Сестры, работавшие в швейной мастерской Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. XIX в. Сестры, работавшие в швейной мастерской Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. XIX в. Больничная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была заложена в 1823 г. и освящена 22 нояб. 1832 г. Храм строился на пожертвованные женой берг-инспектора пермских заводов Агриппиной Семеновной Булгаковой 3 тыс. р. Иконостас поставлен на пожертвования челябинского купца Максима Ахматова и его дочери Наталии, передавших мон-рю 1,2 тыс. р. Собор во имя св. кн. блгв. Александра Невского был заложен в 1814 г., в 1836-1852 гг. существенно перестроен. 21 сент. 1852 г. был освящен главный алтарь храма, 8 июня 1853 г.- придел во имя свт. Николая Чудотворца, 23 мая 1854 г.- придел в честь Воскресения Господня. Перестройку мон-рь произвел за собственный счет и за счет благотворителей. Пожертвования собирались в 1841-1843 гг. на уральских заводах по инициативе матушки Александры, поддержанной берг-инспектором П. П. Карповым, приняли участие и владельцы заводов (напр., хозяин Верх-Нейвинского завода И. А. Яковлев передал 500 р.), и управляющие, и жители заводских поселков. Собор приобрел тот облик, который сохранился до наст. времени. К сер. XIX в. сложился архитектурный облик мон-ря. Согласно древней монастырской традиции, он имел вид прямоугольника, разделенного на 3 участка, различные по назначению. Юж. участок - хозяйственный, с огородом, хозяйственными дворами, приютом. Центральный участок - собственно мон-рь, фасад к-рого был оформлен единой чредой келейных корпусов, между ними встроены 3 церкви: в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1823-1865, освящена 23 июля 1865), во имя св. Феодосия Тотемского (1823-1866, освящена 17 июня 1866) и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На центральном участке находилась Успенская ц. 11 окт. 1876 г. в ней был освящен придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Сев. участок занимало кладбище с Александро-Невским собором. Территория обители была обнесена каменной оградой с небольшими башенками, стилизованными под крепостные, в центре сев. и вост. фасадов находились св. ворота. Основные компоненты архитектурного комплекса обители сохранились до наст. времени. Архитектурный ансамбль мон-ря вписан в градостроительную сетку Екатеринбурга: восточный, наиболее величественный фасад обители завершал Александровский проспект (ныне ул. Декабристов) Екатеринбурга.

http://pravenc.ru/text/189627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня мужского монастыря , духовный писатель, поэт, ученик патриарха Московского и всея России Никона . В синодиках Воскресенского мон-ря XVII в. записан «род архимандрита Германа», где упомянуты в основном духовные лица, среди к-рых - 4 архиерея: предположительно Казанские и Свияжские митрополиты Лаврентий (в схиме Левкий; † 1672), Иоасаф († 1686) и Маркелл († 1698), а также Псковский архиеп. Арсений († 1683). Поскольку митр. Лаврентий был учеником и ставленником патриарха Никона, можно предположить, что близость Г. к патриарху обусловлена семейными связями. Патриарх Никон с братией Воскресенского мон-ря. Фрагмент парсуны с изображением иподиак. Германа. Нач. 60-х гг. XVII в. Неизв. художник (ИАХМНИ) Патриарх Никон с братией Воскресенского мон-ря. Фрагмент парсуны с изображением иподиак. Германа. Нач. 60-х гг. XVII в. Неизв. художник (ИАХМНИ) Г., по-видимому, поселился в Новоиерусалимском мон-ре вместе с патриархом Никоном, оставившим кафедру 10 июля 1658 г.; «измлада» пострижен в монашество Никоном - монастырские документы в 1663 г. называют Г. «молодым старцем» и «келейным старчиком» патриарха. Юным иподиаконом, держащим раскрытую книгу, он изображен на парсуне нач. 60-х гг. XVII в. «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря». В сент. 1664 г. Г. вместе с др. келейником патриарха, мон. Ипполитом, ездил на богомолье в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь и в Галилейскую пуст. во имя Св. Троицы (близ Демянска), причем патриарх в грамоте к властям обители велел своих келейников «принять с честию» и «покоить доволно». После 1666 г., когда патриарх Никон был низложен и сослан в Ферапонтов мон-рь, Г. остался в Новоиерусалимской обители, где нес послушания уставщика, «еклесиарха». В 1673 г. он упоминается как соборный старец, в 1674-1676 гг.- как строитель. В эти годы по указам патриарха Иоакима из Воскресенского мон-ря в Москву вывозились св. мощи, книги, богослужебные облачения. Г., вероятно, пытался этому сопротивляться. В окт. 1674 г. он был причастен к делу «о срыве казенной печати и о ключах», а в мае 1676 г. его «за бесчинство» били на соборе при всей братии шелепами (возможно, этот случай отражен в одном из акростихов Г.: «Маия месяца болезнен»).

http://pravenc.ru/text/164753.html

Иоанн Алексеевич Воротынский, бояре М. М. Салтыков, Б. И. Морозов, Н. И. и Ф. Н. Одоевские. Княжна-инокиня Горицкого в честь Воскресения Господня монастыря Максимилла (Шеховская), через которую находившийся в белозерской ссылке патриарх Московский Никон осуществлял переписку с Москвой, подарила в скит 2 Евангелия и пелену. Тесные связи существовали у братии скита с Соловецким монастырем. В 1593 г. 2 рукописи были вложены в скит соловецким старцем Александром по душе брата, иером. Макария (РНБ. Соф. 1064 (Требник); РНБ. Кир.-Бел. 114/119 (Апостол)). Н. С. п., сложившиеся к сер. XVII в., имели оригинальные черты, отличавшие ее от др. обителей. Миниатюра из рукописи житий Вологодских святых (ГИМ. Увар. 107-10, 90-е гг. XVII в. Л. 63 об.), план-схема пустыни 1761 г. (РНБ. Кир.-Бел. 105/1341), а также акварель из монастырской рукописи «Предание преподобного Нила Сорского» (ГИМ. Муз. 676, 1804 г.) дают представление о том, как выглядел скит. На возвышенности, устроенной первыми насельниками, находился храмовый комплекс: ц. в честь Сретения Господня, ц. во имя прп. Ефрема Сирина и храм в честь Третьего обретения честной главы св. Иоанна Предтечи. Рядом с ц. Ефрема Сирина находилась колокольня. Братские кельи были разбросаны в лесу по берегам 2 рек, ограничивающих холм, на к-ром располагались церкви. Кельи строили «по скитскому обычаю» на высоком подклете, они имели небольшие окна и дверные проемы, чтобы максимально сохранять тепло в холодное время года. Между кельями прокладывали деревянные мостки, к-рые приходилось постоянно чинить, поскольку скит стоял фактически на болоте. Ограды мон-рь не имел. На миниатюре из Уваровского сборника деревянная церковь нарисована одноглавой, клетского типа. Колокольня увенчана шатром с главкой, крытой лемехом. На нек-ром расстоянии от келий и храмов размещались хозяйственные постройки. За р. Сорой (в 200 м на юго-запад от мон-ря) находилось место первоначального поселения прп. Нила, к-рое было особым образом отмечено: над колодцем святого стояла часовня. В 30-40-х гг. XIX в. Н. С. п. была перестроена по плану общежительного мон-ря. К 70-м гг. XIX в. сформировался ее новый каменный архитектурный ансамбль. В центре мон-ря находился Тихвинский собор, состоявший из холодной и теплой церквей с приделами. К Сретенской ц. собора примыкала колокольня, завершенная шпилем, и ризница. Храм был выстроен в архаичных для того времени позднеклассицистических формах и завершен 5 главами со шлемовидными куполами. В сев. части монастыря находился 2-этажный настоятельский корпус. Мон-рь окружала каменная ограда с 4 деревянными башенками по углам. Над св. воротами располагалась классицистическая 4-столпная Покровская ц., завершенная 2 ступенчато расположенными восьмериками и 4 декоративными главками по углам 4-скатной кровли. Бифории, пояс сухариков, декорирующий карниз, киот над входом с висячей гирькой вносили в архитектуру храма элементы эклектики. В ограде мон-ря размещались кельи, трапезная, различные службы.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в., Кострома - 5.05.1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв.- в Соборе святых Костромской митрополии). В молодости оставил родительский дом и последовательно подвизался в ярославском Толгском монастыре , в Геннадиевом в честь Преображения Господня мужском монастыре , где принял постриг, в Спасо-Каменном на Кубенском оз. и в Павловом Обнорском во имя Святой Троицы мужском монастыре и, наконец, по указанию прп. Ферапонта Монзенского поселился близ устья р. Монзы - правого притока р. Костромы (ныне с. Ферапонт Буйского р-на Костромской обл.). Здесь ок. 80-90-х гг. XVI в., как можно судить по житию преподобных А. М. и Ферапонта, А. М. возобновил запустевший к тому времени Благовещенский мон-рь. Во время голода в нач. XVII в. А. М. помогал окрестному населению монастырскими запасами. 2,5 года в обители жил прп. Ферапонт Монзенский, к-рый предсказал многие события в жизни мон-ря и время преставления своего сомолитвенника. А. М. был погребен в монастырской ц. Воскресения Христова. Местная канонизация преподобных А. М. и Ферапонта, вероятно, произошла в 30-40-х гг. XVII в., поскольку именно этим временем датируется самый ранний фрагмент службы святым (РНБ. Погод. 650). Житие преподобных («Житие, и жизнь, и сказание отчасти чудес преподобнаго отца нашего Ферапонта, Устьмонзенскаго новаго чудотворца, иже бысть во области града Галича, и о зачале Благовещенскаго мон-ря, что на реке Костроме, на устии Монзы реки, понеже зачатся обитель сия житием и началством раба Божия священноинока старца Адриана, некоего боголюбиваго мниха») начали писать вскоре после смерти А. М. Оно создавалось с перерывами в течение почти 20 лет - с 1624 по 1645 г. (самые ранние из известных списков жития со службой: ГИМ. Увар. 1199 (415), XVII в.; РНБ. Вяз. Q/281, 60-е гг. XVII в.). Автор жития пришел в мон-рь в 1626 г. при игум. Григории, здесь был излечен от «лютой болезни» у гроба прп. Ферапонта, принял постриг, был строителем мон-ря, после смерти игумена стал иеромонахом. В. О. Ключевский предполагал, что он был 3-м игуменом мон-ря (между 1640 и 1658), однако его имя осталось неизвестным. Автор жития использовал более раннее, несохранившееся житие прп. Ферапонта, документы из монастырского архива.

http://pravenc.ru/text/63610.html

На иконе сохранился убор кон. XIX в. Серебряный с позолотой и украшенный камнями чеканный оклад закрывает фигуры Богородицы и Христа по контуру, оставляя открытыми лики; из того же материала выполнены венцы на головах и рама, обрамляющая икону по краю. Икона вложена в раму-киот с широкими исходящими лучами и венцом в верхней части. События первой мировой войны прервали историю Леснинского монастыря на Холмщине: в 1915 г. проживавшие в мон-ре (более 600 учащихся и учителей и ок. 500 монашествующих) были эвакуированы. Л. и., подготовленную к эвакуации еще в кон. 1914 г., отправили в Петроград на Леснинское подворье; часть сестер нашла приют в Новодевичьем в честь Воскресения Христова и в прп. Иоанна Рильского мон-рях в Петрограде. После Октябрьской революции 1917 г., взяв с собой главную святыню мон-ря, они были вынуждены бежать в Кишинёвскую епархию в Жабский женский мон-рь (в совр. с. Жапка Флорешсткого р-на, Республика Молдова), в 1920 г. нашли ненадолго пристанище в мон-ре Кувеждин, затем - в мон-ре Хопово на Фрушка-Горе (Королевство сербов, хорватов и словенцев; совр. Сербия), с 1943 г.- в Белграде. К 1949 г. положение обители в Белграде осложнилось настолько, что было принято решение искать новое убежище. На вывоз иконы за пределы Югославии требовалось разрешение правительства. Во время осмотра Л. и. представителями специальной художественной комиссии в домовом храме обители игум. Феодора призвала сестер к молитве: задержание святыни делало невозможным перемещение мон-ря. Разрешение было получено, и летом 1950 г. сестры отбыли во Францию, сначала в Фуркё под Парижем, а в окт. 1967 г. в Шовенкур-Провмон (деп. Эр). Икону поместили в часовню при доме монастыря, в 1968 г., в день празднования Л. и., приходящийся на Воздвижение Креста Господня, был освящен монастырский храм, куда и была перенесена икона. В наст. время Л. и. пребывает в специально устроенном деревянном резном киоте справа от клироса. Сведения о Л. и. вошли в общецерковный оборот только в кон. XIX в. В 1665 г., т. е. до явления иконы, был опубликован 1-й свод правосл. икон (архиеп. Иоанникий (Галятовский), «Небо Новое»), к-рый стал основой для последующих подобных работ 1-й четв. XVIII - сер. XIX в. В этот период икона находилась у католиков в условиях, когда большая часть населения Холмщины была склонена в униатство; т. о., вплоть до 80-х гг. XIX в. практика почитания православными иконы была пресечена и возобновилась только после возврата чудотворной святыни в 1875 г. и учреждения в Лесне правосл. мон-ря. С этого времени информация о Л. и. появилась в отдельных изданиях, посвященных монастырю, и в сводах икон (см., напр.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 322-323; Сергий (Спасский). Месяцеслов.Т. 3. С. 661).

http://pravenc.ru/text/2463593.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЙНИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в мест. Буйничи, в 6 верстах от Могилёва, на правом берегу Днепра. В 1626 г. кн. Б. Б. Соломерецкий решил основать в своем имении Борколабово муж. общежительный мон-рь для противодействия насаждаемой в Речи Посполитой унии (см. Брестская уния ). Скорая кончина князя помешала устройству обители. Его намерения осуществили мстиславский подкоморий Б. В. Стеткевич и его супруга Елена Богдановна, сестра кн. Соломерецкого, унаследовавшие владения князя. 1 авг. 1633 г. Стеткевичи выдали фундуш на основание близ имения Буйничи Б. м., к-рому передали 19 дес. земли близ Буйничей и часть имения Борколабово (1900 дес.) с селами Костинка и Холмы. Устройство обители Стеткевич поручил настоятелю Кутеинского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря игум. Иоилю (Труцевичу) , по замыслу к-рого Б. м. стал частью Кутеинской обители. Мон-ри имели один устав, одинаковое содержание, и в случае оскудения средств в одной обители др. должна была ей оказать помощь. Игумены и братия обоих мон-рей ежегодно переходили из одного мон-ря в др. Согласно «Лифосу» свт. Петра (Могилы) , в 1644 г. в Б. м. жили ок. 200 насельников. Ок. 1637 г. в мон-ре была освящена Успенская ц. (в кон. XIX в. в ризнице уфимского кафедрального Воскресенского собора хранился антиминс из Успенского храма Б. м., подписанный в 1637 Могилёвским еп. Сильвестром (Коссовым) ), в кон. XVII в. на месте обветшавшего был поставлен деревянный теплый Успенский храм с трапезной. П. А. Толстой, посетивший Б. м. в 1697 г., упоминает существовавшую там ц. Св. Духа «изрядного строения». Б. м. неоднократно подвергался разорению. Во время войны России с Польшей игум. Мефодий жаловался царю Алексею Михайловичу, что войско запорожского гетмана И. Н. Золотаренко «монастырския вотчины пограбили... и тесноту чинят», на что грамотой 12 сент. 1654 г. царь повелел гетману «разоренья не чинить». Во время осады Могилёва игум. Мефодий убеждал горожан сдаться рус. войскам и перейти в подданство царю. В 1708 г. Б. м. был разграблен швед. солдатами, разобравшими деревянный Успенский храм, доски к-рого и даже иконы использовались для строительства настилов и мостов. Узнав об этом, швед. кор. Карл XII «виновников поругания святых икон приказал повесить» ( Орест. С. LVII). В 1718 г. на месте Успенской была построена каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В кон. XVII-XVIII в. настоятели Б. м. жаловались на притеснения со стороны шляхтичей, разорявших и грабивших монастырские имения, устраивавших в обители погромы. В 1652 г. с согласия игум. Иоиля (Труцевича) Б. м. утратил в Костинке и Холмах половину принадлежавших ему земель в пользу новооснованного Борколабовского жен. мон-ря . Из-за этих владений между мон-рями на протяжении столетия продолжалась ожесточенная вражда со взаимными вооруженными нападениями, закончившаяся в 1759 г.

http://pravenc.ru/text/153605.html

Прп. Михаил Малеин. Гравюра иером. Памвы Берынды из кн. «Лексикон славенороссийский и имел толкование». Типография Киево-Печерского мон-ря, 1627 г. Прп. Михаил Малеин. Гравюра иером. Памвы Берынды из кн. «Лексикон славенороссийский и имел толкование». Типография Киево-Печерского мон-ря, 1627 г. В течение 2 лет (ок. 913-915) М. М. исполнял в мон-ре должность трапезита (повара), затем принял схиму. Его вновь посетил отец, но на этот раз он встретился с М. М. с радостью и сокрушенным сердцем и благословил его на монашеский подвиг. Отец просил М. М. ревностно служить Господу Богу, Которого М. М. возлюбил более родных и жизни в миру. Вскоре Евдоким скончался, и М. М. был на похоронах отца; мать разделила имение между детьми. М. М. освободил своих слуг и раздал им движимое имущество, доставшееся ему, земельные же владения и дома передал брату Константину, а вырученные деньги вложил в мон-рь. Мать М. М. приняла монашество и прожила еще долгое время. Ок. 918 г. М. М. решил искать еще более уединенного места и с благословения мон. Иоанна поселился в скале за пределами мон-ря, где проводил 5 дней в неделю, питаясь раз в сутки, и возвращался в монастырь по субботам и воскресеньям. Через 4 года вдвоем с родственником мон. Агапием М. М. покинул Кимин и переселился в хижину у оз. Ксиролимни (Сухое озеро) близ г. Пруса (ныне Бурса, Турция). Оставив своего спутника, он ушел на некую скалу, где жил в одиночестве и молчании ( Petit. 1902. P. 558-559). Аскетические подвиги М. М. постепенно стали широко известны; к нему приходило все больше мирян-паломников, а возле скалы образовался монастырь более чем из 50 учеников М. М. Ок. 925 г., по-прежнему взыскуя уединения, М. М. оставил монастырь Ксиролимни на попечение мон. Агапия и c немногими учениками вновь отправился на гору Кимин, где нашел новое удобное место и принялся за строительство лавры. Монастырский храм он посвятил Пресв. Богородице (Ibid. P. 559-560). В последующие годы новая лавра на Кимине превратилась в один из наиболее крупных визант. мон-рей. Ок. 930 г. М. М., после изучения Свящ. Писания и творений отцов Церкви, был рукоположен во пресвитера (Ibid. P. 561-562).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Деятельность И. Д. по строительству и украшению храмов составила сюжеты мн. миниатюр. Так, проиллюстрированы «Совет о строительстве каменной церкви во имя Богородицы» (Л. 310); основание И. Д. мон-ря с ц. Преображения Господня «близ сущу своего двора» по благословению митр. Феогноста (Л. 341 об.); посещение И. Д. основанного им мон-ря (Л. 342); украшение И. Д. монастырской церкви «святыми и честными иконами, и святыми книгами, и священными сосуды» (Л. 342 об.; И. Д. со свитой показан на фоне царских врат, прикрытых завесой, за к-рой видна часть престола, его руки простерты в сторону монахов во главе с архимандритом); закладка ц. арх. Михаила «внутрь града» (Л. 352 об.). В сцене преставления И. Д. изображен в схимнической одежде (Л. 381). Освящение Успенского собора Москов-ского Кремля. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 320 об.) Освящение Успенского собора Москов-ского Кремля. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 320 об.) Образ И. Д. включался в композиции, представляющие генеалогическое древо великих князей и государей Российских, напр. в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве ( С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV) и в стенописи центрального свода парадных сеней в здании Исторического музея в Москве (1883, артель Ф. Г. Торопова, общий вид росписи свода см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 24). На миниатюре из синодика, созданного царевной Татианой Михайловной для Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря (1676-1682, ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), по сторонам кроны древа в центре миниатюры расположены фигуры князей и царей. И. Д. представлен слева, 7-м снизу (его имя указано на левом поле листа), между своим дедом блгв. кн. Александром Невским и своим внуком блгв. вел. кн. Димитрием Донским. И. Д. изображен вполоборота, в схимническом облачении, с куколем на голове. Его руки подняты к равноап. кн. Владимиру, который показан вверху в визант. имп. венце (см.: Самойлова. 2004. С. 162; Гос. Ист. музей. 2006. С. 163. Ил. 36). Аналогичная композиция представлена на ростовской эмали кон. XIX в. (мастерская Виноградова, ГМЗРК). И. Д. изображен справа, по левую руку от равноап. кн. Владимира, 5-м сверху; представлен в схиме, руки в молитвенном жесте вытянуты вперед.

http://pravenc.ru/text/469776.html

Среди св. воинов и князей М.- седовласый старец с короткой, кудрявой бородой, всклокоченными волосами; он изображен в рост в полном воинском облачении, с копьем, мечом, луком и щитом на вологодской иконе-двухряднице из Входо-Иерусалимской ц. Каргополя (кон. XVI-XVII в., ВГИАХМЗ). Среди св. воинов - на створке складня XVII в. с образом прп. Александра Свирского в среднике (Музей икон, Рекклингхаузен - см.: Бенчев. 2008. С. 285). Как воин, с копьем и щитом, он представлен в росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, мастер Дионисий с сыновьями), на юго-зап. столбе Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле (1564), в ц. Успения Пресв. Богородицы в Свияжске (кон. XVI в.), на юж. грани сев.-вост. столба собора Смоленского Новодевичьего мон-ря в Москве (кон. XVI в.), на сев.-вост. столбе Успенского собора Московского Кремля (1642-1643), в ц. Воскресения в Ростове (1670-1680), в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684; вместе с мч. Саввой Стратилатом) и др. Вмч. Мина, со сценами Жития. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР) Вмч. Мина, со сценами Жития. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР) Со 2-й пол. XVI в. в рус. искусстве бытуют житийные иконы М. Одна из них, «Великомученик Мина в житии» (2-я пол. XVI в., ЧерМО) происходит из Воскресенского Горицкого мон-ря (см.: Рыбаков А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. 43/44). Клейма: 1. Принесение мощей в отечество; 2, 3. Чудо о спасении задушенного купца; 4, 5. Чудо о Евтропии, обещавшем поставить блюдо в церковь Мины; 6. Чудо о спасении от воина женщины по имени София; 7. Чудо об исцелении хромого и немого; 8. Чудо о самарянке Афракии, спасенной от смерти и обращенной в веру; 9. Чудо об обращении эллина; 10, 11. Чудо о еврее и христианине; 12. Чудо о богатом эллине и бедной вдовице; 13. Чудо об обещанных верблюдах; 14. Чудо о пожертвованных дровах; 15. Чудо об исцелении бесноватого; 16. Чудо об укравшем вепря. Содержание 15 клейм житийной иконы М. (в среднике - в воинских доспехах, с копьем и мечом) из деревянной церкви во имя святого, стоявшей на месте Покровской ц. в с. Данилове Конаковского р-на Тверской обл. (сер. XVI в., ЦМиАР), сосредоточено на сценах мученичества святого и связанным с почитанием его св. мощей Чудом о воскрешении паломника: М. перед языческим судьей; его ведут в темницу; секут воловьими жилами; мучают железными когтями; вновь секут воловьими жилами; поджаривают на огне; снова секут; отрубают голову; погребение М.; обретение его мощей; некий человек плывет поклониться мощам М. с мешком золота для его церкви; человек останавливается на ночь в доме, где его обворовывают и обезглавливают; М. на коне являтеся хозяину дома; он находит в доме голову человека и предлагает убийце покаяться; М. молится Господу о воскрешении человека (см.: Святое воинство: Образы небесных защитников в рус. искусстве XII - нач. XX в. М., 2010. Кат. 42. С. 40, 93).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

Мн. чудотворениями, в особенности во время эпидемий холеры 1830, 1870 гг., был известен образ Успения Божией Матери из Семигородной Успенской пуст., приписываемый кисти прп. Дионисия Глушицкого (в наст. время во ВГИАХМЗ), а также явленная икона Божией Матери «Семистрельная» из ц. св. Иоанна Богослова на р. Тошне близ Вологды (в наст. время в Лазаревской ц. Вологды). Во время эпидемий или при угрозе их появления с иконами совершались крестные ходы, последний состоялся в 1911 г. Явленный образ Божией Матери «Знамение» (1571) был святыней Иоанно-Предтеченского храма в Дюдиковой пуст. В честь явления иконы был возведен теплый храм и совершалось ежегодное празднование 2 сент. Свт. Антоний, еп. Вологодский. Икона. XVIII в. (ВГИАХМЗ) В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского, в часовне близ кафедрального собора почивают под спудом мощи св. блж. Николая Рынина. В вологодском храме свт. Николая во Владычной слободе почивают мощи свт. Антония (до 1988 находились в вологодском Софийском соборе). В Спасо-Прилуцком Димитриевом мон-ре в нижнем храме во имя прп. Димитрия под спудом находятся мощи прп. Димитрия Прилуцкого и прп. Игнатия, вериги угличских князей преподобных Димитрия и Игнатия. В Череповце в Воскресенском соборе под спудом покоятся мощи преподобных Афанасия Череповецкого и Феодосия Череповецкого , в часовне прп. Филиппа Ирапского - мощи прп. Филиппа Ирапского . В Устюжне в храме в честь Казанской иконы Божией Матери почивают мощи прмч. Евфросина Синоезерского. В храме во имя прп. Кирилла Белозерского в Кирилловом Белозерском мон-ре под спудом покоятся мощи прп. Кирилла, в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре под спудом - мощи прп. Мартиниана Белозерского и Иоасафа (Оболенского), архиеп. Ростовского, в Вел. Устюге в соборе блж. Прокопия под спудом - мощи блж. Прокопия Устюжского , в Тотьме в храме Рождества Христова - мощи прп. Феодосия Тотемского, в Свято-Троицком Павло Обнорском мон-ре под спудом - мощи прп. Павла Обнорского . В храме в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в с. Спас-Нурма Грязовецкого р-на под спудом почивают мощи прп. Сергия Нуромского . В храме в честь Воздвижения Креста Господня на месте Крестовоздвиженской пуст. в Кичменгско-Городецком р-не под спудом - мощи прп. Симона Воломского . Под руинами Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. похоронены мощи блж. Василия Спасо-Кубенского. На месте собора Глушицкого Сосновецкого мон-ря под спудом почивают мощи преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких . В деревянном храме во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого Покровского мон-ря (дер. Покровское Сокольского р-на) под спудом находятся мощи преподобных Макария , Тарасия и Феодосия , чудотворцев Глушицких.

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010