По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, " Лилия Принт " , 2002. Георгиевская церковь, каменная, двухэтажная: в верхнем отделении храма престол посвящен св. вмч. Георгию Победоносцу, а внизу - во имя пр Сергия, Радонежского чудотворца; построена в 1805 году при Тверском архиепископе Мефодии; в 1850 году верхняя церковь была возобновлена стенным писанием, поставлен был новый позолоченный иконостас на средства прихожан Урусовых и Цвылевых, и храм был в том же году (вторично) освящен. Как видно из писцовых книг, храм в честь св. вмч. Георгия существовал в 17 веке. У Нарбекова (1625) упоминается храм св. вмч. Георгия с приделом пр. Сергия Радонежского, " на одном окладе " , на колокольнице два колокола невелеки, дал их в дом к страстотерпцу Христову Егорию и препод. чудотворцу Сергию посацкой Иван Пятухин по своих родителех, а книги и строение мирское " . В настоящее время - большой колокол при Георгиевской церкви - весит 250 пудов и приобретен на средства прихожанина А. Цвылева. В 1692 г. в Георг. церкви было два придела - один во имя пр. Сергия, а другой - св. муч. Параскевы-Пятницы, но в 1799 году эти приделы были разобраны и вместо них был построен двухэтажный храм, по одному престолу в каждом из отделений онаго. В иконостасе Георгиевской церкви замечательна древняя храмовая икона св. вмч. Георгия, о которой упоминается у Нарбекова: " храм страстотерпца Христова Егория, а в нем Божия милосердия местный образ страстотерпца Христова Егория, на красках, а прикладу у него венец, да ожерелья жемчужныя, да два креста серебряные, один позолочен " . Один из этих крестов и доселе сохраняется. На иконе св. вмч. Георгия вверху надпись: " чудо великомученика Егория, како избави дщерь цареву " ; внизу другая надпись: " 1796 г. сооружена сия риза при священнике Михаиле Григорьеве зданием доброхотных дателей, весу в ней 1246 золотников, цена по 33 к.; итого 411 р. 34 к. " . На иконе риза серебряная позлащенная. Из древних икон замечательны: икона св.

http://sobory.ru/article/?object=01333

1577/78 г. здесь значился «оброз великой мученик Дмитрей празник, локотница на золоте, а венец у него злат глаткой, а у него десять золотых да цата серебряна» (Города России в XVI в. С. 9-10). Вмч. Димитрий Солунский. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Вмч. Димитрий Солунский. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) Вмч. Димитрий Солунский. Икона. 1-я пол. XVII в. (Иверский мон-рь на Афоне) Особым почитанием Д. С. пользовался со 2-й пол. XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве. Димитрием был назван в крещении Всеволод Большое Гнездо (род. в 1154), младший сын вел. кн. Георгия Владимировича Долгорукого (ПСРЛ. Т. 25. С. 58). По этому имени получил название г. Дмитров на р. Яхроме в совр. Московской обл., основанный тогда же отцом на месте его рождения (вероятно, Д. С. был посвящен первоначально и местный собор). В 90-х гг. XII в. кн. Всеволод Юрьевич построил в своей столице Владимире в составе дворцового комплекса белокаменный собор во имя своего небесного покровителя. В 1197 г. из Фессалоники во Владимир (вероятно, к окончанию строительства Димитрия Солунского великомученика собора во Владимире ) была принесена мироточащая «доска гробная» Д. С., прославившаяся чудотворениями и на новом месте, и «сорочка» святого (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414). Сама «доска», перенесенная (согласно позднему свидетельству) в 1380 г. из Владимира в Москву, сохранилась до наст. времени в местном ряду иконостаса Успенского собора Кремля, но живописное изображение на ней (работы мастера Кирилла Уланова) относится уже к 1701 г. (Христианские реликвии. 2000. С. 118-121. 28). Вероятно, с обустройством Димитриевского собора связано и появление на Руси серебряного позолоченного реликвария Д. С. визант. работы 1059-1067 гг. (Там же. С. 115-118. 27). Современна строительству Димитриевского собора во Владимире также тронная икона Д. С., происходящая из собора в Дмитрове и ныне хранящаяся в ГТГ (см. разд. «Иконография»). В составе ВМЧ под 26 окт. (ВМЧ. Окт. Стб. 1912-1913) помещена небольшая заметка древнерус. паломника домонг. времени с описанием фессалоникийской базилики великомученика ( Соболевский А. И. Неизвестный русский паломник//ИОРЯС. 1911. Т. 16. Кн. 1. С. 6-8). Вмч. Димитрий с ангелом. Мозаика. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V–VI вв.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Гробница вмч. Георгия в Лидде Гробница вмч. Георгия в Лидде Согласно описанию Г. ц. паломника Иоанна Фоки (1185), верхняя плита гробницы вмч. Георгия находилась в алтаре под св. престолом. Он рассказывает, что когда лат. епископ решил поднять плиту, то обнаружил под ней вход в пещеру с подлинной гробницей вмч. Георгия. Однако открыть ее не удалось, т. к. оттуда вырвалось пламя и опалило посланных епископом слуг. В 1187 г. Лидду захватил Салах-ад-Дин , к-рый в 1191 г. велел уничтожить церковь, но, видимо, она не была разрушена целиком, а лишь серьезно повреждена. Камни от готического собора были использованы в 1273 г. при строительстве моста в неск. километрах к северу от Лидды. Церковь была восстановлена англ. кор. Ричардом I Львиное Сердце . Из описаний путешественников Людольфа Зудгейма (1336) и Николая из Поджибонси (1346) следует, что в это время церковь находилась в хорошем состоянии. Известно, что визант. имп. Иоанн VI Кантакузин выделял деньги на реставрацию храмов на Св. земле. Николай из Поджибонси сообщает, что церковь была украшена фресками, а Людольф Зудгейм упоминает также мозаики и мраморную облицовку. Паломники XIV в. говорят о хранившемся в храме камне, на к-ром была усечена глава вмч. Георгия. В 1442 г., при егип. султане Захире Сейф-ад-Дине Чакмаке, вспыхнуло гонение на христиан и Г. ц. была разрушена. В 80-х гг. XV в. доминиканец Феликс Фабер описал развалины готического собора, упомянув построенную рядом с ним мечеть. В 1517 г. в храме, от к-рого уцелела алтарная часть и крипта, было возобновлено правосл. богослужение. Во время землетрясения 1837 г. обрушились свод храма и сев. апсида. Г. ц. простояла в руинах до 1870 г., когда после спора между греками и францисканцами святыня была признана греч. владением. В 1871 г. Иерусалимский патриарх Кирилл II обратился с воззванием к российским кавалерам ордена св. Георгия с просьбой о пожертвованиях на восстановление Г. ц. По высочайшему повелению имп. Александра II из сумм капитула ордена было отпущено 3 тыс. р. На средства, выделенные российским правительством, была возведена новая церковь, освященная 3 нояб. 1872 г. Она включила в свой состав центральную и сев. апсиды храма XII в. В основании сев. апсиды лежит визант. кладка. На месте южных апсиды и нефа разбит принадлежащий мусульманам сад. От постройки крестоносцев сохранились также 1-я арка юж. колоннады и базы колонн сев. колоннады центрального нефа, 3-я пилястра юж. нефа и фрагменты 4 пилястр сев. нефа.

http://pravenc.ru/text/164497.html

М.В. Шкаровский Русские обители Афона в XX веке Святая Гора Афон имеет особый статус не только в Греции, но и во всем православном мире. По преданию, гористый полуостров, имеющий 80 км в длину и 16 км в ширину, был взят под свой омофор Божией Матерью, отчего его часто называют «земным уделом Богородицы». Греческая конституция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Все афонские монастыри находятся в юрисдикции Вселенского Патриарха, вне зависимости от их национальной принадлежности. Согласно уставу на Афоне имеется 20 Патриарших ставропигиальных монастырей, из них 17 греческих: Великая Лавра прп. Афанасия Афонского , Ватопед (во имя Благовещения Пресвятой Богородицы), Ивирон (бывший грузинский Иверский монастырь в честь Успения Богородицы), Дионисиат (во имя Рождества Иоанна Предтечи), Кутлумуш (в честь Преображения Господня), Пантократор (в честь Преображения Господня), Ксиропотам (во имя Сорока мучеников Севастийских), Дохиар (во имя свв. Архангелов), Каракал (во имя свв. Апостолов Петра и Павла), Филофей (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), Симонопетра (в честь Рождества Христова), Ставроникита (во имя свт. Николая Чудотворца), монастырь св. Павла (в честь Сретения Господня), Ксенофонт (во имя вмч. Георгия Победоносца), Григориат (во имя свт. Николая Чудотворца), Эсфигмен (в честь Вознесения Христова), Кастамонит (во имя св. первомч. Стефана), а также русский монастырь вмч. Пантелеимона (Русик), болгарский Зограф (во имя вмч. Георгия Победоносца) и сербский Хиландар (во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы). Только эти 20 обителей имеют права собственности на Святой Горе. Помимо монастырей на Афоне находится 12 приписанных к ним перечисленных в уставе скитов (не считая фактически заселенных к началу XX в. русскими насельниками скитов Старый Русик и Новая Фиваида), а также около 200 келлий и 500 калив. Из 12 скитов два были русскими: св. Апостола Андрея Первозванного (при монастыре Ватопед) и прор. Илии (при монастыре Пантократор), два – румынскими: св. Иоанна Предтечи (Продром при Лавре прп. Афанасия) и вмч. Димитрия (Лакку при монастыре св. Павла), один болгарским – Успения Пресвятой Богородицы (Мариинский, Ксилургу при монастыре вмч. Пантелеимона), а семь греческими: вмч. Димитрия (монастырь Ватопед), Благовещения Пресвятой Богородицы (монастырь Ксенофонт), прав. Анны (Лавра прп. Афанасия), Кавсокаливия (Пресв. Троицы при Лавре прп. Афанасия), Новый скит (Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре св. Павла), вмч. Пантелеимона (монастырь Кутлумуш), св. Иоанна Предтечи (монастырь Ивирон). В 1914 г. Константинопольский Патриарх и греческие власти отклонили просьбу России дать русским скитам статус монастырей 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На окраине с. Маркопуло расположен приходский храм Пресв. Богородицы Фидусы, в к-ром хранится чудотворная икона Божией Матери Лангувардской. Прежде здесь находился жен. мон-рь. По преданию, он был осажден пиратами и монахини, затворившись в церкви, молили Бога спасти их от бесчестья. Когда разбойники ворвались в храм, то обнаружили вместо монахинь змей и в ужасе обратились в бегство. С тех пор ежегодно с Преображения Господня (6 авг.) до Успения Пресв. Богородицы (15 авг.) в храм приползают змеи, к-рые в это время неопасны. Подобное чудо происходит и в сел. Арьиния. А в ц. Пресв. Богородицы Гравалиотиссы в Пастре на Успение зацветают срезанные на Благовещение (25 марта) лилии, помещенные перед иконой Божией Матери (обретена в 1720). Из храмов средневизант. периода сохранились только ц. Пресв. Богородицы Кугианы в сел. Вари типа свободного креста и ц. вмч. Георгия Победоносца в сел. Кондойенада с росписями XII в. Фрески из руинированных церквей ап. Андрея в Карье XI-XII вв. и св. Бессребреников в Пастре XII-XIII вв. сняты и хранятся соответственно в б-ке Корьяленио и в Археологическом музее г. Аргостоли. К произведениям византийской живописи также следует отнести фрагменты фресок в ц. вмч. Димитрия Солунского в Вовикесе и в ц. Евангелистрии в Песаде. Вмч. Георгий. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в сел. Кондойенада. XII в. Вмч. Георгий. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в сел. Кондойенада. XII в. XVI в. датируются росписи церквей св. Таксиархов (сняты и хранятся в старом соборе мон-ря ап. Андрея Милапидиас), Пресв. Богородицы Фанеромени в крепости Агиос-Георгиос, прор. Илии в Пиргосе и Пресв. Богородицы «ту Халкиопулу» в Пастре. Фрески XVI-XVII вв. испытали западное влияние в значительно меньшей степени по сравнению с росписями Керкиры и Закинфа ( Τριανταφυλλπουλος Δ. Δ. Η μνημειακ ζωγραφικ των ναν της Κεφαλληνας//Κεφαλονι να μεγλο μουσεο. 1989. Τ. 1. Σ. 223). Фрески поствизантийского периода сохранились гл. обр. в сельских храмах и мон-рях. Огромное влияние на живопись Ионических о-вов оказали художники критской школы, покинувшие родину после турецкого завоевания.

http://pravenc.ru/text/1684289.html

102 святыни Святые мощи Апостола и Евангелиста Луки доступны для поклонения в Спасо-Вознесенском женском монастыре на Елеонской горе. (фото автора). Святой ковчег содержит св.мощи: 1. Апостола и Евангелиста Луки 2. Сщмч. Харалампия 3. Вмц. Варвары 4. Вмч. Георгия Победоносца 5. Вмч. и Целителя Пантелеимона 6. Мч. Севастиана Медиоланского Римского 7. Мч. Трифона 8. Сщмч. Макария, митрополита Киевского 9. Свт. Григория, еп. Акрагантийского 10. Прп. Агапита врача 11. Прп. Прохора Лободника 12. Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотв. " Сии св. мощи принесены в благословение Елеонской обители Преосв.Епископом Серафимом настоятелем новой Коренной пустыни в 1952 году " гласит надпись на святом ковчеге. Святые мощи сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского доступны для поклонения в Спасо-Вознесенском женском монастыре на Елеонской горе. (фото автора). Святой ковчег содержит св.мощи: 1. Апостола и Евангелиста Луки 2. Сщмч. Харалампия 3. Вмц. Варвары 4. Вмч. Георгия Победоносца 5. Вмч. и Целителя Пантелеимона 6. Мч. Севастиана Медиоланского Римского 7. Мч. Трифона 8. Сщмч. Макария, митрополита Киевского 9. Свт. Григория, еп. Акрагантийского 10. Прп. Агапита врача 11. Прп. Прохора Лободника 12. Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотв. " Сии св. мощи принесены в благословение Елеонской обители Преосв.Епископом Серафимом настоятелем новой Коренной пустыни в 1952 году " гласит надпись на святом ковчеге. Святые мощи сщмч. Макария, митр. Киевского доступны для поклонения в Спасо-Вознесенском женском монастыре на Елеонской горе. (фото автора). Святой ковчег содержит св.мощи: 1. Апостола и Евангелиста Луки 2. Сщмч. Харалампия 3. Вмц. Варвары 4. Вмч. Георгия Победоносца 5. Вмч. и Целителя Пантелеимона 6. Мч. Севастиана Медиоланского Римского 7. Мч. Трифона 8. Сщмч. Макария, митрополита Киевского 9. Свт. Григория, еп. Акрагантийского 10. Прп. Агапита врача 11. Прп. Прохора Лободника 12. Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотв. " Сии св. мощи принесены в благословение Елеонской обители Преосв.Епископом Серафимом настоятелем новой Коренной пустыни в 1952 году " гласит надпись на святом ковчеге.

http://elitsy.ru/holy/temple/25670/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Егорьевский, Юрьевский], Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. в Москве. Основан до 1498 г. Большинство историков XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский) , И. М. Снегирёв , А. С. Ратшин, В. В. Зверинский ) полагали, что Г. м. основан в кон. XV или нач. XVI в. девицей Феодосией, дочерью боярина Юрия Захарьевича Кошкина, теткой царицы Анастасии Романовны . Исследователи опирались на монастырское предание, изложенное в тексте некой «записки», оригинал к-рой сгорел вместе с архивом Г. м. в 1812 г. «Справка» с «записки» была опубликована в изд.: Чеботарев [Х. А. ] Ист. и топогр. описание Московской губ. М., 1787. Согласно тексту опубликованной «справки», Г. м. «построен издревле в дому пречистых, благородных и благочестивых прародителей болярина Георгия Захарьевича Романова тщанием и иждивением его дочери девицы Феодосии Георгиевны, которая была тетка... царицы Анастасии Романовны... Устроя сей дом монастырем девичьем по взятии из сего дома оныя девицы Анастасии Романовны в царицу, в котором и церковь великомученика Георгия созда» «по благословению Преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанского» «в поминовение отца своего Георгия», собрав 40 «благоискусных монахинь». Опубликованная «справка» содержит очевидные ошибки: боярин Георгий Захарьевич в нач. XVI в. имел фамилию Кошкин, а не Романов; упомянутый Георгиевский храм был построен в нач. XVIII в. по благословению Рязанского митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной древней церкви, к-рая упоминается в источниках с 1461 г. (ДДГ. 61. С. 195). Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/164489.html

св. вмч. Феодора Стратилата, Жиндрень-Улаки с цер. Успения Пр. Богородицы, Чермалык с цер. прор. Илии, Карань с цер. св. Константина и Елены, Стиля с цер. вмч. Кириака, Игнатьевка с цер. Ап. Петра и Павла, Бешев с цер. Косьмы и Домиана, Ласпи с цер. св. Георгия, Каракоба с цер. вмч. Димитрия, Сартана с цер. вмч. Георгия, Чердаклы с цер. св. Константина и Елены, Малая Енисала с цер. вмч. Феодора Стратилата, Мангуш с цер. вмч. Феодора Стратилата, Урзуф или Кизиль-Таш, Ялта с цер. Рождества Христова и Старый (Ески) Крым с цер. св. прор. Илии. Впоследствии из них выделились еще три селения: Новый Керменчик с цер. Архистратига Михаила, Новая Каракоба с цер. Свят. Николая и Бугасу или Волноваха с цер. Рождества Богородицы. Греческие селения по рр. Волчьей и Яссам заняли территорию в 730 055 дес., вместо предполагаемых 1 237 471 десятины. 760 Центром греческих поселений тогда же явился город Мариуполь. Он основан по последнему проекту на берегу Азовского моря при впадении в него речки Калмиуса, по правую сторону его устья. При самом основании Мариуполя в нем построен соборный храм во имя священномученика Харлампия, затем возникли храмы во имя Марии Магдалины, Рождества Богородицы и Успенская церковь , именуемая также Мариинской. Высочайшим указом на имя Св. Синода 14 марта 1779 г. Игнатию митр. готфийскому и кафийскому, вышедшему из Крыма в вечное подданство России и поселившемуся с знатным числом обоего пола своей паствы в Азовской губернии, велено «быть архиереем тех поселенцев и состоять по смерть беспосредственно под Синодом». Все духовенство, вышедшее с ним из Крыма и занявшее места в греческих поселениях, всецело подчинялось митр. Игнатию. М. Игнатий, на правах самостоятельного архиерея, ставил священников на свободные места по своему усмотрению. Ему отводилась степень под архиепископом Славянским и Херсонским. На содержание Готфийской и Кафийской кафедры назначалось три тысячи рублей. Таким образом, греческие колонисты, во главе с митрополитом Игнатием, составили небольшую самостоятельную и вполне организованную митрополию с греческой паствой и греческими пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Факт празднования рождества святого в визант. литургической практике весьма необычен: как правило, празднуется день кончины святого или обретения его мощей, и лишь в исключительных случаях (св. Иоанн Предтеча, свт. Николай Мирликийский) отмечается также и день рождения святого. Кроме того, Розенквист высказывает сомнения относительно исторической достоверности самого праздника 24 июня и сведений о нем в изложении митр. Иосифа Лазаропула ( Rosenqvist. 1996. P. 76-81). В Типиконе мон-ря Е. подробно описывается праздник 21 янв., и нет ни слова о праздновании дня рождения Е. Гимнографические тексты, изданные О. Лампсидисом ( Λαμψδης. 1984. Σ. 113-126, 129-135, 143-160), также обходят эту дату молчанием. 24 июня упоминается только Рождество Иоанна Предтечи. К тому же для большого всенародного праздника в Трапезунде летнее время было наиболее благоприятным, в первую очередь экономически, т. к. в янв. на понтийское побережье трудно добираться и по земле и по воде. Вполне вероятно, что рассказ Иосифа Лазаропула о змее (60-е гг. XIV в.) составлен на основании знаменитого чуда вмч. Георгия Победоносца (BHG, N 687-687m, в рукописной традиции - с XII-XIII вв., в иконографической - с 1-й пол. XI в.). Город Ласия, в к-ром произошло чудо вмч. Георгия, иногда ошибочно отождествлялся с Трапезундом. Змей, побежденный вмч. Георгием, жил в озере; после постройки церкви на этом месте появился источник. На горе Митрион также находилось оз. Скилолимни, а поблизости от мон-ря Е.- источник вмч. Георгия. В Трапезундском синаксаре XIV-XV вв. рассказывается о победе над змеем с помощью мощей свт. Афанасия Демонокаталита, бывшего в Трапезунде архиепископом. Иконографический образ всадника, поражающего змея, пользовался большой популярностью в Трапезунде и на всем черноморском побережье в эпоху правления Великих Комнинов и особенно с нач. XIV в. Такое изображение регулярно встречается на монетах - т. н. комниновских аспрах (aspra komnenata). Было ли это прямым заимствованием иконографии вмч. Георгия на коне, трудно сказать, поскольку образ всадника, поражающего дракона, широко использовался в имп. пропаганде и в иконографии др. святых, в частности, вмч. Димитрия Солунского (а текст Иосифа Лазаропула имеет ярко выраженную панегирическую направленность, включая в себя краткий энкомий почившему имп. Алексею II). Т. о., история с установлением праздника Е. 24 июня и особенно чудо о змее из Слова на рождество мч. Е. могут быть позднейшей интерполяцией ( Rosenqvist. 1996. P. 80).

http://pravenc.ru/text/187017.html

В соборе Св. Софии в Киеве один из приделов был посвящен Г., в нем сохранились росписи с житийным циклом святого. Из многочисленных церквей и мон-рей Др. Руси, построенных в честь великомученика, наиболее известны Юрьев мон-рь в Новгороде, в к-ром в день памяти святого служил новгородский владыка, церкви во имя вмч. Георгия в Ст. Ладоге и в Юрьеве-Польском. Георгиевский придел существовал в Благовещенском соборе в Кремле. «Чиновник церковный» (XVII в.) упоминает, что накануне 23 апр. «тамо всенощное бывает, а патриарх не служит там... а прежде сего служивал» ( Голубцов. С. 181). В 1626 г. в ц. Ризоположения в Кремле патриархом Филаретом был устроен придел во имя вмч. Георгия. Вмч. Георгий. Икона из Георгиевского собора Юрьева мон-ря в Новгороде. 30-е - 40-е гг. XII в. (ГТГ) Вмч. Георгий. Икона из Георгиевского собора Юрьева мон-ря в Новгороде. 30-е - 40-е гг. XII в. (ГТГ) Помимо широко распространенных переводных чудес Г. известно оригинальное древнерус. произведение - «Чудо о слепце», включенное в состав «Сказания, страсти и похвалы святых мучеников Бориса и Глеба». В нем повествуется о том, как один живший в Вышгороде слепец ходил в ц. во имя вмч. Георгия и молил святого о прозрении. Г. явился ему во сне и велел идти к мощам Бориса и Глеба, где тот и получил исцеление ( Абрамович. С. 59-60). Древнейший список «Чуда о слепце» находится в Успенском сборнике кон. XII - нач. XIII в. (Л. 22-22 об.). К XII в. относится известие одной из редакций Архангелогородского летописца о чудесном явлении и помощи Г. осажденным чудью новгородцам (Летописец, содержащий в себе российскую историю от 6360/852 до 7106/1598 г., то есть по кончине царя и великого князя Федора Иоанновича. М., 18192. С. 132). В 1271 г. кн. Довмонт с псковичами «пособием Святыя Троицы и славнаго великаго воина Георгия» победили немцев на р. Мироповне (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 3, 85). Покровителями рус. войска во время Куликовской битвы (1380) выступили Г., вмч. Димитрий Солунский и святые князья Борис и Глеб (БЛДР. Т. 6. С. 130-131).

http://pravenc.ru/text/162188.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010