7/20 Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397). Преподобного Нила Столобенского (1554). Преподобного Антония Сийского (1556). Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери. Тропарь святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 4 Правило веры и образ кротости... (общий святителю). Кондак, глас 3 Божественными догматы облистая,/помрачил еси Ариеву прелесть,/священнотаинниче и пастырю Амвросие,/чудодействуя же силою Духа,/страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне ,/Христа Бога моли спастися душам нашим. Ин кондак, глас 8 Изрядно слово жизни стяжав, отче мудре,/не усумнеся высоты царския, богонаказательне царя обличи и умудрив./Тем паче честне почтеся и людей своих паству к Богу настави./Сего ради зовем ти:/радуйся, Амвросие предивне. Величание Величаем тя,/святителю отче Амвросие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Нилу Столобенскому, глас 4 Яко светильник всесветел/явился еси во острове Селигера езера,/преподобне отче Ниле:/ты бо Крест Христов от юности своея на рамо взем,/усердно Тому последовал еси,/чистотою Богови приближився,/отонудуже и чудес дарованием обогатился еси./Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем:/отче преподобне ,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Отечества, преподобне , удалився,/в пустыню вселился еси,/и на остров Селигера езера возшед,/жестоко житие показал еси,/и многих добродетельми удивив,/дарования чудес от Христа приял еси./Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/радуйся, Ниле отче наш. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Ниле,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Антонию Сийскому, глас 1 Желанием духовным распалився/и мятежи мирския отринув,/ко Единому Богу любовию прилепился еси,/и Того вседушне взыскуя 27 ,/во внутреннюю пустыню отшел еси, при водах вселився,/идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время,/в терпении мнозем житие ангельское проходил еси,/в наставлении Божественнаго Разума,/и множество монахов собрал еси, мудре,/ихже посещая, не остави, Антоние, преподобне отче наш,/Пресвятей Троице моляся,/от зол всяческих избавити и спасти души наша. Ин тропарь, глас 6

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйся, преподобне отче Ниле, Столобенский чудотворче. Молитва преподобному Нилу Селигерскому, Столбенскому чудотворцу О великий угодниче, преславный чудотворче, собранного зде о тебе стада Христова бодрый пастырю и обители сея Богом данный начальниче, Ниле всеблаженне! Душею на небеси Престолу Божию предстояй и Троичныя славы наслаждаяйся, телом же на земли в Божественном храме сем почиваяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия честней твоей раце люди и просящия сильныя твоея помощи. Се бо мы в безмерных согрешениях осквернившиися и в тине страстей присно валяющиися, праведный гнев Божий на себе наведохом и всякия милости недостойны сотворихомся; темже и не смеюще возвести очес наших к высоте небесней, ниже вознести молебный глас, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе в ходатайство и пособие призываем. Ты убо, яко стяжавый дерзновение, воздвигни горе преподобныя твоя руце, якоже иногда чудный оный Моисей Боговидец Амалика побеждаяй, и простер к Господу Творцу всех и Богу теплую свою молитву, испроси Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави же всех, верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благоговейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских. Буди печальным утешитель, недугующим врач, напаствуемым помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем, крепкия помощи твоея усердне требующим, вся яже ко спасению полезная. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременнаго жития нашего безбедне совершим, улучим же на небеси нескончаемый покой и прославим купно с тобою всех благих Дателя, единаго в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва иная (пред гробницею преподобного) О преподобне и богоблаженне, пастырю и начальниче, отче Ниле! Ты убо, яко имея ко Владыце Христу дерзновение и ко Пречистей Его Матери, Пресвятой Богородице, буди молитвенник и помощник и ходатай о нас, недостойных рабех твоих, живущих во святей обители сей, ейже ты начальник богоизбранной дружине братству сему, и о приходящих с верою к цельбоносным мощем твоим. Буди помогая и заступая от злаго нашего сопротивника, яко, да твоими молитвами пребывающии на месте сем и приходящии с верою к раце мощей твоих и на всяком месте призывающии тя на помощь невредими будем от бесов и злых человек, славу и благодарение возсылающе Отцу, Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Сейданая (в. Сретенском мон., в Иерусалиме). Селигерская Владимирская. – См. Владимирская Селигерская. Семистрельная 257 13 авг. Серафимо-Понетаевская Знамение 27 нбр. 1505, 1518. Силиврийсная (Рождества Богородицы, в г. Силиврии, близ Константинополя, на Мраморном море) 8 снт. Симоновская Казанская 8 июл. 1490. Ситхинская Казанская (в Ситхинском соборе на Аляске, написанная в начале 50-х годов XIX в.) 8 июл. Сихомсная или Сохомская. Сицилийская . – См. Дивногорская. Сионская 258 Скорая Услышательница (в Египте). Скоропослушница 259 9 нбр. Сладкое лобзание . – См. Гликофилусса. Словенская 260 23 снт. 1422. Слово плоть бысть . – См. Албазинская. Смиловицкая Казанская (в Успенской церкви м. Смилович, Игуменского у. Минской губ.) 8 июл. Смирнская 261 6 фвр. Смоленская Одигитрия 28 июл. 282–284 262 . Смоленская Игрицкая. – См. Игрицкая. Смоленская Новгородская. – См. Новгородская Смоленская. Смоленская Седмиезерная. – См. Седмиезерная. Смоленская Шуйская 263 2 нбр. Смоленская Югская 3 июн. 1562. Смоленская Ярославская 264 12 окт. Соболевская (явившаяся в 1282 г. под Киевом) 20 нбр. Собор Пресвятой Богородицы 265 20 дек. Сокольская 266 23 фвр., 8 спт. Сокольская Плачущая. – См. Плачущая. Соловецкая Смоленская 28 июл. 1423. Сосновская Корсунская 9 окт. 1422. София – Премудрость Божия, Киевская 267 , 8 снт. 1492. София – Премудрость Божия, Новгородская 268 Сохомская или Сихомская. Спасительница утопающих – См. Леньковская. Спилиотисса или Пещерная 269 . Спорительница 15 окт. 1458. Споручница грешных 7 мрт. 1437, 1515, 1527. Сретенская 270 на Отдание Пасхи. Старорусская 4 мая. 1509. Старчицкая 271 29 июн. Стокгольмская 272 13 нбр. Стопочная Почаевская 8 снт. 1486. Страстная 13 авг. 311, 1500, 1544, 1547. Стромиловская . Стромынская Кипрская. – См. Кипрская. Суздальская Казанская 8 июл. 254. Сумельская Одигитрия 273 18 авг. Суморинская Тотемская 28 янв. 1433. Супрасльская Одигитрия 28 июл. 1444 Суражская . – См. Новодворская. Сурдегская 15 авг. 1478. Сырковская Владимирская 21 мая. 1512.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Величание Величаем тя,/Крестителю Спасов Иоанне,/и почитаем вси честныя твоея главы обретение. Припев Иоанну Предтече Святый великий Иоанне Предтече Господень,/моли Бога о нас. 26/8 Апостола от 70-ти Карпа (I). Мученика Георгия Нового, Болгарского (1515). Обретение мощей преподобного Макария Калязинского (1521). Иконы Божией Матери Селигерская-Владимирская (XVI). Тропарь апостолу Карпу, глас 3 Апостоле святый Карпе,/моли Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление/подаст душам нашим. Кондак, глас 4 Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Карпе,/чудес твоих многоподаванием просвещаема:/спаси верою чтущих память твою. Величание Величаем тя,/апостоле Христов Карпе,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси/во благовестии Христове. Тропарь мученику Георгию Новому, Болгарскому, Софийскому, глас 4 Божественным желанием от юнаго возраста/весь сам себе Господеви возложив,/в молитвах и постех образ быв добродетели,/богатство же и славу, и доброродство телесное, яко не сущее, презрев,/и Христа единаго от души возлюбил еси,/и Того истиннаго суща Бога в Троице покланяема,/пред нечестивыми проповедал еси,/и срацынскую 18 веру, и законы Моамефовы 19 под ногами поправ,/и мучителя венцем украсився, славне,/к небесным востекл еси ликостоянием,/премудре Георгие./Моли Христа Бога/сохранити отечество твое, и спасти люди и град,/иже твоя подвиги присно почитающия. Ин тропарь, глас тойже Божественною уязвлен любовию,/премудре Георгие славне,/Христа Бога нечестивым проповедал еси/и злочестие турское ногами попрал еси;/мучения же венцем украсився,/к Небесным востекл еси ликостоянием./Моли Христа Бога/сохранити отечество твое, град и люди,/подвиги твоя присно почитающия. Ин тропарь, глас тойже В терпении многоискуснем, блаженне мучениче Георгие,/огнеискусную смерть претерпел еси/и по кончине твоей венец от Христа нетленный/с мученическими лики приял еси./И ныне, на земли кротких достойно водворялся,/Христа Бога о нас непрестанно моли,/иже верою покланяющихся раце мощей твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Многочисленные толпы Батыевы стремились к Новугороду и, взяв Волок Ламский, Тверь (где погиб сын Ярославов), осадили Торжок. Жители две недели оборонялись мужественно, в надежде, что Новогородцы усердною помощию спасут их. Но в сие несчастное время всякий думал только о себе; ужас, недоумение царствовали в России; народ, Бояре говорили, что отечество гибнет, и не употребляли никаких общих способов для его спасения. Татары взяли наконец Торжок марта] и не дали никому пощады, ибо граждане дерзнули противиться. Войско Батыя шло далее путем Селигерским; села исчезали; головы жителей, по словам Летописцев, падали на землю как трава скошенная. Уже Батый находился в 100 верстах от Новагорода, где плоды цветущей, долговременной торговли могли обещать ему богатую добычу; но вдруг – испуганный, как вероятно, лесами и болотами сего края – к радостному изумлению тамошних жителей, обратился назад к Козельску (в Губернии Калужской). Сей город весьма незнаменитый, имел тогда особенного Князя еще в детском возрасте, именем Василия, от племени Князей Черниговских. Дружина его и народ советовались между собою, что делать. «Наш Князь младенец, – говорили они: – но мы, как верные Россияне, должны за него умереть, чтобы в мире оставить по себе добрую славу, а за гробом принять венец бессмертия». Сказали и сделали. Татары семь недель стояли под крепостию и не могли поколебать твердости жителей никакими угрозами; разбили стены и взошли на вал: граждане резались с ними ножами и в единодушном порыве геройства устремились на всю рать Батыеву; изрубили многие стенобитные орудия Татарские и, положив 4000 неприятелей, сами легли на их трупах. Хан велел умертвить в городе всех людей безоружных, жен, младенцев и назвал Козельск Злым городом: имя славное в таком смысле! Юный Князь Василий пропал без вести: говорили, что он утонул в крови. Батый, как бы утомленный убийствами и разрушением, отошел на время в землю Половецкую, к Дону, и брат Георгиев, Ярослав – в надежде, что буря миновалась, – спешил из Киева в Владимир принять достоинство великого Князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

3. Святаго пророка Софонии (635–605 гг. до Р. X.). Преподобнаго Саввы Сторожевскаго (Звенигородскаго) (1406). Мученика Ангели (1813). Преподобнаго Феодула Цареградскаго (ок. 440). Преподобнаго Иоанна молчальника, бывшаго епископа Колонийскаго (558). Священномученика Феодора, архиепископа Александрийскаго (606). 4. Святыя великомученицы Варвары и мученицы Иулиании (ок. 306). Преподобнаго Иоанна Дамаскина (ок. 780). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородскаго (1505). Преподобнаго Иоанна, епископа Поливотскаго (VIII). 5. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы Освященнаго (532). Святителя Гурия, архиепископа Казанскаго (1563). Мученика Анастасия. Преподобных Кариона монаха и Захарии, Египетских (IV). 6. Иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 345). 7. Иже во святых отца нашего Амвросия, епископа Медиоланскаго (397). Преподобнаго Нила Столобенскаго (1554). Преподобнаго Антония Сийскаго (1556). Преподобнаго Иоанна, постника Печерскаго (XII). Мученика Афинодора (ок. 304). Преподобнаго Павла Послушливаго. Иконы Божия Матери Селигерския (Владимирския). 8. Преподобнаго Потапия (VIII). Преподобнаго Кирилла Челмогорскаго (1378). Апостолов от 70-ти: Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора (I). Мучеников 62 иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших (477). Мученицы Анфисы в Риме. 9.Зачатие праведныя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. Святыя пророчицы Анны, матери пророка Самуила (1100 г. до Р. X.). Святителя Софрония, архиепископа Кипрскаго (VI). Преподобнаго Стефана Новосиятеля (X). Иконы Божия Матери, именуемыя «Нечаянная Радость». 10. Святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго (1754). Мученика Гемелла Пафлагонянина (ок. 361). Преподобнаго Фомы (X). Блаженнаго Иоанна (1503) и родителей его блаженнаго Стефана (1446) и блаженныя Ангелины, правителей Сербских. 11. Преподобнаго Даниила Столпника (489–490). Преподобнаго Никона Сухаго, Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Мучеников Миракса, Акепсия и Аифала (VII). Преподобнаго Луки Столпника (ок. 970–980).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Постепенно враги преподобного Нила раскаялись в содеянном, убедившись в силе его молитвы и человеческой доброте. Святой победил их злобу своим смирением и любовью. Многих он оградил от житейских бед своими разумными советами, многих укрепил в христианской вере и благочестивой жизни. Однако святому Нилу еще предстояли тяжкие испытания, и вновь – от разбойников. Они думали, что люди приносят преподобному деньги. «Ты представляешь, сколько серебра скопилось у этого старца в его землянке за столько лет? Ведь он ни на что не тратится! Пойдем и ограбим его». В то время святой Нил копал огород. Разбойники подошли к нему и стали требовать накопленных сокровищ. Преподобный привел их к себе в землянку. «Вот, чада, все мое сокровище. Там, в углу». И грабители увидели икону Пресвятой Богородицы. Больше, кроме ветхого рубища, в келье не было ничего. С тех пор этот чудотворный образ именуется Селигерской иконой Божией Матери. Духовником отшельника стал игумен соседнего Никольского монастыря Сергий, который и причастил преподобного Нила Святых Таин перед его кончиной. Нил Чудотворец отошел ко Господу в 1555 году, 20 декабря по новому стилю. Монахи погребли его честное тело в могиле, которую преподобный сам для себя выкопал, да и гроб был заранее вытесан его руками. А через сорок лет, согласно пророчеству святого Нила, здесь, на острове Столобном, возник мужской монастырь его имени. А.А. Аннин Преподобный Максим Грек На вторую половину XV века приходится расцвет эпохи Возрождения. В это время в Италии невероятно возрос интерес к древнегреческой культуре, к античной философии и литературе. Этому способствовала и греческая диаспора, которая разрослась после гибели Византийской империи. В знаменитых итальянских университетах преподавали греческие профессора, эмигрировавшие из покоренного Константинополя. В самой же Греции после ее захвата турками серьезное обучение наукам было уже невозможно. Поэтому многие обеспеченные византийские семьи, желая дать своим детям хорошее образование, посылали их учиться в Италию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В. Поста) или даже Арабской (приписываются древности, 322 г., 732 г. и пр.). Более определенное указание заключается в наименовании некоторых икон этого типа «Цареградскими» (одна по преданию от 1071 г.) и «Египетской» (1060 г.). Наиболее характерным представителем этого ряда является «Троеручица» Иоанна Дамаскина , с ясным указанием на сиро-египетское происхождение основного типа иконы. К тому же основному типу примыкает образ Киккской Божией Матери (=Кипрской), он же именуется образом «Милостивой» Богоматери («Елеусы», см. ниже). Оригинальный тип представлен «Корсунскою» Богоматерью (обнимающею голову Сына) и ее разнообразными вариантами. Многочисленные чтимые в России иконы, примыкающие к этому типу, начиная с Владимирской, представляют Младенца, в жарком умилении охватившего шею матери: Игоревская XII в., Костромская Феодоровская (яв. 1239 г.), Донская (1382 г.) 62 , Яхремская (1482 г.), Пахромская (1472 г.), Ярославская (1588 г.), Словенская (1635г.), Коневская (1393 г.), Елецкая (относимая к 1060 году), «Блаженное Чрево» (1392 г.) или Барловская (в Благовещенском соборе Москвы), «Взыграние» в Угрешском монастыре бл. Москвы (1795 г.) и др. тип господствовал в – XVI веках. Богоматерь с Младенцем, сидящим на правой руке Матери, но обернувшимся в сторону, является на иконе Молченской (яв. 1635 г.), Мателикийской (991 г.), Молдавской (в г. Николаеве), Долинской и др. Положение Младенца, стоящаго или рядом с Матерью сидящею, или у нее на коленах, или даже поддерживаемого в стоячем положении Матерью, может быть выделено в особый тип; тем более, что это положение мотивируется особыми причинами. Самое славное изображено в этом ряду, конечно, Казанская Божия Матерь и различные копии или подобия этой иконы, напр. Девпетерувская (1392 г.), Ржевская Оковицкая (1539 г. в Москве), Селигерская, Петровская и др. Затем следуют: Страстная Божия Матерь (рис. 56) (в Страстном м-ре в Москве, яв. 1641 г.)=Страшное видение (Ангела, несущего орудия Страстей Христовых), происходит, по-видимому, с Кипра, в XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В XIX веке он заслонил в народном почитании древнего Кирилла. Новгородская область в XVI веке продолжает давать великих подвижников, многие из которых идут на поморский Север. Для большинства мы лишены возможности установить направление их духовной жизни. Преподобный Александр Свирский, постригшийся на Валааме, основал свою обитель близ реки Свири. Мы знаем, что он пребывал в отношениях духовной любви с Корнилием Комельским, к которому послал одного из своих учеников. Постриженник псковского игумена преподобного Саввы Крынецкого Нил Столбенский († 1555) избрал подвиг совершенного уединения. Тринадцать лет он скрывался в ржевских лесах, пока стечение народа не заставило его переселиться на озеро Селигер, на остров Столбенский, или Столобенский, давший ему его прозвание. Двадцать семь лет спасался он в своей келье, не имея никаких учеников. Он не построил даже часовни – пример чрезвычайно редкий среди русских подвижников. Молился перед иконой Божией Матери и кадил ей. В его келье были водружены два костыля, на которые он опирался во время сна, не зная постели. Вот все, что могли рассказать о нем окрестные жители, от которых святой перенес немало зла: два раза они даже выжигали бор на острове, чтобы выгнать пустынника. Лишь много лет спустя на острове основался монастырь. Житие преподобного Нила написано, по просьбе столбенцев, в Болдинском монастыре св. Герасима; может быть, отсюда некоторая суровость, окружающая неясный для нас облик селигерского отшельника. Исключительности его подвига соответствует и одна исключительная черта его народного почитания. В Столбенском монастыре до последнего времени продавали богомольцам небольшие деревянные статуэтки святого, пережившие общее синодальное запрещение резных икон. Никандр Псковской († 1582) тоже спасался в пустынной хижине и не основал обители. Он начал лесную свою жизнь даже ранее пострижения, совсем в юном возрасте. Но уединение его прерывалось годами монашеского искуса в Саввином Крыпецком монастыре, в котором он постригся, и который дважды оставлял из-за несогласий с недовольными строгой дисциплиной и завистливыми монахами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Типиконе 1791 года мы видим память преподобного Нила Селигерского, замечание о службе св. апостола Иуды с службой Пятидесятницы, воспоминание о победе под Полтавой, память князя Феодора Ярославича и статью о двукратном освящении воды накануне Богоявления. Статья эта была вычеркнута из Типикона еще 12 декабря 1749 года, но в издании 1791 г.·снова напечатана и продержалась недолго. В 1794 году генваря 18 дня был дан указ на печатный двор эту статью «не печатать». В Уставе 1814 года этой статьи уже нет. Из новых памятей здесь напечатаны под 12 октября перенесение правой руки Крестителя Господня Иоанна и иконы Богоматери, написанной евангелистом Лукой, в Гатчину и под 28 января Феодосия Тотемского. В Типиконе 1832 года имеется «воспоминание избавления Церкви и державы российския от нашествия галлов». Начиная с 1838 года, Типикон печатается уже без всяких изменений буква в букву, и не вносятся уже на страницы его памяти святых. Доселе остаются не напечатанными имена святителей воронежских Митрофана и Тихона и просветителей славян Кирилла и Мефодия, так недавно почтенных юбилейным торжеством в нашей Церкви. Отсутствие этих имен в Типиконе, книге, постоянно находящейся под руками у нашего духовенства, делает для них как бы необязательным совершение им служб, и нет ничего удивительного, что, и после последнего юбилейного торжества, служба просветителям славян будет находиться у духовенства в таком же забытьи, в каком она у нас была с 1866 г. до 1885 года. Таким образом, неподвижность и устойчивость Типикона наших дней есть первый его недостаток, как книги руководящей. Тем же качествам наш Типикон обязан тому обстоятельству, что он находится в противоречии с действующей практикой и порождает недоумения у нашего духовенства и противоречия в распоряжениях епархиальной власти. Из многих примеров мы приведем здесь самый характерный – вынос Плащаницы в Великую Пятницу, если в этот день случится праздник Благовещения. Обряд выноса Плащаницы на вечерне Великого Пятка в обычное время в Уставе не указывается, а поэтому совершается в настоящее время в различных местах Русской Церкви различно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010