Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Очень многое в жизни человека зависит от веры 29 августа 2021 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, попразднство Успения Пресвятой Богородицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Божественной литургии архипастырь обратился к присутствующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь Иисус Христос изгнал беса из бесноватого отрока. Когда ученики спросили: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф. 17.19), Сын Божий ответил: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17.20). Слова эти часто звучат в нашем сердце, и мы спрашиваем себя: а как же возможно человеку иметь такую веру, чтобы она двигала горами? И почему, когда мы молимся и о чем-то просим, мы не получаем этого? Потому ли, что у нас слабая вера? Или потому, что Бог не хочет нам дать просимое? Или по каким-то иным причинам? Если у человека сильная вера, то самая главная молитва, которую он произносит – это молитва, которой нас научил Господь Иисус Христос: да будет воля Твоя. Сам Христос явил именно такой образ молитвы, когда перед Своим крестным страданием, зная, что в эту ночь Он будет предан на смерть, молился в Гефсиманском саду Своему Отцу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26. 39). Это были слова Человека, Который страшился смерти, как страшатся ее все земные люди, но в то же время в этой молитве Сын Божий вверял Себя Богу Отцу: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22. 41). Это была молитва Человека, Который всю Свою волю всецело соединил с волей Небесного Отца. Это была молитва Богочеловека, Который пришел спасти людей от всякого греха. И эта молитва научает нас тому, как мы должны молиться, и какую мы призваны иметь веру.

http://mospat.ru/ru/news/87928/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Властные притязания Константинополя как угроза единству Церкви Выступление председателя Отдела внешних церковных связей МосковскогоПатриархата митрополита Волоколамского Илариона на конференции Синодальной библейско-богословской комиссии «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» 16 сентября 2021 года. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, братия и сестры! Как отметил в своем слове Святейший Патриарх, ситуация в семье Православных Церквей отражает охвативший ее кризис. У этого кризиса есть разные аспекты, но один из них, на мой взгляд, наиболее значимый, – это угроза единству Православия. Единство заповедал Своим ученикам Сам Господь Иисус Христос. Тема единства неоднократно звучит в Первосвященнической молитве Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21); «И славу, которую Ты дал мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены во едино» (Ин. 17:22-23). Православное вероучение, опираясь на Евангелие, говорит о единстве и единственности Церкви, и ставит это свойство первым в ряду ее свойств. Богословское основание единства Церкви проистекает, прежде всего, из того, что Бог один. В Церкви происходит единение верующих друг с другом и с Главой Церкви – Господом Иисусом Христом. Священное Писание содержит множество образов, отражающих единение верующих со Христом, среди которых можно выделить образ Церкви как Тела Христова, предложенный святым апостолом Павлом. Святоотеческое богословие уже с первых веков существования Церкви продолжало тему единства, выражая ее суть образным языком. Священномученик Игнатий Богоносец пишет: «Составляйте из себя все до одного хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии заданным от Бога тоном единства, вы бы единым гласом возносили песню Отцу через Иисуса Христа, ибо Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно для вас быть в безупречном единстве, чтобы сопричаствовать Богу» .

http://mospat.ru/ru/news/88040/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти 31 января 2021 года, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, в день памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобных Сергия Радонежского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Литургии владыка Иларион обратился к присутствующим c архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнее евангельское чтение, которое мы слышали, дает нам возможность задуматься о том, как мы читаем Евангелие и как мы понимаем слова Господа нашего Иисуса Христа. Очень часто люди из всего Евангелия выбирают какое-то одно изречение и, пытаясь понять его буквально, приходят к ложному представлению о том, чему в действительности учил Господь Иисус Христос. Наш великий русский писатель Лев Николаевич Толстой прочитал в Евангелии слова Христа: «не противься злому» (Мф. 5.39) и из этого извлек учение о том, что нельзя никогда сопротивляться злу, которое существует в мире. Если, например, начинается война, то не следует брать в руки оружие, чтобы защищать свою страну, и вообще христианину не следует служить в армии. Это лишь один из множества примеров неправильного, ложного истолкования того, что говорил Господь Иисус Христос в Евангелии. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о том, как некий человек подошел к Иисусу и сказал: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18.18). И Господь ответил ему: «что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18.19).

http://mospat.ru/ru/news/60684/

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан 12 мая 2017 г. 13:48 10-13 мая 2017 года в Вашингтоне  проходит  Всемирный саммит в защиту гонимых христиан, собравший 800 участников из более чем 135 стран. С докладом перед собравшимися  выступил  председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион .  Ваши Святейшества, Блаженства, Высокопреосвященства и Преосвященства!  Досточтимые отцы, братья и сестры!  От лица Русской Православной Церкви приветствую всех вас на заседании Всемирного саммита в защиту гонимых христиан.  Прежде всего хотелось бы поблагодарить Евангелистскую ассоциацию Билли Грэма и ее президента Франклина Грэма за организацию столь масштабного форума, призванного привлечь внимание мирового сообщества к страшной трагедии гонений на христиан в современном мире.  Двухтысячелетняя история гонений на христиан  Гонения на христиан не являются для нас чем-то новым. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня», сказал Господь наш Иисус Христос (Мф. 5:10). Тема гонений проходит лейтмотивом через всю Его проповедь, через все Его наставления Своим апостолам. Вспомним, что Он сказал двенадцати апостолам сразу после того, как избрал их и послал на проповедь: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками… Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:16-22).  Адресуя эти слова ученикам, Спаситель подчеркивает изначально конфликтный характер христианской миссии, которая будет совершаться вопреки устоявшимся и в еврейском, и в языческом мире законам, будет вызывать раздражение, неприятие, злобу, будет причиной семейных раздоров. Иисус поступает совсем не так, как поступил бы обычный иудейский раввин Его времени, который наверняка наобещал бы своим ученикам различные блага, предсказал успех и научил, как его добиться. Ничего подобного Иисус не говорит. Он не обещает ученикам ни успеха, ни счастья в личной жизни, ни материального благосостояния, ни душевного комфорта. Он не обещает им признания ни со стороны евреев, ни со стороны язычников, ни даже со стороны близких родственников. 

http://patriarchia.ru/db/text/4891505.ht...

Привет вам, возлюбленные о Христе братия, и благословение от преподобного Сергия Радонежского, преп. Саввы Сторожевского и преп. Иосифа Волокамского, мощам которого судил мне Господь ныне поклониться. Давно, с тех пор, как наречен я именем богоспасаемого града вашего, имел я желание быть среди вас и лично выразить вам благодарность за привет ваш и благожелания, принесенные мне по случаю посвящения моего во епископа. Но условия моего служения не благоприятствовали исполнению сего моего желания. Только ныне судил мне Господь иметь молитвенное общение с вами, хотя и краткое. Душевно сожалею, что по многим причинам не могу войти в более тесное и искреннее общение с вами через совершение божественной вечери господа нашего Иисуса Христа, через приобщение Тела и крови его. Но и за то благодарение Господу, что хотя немногие минуты я могу соутешиться верою вашею, о которой свидетельствуете вы своим присутствием в сем св. храме не в обычный час. Вижу я здесь и отцов и матерей, и детей малых, и юношей, и взрослых и радуюсь, что, несмотря на разделяющее нас расстояние мы не чужие друг другу, что между нами, и вообще между народом русским и его архипастырями, сохраняется союз, который не успело еще разрушить тлетворное дыхание времени. Благодарение за сие Господу. Да так и должно быть. Если мы и далеки друг от друга по месту жительства, если мы и не знаем друг друга, мы однако близки во Христе, мы все одинаково присные Богу чрез Иисуса Христа, великого Архиерея нашего, примирившего и примиряющего нас с Богом, соединившего и соединяющего нас, по-видимому далеких и чужих, в единое братство, в одну родную семью, даже больше – в одно тело и в один дух. Мы рождены и возрождены единым благовествованием Христовым, в лоне единой матери – Церкви, которая одинаково заботится обо всех, воспитывая нас каждого к иной, лучшей жизни. У нас одна вера, одно крещение, один Бог и отец всех, мы носим одно имя – имя Христово, у нас один жертвенник, и все мы от единого хлеба и единой чаши причащаемся и питаемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Схиигумения Мария Новая книга издательства Сретенского монастыря " Схиигумения Мария " , написанная митрополитом Гавриилом (Диневым), содержит жизнеописание подвижницы и письма к Левкийскому епископу Парфению. Ниже приводится вступление и отрывок из книги: ВСТУПЛЕНИЕ Схиигумения Мария. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. – 160 с., переплет - мягкий Данная книга, наряду с другими подобными, служит примером жизненного подвига монахини русского происхождения, земной путь которой прошел вдали от Родины, России, но по заветам и традициям русского православного монашества. Схиигумения Мария, рожденная в светской среде, нашла свое духовное призвание в монастырях Румынии, Югославии, Албании и окончила свой путь в Болгарии, собрав многочисленную монашескую общину. Здесь она и проявила то духовное богатство, которое ценой подвига приобрела в годы странничества, следуя аскетическим урокам древних и новых подвижников благочестия. В работе над этой книгой я обращался к бесценному опыту общения с матушкой, накопленному в течение шести лет, проведенных под ее духовным руководством. С тех пор и по сей день я непрерывно ощущаю и осознаю ее наставничество. Эти уроки жизни привели меня в Московскую духовную академию. Здесь, когда я находился под научным руководством митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), они сподвигли меня расширить и углубить ознакомление с опытом русского подвижничества (по рукописным и печатным источникам жизнеописаний подвижников благочестия в России). Но писать о святых не безумие ли? Ибо помыслы наши не помыслы их. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим… это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца… Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной (Откр. 14, 3—5; 7, 14—16).

http://pravoslavie.ru/6035.html

Есть ли будущее у межхристианского сотрудничества? 8 февраля 2015 г. 19:33 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил с лекцией в Университетах Винчестера (5 февраля 2015 года) и Кембриджа (6 февраля 2015 года). Уважаемые члены профессорско-преподавательской корпорации, учащиеся и гости Университета! Меня попросили выступить перед вами с лекцией о взаимодействии между христианами на современном этапе. Есть ли будущее у экуменизма? Этот вопрос все более остро встает перед нами и требует всестороннего осмысления. Когда Иисус Христос основал на земле Свою Церковь, это была единая община учеников, скрепленная верой в Него как Бога и Спасителя. На Тайной вечере Иисус молился Своему Отцу о том, чтобы Его ученики сохраняли единство по образу того единства, которое существует между Отцом и Сыном: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Тогда же Он преподал ученикам Свои тело и кровь под видом хлеба и вина, заповедав: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). После Его смерти и воскресения именно Евхаристия — повторение Тайной вечери с молитвой о том, чтобы хлеб и вино стали телом и кровью Христа — стала главным скрепляющим элементом христианской общины. Уже в первом поколении христиан община стала быстро разрастаться. Проповедь апостолов среди иудеев была не более успешной, чем проповедь Самого Христа. Но вот среди язычников христианство начало быстро завоевывать популярность. Существенную роль в расширении миссии Церкви сыграл апостол Павел. Именно он с присущей ему страстностью и убежденностью защищал идею вселенского характера христианской миссии. Именно он настаивал на том, что в Церкви «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). Ему же принадлежит сравнение Церкви с телом: «мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5). Главой этого вселенского тела является Сам Христос (Еф. 5:23).

http://patriarchia.ru/db/text/3986621.ht...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии онлайн-семинара «Эффективная организация работы епархиальных судов» Источник: Патриархия.ru 29 марта 2021 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия начался онлайн-семинар для судей епархиальных судов. С приветственным словом перед участниками семинара выступил ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион.      Ваши Высокопреосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас на открытии первого семинара для судей церковных судов. Семинар организован и проводится Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия совместно с Управлением делами Московской Патриархии и Высшим общецерковным судом. Благодарю владыку Дионисия и владыку Германа за готовность провести повышение квалификации церковных судей при участии Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Реализация краткосрочных обучающих семинаров для различных категорий епархиальных специалистов входит в число важных направлений работы Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Я рад, что в число тем наших семинаров теперь входят и вопросы церковного судопроизводства. Церковный суд имеет богатую многовековую традицию. В рамках предстоящего семинара у вас будет возможность углубить свои знания в области истории и практики церковного судопроизводства. В своем же выступлении я бы хотел остановиться на нескольких моментах, понимание которых, на мой взгляд, является принципиально важным для церковного судьи. Служение церковного судьи является одним из древнейших церковных служений. Из текстов Нового Завета мы узнаем о существовании в раннехристианской общине конфликтных ситуаций, разрешение которых требовало участия третьей стороны, обладающей авторитетом. В частности, апостол Павел так пишет об этом в Первом посланием к Коринфянам (1 Кор. 6:1-6): «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного (σοφς), который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными».

http://pravoslavie.ru/138323.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Каждый человек нуждается в помощи и милости Спасителя 2 декабря 2020 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о заблудшей овце. Как говорит нам евангелист Лука, приближались к Иисусу все мытари и грешники слушать Его (Лк. 15.1). Но притчи Иисуса Христа слушали не только те, кто хотел услышать от Него слова жизни, но и фарисеи и книжники, которым вся Его деятельность не нравилась, они возмущались Его учением, Его чудесами и Христос всегда их имел в виду, когда произносил Свои притчи. В притче о заблудшей овце говорится о пастыре, который оставляет свое стадо из девяноста девяти овец, чтобы найти одну пропавшую, а когда находит, то радуется ей больше, чем тем овцам, которые всегда были с ним. Он созывает друзей и говорит им: «Порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» (Лк.15.6). Господь завершает эту притчу словами: «Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15. 7). Кто-нибудь из нас, слушая эту притчу, может спросить: неужели для Господа не драгоценны девяносто девять овец, которые всегда рядом с Ним, которые никуда не уходят, послушно исполняют Его волю? Почему для Него должна быть важна только одна овца, которая заблудилась, а девяносто девять вроде как и не нужны?

http://mospat.ru/ru/news/61046/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Санкт-Петербурге представлены книги митрополита Волоколамского Илариона, посвященные апостолам Петру и Павлу 14.05.2018 13 мая 2018 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) представил в Санкт-Петербурге свои новые книги « Апостол Павел . Биография» и « Апостол Петр . Биография». Встреча с читателями состоялась в петербургском Доме книги. Митрополит Иларион выразил радость от того, что первая презентация книги «Апостол Петр. Биография» проходит в городе апостола Петра. Книга об апостоле Павле вышла осенью 2017 года. Автор подчеркнул, что для многих читателей Нового Завета оба апостола — фигуры загадочные. По количеству упоминаний апостол Петр — второй персонаж Евангелия после Иисуса Христа. Во всех списках апостолов он стоит на первом месте, потому что уже при жизни Спасителя занял первенствующее место среди двенадцати апостолов. У евангелистов Иоанна и Луки описаны две истории призвания апостола Петра. Третье призвание описано у Матфея и Марка. Может сложиться впечатление, что Господь каждый раз призывает разных людей, но при внимательном чтении понятно, что речь идет об одних и тех же людях. Иоанн Златоуст писал, что Господь призвал Петра, назвав его Кифой, тот вернулся к своим делам, затем Христос призвал его снова, было и третье призвание. Ученые спорят, положительный или отрицательный персонаж апостол Петр. В Евангелиях он предстает таким, каким был на самом деле, — пламенным, преданным, но и колеблющимся, сомневающимся, способным к падению. Когда Христос спросил учеников, за кого они Его принимают, Петр отвечает: «Ты Сын Бога Живого» (Мф. 16:15-16). Когда Петр противоречил Спасителю, Он сказал: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). «Во всех четырех Евангелиях мы читаем, что Петр отрекся от Христа, — добавил митрополит Иларион. — Почему все четверо сочли необходимым рассказать эту позорную историю? Она настолько тесно сплетена с жизнью и смертью Христа, что расплести их было невозможно. Важно отметить: когда мы закрываем последнюю страницу четвертого Евангелия, думаем, что Петр не оправдал надежд. Но открываем Деяния апостолов, читаем первые шаги Церкви после Воскресения Спасителя — и видим другого Петра, не сомневающегося и колеблющегося, а дерзновенно свидетельствующего о Христе как Мессии. Он говорит и действует с бесстрашием и пониманием рисков, которые несет его проповедь».

http://drevo-info.ru/news/23617.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010