Первое собрание «немецкого» Строительного комитета состоялось 12 августа 1940 г. На нем председательствовал А. Н. Фену, присутствовали священник Е. Ножин, князь С. Н. Романовский и другие члены комитета (Протокол 1, 12 августа 1940 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). Leipziger Zeitung. 1940. 17. Juli. S. 3. Комитет зарегистрирован в реестре с 2131 16 июля 1940 r.:«Komimee zur Erbauung und Erhaltung der russischen orthodoxen Gedächtniskirche zu Leipzig e.V.». Протокол Строительного Комитетаот 6 января 1939 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). См. письменные характеристики на членов Строительного комитета, поданные Отделом кадров НСДАП на имя обер-бургомистра Лейпцига 18 августа 1941 г. (Stadtarchiv Leipzig, Kap. 42.0, Nr. 2, Bl. 130). Письмо саксонского чиновника министру церковных дел Германии, и дальнейшую переписку см.: BA, R901/69300, Bl. 228–232. См. письмо митрополита Серафима (Ляде) А. Н. Фену от 23 июля 1942 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). Родионов А. Частица веры нашей, русской//Трибуна. 2004. 28 декабря. С. 7. Письмо Патриарху Алексию через протопресвитера Н. Колчицкого и протоиерея Ф. Казанского передали 11 октября 1945 г. священник Ф. Соловьев, протоиерей Г. Романович и профессор К. Д. Илич (Православные русские приходы в Германии//Журнал Московской Патриархии. 1945. 12. С. 7–8). См.автобиографии священников в архиве Храма-памятника. Биографию архиепископа Мстислава (Волонсевича) см.: Журнал Московской Патриархии. 1978. 7. С. 14–15. «Храм, наряду с его предназначением памятника, стал также духовным центром для русско-православных христиан в Лейпциге и его следующей окрестности живущим. Особенно много людей посещали богослужения во время Второй мировой войны. Сюда приходили угнанные нацистами " восточные рабочие " , если они могли получить увольнение: они черпали здесь новые силы, новую надежду на освобождение» ( Ein Symbol der Freundschaft. Russische Gedächtniskirche//LVZ. 1963. 23. September). . Шкаровский М. В. Нацистская Германия и православная Церковь. М., 2002. С. 308.

http://sedmitza.ru/lib/text/6864892/

Мстислав (Волонсевич), еп. Великолукский, с клиром ц. Казанской иконы Божией Матери в г. Вел. Луки. Фотография. 1957 г. Мстислав (Волонсевич), еп. Великолукский, с клиром ц. Казанской иконы Божией Матери в г. Вел. Луки. Фотография. 1957 г. В 1946 г. присоединился к Русской Православной Церкви за границей. 9 апр. 1951 г. назначен настоятелем Прокопиевского прихода РПЦЗ в г. Любеке. В сент. 1952 г. направлен в Зап. Берлин настоятелем новообразованного Покровского прихода (храм освящен в арендуемой квартире 1 окт. того же года) - единственного прихода, оставшегося у Зарубежной Церкви в Берлине ( Садикова Е. Н. Особенности организации церк. жизни рус. эмиграции//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. 2016. Вып. 2(22). С. 125, 128-129). 10 сент. 1953 г. был арестован западноберлинской полицией по обвинению в «преступлении против нравственности» (фактически обвинялся в связях с советской разведкой), но вскоре освобожден при условии немедленного отбытия в Зап. Германию. Вместо этого в кон. сент. выехал в советский сектор Берлина. Обратился к и. о. патриаршего экзарха в Зап. Европе Берлинскому и Германскому еп. Борису (Вику ; впосл. митрополит) с прошением войти в молитвенно-каноническое общение с Русской Православной Церковью. По принесении им покаяния 25 окт. 1953 г. был торжественно воссоединен еп. Борисом с РПЦ. В дек. того же года назначен настоятелем храма-памятника во имя свт. Алексия в Лейпциге. В июле 1954 г. совершил поездку в СССР, о которой написал путевые очерки, опубликованные в «Журнале Московской Патриархии». В июне 1955 г. освобожден от должности настоятеля лейпцигского храма и зачислен в братию Киево-Печерской лавры. 7 февр. 1956 г. назначен Синодом РПЦ епископом Великолукским и Торопецким. 4 марта того же года архиерейскую хиротонию М. в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий I . 8 авг. 1957 г. назначен епископом Свердловским и Ирбитским. В Свердловске (ныне Екатеринбург) М. одобрил решение верующих добиваться возврата им закрытого в 1930 г. городского Александро-Невского собора, что вызвало недовольство местных властей, под давлением которых, видимо, вскоре было принято решение о перемещении архиерея на др. кафедру. 21 февр. 1958 г. М. был назначен епископом Омским и Тюменским. Прибыл в Омск в нач. марта, но уже 13 мая в связи со слабым здоровьем получил отпуск и отбыл на неск. месяцев для лечения в Кисловодск. По возвращении М. дважды посетил Тобольск, побывал во мн. приходах обширной епархии, но вскоре вновь был переведен на др. кафедру. 27 июля 1959 г. назначен епископом Вологодским и Череповецким, 15 окт. того же года его титул был изменен: М. стал именоваться епископом Вологодским и Великоустюжским.

http://pravenc.ru/text/2564276.html

Мстислав (Волонсевич Димитрий Иванович), архп.Горьковский и Арзамасский Родился 12 ноября 1906 года в гор.Вильно. Среднее образование получил там же, а высшее богословское на богословском факультете Варшавского университета, который закончил в 1936 году. В апреле 1934 года принял монашество в Свято-Успенской Почаевской Лавре и на другой день был рукоположен во иеродиакона. В феврале 1935 года рукоположен во иеромонаха и назначен на миссионерский приход в гор.Галиче. В 1937 году сдал экзамен на степень магистра богословия и осенью того же года был назначен настоятелем Георгиевской церкви в г.Львове и помощником благочинного всей Восточной Галиции. С 1936 года в сане игумена – наместник Яблочинского Онуфриевского монастыря и помощник зав.псаломщицко-диаконеких курсов при том же монастыре. Получив сан архимандрита, он служил некоторое время на приходе в с.Гировое на Лемковщине (Прикарпатье), затем был возвращен в Яблочинский монастырь и, наконец, переведен в Варшаву, где состоял при Варшавской митрополии, обслуживая православную общину в гор.Жирардове (под Варшавой). С 1946 года находился в ведении раскольнического Карловацкого Синода и вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии 25 ноября 1953 года. После этого он состоял настоятелем русского православного храма-памятника в Лейпциге, а в июне 1955 года был переведен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру. 4 марта 1956 года хиротонисан во епископа Великолукского и Торопецкого. Хиротония состоялась в Троице-Сергиевой Лавре. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий, митр.Новосибирский Нестор и еп.Сергиепольский Василий. С 8 августа 1957 года – епископ Свердловский и Ирбитский. 21 февраля 1958 года перемещен на Омскую и Тюменскую кафедру. 27 июля 1959 года – епископ Вологодский. 25 февраля 1965 года – архиепископ. 25 мая 1965 года – Архиепископ Горьковский и Арзамасский. Труды: «Возвращение на Родину». «ЖМП» 1954, 9, стр.20–25. Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1956, 4, стр.5–7. «Мои впечатления«· «ЖМП” 1956, 3, стр.72–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В июне 1950 г. епископ Борис командирован в г. Берлин для ознакомления с церковной жизнью на территории Германии. По результатам поездки он подготовил Патриарху Алексию I (Симанскому) обширный доклад, в котором ставились вопросы о необходимости развития и преобразования строя церковной жизни в Западной Германии. 26 сентября 1950 г. Преосвященный Борис был назначен епископом Берлинским и Германским. Важной особенностью в его деятельности в Германии было то, что он принимал в лоно Русской Православной Церкви многих русских эмигрантов. Так, 25 октября 1953 г. с Русской Православной Церковью Московского Патриархата воссоединился бывший настоятель одного из приходов РПЦ за границей в г. Берлине архимандрит Мстислав (Волонсевич). Владыка Борис принимал меры и по восстановлению православных храмов в Германской Демократической Республике и Западном Берлине. В его архиерейском доме в г. Берлине с апреля 1951 г. начал действовать домовый храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Также при архиерейской резиденции начали показывать советские кинофильмы. По инициативе владыки с 01 января 1952 г. в Германии начал издаваться ежемесячный журнал «Голос Православия». Всё это способствовало приобщению православных немцев к русской культуре и богослужению. Владыка постоянно говорил, что русский человек – это православный человек. Необходимо заметить, что православные немцы вследствие своей дисциплинированности умеют стоять на молитве. На протяжении четырёх лет своего служения и миссионерской деятельности на территории Германии архипастырь прилагал все усилия для поддержания церковной дисциплины в среде своей паствы и клира. Владыка был очень душевным, а также духовным человеком. При любом удобном случае старался проводить христианские беседы со взрослыми и детьми . Также за пределами Германии архиепископ Борис всегда старался возносить молитвы о своих соотечественниках и православных немцах . На территории Германии владыка Борис активно поддерживал отношения с инославными конфессиями . Преосвященный выступал на различных конференциях в поддержку защиты мира и христианского единства. В октябре 1951 г. епископ Борис был возведен в сан архиепископа и назначен временно исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии в Западной Европе.

http://bogoslov.ru/article/3747880

Также в 1928 г. митр. Дионисий обратился в Мин-во вероисповеданий за согласием на открытие 3 приходов в Станиславовском воеводстве: в г. Турка, в селах Битля Турковского повята и Барлоги Калушского повята. Одновременно туда были направлены правосл. священнослужители. В кон. нояб. 1929 г. состоялся переход в Православие почти всего населения прихода с. Турье Самборского повята Львовского воеводства. Решением епархиальной власти опека над новыми прихожанами была передана священнику г. Коломыя Роману Лещишину. В апр. 1930 г. свящ. Игнатий Кирильчук был направлен для выполнения пастырских обязанностей на новообразованный приход в с. В. Яблонька Турковского повята, в составе Малопольского благочиния. В 1931 г. основан правосл. приход в колонии Дальний Кут Бережанского повята (ныне Тернопольской обл.), в 1932 г. организован приход в с. Городжев, начиная с 1934 г. упоминается правосл. община в г. Галич. В 1935-1937 гг. настоятелем прихода в Галиче являлся иером. Мстислав (Волонсевич), буд. епископ, который в сент. 1937 г. был переведен на должность настоятеля Львовского прихода. Львовский Георгиевский храм в 1938 г. был передан в военное ведомство, что негативно сказалось на дальнейшей духовно-просветительской деятельности правосл. Галицкой миссии среди униатов (последний глава миссии свящ. Григорий Курилас в 1943 эмигрировал, в 1947 вернулся во Львов, в 1948 был репрессирован). 1940-1943 гг. 28 окт. 1940 г. Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским) был издан указ об образовании Западного экзархата в составе Волынской, Тарнопольско-Галицкой, Гродненско-Вилейской и Полесской епархий. Экзархом был назначен митр. Николай (Ярушевич) . Территория Галиции вошла в Тарнопольско-Галицкую епархию во главе с архиеп. Алексием (Громадским), за епархией были закреплены 15 правосл. приходов Галиции. 27 марта 1941 г. во епископа Львовского был хиротонисан наместник Почаевской лавры архим. Пантелеимон (Рудык) , к-рый во времена Польши, как отмечалось в синодальном постановлении, «больше других послужил делу православной миссии в Галиции».

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Итак, в 1923–1924 годах Польская иерархия самостоятельно вышла из общения с Московским патриархатом, под влиянием польских властей провозгласила церковную независимость и получила незаконным путем за большую сумму «Томос» от Константинопольского патриархата. Была создана Польская автокефалия, непризнанная многими православными поместными церквями. В связи с таким «повышением статуса» польского православия, в 1925 году в столице Польши, в Варшавском университете был открыт православный богословский факультет. Этот факультет был связан с Виленской духовной семинарией. С 1925 по 1929 год Сергий Новицкий получал высшее образование именно на этом факультете Варшавского университета. Как и в духовной семинарии, учился он заочно, являясь до 1928 года церковным служителем – псаломщиком – в Дарево. Помимо должности псаломщика, он имел педагогический опыт, занимался хоровым пением, имея к этому искусству любовь, хорошие способности и образование. Богословский православный факультет в Варшаве действовал с 1925 по 1939 год. На факультете преподавали видные ученые и богословы. Курсы Церковной истории и церковного права вел профессор М.В. Зызыкин, философию студенты изучали под руководством профессора Н.С. Арсеньева. Немного преподавал на факультете и будущий Патриарх Румынский Иустин (Моисеску) Богословское образование в стенах Варшавского университета являлось высшей ступенью духовного образования в условиях отсутствия Духовных академий в Польше. Потому среди выпускников этого факультета мы видим многих православных архиереев. Это не только будущий архиепископ Вениамин (Новицкий), но и постриженик Почаевской лавры будущий архиепископ Мстислав (Волонсевич), митрополит Леонтий (Бондарь), епископ Митрофан (Зноско-Боровский), архиепископ Пантелеймон (Рудык), архиепископ Дамаскин (Малюта), а также юрист и историк К.Н. Николаев и многие другие. Жизненный путь и возраст Сергия Новицкого приближался к 30 годам. Духовное образование было почти завершено и приходили сроки для принятия священного сана. В своем дальнейшем жизненном пути будущий владыка определился. Он пришел к выводу, что семейная жизнь не для него, и его сердце, все его существо расположено к монашеству.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Потсдаме. Фотография. 1998 г. Б. и Г. е. учреждена определением Свящ. Синода РПЦ 16 нояб. 1948 г. на территории ФРГ и ГДР. В ее состав вошли приходы Московского Патриархата, находившиеся в ведении упраздненного Среднеевропейского Экзархата. Одновременно с учреждением епархии на нее получил назначение архиеп. Сергий (Королёв), бывш. экзарх Московского Патриархата в Ср. Европе. Резиденция Берлинского архиерея разместилась в берлинском р-не Карлсхорст (при резиденции с апр. 1951 действовал домовый храм во имя прп. Сергия Радонежского). За годы управления епархией (1948-1950) архиеп. Сергий вернул в лоно РПЦ множество эмигрантских семей, утративших с ней связь. Возвращение бывш. эмигрантов в юрисдикцию РПЦ продолжалось и при последующих архиереях. 25 окт. 1953 г. с РПЦ воссоединился бывш. настоятель общины РПЦЗ в Берлине архим. Мстислав (Волонсевич) , впосл. архиепископ. 15 авг. 1954 г. Б. и Г. е. преобразуется в Германское благочиние в составе Западноевропейского Экзархата . 15 авг. 1957 г. Германское благочиние выделяется из состава Западноевропейского Экзархата и вновь преобразуется в самостоятельную епархию, а правящему архиерею возвращается титул «Берлинский и Германский». 30 июня 1960 г. определением Свящ. Синода Б. и Г. е. вошла в состав Среднеевропейского Экзархата и стала именоваться Берлинская и Среднеевропейская, а епископ Берлинский стал экзархом Московского Патриархата с титулом «Берлинский и Среднеевропейский экзарх Московского Патриархата в Средней Европе». На тот момент Экзархат состоял из 2 епархий - Берлинской и Среднеевропейской, Венской и Австрийской . 25 нояб. 1965 г. в составе Среднеевропейского Экзархата образовано Тегельское вик-ство , на к-рое 28 нояб. того же года хиротонисан Ионафан (Кополович) . Для пастырского окормления Зап. Германии 28 дек. 1965 г. образовано Мюнхенское вик-ство Среднеевропейского Экзархата, 30 янв. 1966 г. во епископа Мюнхенского хиротонисан Ириней (Зуземиль) . В 1969 г. построен храм в честь Воздвижения Креста Господня в Мюнхене.

http://pravenc.ru/text/78160.html

Синод принял решение освободить архиепископа Горьковского и Арзамасского Мстислава (Волонсевича) от управления Горьковской епархией с предоставлением длительного отпуска на лечение. Временное управление Горьковской епархией поручено митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену (Извекову). 1972 год – Святейший Патриарх Пимен и Святейший Патриарх Максим в сослужении иерархов Русской и Болгарской Церквей совершили Божественную литургию в патриаршем Александро-Невском соборе-памятнике в Софии. Преподобный Пафнутий Боровский 1977 год – Русская Православная Церковь отметила 500-летие со дня преставления преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца. Эта дата молитвенно была отмечена клиром и мирянами Калужской епархии, всеми благоговейными почитателями великого русского святого. 1991 год – Святейший Патриарх Алексий II заложил храм во имя Владимирской иконы Божией Матери в закрытом городе Томск-7. Патриарх молился в только что построенном храме в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в новосибирском Академгородке. Архиепископ Кипрский Хризостом 1992 год – Состоялась прощальная встреча предстоятелей Русской и Кипрской Православных Церквей. Во время этой встречи Патриарх Алексий II пригласил Блаженнейшего Архиепископа Хризостома посетить Русскую Православную Церковь с официальным визитом. Приглашение было принято с благодарностью. В этот же день – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и сопровождавшие его лица отбыли с Кипра в столицу Иордании Амман. Сразу по прибытии Святейший Патриарх отслужил молебен в Сретенском кафедральном соборе Аммана. Предстоятели Русской и Иерусалимской Церквей обменялись приветствиями. 2000 год – За Божественной литургией, которую совершил в Воскресенском соборе Святейший Патриарх Алексий II, состоялась интронизация епископа Даниила и возведение его в сан митрополита Токийского и всей Японии. 14 мая 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5449.html

13(26)02.1920 Димитрий Беликов 24.08(06.09)1923) 18.06(01.07)1924 Виссарион Зорнин (Зорин) 10.1924 12.1924 12.1924 03.1925 Иоанникий Соколовский 03.1925 20.10(02.11)1928 10(23)01.1929 10(23)10.1930 Сщмч. Аркадий Ершов 11.1930 01(14)07.1931 11(24)08.1931 12(25)04..1935 27.08(09.09)1935 16(29)11.1936 Антоний Миловидов 10(23)02.1937 08.1937 22.06(05.07)1937 18.07(01.08)1937 10.1946 10.1946 29.08(11.09)1948 9.1948 05(18)11.1948 05(18)11.1948 08(21)02.1949 Палладий Шерстенников арх 08(21)02.1949 18(31)07.1952 18(31)07.1952 Никандр Вольянников 26.05(08.06)1955 19.08(01.09)1955 09(22)11.1956 09(22)11.1956 08(21)02.1958 в/у Венедикт Пляскин, паки 08(21)02.1958 02(15)07.1959 Мстислав Волонсевич 02(15)07.1959 21.03(03.04)1961 Сергий II Ларин 21.03(03.04)1961 31.05(13.06)1962 31.05(13.06)1962 16(29)05.1963 16(29)05.1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 03(16)12.1969 Николай Кутепов 03(16)12.1969 20.01(02.02)1972 20.01(02.02)1972 10(23)10.1974 13(26)12.1974 16(29)07.1986 16(29)07.1986 Омская, григ. Основана в 1925 г. 1928 (?) Иоанникий Соколовский Иосиф Рыпак Иувеналий Зиберт Омская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Именовалась: Омская и Тарская. Викарные кафедры: Курганская(?), Спавгородская, Тюменская(?). (1922 21.11(04.12)1922 17(30)03.1927 15(28)12.1927 Александр Филиппов 1929(?) 10(25)03.1931 09(22)04.1931 Орджоникидзевская, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в г. Владикавказ, с 1931 г. – Орджоникидзе). Упразднена после 1931 г. Именовалась: Владикавказская; с 1931 г. – Орджоникидзевская. 17.02(01.03)1924 07(20)10.1925 02(15)10.1925 15(28)06.1930 Петр Рождественский 27.11(10.12)1930 Оренбургская Основана 16.10.1799 (выделена из Казанской и частично Вятской епархий; местопребывание – в г. Уфа). 21 .03.1859 разделена на две самостоятельные епархии: Оренбургскую и отделенную от нее Уфимскую (см.). Местопребывание перенесено в г. Оренбург. Именовалась: Оренбургская и Уфимская; с 1859 г. – Оренбургская; с 26.11.1903 – Оренбургская и Уральская; с 07.11.1908 – Оренбургская и Тургайская (с отделением Уральской области к Самарской епархии);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Мое духовное воспитание началось в семье. Помимо мамы, Калисы Васильевны, всегда с особой теплотой вспоминаю мою бабушку Марину Ермолаевну. Она была глубоко верующим человеком, любящим Церковь Христову, ревностно хранящим традиции благочестия. Всегда удивляло то, как, несмотря на преклонный возраст и физическую немощь, она стремилась в храм, старалась не пропустить ни одного богослужения. Дома — тоже молитва, особое отношение к соблюдению постных дней, затепленные перед иконами лампады, чтение Евангелия, рассказы о жизни святых и священнослужителей Вятского края, живших в недавнем прошлом. Все это стало моей первой школой воцерковления. Конечно же, большую пользу моей душе принесло общение с митрополитом Вятским Хрисанфом. Многие годы он был для меня духовным наставником. В моей памяти сохранился светлый образ архиепископа Кировского и Слободского Мстислава (Волонсевича), который искренне радовался, когда в храме появлялись мы, дети. Он неизменно с доброй улыбкой благословлял нас, шутил и иногда угощал конфетами. Моим первым учителем церковной музыки могу назвать Лобастову Анфису Васильевну. Она регентовала в единственной действующей церкви города Кирова — Серафимовском кафедральном соборе. Анфиса Васильевна являлась духовной дочерью приснопамятного митрополита Нестора (Анисимова), активного церковного деятеля и мужественного исповедника веры, и ученицей известного на Вятской земле регента и церковного композитора Любимова Никанора Степановича. Вопреки всем преследованиям, богослужебное пение продолжало жить благодаря усилиям и подвигу священнослужителей, регентов, певчих. В годы гонений традиции церковного пения передавались от старших поколений к младшим. Клиросы немногочисленных действующих храмов, чудом спасенных от закрытия и уничтожения в советское время, становились школами православной музыки. Здесь сохранялись и переписывались нотные сборники, заучивались на память тексты молитв, мелодии и распевы, особенности богослужебного устава. В 70-е годы ХХ столетия еще были живы ученики регентов и певчих, получивших серьезное музыкальное образование в дореволюционной России, лично знавших корифеев церковного хорового пения, трудившихся в храмах еще в Синодальную эпоху. От таких хранителей традиций литургического благочестия и знатоков певческого искусства мне посчастливилось воспринять свои первые уроки церковной музыки.

http://patriarchia.ru/db/text/5942452.ht...

   001   002     003    004    005    006