Стефан во главе делегации своей Церкви посетил Москву. В апр. 1945 г. А. направил еп. Кировоградского Сергия (Ларина) в Югославию для переговоров со священноначалием Сербской Православной Церкви о передаче РПЦ Мукачевско-Пряшевской епархии в связи с переходом после войны большей части территории епархии в Советский Союз. Ранее, 7 дек. 1944 г., этот вопрос подняла побывавшая в Москве делегация Мукачевско-Пряшевской епархии. 22 окт. 1945 г. на заседании Свящ. Синода, куда был приглашен еп. Мукачевский Владимир (Райич), была оформлена передача Сербской Православной Церковью Мукачевско-Пряшевской епархии в каноническое ведение РПЦ. В мае - июне 1945 г. А. совершил паломничество в Св. землю, к-рое было одновременно и ответным визитом на пребывание глав и представителей Вост. Патриархатов на Поместном Соборе в Москве в янв.-февр. 1945 г. Это было первым в истории РПЦ посещением ее Первосвятителем св.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Введенский), архиеп. Дмитровский. Фотография. 1946 г. (Архив ц. Воскресения Христова в Сокольниках) Виталий (Введенский), архиеп. Дмитровский. Фотография. 1946 г. (Архив ц. Воскресения Христова в Сокольниках) (Введенский Владимир Федорович; 8.07.1870, с. Песковатое Белёвского у. Тульской губ.- 25.03.1950, Москва), архиеп. Дмитровский. Из семьи диакона. В 1880-1890 гг. обучался в Тульском ДУ, затем в Тульской ДС, к-рую окончил по 1-му разряду. В 1890-1891 гг. работал сельским учителем, затем был рукоположен во диакона, 8 сент. 1891 г.- во иерея к храму белёвского Крестовоздвиженского жен. мон-ря Тульской епархии. В 1897 г. назначен делопроизводителем, затем председателем правления эмеритальной кассы духовенства Тульской епархии. С 1 февр. 1900 по 1 авг. 1902 г. являлся инспектором белёвского епарх. жен. уч-ща. С авг. 1903 г. преподавал Закон Божий в белёвском реальном уч-ще, с 1905 г. также в белёвской жен. гимназии. В 1907 г. назначен председателем совета белёвского епархиального жен. уч-ща. В 1917 г. свящ. Владимир был избран делегатом от духовенства Тульской епархии на Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. 27 мая 1918 г. вошел в состав Тульского епархиального совета, в том же году стал его председателем. 15 сент. 1919 г. принял монашество, был возведен в сан архимандрита, служил в белёвском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . 15 авг. 1920 г. В. был хиротонисан во епископа Епифанского, викария Тульской епархии. В нач. июня 1922 г. стал председателем епархиального совета, созданного управляющим Тульской епархией Белёвским еп. сщмч. Игнатием (Садковским) . 18 июня 1922 г. в Тулу прибыл член обновленческого ВЦУ Владимир Красницкий , к-рый, вынудив еп. Игнатия отказаться от управления епархией, убедил В. присоединиться к обновленчеству и занять пост председателя обновленческого епархиального управления с титулом «епископ Тульский и Епифанский».

http://pravenc.ru/text/158832.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Метафизическое измерение геополитики» На Патриаршем подворье Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках состоялся международный экспертный круглый стол 20.04.2017 718 Время на чтение 5 минут Во вторник светлой седмицы, 18 апреля 2017 года на Патриаршем подворье Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках состоялся международный экспертный круглый стол на тему – «Метафизическое измерение геополитики», говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Инициаторами проведения мероприятия выступили такие известные общественные организации и СМИ, как Ассоциация Православных Экспертов, Союз Православных Граждан, Общероссийское общественное движение «Народный Собор», Изборский клуб Молдовы, Отдел по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, Фонд поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность», Международная Ассоциация «Христианство и Ислам», Информационное агентство «ПолитНавигатор». В своем приветственном слове к участникам круглого стола, настоятель Патриаршего Подворья игумен Иоанн (Ермаков) сердечно поздравил всех с великим праздником Пасхи Христовой: «Христос Воскресе, дорогие мои! Сегодня поистине праздников праздников и торжество из торжеств, сегодня Христос сокрушил державу смерти и упразднил ад. Благодаря Искупительной Жертве Христовой, каждый из нас, добровольно принявший ее спасительные дары, имеет реальную возможность стать новым человеком, человеком живущим " не под законом, но под благодатью " (Римлянам 6 глава 16 стих). Мы христиане знаем об этом, а окружающий нас мир, не соединенный со Христом Спасителем подобием смерти Его, и подобием воскресения – по-прежнему остается в неведении и рабстве у греха. Вот именно поэтому любые геополитические выкладки добровольных служителей уже побежденного властителя ада, не учитывают фактор прямого вмешательства Бога в ход мировой истории. Мы христиане на своем личном опыте знаем, что метафизика в истории – это вовсе не исключение из правила, а наличествующая закономерность. Еще раз – Христос Воскресе!».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/04/20/me...

Патриаршее служение в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы 16 июля 2023 года 16 июля 2023 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, праздник перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1652), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Алексеевский ставропигиальный женский монастырь  г. Москвы, отмечающий десятую годовщину со дня возрождения обители.  Решение об открытии монастыря было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года ( журнал 91 ). В храме Всех святых Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Каширский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  архиепископ Егорьевский Матфей ; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа  Московской (городской) епархии , настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского монастыря; протоиерей Виктор Сандар, благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке г. Москвы; протоиерей Александр Симаков, старший священник скита Алексеевского монастыря при храме святителя Тихона Задонского в Сокольниках г. Москвы; клирики обители и духовенство г. Москвы. В храме присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С.А. Гаврилов; первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» В.В. Михайлов; первый заместитель начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» А.В. Гуц, главный врач ФГБУ «Клиническая больница» Управления делами Президента РФ Н.А. Амосова, главный научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева С.В. Гнутова.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Еще помню огромное стечение народа в Успенском соборе в лавре, и за Божественной литургией всегда к народу выходит для общего пения «Верую» и «Отче наш» отец Стефан, какие бы диаконы ни служили за литургией. По всей видимости, яркий, полный, насыщенный голос отца Стефана только один и мог возвыситься над этой огромной массой людей, собрать их воедино, чтобы вместе, «едиными устами» пропеть Символ веры или молитву Господню. И действительно, как вся эта огромная масса народа пела под руководством отца Стефана – это было непередаваемо! Но голос отца Стефана все равно был слышен в этом гигантском хоре: он покрывал своим голосом пение народа, его отчетливо было слышно из любого уголка храма! Благоговение, проникновенность, трепетное отношение к каждому произносимому слову за богослужением, осмысленность читаемого и произносимого, яркая передача голосом главных мест богослужения… Торжествующая простота в каждом слове, особая торжественность на «выкличке», когда возглашались имена патриархов из Православного Диптиха… Торжественнейшие многолетия, вечная память, которые произносил отец Стефан, – они, конечно, остались в памяти навсегда. За свою жизнь я слышал очень много разных, выдающихся по вокальным данным, диаконов и архидиаконов. Думаю, что с манерой служения отца Стефана, с его голосом мало кто сравнится! На самом деле, было непонятно, почему с кончиной Святейшего Патриарха Пимена закончилось служение и патриаршего архидиакона Стефана Гавшева. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 4:46 мин. Размер 5.8 Mb ) О. Стефан Гавшев. Торжество Православия в Сокольниках «Закончилось», потому что проходило оно всегда в Елоховском соборе Москвы: это был главный собор Русской Православной Церкви в то время. Тогда только был заложен первый камень в основание храма Христа Спасителя – будущего кафедрального патриаршего собора. Архидиакон Стефан, по кончине Святейшего Патриарха Пимена, стал служить в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Честно говоря, долгое время, года два или три после кончины Святейшего Пимена, я как-то потерял отца Стефана из виду. В лавру он не приезжал, я слышал только, что его перевели, а куда – я не знал тогда об этом.

http://pravoslavie.ru/59080.html

Александрова-Чукова Л. К. Петроградский процесс 1922 г.//Православная энциклопедия. Т. 56. М., 2019. С. 272–278. «23 октября г.] За чаем сейчас говорили о Введенском. Здесь у него 2 сына, оба священники, с митрами, пьянствуют и безобразят, дерутся друг с другом и будто бы даже с отцом. Тот назвал себя патриархом и блаженнейшим, и апологетом и т. п. По-видимому, со средствами дело слабо у них, так как продают вещи: патефон, меховые рясы и проч. Говорят, что у Введенского 4 жены; у последней недавно родился ребенок» ( Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 34. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория)). Ореханов Г., свящ., Шкаровский М. В. Введенский Александр Иванович . С. 249–253. 25 ноября 1943 г. в беседе патриархом Сергием Г. Г. Карпов высказал мнение о желательности в интересах ускорения оформления перехода обновленческого духовенства не предъявлять жестких требований при их приеме, с чем патриарх согласился, сказав, что он будет принимать всех беспрепятственно, но он не может обходить основные канонические требования. В частности, он сказал, что совершенно беспрепятственно может принять и «митрополита» Виталия (Введенского) в сане епископа, несмотря на то что он до перехода в обновленчество был священником ( Одинцов М. И. Русские патриархи ХХ века... С. 297–305). Кострюков А. А. «Строить будут после меня» //Журнал Московской Патриархии. 2019. 6. С. 53. Соловьев И., свящ. Обновленчество//Православная энциклопедия. Т. 52. М., 2018. С. 257–263. Александр (Толстопятов; 1878–1945 гг.), архиепископ Молотовский и Соликамский; учился в руководимым о. Н. К. Чуковым Богословским институте в Петрограде ( Александрова-Чукова Л. К. Богословский институт в Петрограде (1920– 1923 гг.)как первый этап на пути восстановления духовных школ в виде академий и семинарий//Вестник церковной истории. 2020. 3/4(59/60). С. 275). Сергий (Страгородский), патр. Письмо//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 229. Виталий ( Введенский; 1870–1950 гг.), обновленческий «архиепископ» Дмитровский.2 марта 1944 г. принес покаяние патриарху Сергию и был принят в общение с православной Церковью в сане епископа с оставлением на покое в должности почетного настоятеля храма Воскресения Христова в Сокольниках. Андрей Иванович Расторгуев (1894–1970 гг.), протоиерей; 20 лет пребывал в обновленчестве, был даже «епископом»; в декабре 1943 г., по принесении покаяния, был принят патриархом Сергием в общение в сане протоиерея и назначен настоятелем Воскресенского храма в Сокольниках, где прослужил 25 лет; в 1944 г. награжден митрой и принят в число преподавателей Богословского института; в 1951–1954 гг. служил в Берлинской епархии сначала как проповедник, а затем как настоятель Воскресенского храма в Берлине; с 1954 г. – благочинный храмов Преображенского благочиния.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

30 марта 1991 г. состоялось малое освящение Всехсвятского храма. 16 июля 2013 г. на заседании Синода РПЦ было принято решение о возрождении М. А. м. на базе созданного при храме Всех святых сестричества и о назначении старшей сестры инокини Ксении (Чернеги) настоятельницей. Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла духовником обители был назначен прот. Артемий Владимиров. 30 марта 2014 г., в день памяти прп. Алексия, человека Божия, Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения монастырского храма прп. Алексия, находящегося в ведении Патриаршего подворья, и возглавил Божественную литургию в этом храме. В тот же день в храме Всех святых Патриарх Кирилл возвел мон. Ксению (Чернегу) в сан игумении. 10 и 17 дек. 2014 г. в воссозданном мон-ре совершались первые монашеские и иноческие постриги. К 2017 г. в М. А. м. действуют богадельня для престарелых сестер, православная общеобразовательная школа, золотошвейная мастерская. При обители существует архивный отдел, сотрудники к-рого ведут сбор сведений, касающихся истории мон-ря. На основе собранных материалов создана музейная экспозиция. М. А. м. имеет скит при храме свт. Тихона Задонского в Сокольниках. Особо чтимая святыня обители - чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» (список с афонского образа), написанная в 1995 г. и доставленная из мон-ря Ватопед . В числе почитаемых икон Всехсвятского храма находятся и иконы, принадлежавшие мон-рю до революции. После его закрытия образ прп. Алексия, человека Божия, был перенесен в ц. Воскресения Христова в Сокольниках. 26 июня 2016 г., в день престольного праздника Всех святых, он был возвращен возрожденному мон-рю. В иконе укреплен мощевик с частицей мощей св. Алексия, человека Божия. Икона ап. Павла была сохранена в дверном проеме Всехсвятского храма. В алтаре церкви хранится келейная Казанская икона Божией Матери, принадлежавшая игум. Антонии (Троилиной). На ней изображены предстоящие прп. Алексий, человек Божий, и небесный покровитель игум. Антонии прп. Антоний Киево-Печерский. 21 нояб. 2014 г., в день арх. Михаила и всех Небесных сил бесплотных, в обитель была передана икона арх. Михаила (ок. 60-70-х гг. XIX в.), к-рая предположительно находилась ранее в одноименном храме больничного корпуса обители, разрушенного в 1979 г.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Грамота, направленная красноярскому заказчику из Тобольска, имела обычное для церковного делопроизводства того времени содержание, основанное на выдержках из синодального указа 1742 года. Эта грамота тобольского митрополита, датированная 29 мая 1761 года, еще раз заставляет отказаться от распространенного в исследовательских работах по истории сибирской православной архитектуры мнения о начале строительства Воскресенского собора в 1759 году. Площадка под строительство первого каменного храма города была выбрана на территории «малого острога» красноярской деревянной крепости, в нескольких саженях к югу от существовавшей здесь с 1728 года деревянной соборной церкви Преображения. Летом 1761 года артелью енисейских каменщиков под руководством Сокольникова П.Т. при участии прихожан были начаты работы по устройству фундамента и возведению стен здания. Из документов церковного архива следует, что спустя некоторое время Сокольников П.Т. был отстранен от строительства по «неисправной работе». Протопоп А.Михайловский в своем «доношении» в Тобольск, датированном двадцатым октября 1769 года, сообщая о причинах отрешения Сокольникова П.Т., писал: «И ту каменную церковь он Сокольников работать начал и работа его оказалась неисправная: так что в наперво под ту стену стеновой бут без заливки извескою кроме засыпки одного песку осел, а потом и стены кладены по малости извески … разорвались». В сложившихся условиях, учитывая митрополичий наказ о строительстве Воскресенской церкви «с крайним поспешением», красноярскими заказчиками были предприняты действия по скорейшему возобновлению строительных работ. Примечательно, что ими для руководства постройкой, был подряжен не специалист из числа енисейских мастеров, а отставной солдат Иван Аргамацкий, который, едва успев приступить к своим обязанностям, неожиданно скончался. Из-за отсутствия квалифицированного уставщика в период начатой правительством императрицы Екатерины II церковной реформы, повлекшей за собой значительное разорение церковной жизни, в строительстве красноярской Воскресенской церкви наступил перерыв.

http://sobory.ru/article/?object=23533

— Я вас в таком состоянии отпустить не могу, вы должны остаться в больнице. И вот оттуда отец писал маме: “лежу на белых простынях, кормят, лечат — как в Царствии Небесном!”. Снова чудо, снова великая милость Божия. Отец лежал в том госпитале очень долго; врач, та самая женщина, которая положила папу в больницу, приезжала в Москву за медикаментами, заезжала к маме и сказала — вернется, но чуть живой, с белым билетом. Он вернулся, и едва немного пришел в себя, заменил маму на вахтерской должности; сидя под самолетами, готовился в Духовную академию (стало слышно, что ее откроют!); поступил, окончил в первом выпуске и стал священником и милостию Божией прослужил 19 лет в Сокольниках, в храме Воскресения Христова, где прославляется и чтится Иверская икона Божией Матери и где была извлечена из подвала храма икона Державной Матери Божией, и сейчас находящаяся в храме. Велика милость Божия к любящим Его, — когда-то удалось сменять небольшую комнату в центре, оставшуюся от большого церковного дома за Политехническим музеем, на комнату в Сокольниках, где папа стал служить священником через много лет. И если бы не эта близость к храму, у отца не было бы и сил ездить далеко, и не прослужил бы он до 1969 года! 7. Второе чудо святителя Николая В 1944 году, когда папа уже вернулся, мама стала работать художником по росписи тканей. Из разорванных парашютов стали делать абажуры, и их надо было как-то расписывать и заделывать пятна на шелке; стали разрисовывать шелк для платьев. Мама была очень быстрой в работе, так что в какой-то период успевала выполнять план на шести фабриках! Одна из абажурных фабрик была на платформе Новая по Рязанской железной дороге, и мама отвозила работу на электричке от Казанского вокзала. Абажуры складывались столбом, наверное, по десятку штук друг в друга — тюк получался громоздкий, тяжелый, — и таких она тащила по два столба! В какую-то из таких поездок, готовясь к выходу на Новой, мама почувствовала что-то неладное, — какие-то парни все толкались около нее, подталкивали, мешались. А когда она уже вышла в тамбур со своим грузом, почувствовала, что сильная рука держит ее сзади и так сжимает шею, что она начинает терять сознание. Значит, они хотят отнять работу, сбросить с поезда. Мама опять обратилась к святителю Николаю: “Помоги, сохрани меня, отче святый!”.

http://pravmir.ru/po-vere-vashey-budet-v...

Новости В праздник Входа Господня в Иерусалим Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя 13.04.2009 09:04 Москва, 13 апреля. В праздник Входа Господня в Иерусалим, 12 апреля, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Пресс-служба Московской патриархии . Патриарху сослужили архиепископ Истринский Арсений, епископ Дмитровский Александр, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, представители московского духовенства. За малым входом Патриарх удостоил ряд клириков г. Москвы богослужебных наград. Права ношения митры удостоены: настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Ольховце в Красном селе протоиерей Валентин Асмус; клирик храма Троицы в Хорошове, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов; настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках, и.о. настоятель храма образа Спаса Нерукотворного в Перово протоиерей Александр Дасаев; настоятель храмов свт. Митрофана еп. Воронежского на Хуторской, свт. Николая Мирликийского в Заяицком, и.о. настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. Права ношения наперсного креста с украшениями удостоены: настоятель храма Троицы Живоначальной в Серебряниках протоиерей Геннадий Андриянов; помощник настоятеля храма Троицы Живоначальной на Новоблагословенной, у Салтыкова моста игумен Алексий (Вылажанин); настоятель храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках протоиерей Александр Кашкин; настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Троекурове протоиерей Александр Немченко; настоятель храма Знамения иконы Божией Матери в Ховрине протоиерей Георгий Полозов; клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Михаил Правдолюбов; настоятель храма Троицы Живоначальной в Конькове игумен Максим (Рыжов);

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010