Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). Гравюра по рисунку О. Кадоля. 1825 В 1831 году Николай I возобновляет строительство храма, и поручает его проектирование своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру К. А. Тону. Выходец из немцев, Тон по-настоящему полюбил все русское и отличался чрезвычайной наблюдательностью. Проект главного храма страны он задумал в древнерусском стиле, величественном и простом одновременно: А купол храма Тон решил сделать похожим на шлемы древних русских богатырей: Император лично избрал место для храма — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. Правда, на этом месте тогда располагался Алексеевский монастырь, и его было решено перевести в Сокольники. На изображении — храм Христа Спасителя на иллюстрированном плане Москвы: 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Общий вид храма Христа Спасителя. Рисунок неизвестного художника по проектному чертежу К. Тона: Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. На изображении фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году: Над созданием храма Христа Спасителя трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Например, эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»; росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал свою знаменитую увертюру «1812 год». А это — картина Ф. А. Клагеса, внутренний вид храма Христа Спасителя, 1883 год: Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господня 26 мая 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.

http://foma.ru/takim-hram-hrista-spasite...

Константиново, урочище. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Константиново, от Твери 72 версты, от Торжка 12 верст. Село находилось на противоположном от Худяково берегу Тверцы, в районе сохранившегося кладбища. Церковь Троицкая, построена в 1772 году, распространена в 1772 году, каменная, престола три: в холодной Святой Троицы, в приделах: южный Святителя Николай, северный Преподобного Варлаама Хутынского. Церковные документы: опись 1841 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1829 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Александр Иоаннович Разумихин 24-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1896 года, священником с 1899 года. Диакон Феодор Иоаннович Кузьминский 37-ми лет, в служении с 1883 года, диаконом с 1891 года. Псаломщик Павел Алексеевич Введенский 24-х лет, в должности с 1896 года. Прихожан в деревнях Сахарихе, Воробьеве, Ланине, Тимошкине, Восцах, Жукове, Дитяткине, Драздкове, Быльцине, Баранове, Светцове, Попове, Кастегине, Степурине, Камнище, Толмачах - 420 дворов (1534 мужчины, 1652 женщины). В 1914 году служили: Священник Михаил Образцов 48-ми лет, окончил семинарию, на службе 23 года, в Троицком храме 5 лет. Штатный диакон Иоанн Ильинский 42-х лет, на службе 15 лет, в Троицком храме 1 год. Псаломщик Александр Соболев 29-ти лет, на службе 9 лет, в Троицком храме 1 год. Прихожан в деревнях Сахариха, Воробьёво, Бараново, Светцово, Восцы, Житково, Дидяткино, Дроздково, Линино, Тимошкино, Быльцыно, Попово, Костешино, Степурино, Камнищи - 1282 мужчины, 1409 женщин. Церковь и село не сохранились. По материалам: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=54509

Викторовский П. Западно–русские дворянские фамилии, отпавшие от православия в конце 16 и в 17 веке//ТКДА, 1908. Виноград Российский – см. Семен Денисов. Виноград российский или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. Виноградский Н. Церковный Собор в Москве 1682 года. Смоленск, 1899. В. М. К. – см. Карлович В. М. Воробьев Г. О Московском Соборе 1681—1682 г. СПб., 1885. Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. T. I-III. Временник Ивана Тимофеева. М.., 1951. Вышенский Иван. Сочинения. М., 1955. Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. T. I-II. СПб., 1882. Голубев С. История киевской духовной академии//ТКДА. 1886. Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. T. I-II. Киев, 1883—1898. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. Голубинский Е. Е. История русской церкви. T. I-II. М., 1900—1904. Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами//ЧОИДР. 1905. T. III (есть отд. издания 1892 и 1905 гг.). Голубцов А. П. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1908. Горчаков М. Монастырский приказ. СПб., 1868. Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964. Грушевский М. М. История Украины–Руси. Нью–Йорк, 1954. T. I-X. Дворцовые разряды. СПб., 1850—1855. T. I-IV. Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. 1913. T. XI (Памятники истории нижегородского движения в эпоху смуты и земского ополчения 1611–1612 гг.). Дело о патриархе Никоне. СПб., 1897. [Демкова] Сарафанова Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума//ТОДРЛ. 1960. Т. 18. С. 329—340. Денисов Андрей (Вторушин, кн. Мышецкий) – см. Андрей Денисов. Денисов С. – см. Семен Денисов. Деяния собора 1649 г./Под ред. С. А. Белокурова//ЧОИДР. 1894. T. IV. Деяния собора 1651 г. (Московского)//Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882. T. II. С. 470—472. Деяния собора 1654 г. (Московского). См.: Строев П. М. Дополнение к книгам гр. Ф. Толстого. Описание старопечатных книг славянских, служащее дополнением к описаниям библиотек гр. Ф. Толстого и купца И. Царского. М., 1841. С. 151—156; Макарий (Булгаков, епископ). История русского раскола, известного под названием старообрядчества. 3–е изд. СПб., 1889. С. 159.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

14) Воскресенская церковь в Яблоницах (Ямб. у.). Прежняя деревянная церковь , построенная в 1760 г. помещиком Саблуковым, разрушена в 1843 году за ветхостью, а вместо нее в 1846 г. помещиком Веймарном, построена каменная – во имя обновления храма Воскресения Христова, с приделом Петра и Павла. Кроме того есть в приходе две деревянные церкви: 1-я – в трех верстах от церкви, в деревне Сумине, во имя Петра и Павла; 2-я – в 4-х верстах от церкви, в дер. Сырковицах, во имя св. Николая. Причт яблоницкой церкви состоит из священника, диакона, псаломщика и просвирни. Жалованья священнику – 240 р., диакону – 85 р., псаломщику – 60 р. и просвирне – 30 р. Школ в приходе – 7: одна земская и шесть воспит. дома. Во всех их учится м. п. 116, ж. 105. Нынешний причт составляют: священник Иаков Евфимиев Смирнов, диакон Василий Гаврилов, псаломщик Андрей Федоров. Из 13-ти деревень в версте от церкви находятся: Яблоницы (56 дв.), Курск (5 дв.) и Брюховица (1 дв.); в 3 верстах: Сумск (59 дв.), в 4-х – Сырковицы (68 дв.) и Новые Красницы (2 дв.); в 5-ти – Волпи (5 дв.), Малая Александровка (3 дв.) и Старые Красницы (1 дв.), в 6-ти – Худачево (10 дв.), Неревицы (8 дв.) и Морозово (21 дв.), в 8-ми – Рагулово (7 дв.) Всех прихожан м. п. 657, ж. 721. 15) Покровская церковь в Мелковичах (Луг.у.) каменная, крытая железом, построена в 1781 г. адмиральшей Натальей Ивановной Мордвиновой. В ней два теплых придела: правый во имя праведных Симеона и Анны, левый – во имя св. Николая Чудотворца. Причт составляют: священник Алексей Куженский, из новгородской дух. семинарии, перешедший сюда в 1876 г. из Заболотья (Новолад. у.) и псаломщик Василий Осьмин- ский, служащий с 1846 года. Священник получает жалованья – 220 р., а псаломщик – 70 р. Кроме того с 1883 г. причт получает проценты со 100 р., положенных женою придворного псаломщика Ириною Травлинскою. Священник живет в доме, купленном в 1875 г. от сирот Воробьевых, за 750 р. и застрахованном в лугском страх. обществе за 800 р. Церковного капитала, в наличности 100 р., а в билетах 500 р. Приход составляют деревни: Корокса, Селище, Крюгево, Кчера, Михайловское, Передки, Войново и Лезино. В них 290 дворов. Душ м. п. 776, ж. 855. Деревни расположены в 1–6-ти верстах от церкви. Часовень в приходе 9; школы настоящей нет, а по деревням зимой учат грамотные крестьяне и отставные солдаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Это решение русского правительства было одобрено находившимися в Москве греческими иерархами, которые посоветовали, однако, освободить бывших при Феофане старцев и возвратить их в Москву – Леонид 1883, 3 – 4; Лавровский 1889, 714 – 715; Каптерев 2, 275 – 276; Каптерев 1914, 191 – 192; Фонкич 1994а, 40 – 41. Находясь в заточении, Феофан перевел с греческого языка на славянский запись на Псалтири Максима Грека о завершении книги в 1540 г., хранившейся в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, и сам переписал по-гречески эту рукописи – Фонкич 1977, 45 – 47. Из Кириллова монастыря Феофан писал письма к патриарху Никону с просьбой походатайствовать об освобождении его через государева духовника и Федора Михайловича Ртищева; писал о том же к самому Ртищеву и к думному дьяку Алмазу Иванову, «пану Ериповичови, педагогу детей епископовых», дьякону Арсению в Москве. 7 октября 1665 г. Феофан, не дождавшись ответов на свои письма, бежал из Кириллова монастыря, 18 октября он был схвачен в 80 верстах от обители и по царскому указу от13 ноября допрошен в монастыре, несмотря на то, что перед всем монастырским собором Феофан объявил за собой государево дело в надежде быть вызванным в Москву. В декабре 1665 г. Феофан сослан в Соловецкий монастырь – Макарий 1996, 227 – 229. Б. Л. Фонкич полагает, что после осуждения патриарха Никона в декабре 1666 г. кастамонитский архимандрит был отпущен наАфон, куда увез и скопированную в Кирилло-Белозерском монастыре греческую Псалтирь – Фонкич 1994а, 41. 276 Известно, что иеродиакон Агафангел находился в России в 50 – 60-х гг. XVII в. и занимался перепиской богослужебных книг: в 1658 г. он написал две греческие рукописи – Псалтирь с восследованием и Часослов – Фонкич 1994, 33. В 1660-х гг. он не раз упоминается в связи с «делом» Никона – Каптерев 2, 272 – 274, 286, 299 – 300; Воробьев 1893, 1 – 31; Тимошина 2005, 45 – 46, 51. Из показаний 22 марта 1665 г. находившегося под началом в Симоновом монастыре иерея Никиты на черного дьякона Моисея стало известно, что черный дьякон Агафангел, занимавший в то время при газском митрополите Паисии Лигариде должность переводчика, писал к патриарху Никону «возмутительные известия» о Паисии, и патриарх Никон посылал «в греки для своего дела» Моисея и Агафангела – РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Школа в нижней Шельдике основана Лукинским волостным правлением и помещается в нанимаемом от общества доме. Учителю платится 60 руб. сер. в год, а содержат его родители детей. Многие грамотные крестьяне сами учат детей своих. Прихожане в храм Божий ходят усердно. Зимой бывает до 2000 человек, летом – до 600, ибо тогда многие уходят на промыслы и заработки. Сельские праздники и крестные ходы суть следующие: 26-го июня, в храмовый, праздник бывает, вокруг церкви, крестный ход, установленный в 1848 году; 15-го июля вокруг селения и 18-го августа по селению; 21-го июня, 15-го и 27-го июля в верхней Шельдихе; 21-го июня и 15-го июля – в Петровшине, кругом селения, 29-го июня к часовне – крестный ход со времени основания селения; в Ильинскую Пятницу – вокруг селения Валовшины, а в Пятницу после Ильина дня и 18-го августа там же, к часовне; 19-го июня и 16-го августа – вокруг верхней Шельдихи; 23-го июля – в селе Антоновском – вокруг селения и 3-го августа, в день Антония Римлянина – к часовне. В числе лиц, погребенных на кладбище, следует указать: тайного советника и кавалера Иосифа Васильева Смирнова и генерал-майора артиллерии Алексея Иванова Богомолова. В приходе есть следующие часовни: в верхней Шельдихе – каменная во имя Всемилостивого Спаса – в честь праздника 1-го августа; в Петровшине – во имя Петра и Павла, деревянная; в Валовшине – во имя мученицы Параскевы, в нижней Шельдихе – Тихвинской Божией Матери, в Антоновском во имя Антония Римлянина. Приходское попечительство открыто 1883 г. октября 14-го, председателям его избран священник Воробьев. 11) Церковь св. Николая в селе Никольском 86 Село Никольское находится в 40 верстах от Петербурга, на правом берегу р. Тосны, между Невой и Николаевской железной дороги. От Невы в 10 верстах, от Саблина – в 5. Называется еще «Плитной ломкой» так как здесь выламывают бутовую плиту и, через обжигание, превращают ее в известь. На месте села прежде, говорят, была пустошь «Казола», населенная шведами, а где ныне церковь – пустошь «Меркеле». 87 По завоевании Ингерманландии Петром Великим, 88 и по изгнании отсюда шведов, сюда поселены русские из Московской 89 и других губерний. Окрестности села Никольского, особенно церкви, довольно красивы, так как отсюда открывается вид на котловину, образуемую р. Тосной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Простота и масштабность композиционного решения, единообразие фасадов собора (совпадение уровней фриза и карниза каждого фронтона со стенами), лапидарность декора должны были напоминать римские храмы эпохи Возрождения, прежде всего собор ап. Петра в Ватикане. Собор К. м. можно рассматривать как «предтечу» основных церковных сооружений рус. архитектуры XIX в., воплотившихся в проектах храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве (архит. А. Л. Витберг , 10-е гг. XIX в.), ц. во имя св. Исаакия Далматского в С.-Петербурге (проект - 1825, архит. О. Монферран ) и храма Христа Спасителя в Москве (1837-1883, архит. К. А. Тон ). Сразу после возведения собора ансамбль мон-ря привлек внимание художников и был запечатлен на рисунках, а позднее - на гравюрах (по рисунку В. С. Турина, НМРТ). Работы в храме после 1808 г. не прекращались. В 1869 г. он был расписан внутри, в 1870 г. наружные стены оштукатурены и выбелены, в 1872 г. позолочена центральная глава ( Малов. 1879. С. 9). Крестовоздвиженская ц. казанского Богородицкого мон-ря. 1882–1884 гг. Фотография. 2011 г. Крестовоздвиженская ц. казанского Богородицкого мон-ря. 1882–1884 гг. Фотография. 2011 г. Помимо собора на территории К. м. издавна существовала ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского) (1686; перестроена в камне в 1742 или 1803). К сер. XIX в. это был однокупольный храм с колонным портиком, замыкавший архитектурную перспективу монастырского ансамбля. В каменную ограду мон-ря вошла и Софийская надвратная ц. (ок. 1700) - одноглавая, с небольшим бесстолпным интерьером, пластичными наличниками окон в стиле московского барокко сер. XVII в. В XIX в. с юж. стороны собора был возведен новый каменный 2-этажный Крестовоздвиженский корпус, в котором разместились мастерские и больница. Большой корпус с отдельной домовой церковью был освящен ок. 1882-1887 гг., при Казанском архиеп. Палладии (Раеве) (Обозрение высокопреосв. Арсением [Брянцевым] Казанской епархии в 1897 и 1898 гг. Каз., 1898. С. 53). Домовая церковь выделялась низким обширным куполом (ныне ц.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

В указе от 25 августа 1857 г. вновь предписано то же самое. В 1861 г. назначен сюда священником Петр Семенов Преображенский, переведенный из финляндской Либелицкой церкви. Чрез 11 лет он, по собственному желанию, поменялся местом со священником Сойкинской церкви, ямбургского уезда, Иоанном Дубравицким. Дубравицкий, из студентов новгородской духовной семинарии, рукоположен в 1861 г. к либелицкой, в Финляндии, церкви, в 1862 г. перемещен к Сойкинской, в 1872 г. к настоящей церкви, а в марте 1879 г. к церкви с.-петербургских градских богаделен. Преемник его, священник Василий Ужинский, из окончивших курс в петербургской семинарии по 2 разряду, в 1862 г. рукоположен во священника к церкви Староладожского монастыря, в 1863 г. перемещен в село Мемино; отсюда в 1879 г. – к сей церкви. С 1801 г. жалованья священнику полагалось 250 р. сер. в год; в 1863 г. прибавлено на квартиру 180 р., с 1864 г. жалованье увеличено до 300 р. и квартирные деньги до 240 р.; в 1877 г. положено на отопление 20 саж. дров или деньги, по соответственной цене. Причетник, при готовой квартире со столом, получает жалованье 100 р. в год. Церковным хозяйством заведует совет человеколюбивого общества, чрез церковного старосту, на должности которого ныне состоит купец Александр Иванов . Церковь при богадельне Орлова-Новосильцева Церковь построена в 1838 году, по Высочайшему соизволению и с благословения митрополита Серафима, бригадиршею Екатериной Владимировной, урожденной графинею Орловой, для поминовения умершего в 1825 году сына ея, флигель-адъютанта Владимира Дмитриевича Новосильцева 221 . Церковь каменная, престол в ней один, во имя св. князя Владимира; план и фасад церкви составлен архитектором Шарлеманем, иконы писаны частию профессором Виги, частию художником Воробьевым; живописные стекла в окнах – работы заведения живописи на стекле, Орлова, в Москве. 1838 года, мая 1 дня на Троицком подворье московский митрополит Филарет, рукоположил сюда первого священника Тимофея Саввина Валдайского, из диаконов павловского кадетского корпуса, а 15 мая храм освящен Филаретом, в сослужении обер-священника Василия Кутневича, сергиевского архимандрита Игнатия Брянчанинова , петропавловского протоиерея Кочетова, сампсоньевского священника Федора Барсова и – местного причта.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Василий Михайлов – с 1776 года (из запрещенных священников). С 1831 года: Иван Драницын – (1793–1835 г.). Сергий Прозоров – (1817–1836 г.). Иван Папоротский – (1831–1864 г.). Семен Перов – (1835–1837 г.). Иван Колосов – (1836–1860 г.) умер в 1864 году. Стефан Воробьев – (1838–1839 г.). Александр Леонтьев – (1839–1856 г.). Андрей Чужбовский – (1856–1865 г.). Лев Георгиевский – студент новгородской семинарии; в 1860 году определен дьячком на Большую Охту; ныне диакон Благовещенской церкви на Васильевском острове. Яков Ужинский (1861–1877 г.), – отсюда переведен к Песковской Рождественской церкви. Федор Троицкий – из окончивших курс в новгородской семинарии – (1865–69 г.). Арсений Вешняков – (1865–1868 г.). Владимир Карпин – в 1866 году рукоположен в диакона к Выборгскому собору; в 1869 году переведен к Большеохтенской церкви, с оставлением на причетнической вакансии, где и умер в 1876 году. Матфий Высочанский – (1876–1882 г.) из диаконов гезовского уезда, на причетнической вакансии. В настоящее время причт составляют: Священник Измаил Спасский – кандидат с.-петербургской академии; в 1859 году наставник Тверской семинарии, в 1861 году александроневского училища и в 1864 году рукоположен во священника к сей церкви. Священник Дмитрий Муретов – кандидат здешней академии; в 1865 году, посвящен во диакона к Единоверческой Дмитриевской церкви, а в 1876 году – во священника к сей церкви. Священник Флор Малиновский – кандидат здешней академии; в 1873 году – преподаватель олонецкой семинарии; в 1875 году рукоположен во священника к церкви при больнице св. Ольги и определен законоучителем Александро-Невского училища, и в 1880 году перемещен священником к сей церкви. Состоит членом общества распространения просвещения в духе православной церкви и говорит в местной церкви прихожанам вне-богослужебные беседы. Протоиерей Иоанн Братолюбов – студент здешней семинарии; в 1845 году рукоположен во священника в Щирский погост, лугского уезда; в 1867 году перемещен священником к церкви при исправительной тюрьме; в 1881 году дозволено ему временно совершать богослужение при Большеохтенском кладбище до воспоследования указа святейшего синода о закрытии сего кладбища. Он вместе с священником Малиновским участвует во вне-богослужебных беседах с прихожанам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1875, 14 января — начал чтение лекций на Высших женских курсах в Москве. 27января — вступительная лекция в университете «Метафизика и положительная наука». Весна — увлечение слушательницей курсов Герье Елизаветой Михайловной Поливановой. 18 июня — получает свидетельство о командировке в Англию для изучения в Британском музее памятников индийской, гностической и средневековой философии. 29 июня — приезжает в Лондон. 11 ноября — прибытие на пароходе в Александрию. Между 25 и 27 ноября — видение Софии Премудрости Божией в пустыне под Каиром. 1876, февраль — рукопись Начало июня — возвращение в Россию. Осень — чтение лекций по логике и истории философии в Московском университете. 1877, 14 февраля — выходит в отставку из университета. 4 марта — Соловьев назначен членом ученого комитета при Министерстве народного просвещения. Переезд в Петербург. Выход «Философских начал цельного знания». Знакомство с Софьей Петровной Хитрово, урожденной Бахметевой. Лето — выезжает в действующую армию на Балканы. 1878, лето — поездка с Ф. М. Достоевским в Оптину Пустынь. 1879, 4 октября — скончался Сергей Михайлович Соловьев. 1880, 6 апреля — Владимир Соловьев защищает в Петербургском университете докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». 1881, 28 января — кончина Федора Михайловича Достоевского. 28 марта — публичная лекция в университете, в которой Соловьев выступил против смертной казни и призвал Александра III помиловать убийц императора Александра II. 1883, весна — тяжелая болезнь. 1886, декабрь — разрыв с С. П. Хитрово. Поездка в Загреб к Штроссмайеру. 1887, лето — начинает работу над «Ьа 1888, 8 мая — приезжает в Париж. Октябрь — заканчивает работу над «Ьа 1889, январь — возвращение в Россию. Выход в Париже на французском языке работы «Россия и вселенская церковь». Весна — лето — гостит в Воробьевке у А. А. Фета. 1891, 19 октября — лекция в Московском психологическом обществе «Об упадке средневекового миросозерцания». Соловьеву вновь временно запрещено чтение публичных лекций. Конец года — осень 1892–го — роман с Софьей Михайловной Мартыновой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010