Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость. Стих: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Радуйся, Господень Кресте, имже разрешися от клятвы человечество, сущия радости знамение, прогоняяй враги во твоем воздвижении всечестне, нам помощниче: царей державо, крепость праведных, священников благолепие, воображаемый, и лютых избавляяй, жезл силы, имже пасемся: оружие мира, егоже со страхом обстоят ангели: Христа Божественная слава, подающаго миру велию милость. Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли. Радуйся слепых наставниче, немощных врачу, воскресение всех умерших, воздвигнувый ны во тлю падшия, Кресте честный: имже разрушися клятва, и процвете нетление: и земнии обожихомся, и диавол всеконечно низвержеся. Днесь воздвизаема тя видяще руками архиерейскими, возносим Вознесеннаго посреде тебе, и тебе покланяемся, почерпающе богатно велию милость. Слава, и ныне, глас 8. Иоанна монаха: Егоже древле Моисей прообразовав собою, Амалика низложив победи: и Давид песнопевец, подножию Твоему, вопия, кланятися повелеваше, честному Кресту Твоему Христе Боже, днесь грешнии кланяемся. Устнами недостойными, Тя изволившаго пригвоздитися на нем, воспевающе, молимся: Господи, с разбойником Царствия Твоего сподоби нас. Таже, Ныне отпущаеши: На благословении хлебов, тропарь, глас 1: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. [Трижды.] И чтем слово о честнем Древе. На Утрени На Б ог Господь, тропарь трижды. По 1-м стихословии седален, глас 6: Токмо водрузися древо, Христе, Креста Твоего, основания поколебашася смерти, Господи: Егоже бо пожре желанием ад, отпусти трепетом. Явил еси нам спасение Твое Святый: и славословим Тя, Сыне Божий, помилуй нас.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-ch...

751 Надписи эти, за немногими исключениями, и доселе составляют главный источник для изложения жизни большей части святых угодников Киево-печерских, жизнеописания которых не вошли в состав Печерского Патерика из творений преп. Нестора Летописца , Иакова Мниха, Симона Владимирского и блаженного Поликарпа, в числе которых святых находятся главным образом и наши блаженные угодники, из среды которых должны были выйти первые насельники Горы Почаевской. Что касается далее священных песнопений в честь этих святых угодников, то они находятся в службах «Преподобным Печерским», каковые службы, по содержанию своему, разделяются на два вида: I. Общие службы преподобным Печерским, к которым принадлежат: «Служба преподобным отцем Печерским и всем святым в Малой России просиявшим», печатаемая в больших Киевских Акафистах, а также и отдельно особой брошюрой в Киево-печерской Лавре, составленная Протосинкелом Константинопольской Великой церкви, Мелетием Сиригом в 1643 году. «Служба преподобным отцем Печерским, их же нетленныя мощи в ближней пещере почивают, яже поется по отдании праздника Воздвижения креста Господня в Субботу первую»; и «Месяца августа в 28-й день, служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленныя мощи в дальней пещере почивают». Последние две службы, составленные тоже в XVII в., помещаются в особой книге, издаваемой в Киево-печерской Лавре под заглавием; «Службы преподобным отцем Печерским», иначе известной под наименованием «Печерской Минеи». В той же книге II. помещается и другой вид служб угодникам Печерским, особо в честь некоторых из них, под числами месяцев года, когда память этих святых совершается. К сожалению, между последними службами нет службы ни одному из наших святых. Не многие из этих святых воспоминаются также и в «Службе Преподобным отцем Печерским», помещаемой в акафистах. Тем важнее для нашей цели обе службы преподобным отцам ближних и дальних пещер. В них не только содержатся более или менее ясные указания на наших святых, но в самом содержании этих служб нередко указываются такие черты, которые иногда несравненно более посвящают в тайны духовной жизни угодников Божиих, чем исторические сведения, имеющиеся об них; – вследствие чего между прочим Преосвященный Филарет в своих жизнеописаниях помянутых святых для характеристки их часто ничем другим и не пользуется, как только песнопениями, известными в честь их.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Они имеют окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Припевы начинаются от последнего стиха Пс.140 , т. е. от стиха: «Падут во мрежу свою». Когда же пропоются все припевы псалмов, тогда к прочим стихирам припевается: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». О числе стихир на «Господи воззвах» должно сделать следующее общее замечание, что на малой вечерне поются стихиры на 4-ре, на вседневной чаще всего – на 6-ть, на великой же вечерне, отдельно совершаемой от утрени, – на 6-ть и на 8-мь 349 , при службе двум и трем празднествам и на 10-ть (Тип., 1-е сент). На 6-ть бывает также иногда на праздники святому с полиелеем. Большею частью бывает на великой вечерне на праздники с полиелеем на 8-мь, также бывает и на все праздники, коим положена служба с бдением, но никогда на вечерне на бдении не бывает менее 8-ми стихир, а бывает и 10-ть, как, например, на воскресение. На 10-ть бывает также при стечении двух праздников (например, 1-го октября, если празднуется Богородице и святым, и 1-го сентября, если нет храма). На вечерне пред Литургией Преждеосвященных даров, пред литургией св. Василия Великого в Великий Четверток поется стихир на 10-ть, а в день Благовещения пред литургией – 11-ть стихир (Тип., 26 марта). В число 4-х, 6-ти, 8-ти, 10-ти и так далее не входят те стихиры, которые поются на «Слава и ныне», т. е. стихира после пения: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу и стихира после пения: «И ныне, и присно, и во веки веков. На малой вечерне стихиры никогда не бывают двух воспоминаний (не включая сюда стихир на «Слава и ныне»), хотя бы вечерня была отправляема накануне двух праздников, а всегда непременно относятся к одному празднеству, именно: на дни воскресные – от недели Всех Святых до недели мытаря и фарисея – на «Господи воззвах» поются стихиры воскресные из Октоиха, рядового гласа, исключая тех случаев, если в воскресение случатся Господские двунадесятые праздники: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение креста. В такие праздники, вместо воскресных, поются песнопения сих праздников из Минеи (Тип., гл. 2, 3, послед. 25-го дек. и др.). При пении Постной Триоди, в некоторые Недели (воскресения) поются стихиры Октоиха, рядового гласа недели, так – на Недели: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную, сыропустную и вторую, четвертую, пятую недели Великой Четыредесятницы. На другие Недели (воскресения), именно: на 1-ю, 3-ю и на Неделю ваий поются стихиры, положенные в Триоди Постной. Также, если в 4-ю и 5-ю недели (воскресения) случится Благовещение, из Минеи (Тип., послед. сих дней).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Пророчества Исаиина чтение. [Глава 60.] Сия глаголет Господь: отверзутся врата твоя Иерусалиме выну день и нощь, и не затворятся, еже ввести к тебе силу языков, и цари их ведомыя. Языцы бо и царие, иже тебе не поработают, погибнут: и языцы запустением запустеют. И слава Ливанова к тебе приидет в кипарисе, и певке, и кедре вкупе, прославити место святое Мое, и место ног Моих прославлю. И пойдут к тебе боящеся сынове смиривших тя, и прогневавших тя, и поклонятся следом ног твоих вси прогневавшии тя, и наречешися град Господень, Сион Святаго Израилева. За еже быти тебе оставлену, и возненавидену, и не бе помогаяй тебе: и положу тя в радость вечную, веселие родом родов. И иссеши млеко языков, и богатство царей снеси, и разумееши, яко Аз Господь спасаяй тя, и избавляяй тя Бог Израилев. На литии стихиры самогласны, глас 1. [Андреа Иерусалимскаго:] Днесь яко воистинну святовещанный глагол Давидов конец прият: се бо яве пречистых ног Твоих покланяемся подножию, и на сень крилу Твоею надеющеся, Всещедрый, вопием Ти: да знаменуется на нас свет лица Твоего. Православных людей Твоих рог вознеси честнаго Креста Твоего воздвижением, Христе Многомилостиве. Насажденное в Краниеве месте, Древо сущаго живота, на немже содела спасение Превечный Царь посреде земли, возносимо днесь, освящает мира концы, и обновляется воскресения дом: радуются ангели на небеси, и веселятся человецы на земли, Давидски вопиюще, и глаголюще: возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть: подаяй миру велию милость. Прообразуя Крест Твой Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах пременены руки сотвори. Егоже Спасе, мы днесь возносяще взываем: даруй христолюбивым людем победы, яко Константину одоление. Глас 2. [Феофаново:] Божественное сокровище в земли скрываемо, Жизнодавца Крест на небесех показася царю благочестивому: и победы на враги подписание являет разумно. Егоже радуяся верою и любовию, божественно востек к высоте зрения, тщанием же того от земных недр изнесе во избавление мира и спасение душ наших.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-ch...

Евхология, стр.89) . Следующим моментом был отрыв молитв от тех же кафизм из песней канона и перенесение их на начало утрени, т.е. на время чтения шестопсалмия. Что касается конца утрени, начиная от хвалитных псалмов, то эта часть подвергалась изменению под влиянием господствовавшего в той или иной церкви монастырского устава, студийского или иерусалимского. Особенности этих уставов в данном отношении указывает Никон Черногорец: “Подобает ведети яко в студийском типиконе отнюдь славословие великое не бывает ни в неделях, ни в великий праздник, нов тех днех на хвалитех глаголет стихиры такоже и на стиховне (След этой практики в современном русском богослужении сохранился в службе Благовещению Пр.Богородицы, где “аще же день постен”, великое славословие не поется, но полагаются стиховные стихиры и “Благо есть”) . В малые же праздники на стиховне точию глаголет стихиры такоже и в прочие дни; а во иерусалимстем типице не тако, но во всякую неделю славословия великая имать, такоже и во всю пятидесятницу и от Христова Рождества до святаго Василия, такоже и от просвещения дóндеже отдалят праздник; прочая же великия праздники той един день точию, в субботы же и средняя праздники на хвалитех глаголет стихиры, такоже и на стиховне; в прочая же малыя праздники и еще и в прочия дни не глаголет на хвалитех отнюдь стихир, но на стиховне точию. Сице убо подобает и зде творити” (Тактикон, сл.1. л.15) . Отсюда можно полагать, что во время преп.Никона (XI в.) в монастырях и храмах, где господствовал иерусалимский устав, в частности, в Палестине, на Синае, в Антиохии, довольно прочно удерживалась древнехристианская традиция пения великого славословия. Эта традиция сохранялась и в Великой Константинопольской церкви. Что же касается константинопольских монастырей, то они в течение всего года на воскресных и праздничных утренях, как и в седмичные дни, за исключением праздника Воздвижения Креста Господня и крестопоклонного воскресения, когда выносился для целования крест, великое славословие читали, а не пели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

А что, сынове, пишете, что Устретение Господа нашего Иисуса Христа, или Обретение честной главы Иоанна Предтечи причтется в среду или в пяток сыропустной недели: ино в тыя дни, по божественному уставу, повелено литурию совершать Великого Иоанна Златоустог о. 1909 А что пишете о Благовещении пречистой Богородицы, аже причтется в великую пятницу: ино литургию пети Златоустого, также и в неделю Цветную, и в понедельник и во вторник и в среду; а в великий четверток или в субботу причтется, ино литургию петь Великого Василия. А что ми, сынове, пишете о Воздвижении честного Креста, что в канон дни и в самый тый день 1910 мяса не ядят: ино, сынове, по уставу, в канон того дни мяса ясть, а в самое Воздвижение не ясть. А крест воздвизать преже на восток, на четыре страны, а пятое паки последи воздвигнуть на восток же, а глаголя на всяко воздвизание, о православии, «Господи помилуй», 100. А в неделю, коли с крестами ходят соборы, ино чтется Евангелие к востоку, а и всегда. А что, сынове, пишете о мефимоне, что петь в великую субботу: ино по уставу, не поется мефимон по церквах в великий четверг вечер, и в великую пятницу, и в великую субботу, но поются навечерницы в кельях: а на нощь великой субботы Деяния Апостольские в церквах чрез всю нощь чтутся, и каноны Спасовы нагробные и чтения. А что ми, сынове, пишете: у кого сын духовный, по греху, напрасно умрет; но аще по греху умрет и напрасно, а не от своих рук, или нужно утонет, тех по закону погрести, и петь над ними, и поминать их в святых службах. А который от своих рук погубится, удавится или ножом избодется, или в воду себя ввержет: ино, по святым правилам, тех не велено у церквей хоронить, ни над ними петь, ни поминать, но в пустом месте в яму вложив, закопать; сотворит же о душах их Господь, якоже сам весть, по своим неизреченным судьбам, заньже святые Отцы именуют тех самовольной жертвой, даема не Богу. А что ми, сынове, пишите, что который человек нем родится, дать ли ему святое причастие: ино, сынове, познав по его житию 1911 , и како будет было прихождение его к церкви Божьей, ино рассудив, и святое причастие дать; а в болести аще онемеет человек, ино также по прежнему его смотривше житию 1912 , и по покаянию, рассудив по достоянию, и дать святое причастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Прокимен – Недели пред Воздвижением, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», стих: «К Тебе, Господи, воззову...»; и преподобного, глас 7-й: «Честна пред Господем...». Аллилуиарий – Недели пред Воздвижением, глас 1-й: «Вознесох избранного...»; и преподобного, глас 6-й: «Блажен муж, бояйся Господа...». Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, дня (под зачало) и преподобного (Гал., 213 зач.; Мф., 43 зач.). Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и преподобного: «В память вечную...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». 1 Служба мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера. Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 2 Рядовая служба святых Богоотцов Иоакима и Анны в этом случае может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера и петься там вместе со службой мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 4 Там же. С. 86, 783. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века...». 6 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 7 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 8 Два канона праздника Рождества Пресвятой Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день 1-й, во второй день 2-й и т. д. 9 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-22/

Прокимен – Недели пред Воздвижением, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», стих: «К Тебе, Господи, воззову…»; и преподобного, глас 7-й: «Честна пред Господем…». Аллилуиарий – Недели пред Воздвижением, глас 1-й: «Вознесох избранного…»; и преподобного, глас 6-й: «Блажен муж, бояйся Господа…». Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, дня (под зачало) и преподобного (Гал., 213 зач.; Мф., 43 зач.). Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и преподобного: «В память вечную…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». 1 Служба мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера. Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 2 Рядовая служба святых Богоотцов Иоакима и Анны в этом случае может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера и петься там вместе со службой мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 4 Там же. С. 86, 783. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…». 6 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 7 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 8 Два канона праздника Рождества Пресвятой Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день 1-й, во второй день 2-й и т. д. 9 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Мысль о том, что Пресвятая Дева, хотя «не оставила мира», но все же преставиась от земли и не находится телом на ней, не может не ослаблять радости по поводу Ее восприятия на небо.    Тихая скорбь о Почившей должна сквозить и в напеве заключительной песни канона — светильна (и на Пасху светилен грустного напева), который положено петь «подобно» светильну будничному — понедельника (при том и постного дня): «Небо звездами».    Вследствие воспоминания смерти Богоматери и тропарь Успения положен на глас скорее торжественный и величественный, чем радостный и восторженный, на 1-й глас, а не на 4-й, на каковой положены тропари большинства двунадесятых праздников и в том числе таких радостных, как Рождество Христово, Благовещение. В напеве 1-го гласа (для тропарей, но не для канонов и стихир) даже звучит немного грустных нот: им поется тропарь даже такого грустно-торжественного праздника, как Воздвижение, а также праздников Крещения, Сретения и Вербного Воскресения, службы которых тоже дышат некоторою грустью. На этот же глас поются почти все седальны Великой Субботы (седален поется напевом тропаря). Кондак же Успению положен на еще более печальный, уже прямо плачущий, 2-й глас, — тот глас, которым поется (только в «самоподобном» виде его), между прочим, «Благообразный Иосиф. На этот скорбный глас (2-й) не поется тропарь ни одного двунадесятого праздника и лишь одного еще (Крещения) кондак.    Но скорбь, сквозящая в этих напевах, как и в других полускорбных напевах, по временам слышащихся на бдении Успения, скорбь тихая, сладостная, это слезы не отчаяния, а любви и невольной скорби над гробом, каким бы «живоносным» он ни был: это та скорбь, которою скорбит Церковь в Великую Субботу, в ту «преблагословенную» субботу, в которую верующий уже почти радуется пасхальною радостью, хотя еще и предстоит гробу Христову. Во всей службе Успения можно видеть отзвуки этой великосубботней тихой, сладостной скорби над Великой Почившей, смешанной с радостью о Ее воскресении и восхождении на небо. И начинается Успенское бдение (в стихирах на Господи воззвах) гласом вечерни Великой Субботы, гласом, на который поются Ее погребально-воскресные стихиры, — 1-м гласом. Затем припев на 9-й песне в каноне Успения составлен в подражание одной «похвале» в кафизме Великой Субботы: «Роди вси блажим Тя едину Богородицу» (в В.Сб.: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят»). Этот отрывок Великосубботней службынадлежащем, конечно, исполнении), при всей краткости своей, производит необыкновенное, потрясающее впечатление на слушателя, настраивая его вдруг среди пасхальной радости канона положительно по-великосубботнему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Далее следует ряд статей из Никона Черногорца, начинающийся 32-й главою, о жизни общежительного пребывания и т. д. до 48 включительно, где речь идет о посте Пресвятой Богородицы, т. е. Успенском, причем в 34 главе повторена выноска из Никона о 50-це, уже приведенная в гл. 29. В 57 о праздниках в них же поется Бог Господь (в тогдашних уставах о знамении господских праздников) с дополнением о предпразнестве Рождества Христова из того же Никона. Вообще о выдержках из Никона нужно заметить, что они проводятся в очень широких размерах, и составитель черпает из этого источника щедрою рукою и вводит много лишнего и ненужного. Но, во всяком случае, брал он эти выдержки не из самого Никона и не из перевода его сочинений, а из прежних списков устава, где эта статья также приводилась in exmenso. Тот же широкий захват без обдуманного выбора замечается в триодной и синаксарной части. Так, относительно поста в день Воздвижения и в Успенский пост приводятся по две рубрики одинакового содержания, но взятые из разных списков; в службе накануне Рождества описывается обычай иного летствования игумена, угощение гликизмою в его кельях. Эта подробность зашла в наши уставы из южно- славянских, сербских. О посте в 1-ю и последнюю недели Великого поста приводятся сравнительные выдержки из разных уставов, известные по многим славянским спискам. Наконец, в службе по Триоди внесены следующие статьи: из Апостольских Постановлений о Пятидесятнице и послепасхальном посте; из синопсиса Афанасия Александрийского о посте середы и пятка и о разрешении их в 50-цу и статьи о том же из панария Епифания Кипрского . Эти статьи, за исключением введения к извлечению из Апостольских Постановлений, читаются в 57 ст. пандект, но в печатные издания попали не отсюда, а из славянских списков устава, где они читаются на этом месте и в том же самом объеме. После устава службы в Петров пост (л. 201) приводится выдержка из Никона под заглавием «От слова 57 о посте от состава (из пандект) св. Никона». По славянскому переводу нашей рукописи л. 565, 566 об. Здесь речь идет о посте после Пятидесятницы, о празднике апостолов Петра и Павла, о соблюдении постов середы и пятка и о посте в понедельник. Выписки сделаны не сплошь, но с пропусками и не везде толково; удержаны, напр., ссылки на прежде сделанные указания, что имело смысл и у Никона, где речь идет последовательно, а на самом конце, где говорится о посте Воздвижения, читается: «...не от писаний, но от общего (sic) прияхом» (пропущено – предания).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010