584 По «слову св. Григория» (прилож. стр. 25) пользовались тропарем Рождеству Богородицы; по «Заповеди св. вторую трапезу крестили тропарем Пресвятые Богородицы (Проф. Смирнов, Древнерусский духовн., стр. 126, 392, материал). Очевидно, пользовались не одним и тем же тропарем, а разными. 592 См. статью Велинского «К литературной истории жития Василия Нового2. Записки Им. Новороссийск. Универс., т. 109, 1907 год, стр. 175–176. Там же на 189–190 стр. о пьянственном мытарстве по ркп. 18 в. Имп. Публ. Биб. 7. 1. 701. 596 Чин исповедания, помещенный в устав преп. Саввы, ркп. Импер. Публ. Биб. гл. 103, ч. 1. Отчет о шестнадцатом присуждении наград гр. Уварова. СПБ. 1874 г., стр. 136. Krek, Einleitung in die slav Literat. 2 изд. Стр. 407, прим. 1. 597 Ркп. Софийск. библ. л. 195–196, 224. Христианск. Чтение 1877 г., ч. 1, стр. 433. Статья Каратыгина – Обзор некоторых особенностей в чинопоследованиях рукописных требников, принадлеж. биб. СПБ. Дух. Академии. 603 Может быть здесь имеется в виду известная легенда о пьяном, пожелавшем в вывороченном тулупе испугать проходившего мимо Спасителя. 605 Жизнь и творчество крестьян Харьковской губ. Очерки по этнографии края. Под редакцией В.В. Иванова, Изд. Харьковск. Губерн. Статическ. Комитета, т. 1, 1898 г., стр. 297. 607 Бестужев-Рюмин. Русск. истор. 1, стр. 24. «Пирра – не была божеством-создателем» Соловьев. Русск. истр. Кн. 1, стр. 76, прим. 5. 613 Розыскания в области русск. дух. стиха, 13. Сборник отдел рус. языка и слов. Импер. Акад. Наук, т. 46. 614 Верования сербов в судьбу мы касались в нашей статье: «Мифологический элемент в сербской народной поэзии. Среча и Усуд». Филол. Записки 1901 г., вып. 1, 2. 631 Пыпин. Истор. рус. лит. Изд. 2, 1902 г., ч. 1, стр. 259. – Точнее Азбуковник был реальным словарем к важнейшим произведениям древне-русской литературы, преимущественно церковной, как определяет азбуковник. Тихонравов. Сочин. Т. 1, ст. 40 – Древнейший азбуковник словотолкователь помещен в Новгородской кормчей 1282 г.; другой по времени подобного рода памятник найден в списке сочинений Иоанна Лествичника 1431 г. Напечатаны Калайдовичем. Экзарх. Болг. Приложение 12 и 13, ст. 193–197. Распространение Азбуковников отностится к 14–16 векам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Когда Аврааму было сто лет, он родил Исаака. Когда Исааку было шестьдесят лет, родились у него два сына-близнеца от Ревекки. Первый – Исав, он же и Эдом, что значит «земной», продал первородство свое 34 из-за чревоугодия. Он был отцом Идумеев, а от них в четвертом поколении родился Иовав. От Идумеев до Иовава жили: Исав, Рагуел, Зерах, Иовав, или Иов. Иов прожил 249 лет, на восемьдесят девятом году своей жизни он был исцелен от недуга, после чего прожил еще 170 лет 35 , и, увеличив вдвое свое достояние, он радовался детям, которых у него стало столько, сколько он их потерял. 9. Второй сын Исаака – Иаков, возлюбленный Богом, как об этом Сам Господь говорит устами пророка: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» 36 . Иаков после борьбы с ангелом был назван Израилем 37 , откуда название израильтяне. Он родил двенадцать патриархов; имена их такие: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад и Асир. После них, на девяносто втором году, он родил от Рахили Иосифа. Этого он любил больше всех остальных сыновей. После всех был у него от Рахили еще Вениамин. Иосиф же, провидя образ Искупителя, на шестнадцатом году своей жизни увидел сон, который он и рассказал своим братьям: как будто, когда он вязал снопы, снопы братьев поклонялись его снопу; и другой: как будто солнце, луна и одиннадцать звезд преклонились перед ним. По этой причине у братьев родилась ненависть к нему. Охваченные завистью, они продали Иосифа за тридцать сребреников идущим в Египет измаильтянам. Когда наступил голод и братья пришли в Египет, они не узнали Иосифа, а он их узнал. Однако Иосиф открылся братьям после многих лет мытарств и лишь после того, как они привели Вениамина, ибо этот был от одной с ним матери, Рахили. Вслед за этим в Египет пришли все израильтяне, [где они] пользовались благодаря Иосифу благосклонностью фараона. А Иаков, благословив своих сыновей, умер в Египте и был погребен Иосифом в земле Ханаанской, в гробнице отца его. По смерти Иосифа и фараона все племя израильтян попало в рабство. От этого рабства их освободил Моисей после десяти казней египетских и после того, как фараон утонул в Чермном море.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Григорий тотчас восхищен был к вратам рая, потом введен был в места святые и там увидел он преподобного Василия и Феодору, и все они вместе возрадовались. И спросил Григорий: — Госпожа Феодора! — как ты претерпела страшный час смерти и как избавилась от лукавых духов? Она же рассказала по порядку: — Когда я душою своею разлучилась от тела, то увидела страшных ефиопов, которые показывали мне свиток с начертанием всех моих первых дел и взвизгивали как свиньи, скрежеща на меня зубами. Потом взяли меня Ангелы и понесли по мытарствам. Первое мытарство было — лживость; второе — клевета; третье — зависть; четвертое — ложная обидчивость по самолюбию; пятое — гнев с яростью; шестое — гордость; седьмое — брань и срамословие; восьмое — лихоимство и лесть; девятое — тщеславие; десятое — сребролюбие, одиннадцатое — пьянство; двенадцатое — злопамятование; тринадцатое — чародейство; четырнадцатое — волхвования и употребления талисманов; пятнадцатое — чревоугодия и идолослужение; шестнадцатое — прелюбодеяние; семнадцатое — убийство; восемнадцатое — воровство; девятнадцатое — блудодеяние; двадцатое — немилосердие. И если в каком-либо мытарстве для моего оправдания показания только моих добрых дел было недостаточно, то Ангелы прибавляли к моим добрым делам от дара добрых дел преподобного Василия. Так я и прошла беспрепятственно все мытарства и была введена в это блаженное место. Если же душа будет грешна, то предается тем ефиопам, а они, терзая, сведут ее в муки. И тотчас Григорий проснулся и рассказал нам, что он видел и что слышал в состоянии своего сонного восхищения. Мы же, слышав то, удивлялись и благодарили великого Бога и Спаса нашего, сподобившего Феодору Своего достояния в небесных обителях. Память 31 декабря Житие преподобной матери нашей Мелании Римляныни Как добрые плоды раждаются на добром дереве, так и святая отрасль прозябает от святого корня. Это мы видим на примере преподобной Мелании, которая произошла от благочестивых христианских родителей. Отец и дед ее были в числе высших сенаторов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

- Ребенок – отрок Илия находится в реанимации в тяжелейшем состоянии. Самостоятельно не может дышать. Сняли крестик с него. На руку мама привязала Пояс Богородицы, его тоже теперь сняли. Как быть? - Он в руках Божиих. Бывает, старых людей Господь забирает, а бывает - в юности, пока не согрешили, то есть Богу виднее, кого и когда забрать. - Батюшка, а вот крестик врачи сняли? - Ну, это не от нас зависит. Поговорить можно с врачом, чтобы на руку привязали или чтобы где-то рядом висел. Можно в волосы крестик закрепить, чтобы не мешал. Если он на руке мешает, можно на ножку привязать - ничего страшного. - Батюшка, у нас с вами тема о загробной жизни. Вот задают такой вопрос: а откуда Вы знаете, что есть эта загробная жизнь? Ведь оттуда никто не возвращался? Говорите, что в Евангелии написано… Ну, мало ли, что в Евангелии написано! А где доказательства? - Я однажды ехал с журналистом мимо кладбища и говорю: вот наш будущий городок, мы все там будем. Журналист говорит: «Хотя бы один человек вернулся из того мира и сказал, что есть там духовный мир? Тогда можно поверить». Я говорю ему: «Мы с тобой рассуждаем как два близнеца в утробе матери. Один другому говорит: «Слушай, сроки кончаются, скоро мы выйдем с тобой в мир». А второй говорит: «Смотри, сейчас мы полностью зависим от матери - питаемся кровью, кислородом, а когда выйдем в тот мир, все это прервется, и никто не знает, есть ли там жизнь, ведь сюда никто не возвращался». Очень много святых отцов, которые, проводя святую жизнь, оставили нам много свидетельств об этом, о духовном мире. Ведь каждый человек, переходя в тот мир, должен пройти 20 мытарств. Самое страшное мытарство  - это шестнадцатое мытарство блуда, семнадцатое мытарство прелюбодеяния (кто вступил в брак и изменяет супругам) и восемнадцатое мытарство - это содомские грехи, то есть все виды извращения. Вот за эти грехи два города Содом и Гоморра были  уничтожены, сейчас  на этом месте Мертвое море. - Как называется Ваша книга о баптизме? - Сейчас она называется «Православие и протестантизм». Раньше называлась «История баптизма и разборы вероучений».  Это кандидатская.

http://radonezh.ru/text/14-01-2015-21-00...

Григорий тотчас восхищен был к вратам рая, потом введен был в места святые и там увидел он преподобного Василия и Феодору, и все они вместе возрадовались. И спросил Григорий: — Госпожа Феодора! — как ты претерпела страшный час смерти и как избавилась от лукавых духов? Она же рассказала по порядку: — Когда я душою своею разлучилась от тела, то увидела страшных ефиопов, которые показывали мне свиток с начертанием всех моих первых дел и взвизгивали как свиньи, скрежеща на меня зубами. Потом взяли меня Ангелы и понесли по мытарствам. Первое мытарство было — лживость; второе — клевета; третье — зависть; четвертое — ложная обидчивость по самолюбию; пятое — гнев с яростью; шестое — гордость; седьмое — брань и срамословие; восьмое — лихоимство и лесть; девятое — тщеславие; десятое — сребролюбие, одиннадцатое — пьянство; двенадцатое — злопамятование; тринадцатое — чародейство; четырнадцатое — волхвования и употребления талисманов; пятнадцатое — чревоугодия и идолослужение; шестнадцатое — прелюбодеяние; семнадцатое — убийство; восемнадцатое — воровство; девятнадцатое — блудодеяние; двадцатое — немилосердие. И если в каком-либо мытарстве для моего оправдания показания только моих добрых дел было недостаточно, то Ангелы прибавляли к моим добрым делам от дара добрых дел преподобного Василия. Так я и прошла беспрепятственно все мытарства и была введена в это блаженное место. Если же душа будет грешна, то предается тем ефиопам, а они, терзая, сведут ее в муки. И тотчас Григорий проснулся и рассказал нам, что он видел и что слышал в состоянии своего сонного восхищения. Мы же, слышав то, удивлялись и благодарили великого Бога и Спаса нашего, сподобившего Феодору Своего достояния в небесных обителях. Память 31 декабря Житие преподобной матери нашей Мелании Римляныни Как добрые плоды раждаются на добром дереве, так и святая отрасль прозябает от святого корня. Это мы видим на примере преподобной Мелании, которая произошла от благочестивых христианских родителей. Отец и дед ее были в числе высших сенаторов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Они завершили свой земной путь. В этот же день моих дорогих покойных родителей перенесли в Свято-Духовской храм. Трое суток, днем и ночью, духовенство и миряне читали молитвы, совершая панихиды по новопреставленным супругам. Их гробы несли при большом стечении народа на руках по дороге, которой они столько лет спешили на богослужения именно в этот храм. Много странного и трогательного замечено было в эти дни людьми, собравшимися на прощание с батюшкой и матушкой. Две полевые птахи, неизвестно откуда взявшиеся в самом куполе храма… Они так звонко, так ликующе переговаривались друг с другом, что буквально заглушали возгласы священников и даже хор. В один из дней в храме появились воробей и синичка. Полетали, посидели на верхнем ярусе икон, а потом синичка выпорхнула в открытые двери бокового придела, а воробей… залетел в алтарь. Хоронили их, по благословению Преосвященного Михаила, епископа Курганского и Шадринского, в церковной ограде Смолинской церкви, в одной могиле. Просто и трогательно прозвучало надгробное слово Владыки: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья сослужители! Дорогие братья и сестры! Сегодня в нашей епархии невосполнимая утрата. От нас ушел наш светоч Православия, наша опора в духовной жизни, возлюбленный собрат — протоиерей Григорий. Земной путь, который он прошел, не отличался радостями и утехами, но, наоборот, за этот срок отец Григорий претерпел и зной, и вар, и холод, претерпел гонения и лишения. Шестнадцать лет провел он в заточении за Веру Православную, являясь исповедником истины Христовой. И Господь уготовал ему праведную кончину, забрав не только его, но и возлюбленную супругу Нину. Это знак Божий. Так умирали в православных русских семьях — готовились и умирали в один день. Как прожили они свою жизнь, так вместе и возлетели к небесным обителям. И я верю, что они прошли без мытарств и поклонились престолу Божию. Велика заслуга почившего нашего собрата протоиерея Григория, велико его дерзновение пред Господом, ибо он исполнил Его заповеди, претерпев все поношения и гонения. До самой смерти пронес он крест, который Господь дал ему.

http://azbyka.ru/fiction/pechal-vasha-v-...

употребление без меры в нужды духов и мастей («Не ужели, скажут, и это грех»? Да; потому что тут допускается напрасная трата состояния; несомненно проявляются суетность и плотоугодие, наконец и возбуждаются нечистые плотские движения). На пятом -- грехи, сделанные посредством рук. Шестое мытарство составляют кражи; седьмое – сребролюбие; восьмое -- лихвы, или одолжение другого деньгами с чрезмерным ростом; девятое -- всякой неправды; десятое -- зависть; одиннадцатое -- гордость; двенадцатое -- гнев; тринадцатое -- злопомнение; четырнадцатое -- убийства; пятнадцатое -- волшебство; шестнадцатое -- блуд; семнадцатое -- грех прелюбодеяния; восемнадцатое -- содомский грех; девятнадцатое -- ереси и двадцатое -- жестокости. (Память Феодоры цареградской в 30 декабря.) Это была подвижница в X веке, когда жил Василий, муж дивный своею святостью и один из великих страдальцев за Христа (от побоев воловьими жилами уже все тело его покрылось ранами, но и тут сряду семь дней давали ему по тысяче ударов, нам. 26 марта). Феодора в старости своих лет служила этому святому и прежде его кончины отошла в вечность. Григорий, ученик препод. Василия, написал жизнь своего учителя и при настоящем-то случае подробно изложил видение по откровению Божию о мытарствах. (Есть рукопись этого жития на греческом язык: хранится в московской синодальной библиотеке). 51 В беседе «о достоинствах… бессмертной души и о том, как она искушается сатаною» (по русск. пер. стр. 268). 54 Один богач досаде на безотвязного нищего, не зная чем ударить этого нищего, бросил в него хлебом. Конечно, хлеб был поднять и послужить к утолению голода. Вслед за тем немилосердному богачу было такое откровение. – Будто он умер и стали судить его душу. Выли принесены веса. Духи злые положили на одну чашку весов множество его грехов, а добрые ангелы не знали, что положить на другую чашку. Тогда один из ангелов (конечно, более близкий к умершему) сказал: «я знаю некоторое доброе дело этого человека. Он третьего дня подал хлеб Иисусу Христу, хоть и неохотно». Тотчас хлеб был положен на другую чашку весов, и–что же? Чашка с грехами приподнялась. (Этим богачом был некто Петр мытарь, в последствии святой, -- память его 22 сент. О жизни-то его передаете нам св. Иоанн милостивый, который слышал об нем от человека, лично знакомого с ним.) Читать далее Источник: Суд Божий над человеком вслед за смертью его/[Соч.] прот. Евгения Попова. - 2-е изд. - Пермь : Типо-литогр. Губ. правления, 1887. - 23 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Шестнадцатое мытарствоблудное, на котором истязуется всякого рода любодеяние, то есть блудный грех лиц, необязанных супружеством; также истязаются мечтание греха блудного, умедление в этом мечтании помысла, соизволение на грех, услаждение грехом, сладострастные воззрения, скверные осязания и прикосновения. Семнадцатое мытарство – прелюбодейное, на котором истязуются блудные грехи лиц, живущих в супружестве, не сохранивших супружеской верности и брачного ложа неоскверненным. Восемнадцатое мытарство – содомское, на котором истязуются все чрезъестественные блудные грехи и кровосмешения. Девятнадцатое – мытарство ересей, где истязуются неправильное мудрование о вере, сомнения в вере, отступничество от православной веры, богохульства и тому подобные согрешения против единого истинного исповедания веры. Двадцатое – мытарство немилосердия, на котором истязуются немилосердие и жестокость 40 . Как относиться к этим повествованиям, как рассматривать те образы, которые в них содержатся? Когда прп. Макарий Египетский , подвижник V в., попросил Бога о том, чтобы Тот открыл ему, что есть мытарства, то ангел, явившийся преподобному, сказал ему: «Земные вещи здесь принимай за самые слабое изображение Небесных». Т. е. все эти образы, которые содержатся в повествованиях о мытарствах, нужно понимать в духовном смысле, т. е. обращать внимание не на сами эти образы, а на их духовнонравственный смысл. Православная Церковь различает два разных состояния после частного Суда – для праведников и для грешников, которым соответствуют два места нахождения – рай и ад. В «Послании Патриархов...» (чл. 18, «О мздовоздаянии после частного Суда») сказано: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Привратник не просыпался. Парфений, приотворив дверь, проскользнул и вошел в церковь. Взглянув на образ, он успокоился. Попробовал вложить сапфировые очи Диониса в темные впадины: они пришлись как нельзя лучше на старое место и опять затеплились кротко в сиянии младенца Иисуса. Парфений вернулся в келью, потушил огонь и лег в постель. Вдруг, в темноте, весь съежившись и закрывая лицо руками, засмеялся беззвучным смехом, как нашалившие дети, которые и радуются шалости, и боятся, чтобы старшие не узнали. Он заснул с этим смехом в душе. Утренние волны Пропонтиды сверкали сквозь решетки маленького окна, когда Парфений проснулся. Голуби на подоконнике, воркуя, хлопали сизыми крыльями. Смех еще оставался в душе его. Он подошел к рабочему столу и с радостью взглянул на недоконченную маленькую картину в заглавной букве. Это был Рай Божий: Адам и Ева сидели на лугу. Луч восходящего солнца упал сквозь окно прямо на картину, и она заблестела райской славой – золотом, пурпуром, лазурью. Парфений, работая, не замечал, что он придает голому телу Адама древнюю олимпийскую прелесть бога Диониса. IV Знаменитый софист, придворный учитель красноречия, Гэкеболий начал с низких ступеней восхождение свое по лестнице государственных чинов. Он был служакой при гиеропольском храме Астарты. Шестнадцати лет, украв несколько драгоценных вещей, бежал из храма в Константинополь, прошел через все мытарства, шлялся по большим дорогам, и с благочестивыми странниками, и с разбойничьей шайкой оскопленных жрецов Диндимены, многогрудой богини, любимицы черни, развозимой по деревням на осле. Наконец, попал в школу ритора Проэрезия и скоро сам сделался учителем красноречия. В последние годы Константина Великого, когда христианская вера стала придворной модой, Гэкеболий принял христианство. Люди духовного звания питали к нему особенную склонность; он платил им тем же. Часто, и всегда вовремя, менял Гэкеболий исповедание веры, смотря по тому, откуда дует ветер: то из арианства переходил в православие, то опять из православия в арианство; и каждый раз такой переход был новой ступенью в лестнице чинов государственных. Лица духовного звания тихонько подталкивали его, и он в свою очередь помогал им карабкаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Впоследствии схиархимандрита Серафима (Амелина) спрашивали, как монахи пережили закрытие обители, как переносили боль сердца при виде общей разрухи. «Воля Божья», – спокойно и кротко ответил преподобный. Глава 2. Мытарства Служение при епископе Павлине (Крошечкине) Закрытие Глинской пустыни отец Андроник пережил, по его собственным словам, как событие страшное. Ему пришлось найти квартиру в Путивле, куда он забрал свою престарелую мать и где жил до 1925 года. В этот период он был чернорабочим на путивльской мельнице. Подворье вместе с монастырем было упразднено, но мельница продолжала работать. Впоследствии и ее ликвидировали. В 1925 году епископ Курский Павлин (Крошечкин) по совету отца Нектария (Нуждина) взял монаха Андроника себе в келейники. Монах Андроник, давший обет послушания, был готов на всякое благословение. Ему пришлось проститься с матерью. С глубокой скорбью он отвез ее к своему брату Иоанну, прося относиться к ней с должным почтением. Затем он возвратился в Курск в распоряжение епископа Павлина. В это время владыке было сорок шесть лет. Выходец из крестьянской семьи, с шестнадцати лет он подвизался в монастырях – в Саровском, Николо-Бабаевском (где занимался самообразованием под руководством жившего там епископа), ростовском Спасо-Яковлевском, московском Новоспасском (в последнем был пострижен в монашество). Заочно окончил Московскую духовную семинарию и академию. В 1921 году стал епископом Рыльским, викарием Курской епархии. Объезжая епархию, часто посещал приходы и монастыри, много проповедовал. Его простые проповеди воспламеняли сердца слушателей, возбуждали в них стремление к праведной жизни и покаянию. В декабре 1922 года епископ был арестован и около года провел в заключении, в одиночной камере одной из московских тюрем. Там он сделал крест из хлебного мякиша, молился перед ним, за что подвергался оскорблениям и побоям тюремщиков. К концу года был освобожден, вновь служил Церкви в епископском сане. Монаху Андронику поначалу не хотелось быть возле епископа: он боялся роскоши, высоких людей. Однако, на его счастье, владыка Павлин был очень скромен, отличался аскетической жизнью. Он был прост и доступен в обращении, незлобив и кроток, любим детьми. Много читал, собрал большую библиотеку. Очень любил простой русский народ, раздавал бедным большую часть своего имущества – деньги, продукты, несмотря на то что сам нуждался. Любил всякую живность: в своем садике сделал мостик через дорожку, по которой проложили тропку муравьи. Послушание у него келейником наложило глубокий отпечаток на душу отца Андроника, способствовало его духовному возрастанию. В свою очередь владыка видел в лице отца Андроника искреннего и преданного сына, который служил ему по келейным обязанностям и прислуживал иподиаконом в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010