Поэтому возложение апостольских рук на крещенных считалось необходимым с самого начала существования христианской Церкви. Вследствие увеличения числа крещенных во многих различных местах, куда не могли идти сами Апостолы для возложения рук, они к возложению рук присоединили еще помазание святым миром, почему таинство возложения апостольских рук на крещенных называется еще «помазанием». Что помазание святым миром крещенных существовало при Апостолах видно из слов Св. Апостола Павла, который говорит: «утверждающий же нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и погибающих» ( 2Кор.2:15 ). Апостол Инн Богослов говорит: «вы имеете помазание от Святого, и знаете все» ( Ин.2:20 ). «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно» ( 1Ин.2:27 ). Право совершать помазание святым миром крещенных Апостолы предоставили тем своим преемникам, которые, подобно им, «постоянно должны пребывать в молитве и служении слова» ( Деян.6:4 ). Можно думать, что побуждением для Апостолов присоединения помазания святым миром к возложению рук на крещенных кроме трудности и даже невозможности с увеличением числа верующих самим Апостолам совершать это, могли быть еще назидательность, содержательность и понятность сего действия для всех. Помазание святым елеем было известно и в Ветхом Завете и служило знаком подаяния особых дарований Святого Духа. Помазывались цари, первосвященники и пророки. В Новом Завете помазание святым миром отчасти заменяет ветхозаветное помазание, но оно получает иное значение: оно напоминает верующим, что через помазание святым миром все части тела укрепляются для борьбы с грехами, исцеляются раны души, сообщаются дары Святого Духа и освящаются все части тела человеческого ( 2Кор.2:15, 1:21–22 ; Еф.1:13 –14, 4:30 ). Таинство Святого причащения по своему значению, достоинству и возвышенности превосходит все другие таинства: в нем сосредоточено все то, что Бог, по Своей бесконечной премудрости и любви, соделал для спасения падшего человечества. В Слове Божием это таинство именуется различными наименованиями: Тайная Вечеря, преломление хлеба, Евхаристия, трапеза Господня, тело Господне, святая жертва, хлеб жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

197 Святотатство сие называется иначе симониею, от имени Симона волхва, хотевшего за деньги получить дары Духа Святого. Этот Симон, – повествуется в книг Деяний Апостольских, – уверовал в Господа Иисуса Христа и, крестившись, не отходил от Апостола Филиппа, одного из семи диаконов. Жил он в городе Самарском. Когда находившиеся в Иерусалиме Апостолы услышали, что Самаряне приняли от Филиппа слово Божие, то послали к ним Петра и Иоанна, чтобы совершить над ними таинство Миропомазания (которое в то время совершалось чрез возложение рук), так как Апостол Филипп, как только диакон, не имел права совершать сего таинства – он только крестил). И вот, когда Петр и Иоанн возложили на крещеных Самарян руки и Самаряне приняли Духа Святого, то Симон, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: «дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого». Но Петр сказал ему: «серебро твое да будет в погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия ( Деян. 8:9–21 )! От сего случая каждое незаконное приобретение священной должности называется теперь симонией. 198 Политическое учение в Западной Европе, особенно во Франции, принимающее за основание общественной жизни решительное уравнение всех членов общества, требующее общего пользования имуществом и уничтожения всякой личной собственности и исключительного владения; происхождение этого учения относится ко временам французской революции (конца прошлого века). 200 Под духовными Св. Апостол разумеет не духовенство, в тесном смысле сего слова, а всех вообще христиан, облагодатствованных в святых таинствах Церкви: во времена Апостолов еще не существовало теперешних терминов – «духовный» и «светский», а тогда все христиане назывались духовными. Здесь весьма кстати заметить то печальное явление, что у нас почему-то все христианские обязанности возлагают на одно лишь духовенство: духовенство одно обязано само учиться и других учить правилам религии, духовенство одно должно исправно ходить в церковь , духовенству одному не позволительно бывать на нескромных игрищах, вести разгульную жизнь и прочее; а так называемым «светским» у нас все разрешается: никто не изумится, если, например, светский ни разу в год не бывает в церкви, никогда не приобщается святых Таин, ведет самую разгульную жизнь, не знает даже, какими Евангелистами написано Евангелие, не говоря уже о содержании его, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

1) «Тако глаголет Господь ко Иоанну: пророче гряди, крести Мене тебе создавшаго и просвещающаго благодатию, и неусумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнити приидох правду всякую» (Стих. на 6 часе). Господь Иисус Христос, облекшись в человеческое естество, «по виду став как человек», во всем подобный нам грешным, кроме греха, прирожденного нам еще с утробы матерней, и потому Он не имел нужды омывать сей грех в водах крещения, но Господу, как Основателю нашей веры, нужно было исполнить всякую правду на земле, и Он, приемля крещение от Иоанна, в водах иорданских, Своим примером установляет святое Таинство Крещения и освящает им всех, вступающих в общество верующих; потом, в беседе с Никодимом заповедывает: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Крещение есть дверь, которой мы входим в Церковь Божию, созданную Иисусом Христом на земле. 1) Просвещенные светом Крещения, яко чада света ходите, «испытывайте, что благоугодно Богу» – учит апостол Павел( Еф.5:10 ). Крещаемые, погружаясь в водах, погребают в них своего ветхого человека и выходят из воды для новой духовной жизни. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» ( Рим.6:3–4,11–12 ). Необходимо нам отложить ветхого человека с прежним образом жизни, а обновиться духом ума «и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:23–24 ). 3 . «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:30 ), т. е. Крещения. После Крещения верующие получали дары Святого Духа через возложение на них рук апостольских. Возложение рук заменило ныне Св. Таинство Миропомазания, которым мы запечатлеваемся непосредственно после Крещения и получаем дары Святого Духа, Которого не надобно оскорблять порочными мыслями и делами. Беседа 2. О богослужении в праздник Богоявления Господня

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1Тим.4:11 .  Проповедуй сие и учи. «Завещавай сия и учи», то есть обучаться благочестию, ожидать воздаяний, взирать на Подвигоположника. 1Тим.4:12 .  Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. «Никтоже о юности твоей да нерадит». Но сие не от меня зависит. Итак, почему же повелеваешь мне относящееся до других? «Но образ буди верным». Хочешь, говорит Апостол, чтобы не пренебрегали тобою, когда приказываешь? Будь одушевленным законом. Показывай в себе преспеяние законов; пусть жизнь твоя свидетельствует о твоем слове. Сие-то и говорит Апостол. «Словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». Покажи в себе образ всего из перечисленного. 1Тим.4:13 .  Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. «Дондеже прииду, внемли чтению, утешению, учению». И из сего можно дознать, что и нам надлежит привнесть от себя труд и потом уже принимать благодать Духа. Ибо и треблаженному Тимофею, сколько ни был он духовен, учитель повелевал внимать чтению. Утешение же отличается от учения тем, что учение, ничем не удерживаясь, предлагает разные наставления, а утешение или ободряет унылых, или гневающихся успокаивает советами. 1Тим.4:14 .  Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. «Не неради о своем даровании, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священства. Дарованием» назвал Апостол учение, а «священством» называет здесь сподобившихся апостольской благодати. Так Божественное Писание почетнейших в Израиле именовало старейшинством ( Исх. 3, 16 ). 1Тим.4:15 .  О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. «В сих поучайся, в сих пребывай: да преспеяние твое явлено будет во всех». Ибо занятие духовным способствует приращению сведений о Божественном. 1Тим.4:16 .  Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. «Внимай себе и учению и пребывай в них. Сие бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе». И они дознают, что им должно делать, и ты выполнишь предписанное тебе, а от сего приобретешь пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Тим.4:11 .  Проповедуй сие и учи. Тимофей должен все, что сказано выше (с 1Тим.3:14 ), возвещать как заповедь (« проповедуй» – точнее: заповедуй – παργγελε), научать этому свою паству. 1Тим.4:12 .  Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Тимофей был сравнительно молодой человек: во время написания послания ему было около 38-ми лет. Поэтому его указаниями некоторые из верующих могли пренебрегать, и Тимофей должен так их предлагать, чтобы никому и в голову не пришло, что их можно не исполнять. А этого достигнуть можно только тогда, когда Тимофей будет образцом для верующих во всей своей жизни, когда он будет проявлять любовь ко всем братьям, веру в Бога, чистоту сердца (выражения « в духе» многие кодексы не имеют). 1Тим.4:13 .  Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Пока не придет апостол в Ефес, Тимофей должен сам постоянно совершать богослужение: чтение Священного Писания , наставление и учение – все это составные части христианского богослужения (на это указывают и стоящие здесь, определяющие точно понятие артикли). 1Тим.4:14 .  Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. Чтобы побудить Тимофея к деятельности, апостол напоминает ему о тех духовных дарованиях ( χρισμα – в общем смысле «духовное озарение»), какие некогда, вероятно в Листре, низведены были на него (ср. 1Тим.1:18 ; 2Тим.1:6 ), при посвящении его в помощники Апостолу Павлу. « По пророчеству» ( δια προφητεας – вин. пад. множ. числа), т. е. сообразно с высказанными о Тимофее предсказаниями христианских пророков. « С возложением рук священства». Апостол говорит, что при избрании Тимофея все пресвитеры той местности возложили на Тимофея свои руки в знак того, что они, так сказать, ставят его вместо себя в помощники Павлу. Посвящения эти пресвитеры не совершали – его мог совершить только сам апостол (еп. Феофан). На это указывает и стоящий здесь предлог « c» ( μετ, а не δω ­ чрез).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.29:33 .  Других священных жертв было: шестьсот из крупного скота и три тысячи из мелкого скота. 2Пар.29:34 .  Но священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, и помогали им братья их левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники, ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники. 2Пар.29:35 .  Притом же всесожжений было множество с туками мирных жертв и с возлияниями при всесожжении. Так восстановлено служение в доме Господнем. 2Пар.29:36 .  И радовался Езекия и весь народ о том, что Бог так расположил народ, ибо это сделалось неожиданно. Последующим моментом было восстановление регулярного храмового богослужения. Последнее открылось великой жертвой о грехе (стихи 21–24) именно за всего Израиля (ст. 24), а не за два только колена царства Иудейского, так как ко времени Езекии падение десятиколенного царства Израильского было только вопросом времени и скоро фактически осуществилось (ср. 4Цар.17:3–6,18:9–12 ), так что Езекия мог и жителей Израильского царства рассматривать, как членов единого Израиля (отсюда затем он призывает их в Иерусалим на праздник Пасхи, ( 2Пар.30:5–11 )). Сам обряд жертвы за грех в данном случае отличался особой, чрезвычайной торжественностью, превосходя числом жертв указанную в законе норму (ср. ( Лев.4 ), «Толковая Библия», т. I, с. 418–421). Возложение рук царя и собраний на козлов жертвы греха (ст. 23), составляя общую принадлежность жертвенного ритуала ( Исх.29:10 ; Лев.4:4 ), ближе всего напоминает возложение рук первосвященника на козла отпущения в день очищения (( Лев.16:21 ); «Толковая Библия», т. I, с. 463–465) Еще большей торжественностью отличалось совершение важнейшей из жертв – всесожжения (ст. 24–29). Кроме обычного, определяемого законом Моисеевым для этой жертвы ритуала (( Лев.1 ); «Толковая Библия», т. I, с. 409–413), совершение ее в данном случае аккомпанировалось оркестром храмовой музыки и пением – по уставу Давида и пророков Нафана и Гада ((ст. 25); см. ( 1Пар.23:5 ) и др). Устав Давида и двух приближенных к нему пророков здесь ставится в качестве равноценного, богодухновенного добавления к установлениям закона Моисеева о богослужении и жертвах (об употреблении инструментальной музыки и пения при богослужении и жертвах закон Моисеев не дает обязательных постановлений: постановления о трублении в трубы ( Лев.25:9 ; Чис.10:10 ) относятся к исключительным случаям); после плена вавилонского музыка сделалась постоянною принадлежностью ежедневного богослужения и жертвы ( Сир.50:18,20 ). По поводу сказанного в ст. 25 о Давиде блаженный Феодорит замечает: «это обличает неразумение ( τν φροσνην) иудеев, которые не допускают себе назвать великого Давида пророком, ибо здесь Писание, упомянув трех, присовокупило: ибо по повелению Господню был устав сей через пророков Его» (Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. T. LXXX. Col. 850–852).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(717, 1318) Обычный служитель – епископ. В то время как простой священник обладает властью совершать другие помазания, это Таинство преподается только епископом. Ибо мы читаем, что только Апостолы, чье место теперь принадлежит епископам, сообщали Святого Духа через возложение рук. Чтение Деяний Апостолов ясно показывает это: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы услышали, что Самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» [ Деян 8, 14–17 ]. Это возложение рук – Таинство Миропомазания [confirmatio], преподанное в Церкви. Однако мы читаем, что иногда Святейший Престол делает исключение и по веским и не терпящим отлагательства причинам разрешает простому священнику преподавать это Таинство с миром, освященным епископом. (718, 1319) Последствие этого Таинства в том, что оно позволяет христианину смело проповедовать имя Христово, поскольку Святой Дух дается ему во укрепление, как Он был дан Апостолам в День Пятидесятницы. Поэтому принимающий Миропомазание получает помазание на лоб, там, где проявляется робость, чтобы не стыдясь проповедовать Имя Христово, а особенно Его Крест, который «для Иудеев соблазн, а для Еллинов – безумие», как говорит Апостол [ 1Кор 1, 23 ]. Вот почему его знаменуют знамением Креста. Декрет о таинствах 385 После обсуждения Таинств в целом [ХВ 663–675] Собор посвящает Миропомазанию три особых канона. Первый канон утверждает, в противоположность Лютеру; Аугсбургскому Исповеданию и Меланхтону, его подлинно таинственный характер. Филипп Меланхтон (1497–1560), особенно в 1521 г. в книге De locis communibus, свел это Таинство к торжеству простого исповедания веры, до сих пор называемого протестантами конфирмацией. В Каноне 3 [ХВ 721], где выражается учение об обычном служителе и о служителе экстраординарном, Собор ни в чем не хотел противопоставлять своего учения христианам Восточного обряда, так как у них по молчаливому согласию церковных властей священники сами преподают Таинство Миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т. е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:38-39).    Апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор.1:21-22).    Благодатные, дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только некоторым людям, как-то: пророкам, апостолам, царям).    Первоначально св. апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук (Деян.8:14-17; 19, 2—6). А потом в конце первого века таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это таинство через возложение рук.    Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея.    Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники — епископы (архиереи). И теперь освящать св. миро могут только епископы. Через помазание освященным епископами св. миром, по поручению епископов, могут совершать таинство миропомазания и пресвитеры (священники).    При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги — с произношением слов: «печать дара Духа Святого, аминь».    Некоторые называют таинство миропомазания — «пятидесятницей (сошествием Св. Духа) каждого христианина». ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ    Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.    Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   Убиением Стефана и многих других верующих иудеи не ослабили успехов веры; напротив, еще более способствовали ее распространению. Христиане, до сих пор пребывавшие в Иерусалиме, рассеялись по Иудее, Самарии и другим странам, и везде, куда ни приходили, проповедовали о Господе Спасителе. 6. Проповедь диакона Филиппа    Один из семи диаконов, Филипп, проповедовал в Самарии. Слыша слово Филиппа и видя чудеса его, многие из самарян уверовали и крестились. Но так как Филипп мог преподавать веровавшим одно только таинство крещения, то из Иерусалима были посланы в Самарию апостолы Петр и Иоанн. Они возложили руки на новокрещеных и преподали им дары Святого Духа (т. е. совершили над ними второе таинство, которое теперь совершается чрез помазание святым миром).    После обращения самарян Филипп, по наставлению ангела, пошел на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу (т. е. в сторону от Иерусалима, противоположную Самарии). По этой дороге возвращался из Иерусалима знатный эфиопский вельможа. Сидя в своей колеснице, он читал книгу пророка Исайи, и именно то место в ней, где предсказывалось о страданиях Господа Спасителя (Ис. 53:7-8). Филипп, по внушению от Святого Духа, подошел к колеснице и спросил вельможу: «Разумеешь ли, что читаешь?» Тот отвечал: «Как я могу разуметь, если кто не наставит меня», – и попросил Филиппа взойти в колесницу и сесть с ним. Филипп проповедовал ему о Господе Иисусе Христе, и тот сам попросил крещения. Филипп сошел с ним в воду и крестил его. Как только вельможа вышел из воды, он удостоился даров Святого Духа (не чрез возложение апостольских рук, а особенным чрезвычайным способом). В то же самое время ангел восхитил Филиппа, так что он мгновенно сделался невидимым для вельможи и оказался в Азоте. Вельможа продолжал свой путь с великою радостию и, без сомнения, старался потом о распространении святой веры в своей отдаленной стране.    Диакон же Филипп проповедовал в Азоте и других городах, встречавшихся на пути до Кесарии.    – В числе крещенных Филиппом был некто Симон, который пред этим занимался волшебством и изумлял самарян, выдавая себя за кого-то великого. Видя, что чрез возложение апостольских рук подаются дары Святого Духа, Симон принес апостолам денег и просил их продать ему власть низводить Святого Духа. Апостол Петр сказал ему: «Серебро тоже да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги», – и убеждал его покаяться в своем грехе. Симон убоялся, просил молитв у апостола; но раскаяние его было не искренне. Впоследствии он сделался еретиком, врагом Церкви, и был одним из виновников мученической кончины апостола Петра. По имени Симона грех духовного святокупства называется симониею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

  Глава 1 (Ст. 1). Павел, Апостол Иисуса Христа, волею Бога, благоволившего о мне, и по обетованию жизни во Христе Иисусе, поскольку Он благоволил быть проповеданным через меня. (Ст. 2). Тимофею, возлюбленному сыну, по духовному рождению: благодать и мир от Бога Отца нашего да будут с нами во всем и везде ввиду гонителей, которые отовсюду восстают на нас, и от Христа Иисуса, Господа нашего, а не через Христа Иисуса Господа нашего. (Ст. 3). Благодарение имею к Богу, Коему служу от прародителей духом, то есть не приношением жертв, но умом чистым, что непрестанно имею о тебе память в молитвах моих, как истинный отец. (Ст. 4). Желая тебя видеть, как сына возлюбленного, вспоминая о слезах твоих ради скорбей моих, поскольку ты всегда их видишь, чтобы исполнился ты духовной радостию. (Ст. 5). Воспоминания приемля о твердой, безукоризненной и нелицемерной вере твоей, которая нимало не поколебалась гонением. (Ст. 6) Посему увещеваю тебя, чтобы ты возбуждал, возобновлял и возжигал благодать Божию, которую ты приял от возложения рук моих, то есть Святаго Духа, Которого ты получил от этого возложения моих рук. (Ст. 7) Ибо не дал тебе Бог посредством руки моей духа боязни, но силы, чтобы ты противостоял нападениям преследователей, — и любви и целомудрия, чтобы через это назидал ты и утешал верных. (Ст. 8). Посему, так подкрепленный силой Самого полученного тобой Святаго Духа, не стыдись исповедания Господа нашего пред всеми людьми, — ни меня, узника Его. Хотя это исповедание подвергло тебя великому гонению, но тебе и подобает быть причастником страданий за Евангелие, подвергающееся преследованиям, по силе Бога, то есть с помощью Бога, (Ст. 9). Который нас спас новым спасением и призвал нас званием Своим святым, которое с неба исходит, — не по делам моим, поскольку я был хулителем, но по изволению Своему, коего я не заслуживал и не ожидал, по благодати, которая дана мне прежде времен вечных, как и ученикам (Господа), моим товарищам; это то же, что сказал: Я избрал вас Себе от начала творения (1 Фес. 2:4, Еф. 1:4. Рим. 8:29. Деян. 15:7. Ин. 15:16),

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010