Москва. Церковь Воскресения Словущего в Крутицах. Карта и ближайшие объекты Церковь была построена на месте деревянного храма в 1498 г. Первоначально храм назывался в честь Успения Божией Матери. После строительства в 1689 г. нового Успенского собора храм был переосвящен в честь Воскресения Словущего. В подвалах храма находится усыпальница епископов (15 века). Церковь обновлялась в 17-18 веках. В 1788 г. в связи с закрытием монастыря и подворья храм был упразднен. В 1816 г., после размещения в помещениях монастыря казарм, начата разборка храма, остановленная по требованию общественности. В помещениях храма долго находился армейский склад. Храм недействующий. Расположена справа от Митрополичьих палат. Здание церкви состоит из белокаменного подвала XV века с захоронениями крутицких митрополитов, подклета XVI века и верхнего яруса середины XVIII века. Северный придел святителя Николая устроен в 1516 году. Посетивший в XIX веке Воскресенскую церковь архиепископ Московский Августин (Виноградов) отмечал, что внутри она «благолепием, свойственным храму Божию, и стенным писанием расписана». В 1812 г. церковь выгорела, но росписи остались. Спустя четыре года главнокомандующий г. Москвы Тормасов распорядился церковь эту разобрать, священные стенные изображения смыть, намереваясь сделать здесь жилые помещения, а по некоторым сведениям, даже конюшни. Однако архиепископ Августин ходатайствовал перед обер-прокурором князем А. Н. Голицыным о сохранении храма. Голицын доложил об обстоятельствах дела императору Александру I, в результате чего последовало распоряжение о прекращении разборки храма. В ходе начатого разрушения были открыты склеп с гробом епископа Крутицкого Иллариона и надписи над гробом епископов Евфимия, Симеона, Досифея и митрополита Геласия. Повелено было на месте погребения установить новые надгробные плиты. В 1839 году по проекту архитектора Е.Д. Тюрина предполагалось осуществить реставрацию древней Воскресенской церкви. В 1840 году с аналогичным проектом выступил архитектор Константин Тон. В 1840 и 1899 гг. храм был частично перестроен. В 1899 было осуществлено также обновление Успенской церкви. На рубеже XIX и XX вв. вновь расписан нижний Петропавловский храм. Храм действующий, в нем проводятся службы.

http://sobory.ru/article/?object=05431

В недавно отремонтированный трудами прихожан храм вошли нанятые Семеновым марокканские рабочие, разломали ценный иконостас, отодрали от стен старые иконы и попытались вынести святыни храма в неизвестном направлении. Храм Успения Божией Матери в Касабланке ( Марокко ), возведенный усилиями русских эмигрантов в 1958 году, находится под угрозой сноса. Это один из двух оставшихся русских православных храмов на всей территории королевства Марокко (кроме двух русских храмов в Марокко существует еще один греческий храм). Священник Максим Массалитин Ситуацию комментирует настоятель русского Воскресенского храма в Рабате священник Максим Массалитин. Бывший священник Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) и гражданин Франции Николай Семенов, лишенный сана в 2001 году, осуществил незаконную продажу имущества Успенского прихода марокканской предпринимательнице с целью дальнейшего сноса храма и реализации на его территории девелоперского проекта. Успенская церковь расположена в центре города в одном из престижных деловых районов. 1 февраля 2012 года в недавно отремонтированный трудами прихожан храм вошли нанятые Семеновым марокканские рабочие, разломали ценный иконостас, отодрали от стен старые иконы и попытались вынести святыни храма в неизвестном направлении, но были остановлены арендатором приходских помещений. Демонтированный иконостас в Успенском храме. Фото: flickr.com 16 февраля срочно прибывший в Касабланку архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, в ведении которого находится Успенский храм, вместе со священником Максимом Массалитиным, настоятелем русского Воскресенского храма в Рабате, подали жалобу в полицию и генеральному королевскому прокурору Касабланки. После возбуждения уголовного дела Семенов был задержан марокканской полицией в аэропорту Касабланки в конце февраля и с тех пор не выпускается из Марокко в связи с предварительным расследованием происшествия. Фото: flickr.com Формально храм находится в собственности приходской ассоциации Communauté et Eglise orthodoxe russe au Maroc (Община и православная русская церковь в Марокко), созданной в 1948 году адмиралом А.И. Русиным, княгиней В.В. Урусовой и рядом других видных деятелей русской эмиграции. Первым настоятелем Успенского прихода РПЦЗ в Касабланке был протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, будущий епископ Бостонский. С 1970-х годов в связи с тем, что прихожан Успенского храма почти не осталось, Русская Зарубежная Церковь более не назначала в Касабланку настоятеля.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-xram-v-ka...

Москва. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Мещёрском (кирпичная). Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 2016 - 2018. Адрес: Россия, г.Москва, поселок Мещёрский, Воскресенская улица, 1А (пересечение улиц Воскресенская с Мещерским проспектом) Координаты: 55.675587, 37.408783 Проезд:От пл. Сколково Киевского направления автобус 883 до остановки Мещерский пруд. Можно этим автобусом ехать от ст. м. " Славянский бульвар " , но ехать долго Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первые упоминания о землях, на которых расположен храм в честь Казанской иконы Божьей Матери в Мещерском, относятся к 13 в. Часть территорий ранее входила в состав обширных владений Александра Невского, а затем перешли к его сыну - Даниилу Московскому, основателю Московского княжества. В 16 в. в здешних лесах и пустошах, богатых разным зверьем, любил охотиться Иван Грозный, а позднее царь Алексей Михайлович Романов. Самые ранние сведения о «пустоши Ваулино» датируются 1628 годом, в то время она принадлежала церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, что близ Гостиного двора в Китай-городе. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы «Златоверхая». Каменный храм Введения на Великом посаде за Торгом был заложен в 1514 году. Ктитором храма был великий князь Василий Иоаннович, а возводил его итальянский мастер Алевиз Фрязин, построивший Архангельский собор в Кремле. Храм располагался в нынешнем Рыбном переулке между Ростовским архиерейским подворьем и Гостиным двором, поглотившим церковь в конце XVIII века. «Златоверхой» церковь называли за золоченый купол, что было в XVI веке большой редкостью. В день праздника 21 ноября государи обязательно бывали здесь «у обедни». Во время выездов царя к вечерне во Введенскую церковь был положен трезвон во все колокола на Ивановской колокольне в Кремле, после вечерни сам патриарх служил молебен и всенощное бдение. Издавна храм владел двумя пустошами в Сетунском стану – Ваулинской и Хоботовской, где имелись покосы и дровяной лес. Такие земли обычно были «вкладными», т.е. завещались как вклад на вечное поминовение. Загородные земли, принадлежавшие московским церквям, отдавались в оброчное содержание, и храм имел дополнительный доход. В 1766 году Ваулино и Хоботово, пустоши Сетунского стана, владение церкви Пресвятой Богородицы «Златоверхая», были отданы в вечное владение из оброку генерал-аншефу Никите Федоровичу Соковнину. В «Экономических примечаниях к Планам Генерального межевания Московского уезда» (изданы в 1766 г.) отмечалось, что церковная земля, которую межевал 12 октября 1766 г. Дельвиг, имела под разным строением 2376 с., сенной покос 41 д. 685 с., лес дровяной 190 д. 2088 с., дороги 1125 с., полуручей и болото 4 д. 300 с., всего 205 д. 1042 с. Владел Соковнин этой землей недолго, поскольку скончался в 1770 г.

http://sobory.ru/article/?object=45449

Приволжск. Никольский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Никольский храм в Приволжске (бывшее село Большое Яковлевское) был построен в традициях барокко в 1779 г. костромскими мастерами на месте деревянной шатровой церкви, известной по документам с 1523 г. Расположен в центре города, на небольшой торговой площади. Доминирует в окружающей постройке, хорошо видна издалека при въезде по шоссе Иваново - Плес. Закрыли храм в 1939 г. и использовали в качестве складов. В 1989 г. начались ходатайства о возвращении храма верующим, что вызвало протест органов власти. Вопрос решился неожиданно: в шатер колокольни ударила молния и на следующий день колокольня рухнула внутрь, разрушив своды. В таком состоянии его и передали общие. В том же 1989 г. в Приволжске был проведен первый за советский период власти крестный ход по центральным улицам города. В 1993 г. при храме была создана Воскресенско-Николаевская монашеская община, объединившая Никольский храм Приволжска и Воскресенский храм села Толпыгино. В 1997 г. при Никольском храме открыли приют для девочек-сирот и православную школу. На следующий год монашеская община была реорганизована. В Приволжске учрежден Никольский женский монастырь, а Воскресенский храм стал подворьем Успенского мужского монастыря в Иванове. Никольский храм, который является своеобразным символом Приволжска, сейчас отреставрирован, восстановлены купола, шатер колокольни, внутреннее убранство. В 1989 году процесс открытия храмов начал набирать силу. В городе Приволжске был передан собор святителя Николая Чудотворца общине с. Толпыгино с регистрацией в совете по делам религий при Совете Министров СССР, как приписной приход. Однако в Приволжске было особое положение. Собор Николая Чудотворца находился в центре города на площади, как раз напротив здания райкома партии. Первым секретарем райкома партии был Чунаев Е.А. Он играл особо активную роль в областном комитете партии и был на стороне консервативно настроенной группировки коммунистов. Конечно, он никак не мог допустить, чтобы в центре города, напротив здания райкома открылся прекрасный собор. Еще в декабре 1980 года настоятель храма с. Толпыгино иеромонах Зосима (Шевчук) обращался с письмом в местный Приволжский райисполком, а также в Ивановской облисполком с просьбой передать Собор Николая Чудотворца в г. Приволжске православной общине с. Толпыгино как приписной храм. Это было время, когда действовал ещё закон 1929 года о религиозных организациях, и для того, чтобы здание храма было передано религиозной общине, необходимо было зарегистрировать религиозную общину в Совете по делам религий при Совете Министров СССР. И только после этого передавалось молитвенное здание. Закон ограничивал возможность владения двумя зданиями одному приходу. И поэтому на этом основании о. Зосиме в ходатайстве было отказано.

http://sobory.ru/article/?object=01339

Щелканово. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты В селе Щелканово было два храма – в честь Рождества Христова и единоверческий в честь Сошествия Святого Духа. Христорождественский храм был построен в 1800 г. на средства помещицы Веры Борисовны Лопухиной. Храм каменный, особой колокольни не имел. Колокола находились на одной из четырех башен самой церкви. Второй храм, Сошественский, был построен в середине XIX в. До наших дней здание второго храма не сохранилось - оно было разобрано в 1970-е гг. Сохранившийся храм в честь Рождества Христова имеет четыре придела – главный, освященный в честь Рождества Христова; в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и в честь святителя Николая Чудотворца. Отдельно от храма стоит трехъярусная колокольня. Храм является памятником истории и культуры Калужской области. В ограде при храме Рождества Христова имеется мраморное надгробие лесопромышленника Иванкина (бывшего когда-то старостой храма) в виде дуба с обрезанными сучьями и мемориальной доской с надписью. Храм был закрыт в 1930 г. Священник Феодор Никольский и псаломщик Петр Степанович Архиреев 21 апреля 1930 года ПП ОГПУ Западной области были приговорены к разным срокам лагерей. Храм был передан Калужской епархии 13 апреля 1995 г. Сейчас ведется его восстановление. 13 марта 2005 года в воскресенье после продолжительного перерыва со времени закрытия в домовой церкви при храме Рождества Христова в селе Щелканово была совершена первая литургия. Помощь в приобретении и ремонта молитвенного дома оказало предприятие " Бор " . По благословению правящего архиерея Калужской епархии Митрополита Климента теперь в молитвенном доме при храме Рождества Христова каждое воскресенье будет совершаться Божественная литургия. До этого дня при храме совершались только молебны и панихиды. Общими усилиями прихожан был сооружен молитвенный дом, так как для того чтобы начать богослужения в самом храме нужны большие средства. Пока в храме течет крыша, нет окон, а кое-где и дверей. Внутри и снаружи требуется оштукатурить стены, постелить пол.

http://sobory.ru/article/?object=01611

I. Храм или церковь Как называется место, куда главным образом собираемся мы для общественного Богослужения? Место это называется храмом, а иначе церковью. Что такое храм или церковь ? Храм или церковь есть здание, назначенное единственно для отправления в нем Богослужения и потому отличающееся от прочих зданий и наружным видом, и внутренним устройством своим. Что значит название: “храм”, “ церковь ”? Название храм берется от слова храмина, т. е. здание. Название церковь есть греческое и значит «дом Господень». Почему храм называется домом Господним или Божиим? Храм называется домом Божиим, во-первых, потому, что назначается для служения Богу и таким образом посвящается Ему, и Бог особенным образом, подобно, как и на небе, обитает в нем, как бы в своем доме; во-вторых, потому, что в храм для богослужения собирается церковь , т. е. общество истинно верующих, обыкновенно называемое церковью. Почему храмы называются один Воскресенским, другой Благовещенским, третий Михайло-Архангельским, Никольским? Каждый из храмов обыкновенно посвящается или воспоминанию какого-либо священного события, напр. воскресения Христова, благовещения Пресв. Богородицы, или кому-либо из святых Божиих, напр. архангелу Михаилу, святителю Николаю; потому один из храмов и называется именем события, – Воскресенским, Благовещенским, другой – именем святого, – Михайло-Архангельским, Никольским. Каждый из храмов есть дом Божий, так понятно, почему тот и другой из них посвящается воспоминанию из жизни и деяний Господа; для чего же иные храмы посвящаются святым? Как при крещении принимаем мы имена святых для того, чтобы в частности каждому из нас иметь в сих святых особенных покровителей и молитвенников о себе; так и при строении храмы посвящаются святым, для того, чтобы строителям, т. е. всей так называемой братии храма того (Сугуб. ект.), или, сказать просто, всему приходу, всем прихожанам ввериться особенному покровительству их и иметь в них особенных молитвенников о себе. Откуда и с чего взято обыкновение посвящать храмы святым?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Боршева. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Боршева упоминается в духовных грамотах великих князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского. До 1728 года принадлежало А.Д. Меньшикову, потом перешло в ведение конюшенного ведомства. Около 1738 г. на Боршеве строится деревянная церковь в честь святителя Николая. Предположительно после пожара на этом же месте строится новый храм, тоже деревянный, в котором были престолы в честь Христова Воскресения, Покрова и свт. Николая. В ведомости о церкви за 1899 год говорится: «утвари в храме достаточно, земельный надел его состовляет 3 десятины усадебной земли, также пахотной и сенокосной 40 десятин. Возле храма часовня деревянная. Всею землею причт владеет сам. Дома причта собственные на церковной земле». Со временем деревянный храм сильно обветшал, колокольня накренилась. Рядом поставили временную звонницу. Возникла потребность в новом здании. Стали собирать средства, и в 1903г. состоялась закладка каменного храма. Новый храм был построен из красного кирпича, крышу венчало деревянное пятиглавие. Стены и своды храма имели живописные изображения. Иконостас резной работы вызолочен, иконы—а их было 36— греческого письма. Начатая колокольня так и не была завершена. Последним настоятелем был иерей Иоанн Никифорович Зверев, 1882 года рождения, служивший с 1921 года. После его смерти в 1936 году храм был закрыт. Впоследствии здание храма использовалось колхозом под склад зерна и другие нужды. В 80-х годах хотели разместить в храме продовольственный магазин, но, к счастью, этого не произошло. Затем руководство колхоза решило отремонтироварь здание, и устроить в нём музей колхоза. Храм начали ремонтировать, перекрыли крышу, провели отопление. Но и эта затея не увенчалась успехом. В 1999 г. храм передали православной общине, назначен настоятель иерей Алексий Авдокушин. На Пасху 5 мая 2002 г. была отслужена первая Литургия. Сейчас храм мало-помалу восстанавливается, Проведено отопление, построена колокольня. К 100-летию храма в 2003 году были восстановлены пять куполов с крестами. Проводятся занятия воскресной школы с детьми и взрослыми, устраиваются паломнические поездки по святым местам. Регулярно совершаются богослужения и требы.

http://sobory.ru/article/?object=03546

Верхотурье. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий собор, каменный, двухпрестольный. Заложен в 1703 г. С момента закладки указом Синода присвоен соборный статус. Построен в стиле барокко. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 16 апреля 1709 г. Левый придел во имя священномученика Харалампия. В 1922 г. изъято 2 пуда 31 фунт 92 золотника серебра (45,6 кг). С 1925 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыт в 1932 г. Возвращен в 1991 г. Действующий с 1998 г. В деревянном виде церковь в честь Живоначальной Троицы была заложена в 1598 году, по окончании строительства Бабиновской дороги, связующей Центральную Россию с Сибирью. На месте города Верхотурье первоначально существовала пограничная застава с таможней, а вокруг нее стал образовываться торговый город. Троицкий храм существовал как походно-полевая церковь на пограничной заставе. С ростом и развитием Верхотурья Троицкий храм становится центральным городским собором. Деревянное здание храма, стоявшего на высоком берегу Туры, не сохранилось. В 1703 году практически на этом же месте был заложен каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, а вокруг него выстроили кремль с бойницами для стрелецких пищалей. С момента закладки указом Святейшего Синода Свято-Троицкому храму был присвоен соборный статус. Русские государи Алексей Михайлович, а впоследствии Петр I сознавали важнейшее государственное значение Верхотурского кремля на границе Урала и Сибири: храм и Верхотурский кремль строился полностью за счет государевой казны. Главный придел Свято-Троицкого собора освящен 16 апреля 1709 года. Собор построен в стиле барокко - светлый, воздушный, пятиярусным освещением. В годы советской власти храм был закрыт. С 1932 года богослужения в нем не проводились, собор и кремль постепенно ветшали и разрушались. В 1998 году в Свято-Троицком храме были возобновлены богослужения. Впоследствии Свято-Троицкому собору указом Правящего Архиерея был придан статус Архиерейского подворья. Единственный храм в Верхотурье, где совершаются таинства крещения и венчания, ибо в монастырских храмах их совершать не принято. Памятник истории и архитектуры мирового значения, находится под охраной ЮНЕСКО. Прихожане храма особо почитают икону Пресвятой Богородицы " Неупиваемая Чаша " . Есть в соборе и другие чтимые святыни - икона Пресвятой Богородицы " Казанская " , написанная в XVIII веке, и образ Воскресения Христова невьянского письма. Казанский образ - древний, являющий собой образец письма невьянской иконописной школы. А Крест-распятие с предстоящими святыми сделан местными умельцами, уже в наши дни.

http://sobory.ru/article/?object=00344

Закрыть itemscope itemtype="" > О солдатских поездках в монастырь и «русских мальчиках» Ф. М. Достоевского 28.08.2016 626 Время на чтение 8 минут Наш монастырь стал излюбленным местом отдыха - т.е. местом, где по-настоящему можно отдохнуть душой и телом - военнослужащих-срочников воинских частей Боровского района. Только по воскресеньям, как правило, солдаты имеют возможность «ездить в храм», как они сами окрестили эти поездки: «едем в храм», «кто едет в храм?» Именно так на солдатском наречье: «в храм», а не «в монастырь». Почему так? Может быть, потому, что слово « хр ам» звучит как-то особенно хр устально для солдатского слуха, а может быть, этим своим предпочтением говорить «в храм», а не «в монастырь» солдаты невольно выражают мысль, что едут в монастырь не на «прогулку» и не «на экскурсию», а именно в храм, к Богу . Хотя первое предположение и имеет свое право на существование, особенно, если учитывать юношескую потребность в своеобразном «эстетстве» - любви молодых людей к интересно и красиво звучащим словечкам - однако, все-таки, второе выглядит более основательно. Да, да, солдатский настрой здесь - ехать именно в храм, к Богу , и в этом нет никакой натяжки. Мне тоже в свое время был не чужд скепсис по поводу «духовных или религиозных потребностей» нашей молодежи, когда впервые 9 лет назад я повез небольшую группу балабановских солдат-ракетчиков по их просьбе в монастырь: «дескать, несколько раз съездят, а потом этот их каприз пройдет». Но прошло время. Воскресные солдатские поездки в монастырь вошли в обычай, а группы «убывающих в монастырь» оказывались всегда достаточно большими в отношении «принимающих» возможностей монастыря - трапеза, транспорт, контроль (ведь, не дай Бог, что-нибудь случится с кем-нибудь из молодых солдат!) - и сравнительно небольшими по отношению к общему числу желающих каждый раз ехать в монастырь. Я не переставал этому явлению удивляться (и, честно говоря, до сих пор не перестаю). А вскоре к моему удивлению присоединился еще страх, что эта «идиллия» «вот-вот скоро» закончится: «скоро пройдет, - со страхом думал я, - этот «пыл» или «мода».

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/29/...

Кунгур. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Приходская Никольская церковь была построена на месте каменного Иоанно-Предтеченского храма, который до 1834 года был кладбищенским. 27 апреля 1894 года приступили к разборке старого храма, а 22 мая в воскресенье заложили новый. Председателем строительного комитета (до 1898 г.) был М.И. Холмогоров. 9 и 16 ноября 1903 года состоялось освящение боковых приделов новой Иоанно-Предтеченской (Никольской) церкви. Главный храм был освящен после выполнения настенной живописи 20 августа 1917 года во имя Иоанна Предтечи. http://www.allkungur.ru/index.php?showforum=178 Храм ведет историю с 1787 г., когда был освящен первый престол в честь Иоанна Предтечи. В последующие века храм неоднократно достраивали и перестраивали. В результате в нем стало 4 придела: Иоанно-Предтеченский, во имя Алексия Человека Божия и два — во имя святителя и Чудотворца Николая (поэтому храм больше известен как Никольский). Никольская церковь — храм-памятник, возведенный над могилой купца-чаеторговца А. С. Губкина (1816-1883) его внуком и наследником А. Г. Кузнецовым на месте старой Иоанно-Предтеченской церкви (1792). Росписи интерьеров были выполнены в 1914-1917 гг. под руководством проф. Петербургской акад. художеств П. П. Харламова. В 1931 г. храм был закрыт. Затем в православной святыне разместилась тюрьма. Церковь возвратили верующим в 1990 г. Сегодня здесь возрождается женская обитель в честь святого Иоанна Предтечи, которая была основана в начале 19 в., по благословению преподобного Серафима Саровского. Настоятель - протоиерей Олег Ширинкин. Сайт «Пермский край. Энциклопедия» Никольская церковь Первая Иоанно-Предтеченская церковь была построена на окраине Кунгура на городском кладбище на средства кунгурского купца С.В. Юхнева в 1773 году. В 1872–1878 гг. храм был перестроен по проекту городового архитектора Н.А. Воскресенского и превращен из одноглавого в пятиглавый. Большая часть материалов и денег для переустройства была получена от А.С. Губкина.

http://sobory.ru/article/?object=03015

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010