Собор освидетельствовал новоисправленный Часослов (М., 1666 г.; Зернова, 314 ).   Последующие соборы 1672, март. Собор о учреждении Нижегородской епархии. 1675, май – 15 октября. Закрытие Монастырского приказа ( Успенский Б. А. II, 315 (прим. 13) ). Переход церковной администрации, суда и финансов в руки духовенства . Вопрос о границе епархий. Порядок церковного суда. Вопрос об архиерейском служении и архиерейском облачении (см.: Попов ) . 1678. Вопрос о чине шествия на осляти в Вербное воскресенье: право совершать шествие было предоставлено только патриарху в Москве. 1681, ноябрь. Собор против скитов. Постановление о передаче раскольников гражданскому суду и об уничтожении старообрядческих пустыней ( Белякова, 341 ). Постановление о Чине освящения воды посредством мощей (см.: Мусин, 367 ) . 1682. Отклонено предложение царя Феодора Алексеевича (с подачи греков) о реформировании административно-территориального устройства церкви и увеличении числа архиереев, и проект открытия новых 34 епархий. Вопрос о вдовых священниках, об отношении к местам погребения и общественной молитвы. Запрет организации базаров и ярмарок около монастырей и церквей. О Соборе см.: Виноградский . На Соборе был освидетельствован и подписан правленый издаваемый Типикон (М., 1682) . 1677-1678. Соборы (два) о деканонизации блгв. Анны Кашинской (см. Голубинский, 164-169; Ключевский, 268 ) . 1690, январь. Собор, осудивший католическое учение о времени пресуществления Святых Даров и запретивший ряд сочинений украинских богословов. 1698. Собор о крещении и других обрядах, совершенных нерукоположенным дьячком Юшком Микляевым (Михеевым), и о диаконе Петре Артемьеве, принявшем католичество. Библиографический список  Анна Кашинская - “Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская”, М., 2004г. Белокуров I - Белокуров С. А. “Материалы: Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около города патриарха Никона. Список с настольной грамоты патриарху московскому Никону”, ХЧ, 1882г., 7-8. Белокуров II - Белокуров С. А. “Деяние Московского церковного Собора 1649г. (Вопрос о единогласии в 1649-1651гг.)”,//ЧОИДР, 1894(4), отд.3, стр.29-52.

http://bogoslov.ru/article/376316

принял монашество в Троице - Сергиевом монастыре с именем Моисея. С 1638 по 1651гг. был архиепископом Рязанским. Его приемник (1635-1645)Никита Васильевич 1-й принимал участие в неудачных прениях о вере с Фельгабером, пастором королевича Вольдемара, жениха царевны Ирины Михайловны. По смерти царя Михаила Федоровича постригся в Троице-Сергиевом монастыре с именем Никифор. В 1646г. Кувекино - вотчина протопопа Стефана Вонифатьева, в селе деревянная церковь Рождества Христова «да храм Никола Чудотворец каменное строение, у церкви во дворе поп Михаил Григорьев, дьячок Иван Денисьев, крестьян 11 дворов». Стефан Вонифатьев, протопоп Благовещенского собора с сентября 1645 по 1656гг. был первым духовником царя Алексея Михайловича, участвовал в его венчании на царство и в венчании с Марией Ильиничной Милославской. Образованный и строго религиозный, заботившийся о поднятии нравственности и просвещения народа, в 1649г. он вступил в столкновение с патриархом Иосифом по вопросу о единогласии на богослужениях. Тогда существовал обычай многогласия, осужденный еще Стоглавым собором: в церкви одновременно читали и пели различные богослужебные тексты, Иосиф на Соборе 1649г. поддержал эту практику. Стефан Вонифатьев был главой кружка ревнителей благочестия, которые выступали за единогласие, их поддержал царь, и так же высказался Собор 1651г. После смерти Иосифа ревнители благочестия хотели бить челом государю, чтобы патриархом стал Стефан, но он отклонил свою кандидатуру и указал на Никона, после избрания которого был оттеснен от царя и подвергнут наказанию. Протопоп Аввакум отзывался: он «был благоразумен и житием добродетелен». Однако Стефан двоедушно вел себя с Никоном и старыми друзьями, и когда Иоанн Неронов бежал из Кандалакшинского монастыря в Москву, то становился в его доме. Чуму 1654г., истребившую все придворное московское духовенство, Стефан пережил, выехав из Москвы с царским семейством. В том же году в Москве у Красного Холма он основал пустынь в честь Зосимы и Савватия Соловецких, которую в 1656г.

http://sobory.ru/article/?object=11974

В клировой ведомости за 1856г. отмечено, что церковь имела белокаменную трапезную, но «по древности своей темна, сыра, в стенах трещины». По состоянию на 1866г. храм с. Кувекино (престолы Рождества Христова, Всех Святых и Святителя Николая) был приписан к церкви Покрова Пресвятой Богородицы соседнего с. Яковлево (разрушена в советское время). В 1857-1858гг. крестьяне Шаганинского общества Подольского уезда пожертвовали 1000 рублей на строительство новой церкви. Чтобы собрать остальную сумму и достроить храм, понадобилось еще 20 лет. Церковь спроектировал в 1873г. архитектор Александр Карлович Леман (1836- после 1880). Освящение храма состоялось в 1880г. он закрыт в 1937г. и использовался как клуб, потом заброшен. Возвращен верующим в 1995г. В 1614г царем Михаилом Федоровичем выдана жалованная грамота на владение селом Кувекиным на р. Плесенке настоятелю Благовещенского собора в Московском Кремле и царскому духовнику протопопу Андрею с братией. Его преемник Кирилл был царским духовником с 1614 по 1617 г. С 1617 по 1635г. селом владел протопоп Максим Максимов, в патриарших окладных книгах 1628 г. записано: «за протопопом Благовещенского собора Максимом Максимовым, церковь Рождества Христова, придел Святителя Николая, древяна, строение протопопово. У церкви во дворе поп Иван Федоров, дьячок, пономарь, в селе двор протопопова брата Моисея Максимова, крестьян 18 дворов». Протопоп Максим венчал 1-м и 2-м браком царя в Успенском соборе, крестил в Чудовом монастыре цареву Ирину Михайловну, в 1629г. – царевича Алексея Михайловича (а впоследствии участвовал в его венчании на царство). В начале 1635г. принял монашество в Троице - Сергиевом монастыре с именем Моисея. С 1638 по 1651гг. был архиепископом Рязанским. Его приемник (1635-1645)Никита Васильевич 1-й принимал участие в неудачных прениях о вере с Фельгабером, пастором королевича Вольдемара, жениха царевны Ирины Михайловны. По смерти царя Михаила Федоровича постригся в Троице-Сергиевом монастыре с именем Никифор. В 1646г. Кувекино - вотчина протопопа Стефана Вонифатьева, в селе деревянная церковь Рождества Христова «да храм Никола Чудотворец каменное строение, у церкви во дворе поп Михаил Григорьев, дьячок Иван Денисьев, крестьян 11 дворов».

http://sobory.ru/article/?object=11974

Он создавался в середине XVII века (1649-1651гг.) под сильным влиянием ярославской школы зодчества, но в дальнейшем храмостроителей столь же ощутимо " перекосило в Кострому " . Мощный куб основного объёма с позакомарным покрытием явно готовился под могучее " ярославское " пятиглавие, но в итоге и барабаны, и в особенности сами главы, были заметно облегчены, что характерно именно для костромского храмостроения... Ставшие фирменные " шейки " , перехватившие главы у основания - дань барочной традиции, появились позже; но именно они добавили в силуэт лёгкости, прижились как зодческий приём и в итоге стали " вишенкой на торте " местной архитектурной школы, до самого XIX века отчётливо тяготевшей к Костроме! Тот же " Шартомский " иконографический тип в " костромском " исполнении наблюдаем, например, в соседнем Лухе как в городском храме, так и в монастырском (Лух до ХХ века был в составе Костромской губернии). Стоит ли удивляться, что этот старинный образ - большой куб с высокими, но стройными главами на шейках - был взят за основу строителями шуйского собора! Конечно не скопирован - время другое, архитектурные вкусы не те - но принципиальная внешняя схожесть налицо. Несколько веков Николо-Шартомский монастырь существовал в деревянном исполнении, и лишь когда погорел " изволением Божиим от молнии до основания " , началось в нём каменное строительство. Первым храмом, выстроенным в камне, стал, конечно, собор, посвящённый святителю Николаю. Первый документ, подтверждающий существование Николо-Шартомского монастыря, относится к 1444 году - это духовная грамота нижегородской княгини Марии Спасо-Евфимиеву монастырю, что в Суздале. На грамоте стоит подпись архимндрита Шартомского монастыря Конона. Следующие по времени документы утверждают нас во мнении, что Николо-Шартомский монастырь отнюдь не был затерянной в лесах пустынькой. Тому служат сохранившиеся грамоты. В XVI веке обители благотворили князья Горбатые-Шуйские, в чьих владениях находился тогда этот монастырь. А уже в начале XVII веке на Николо-Шартомскую обитель посыпались различные беды...

http://sobory.ru/article/?object=20721