Эпоха Просвещения как широкое идейное течение, в рамках которого была осу­ществлена постановка проблемы человеческой личности, способной к крити­ческому восприятию и творческому преобразованию окружающей действитель­ности на рациональных началах, способствовала развитию различных форм ин­теллектуальных коммуникаций, в том числе эпистолярного общения. Перепи­ска, являясь нормой повседневной жизни образованных людей XVIII–XIX вв., сочетала в себе и практические функции средства общения и обмена информацией, и служила формой выражения личностного начала, передающей отноше­ние человека к описываемым событиям, его чувства, размышления. В большей степени субъективность автора проявлялась в письмах частного характера, от­личающихся от деловой переписки свободной формой изложения, эмоциональ­ной окраской речи, мозаичным содержанием и тем, что они, как правило, не предназначались для публикации. Частное письмо как исторический источник личного происхождения интересно для исследователя именно этой субъектив­ной своей стороной, позволяющей приоткрыть завесу внутреннего мира его автора, образа его мыслей, ценностных ориентаций, этических и эстетических предпочтений 1 . Обращаясь к изучению идейных и нравственных исканий в русском обще­стве последней трети XVIII – начале XIX в., Б. И. Краснобаев отмечал, что знамением того времени было «стремление людей к сближению на основе общности взглядов, интересов, жизненных позиций, вкусов, возникновение различных обществ» 2 . Дружеское письмо рождается в этот период как продол­жение личного разговора разделенных расстоянием духовно близких людей, ис­пытывающих насущную потребность в общении друг с другом 3 . Помимо других присущих частной переписке черт дружеская переписка несет в себе отражение того стиля общения, того тона, который характерен для дружеского сообщества, члены которого в ней участвуют 4 . К такому типу относится переписка предста­вителей одного поколения – митрополита Евгения (Болховитинова) и Василия Ивановича Македонца, принадлежащих к дружескому по характеру общения и просветительскому по целям и направлению своей деятельности воронежскому кружку конца XVIII– начала XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Состоялся второй день работы VII Межрегиональной конференции по церковному социальному служению 15 июня 2016 г. 13:24 14 июня 2016 года в рамках VII Межрегиональной конференции по церковному социальному служению состоялись тематические секции по различным направлениям социального служения. Во второй день форума его участники обсудили вопросы, связанные с помощью людям с инвалидностью, бездомным, наркозависимым, защитой жизни ребенка до рождения, поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, развитием добровольческого движения. Работа конференции началась с молебна в домовом Крестовоздвиженском храме Воронежского государственного аграрного университета, который совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий . Именно в Аграрном университете проходят основные мероприятия форума. Архипастырь приветствовал участников конференции и выразил благодарность ректору вуза Николаю Бухтоярову, после назначения на должность которого храму не только был возвращен внешний вид, но в нем была вновь организована церковная жизнь, прерванная после событий 1917 года. «Дела благотворительности невозможно совершать без помощи молодых людей — добровольцев, а в этом вузе действует одно из лучших православных молодежных объединений», — свидетельствовал митрополит Воронежский Сергий. По словам ректора вуза, актив православного молодежного центра составляет около 300 человек. Вопросы создания единой сети православных реабилитационных центров и организации адаптационных квартир обсуждались на секции, посвященной церковной помощи наркозависимым. Говоря о специфике употребления в молодежной среде курительных смесей, руководитель отдела Воронежской епархии по утверждению трезвости и противодействию наркомании и алкоголизма иерей Евгений Лищенюк отметил: «Это разновидность наркомании, которая в корне изменит образ реабилитации, который существует сегодня, консервативные подходы к реабилитации принесут лишь частичный успех». По его словам, возраст «спайсовых» наркоманов уменьшается — это подростки 17-20 лет, с уровнем развития зачастую как у 10-летнего ребенка, невозможность сконцентрироваться и другими сильными нарушениями психики. «Мы вынуждены будем в ближайшее время выработать особые принципы работы с ними», — считает отец Евгений.

http://patriarchia.ru/db/text/4539833.ht...

Arhiva Пн În cadrul Lecturilor în cinstea Naterii Domnului a avut loc edina seciei „Grija Bisericii pentru bolnavii de depresie” 6 februarie 2019 17:47 26 января 2019 года в Москве в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений прошла работа секции «Попечение Церкви о депрессивных больных». Встреча была организована совместно Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению , Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Комиссией по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия, в рамках которой действует рабочая группа по пастырскому попечению о душевнобольных. Заседание возглавил председатель рабочей группы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий . Кураторы секции — секретарь Комиссии по церковному просвещению и диаконии, сотрудница ОВЦС М.Б. Нелюбова и член рабочей группы по пастырскому попечению о душевнобольных, руководитель направления помощи инвалидам Синодального отдела по благотворительности В.В. Леонтьева. В работе секции приняли участие более 50 человек из 14 епархий — священнослужители и миряне Русской Православной Церкви, ученые-психиатры, сотрудники Научного центра психического здоровья (НЦПЗ) Российской академии наук, врачи, церковные социальные работники. В своем вступительном докладе митрополит Воронежский Сергий отметил, что одна из задач секции — побудить священнослужителей на местах откликнуться на проблему, которой посвящена встреча, чтобы они не боялись психически больных людей и оказывали помощь и больным, и медицинским специалистам, которые, со своей стороны, также нуждаются в поддержке и понимании. Помогая людям, страдающим психическими расстройствами, необходимо находить сбалансированные подходы и не сводить все проявления таких расстройств исключительно к психическим заболеваниям или лишь к бесоодержимости. Митрополит Сергий отметил, что депрессия является одним из проявлений «общей греховной поврежденности человеческой природы, которое развивается в результате сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5369866...

Возглавил работу секции «Попечение Церкви о душевнобольных» митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Поприветствовав собравшихся участников и гостей, владыка представил свое слово «Пастырская психиатрия: психическое здоровье и приходская жизнь». Митрополит Сергий отметил, что самое печальное то, что психически нездоровый человек в результате своей болезни оказывается в изоляции: от него отворачивается и семья, и общество. При этом зачастую душевнобольной человек не обращается к врачу, стараясь подменить психиатра священником, что создает определенные трудности в лечении таких больных. Как заметил владыка Сергий, на протяжении уже нескольких (более 12) лет велась большая и активная работа по налаживанию взаимодействия между Церковью и психиатрией. В результате этой совместной деятельности уже многое достигнуто. Скажем, в этом году было издано первое практическое руководство для священнослужителей «Основы пастырской психиатрии», в котором описывались различные психические расстройства. И вот теперь, к началу работы нынешней секции, отметил Его Высокопреосвященство, подготовлен важный документ — «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных». Он утвержден Межсоборным присутствием для использования в пастырской работе и при подготовке духовенства. «Основная цель этого документа – организация жизни христианской общины таким образом, чтобы она стала местом, где душевнобольной человек не будет сталкиваться с предрассудками и мифами о психических болезнях, где такой человек ощутит свою социальную ценность и любовь окружающих, — сказал митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. — Где у него будет возможность посильно и беспрепятственно участвовать в образовании, общении, трудовой реабилитации, молитве, развивать свои способности и возможности, а его родственники смогут получить необходимую эмоциональную, материальную и информационную помощь». В этом документе, по словам владыки, рассматриваются основные принципы пастырской работы с психически больными и членами их семей, а также даются практические рекомендации для церковного попечения о психически больных.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/02/kak_po...

В Воронеже начинается сбор средств на строительство православной часовни на месте захоронения жертв сталинских репрессий 22 марта 2007 г. 15:56 Воронежское отделение историко-просветительского общества «Мемориал» обратилось к жителям Воронежской области и гражданам России с призывом финансово помочь строительству часовни на месте массовых захоронений жертв политических репрессий 1937-38 гг. возле поселка Дубовка на северо-восточной окраине Воронежа. По подсчетам активистов воронежского «Мемориала», основанным на изучении архивных данных, рассказам очевидцев-жителей окрестных мест и предварительном обследовании территории бывшего полигона НКВД под Воронежем, в лесу во множестве общих расстрельных ям захоронено от 8 до 10 тысяч человек. Это жители Воронежской области и других регионов, на период следствия вывозившиеся в Воронеж. На настоящее время найдены и преданы земле останки только 1 323 человек (эксгумация тел ведется с конца 1980-х гг). Воронежский «Мемориал» является инициатором возведения часовни на месте массовых захоронений жертв политических репрессий. По мнению руководства организации, появление часовни поможет наладить эффективный контроль за территорией, официально значащейся «мемориальной зоной», но которая при этом остается практически неохраняемой. 4 августа 2006 года, в день 69-й годовщины подписания приказа наркомом внутренних дел СССР Ежовым указа об усилении борьбы с антисоветскими, кулацкими и уголовными элементами, открывавшего простор для ускоренного судопроизводства, правящий архиерей Воронежской епархии митрополит Сергий (Фомин) освятил закладной камень в основание часовни на месте массовых расстрелов и захоронений невинно убиенных, а также предал земле останки обнаруженных поисковиками более 100 жертв «большого террора». Тогда же митрополит Сергий в беседе с корреспондентом «Благовест-инфо» высказал положительное отношение к появлению в перспективе в мемориальной зоне памятных знаков иных конфессий с соответствующей символикой. При этом воронежский архиерей сослался на опыт поминовения представителями разных религий жертв нацистского режима в европейских странах. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/217461.htm...

Высокопреосвященный Исидор не только внимательно рассмотрел его, но исправил и улучшил. Приводим несколько примеров исправления текста акафиста высокопреосвященным Исидором: Кондак 2: Первоначальный текст: «Видя в твари, аки в зерцале, разум и славу художника всех Бога, к Тому выну умом возносился еси, святителю отче Тихоне; и нас от неразумия к свету истины, от неправды к добродетели обрати, и от тления страстей свободи, да вопием прославившему тя Богу: Аллилуиа». Текст, исправленный митрополитом Исидором: «Видя в творениих, аки в зерцале, премудрость и славу Творца всяческих Бога, к Нему духом выну возносился еси, богомудре; светом же богоразумия твоего и нас озари, да вопием купно: Аллилуиа». Икос 6: Первоначальный текст: «Возсиял еси, яко звезда лучезарная паствы воронежской, сиянием твоего учения озаряя души верных и разгоняя тму злочестия, темже молим тя: от мрака неведения и нас к свету заповедей Христовых обрати, да зовем ти: Радуйся» и проч. Текст, исправленный митрополитом Исидором: «Возсиял еси, яко звезда лучезарная, воронежской пастве, блистанием учений твоих озаряя души верных и разгоняя тму нечестия и суеверия. И ныне сладостию писаний твоих насыщаеши вся алчущыя и жаждущыя правды, иже благодарне и взывают к тебе: Радуйся» и проч. Кондак 11: Первоначальный текст: «Пение надгробное не умолкало в честнем месте твоего упокоения от дне блаженныя кончины твоея до дне светлаго твоего прославления. Вси бо ведяху тя равноангельна, милостивна, боголюбива же и благоглаголива, темже и ныне вся благодарная Российская земля вопиет прославльшему тя Богу: Аллилуиа». Текст, исправленный митрополитом Исидором: «Пение у гроба твоего, угодниче Божий, святителю отче Тихоне, не умолче от дне блаженнаго успения до дне светлаго прославления твоего; мнози бо ведяху тя богоносна и равноангельна суща. Ныне же вся Российская земля благодарне вопиет прославльшему тя Богу: Аллилуиа». В исправленном виде 8/15 июня 1866 года акафист свт. Воронежскому Тихону был разрешен Святейшим Синодом к печати с предоставлением права на издание Задонскому монастырю 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

778 Урбанский. Религиозный быт хлыстов Казанской губернии (Известия по Казанской епархии, 1903, 13, с. 541; ср. ibid. 1891, 13, с. 407). 779 Головкин, Очерки Оренбургской хлыстовщины, Оренбург, 1899, с. 83. (Оттиск из Оренбург. Е. В. за 1897–1899 гг·). 782 Надеждин, Исследование о скопческой ереси, 1845 (Кельсиев, Сборник правительственных сведений о раскольниках, вып. 3, Лондон. 1862) с. 66, Приложения. 783 Показание хлыстовки Влазневой: «на беседках... невольно плачешь. слезы катятся градом» (Дело Оренб. окруж, суда об Утицких, т. 1. л. 133). 786 Мельников, Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей (Чтения в обществе истории и древностей российских, 1873, кн. 1, с. 97–98, – скопческая песня). 788 Братское Слово, 1893, ч. I. с. 774 (Из архива С. Д. Нечаева. Донесение В. П. Клюквина о скопцах). 789 Недетовский, Василий Фёдоров Мокшин. Эпизод из истории сектантства в Воронежской губернии (Труды Воронежской учёной архивной комиссии, 1902, в. I, с. 81). 793 Sainte Thérèse, Vie, écrite par elle – même (Oeuyres très – complètes de sainte Thérèse, publiées par M. l’Abbé M., t. I, Paris, 1840, p. 225); Rouby L’hystèrie de sainte Thérèse (Archives de neurologie, 1902, octobre, p. 320). Ср. анонимную заметку «Hypersécrétion des larmes chez les mystiques» (Archives de neurologie, ibid,, p. 397). Упомянув о даре слёз у св. Доминика и короля Людовика Святого, автор делает общее замечание: «Cette hypersécrétion s’observe chez ce genre de malades, à peu près pour toutes les glandes (железы). A rapprocher de la sialorrhèe (слюнотечение)». 800 Преосвященный митрополит Московский Иоанникий, постригая моих товарищей, не спрашивал сего обета, говоря, что ученому монаху невольно иногда приходится нарушать его по болезненности. Примечание автора Хроники. 814 Хиротония ректора Кишиневской семинарии, архимандрита Афанасия во епископа Новгород-Северского, викария Черниговского. 816 По вопросу о судебной реформе в духовном ведомстве бывшим профессором А.Ф. Лавровым-Платоновым (ныне архиепископом Литовским Алексием) напечатано несколько капитальных сочинений, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15(28).06.1930–19.06(02.07).1931: Калининская (обн.) 19 .06(02.07).1931–10(23).11.1932: Ярославская (обн.) 1932–1932: Борисоглебская (обн.) Пётр Руднев 05(18).11.1928–28.09(11.10).1929: Загорская 11 .1928–1931: Дмитровская, в. у. 25 .09(08.10).1929–04(17).10.1933: Коломенская 04(17).10.1933–08(21).05.1935: Куйбышевская Пётр Савельев 20 .09(03.10).1923–22.07(04.08).1924: Стерлитамакская (обн.) 22 .07(04.08).1924–1924: Белебеевская 1927–28.10(10.11).1932: Сергачская 28 .10(10.11).1932–08(21).03.1933: Пятигорская 08(21).03.1933–03(17).04.1935: Моршанская 03(16).04.1935–14(27).01.1937: Кунгурская 03 .1935–14(27).01.1937: Свердловская, в. у. 14(27).01.1937–09.1937: Свердловская 03 .1936–09.1937: Пермская, в. у. Пётр Сергеев 12(25).03.1923–07(20).11.1923: Воронежская (обн.) 07(20).11.1923–01(14).05.1924: Гомельская (обн.) 01(14).05.1924–27.01(09.02).1925: Курская (обн.) 19 .02(04.03).1925–15(28).03.1925: Саратовская (обн.) 1925–1927: Тифлисская (обн.) 1925–1927: Сухумская (обн.), в. у. 20 .01(02.02).1927–: Закавказский митрополитанский округ (обн.), паки 1927–1932: Ростовская на Дону (обн.) 1934–07(20).10.1937: Азово-Черноморская (обн.) Пётр Соколов 18(31).03.1923–1923: Сердобская 1923–1928: Вольская 1923–1923: Астраханская, в. у. 1923–1923: Куйбышевская, в. у. 1923–1923: Уральская, в. у. 1923–1923: Пензенская, в. у. 1928–1930: Сердобская (?), паки 13(26).08.1930–05(18).09.1930: Могилевская 23 .08(05.09).1930–10(23).04.1935: Волгоградская 12(25).11.1935–10.1936: Воронежская Петровская Пётр Сысуев 21 .11(04.12).1922–17(30).03.1927: Омская (обн.) Пётр Турбин 31 .08(13.09).1942–1944: Тульская (обн.) Пётр Холмогорцев 1927–1932: Челябинская (григ.) 1932–1936: Свердловская (григ.) Пётр Нижегородской Слободы Пимен Белоликов 06(19).08.1916–1917: Салмасская 1917–1918: Алма-Атинская Пимен Пегов 12(25).02.1915–1918: Балтская 1918–1920: Каменец-Подольская, в. у. 1920–1922: Каменец-Подольская 1922–1924: Каменец-Подольская (обн.) 1924–1929: Харьковская (обн.) 1929–03(16).02.1935: Киевская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Но друге члены Синода и особенно Филарет Московский настояли, что послан был туда другой Евгений именно Казанцев, архиепископ Рязанский (тот самый, что был преемником Евгению Болховитинову во Псков). Митрополит Московский Филарет так изъяснялся об этом в письме от 24 июля 1832 г. к тогдашнему обер-прокурору Св. Синода – Нечаеву: «Если владыка (т. е. митропол. Серафим) полагал послать в Воронеж Киевского (т. е. м. Евгений); на что было сомневаться в сем? На следствие не послали его в той мысли. Что следствие требует людей беспристрастных и ни для кого не сомнительных; а как преосвященный Евгений – сам Воронежский, то надлежало отклонить подозрение благоприятства знакомому месту. Теперь мысль сия уже не имеет силы; ибо следствие произведено чужим». (См. книгу: «Переписка Филарета митроп. Московского с С. Д. Нечаевым» С.-Петерб. 1895 г., стр, 75). Архиепископ Евгений Казанцев, после следствия, произведенного им в Воронеже в апреле и мае 1832 г., так писал в Москву – одному близкому к себе человеку от 1-го июня: «В Воронеже работа была неутомимая: переспрошены сотни лиц. Какая была нужна внимательность какая осторожность, предусмотрительность при таком важном деле! Желал бы что-нибудь из него сообщить вам; но я своих рук боюсь. Даже здесь (т. е. в Рязани). К видимому неудовольствию многих, не говорю ни слова. Но вещи явные писать могу. Слух о святителе Митрофане до 1829 года был весьма тихий, совсем не такой, как о Тихоне Задонском . Однако мантия его шерстяная была иными налагаема с верою. В 1829 г. написан его портрет, якобы по видению... и распространен повсюду. С того же года распространилась слава о чудесах и видениях. Портрет ли был следствием чудес, или видения и вера возбуждены портретом, решить трудно. Но теперь слава о чудесах велика и стечение народа многолюдное, так что Тихон весьма оскудел богомольцами. Преосвященный Воронежский – жить старец мастер и умел всех привлечь к себе. И не дивно. Он был тридцать лет в Киевской лавре и типографом, и блюстителем пещер, и наместником.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

епископ Филарет (Филаретов) (1824–23.02.1882) епископ Филарет (Филаретов) Епископ Рижский и Митавский, ректор КДА (1860-77), настоятель Киево-Братского монастыря. Биография Родился в 1824 году в семье диакона (впоследствии священника) села Боршова, Коротоякского уезда, Воронежской губернии. После домашнего воспитания и образования в духовном училище, лишь незадолго до окончания курса в Воронежской духовной семинарии, куда переведён был из училища, начал обнаруживать свои замечательные умственные способности, а до того времени развивался очень туго. Заняв с философского класса в семинарии первое место в списках воспитанников, он удержал его за собою до конца курса и в 1847 году, как первый студент семинарии, был послан начальством в Киевскую духовную академию для довершения образования. В академии он также был постоянно одним из самых лучших студентов и в 1851 году окончил курс первым магистром. Как самый лучший воспитанник, он был оставлен при академии в должности бакалавра по кафедре Св. Писания. Согласно заявленному раньше своему желанию, 18 ноября 1851 года он был пострижен в монашество с именем Филарет в честь митрополита Киевского Филарета; 20 ноября рукоположен в иеродиакона, а 21 ноября — в иеромонаха. Несмотря на то, что Св. Писание, как предмет науки, в академиях в то время считался одним из предметов второстепенных, иеромонах Филарет весь отдался изучению и наилучшей постановке его на кафедре, и его труды принесли пользу академии и были оценены по достоинству. Уже 25 сентября 1853 года ему, вместе с бакалаврскою, поручена была и должность помощника инспектора академии, а 28 сентября он возведён в звание соборного иеромонаха; 3 октября 1856 года определён членом внутреннего правления академии, а 13 апреля 1857 года возведён и в сан архимандрита, с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря; 7 мая того же года Филарет утверждён в звании члена академической конференции и временно исправлял должность инспектора академии. В 1858 году на короткое время был вынужден уехать из Киева в связи с назначением на должность инспектора Казанской духовной академии с занятием кафедры нравственного богословия. Прослужив немного менее двух лет в Казани, 4 декабря 1859 года он был перемещён снова в Киев — на должность ректора Киевской духовной семинарии, с занятием в ней кафедры богословских наук и с назначением в настоятели Пустынно-Николаевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010