Постепенно в руках у историка стал накапливаться обширный архивный материал. Зачастую он выходил за хронологические рамки исследования и поэтому не вся масса документов могла быть целиком включена в сочинение. Между тем возникало желание ввести собранные исторические материалы в научный оборот. С этой целью С.Г. Рункевич обратился в редакцию «Минских Епархиальных Ведомостей» с предложением начать в них публикацию документов, касающихся истории Минской архиепископии, причем материалы брался предоставлять бесплатно, без всякого гонорара 107 . Тогдашний редактор «Ведомостей», инспектор Минской духовной семинарии А.И. Черницын 108 , охотно откликнулся на предложение С.Г. Рункевича . С декабря 1891 года в «Минских Епархиальных Ведомостях» началось печатание присылаемых С.Г. Рункевичем документов под общим заглавием «Материалы для истории Минской епархии». В предисловии к публикации молодой историк писал: «Тринадцатого апреля 1893 года исполнится только столетие со дня учреждения Минской епархии, а между тем и за этот, сравнительно недолгий, период своего существования Минская епархия представляет такое богатство исторической жизни, что в этом отношении едва ли может сравниться с нею какая-либо другая из российских епархий, кроме разве Киевской. Довольно сказать, что Минская епархия успела выделить из себя такие три громадные епархии, как Волынская, Подольская и Литовская; кроме того, ее части отошли к епархиям: Киевской, Екатеринославской, Подольской и др. Таким образом, история Минской епархии тесно связана с церковной историей всего западнорусского края. Между тем, для истории Минской епархии, собственно в ее нынешних пределах, сделано очень мало, а это в то время, когда для отошедших от нее окраин сделано довольно значительно. В Вильне, том за томом, выходят в свет «Акты Виленской Археографической Комиссии» и «Археографический Сборник»; в Киеве – «Архив юго-западной России»; в Витебске – «Витебская Старина»: во всех этих исторических сборниках местной церковной истории отведено видное место. Кроме того, на страницах киевских, литовских, волынских и других епархиальных ведомостей то и дело появляются различные исторические документы – то в целом виде, то в большей или меньшей обработке. Только в Минске местной истории как-то несчастливилось. После издания в 1848 году «Собрания древних грамот и актов городов в Минской губернии» в Минске не было обнародовано в печати из исторических документов почти ничего, так что в чужеместных изданиях можно найти гораздо более материалов для минской истории, нежели в изданиях минских» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

здешняя Казанская епархия разделена в 1832 году на Казанскую и Симбирскую; – бывшая Оренбургская (по особенному громадному пространству) сначала (в 1850 г.) разделена была на Оренбургскую и Самарскую, а потом в 1858 году на Уфимскую и Оренбургскую; Херсонская – на Херсонскую и Таврическую; – Томская в 1861 г. – на Томскую и Енисейскую; – Варшавская – на Варшавскую и Волынскую. И я помню, как покойный Владыка (Филарет, Митрополит Киевский), по личному представлению коего разделена Казанская епархия, в бытность его здешним Архиепископом, вспоминая об этом, говорил: «мне хотели было дать в Казани Викария, но я не нашёл этого полезным и целесообразным. Иметь Викария, – говорил покойный Владыка, – почти тоже, в известном роде, для самостоятельного делового Архиерея, что если бы сидящий на козлах главный возница имел около себя подручное лицо (к тому же малоопытное), которому или навсегда отдал бы одну возжу, положим левую или, хотя по временам, отдавал бы от усталости или от лености и правую возжу... Понятно, как надежна была бы такая езда и для хозяина-седока и для самого экипажа». Так выражался высокопр. Филарет (Киевский), когда известно (ещё в 1856–1857 годах), было рассуждаемо в св. Синоде по вопросу о викариатствах вследствие записки, присутствовавшего тогда в св. Синоде, преосв. Иннокентия, бывшего тогда Архиеп. Камчатского (впоследствии Митроп. Московского). Вопрос этот не получил тогда хода и результат как не соответствовавший делу и цели... Филарет, Митроп. Московский, принял этот вопрос особенно не сочувственно 52 , и помню, писал об этом тогда же Владыке Филарету Киевскому». При таких рассуждениях преосв. Антония однажды приведена была ему такая мысль: «если бы допустить нынешнее размножение викариатств, то нельзя ли бы совместить в лице каждого Викария звание и должность Ректора Семинарии, подобно тому, как это было и бывает и теперь по отношению к Академиям»... А что же... – перебил он сразу эти слова. Да ты может быть, и не вычитал ли где-нибудь подобной мысли или же просто говоришь от себя? И затем сам тут же стал развивать эту мысль с совершенною сочувственностью и проектировать решение этого вопроса самым отчетливым образом, начиная с самого благотворного значения этого введения для Семинарии и оканчивая тем, что сами-де Викарии чувствовали и сознавали бы себя действительно состоящими у дел...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

I. Житомирский уезд 52 Уезд этот занимает юго-восточную часть Волынской епархии. Границами его служат на востоке и отчасти на юге – Киевская епархия, на юге – Подольская епархия, на западе – Новоград-Волынский уезд и на севере – Овручский уезд. Житомирский уезд в епархиальном отношении делится на 5 благочиннических округов, а в гражданском отношении – на пять станов, из коих: 1-й стан имеет квартиру станового пристава в местечке Горошках и обнимает волости – Барашевскую, Горошковскую, Давидовскую, Ушомирскую, Фасовскую и часть Пулинской; 2-й стан имеет квартиру в местечке Черняхове и обнимает волости – Бежевскую, Черняховскую и части Пулинской, Трояновской и Левковской; 3-й стан имеет квартиру в местечке Чуднове и обнимает волости – Красносельскую, Чудновскую и части Трояновской и Пятковской; 4-й стан имеет квартиру в местечке Янушполе и обнимает волости – Карповецкую, Краснопольскую, Мотовиловскую, Озадовскую и Янушпольскую; 5-й стан имеет квартиру в местечке Котельне и обнимает волости – Андрушовскую, Коднянскую, Котелянскую, Лещинскую, Солотвинскую и части Левковской и Пятковской. Кроме того, уезд этот делится ещё на два мировых участка: 1-й мировой участок с квартирой Мирового Посредника в Житомире обнимает 1-й и 2-й станы; и 2-й мировой участок с квартирой Мирового Посредника в Житомире обнимает 3, 4 и 5-й станы. Всех волостей в этом уезде имеется 23. В каждой волости имеется своё волостное правление и выборное начальство из крестьян: волостной старшина и волостные сходы; а в сёлах – сельские старосты, сотские и десятские. Ближайший надзор за действиями этих лиц, по сельскохозяйственному общественному управлению, принадлежит Мировым Посредникам, а в полицейском отношении – становым Приставам. Все станы уезда непосредственно подчиняются начальнику уезда – Исправнику, a все Мировые Посредники вместе с Исправниками всех уездов подчинены начальнику губернии – Губернатору. Городской благочиннический округ Церкви этого округа расположены в самом городе Житомире, а также в окрестных сёлах, лежащих на расстояниях от него на тринадцать вёрст и менее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

существовавших на территории Российской империи (Виленское, Полоцкое, Луцкое и Брестское), были созданы 2 кафедры: Виленско-Литовское архиепископство (с кафедрой в Жировицах) и Белорусское архиеп-ство (с кафедрой в Полоцке). Иосафат Булгак в 1828 г. возглавил Литовское архиеп-ство, оставаясь первоиерархом униат. Церкви с титулом «митрополит Киевский». Крупнейшие на Киевщине ареалы распространения унии: Житомирский и Овручский уезды Волынской губ., Радомысльский, Сквирский, Махновский, Таращанский и Уманский уезды Киевской губ. вошли в Белорусское (Полоцкое) архиеп-ство. В 1828 г. в Жировицах открылась Литовская митрополичья семинария. В 1833 г., после кончины архиеп. Иакова Мартусевича, министр внутренних дел гр. Д. Н. Блудов предложил перевести на Полоцкое архиеп-ство Иосифа (Семашко), коадъютора этой кафедры. Однако тот отказался в пользу Булгака. Имп. указом от 17 апр. 1833 г. Булгак был назначен греко-католич. архиепископом Полоцким. В пределах исторической Киевщины в 1829-1830 гг. были известны 16 униат. приходов в Киевской губ. и 25 приходов в Овручском и Житомирском уездах Волынской губ. (недатированный список, относящийся ориентировочно к данному периоду, опубликован в «Архиве униатских митрополитов»). В Киевской губ. существовали Киевский деканат во главе с безместным свящ. Дамианом Лащевским (не имел ни одного прихода, объединял безместных иереев, совершавших богослужения в римо-католич. костелах), Липовецко-Таращанский деканат во главе с безместным свящ. Феодосием Кудрицким (также не имел ни одного прихода и объединял безместных священников), деканаты Радомысльский (6 приходов), Сквирский (4 прихода), Корсунский (4 прихода), Махновский (1 приход), Уманский (1 приход). В 1829 г. в Киевской губ. насчитывалось ок. 2190 униатов, окормлявшихся при римокатолических приходах. Иногда, несмотря на установленный властями 4 июля 1803 г. запрет, совершались совместные службы униатских и римо-католич. священников. Однако далеко не везде между униатами и римо-католиками существовало взаимопонимание.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 70-80-х гг. XIX в. начинает складываться новый тип епархиальных описаний. Их составители, больше не связанные требованиями единой программы, стремились собрать сведения обо всех, а не только о наиболее выдающихся церквах своей епархии. На 1-е место в этих описаниях выходят данные справочно-статистического характера, в то время как исторические материалы описательного плана либо существенно сокращаются в объеме, либо исчезают совсем. Первым описанием нового типа стало минское, изданное в 9 выпусках в 1878-1879 гг. Оно построено на совершенно иных принципах, чем описания, выходившие до него (в т. ч. и «Историко-статистическое описание Минской епархии», вышедшее в 1864). По структуре, содержанию и функциональному назначению подобные издания стоят ближе к епархиальным памятным и справочным книжкам и адрес-календарям, чем к историко-статистическим описаниям, составленным в соответствии с синодальной программой 1850 г. В 1884 г. началась публикация составленного свящ. И. В. Добролюбовым 4-томного «Историко-статистические описания церквей и монастырей Рязанской епархии», завершившаяся в 1891 г. Это описание значительно отличалось по структуре и содержанию от «Сборника церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии», выпущенного в 1863 г., и в отличие от него включало сведения обо всех приходских церквах края, приведенные по общему формуляру. В 1886 г. был издан подготовленный В. М. Орловым 1-й (и оказавшийся единственным) том планировавшегося 13-томного «Описания церквей и приходов Владимирской епархии». В 1887 г. была напечатана книга еп. Ермогена (Добронравина) «Таврическая епархия», существенно дополняющая изданное в 1872 г. описание той же епархии прот. М. Родионова. В 1888 г. вышел в свет 1-й том «Историко-статистического описания церквей и приходов Волынской епархии» преподавателя Волынской семинарии Н. И. Теодоровича (последний, 5-й том издан в 1903). Кроме того, в 80-х гг. XIX в. было опубликовано 3 сборника материалов для историко-статистических описаний: 1 по Екатеринославской и 2 по Тульской епархии. В екатеринославский сборник вошли описания церквей и приходов XVIII в. и нек-рые документы по истории епархии этого периода, в тульские - публикации различных актовых материалов XVII-XVIII вв. и описания церквей г. Тулы. Составители этих изданий считали целесообразным, не дожидаясь выпуска в свет полных епархиальных описаний, опубликовать те материалы для них, которые уже были собраны. Однако полные описания ни по Екатеринославской, ни по Тульской епархиям так и не были изданы.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Для семинарий киевской, черниговской, полтавской, довольно полных учениками своих епархий, не может быть без некоторого утомительного обременения прибавление значительного числа иноепархиальных, для учения, содержания и надзора. Напротив того, каждая епархия собственно для себя усовершать свою семинарию имеет более и удобства, и побуждений к ревности, весьма естественных. Из таковых соображений по необходимости происходит заключение, что обращение детей в иные епархиальные семинарии не есть одна из преимущественно удобных мер к желаемому усовершению местного духовенства, и что нужно для достижения сей цели, или в помощь или даже взамен, употребить другие, кои могут быть следующие: а) Иметь всегда в присоединенных от Польши епархиях архиереев чисто русского происхождения и собственно русского образования, избираемых с особенным вниманием. б) Тоже самое правило наблюдать в назначении ректоров, инспекторов и профессоров в семинарии сих епархий. в) Сим должностным лицам, при образовании ума и нравов детей, всемерно стараться направлять сие образование к единству с великой Россией, как относительно монархического и патриотического образа мыслей, так и относительно самого языка и обычаев, и сие направление простирать к той цели, чтобы воспитывающиеся в семинариях, по вступлении в духовную службу, ревновали о распространении и сохранении того же духа единства и в прочих званиях, с коими они по своему служению в соприкосновении будут. г) С сею же целью воспитанников семинарий минской, подольской и волынской, назначаемых для образования в духовные академии, посылать предпочтительно в академии более центрально-русские, т. е. в с.-петербургскую и московскую, и, по совершении в них учебного курса, определять на положенные уставом четыре года учительской службы в собственно русские губернии, а потом обращать для дальнейшего служения в пригородные им епархии». 397 Мысль о западных епархиях так сильно занимала покойного Государя, так озабочивала его, что он, еще прежде поднесения на утверждение вышеприведенного положения особого комитета, приказал синоду послать двух надежных лиц для осмотра волынской и подольской епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На фоне нек-рой активизации прорус. сил в 1926 г. в Варшаве и Луцке начала издаваться газета «угодовского» (проправительственного) лагеря украинцев Волыни «Ykpaihcьka нива», пропагандировавшая русофобию и украинизацию. По призыву газеты на 5-6 июня 1927 г. в Луцке был намечен «Всеволынский украинский церковный съезд мирян», несмотря на то что Синод еще 26 февр. 1927 г. отверг идею такого съезда. Инициатором проведения на Волыни серии церковно-общественных съездов мирян, первый из к-рых состоялся 26 сент. 1926 г. в Ровно, стал Речинский. Помимо призывов к украинизации Ровенский съезд выдвинул требование церковного суда над Пинским и Полесским митр. Александром (Иноземцевым) за «травлю украинского духовенства», также съезд напомнил митр. Дионисию о невыполнении им резолюции 1-го Волынского съезда духовенства и мирян 1921 г. об обеспечении принципов соборности в церковной жизни Волыни и о хиротонии епископов в Кременец, в Луцк и во Владимир-Волынский. Съезд настаивал на реформе консистории, устранении неравенства между иерархами и рядовым духовенством. Эти требования почти полностью повторил прошедший в Луцке 5-6 июня 1927 г. «Всеволынский украинский церковный съезд мирян», в котором, несмотря на запрет Синода, на правах гостей участвовало немало духовных лиц (впосл. они не были за это наказаны). Луцкий съезд коснулся не только проблемы украинизации, но и вопросов борьбы с оппонентами «угодовского» лагеря - рус. эмигрантскими деятелями. В этом отношении он был важен для польск. властей, стремившихся столкнуть «украинофилов» и «русофилов» и добиться раскола в правосл. среде. На открытии съезда присутствовали волынский вице-воевода, др. местные чиновники. В принятых резолюциях указывалось на необходимость возрождения соборности, реформирования духовной консистории и «уездных протопресвитериатов», которые характеризовались как «рассадники обрусительства», требовалось активизировать действия против «русской белогвардейщины» и «русских черносотенцев, борющихся за сохранение старых влияний». К таким причислялся, в частности, еп. Симон (Ивановский), критиковавший Речинского и его сторонников. Съезд поддержали представители не только «угодовского» лагеря и власти, но и оппозиционных партий: Украинского народно-демократического объединения, социалистического объединения «Сельроб» и др. С приветствием к съезду обратилась группа укр. преподавателей и студентов богословского фак-та Варшавского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

К сер. XIII в. Городенское княжество было разделено на ряд владений, из них Волковысское, Свислочское и Слонимское княжества с 40-х гг. XIII в. были подчинены Литовскому вел. кн. Миндовгу, к-рый вел борьбу с Галицким вел. кн. Даниилом Романовичем за обладание Понеманьем, в первую очередь Новогородком (совр. Новогрудок), Городно и ятвяжскими землями. В 1252 и 1258 гг. Романовичи захватывали Городно, но не смогли его удержать. После неудачных походов 1260, 1275 и 1278 гг. галицко-волынским князьям пришлось отказаться от попыток завладеть крепостью. С сер. XIII в. среди сев.-зап. владений вел. кн. Даниила Галицкого известен г. Турийск (совр. дер. Турейск Щучинского р-на), ранее входивший в состав Городенского княжества. В 1252 г. Турийск выдержал нападение литов. кн. Войшелка , разорившего его окрестности (Войшелк был послан Миндовгом в отместку за потерю литовцами Городно и др. мест). Др. центром, за к-рый шла борьба между галицко-волынскими и литов. князьями, был Волковыск. Впервые он упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 г. По результатам археологических раскопок возникновение Волковыска можно отнести к сер. или 2-й пол. X в. Первоначально это было укрепленное валом поселение на Шведской горе на р. Рось. На рубеже XI и XII вв. в 0,5 км от него возникли поселения на городище Муравельник и на Замчище. В сер. XII в. Волковыск был разрушен, по-видимому, в ходе борьбы за киевское наследие между ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и владимиро-волынским кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем , в числе сторонников последнего были правители Городенского княжества. В посл. трети XII в. в Волковыске на Замчище началось возведение 3-нефного 6-столпного храма, по особенностям плана и строительному материалу близкого к Нижней церкви в Городно. Можно предположить, что оба храма строились одной артелью по заказу городенского князя. Строительство церкви в Волковыске остановилось после закладки фундамента ( Каргер. 1968. С. 427-428). В ходе археологических раскопок на Шведской горе в Волковыске в слое XII в. обнаружены части хороса, небольшие иконы, застежки от книг, писалы-стили, значительное количество предметов с надписями, что свидетельствует о широком распространении грамотности среди горожан.

http://pravenc.ru/text/168161.html

жалованья и не думать иметь соответственного чиновника – это неудобство можно устранить, сказав в штате: Ризничему (он же и казначей) из кафедральных священников прибавочного жалованья 125 или хотя бы 100 руб. сер. 2) Членов консистории надобно заставить дорожить своею должностью и не считать её стороннею – да притом нужно устранить стремление к взяткам. Для сего положенный им оклад в 100 руб. весьма скуден. Оклад сей можно возвысить без нарушения экономии следующим образом. По консисторскому уставу дела распределены на четыре отделения, из коих каждым заведывает один член консистории. Следовательно, по-настоящему сии только четыре члена есть действующие, прочие ж почти излишни и часто находятся в отсутствии. Посему следовало бы, кажется, положить по штату: Четырём членам, заведывающим особыми отделениями по канцелярии консисторской, по 150 руб. сер., прочие ж члены служат без жалованья – или, если угодно, можно сим последним положить по 100 руб. 3) Оклад на консисторию должен быть положен не по классу епархии, но по числу дел консистории – а число дел соразмеряется с населением епархии и положением подобным епархии Литовской, которая, распространяясь на две губернии и область, по необходимости имеет более столкновения с разными лицами и ведомствами и должна вести переписку с тремя губернскими начальствами и тремя Римскими епархиальными ведомствами. Посему оклады должны идти, уменьшаясь следующим, кажется, порядком – Киевская, Подольская, Волынская, Литовская, Минская, Могилёвская, Полоцкая. От экономии уменьшения сих окладов покроется увеличение жалованья членам консистории. 4) Остальной кафедральный штат, кажется, довольно хорошо соображён и может быть достаточен, судя по местности. Содержание только певчих едва ли где возможно за показанную в штате сумму, без местных сторонних средств. Одна епархия Литовская, по местным особенным обстоятельствам, не может довольствоваться подобным кафедральным штатом – о чём сказано будет после. Впрочем, по всем штатам пропущено важное лицо, именно регент певчего хора, тогда как при Римских кафедрах назначен капельмейстер. Потому необходимо к штату прибавить следующую статью: Регенту, который может быть из кафедральных диаконов или учителей духовных училищ, прибавочного жалованья 100 руб. сер.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Киева; вероятно, в XII в. появились земельные владения и у митрополичьей кафедры, но никакими сведениями на этот счет исследователи не располагают. Территория К. е. Формирование особой митрополичьей области завершилось не позднее 70-80-х гг. XI в., когда сложилась основная сеть епископств (епархии XII в. выделялись из состава уже существовавших диоцезов). Костяк епархиальной структуры Киевской митрополии должен был сформироваться в течение полувека после Крещения Руси. Поскольку кафедры основывались в таких удаленных от Киева центрах, как Новгород, Полоцк, Владимир-Волынский и Ростов, это свидетельствует, что первые епископии открывались с целью обеспечить архиерейское окормление более или менее равномерно всем областям огромной державы. К моменту организации Киевской кафедры должно быть приурочено создание не только Новгородской и Белгородской, но, как минимум, также Черниговской и, вероятно, Полоцкой епископий. Наличие под властью Киевского митрополита архиепископов (Новгородского, позднее Ростовского, Суздальского) - специфическая черта древнерус. Церкви по сравнению с др. митрополиями К-польского Патриархата, в котором архиепископства существовали, но были автокефальными, т. е. отличались именно тем, что были изъяты из системы митрополичьих округов, подчиняясь непосредственно патриархии. Причины появления в Киевской митрополии такого рода архиепископов не совсем понятны. Наиболее ранние древнерус. кафедры располагались в тех городских центрах, где уже со времен Владимира или Ярослава имелись княжеские столы, замещавшиеся сыновьями киевского князя (исключениями являются Белгород и Юрьев, к-рые до сер. XII в. собственных столов не имели, находясь под управлением непосредственно Киева, но были центрами епархий). Следов., на Руси, как и в Византии, с самого начала имело место совпадение границ епархий с политико-адм. пределами городских волостей, как то и предполагалось 17-м прав. IV Вселенского (Халкидонского) Собора. На территории Киевской волости помещались 3 епархии - митрополичья К. е., Белгородская и прибавившаяся к ним позднее, но еще в XI в., видимо, в миссионерских целях Юрьевская (Каневская). Юрьевское еп-ство охватывало территорию бассейна р. Рось, территория Белгородского еп-ства не определяется. Исследователи справедливо отметили отличие этих 2 кафедр от др. епархий, территория к-рых совпадала, как правило, с территорией волости. Отсюда предположения о каком-то особом статусе их кафедр, их подчинении митрополиту, не раз высказывалась мысль об особом положении Белгородских епископов как викарных, помогавших митрополитам в управлении митрополичьей областью и замещавших их во время их отсутствия. Такое положение Белгородской кафедры среди древнерус. епископий могло объясняться ее географической близостью к Киеву. Данная гипотеза вполне вероятна, хотя прямых указаний на это в источниках нет.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010