55. Письма Патриарха Алексия своему духовнику: Издание Сретенского монастыря, 2000. 56. Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. 57. Пыльнева Г. А. Воспоминания о старце Зосимовой пустыни иеросхимонахе Иннокентии. М., 1998. 58. Рафаил (Карелин) , архимандрит. Тайна спасения. Беседы о духовной жизни. Из воспоминаний. М., 2002. 59. Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938–1943 гг.)/Вступительная статья, комментарии и подготовка текста к публикации М. И. Одинцова//Отечественные архивы. 1995. 2. С. 37–67. 60. Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945 гг.)/Вступительная статья, комментарии и подготовка текста к публикации М. И. Одинцова//Отечественные архивы. 1995. 3. С. 41–70. 61. Русская Православная Церковь в советское время: (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью/Составитель Г. Штриккер. Кн. 1–2. М., 1995. 62. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Московская Патриархия, 1943. 63. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917– 1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. 64. Рязанская деревня в 1929–1930 гг. Хроника головокружения. Документы и материалы. М., 1998. 65. Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов. 1917–1941. Сборник документов. СПб., 2000. 66. Священник Глеб Каледа – ученый и пастырь/Сост. В. Г. Каледа. М., 2007. 67. Серафим (Томин), схиархимандрит. Глава преподобного Силуана Афонского //Христианос. Альманах. 1991. 1. С. 77–88. 68. Сергий (Савельев), архимандрит. Далекий путь: История одной христианской общины. М., 1998. 69. Снопов Н. «От рода сего». [Воспоминания о схимонахине Агнии (Стародубцевой)]//Альфа и Омега. 1999. 4(22). С. 207–213. 70. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы. 1918–1939. Тт. 1–4. М., 2000. 71. Судоплатов П. «Остаюсь единственным живым свидетелем...»//Молодая гвардия. 1995. 5. С. 18–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Какой вам увиделась в 1982 году Воронежско-Липецкая епархия? - Направляя меня в Воронеж, Святейший Патриарх Пимен не скрывал, что обстановка в епархии непростая. Из 50 имевшихся храмов только чуть больше половины были пригодны для богослужений, насчитывалось лишь 40 священнослужителей, все монастыри разорены. Отношение местных чиновников к Церкви я для себя определил как дремучее. Мешок муки для просфор нельзя было купить без разрешения уполномоченного совета по делам религий. Особенно меня возмутило намерение властей ликвидировать кафедральный Покровский собор и здание отдать под музей. - Как же вам удалось тогда выстоять? - Уповал на помощь Божию, молил наших великих святителей Митрофана и Тихона об укреплении моих сил. Надежной опорой мне стало духовенство, в среде которого были старые священники, прошедшие в свое время через репрессии, ГУЛАГ. Помню, меня поразило, как они, столько претерпевшие, смогли сохранить в своем сердце добрые чувства ко всем без исключения людям. Эти пастыри учили меня, что даже к тем, кто сознательно или несознательно, в силу своего искривленного воспитания, доставляет неприятности для епархии, Церкви, - даже к ним подобает относиться как к творению Божию, а не ожесточаться против них. Я так и старался держаться. И, знаете, пусть с великим трудом, но Покровский собор удалось отстоять, а затем потихонечку начали открываться все новые приходские храмы. - Ваша епархия нынче не без основания считается одной из быстроразвивающихся. Сегодня в ней 400 действующих храмов, еще многие строятся, в Воронеже возводится величественный Благовещенский собор; возобновлена монашеская жизнь в девяти монастырях; сделала первые выпуски Воронежская духовная семинария; под вашим омофором сейчас находятся 400 священнослужителей... А что вы лично считаете главным итогом 20-летнего служения на Воронежско-Липецкой кафедре? - Вечно слово Евангелия: " Идите, научите все народы " . И Святейший Патриарх Алексий II неустанно призывает нас к тому, чтобы мы не ждали, пока миряне к нам придут, а сами шли навстречу людям, стремясь полнее удовлетворять духовные потребности общества. Полагаю, что в какой-то степени у нас это получается, благодаря доброму сотрудничеству с властями, государственными и общественными организациями Воронежской и Липецкой областей. Наше духовенство развивает социальное служение, работает с детьми, школьниками и студентами, с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, с осужденными лицами. Вот это утвердившееся в духовенстве желание и умение адекватно отвечать на потребности общества я бы назвал важнейшим итогом деятельности епархии. С ним неразрывно связан второй: за минувшие годы епархиальное духовенство сплотилось в огромную дружную семью, что позволяет не только плодотворно решать свои задачи, но и успешно противостоять попыткам определенных лиц и сил вносить раздор в епархиальную жизнь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

Азовская Основана в 1700 г., по рекомендации «царского советника и агента – Иерусалимского Патриарха Досифея», в целях возвышения Азова и упрочнения его за Россией. Митрополия (предполагавшаяся). «...Петр лично, без долгих рассуждений открыл Азовскую епархию...» ( Покровский И. М. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. 1–2. Казань, 1897–1913. Т. 2. С. 50). «... Азов – это была турецкая крепость на берегу р. Дона, находившаяся в нынешней Екатеринославской (Днепропетровской. – Сост.) губернии, она взята у турок... в 1696 г. и в 1700 г. в Азове основана епархия и основан монастырь Св. Иоанна Предтечи, при котором и открыта там кафедра епископская...» (Родионов M., прот. Статистическое... описание Таврической епархии... С. 39, прим. 1). Упразднена в 1703–1704 гг. 5 Возобновлена в 1927 г. (или несколько ранее) и тогда же вновь упразднена. Ростовское-на-Дону викариатство. Возобновлена 28.03(10.04)1989. Ростовское-на-Дону викариатство. Упразднена 10.02.1993. 1700 21.06.1701 03.12.1703 30.06(13.07)1927 27.10(09.11)1927 Серафим Силичев 28.03(10.04)1989 21.04(04.05)1989 22.04(05.05)1989 10(23)02.1993 Сергий Полеткин Азовская, обн. (см. Азово-Черноморская, обн.) 6 Епископ Воронежский. В 1696–1700 гг. Воронежская епархия именовалась «Воронежской и Азовской», поэтому можно предположить, что первоначально, в процессе организации Азовской епархии, Св. Митрофану было поручено архипастырское попечение о ней. Однако, по мнению И. М. Покровского , «...относительно титула «Азовский», приписываемого Св. Митрофану, нужно заметить, что он не документальный. Власть Св. Митрофана не простиралась на Азов. По справедливому объяснению исследователя по церковной истории Воронежского края П. В. Никольского , такой титул приписывали воронежскому (святителю. – Сост.) потому, что Св. Митрофан считал завоевателей Азова своими пасомыми и молился как об их здравии, так и об упокоении душ убитых там воинов... Таким образом, места по нижнему бассейну Дона и северному побережью Азовского моря, где кипела жизнь вследствие азовских походов, не будучи официально подчинены Св. Митрофану, пока не имели определенной епархиальной подведомственности...» ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на заседании круглого стола, посвященного вопросам оказания помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения 4 октября 2013 г. 12:31 1 октября 2013 года в Воронеже, в зале собраний Благовещенского кафедрального собора Воронежской и Борисоглебской епархии , прошло заседание круглого стола , посвященного обсуждению вопросов оказания помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения. Собрание возглавил председатель Комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент , обратившийся к собравшимся с приветственным словом. Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Сергий! Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас, собравшихся на круглый стол, посвященный вопросам церковной помощи малоимущим и социально незащищенным людям. Наша встреча проводится Комиссией Межсоборного присутствия по организации церковной социальной деятельности и благотворительности по приглашению и при поддержке Воронежской епархии Русской Православной Церкви. И я хочу поблагодарить митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия за организацию этого круглого стола в Богоспасаемом граде Воронеже. Воронежская епархия проводит активную работу по оказанию помощи малоимущим, ваш опыт ценен для нас, и поэтому наш круглый стол организован здесь. Проблема бедности сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Критерии бедности, соотношение бедных и богатых в обществе, отношение к малоимущим в различные эпохи были разными. Так, известные законы о бедных в средневековой Англии предписывали решать проблемы, создаваемые маргинальными слоями городского общества, даже с помощью самых жестких мер. И вместе с тем мы знаем о широкой благотворительной деятельности многих европейских монастырей в тот же период, которые в неурожайные годы кормили сотни крестьян. На Руси сострадательное отношение к бедным и нищим широко стало распространяться с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков монастыри оставались средоточием социальной помощи бедным, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру.

http://patriarchia.ru/db/text/437423.htm...

Епархию Россошанскую и Острогожскую возглавил Владыка Андрей. Он — человек очень живой, начал с того, что сразу объехал все приходы, познакомился с людьми, с главами администраций. Он очень активно работает и легко находит взаимопонимание и с народом, и с руководителями. В Россоши с помощью Николая Михайловича Ольшанского мы постарались создать условия, чтобы епархия там по крайней мере базировалась. Мы благодарны ему за построенный Ильинский храм. Это – настоящий церковный комплекс, который включает ряд жилых построек и помещений, которые могут быть использованы для административной деятельности. Но необходимо сделать и епархиальное управление, подумать и о более достойных условиях жизни для епископа. Сегодня у него очень скромный домик, который только на одного и рассчитан. Надеемся, что в этом году мы получим нового епископа в Борисоглебск. Я желал бы, чтобы он был такой же деятельный, как епископ Андрей. Надеемся, что он будет наш, воронежский, и я за это ходатайствую. Воронеж — очень интересный и самобытный регион. Человеку со стороны непросто будет сразу понять народ, который ему вручён. А местному человеку проще будет включиться в работу. Сейчас в Борисоглебске мы получаем от администрации землю под строительство, и будем достраивать дом, в который разместится епархиальное управление. Он подведён под крышу. Так что реорганизация — это дело доброе и хорошее, хотя материально мы, конечно, несколько ослабли: на организацию епархиальных управлений со всеми структурами средств часто не хватает. — Владыка, каково Ваше отношение к событиям на Украине? Есть ли надежда на сохранение единства православной церкви и братских народов? В связи с этим какова позиция нашей митрополии? — Позиция нашей митрополии не может быть какой-то особой. Она – всецерковная. У нас довольно строгая дисциплина, и мы не можем от лица Церкви озвучивать вопросы, которые касаются, в частности, политической жизни нашей страны. Это прерогатива Патриарха и Священного синода. Но что касается меня как гражданина, то, конечно, я ощущаю чувство радости оттого, что желание народа Крыма было учтено, и все произошло бескровно. Хотя совсем уж безболезненным процесс возвращения Крыма России не назовёшь. Украинцы привыкли к тому, что это – часть их территории, и разделение «по живому» неизбежно вызывает негативную реакцию. Но видеть лица крымчан, слышать их призывы и не ответить им, было бы большой ошибкой. Этот переворот на Украине не был случайным. А коль скоро он был управляемым, то и управлять надо так, чтобы к власти пришли достойные люди. Чтобы, возглавив государство, они заботились о единстве украинского народа. Этого мы не наблюдаем.

http://pravmir.ru/chtobyi-kazhdyiy-chelo...

Также епархия приобрела автомобили для перевозки инвалидов, и они действуют как социальное такси, а летом на этих автобусах мы вывозим детишек-инвалидов к морю. Если говорить об успешных в социальном служении епархиях, то здесь нужно упомянуть Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Екатеринбург — это форпосты социальной работы нашей Церкви. — Владыка, какие проекты Отдела церковной благотворительности и социального служения на Ваш взгляд были наиболее успешными? — Нам удалось довести до логической точки работу с врачами. В 90-х годах в Москве и Санкт-Петербурге возникли общества православных врачей, а уже позже нам удалось оформить организацию православных врачей России, и эта организация сейчас успешно работает. Движущим моментом (учитывая, что люди трудятся в этой организации безвозмездно) является вера и милосердие, потому что, как бы ни была развита медицинская работа в столичных регионах, есть такие уголки, в которые врач почти не добирается, или есть места, где необходимо оказание помощи социально незащищенным слоям населения. И здесь деятельность врачей незаменима, тем более, когда она имеет свою структуру и организацию. Также я бы отметил работу семинаров по благотворительности, посвященных разным темам, которые выдвигает жизнь — демография, аборты, психологическая реабилитация. На семинары мы приглашаем специалистов, иногда даже и зарубежных, проводим эти семинары не только в Москве, но и на периферии. — Не секрет, что в общественной жизни социальному служению и волонтерской деятельности уделяется много внимания, но с другой стороны, далеко не все наши сограждане ощущают необходимость участвовать в делах милосердия. Почему так происходит, на ваш взгляд, и как Церковь может здесь помочь обществу? — Мы имели перерыв в социальном служении после революции. Мы как общество потеряли вкус к такой работе; государство взяло на себя функции социальной ответственности, оно с этим неплохо справлялось, но потом все пришло в негодность и пришло к краху. И когда мы начинали, в начале 90-х годов, очень много было волонтеров, гораздо больше, чем сейчас. Но потом произошло следующее: наши западные учителя, у которых мы перенимали их опыт и у которых волонтерство процветало, увидели то, что наши люди бедствуют, и стали немного доплачивать из своих фондов. Поэтому волонтерское движение стало затихать. Хотя я не могу сказать, что оно пропало, — без волонтерской работы сейчас ничего невозможно сделать. Но для этого надо воспитывать людей, говорить о том, что благотворительность не означает, лишь то, что надо взять деньги из кармана у богатого человека и справедливо распределить между теми, кому они нужны; но ты можешь своим сердцем, своим участием, своими руками сделать такое дело, что человек тебе будет благодарен. Вместе с тем нужно уметь с благодарностью принимать ту помощь, которую мы получаем от людей. Вот эта самая важная работа, и она не снимается с повестки дня Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/423192.htm...

Но и официально действующий под эгидой Церкви ПВР в Воронежской епархии тоже открыт. Кризисный центр помощи людям в сложной жизненной ситуации «Приют Покров» располагается в церковно-приходском доме при Покровском храме в селе Отрадное, что в Новоусманском благочинии. — Наш приют епархия учредила в статусе автономной некоммерческой организации как кризис-центр по работе с беременными, молодыми мамами и одинокими женщинами, оказавшимися в трудной ситуации, — объясняет директор Наталья Алексеенкова. — Опыт размещения донбасских беженцев имеется с 2014 года. И впоследствии дети из Донбасса приезжали к нам в гости ежегодно — как правило, на рождественские праздники. Поэтому когда с началом масштабной эвакуации из прифронтовой зоны митрополит Воронежский и Лискинский Сергий благословил задействовать епархиальные ресурсы, к приему людей мы оказались готовы. Хронологически второй по счету эшелон, остановившийся в Воронеже, областное МЧС переправило к нам. Сейчас у нас 75 человек, в том числе 39 детей. Свободны пока десять коек, постояльцы продолжают заселяться — как раз по нашему профилю: мамы с детьми. Прекрасно сработала местная администрация: без проволочек зарегистрировала наш ПВР, оперативно организовала сюда визиты сотрудников миграционной службы, социального работника и врачей. По регламенту помимо Роспотребнадзора и полиции объект обязана проверять прокуратура, причем ежедневно. Застали такую проверку и мы с фотокором, когда приехали в приют. Пока директор общается с правоохранителями, знакомлюсь с обитателями. Екатерина Груцинова из Луганской области приехала с восьмилетней дочкой.  — Я военнослужащая, до последнего служила в мобилизационных органах народной рес­публики, — говорит Екатерина Олеговна. — В ночь на 23 февраля командование приказало эвакуироваться всем женщинам. Я здесь была в 2014 году, поэтому когда узнала, что едем в Воронеж, очень обрадовалась. Остальные, услышав «Воронеж», немного напряглись, но, приехав сюда, раскрыли рты — так и ходят удивленные. Посмотрите сами: отдельные комнаты на семью, прекрасные условия. А кухня!

http://patriarchia.ru/db/text/5923769.ht...

Рыночная экономика на современном этапе требует от Церкви, как от «мирской» организации, выполнять определенные «правила игры», т.е. соблюдать действующее законодательство в области налогового, трудового, финансового, земельного, имущественного и т.п. права. Несмотря на то, что в последние годы усиливается тенденция к выведению Церкви из подчинения этим законодательным актам (например, передача земельных участков Церкви), все же сама Церковь должна усовершенствовать свой финансово-хозяйственный механизм на вертикали Приход – Благочининие – Епархия – Митрополия – Патриархия. К этому разделу относятся вопросы внутреннего и внешнего финансирования, оценка Церковью приемлемых существующих современных финансовых инструментов, вопросы построения единой имущественной архитектуры по вышеуказанной вертикали и т.п. К примеру, в г. Москве сейчас реализуется «Программа – 200». Какие финансовые инструменты можно применять для ее реализации? Скажем, допустим ли выпуск Церковью облигаций? Можно ли применять лизинговые схемы? Все эти вопросы носят не столько финансово-хозяйственный характер, сколько богословский. Эта группа вопросов и является третьей составной частью экономического богословия.  Конечно, эти вопросы носят в основном прикладной характер, но без проведения исследования и разработки методологии принятия решений в практической деятельности не обойтись. Таким образом, в современных условиях необходимо дальнейшее развитие богословия с помощью изучения экономических отношений Церкви и человека, исходя из главной цели – спасение души последнего. Для этого авторы предлагают ввести новое направление – экономическое богословие, которое и будет формулировать догматы православной веры в сфере экономических отношений. Доклад митрополита Солнечногорского (ныне Воронежского и Борисоглебского) Сергия, Председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (13-16.08.2000). Комментарии ( 8):

http://bogoslov.ru/article/4932392

Подробно о работе комиссии Владыка Сергий рассказал в интервью сайту « Патриархия.ру » в преддверии Архиерейского собора 2008 г.: «Во многих епархиях есть отделы по социальной работе. Мы не просто даем консультации, но мы оказываем помощь, за 4 года 35 млн. рублей мы направили в епархии для развития социальной работы — это не только деньги, но и материальные ценности. Например, в Мурманске мы способствовали оборудованию пошивочного цеха, который сейчас приносит очень большую пользу. В других местах мы помогаем с лекарствами, с медицинским оборудованием. Или проводим сборы для престарелых людей с производств и организаций, а затем уже распределяем собранное по епархиям. Нужно сказать, что преимущественно мы занимаемся медицинской деятельностью, воспитанием молодежи, работой с людьми, находящимися в местах заключения, которым мы оказываем гуманитарную помощь, ведем переписку. В отдельных епархиях созданы реабилитационные центры для людей, вышедших из мест заключения. В Воронежской епархии существует уникальный опыт: мы привлекли матушек, жен священнослужителей, которые занимаются благотворительностью. Опыт оказался успешным — они сотрудничают с областными социальными отделами, а в некоторых районах матушки возглавляют именно государственные отделы социальной работы. И это не только работа с людьми вне Церкви; мы также решили вопросы помощи вдовам и детям умерших священнослужителей. Мы придали этому начинанию статус отдела; есть матушки-активистки, они согласовывают программу своих действий с архиереем. Сначала это было не очень понятно духовенству, а сейчас стало легче, потому что матушка стала помогать священнику в той работе, которую он проводит на приходе. Также епархия приобрела автомобили для перевозки инвалидов, и они действуют как социальное такси, а летом на этих автобусах мы вывозим детишек-инвалидов к морю. Если говорить об успешных в социальном служении епархиях, то здесь нужно упомянуть Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Екатеринбург — это форпосты социальной работы нашей Церкви.

http://pravmir.ru/mitropolit-voronezhski...

185-летие обретения мощей и прославления святителя Воронежского Митрофана торжественно отпраздновали в Воронеже 22 августа 2017 г. 20:17 20 августа 2017 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, день празднования 185-летия обретения честных мощей и прославления в лике святых первого епископа Воронежского Митрофана, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе у честных мощей святителя. Главе Воронежской митрополии сослужили: митрополиты — Курский и Рыльский Герман , Белгородский и Старооскольский Иоанн , Липецкий и Задонский Никон , Саратовский и Вольский Лонгин ; епископы — Враньский Пахомий ( Сербская Православная Церковь ), Елецкий и Лебедянский Максим , Россошанский и Острогожский Андрей , Кинешемский и Палехский Иларион , Щигровский и Мантуровский Паисий , Валуйский и Алексеевский Савва , Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий , Усманский Евфимий ; клирики Воронежской , Борисоглебской и Россошанской епархий, священнослужители Сербской Церкви. За богослужением молились настоятельница Алексиево-Акатова женского монастыря города Воронежа игумения Варвара (Сажнева), настоятельница Спасской Костомаровской обители (Россошанская епархия) игумения Елена (Золотухина), воспитанники Воронежской духовной семинарии, представители государственной власти, общественных организаций и научных заведений. Исповедовались и причастились Святых Христовых Таин более 800 человек. Литургические песнопения исполнили смешанный митрополичий хор (регент — Илья Ижогин) и мужской митрополичий хор «Символ веры» (регент — диакон Серафим Дубанов). После сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Проповедь о духовном подвиге святителя Митрофана по запричастном стихе произнес благочинный Левобережного церковного округа протоиерей Григорий Самойлов. После отпуста был совершен молебен святителю Митрофану. Архипастыри, духовенство и миряне поклонились честным мощам небесного покровителя Воронежского края. Глава Воронежской митрополии обратился к собравшимся со словом.

http://patriarchia.ru/db/text/4991262.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010